«Глубоко сердце человека более всего… кто познает его?» «Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности…» ( Иер.17:9–10 ). В Библии постоянно повторяется эта мысль о том, что только Богу доступно проникать в сердца: «Ты испытуешь сердца и утробы, Праведный Боже» ( Пс.7:10 ). «Я есть испытующий сердца и утробы» ( Откр.2:23 ). «Господь испытует все сердца и знает все движения мысли» ( 1Пар.28:9 ). «Бог… Он знает тайны сердца…» ( Пс.43:22 ). Совершенно исключительное значение придается сердцу человека: только Богу вполне ведомы его тайны. Мы должны чувствовать теперь трепет благоговения перед этой таинственной глубиной в своем сердце и в сердце своих ближних. Здесь лежит истинная красота, истинная и вечная ценность человека. У ап. Петра, этого почти прозаического апостола, есть удивительные слова, полные вдохновенной поэзии, посвященные этому «потаенному сердца человеку». И здесь говорится прежде всего о человеческой красоте, о красоте женщин и их бессознательном стремлении украшать себя; вот эти слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, Не золотые уборы или нарядность в одежде, Но потаенный сердца человек, В нетлении безмолвного и кроткого духа, Что драгоценно пред Богом». ( 1Пет.3:3–4 ). Здесь собрано все самое ценное, что можно сказать о сердце; оно есть тайный центр человека; оно «безмолвствует», апофатически утверждает свою глубину; в нем скрыта нетленная красота духа, подлинная красота; и этот нетленный духовный центр есть абсолютная ценность, он «драгоценен пред Богом». Прозаически и апостол нашел самые поэтические слова для этой таинственной глубины! Интересно сравнить в этом пункте христианскую мистику с индийской. Прежде всего мы будем поражены совпадением путей и даже мистических символов. И оно неизбежно, если единый истинный Бог есть предел всех мистических устремлений, оно есть совпадение в истине. Но не следует скрывать от себя далее важнейших расхождений религиозных путей. Если христианство есть полнота истины, то было бы невероятно, если бы другие народы в своих религиях никогда и никак не приближались к этой истине; трудно не заметить такие приближения в мистериях Египта и Греции, в платонизме и неоплатонизме, наконец, в индийской мистике.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

За этими словами скрывается то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя! Мы не знаем, как бы мы повели себя в экстремальной ситуации. И Аврам не знал, как поведет себя Сара в Египте, согласится ли она спрятаться в сундук, потом назваться сестрою, рискуя быть разоблаченной. Когда Аврам увидел ее готовность всецело подчиниться ему, – а Сара, кстати, называла своего мужа «господином» ( Быт. 18:12 ), – то для него открылись новые качества этой женщины, ее духовная красота, которая проявлялась в безоговорочном послушании мужу… Поэтому он и сказал: «вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом». В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Саре: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3:3–6 ). Итак, в 13-й главе говорится о том, как Аврам с Лотом возвращаются из Египта, расходятся в разные стороны, Бог повторяет свои обетования Авраму, Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там жертвенник. И мы читаем 1-й стих: « И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг » ( Быт. 13:1 ). Как я уже вам пояснял, если в Библии кто-то уходит со Святой земли – то там сказано, что он «спустился», «сошел». А когда возвращается к Святой земле, говорится: он «поднялся», «взошел»… Так и в этом случае. «Итак, Авраам ушел оттуда, взяв с собой жену свою Сару, то есть главную, а не рабыню. Поэтому и сказано ему: слушай жену твою Сарру. Ведь та, которая освободилась от рабства грехов, получает главенство, а не рабство. Следовательно, крепкий ум берет с собой главную добродетель, то есть неопытную в телесных чувствах, которая не подчиняется им, все унесла с собой из Египта и ничего не оставила там из своих наук. Этот ум не окрашен неумеренностью, надменностью или бесчестной разнузданностью, но покрыт ревностным воздержанием и облечен в платье стыдливости» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Замысел Лескова не был реализован, однако подступы к повести о Марфе и Марии намечались в его творчестве неоднократно. В раннем романе «Обойдённые» (1865) эта тема воплотилась в образах двух сестёр – Доре и Анне, влюблённых в одного человека – Долинского. Различие между Марией и Марфой достаточно полно выражено в словах Доры: «я вот и назвала таких женщин Мариями, а нас – многоречивыми Марфами. Как это всё у неё просто, и всё выходит из одного люблю. – Почему люблю? – Потому что он такой недурненький и ласковый? А совсем нет! Она любит потому, что любит его, а не себя, и потом всё уж это у неё так прямо и идёт – и преданность ему, и забота о нём, и боязнь за него. А у нас пойдёт марфунство: как? Да что? Да, может быть, иначе нужно? И пойдут эти надутые лица, супленье, скитанье по углам, доказывание характера, и прощай, счастье» . На «многозаботливых Марф» и «безвестно совершающих своё течение Марий», которым «надо ликовать или мучиться» , поделил Лесков своих героинь в романе «На ножах» (1871). Однако деление это условное. Идеальные женские образы сочетают в себе то и другое: духовную сосредоточенность в любви к Богу и «многозаботливость» в деятельной любви к ближнему. В положительных типах писателю важна цельность личности – в её духовности и доброделании. Такова в романе Александра Ивановна Синтянина. Писатель создал идеальный образ русской женщины-праведницы. В портрете героини сквозь красоту внешнюю светится красота внутренняя: «Густые, светло-каштановые волосы слегка волнуются, образуя на всей голове три-четыре волны. Положены они всегда очень просто, без особых претензий. Всё свежее лицо её дышит здоровьем, а в больших серых глазах ясное спокойствие души. Походка её плавна, все движения спокойны, тверды и решительны» (9, 22). В героине нет ни тени какой бы то ни было «женской суетности» (9, 56) или кокетства. Она – словно живое воплощение всех тех драгоценных качеств, о которых писал апостол Пётр в наставлении женщинам-христианкам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4).

http://bogoslov.ru/article/4879210

И точно так же возможен грех со стороны недостаточности, хотя ношение одежд более грубых, чем носят другие, не всегда является грехом. В самом деле, если за этим стоят хвастовство и гордыня, желающие превозношения над другими, то тогда налицо грех суеверия, в то время как если это делается ради обуздания плоти или смирения духа, то тогда налицо добродетель благоразумия. В связи с этим Августин говорит: «Всякий, кто при пользовании преходящими вещами ограничивает себя больше, чем принято, или благоразумен, или суеверен» 639 . Более же всего ношение грубых одежд подобает тем, кто словом и примером призывает других к покаянию, как это делали пророки, о которых сказаны вышеприведённые слова апостола. Поэтому глосса на слова [Писания] ( Мф. 3:4 ) говорит: «Проповедующему покаяние приличествуют покаянные одежды». Ответ на возражение 3. Внешнее облачение свидетельствует о состоянии человека, и потому его избыточность, недостаточность и середина могут быть отнесены к добродетели правдивости, которую философ усваивает словам и поступкам 640 , [тоже] свидетельствующим о том, что связано с состоянием человека. Раздел 2. Можно ли полагать украшение женщин свободным от смертного греха? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что украшение женщин не свободно от смертного греха. В самом деле, всё, что противно предписанию божественного Закона, является смертным грехом. Но украшение женщин противно предписанию божественного Закона, о чём читаем: «Да будет украшением вашим», то есть женским, «не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде» ( 1Петр. 3:3 ). В связи с этим Киприан в своей глоссе говорит: «Облачающиеся в шелка и пурпур не могут искренне облачиться во Христа, украшающие себя золотом, жемчугами и безделицами утрачивают украшения ума и тела». Но всё это делается не без смертного греха. Следовательно, украшение женщин не свободно от смертного греха. Возражение 2. Далее, Киприан говорит: «Я полагаю, что не только девицы и вдовы, но также и жёны и все без разбору женщины должны знать, что им никоим образом не дозволено обезображивать сотворённое и созданное Богом, образованный Им прах при помощи жёлтых пигментов, чёрных порошков, румян и каких-либо иных красителей, которые изменяют природные свойства». И несколько ниже он добавляет: «В своём стремлении преобразовать то, что образовал Бог, они покушаются на Бога, оскорбляют произведение Божие, извращают истину. Как ты узришь Бога, когда очи твои уже не те, какими их соделал Бог, а те, какими их переделал дьявол ? Гореть тебе вместе с тем, от кого у тебя это украшательское искусство». Но всё это может быть сказано только о смертном грехе. Следовательно, украшение женщин не свободно от смертного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

История Авраама, которому Бог повелел идти в неизвестную землю, и вся история его потомков, боровшихся за эту землю, в христианстве переосмысливается как прообраз того духовного путешествия, целью которого является новая земля обетованная — Царство Небесное. В этом смысле можно говорить, что слова «ибо они наследуют землю» семантически близки словам «ибо их есть Царство Небесное». Речь идет об одном и том же обетовании, одной и той же цели. Кротость, наряду со смирением, является одним из тех качеств, которые отличают христианское представление о духовном совершенстве от аналогичных представлений в других религиозных и философских традициях. Ни в одной из них ни смирение, ни кротость не занимают первые позиции в списке добродетелей. В апостольских посланиях кротость становится одним из часто упоминаемых качеств, которыми должен обладать христианин: Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21). Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак. 3:13) . Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:3–4). Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10:1). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:1–3). Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко (Фил. 4:5).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет красота ваша не внешняя. не плетение волос или золотые уборы или одежда нарядная, – но внутренняя, в сокровенном сердца человеке, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа: вот что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, в уповании на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; и вы – ее дети, если добро творите и не смущаетесь ни от какого страха. Но и вы, мужья, обращайтесь разумно с женами, как с немощнейшим сосудом, воздавайте им честь, как сонаследницам благодатной жизни: так и вам не будет затруднения в молитвах ваших. Любовь и воздержание Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны. смиренномудры. Не воздавайте злом за зло или поношением за поношение; напротив, благословляйте, зная, что и призваны вы наследовать благословение. А кто «любит жизнь и хочет видеть себе дни добрые, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклонися от зла и сотвори благо; ищи мира и держись его: очи Господни на праведных, и уши Его к молитве их, лице же Господне против творящих зло» ( Пс.33, 36 ). И кто вас озлобит, если будете ревнители добра? Терпение в страданиях Если же и пострадаете за правду, то блаженны вы; страха же их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы дать ответ, с кротостью и благоговением, всякому, кто станет вас спрашивать, откуда и в чем упование ваше. Имейте добрую совесть, чтобы в том, за что злословят вас, как злодеев, постыжены были люди, порицающие доброе во Христе житие ваше. Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, а не за худые, ибо и Христос, чтобы привесть нас к Богу, единожды за грехи наши пострадал, праведник за неправедных, умерщвлен быв плотию. ожив же духом. Тогда и заключенным в темнице духам сошед проповедал, – тем, что некогда непокорны были ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, в строение ковчега, когда немногие, всего восемь душ, спасались в нем от воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Конечно, женам христианкам не легко было жить с мужьями язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонения пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен христиан и то, что мужья их «не покорялись слову» истины. Повиновение мужьям в соединении с житием чистым и богобоязненным (еже со страхом) могло облегчить им труд обращения мужей к христианской вере. Мужья без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедью Евангелия, могли быть привлекаемы к христианской вере жизнью жен. По жизни они судили о вере, убеждаясь в достоинстве и истине христианской веры благотворным влиянием её на жизнь. Видно, рассуждали они, христианская вера хороша и есть истинная вера, если исповедующие ее научаются ею проводить чистую и богобоязненную жизнь. Стт. 3, 4. Имже да будет (заботою) не внешняя, (не внешний человек, не) плетения влас и обложения злата, или одеяния риз, лепота, но потаенный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно. Женам, ведущим чистую и богобоязненную жизнь, свойственно заботиться не о внешнем человеке, или о телесной природе человека, а о внутреннем, сокровенном сердца человеке, о духовной его природе. Забота о теле побуждает жен, для угождения мужьям, или для удовлетворения своей суетности, прибегать к искусственным и часто разорительным средствам для украшения тела, каковы – многосложная прическа волос, золотые уборы, дорогие наряды. Жены христианские должны быть чужды этой заботы: они должны как можно проще причесываться и одеваться. Главным предметом заботы для христианской жены должен быть сокровенный сердца человек, т.е. душа, сокрытая в теле, сердце человека. Украшения телесные бросаются в глаза людям, производят на них приятное впечатление, вызывают похвалы со стороны ценителей наружности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Словом: кто бы мы ни были, слушатели, чтобы ни делали, мы должны каждый час и минуту, при всяком действии и помышлении, всегда иметь пред очами, пред душею нашею благую, угодную и совершенную волю Божию, дабы во всем соображаться с оною. Ты отец семейства? Управляй оным так, как будто бы сам Бог купно с тобою занимался домашними делами твоими; ибо Господь любит обитать в добрых семействах. Не трать времени на пустые посещения чужих домов и живи почаще в своем; смотри за поведением каждого члена семейства; назначай каждому приличные занятия, и особенно, малолетних детей воспитывай более сам вместе с доброю супругою твоею, нежели чрез наемных учителей; ибо, хотя бы они и хороши были, но все они не родные отцы детей твоих. Ты женщина или девица? Не трать времени на уборы, на украшения внешние, кои выдумывает суетливая прихоть на соблазн неопытных; но представляй собою живой образец внутренней блаженной красоты, которая без слов, а по одному взгляду на тебя научила бы других житию чистому и богобоязненному. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, говорит ап. Петр, не золотые уборы, не наряды в одежде; но одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшайте себя добрыми делами, в нетлении кроткого и молчаливого духа, еже есть многоценно пред Богом ( 1Пет.3:1–4 ; 1Тим.2:9–10 ). Ты пожилой человек! Не помышляй в себе: я много трудился на своем веку; теперь для меня время покоя, бездействия. Нет! покой твой за гробом; а здесь, пока бьется сердце в твоей груди, пока ты носишь голову, украшенную почтенными сединами, ты должен вести себя так, чтобы твой вид, твое лице служило живою путевою книгой для людей молодых, только что вступающих на стезю, которую ты давно уже прошел. Ты юноша или дитя? Не трать времени на пустые забавы и рассеянность. Ты собираешься жить; следовательно, ты должен все заготовить для жизни. Ибо ты подобен человеку, который предприемлет дальний и многотрудный путь, подобен корабельщику, который пускается в открытое, бурное, глубокое море. Как бы ты ни был малосмыслен по причине малолетства своего, но всегда можешь рассудить и угадать: что постигнет путешественника, который отправился в дорогу, ничего не припасши? Тоже самое помышляй и о себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

То же учение высказывали и апостолы. Нужно только заметить, что их слова направлены против неправильных отношений между мужем и женой, образовавшихся под властью греха. Чтобы уничтожить деспотизм мужа, апостол предписывает ему любовь к жене: мужие, любите своя жены. Чтобы уничтожить в жене стремление к преобладанию над мужем, он высказывает ей основание, по которому она должна подчиняться мужу: хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог… Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа ( 1Кор.11:5, 7-9 ). Чтобы уничтожить все хитрости кокетства, в которых выражается стремление женщины к преобладанию, апостол высказывает желание, чтобы жены, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами. Что этим наставлением он желает прекратить стремление к преобладанию, видно из следующих слов его: “жене не позволяю властвовать над мужем” ( 1Тим.2:9-12 ). Но здесь порабощение женщины, скажете вы? Нет, апостол в этом же месте указывает для неё обязанность, исполнение которой служит её величием и для исполнения которой скромное положение её послужит только средством. Он говорит, что жена должна послужить спасению мужа, совершая в то же время и собственное свое спасение, чадородия ради. Спасение это, по исполнении времен, одна Жена, обрученная Святому Духу, даровала миру, родив Спасителя; вслед за ней и всякая женщина в каком бы положении жизни она ни находилась, может даровать это спасение по-своему, уча мужа познавать Спасителя и любить Его. Вот её обязанность, или, лучше сказать, преимущество – посвятить себя не только утешению страждущего человека, но еще и на дело спасения человека падшего. Женщина, таким образом, по учению Св. Писания, подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха. Каждое существо создано сообразно со своим назначением, потому назначение каждого существа обнаруживается в его наклонностях, проявляется в его стремлениях. К чему влекут женщину её наклонности?

http://azbyka.ru/naznachenie-zhenshhiny-...

Эти два принципа – повиновение и любовь – затрагивают животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю своего мужа, чтобы жить для него?» В свою очередь муж спрашивает себя: «Достаточно ли я сильно люблю свою жену, чтобы умереть за нее?» Упомянутые принципы можно назвать каркасом богобоязненной семьи. К нему можно причислить взаимное уважение, приятные воспоминания. Имущество такого рода не разрушается житейскими невзгодами. 5. Строительный материал семьи Строительный материал семьи: богобоязненное поведение жены в приобретении своего мужа для Господа, внутреннее и внешнее отношение жены к своему мужу: достойно представлять своего Господа словами, действиями и одеждой, но наипаче «нетленной красотой кроткого и молчаливого духа»; отзывчивость жены к нуждам своего мужа, делание добра без смущения и страха; благоразумное отношение мужа к своей жене, хорошее знание ее, чуткий дух, участие, забота о ней; оказание чести своей жене Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж? При постройке здания семьи апостол Петр советует иметь в виду следующие моменты. Во-первых, богобоязненным житием жена должна приобрести своего мужа для Господа. «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет. 3, 1–2 ). Здесь апостол указывает на поведение, на образ жизни жены, ибо им приобретается для Господа ее муж. Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, нет, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви. Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу? Второй важный момент в строительстве прочной семьи апостол видит в отношении жены к своей жизни. " Да будет украшением вашим, – говорит он, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет. 3, 3–4 ). В первую очередь следует отметить, что апостол ничего не имеет против приятной наружности жены. Кажется, его слова можно понять так: «Да будет украшением вашим не только внешнее...» Наружность наша важна, но она не является самым главным. Если Господь призвал нас быть Его посланниками, то мы достойным образом должны представлять своего Господа. И это касается не только наших слов и наших действий, но и нашей одежды. Одеваться нужно скромно, но изящно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010