-С домашними обязанностями понятно, а как быть с проявлениями религиозности дома? Например, с утренней и вечерней молитвой, молитвой перед принятием пищи? -Нужно все это делать так, чтобы не доставлять дискомфорта близким. Если жена в приказном тоне мужу говорит: «Сделай тише телевизор, я молиться пошла, ты мне мешаешь», то, наверное, у него это вызовет негативную реакцию. А если женщина тихонько удалится в спальню или на кухню, закроет дверь и помолится, никому не мешая, то и ей никто мешать не захочет. Деликатность в поведении должна быть. Если же условия проживания настолько стесненные, что уединиться для молитвы совсем нет возможности, то на начальном этапе воцерковления можно читать сокращенное правило или читать его днем, когда муж на работе, дети в школе. Что касается молитвы перед едой, на первых порах домочадцы, может, и будут смотреть на это с удивлением - до этого жили, не молились - и ничего, а тут вдруг... Но постепенно они привыкнут. В общем, необходимо искать варианты, чтобы исключить претензии к себе, чтобы церковная жизнь не доставляла другим неприятные эмоции. Этот этап очень важен. От того, как женщина будет вести себя в самом начале воцерковления, зависит то, как вообще ее близкие впоследствии к Церкви будут относиться. -То есть мужья, которые агрессивно настроены к Церкви, такую реакцию нередко вырабатывают не потому, что Церковь им чем-то не угодила, а потому, что они столкнулись с неправильным поведением своих верующих близких? -Совершенно верно. Когда жены начинают возвышаться, противопоставлять себя им: «Мы теперь сыны Божии, а вы - сыны дьявола», они унижают этим мужей. Таких высказываний - «Вы ничего не соображаете, вы - несчастные, погибающие в дьявольских сетях люди, а вот мы - правильно живем» - быть не должно. Помните, какое наставление дает апостол Петр? Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям (1 Пет. 3, 1-6). О чем он здесь говорит? Живите благочестиво, свято, и постепенно люди убедятся, что все негативные представления о Церкви - это продукт информационной политики ее врагов. Когда в Священном Писании говорится о том, что неверующий муж освящается женою верующею (1 Kop. 7, 14), то имеется в виду ее образ жизни, ее правильное хождение перед Богом, ее молитвы, любовь, доброта, смирение и мудрость в устроении дома. А что значит возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 31)? Это значит желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Надо различать, чего мы хотим: чтобы наши близкие спаслись или чтобы их поведение не доставляло нам дискомфорта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Строго говоря, ни каноны, ни правила Православной Церкви никак не регулируют вопрос пляжной одежды. Церковь просто никогда не задумывалась над этим вопросом. Есть некоторые общие указания относительно одежды женщины-христианки. Обратимся к Священному Писанию. Апостол Павел указывает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10).  Есть указание и на то, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11,5), поэтому православные христианки призваны молиться с покрытой головой. Все предельно понятно и не требует лишних размышлений. Также общеизвестно, что женщина должна находиться в храме не только с покрытой головой, но и в юбке. Хотя относительно юбки вопрос достаточно спорный. Многие противники брюк ссылаются на каноны, запрещающие женщине носить мужскую одежду. Но брюки, которые носят современные женщины, никакого отношения к мужскому гардеробу не имеют. Попробуйте одеть мужчину в женские брюки или джинсы. И смех и грех получится. Но я все же отношу себя к противникам брюк в храме. У меня свои аргументы на этот счет. Каждому месту приличествует определенный вид одежды. На светские приемы ходят в костюмах и вечерних платьях, на стадион – в спортивном костюме, в горы лезть удобней в специальной одежде, а военные и вовсе на службе только в форме ходят. Также и храму приличествует определенный вид одежды, который был описан выше. И нет никакого смысла в угоду чьему-то хотению отступать от древних благочестивых традиций. Но чтобы не подумали, что я говорю исключительно о женской одежде, то скажу, что и мужчинам оголяться в храме тоже нельзя. Никаких маек-безрукавок, шорт, бриджей. Главное правило – одежда для посещения храма должна быть скромной, т.к. в храм мы идем для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-na-plyazh...

Тоже знаменует и чернеческая власяница — символ отречения от собственной воли; ибо пишется о сем: «се красен в одежди своей невольной». Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поелику связанный был водим, по писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет Себя царем». И это было согласно с пророчеством: «связати цари их путы» (Псал. 149:8); а носил Христос сии узы для того, чтобы поношение Адамово дать царям вместо узды, ибо они, нося такие путы при своем сане, чрез сие спасаются. Посему и монахам заповедано носить аналавы т. е. плетенные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефуд означает то событие, когда Христос стал пред архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефуд; тогда иудеи, закрыв платом лице Его, говорили: «прорцы нам, Христе, кто есть ударяй Тя?» (Мф.26:68) — ибо они прорицали, смотря в ефуд. По сему образу у чернца малая мантия, не на персях и не на лице, но за спиною, чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон. — Кидарь же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на Него терновый венец, — почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четыресоставная же риза Аарона — означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира; воины же Христовы — это монахи, которые носят четыресоставную мантию: ибо мантия называется покровом Божиим, по образу распростертого над Израилем облака в пустыне, монахи же суть новый Божий отрок — Израиль. Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их кресту; это — монашеский куколь, который в отношении к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а в отношении к новому — образ Христова смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Увы! в этом отношении, в наше время, по крайней мере, заграницей, больше всего грешат те, которые прежде отличались наибольшей религиозностью и духовным тактом и чуткостью – женщины. В летнее время года жутко бывает видеть с каким безстрашием входят они в храмы Божии, не только не одетые прилично, как того требует святыня храма, а даже полураздетые, с непокрытой головой, вопреки ясному повелению Слова Божия, требующего, чтобы женщины покрывали свою голову, как это искони было принято у нас на Святой Руси, и как этого правила придерживаются заграницей даже римо-католики, и протестанты и всякие сектанты, в прямой укор нам, православным. (См. 1 Коринф. 11, 3–15). А уж вхождение в храм женщин с юбками выше колен или в мужских брюках – полное неприличие, которого могут не чувствовать и не замечать только те, для кого правила приличия совсем перестали существовать. Слово Божие прямо повелевает женщинам-христианкам приносить молитвы Богу  «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием»   ( 1Тим. 2, 9 ). Еще в Ветхом Завете было повелено Богом:  «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всякий делающий сие»   (Второзак. 22, 5). То же самое повелевают и наши церковно-канонические правила:  «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную»   (Правило 62-ое Шестого Вселенского Собора и правило 13-ое Гангрского Собора). Женщины-христианки должны всегда помнить, что храм Божий это не бал и не театр, куда приходят светские «дамы» для того, чтобы показать свои «наряды» и привлечь на себя общее внимание. Храм – это дом молитвы, и в нем все должно быть направлено к тому, чтобы помогать друг другу не разсеиваться, не отвлекаться ничем, а наоборот – сосредотачиваться в молитве. И вообще, христианкам во всякое время надо чаще приводить себе на ум наставление св. Апостола:  «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно пред Богом»  ( 1Петр. 3, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1Тим.2:9 .  чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 1Тим.2:10 .  но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. 1Пет 3:3–6 ), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под « добрыми делами» разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность. 1Тим.2:11 .  Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 1Тим.2:12 .  а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в 1Кор.14:34 и сл. « Властвовать над мужем» ( αθεντειανδρς), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании. 1Тим.2:13 .  Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 1Тим.2:14 .  и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; Почему женщина не должна становиться выше мужчины – апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина – об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим ( Рим.5:12 ) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи. 1Тим.2:15 .  впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. В « чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: « если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении « чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гораздо опаснее будет ситуация, когда женщина сама начнет лелеять в себе женственность, без поддержки мужа, или если мужчина единолично начнет заботиться о сохранении в себе мужественности (пол трактует ее по-своему). Женщина в таком случае начнет чрезмерно увлекаться салонами, одеждами, косметикой, а мужчина будет хорохориться, посматривая в сторону молоденьких девушек. Каждый начнет самоутверждаться, ибо страшно потерять жизненную силу пола. Только не говорите в связи с вышесказанным о половых излишествах и злоупотреблениях, которые так часты в наш злосчастный век, не говорите о половой распущенности и несдержанности – это иная тема. Злоупотребления существуют на всех уровнях. Даже Библия в нечистых руках превращается в искусительную книгу, но это не мешает нам пользоваться ею во спасение. И не стоит приводить цитату из 1 Послания к Тимофею о том, что женщине подобает украшать себя не плетением волос, а добродетелью – эта цитата о другом. Я могу напомнить евангельский текст «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Эти слова Христа, понятые так же буквально, как цитата о плетении волос, неизбежно выведут за рамки православного миропонимания. Природу можно и должно обуздывать, но ее опасно игнорировать. Так, может, не стоит превращать воцерковленных женщин в бесполые существа? Да, пол страшен своей стихийной мощью, но его надо приручить, как дикого зверя, а не убить. Даже в монашестве происходит не убийство его, а преображение, перерастание – т.н. сублимация. Не зря же душу называют невестой, именно невестой, Христовой. Скопцы для Царствия Небесного не отсекают пол, не оскопляют себя в физиологическом смысле этого слова – а ведь это было бы самым простым способом избежать всех половых искушений. Семейным же можно (и должно) укрощать в себе пол, отдавая его в собственность мужу или жене, «даря» его, посвящая своей половинке. Таким образом, половые параметры своей души человек настроит на одного единственного партнера – своего супруга. Посторонние мужчины и женщины тогда будут восприниматься не иначе, как просто люди.

http://azbyka.ru/semya/muzhu-nuzhna-zhen...

2, 20). Женам и мужьям… От общих наставлений об отношении к правителям и начальствующим апостол плавно переходит к наставлениям о семейной жизни. И в семье христианин — это прежде всего пример добродетели: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1–2). Апостол дает краткий, но удивительно полный ответ на вопрос, как относиться жене к неверующему мужу. Главное украшение жены-христианки — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3–4). Мужьям же нужно обращаться благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7). Немощнейший сосуд… Давайте представим красивую хрустальную вазу. Если обращаться с ней неаккуратно, то она попросту разобьется. Если человеку свойственно заботиться о неодушевленных вещах и предметах, то тем более мужья должны заботиться о своих женах. Все же вместе мы должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство (1 Пет. 3, 8–9). Ведь гнев и злословие — одни из самых распространенных и тяжелых грехов, поэтому к то любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10). Христиане и гонения Если мы исполним все это, то гонения будут уже не страшны: кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет. 3, 13). Зло не может победить доброй христианской жизни, потому что это жизнь в Боге. Поэтому христиане должны быть всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Главное свидетельство веры и упования — добрая жизнь. Апостол Петр несколько раз повторяет эти слова в Послании, потому что только это может опровергнуть все обвинения против христиан.

http://pravoslavie.ru/70327.html

— Туркмен заходил, — скривился Криницын, садясь. — Он, понимаешь, про канал пишет. — Про какой канал? — Не знаю. Да он и сам не знает. — Криницын пожал плечами. — В сущности, там у них один канал — Каракумский. Я и говорю: давайте не будем тень на плетень наводить, а так и скажем: Каракумский канал. А потом уже про героизм его строителей. Нет, говорит, Каракумский не хочу… Мол, у них про Каракумский канал только ленивый не писал… нужно что-нибудь оригинальное. Уперся как баран. Ну, давай. — С наступающим, — повторил Бронников, поднимая стакан. — Чтобы в этом году!.. — А! — почему-то отмахнулся Криницын, кривясь. — Давай уж, чего там! И тут же запрокинул голову, и только движение кадыка отметило, что напиток пролился по назначению. — Дописал, значит? — спросил он затем, жуя дольку лимона и морщась. — Ну да. Две трети… по договору ведь так? — По договору так, — согласился Криницын, вновь разливая коньяк по стаканам. — Не очень гонишь? — поинтересовался Бронников. — Ладно, чего там… Давай!.. Он выпил, поставил пустой стакан и потянулся к телефону. Нетвердо суя палец в отверстия диска, набрал номер. — Галя?.. тут это… Бронников пришел… К тебе?.. Ну хорошо. — Положил трубку, посмотрел почему-то не на Бронникова, а куда-то в угол комнаты и сказал: — Ты потом это… к Гале поднимись. К секретарю. — Зачем? — Не знаю, — скривился Криницын. — С договором там чего-то… не знаю. Ладно, давай. — Погоди, — сказал Бронников. — Яша, ты рукопись-то смотреть будешь? Или как? А то мы сейчас с тобой назюзимся, так и… — Не назюзимся, — возразил Криницын и тут же выпил. Между тем Бронников видел, что его окончательно повело: Криницын что-то бормотал и то и дело вытирал мокрые губы ладонью. Потянул к себе папку, раскрыл и проговорил так удивленно, как будто впервые видел название: — «Хлеб и сталь»! Ишь ты!.. Бронников сдержанно прокашлялся. Но редактор ничего больше не сказал. Кое-как завязал тесемки и отодвинул. — Вот ты даешь дрозда! — не выдержал Бронников. — Как в первый раз видишь! Криницын поднял мутный взгляд.

http://azbyka.ru/fiction/pobeditel/5/

авт.) –распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна» «четырехсоставная же риза Аарона означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира» мантия - облако покрывавшее Израильтян «ефод с двумя камнями» ( наперсник судный - прим. авт.) - пророчество «а ефод означает то событие, когда Христос стал перед архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он смотря в ефод» по толкованию святителя Кирилла ветхозаветный ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон» цепочки наперсника («золотые ободы») «принужденное изгнание из рая грешника» «ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет себя царем» «посему и монахам заповедано носить аналавы, т.е. плетеные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания» подол (омет)  «это Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада» «омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на небеса» «смотри, как Он тебя, - попавшего к разбойникам,- взимает на Себя, - тебя, которого не могли исцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою за людей, чрез учение извлекая их из ада греховного» кидар «головной покров, - это осенение Святого Духа» «кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец» «почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос»     Толкование святителем Кириллом Туровским одежд первосвященника   относится к одним из наиболее интересных примеров его экзегезы и красноречия. Вероятно, требованиями красоты слога была обусловлена некоторая усложненность толкования, его не совсем полная и систематически изложенная структура, например, не все части облачения первосвященника получили в толковании символическую связь с событиями грехопадения первых людей.

http://bogoslov.ru/article/3346513

Восторженно хвалебный отзыв язычника Ливания о христианских женщинах дает нам повод представить ту резкую противоположность, которая существовала между христианскими женщинами и их современницами – женщинами-язычницами и большею частью из одного и того же высшего класса общества. Между тем, как знатная римская женщина-язычница думает только о нарядах и уборах, мучится и беспокоится из-за того, чтобы окрасить волосы в модный рыжий цвет, золото, жемчуг и другие драгоценности носит даже на обуви, – украшение женщины-христианки составляет ь согласно заповеди апостола: «не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого, молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Петр. 3: 3–4 ). В то время, как язычницы в порыве бешеной радости с шумом веселятся на своих праздниках в честь богов, христианские жены и дочери сидят дома, занимаясь вязаньем и тканьем, услаждая и освящая свою работу пением священных гимнов. В то время, как знатная римлянка несется на носилках, знаменитая христианка Павла с религиозною целью проезжает всю Палестину верхом на осле. В то время, как язычница подвергает смерти для своего удовольствия пятьсот рабынь, христианка Меланья прокармливает в Палестине пять тысяч верующих христиан. В то время, как язычница Поппея держит пятьсот ослиц, чтобы купаться в их молоке для поддержания своей красоты, Фабиола является в Рим, неся на своих плечах бедных, покрытых проказою, расслабленных болезнью и помещает их в основанный ею госпиталь. В то время, как знатная римлянка присутствует на жестоких гладиаторских зрелищах и раздает знаки одобрения победителям, Мелания переодевается рабою, чтобы снести в темницу пищу христианским пленникам. Между тем, как в сердце пресыщенной удовольствиями язычницы царит суровый эгоизм 6 , Павла продает все, чтобы отдать бедным, и даже занимает, чтобы самой ссудить. «Берегитесь, – пишет ей по этому случаю блаженный Иероним . – Сказано: «у кого есть два платья, пусть отдаст одно», а вы даете три!» – «Что ж такое! – восклицает она. – Буду ли я доведена до нищенства или до займа, семейство будет платить всегда моему заимодавцу и поможет мне сыскать кусок хлеба; но если бедный, оттолкнутый мною, умрет с голоду, кто ответит за его смерть, как не я?»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010