Эстетическая окрашенность истины в христианском мироощущении проявилась сразу во всей полноте. Первоверховные апостолы Петр и Павел в своих посланиях дали законченное учение о духовной красоте: “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет 3:3; 1 Тим 2:9). Впоследствии понятие красоты настолько срослось с понятием духовного, нравственного, что уже в русском языке славянская доброта, соответствующая греческому kalTj (красивый), из эстетической категории трансформировалась в нравственную категорию блага. Естественно поэтому, что с самого начала христианство противопоставило развитому в античной риторике вкусу к прекрасному свой литературный принцип, выраженный апостолом Павлом: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении духа и силы” (1 Кор 2:4). Однако в процессе принятия и адаптации Церковью античной культуры, который проходил на протяжении III–IV вв. далеко не безболезненно, проблема прекрасного вновь оказалась значимой для христианского мироощущения. Как отголосок этой, оставшейся в тени тринитарных и христологических споров, нереализованной полемики, в речах Златоуста нередко звучат хотя и спонтанные, но четко сформулированные эстетические суждения. Эталон христианской словесности — Священное Писание — привлекает людей не риторическими находками, музыкальностью стиха или красивой символикой, что ценится в светской литературе, но — содержанием. “Свя­щенное Писание, — подчеркивает Златоуст, — не стремится к красоте слов или их сочетаний, оно имеет в себе Божественную благодать, которая сообщает яркость и красоту словам его” 8 . Божественная истина воспринимается не одним только рассудком, она вызывает ни с чем не сравнимое эстетическое удовлетворение как высшая красота. Красоту слова святитель Иоанн Златоуст в соответствии с христианским мироощущением понимает не как изящное плетение риторических фигур и даже не как глубокие поэтические переживания, передаваемые оратором, но как красоту Истины, выраженной словами человеческого языка. Поэтому неудивительно, что христианскому ритору Златоусту был чужд подчеркнутый артистизм язычника Ливания, чуждо публичное самолюбование учителя, от которого он перенимал секреты ораторского искусства.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

3, 1-3). Потому-то св. апостол и полагает для них правилом украшать себя не внешним плетением волос, не золотыми уборами, не нарядами в одежде, и не светским образованием, но благочестием и скромностию, - сокровенным сердца человеком в нетленном украшении кроткого и спокойного духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3, 3-4). Как, в самом деле, величественна была бы женщина в таком преукрашении! Она была бы больше обыкновенного существа: каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы к ней во всех доверенность и уважение. Самая застенчивость и робость, на которые смотрят ныне как на недостаток образования, имели бы особенную прелесть и силу убеждения. Кроткая Есфирь, являясь к престолу Артаксеркса, не в силах будучи вынесть грозного его величия, приходит в замешательство, падает от страха - и этим обезоруживает его и довершает над ним свое торжество. Так, в благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно; она побеждает самыми своими немощами. Но если где имеют силу женщины, то особенно там, где только что загорается луч жизни; там они бывают первыми деятелями. Обыкновенно первые начатки воспитания детей получаются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе как-то больше проявляется то, что уже подготовлено было в детстве. Если дети с матерним молоком будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добродетелию и укоренены в страхе Божием, то они принесут семействам и обществу благословенные плоды мира. Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а ему же дань, дань; а емуже страх, страх и емуже честь - честь (Рим. 13, 7). Но когда дети растут на дикой лозе и лишены животворной влаги - чего можно ожидать от них полезного? Из них выйдут тунеядцы, или зловредные члены общества: еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы (Мф. 7, 16)? Не очевидно ли, что сумма добра или зла слагается из частных интересов, которые матери приносят обществу в лице своих детей? Итак, две обязанности - супруги и матери - одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2029...

Александр Нотин ВОСПИТАНИЕ ДУХА ВОИНА Пособие для военно-патриотических клубов По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13) «Человек — это тот, кто познал себя» святые Отцы православия Москва, 2016 УДК 37.017.4 ББК 74.200.50 А. Нотин. Воспитание духа воина: пособие для военно-патриотических клубов. — М.: Школьные технологии. — 92 с. ISBN 978-5-91447-160-3 © Нотин А., 2016 © Школьные технологии, 2016 ВОСПИТАНИЕ ДУХА ВОИНА Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленой красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петра, 3:3–4) «Человек — это тот, кто познал себя» Пимен Великий В книжке представлены фотографии военных лет. Они необычны, их сняли как будто только вчера. Все — живые и нестандартные, все — дышат. Что же делает их такими? Высокий воинский дух героев. Они разные по возрасту, но их роднит единый и крепкий духовный стержень. Он возник потому, что Великая Отечественная война стала для нашего народа Священной. Её так и называли — Священная война. Правое дело, стремление освободить страну и людей от фашистского агрессора сформировали в сотнях тысячах советских людей религиозное чувство. На полях войны они ощутили Бога, Его любовь и поддержку — и победили. Непостижимы пути Господни!.. Народ России начинал борьбу под знамёнами официальной атеистической пропаганды, а заканчивал её открытым посещением храмов на освобожденных территориях!.. А.И. Нотин Клятва на могиле А.В. Суворова. Ленинград, осень 1942 г. Введение Зачем современному образованному человеку знать свою душу? И надо ли? Конечно, надо. И не просто надо, а жизненно необходимо. Знание это для человека нынешнего времени чрезвычайно важно и спасительно. Почему? Говорят: чужая душа — потёмки. Однако нетрудно убедиться, что человек и свою душу знает плохо. Великий учитель православной Церкви Иоанн Златоуст говорил: «Вот, стар я уже, а до сих пор не знаю, что такое душа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Александра 11 июля 2010, 13:16 Когда есть ВКУС к одежде и моде, то вещей много не надо!!! Ольга 10 июля 2010, 21:30 Как верно слово святителя!Ввели в советскую пору моду на капроновые чулки – теперь женщины страдают от болезней вен, ввели моду на короткие юбки, прозрачную одежду - и кривая преступлений и маниакальных расстройств выросла. Девчонки такие брюки и юбки носят,что если наклоняются, то сзади стоять стыдно, хочется своим подолом прикрыть.Ввели моду на короткие топики- и стало больше болезней почек.Ввели моду на худобу и на узкие, нарушающие кровоснабжение брюки и юбки, и возросло количество бездетных.Ввели моду на татуировки и серьги по всему телу, даже на пупках – и возросло количество проблем во время родов. А какой ущерб принесла нашей стране мода в стиле «унисекс», внедренная в советскую пору! Все ходят в брюках и растет число перверсий.Ввели моду на готический стиль в одежде– и возросло количество суицидов и депрессивных расстройств. Ввели моду в стиле «рок», а вместе с ним, в Россию пришли наркотики.Слава Богу, сейчас появились примеры и хорошего вкуса, магазины и выставки для православных. Максим 10 июля 2010, 19:28 А на исповеди приходится говорить батюшке что согрешил одеждой. Ольга 10 июля 2010, 09:23 Лариса, я не думаю что красивая одежда и модная одежда это одно и тоже :) Ольга 10 июля 2010, 00:56 Господь и святитель Николай указывают на то, что грех обольщать и привлекать взоры, ходить с поднятой головой, величаться перед людьми дорогими одеждами, грех стяжать без меры красивые цепочки , серьги, ожерелья, лишая себя и родных ради этой страсти хлеба насущного. Перед Господом мы должны предстоять в естественном и достойном виде. Я вот знаю одного нищего,именем Сергий, побирался он в лохмотьях,спал летом в кустах, зимой - в полуразрушенном доме, но каждое воскресение мылся у одной благочестивой старушки, у которой паспорт хранил, и наряжался в брюки со стрелочкой и в рубашку белую, бороду и челку в порядок приводил, ботинки до блеска чистил.Люди его не узнавали, так он преображался. А глаза он всегда долу держал, редко на кого взгяд свой вскидывал.Даже когда постродал от злых людей и охромел, порядка этого держался. Церковь- дом Божий, а потому, отправляясь на поклон к Богу и для общения с Ним в Таинствах и молитве, одеваться надо красиво и празднично.А красиво у нас на Руси, то, что нарядно, целомудренно и скромно. Конечно, украшать себя надо не плетением волос и не дорогими нарядами, а добродетелями, но и приходить в Церковь ненарядной и некрасивой, в чем на грядках трудничаем- неверно. Простите.

http://pravoslavie.ru/36038.html

Апостол Павел придавал браку значение Таинства, уподобляя его тайне единства Христова в Церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 22 – 25 , 31 – 32 ). Апостол Павел осуждает также «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4, 2 – 30 ). Христианский брак, в соответствии с учением Церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Совершителем этого Таинства является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью, дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в Таинстве Браковенчания испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Брак признаётся Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквях. Впрочем, в Католической Церкви в Средневековье существовали на сей счёт разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указаний на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством в Католической Церкви принадлежит уже Тридентскому Собору (1545 – 1563 гг.). При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1438 г.) Соборов. В протестантских Церквях имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признаётся. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнешим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 1 – 4, 7 ). 54. Заключение брака в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Из проведенного анализа автор делает попытку построения некой концепции, касающейся отдельных вопросов как происхождения человека, так и первородного греха. Замечательно также и то, что автор анализирует и концепции других мировых религий, критически рассматривая их с православных позиций. Хочется надеяться, что этот, несомненно важный и актуальный труд, будет принят и оценен читателями. 22 мая 2007г. Игумен Гурий (Малешин) , клирик Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии. Посвящаю сей труд своей любимой жене, ведущей богобоязненное житие , и украшением которой является не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом ( 1Петр. 3:2–4 ). Благодаря ее помощи, а также христианскому терпению, и была написана эта книга. Предисловие Вопросы происхождения и падения человека, изложенные в Библии , издавна занимали умы религиозных философов и богословов. Отцы и учители христианской Церкви дали обстоятельное толкование основных вопросов этих тем. Однако, поскольку в Библии отдельные аспекты рассматриваемой тематики изложены только в общем виде, это, в силу ограниченности человеческого естества, допускает их различное толкование. Поэтому, в православной антропологии, посвященной данным аспектам, также имеются различные частные мнения. В настоящей работе сделана попытка систематизации и анализа некоторых точек зрения по отдельным вопросам создания и грехопадения человека, а также передаче последствий первородного греха в роде человеческом. В первой части книги кратко рассматриваются общие вопросы творения Богом мира. Несколько более подробно представлен анализ особенностей создания человека: его место в творении, соотношение образа и подобия Божиего в человеке, этапы создания человека. Во второй части книги 1 говорится о грехопадении в раю Адама и Евы и последующих за этим резких изменений в жизни человека. Эти изменения затронули как физический, так и духовный мир не только прародителей, но и всего человеческого рода в целом. Святой апостол Павел говорит: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков ... преступлением одного всем человекам осуждение ( Рим. 5:12,18 ). Иными словами, последствия первородного греха передаются всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит Иларион: Если муж так поступает со своей женой, он совершает большой грех. Думаю, что такие мужья заслуживают церковного наказания. Е. Грачева: Иными словами, таких мужей можно вразумлять, объясняя, что есть разница между профилактическими процедурами красоты и вмешательством в Божий замысел? Митрополит Иларион: Святой апостол Петр в одном из своих посланий пишет, что украшением женщины является не плетение волос, а нетленная красота кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3:3-4). И та духовная красота, которая отличает некоторых женщин, совершенно несравнима с красотой физической, которую можно приобрести путем пластической операции. Е. Грачева: И, кстати, те мужья, которые настаивают на улучшении внешности жены, обычно сами с годами не становятся ни красивее, ни моложе. Хочется перейти к теме футбола, который по-прежнему охватывает все наши города и веси. Пришла новость, что в Саранске священники епархии при поддержке Министерства обороны облетели с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение» главные спортивные объекты мордовской столицы. Как Вы относитесь к подобного рода акциям? Митрополит Иларион: Я отношусь к ним положительно. Во-первых, потому что всякое благословение Церкви, которое преподается на то или иное дело, не остается тщетным, а во-вторых, потому что очень уважаю главу Мордовской митрополии владыку Зиновия. Я его хорошо знаю: это человек образованный, который внес большой вклад в развитие теологического образования, кроме того, он профессиональный музыкант, окончил консерваторию по классу скрипки и до сих пор иногда берет в руки этот музыкальный инструмент. Думаю, что такой архиерей никогда плохого не посоветует. Если он благословил начинание, то для этого были серьезные основания. Е. Грачева: Владыка, а теперь — к хорошим инициативам, идущим от законодателей. Отныне в нашей стране все альтернативные устройства для курения, в том числе вейпы — электронные сигареты, будут приравнены к табачной продукции, то есть на них распространяются те же запреты. Иными словами, теперь, зайдя в ресторан, нельзя будет увидеть человека с электронной сигаретой. Инициатива хорошая, но, с другой стороны, голь на выдумку хитра, особенно в нашей стране, — сначала были кальяны, потом вейпы. Как Церковь предлагает в корне бороться с пагубной привычкой к курению?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5235256...

Многого надо остерегаться. Оскверняется душа и от чтения книг, смакующих плотские страсти, от воззрения на бесстыдные изображения. Есть скверна и у философов, восхваляющих грубый эгоизм, подобно Максу Штирнеру 10 , и право сильного, как в философии Ницше 11 , идейного отца немецкого нацизма. Мы оскверняем свою душу всякий раз, когда прислушиваемся к сплетням и клевете, а тем более когда сами становимся причастными к ним. Оскверняемся сквернословием, к которому так привыкли многие из нас, ибо Господь сказал, что не только всякое злобное, злое и нечистое слово, но даже «всякое праздное слово» в Его глазах тяжкая вина (см. Мф. 12:36 ). Будем же избегать бесстыдства, которое вы видите вокруг себя. Разве это не скверна – множество бесстыдных полуголых женщин на улицах? Помните, что говорил апостол Павел своему ученику апостолу Тимофею о том, как должны одеваться женщины. Он писал, чтобы Тимофей следил за тем, «чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали бы себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» ( 1Тим. 2:9–10 ). Вы знаете, что женщины, посвящающие себя Богу, идущие в монастырь, ходят в длинных черных одеждах. Следует и нам, подражая им, одеваться скромно. Истинно верующие до такой степени боялись скверны мира, что уходили далеко в леса и пустыни, в монастырские кельи и там всю жизнь проводили в молитвенном общении с Богом. Все святые, все подлинные монахи и монахини искали атмосферы духовной, совершенно противоположной мирской, в которой так много соблазнов. Они жили так, как поется в акафисте Иисусу Сладчайшему 12 : «Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия», и всегда устремляли свой мысленный взор на небеса. И нам, живущим в миру, надо хоть немножко им подражать и не забывать апостольские слова: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научались, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флп. 4:8–9 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Началась борьба деспота с рабой. А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни, средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, Который может разрушить дела дьявола (1 Ин. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3, 15). И вот предназначенный час пришел. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла от него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через нее, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария – образец любви! Но помните, Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после Своего великого дела, Она все-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесенная превыше Херувимов и Серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном Своим во время земной Его жизни; не видно Ее и впереди учеников Христовых, хотя Она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки! На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха. То же учение высказывали и апостолы. Нужно только заметить, что их слова направлены против неправильных отношений между мужем и женой, образовавшихся под властью греха. Чтобы уничтожить деспотизм мужа, апостол предписывает ему любовь к жене: мужие, любите своя жены. Чтобы уничтожить в жене стремление к преобладанию над мужем, он высказывает ей основание, по которому она должна подчиняться мужу: хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог… Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа (1 Кор. 11, 3, 7–9). Чтобы уничтожить все хитрости кокетства, в которых выражается стремление женщины к преобладанию, апостол высказывает желание, чтобы жены одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами. Что этим наставлением он желает прекратить стремление к преобладанию, видно из следующих слов его: жене не позволяю властвовать над мужем (1 Тим. 2, 9 – 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

О, сколько разрослось плевел в нашей жизни! Когда появляется в каком-либо городе или местечке какая-либо злокачественная болезнь, то все ее остерегаются, принимают предосторожности, чтобы не заразиться ею и не умереть, но вот, когда свирепствует опасная для души болезнь – роскошь, не только никто ее не остерегается, а напротив, всякий с удовольствием хочет приложить ее к себе и предаться упоению ей. До такой степени исконный враг овладел нами, отвратил взоры наши от неба, нашего истинного отечества, до того сделались мы земными и забыли цель своей жизни иι заповедь Спасителя нашего любить друг друга. Ибо скажите, какая у роскошествующих любовь к ближнему, когда на украшение тел своих, жилищ своих и всей домашней утвари им не жаль сотен и тысяч рублей, а на прикрытие наготы ближнего, брата своего, сочлена своего и члена Христова, жаль не только единиц рублей, но и нескольких, копеек; или опять – на угождение чреву небедных людей не щадят десятков, a иногда и сотен рублей, и в этом случае иногда превосходят ожидание самых прихотливых гостей, ослепляя их зрение и услаждая их вкус разнообразием и множеством дорогих вин и блюд, a на кусок хлеба бедным людям жаль немногих копеек. Чтобы не забыть сказать, вот еще о чем считаем долгом своим напомнить вам, особенно вам, сестры во Христе: о нескромности и изысканности в одеянии вашем, неприличном для христианских жен и дев. Ее надо оставить. Апостол Христов Павел говорит вам: жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом. ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично и нам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим.2:9–10 ). Отдаем на суд и решение вас самих вопрос: всегда ли со стыдливостью и целомудрием украшаете вы себя, не часто ли, напротив, некоторые из женщин и дев одеваются без стыдливости и целомудрия, столь свойственных женскому полу? Не безобразят ли многие свое одеяние, неприлично расширяя его? Многим это смешно, но для целомудренных душ это горько и тяжело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010