Потом встречает Иисуса Мария. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился (11:33–35). И опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе … Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый… пеленами… (11:38–39, 41, 43–44). Вот этот удивительный рассказ. Удивительный потому, что мы видим в нем Христа плачущим, скорбящим, возмущенным духом. И смысл события, которое всегда вспоминается Церковью накануне Вербного воскресенья и Страстной недели, в том, что именно здесь, в Вифании, у гроба друга Лазаря, в присутствии его плачущих сестер и друзей, происходит та встреча Христа со смертью, что завершается собственным Его нисхождением в смерть и ее разрушением в светоносное утро Пасхи. Иисус прослезился. Но если мы верим, как верил и знал Сам Христос, что в Нем воскресение и жизнь, что в Нем сила и власть оживить через несколько мгновений четверодневного мертвеца, то откуда эти слезы, о чем этот самый краткий, но и самый знаменательный стих Евангелия? Итак, о чем плачет Христос? На этот вопрос и отвечает светлый праздник Лазаревой субботы. Плач Христа – это плач Творца над разрушенным творением, плач Любви над изменившей Ей жизнью. «Бог смерти не сотворил» (ср.: Прем. 1:13), – сказано нам в Священном Писании. Но как же случилось, что именно она, смерть, воцарилась и по-настоящему одна лишь и торжествует в мipe? Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Вдруг она увидела двух Ангелов в блистающих одеждах. Они сидели там, где когда-то лежало тело Господа. — Женщина! «…Что ты плачешь? Кого ищешь?», — спросили они ( Ин.20:14-15 ). Сзади Марии послышался шорох подошедшего Человека. Обернувшись, глазами в слезах она увидела Стоящего и обратилась к Нему. Магдалина решила, что это садовник. В Евангелии он назван вертоградарем. «…Господин! если ты вынес Его, — воскликнула она в отчаянии, — …скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). «Мария», — сказал Иисус, ибо это был Воскресший Господь. Расслышав беспредельно дорогой голос Христа, Мария воскликнула: «Раввуни!» — что значит «Учитель» — и, бросившись к ногам Воскресшего, хотела облобызать их. «…Не прикасайся ко Мне, — сказал ей Господь, — …а иди к братьям Моим, и скажи им…» о виденном, а я «…восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:16-17 ). Иисус стал невидим, и Мария, сердцем переполненная ликования, бросилась бежать к Апостолам. В это время другие жены-мироносицы приближались к Святому Гробу. Как и Мария, увидев отверстые двери склепа, женщины в ужасе подбежали к нему и убедились, что пещера пуста. Вдруг светлый Ангел, сидящий на камне, отваленном от гробницы, сказал им: «Христос воскресе!». Услышав Ангела, потрясенные, они тоже побежали в Иерусалим поделиться о случившемся с Апостолами, посоветоваться о дальнейшем. Тогда же Мария, прибежав к собравшимся в горнице Апостолам, рассказала о виденном. «Что ты? — говорили они. — Не может быть. Это явно воображение нервной женщины. Невозможно воскреснуть умершему Господу». В то же время и женам-мироносицам, бежавшим от Гроба в Иерусалим, неожиданно явился Воскресший Иисус. «Радуйтесь!», — обратился Он к ним. От радости женщины упали к ногам Спасителя и облобызали их. Господь стал невидим. Изумленные и обрадованные, как и Магдалина, появились они у Апостолов. Мироносицы наперебой рассказывали ученикам о Воскресшем Спасителе. Но те и им не поверили. Энергичный и взволнованный Петр, оставив всех, один побежал ко Гробу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

После молебна народ спускался в пещеру и пил воду из большого железного ведра. Некоторое время колодец был завален, но не так давно его очистили и нашли воду на глубине одиннадцати сажен. Пещера внутри ничем не украшена. При слабом свете лампады мы заметили только две простеньких иконы, может быть, занесенных сюда нашими паломниками. Кругом пещеры видны остатки храма. Позади колодца роща деревьев, к сожалению, загаженная настолько, что неприятно ходить в ней. К воротам ограды местные жители принесли хлеба и зеленого луку. То и другое паломники быстро раскупили. Пришлось и нам довольствоваться этою скромною пищею. Оно и кстати! Не надо забывать, что именно здесь, когда ученики предлагали Иисусу Христу поесть, Он сказал им: – Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его. Расхаживая с «бедуином» между группами паломников, мы увидели интеллигентную девушку, с которой недавно познакомились по пути из Назарета. «Бедуин» подсел к ней на траве и сразу озадачил ее своим замечанием: – Вы знаете, что на этом месте Христос говорил об эмансипации женщин в самом высоком значении. – Как это так? – С нескрываемым изумлением спрашивает девушка. – Вы слышали, батюшка только что прочитал нам беседу Христа с Самарянкою, которая имела пять мужей. Всеведец Христос велел ей позвать своего шестого мужа; но она сказала: «у меня нет мужа». И она была права не называть своего шестого сожителя мужем. С этим и Христос согласился. Как известно из ново-заветного писания, «муж есть глава жены ». Но разве могут быть эти господа мужьями, которые пресмыкаются у ее ног? Разве они сказали ей истину? Или вели ее по пути к вечному спасению? Но вот перед нею стоит общий Жених всех душ, всех сердец человеческих, Иисус Христос. Он тронул и ее ум, ее сердца, и она сразу почувствовала у себя в голове духовного мужа – ум Христов. Она «обратилась», как Мария Магдалина, когда по воскресении Иисус Христос явился ей близ гроба. Вот почему самарянка не бросилась бежать за своим мужем: Истинный ее Жених-Муж был перед нею и в ее голове. И обратите внимание, она заговорила уже другим языком: «Господи! – говорит Ему, – вижу, что Ты пророк ». И тотчас же поверила в Него, как во Христа. Вот тут-то мы и видим пример женской эмансипации. Истина-Христос сразу освобождает ее от всех земных условий, а со смертью своею она переходит в другой век и становится равна ангелам. Там уже не женятся и замуж не выходят. Тогда она будет воистину свободна и самостоятельна во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он также рассказал, когда будут завершены работы: «Поскольку реставрация идет успешно, в соответствии с планом, то мы надеемся и ожидаем, что она закончится к марту 2017 года. Таким образом, мы сможем отпраздновать Пасху Христову в будущем году на Гробе Господнем». Реставратор Антония Моропулу О ходе реставрационных работ рассказала профессор Афинского политехнического университета госпожа Антония Моропулу, под руководством которой производится реставрация Кувуклии. «26 октября мы открыли погребальное ложе Христа, — говорит Антония Моропулу. — Это было необходимостью в рамках процесса реставрационных работ, которые мы проводим. Мы начали с того, что сняли наружную каменную облицовку Кувуклии и обнаружили, как и было прежде диагностировано в процессе предварительного обследования, что историческая кладка нижней части Кувуклии разбухла от дождевой воды, которая в течение нескольких десятилетий попадала сюда через отверстие в ротонде храма. Мы отреставрировали эту кладку и произвели расшивку поврежденных водой швов, потому что они были причиной деформации святой Кувуклии, которая и подвигла христианские общины продолжить проект ее реставрации и укрепления». Затем, по словам, специалисты ввели скрепляющий раствор, чтобы гомогенизировать структуру скальной породы и сохранить скалу, которая подвергалась разрушению. После целой череды разрушений, в результате которых скальная погребальная пещера была повреждена, сохранилась ее часть. Она и была заключена внутрь святой Кувуклии. «Нам потребовалось ввести скрепляющий раствор в скальную породу пещеры, чтобы сделать ее однородной с элементами исторической кладки. Чтобы защитить погребальное ложе от проникновения строительного раствора, нам пришлось его открыть. В этом и был весь смысл этого действия. Это было продиктовано технической необходимостью», — добавила она. «Мы защитили ложе от проникновения скрепляющего раствора и провели работы по укреплению скалы. Все прошло успешно. Затем мы вновь закрыли ложе мраморной плитой, так как она используется при совершении Литургии внутри Кувуклии. Но теперь все паломники могут видеть часть этой скалы. После 60 часов, в течение которых доступ паломникам был закрыт, он возобновился и продолжается сегодня», — рассказала она.

http://pravmir.ru/patriarh-ierusalima-ve...

5 . Плащаница, убрус (вероятно, немалой цены) и другие перевязи, которые обыкновенно употреблялись при погребении и которыми обвито было пречистое тело Господа, все осталось во гробе, расположенное порядком. Зачем было оставлять сии принадлежности, если бы тело Искупителя захотели похитить? Для чего брать нагое, а не обвитое тело мертвого? Достало ли бы времени освобождать почившего от полотенцев и перевязей, прилипших к Его телу с мастию, и потом свивать их опять без всякой цели в темноте, тогда как нужно было всемерно поспешать? 6 . Благообразный Иосиф положил пречистое тело Господа в гробе новом, в немже николиже никтоже положена бе ( Ин. 19:41 ). Это обстоятельство избавило синедрион от дальнейшей лжи. Если бы гроб, то есть высеченная в каменной скале пещера для положения мертвых тел, не был нов, если бы в нем прежде положения тела Господня почивали мертвецы с давних времен, иудеи не пропустили бы случая сковать две лжи: во-первых, «если и воскрес, то воскрес кто-нибудь другой, а не Иисус, Которого мы распяли». Во-вторых, «если и Он воскрес, то не собственною силою, а от прикосновения к какому-нибудь почивающему в пещере праведнику, о чудодейной силе коего мы доселе не ведали». Для толпы легкомысленной такая ложь была бы тем вероятнее, что ученые фарисеи могли подкрепить ее примерами из своей истории ( 4Цар. 13:20–22 ). 7 . Синедрион запечатал своею печатью камень гроба Господня. Церковное предание постоянно уверяет, что при воскресении Спасителя камень был отвален, а печать не тронута. Надобно думать, что синедрион знал о целости и нерушимости своей печати. Быть не может, чтобы кто-нибудь из членов, хотя из простого любопытства, не пошел и не освидетельствовал правительственной печати. Зачем было и прикладывать ее, если оставить без всякого внимания? Видели – и молчали. Как печать могла остаться неприкосновенною? Одним чудом. Чтобы, выдвигая камень, не нарушить печати, надобно предположить, что или каменный край входа раздался, или камень размягчился, как воск, в той стороне, которою он выдвигался из отверстия пещеры. То и другое невозможно без чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

11 ноября 1907 епископ Ямбургский Сергий в подвальном этаже церкви освятил придел вмч. Георгия, устроенный по проекту П. И. Народова. Туда перенесли прах Путилова и его жены. До этого выдающийся инженер и предприниматель покоился в часовне (1880, арх. Ф. С. Харламов) на Гладком острове. Оттуда открывался вид на построенный им завод, верфь и Морской канал. 6 апреля 1908 в нижнем приделе была освящена «пещера Гроба Господня» с витражами И. А. Коркина. Еще в 1905 при храме возникло первое в столице общество хоругвеносцев. В 1906 было организовано благотворительное общество, в 1916 — церковное братство Воскресения Христова, издававшее приходской листок. С освящения до 1915 в церкви настоятельствовал известный проповедник прот. Николай Михайлович Павский, а после него — прот. Павлин Матвеевич Смирнов, расстрелянный в 1918 большевиками как заложник. При попытке властей 4 мая 1922 изъять ценности собравшаяся многотысячная толпа рабочих оказала самое мощное в городе сопротивление, которое было подавлено силой, после чего власти на две недели закрыли храм. Окончательно церковь закрыта при участии милиции 2 февраля 1925 «по требованию рабочих» и по проекту А. С. Никольского перестроена под заводской клуб. В 1925 году церковь была закрыта. Принадлежавшую храму часовню отдали для нужд торгового кооператива. В конце 1920-х годов здание было перестроено в духе конструктивизма по проекту А. С. Никольского под заводской клуб «Красный путиловец» Склеп над могилой Путилова при этом был разрушен. Храм лишили куполов, колокольни, декора в главный фасад врезали стеклянную призму. Клуб находился в здании церкви до 1935 года, когда был открыт новый заводской Дом культуры им. И. И. Газа. В 1940 году здание передали ленинградскому отделению «Трудэнергокадров» для организации областной автотранспортной школы. После 1945 года здание было вновь перестроено в стиле «сталинского классицизма», тогда же была уничтожена и сама могила Н. И. Путилова. Фасад здания украсили портиком. Позже в здании располагались помещения фабрики «Север». Потом здание некоторое время пустовало. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают. В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени. Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский († 1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).

http://azbyka.ru/amvon

И над всем этим огромным миром, словно паря над ним, на царственном красном ложе лежит Богородица. Если посмотреть внимательней, мы увидим, что фигурка Младенца Христа точно повторяет контуры тела Богородицы. Он изображен так, словно только что отделился от Ее лона, и даже еще не лег до конца в ковчег яслей. Мы буквально видим, как Господь берет начаток природы от Матери. Как и на всех иконах Рождества, ясли здесь похожи на гроб, а младенческие пелены – на погребальные: Господь рождается, чтобы быть принесенным в жертву. Фигура Богомладенца, подобно Богородице, словно парит в воздухе. Он, как и Она, не внутри пещеры и не на земле, а как бы поверх гор, деревьев, яслей. Соединенные друг с другом позой и очертаниями Мать и Сын художественно отделены от всего, что изображено на иконе: Им одним открыта тайна Боговоплощения. Младенец Иисус – самый маленький на иконе. Небольшие размеры Его фигуры – символ бесконечного умаления Бога. Богородица, напротив, огромна. Она превышает в масштабе людей, ангелов и даже горы. Это символ Ее возвеличивания: ведь, родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов. Все, что изображено на иконе, композиционно и ритмически связано с Богородицей. И, в первую очередь, – пещера Рождества. Темный контур пещеры помещен прямо над Ее фигурой, причем так, будто это Ее собственное чрево, только до Рождества, когда Она носила еще в Себе Богомладенца Христа. При этом очертания фигуры Богородицы повторяются линией, опоясывающей главный отрог горы: наклоненная по центру вершина, касающаяся небесного сегмента, – это как бы голова Богородицы; пологий спуск, по которому скачут волхвы, – изгиб Ее тела, идущий от плеч до колен. У пророка Исайи есть пророчество о горе, в котором святые отцы усматривают прообраз Богородицы: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» ( Ис.2:2 ). Иконописец сумел запечатлеть это пророчество с помощью изобразительных метафор. Мы видим Богородицу-Гору, в которой присно, т.е. вечно, всегда, пребывает и пещера Рождества, из которой воссиял Господь, и пещера Его Гроба, куда Он был положен, повитый погребальными пеленами. Мы видим народ, о котором пророчествовал Исайя, «притекающий» к этой Горе. Причем, ангелы, стоящие у пещеры, воспринимаются как один из народов. Они ведь тоже были сотворены Богом, как вол и осел, как пастухи и волхвы. И, поклоняясь Младенцу в яслях, они поклоняются и Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Помимо всего прочего, новое в этом календаре – то, что он способен из «великопостного» превратиться в пасхальный. Ведь и у нас самих, и у многих моих друзей плакат-календарь продолжает висеть над столом или на холодильнике все пасхальные дни, вроде как «представление о том, что нам пришлось пройти». Уже давно я начала думать: как сделать «финал» более ярким, чтобы на Пасху в нем что-то резко изменилось. Однажды нечаянно придумалось: весь пост вершина горы – это пещера Гроба Господня, закрытая камнем, и этот запечатанный вход сторожат воины. А накануне Пасхи мы заклеим изображение закрытого гроба стикером, так, чтобы получилось – теперь гроб открыт, внутри видны лежащие пелены-плащаницу, камень теперь отвален, и на нем сидит ангел Воскресения. Вот так наглядно мы показываем это откровение и открытие, заодно – всего: и гроба, и дверей Царства Небесного. Если кому-то из читателей нужен только плакат, а книга неинтересна, мне кажется, вообще не стоит тратиться на новую книгу: ведь можно самим сделать настенный календарь поста. Вообще, этот календарь и полезно, и интересно делать именно самим: расчертить лист А2, нанести на него календарную сетку, украсить своими рисунками или аппликациями. Как это сделать – не раз уже описывала, например, вот здесь: «Прожить Великий пост вместе с детьми» . Если в прошлом году вы пользовались предыдущей версией моего календаря, можно использовать прошлогодний плакат повторно. Например, можно заклеить каждую «клетку-день» и надписать снова – название дней недели, проставить даты, подписать особенные праздники и вехи Великого поста. Впрочем, можно купить новую книгу, достать из набора плакат, а книгу отложить на абстрактное будущее – авось когда-нибудь кто-то заинтересуется. Вариантов много, тут главное – помочь своим детям увидеть устройство Великого поста, помочь им прожить это время если не «сознательно», то хотя бы примерно представляя, что это вообще за жизнь такая, великопостная. А как это сделать – уже вопрос десятый. Книга-путеводитель

http://pravoslavie.ru/158998.html

Мы видим, что Богородица и есть тот храм, «вместо золота сияющий Духом, вместо же дорогих камней имеющий многоценную жемчужину – Христа, уголь Божества» 97 . Христос возлежит на груди Матери подобно Агнцу на жертвенном престоле. Вместе с тем Его одежды и премудрый, исполненный сострадательной любви и величия облик показывает, что Он и творящий жертву Великий Архиерей, и Бог, эту жертву принимающий. Смиренно сослужит Ему Богородица во образ единения в любви Церкви и Её Главы 98 . В знак служения на руках у Неё, как везде, священнические поручи. Символика жертвенного приношения развивается в образе Богородицы-Просфоры, из которой копием на Литургии иссекается четвероугольный Агнец. Святые отцы толковали это священнодействие как зачатие, рождество и страдания Христа, где просфора – символ Пресвятой Богородицы, а Агнец – Её Божественного Сына. Агнец изымается со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», и священник, крестообразно разрезая просфору, произносит: «Жрется Агнец Божий, за мирский живот и спасение» 99 . «Якоже сей хлеб отделен от того же вещества, – пишет Николай Кавасила , – тако и Господь отлучен от человек, их же приобщися существу…» 100 , то есть просфора символизирует совокупность человеческой природы. Это же значение раскрывается и в библейском образе горы. Фрагмент иконы. «Положение во гроб». Конец XV в. На иконах «Умиление» в Богородице мы можем созерцать ту гору, о которой пророчествовал Исайя: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы ( Ис.2:2 ). В Ней присно пребывает и пещера Рождества, из которой воссиял новорождённый Богомладенец, и пещера Гроба Господня, куда Он был положен, повитый пеленами. Не случайно некоторые современные авторы находят сходство в иконографии «Умиления» и «Оплакивания» 101 . Образы Церкви, просфоры и горы дают видение целостности первоначального творения. Богородица явила Собою на земле единую с Богом райскую Церковь . Но рождённая в мире, ждущем искупления, Она стала и образом земной Церкви, где всякий человек имеет возможность совершенствовать себя в Боге. Богородица – «…сень нашего существа, обожением приемшаго смешение, Церковь Божия бысть» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010