Однако Париж не упустил шанса вмешаться в это дело. В результате на следующий год французское правительство направило в Палестину специальную следственную комиссию во главе с Э. Боре (M. Eugene Bore), который по итогам ее работы опубликовал в 1850 г. брошюру под названием «Вопрос о Святых местах». Автор напоминал в ней об исторических правах католиков на христианские святыни, об имеющихся у них на руках соответствующих договорах, о необходимости возвращения под их контроль Святых мест, которых они были якобы лишены. Вину за исчезновение звезды автор бездоказательно возлагал на греческое духовенство. К середине XIX в. интересы Ватикана и Парижа сошлись на вопросе, поднятом в брошюре Э. Боре. Папа Пий был заинтересован в дальнейшем расширении влияния католицизма в Святой земле, а французский принц-президент Луи Наполеон нуждался во внешнем «благословении» понтификом своих грандиозных политических начинаний. К их числу относилось усмирение внутренней оппозиции и разрушение Священного союза 1815 г., символа победы над Наполеоном Бонапартом (дядей Луи Наполеона – М.Я. ). «Вопрос о Святых местах» послужил тем средством, благодаря которому в итоге папа Пий IX и Луи Наполеон сумели достигнуть поставленных перед собой задач. При активном участии Ватикана тема святых Палестины выплеснулась на страницы ведущих европейских газет, подогревая религиозные чувства общественности. Все громче раздавались недовольные возгласы по поводу «кражи» греками Серебряной звезды при попустительстве османских властей. Параллельно Пий IX всячески превозносил заслуги «истинного католика и рыцаря католической веры» Луи Наполеона в борьбе за Святые места. В июле 1850 г. французский министр (т. е. посланник – М.Я.) при Порте бригадный генерал Ж. Опик, ссылаясь на франко-турецкий договор 1740 г., от имени всего католического мира вручил великому визирю Мехмету Али-паше официальную ноту, в которой излагались требования восстановить католическое духовенство в его прежних правах и привилегиях на Святые места, якобы восходящих еще к завоеванию Иерусалима крестоносцами в 1099 г. При этом к документу был приложен список «латинских святынь», на которые Франция выдвигала претензии, а именно: здание Рождественского собора в Вифлееме, пещера Рождества Христова (с правом восстановления на прежнем месте новой звезды), пещера Гробницы Богородицы в Гефсимании, камень Миропомазания и семь малых арок в Воскресенском соборе. Правительство Франции также заявило о своих притязаниях на ремонт купола ротонды над Кувуклией (часовней Гроба Господня – М.Я.) Воскресенского храма, а затем выдвинуло требование восстановить статус-кво его до пожара 1808 г. [ 4 ] Французский демарш был подкреплен аналогичными нотами дипломатических представителей Бельгии, Испании, Сардинии, Неаполитании, Португалии и Австрии [ 5 ].

http://pravoslavie.ru/5224.html

Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные Иосиф Аримафейский и Никодим помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению. Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес. Главная святыня храма и всего Воскресенского скита – пещера Святого Гроба Господня. Здесь стоит «лавица» – подобие Иерусалимского каменного ложа, на котором покоилось тело Господа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир. Над камнем располагаются несколько лампад, одна из которых неугасимая. С устройством Воскресенского скита в нем поселились первые шесть иноков. Когда число братии возросло были построены келейный и хозяйственные корпуса с мансардами. В нижнем храме совершалось чтение неусыпаемой Псалтири. Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война, не миновала и Валаамскую обитель: 264 монастырских насельника были призваны на военную службу. Затем после революции и перехода Валаамского архипелага в состав Финляндии здесь размещалась монастырская школа для детей. После эвакуации монастыря и возвращения Валаама СССР скит был заброшен. В послевоенное время в скиту был организован филиал дома инвалидов, а в шестидесятые годы прошлого века открыли летнюю туристическую базу отдыха. Из неохраняемых государством скитских корпусов и храмов было вынесено все, включая мраморные подоконники и печные изразцы. В нижней церкви устроили прачечную, в верхнем храме – танцплощадку. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

В Гефсимании, в нижней части Елеонской горы, примыкавшей к Иерусалиму с востока, в подземной церкви Успения Богоматери находилась ее гробница. На вершине Елеонской горы стоял бывший храм Вознесения, обращенный в мечеть. 1328 Остальные христианские памятники Елеонской горы в раннеосманскую эпоху уже исчезли или лежали в развалинах. Базилика Рождества в Вифлееме, юстиниановской постройки, была древнейшей церковью Палестины, поражавшей путешественников своим не до конца еще утраченным византийским великолепием. К церкви с разных сторон примыкали греческий (с юго-востока), армянский (с юго-запада) и латинский (с севера) монастыри. Под алтарем церкви Рождества лежит св. Пещера, место рождения Иисуса. В пещеру вели несколько дверей (с севера, юга и запада), принадлежавших разным христианским исповеданиям. Христианские святыни Галилеи не вызывали соперничества католиков и православных, так как западная и восточная христианские традиции по-разному локализуют места Благовещения и Преображения. Другие местности Палестины, важные для христиан с мемориальной точки зрения, например, Иудейская пустыня или берега Иордана, находились под контролем разбойников-бедуинов, и постоянное христианское присутствие там было невозможно. Достаточной причиной для трений между христианскими исповеданиями являлось уже само взаимное соприкосновение у Св. мест. Присутствие у Гроба Господня христиан иных исповеданий и их непривычное богослужение часто раздражало фанатичных богомольцев. Греческий митрополит Даниил Эфесский писал в конце XV в., что еретики построили свои приделы вокруг Св. Гроба, «для того, чтобы воспевать или, скорее, гневить Божество». 1329 Широко известны карикатурные описания Василием Позняковым эфиопской и коптской церковной процессий у Св. Гроба: «и бияше по... бубнам, скакаше и плясаше, яко скомрахи; а иные назад пяты идяще и скакаше. И дивихомся человеколюбию Божию, како терпит: не мочно бы человеку и на торжище таковая беснования видети». 1330 Лишь немногие из паломников способны были пересмотреть свои религиозные стереотипы при личном контакте с инаковерующими, как это заметно у Ивана Лукьянова, писавшего: «и видехом армян, армянских жен: зело мне грешнику во удивление...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, даже ничего не может быть перемещено со своих мест без общего на то согласия. Каждая из конфессий поддерживает негасимый огонь в висящих над камнем лампадках. У каждой Церкви их свое число: у православной – 4 лампады, у армянской – 2, у католической и коптской – по одной. Эти лампады были заказаны русскими купцами в Европе и были подарены Храму Воскресения. Исторических данных о точном месте приготовления Тела Господа к Погребению не существует. Однако о том, как проводится чин Погребения плащаницы стало известно уже в 5 веке. Совершается он так: 6 архиереев берут Плащаницу, сверху которой лежит большое количество лепестков роз, и переносят ее с Голгофы на Камень Помазания. Далее, когда заканчивается лития, ее проносят вокруг Кувуклии и располагают на Тридневное ложе, после чего несут в алтарь кафоликона. Есть многочисленные доказательства того, что Камень Помазания мироточит, поэтому паломники и туристы прикладывают к нему свои личные святыни - кресты и иконки и др., тем самым освящая их и благословляя, а также собирают мироточивую жидкость платками, поскольку она исцеляет недуги. Важно то, что эта святыня дает особую благодать каждому, кто к ней прикасается с благими чувствами и мыслями. Священники рекомендуют прикладывать ту или вещь к Святыне без какой-либо упаковки. Категорически запрещено садиться на него. Женщины нередко пропитывают своими косынками миро, что также делает их освещенными. После этого косынки нельзя стирать и одевать желательно только на праздничные богослужения. Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом.

http://elitsy.ru/holy/temple/13268/

У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог, и почти все они выстроены в местности, ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своей массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где, по преданию, стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У коптов, сириян, абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большей частью каменные, в большинстве, впрочем, они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью, чтобы мимоходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узкие и большей частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима, без сомнения, первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы, ведущей к Дамасским воротам, Константином Великим или, вероятнее, матерью его, Еленой, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших, быть может, до времен крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима, но известно, что город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлей храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В этой толпе бывает всякое. Тебя толкают. Пихают. Оттесняют. Ругают. Иногда вспыхивают ссоры и драки. Бывает, что дерутся уже в самом храме Воскресения, и не только миряне – могут сойтись в рукопашной и армянские монахи с монахами греческими. В общем, не стоит искать в этот день и в этом месте благочиния и благолепия. С непривычки это может здорово смущать. Это Иерусалим — самая горячая точка на Земле. Место, где в двух шагах от спасительных Страстей Господних разгораются страсти человеческие, где святость и падение, благодать и злоба, сила и немощь, красота и ужас – все рядом. Храм Гроба Господня выглядит небольшим только снаружи. Внутри он огромный и разнообразный, как сам Иерусалим — с высоченным куполом над обширной центральной ротондой, и тесными, как пещера, закоулками, с крутым подьемом вверх, на Голгофу — и глубоким спуском в часовню святой Елены на месте, где царица обрела Животворящий Крест, с просторным греческим Кафоликоном и небольшим приделом католиков-францисканцев. Кроме того, внутри есть еще армянская и коптская церкви — все эти деноминации сосуществуют у Гроба не одну сотню лет. Сосуществование бывает и мирным, и не очень. Иногда соседи вспоминают многовековые обиды – в день схождения Благодатного Огня они могут обостриться, скопление народных масс этому способствует. Чтобы упорядочить обстановку в городе, в день чуда Великой субботы ввели специальные пропуска и приглашения, которые распределяют не только через Иерусалимский патриархат, но и через представительства и миссии других христианских церквей. Но пропусков во много раз меньше, чем желающих попасть в храм. Да и пропуск не обязательно гарантирует это, и не отменяет толкучки в лабиринте узких каменных улиц Старого города, и не обещает, что окажешься близко к центру событий, у Кувуклии — каменной часовни в центре храмовой ротонды над местом погребения Спасителя, куда патриарх Иерусалима входит для молитвы о схождении Благодатного Огня. Помню, как переживал знакомый протоиерей из Америки, которому раздобыли приглашение на удобно расположенный балкон греческого Кафоликона, храма Воскресения. Ему было совестно идти одному – ведь никому из прибывшей с ним паломнической группы приглашений не досталось. Гефсиманские сестры с трудом уговорили гостя не волноваться, а, помолясь, пойти ко Гробу и положиться на волю Божью. В итоге безбилетная американская группа не только прошла внутрь, но и расположилась аккурат напротив Кувуклии, –уж точно не хуже, если не лучше, чем авва.

http://pravmir.ru/ispytanie-ognem/

И вот тут, в каноне, написано, что положила Богородица на колено пречистое Тело и говорила: «Возлюбленное мое Чадо и Любимое, лучше я умру, не хочу жить без Тебя». Это всё в каноне есть, это можно стараться слушать и понимать. Да там была страшная суета. Положила Богородица Тело Сына на колено, а ей говорят: «Мария, Мариам! Всё, нет времени, нет!». И даже ученые из американского космического агентства пишут, что того человека, который отпечатался на Туринской плащанице, даже обмыть толком не успели. Раз-раз-раз водой – и положили его на Плащаницу, остались следы крови на ткани. Ученики Тело Христа даже омыть не успели, они Его полотном покрыли, на голову – суд а рь (отдельный плат) и всё. Поднимают и говорят: посыпьте ароматами, но мvpo? Нет! Мы ничего не успеваем. Почему несколько дней назад Господь говорил слова, что «Эта блудница помазала Меня мvpoм, ибо готовила Мое Тело к погребению». Странные слова: что это такое – блудница, к погребению? А Господь наперед сказал, Он знал, что в пятницу с 15-ти до 18-ти никто ничего не успеет сделать. И вот мvpohocuцы, да и ученики тоже, терзались душою, из-за того, что, можно сказать, бегом-бегом-бегом, быстрей-быстрей-быстрей, без всякого благолепия, без каких-то красивых кадил и хоров, правого и левого, быстро-быстро унесли Тело Христа в пещеру, положили… Камень углажденный Кто был в Иерусалиме у Гроба Господня? Пещера Гроба Господня мне очень напоминает типовую московскую квартиру: когда входишь в ванную комнату, то вся ванная занимает правую сторону и больше вообще негде повернуться. Если сверху положить дощечку, то будет очень похоже на Гроб Господень: такая пещерка, и с правой стороны лежанка – всё. Раз-раз-раз, внесли, положили, вышли. Камень? – Камень! Для чего камень? Вы не думали об этом никогда? Вон собаки бегают у нас по территории храма – они и живого человека разгрызут, а только что умершего – конечно. И взяли большой камень и задвинули так, чтобы не пролезли туда шакалы, лисицы и всякие другие звери, и одичавшие московские собаки, которые скоро до Иерусалима будут бегать и обратно.

http://pravmir.ru/gospod-usnuv-voskresne...

Христа погребали торопливо и скрытно в канун субботы, и верные ученицы не отходили от гроба ни на шаг, насколько позволял закон, ведь евреям строго было заповедано хранить покой седьмого дня. Суббота помешала ученикам выполнить все положенные обряды: тело не успели помазать благовониями, и, читая евангельскую повесть, будто чувствуешь это так хорошо знакомое беспокойство и тревожную хлопотливость, свойственные только женщинам, – не всё сделали «как положено», «как следует». Но ещё до наступления священной субботы добрые ученицы успели приготовить благовония и ароматы для помазания тела Учителя. Какой, должно быть, долгой была для них эта суббота! Они едва дождались субботнего вечера – новый день начинался с заката, – и чуть только зажглись огни, Магдалина с сёстрами явилась к торговцу благовониями купить драгоценного мира. И это тоже очень по-женски: купить впрок, – может понадобиться, пригодится, пусть даже и дорого, но что теперь дорого, после того, как Он умер? И вот они идут к пещере. Меня всегда поражал этот рассказ: знают, точно знают, – видели, заметили, осознали, – что у гроба дежурит стража, которая не пустит в пещеру, но есть ещё одно препятствие – пещера закрыта не только стражей и печатями священников, но и плотно завалена огромным тяжёлым камнем, и им его не сдвинуть. Идут. Знают и всё равно идут. Умные и сознательные апостолы сидят в молчании и грусти. А ученицы, с трудом вытерпев субботу, спешат ко гробу. Женщины! Все евангелисты настаивают: первыми к пещере, где был похоронен Спаситель, пришли именно ученицы – Мария Магдалина и другая Мария. Не ученики, а ученицы. По словам Иоанна, было ещё темно (Ин. 29:1), и это очень важно для евангелиста, благовестие которого пронизано символикой света и тьмы. Остальные свидетели на освещение внимания не обращают, утверждая лишь, что было «весьма рано» (Мк. 16:2), «очень рано» (Лк. 24:1), «на рассвете» (Мф. 28:1). Ясно, что Мария Магдалина, в отличие от остальных учеников и учениц, за субботнюю ночь и воскресное утро несколько раз успела побывать у погребальной пещеры, и именно она первой увидела могилу открытой и, по свидетельству Иоанна, решила, что тело Господа выкрали и унесли (Ин. 20:2), о чём она тут же побежала сообщить апостолам.

http://pravmir.ru/svete-tihiy/

«Сделалось великое землетрясение»: это еще до прибытия жен ко гробу (ср. Мк.16:2–4 ). Землетрясение это, вероятно, было только около гроба и не простиралось далеко, ибо цель его была устранить стражей (ср. Злат.). – «Отвалил камень»: ср. прим. к Мф.27:60 . – «Одежда бела»: небесные существа являются обыкновенно облеченными в белое ( Деян.1:10 ; Откр.3:4–5,4:4,7:13,14 ). Белое у евреев было символом чистоты и невинности. – «Стрегущие пришли в трепет»: была глухая ночь, и вдруг это великое землетрясение и внезапное явление светоносного Ангела; конечно, это должно было сильно устрашить стражу. – «Стали как мертвые»: омертвели от страха, как бывает это при сильном внезапном испуге. Потом, пришедши несколько в себя, гонимые страхом, они разбежались (ст. Мф.28:11 ). Мф.28:5–7 . Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. «Обратив речь к женщинам»: когда они подошли ко гробу. – «Не бойтесь»: «прежде всего освобождает их от страха... и словами и взором, ибо в светлом показался виде, как принесший радостную весть» (Злат.). Такое ободрение было необходимо для жен прежде всего, ибо они были в страхе от чудесного явления (ср. ст. Мф.28:8 ; Мк.16:5 ; Лк.24:5 ). – «Распятого»: «не стыдится назвать распятым, ибо это есть высочайшее наше благо» (Злат.). – «Как сказал»: Господь неоднократно говорил ученикам Своим о воскресении, и жены, сопутствовавшие им, без сомнения, знали о сем (например, Мф.16:21 и дал. Мф.17:22–23 и др.). – «Подойдите, посмотрите место»: приглашает войти в самую пещеру, чтобы посмотреть место, где лежал Господь. Гробные пещеры бывали иногда очень обширны, и в них бывало несколько мест, на которых клали умерших. Эти места были род лавок или диванов каменных, высеченных около стен пещеры, и отделялись иногда перегородками. Как обширна была гробная пещера Спасителя, не говорится нигде; говорится только, что она была новая, в которой еще ни один покойник не был положен ( Лк.23:53 ; Ин.19:41 ), и следовательно, ни в каком случае, места его нельзя было смешать с местами других. – «Предваряет вас в Галилее»: Господь Сам обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее ( Мф.26:32 ); это, конечно, не исключает Его явления ученикам в Иерусалиме для их уверения. В Галилее Господь действительно торжественно явился ученикам Своим и послал их на всемирную проповедь (ст. Мф.28:16–20 , ср. Ин.21:1 и д.). – «Я сказал вам»: уверение в истине воскресения Христова и всего сказанного женам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

9. Налево от храма Темница Христова и там висят четыре лампады. 10. И там колонны, где привязали владыку Христа, били Его и ругались над Ним. 11. За алтарем место, где разделили ризы Господни, как говорит пророк: Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жеребий 2438 . 12. На правой стороне храма поднимаешься по 15 ступеням и там наверху находится Голгофа, где был распят Господь наш Иисус Христос и разбойник сказал: Помяни меня, и попал в рай. Там и разселина скалы, которая разселась сверху до низу; там потекла чистая кровь Его из Св. бедра и окрестила голову Адамову. Оттуда исходит чудное благоухание. На Голгофе висят и 14 неугасимых лампад. Храм Св. Голгофы росписан мозаикою. Наверху, над Св. престолом Грузин, Авраам, приносящий в жертву Исаака и овен, привязанный к дереву савеку, Распятие, Снятие со креста и другие события чудные и красивые, пол мозаичный. Голгофа имеет 30 лампад. 13. Внизу в Краниевом месте красивый храм. Он имеет над Св. престолом 8 лампад и за алтарем 12. Там и гробница Мельхиседека. Она принадлежит Грузинам. 14. Впереди на полу место, где был обвит Христос, которого Иосиф и Никодим обвили плащаницею чистою, висят 8 лампад. 15. Из алтаря главного храма сходишь по 30 ступеням. Там храм Св. Константина, имеющий купол, подпираемый четырьмя колоннами, из этих колонн течет вода зиму и лето. Там престол Св. Иакова, брата Господня, оттуда сходишь по 12 ступеням. Там был найден честной и животворящий крест. Там пещера. Там висят и 6 неугасимых лампад, престол, где служат литургию; на камне есть и молоко Пресвятой Богородицы. 16. Храм Св. Гроба имеет три двери, одна западная, в которую хотела войти в храм Св. Мария и помешал ей ангел и там нарисована Богородица, отвечающая ей и говорящая: Если перейдешь через Иордан, найдешь успокоение. Две другие двери направо от храма. Есть 12 колонн, 6 порфировых и 6 мраморных. Есть и изваянные в мраморе праздники Господни. 17. Там есть и двор Христов, устланный мрамором. Там положили крест на мертвого, и он воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010