Живописец Карп Иванов с товарищами писал разными красками новые деревянные переходы, которые были сделаны около церкви, а Дорофей Ермолаев позолотил и прописал разными цветными аспидами то место, на котором читалось поучение в день Рождества Христова 23 . Для более же наглядного представления страстей Христовых, благочестивый царь повелел устроить между церковью Воскресения Христова и пределом Верхоспасского собора в честь св. Иоанна Белоградского «голгофу, где быть страстям Господним». Для сей цели живописец Дорофей Ермолаев сделал в узком коридоре, который разделял эти церкви, алебастровый свод или пещеру из белого камня 24 , которую затем расписали черепаховым аспидом, т.е. под мрамор, и разными красками живописцы: Иван Салтанов, Иван Безмин и Иван Мировский с мастерами и учениками 25 . В этой пещере, по каменной горе, расписанной также красками, было поставлено на большом белом камне кипарисное распятие, рельефно вырезанное старцем Ипполитом, искуснейшим резчиком своего времени. Живописец же Карп Золотарев позолотил, красками расписал и расцветил два деревянных резных креста из кипариса, сделанных для «Евдокиинской» церкви и на Голгофу, причем самые изображения на них были написаны Иваном Салтановым 26 . Пещера была украшена алебастровыми колоннами на тумбах и вверху с гымзом, т.е. карнизом, а против голгофской горы и посредине колонн был поставлен гроб Господень, сделанный из алебастра Степаном Заруким при содействии алебастрового дела терщиков Ивана Андреева с товарищами в числе 30 человек 27 . Над гробом было повешено на проволоках 70 алебастровых херувимов, расписанных красками «по подобию», с золочеными «нетленными венцами и крыльями». На покупку красок для росписи этих херувимов дано было живописцу Дорофею Ермолаеву 16 р. 28 алтын и 4 деньги 28 . Около же гроба Господня висело 12 стеклянных лампад, а у стен стояли живописные картины, изображавшие евангельские притчи: сошествие во ад, Воскресение Христово, «Христос явися Марии Магдалине» и Вознесение Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Неверие апостола Фомы в последнюю очередь можно назвать упрямством. Напротив, это неверие, происходящее от жажды веры... Фома не верит потому, что очень хочет поверить , не принять «на веру», а всем своим существом узнать истину. И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры. Стремление человека к вере, уверению — не может остаться без ответа. Бог всегда откликнется... Фома близок еще одному евангельскому образу — отца, просящего Спасителя об исцелении сына. На вопрос Христа, верит ли он в то, что его сын может быть исцелен, отец отвечает еще одним парадоксом: Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:24). Это тоже своеобразный вопль Фомы — колоссальная потребность получить ответ от Бога...»]. Ил.: Уверение Фомы. Художник Елена Черкасова//Фома. - — октябрь 2021. - С.26-27. - (рубрика « 25 лет журналу “ Фома ” »). Священник Тимофей Китнис, Алла Митрофанова. Фома: апостол и «авантюрист» . [Неверующий апостол — так чаще всего называют Фому, одного из двенадцати ближайших учеников Христа. В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифа известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии, а по пути привел ко Христу несколько народов. Как это возможно для слабого верой человека? И был ли он таким на самом деле? Почему мощи Фомы, погибшего в Индии, находятся в Италии? Попробуем найти ответы на эти вопросы]. Ил.: Рисунки Маши Бургановой-Ялтанской; Великий шелковый путь, по которому апостол Фома попал в Индию, доставшуюся ему по жребию для проповеди Евангелия. Карта времен Византии; Пещера, в которой жил апостол Фома. Мадрас, Индия. Фото; Православная литургия у гроба апостола Фомы в склепе базилики в Мадрасе, Индия. Фото//Фома. - — октябрь 2021. - С.28-32. - (рубрика « 25 лет журналу “ Фома ” » ). Реклама радио Вера: С.33. Владимир Гурболиков , первый заместитель главного редактора. Почему мы не превращаем «Фому» в прачечную. [Статья «Эра недоверия, или Место встречи изменить нельзя» вошла в 1996 году в первый выпуск «Фомы». Там говорилось об одной принципиальной вещи, которой мы никогда не изменяли. Что мы не станем заниматься разбором дрязг, скандалов, какие привносит в церковную жизнь человеческий грех. Это не наша задача. Мы будем свидетельствовать о том, какой Церковь должна быть. Как ее видели святые, откуда бралось мужество терпеть гонения, оставаться верными. Что находим в ней мы сами спустя два тысячелетия после рождения Церкви. Отчего для нас Церковь — это наш и родной дом, и больница, и священное место, и освященный кров... Необходимость говорить о Благой Вести, о спасении, заповедях никуда не делась и не денется... Но каждая эпоха требует своего языка, своих притч и свидетельств присутствия Божия. Ищем. Изменяемся. Но не изменяем. Остаемся верны себе и тому, что обещали более 25 лет назад]. Фото Александра Цыплакова//Фома. - — октябрь 2021. - С.34-35. - (рубрика « 25 лет журналу “ Фома ” » ).

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-222...

Пасха в Новозаветной Церкви имеет иной смысл и значение, чем тот же праздник в ветхозаветные времена. Если древние иудеи в день Пасхи праздновали память освобождения народа из египетского плена, то христианская Церковь посвящает этот день памяти Воскресения Господа Иисуса Христа. Кроме того, в христианстве первый день каждой седмицы также посвящается воспоминанию этого великого события. Последовательность последних дней Страстной Седмицы была такова: Тайная вечеря, суд Пилата, Распятие и Христова смерть происходили в канун дня еврейской Пасхи, а Воскресение Его – в первый день седмицы, следующий за главным ветхозаветным праздником (см. Мк. 16; 9 ). Седмичным днем празднования ветхозаветной Пасхи мог быть любой день, а в новозаветные времена таким днем стало воскресенье. Поскольку в год Христова Распятия ветхозаветная Пасха пришлась на субботу, а Воскресение Христово произошло на следующий день, последовательность дней недели приобрела тот вид, который сохраняется и сейчас. Существовал разнобой и в определении времени суток, когда полагалось прекращать пост и начинать празднование Пасхи. В Римской Церкви пасхальная служба начиналась в самую полночь наступающего Воскресения, в некоторых восточных Церквах – около часа ночи, а в других – с четвертого часа утра, то есть незадолго до рассвета 15 . Связано это было с тем, что в Священном Писании время Христова Воскресения точно не указано. Каждый из свидетелей описываемой в Евангелии ночи оказался «у гроба» в разные ее моменты. Апостол Матфей в своем повествовании упоминает о том, что когда Ангел, сошедший с небес, отвалил камень от погребальной пещеры, сделалось великое землетрясение. Воины, приставленные ко гробу иудейскими первосвященниками пришли в трепет и стали как мертвые от страха ( Мф. 28; 2–4 ), но сам момент Воскресения был от них скрыт. Мироносицы, пришедшие ко гробу «зело рано» увидели, что камень, которым была закрыта погребальная пещера, отвален от нее и ужаснулись, услышав от Ангела весть о Воскресении своего Учителя. Апостолы, которым вернувшиеся жены-мироносицы рассказали о случившемся, не поверили им и лишь Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк. 24; 12 ). Таким образом, никто из живущих не видел воочию Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пещера вся украшена священными изображениями и многочисленными драгоценными лампадами. Она не велика, всего около трех аршин в длину и ширину. Здесь, с трепетным благоговением благочестивые поклонники, склоняясь с молитвою, лобызают Живоносное земное ложе Спасителя, тридневно опочившего на нем. Здесь и мы принесли нашу усердную молитву за свою паству, за нашу Русскую Православную Церковь с ее Первосвятителем, архипастырями и пастырями за всю нашу дорогую Родину. По выходе из пещеры Гроба Господня мы пришли к главному алтарю храма Воскресения, где обычно совершается Божественная литургия по воскресным дням. Отсюда из алтаря направо вверх устроена лестница, ведущая на Голгофу. Голгофа!.. Чье сердце не содрогнется при мысли, что здесь был пригвожден на кресте и пролил Свою Пречистую Кровь за грешное человечество Христос Спаситель?.. Кто в благоговейном трепете не склонится в сердечном умилении к месту, где было водружено древо креста, принесшее вечную жизнь миру чрез смерть Богочеловека?.. В воспоминание этого уничижения Христа на Голгофе Патриарх и архиереи обыкновенно служат здесь Божественную Литургию без митр. Посетив остальные святые места, находящиеся в храме Воскресения, мы возвратились в Патриархию, а затем днем посетили верховного комиссара Палестины, генерального секретаря и губернатора Иерусалима, где, по принятому порядку, расписались. В следующие дни мы посетили город Вифлеем и поклонились месту, где всемирно-историческое событие, рождение Христа. Вифлеемский храм (в виде базилики) – один из обширнейших в Палестине, алтарь которого устроен над самым вертепом Рождества Христова. Храм построен еще царицею св. Еленою и украшен св. Константином Великим и императором Юстинианом. Он поражает своим великолепием и изящной архитектурой. Мы посетили затем город Иерихон, реку Иордан (где совершили богоявленское освящение воды), Гефсиманию; были на месте древнего храма Иерусалимского (где теперь мечеть Омара). Еще на пути из Бейрута в Иерусалим мы побывали близ г.Сихема у колодца Иакова, на месте, где Христос беседовал с самарянкой.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Подумаем о себе и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких и о случайных встречах. Подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть. И в момент поражения останемся верными до конца. Любящим сердцем не изменим и из страха не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов. Тогда мы войдем в сонм жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь. В неделю жен-мироносиц. Проповедь протоиерей Василий Ермаков Христос Воскресе! Движимые любовью к Своему Учителю жены-мироносицы первыми пошли ко гробу, опередив учеников. И что же: их женскому взору предстала пустая пещера, они увидели двух ангелов, сидящих у гроба, которые возвестили им о воскресении Господа Спасителя… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры возвещается роду человеческому. И этот день… можно назвать великим днем, днем жен-мироносиц. Не тем женским униженным, заплеванным, оскорбительным Днем 8 Марта, в который мир безумный кричит униженной женщине: «Вот твоя свобода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, мужчинам: «Пусть они отдохнут, повеселятся». Какой циничный, унизительный праздник. Вы, как и я, люди старого поколения, и подумайте: «А что он, этот надуманный праздник, дает для цели жизни, и особенно для женской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьянство поголовное, какие-то скромные вручающиеся подарки и какой-то льстивый, слащавый лозунг и слова. И идет она, советская женщина, бедная бедолага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, прибитая горем жизни земной. А вот наш праздник, праздник жен-мироносиц, он вдохновляет, он поддерживает, он укрепляет, он говорит: «Цель земной жизни женщины – проповедь о Христе-Спасителе» – Благовестие. Чтобы она, была всецело предана Богу, наша русская многострадальная страстотерпица, дочь России. Вот ее извечное назначение, вот ее святой, Богом начертанный путь земного бытия, вот почему ни одной женщине мира не дана та великая всемогущая, миру Запада непонятная, сила благодати. Почему мы, обманутые, униженные, оскорбленные жизнью, так радостно, терпеливо, без крика, как у тех обезумевших демонстрантов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безумных мужей, отцов, дедов, тех, кто стремился разрушить православие, уничтожить Мать-Россию, святую Русь…

http://azbyka.ru/mironosicy

Славицкас София: Мне очень понравилась поездка в этот Храм. Он большой и светлый. Нижний - действующий, в котором находятся копии бесценных святынь, таких как: место Рождества Иисуса Христа, Кувуклия, Камень Помазания, Гробница Божией Матери, Купель, Голгофа, пещера, в которой пребывал Господь последний день перед Крестной смертью, и многие другие святыни, которые также напоминают нам о событиях земной жизни Христа. Те христиане, которые никогда не были в Иерусалиме, могут ощутить себя душой на святой земле, находясь в этом храме.Верхний хам не достроен. Но, уже сейчас можно увидеть всю его красоту и величие. Византийская мозаика, мраморные полы с замысловатыми мозаичными вставками, иконы - все все впечатлило меня. Никогда не была на службе в этом Храме, но теперь обязательно схожу со своими родителями. Братья Коржовы, Виктор и Александр:  Сегодня мы были на экскурсии в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Этот храм необыкновенный, нигде больше такого нет! Там собраны все святыни Святой Земли. И если у кого-то не хватает денег или сил для паломничества на Святую Землю, можно приехать туда. Они собраны в Нижнем Храме Архангела Михаила. Все святыни чудесные, но больше всего нам понравилось в Кувуклии Гроба Господня. А на втором этаже  все стены покрыты мозаикой и немного фресок. Солнце освещает мозаичные картины по-очереди. Хорошо, что мозаика такая крепкая и долговечная! Пройдут века, а эта красота останется. Там мы видели и мастерскую мозаики. Больше всего нам понравилась на верху мозаичное изображение Христа над алтарем. Где бы ты не стоял, он всегда смотрит на тебя. Даже когда мы поднялись на хоры, он все равно смотрел на нас. Спасибо экскурсоводу Галине и тем, кто пек нам вкусные пирожки. Мы любим этот храм и всегда ходим туда слушать Двенадцать Евангелий. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/788...

Туринская плащаница – свидетель воскресения Христа Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа. Вот как повествует об этом Евангелие от Марка. Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа с креста, обвил его плащаницею, положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба. На третий день, уже после воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турине, по которому и получила свое название – Туринская. На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивителен лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и ногах – следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело. Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1898 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа! С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым Евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать. В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very

Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом . Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью. Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину. На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места. Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э . Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны. Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне . То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты).

http://bogoslov.ru/article/398967

– По рублю! по рублю! – кричит грек за конторкой. – Все, все покупайте! – вторит ему наш проводник, загораживая собою проход. Вышло замешательство. Некоторые, побогаче, беспрекословно подчинились требованию греков и покупали на половину обгорелые свечи по рублю. Но большинство обступило конторку и просило свечей подешевле. Один старик вытащил из-за пазухи мешок, медленно развернул его и долго искал в нем. Наконец, вытащил он серебряную монету и дрожащею рукою протягивает ее греку. – Нет ли свечечки за двугривенный? – спросил он умоляющим голосом. – Других свечей нет. Только рублевые! – настаивал на своем грек. Много я слыхал про вымогательство греков, но такая развязность и поразила и возмутила меня. Один из паломников, не обращая внимания на греков, быстро прошел вперед, вынул маленькую свечку из числа стоящих на подсвечнике перед образом и исчез в кувуклии Гроба Божией Матери. Через две-три минуты он вышел оттуда и опять поставил свечку на прежнее место. Я подошел к нему. – Нет, подумайте, – говорит он мне волнуясь, – какую хитрую придумали штуку! Загородили собою проход и, как пропуск, требуют рублевые свечи. И одна и та же свеча идет у них в круговую с конторки ко гробу, а с гроба опять на конторку. Если хочешь, чтобы мы жертвовали, – хорошо, мы пожертвуем. И я положил деньги в тарелку на гробе. Но зачем такое возмутительное вымогательство?! Гроб Божией Матери покрыт также мраморною доскою и находится в небольшой кувуклии, как и Гроб Спасителя. Весь храм или, лучше сказать, вся обширная пещера пестро изукрашена висячими лампадами и подсвечниками. Всюду обилие икон. Здесь имеют свои алтари все восточные христиане. Даже мусульмане, и те устроили свою молельню под кровом Божией Матери и также чтут ее святую гробницу. Только западные христиане – католики и протестанты – вовсе не имеют здесь своих алтарей. В этом подземном храме мне нравится смешение языков. В разных углах среди русских и арабов наталкиваешься на своеобразных по одеянию греческих, армянских, абиссинских, сирийских и коптских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На иконе Богородица изображается обычно отвернувшейся от новорожденного. Это повторяющаяся иконографическая деталь, которая символизирует одиночество Христа в его жертве. Таким мы видим Его, например, на иконе из иконостаса Софийского собора в Новгороде. В иконе из Благовещенского собора Младенец Христос, напротив, связан со Своей Матерью всем строем композиции. Более того, отвернувшаяся от Младенца в колыбели, Мать обратила Свой лик снова на Него, туда, где повитухи готовят Его к омовению. Купель, в которую Его собираются погрузить, имеет очевидную форму чаши, и даже украшена орнаментами, наподобие евхаристических потиров. При этом, она поставлена на самый передний край иконы, и тем самым на ней акцентируется особое внимание. Горестно подперев щеку, Богородица печально смотрит внутрь Себя. Кажется, что Она прозревает грядущую смерть Своего Сына, Его страшную Жертву, которая в веках будет приноситься в Таинстве Евхаристии каждый день в тысячах тысяч храмов. И миллионы людей «денно и нощно» будут взывать к Ее милости. Прямо перед Богородицей изображены два пастуха, которые смотрят не на ангела, как в других иконах, а прямо на Нее. Они идут к Ней, как идут в веках миллионы и миллионы Других просителей. Тем не менее, строй иконы в целом светлый и радостный. Ведь за смертью и погребением Христа следует Его Воскресение. Пещера гроба Господня станет местом Пасхальной радости! Поэтому стоящие рядом с пещерой ангелы воспринимаются уже не только как вестники Рождества, но и как вестники Воскресения. Так икона соединяет конец и начало земной жизни Христа, как если бы мы видели ее из вечности. С момента раскрытия икон Благовещенского иконостаса в 1918 году от поздних записей о них были написаны сотни исследовательских работ, сделано множество попыток определить автора или авторов сохранившихся шедевров. Долгое время шесть первых икон, включая Рождество Христово, считались творениями великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Широко известный текст Троицкой летописи о росписи собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, исследователи толковали как указание на то, что и иконостас был выполнен теми же авторами. Однако сотрудник Музеев Московского Кремля A.A. Щенникова в 1980-х годах, исследуя письменные источники, выяснила, что первый иконостас Благовещенского собора сгорел в пожаре 21 июня 1547 года вместе с внутренним убранством храма.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010