Хорошо, но если мы этого ангела-хранителя никогда не увидим, не услышим, то какая нам разница, есть он или нет? Мы всё равно не можем ничего этому хранителю сказать, ни о чём его попросить... А вот и можем! Мы можем молиться нашему ангелу-хранителю так же, как молимся святым. Мы же обращаемся с молитвой в церкви к тому, о ком твёрдо знаем, что он рядом с нами, слышит нас и может за нас заступиться? Обращаемся! Вот и к ангелу-хранителю можем обратиться. Например, так: «Ангеле Божий, хранитель мой святой, просвети и научи меня, сохрани от всякого зла, наставь к благому делу, направь на путь спасения! Аминь». Если нам страшно, если сложно, если мы не уверены в своём решении, если что-то у нас не получается и нужен совет, мы можем попросить помощи и поддержки у ангела-хранителя. Он услышит, поможет и поддержит. Ангелы — рядом с нами. И всегда, во всей истории человечества были рядом. Празднуя Пасху Христову, мы вспоминаем, как женщины пришли ко Гробу, то есть к пещере, в которую положили тело Иисуса после казни. Женщины увидели там ангела Господня — он отвалил тяжелый камень от двери Гроба и сидел на нём. А сама пещера... была пуста! Ангел первым возвестил пришедшим о Христе: Он воскрес! Ангел Господень принес главную весть для всего человечества, которое когда-то совратил с праведного пути другой, падший ангел: дьявол поражён! Христос воскрес! Рисунки Галины Воронецкой Где мы можем увидеть ангелов? На иконах. Изображают их по-разному. И названия, и имена у них разные. О некоторых ангелах мы сейчас расскажем. Архангел Гавриил явился Марии, чтобы сообщить Ей, что Она станет матерью Бога. Он же встретил женщин у Гроба Господня и сказал, что Христос Воскрес. Почти в любом храме есть икона, на которой изображен ангельский «воевода» — архистратиг Михаил. «Михаил» в переводе на русский язык — «кто как Бог». А «архистратиг» — «старший воин». Михаил совершил много великих дел. А больше всего прославился своей верностью Богу, когда низверг с Небес сатану. Существа, похожие на птиц, но с лицами и крыльями — это шестикрылые серафимы, ближайшие к Господу ангелы. Они пребывают на Небесах у самого Божьего престола. Пламенная Божественная Любовь окружает их со всех сторон, поэтому серафимов часто изображают красными, «пламенеющими».

http://foma.ru/angely-kto-oni-takie-i-za...

Самый гроб Господень между тем в глубоком трауре; не только снаружи, во и внутри него все лампады, еще с великого четверга горевшие траурными цветами, теперь потушены; большие канделябры и налои, стоявшие двумя рядами пред входом, сняты, так что пещера гроба совершенно обнажена и открыта бьющему прибою народной волны. Священнодействие огня начинается ровно в два часа пополудни. Два патриарха, греческий и армянский в траурном облачении вышли из греческого алтаря воскресения и в собственном смысле на руках кавасов и зантиев (жандармов) переносятся к пещере гроба, так как правильное движение церковной процессии в это время немыслимо. Едва патриархи скрылись в пещере, вход в нее завешивается и переходит в руки воинской стражи. Св. гроб запечатан с кустодиею. В храме все замолкло, притаив дыхание, но тем сильнее общее давление массы в направлении к св. гробу, который по древнему выражению напоминает в это время хлеб, павший среди обезумевшей от голода толпы. Около 20 минут продолжается в храме совершенное молчание как со стороны сокрывшихся в пещере патриархов, так и со стороны народа. Вдруг один всеобщий крик радости прерывает тишину. Чрез нарочито пробитое в стене кувуклии св. гроба круглое отверстие протянулась рука патриарха с большим горящим факелом розового огня. Факел из рук в руки переходит по церкви, представляя летающий над толпою огненный язык. Тысячи рук протягиваются в его направлении; пламя ловят пальцами; им обмахиваются; его вдыхают в себя как жизненную струю. В другое отверстие кувуклии другой патриарх передал новый факел, перешедший в толпу армян. Начинается общее возжжение огней. Пещера св. гроба мгновенно осветилась. От неё присутствующие зажигают свои свечи, приготовляемые нарочито для этого случая – большой пук 33 переплетенных свечей по числу лет земной жизни Спасителя. Таким образом огненный поток разливается от пещеры гроба во все стороны, всползает вверх по окнам и карнизам до самого купола, который в свою очередь загорается, переливается наружу за стены храма, где зажигает собою целый костер дров, сложенный иерусалимскими домохозяйками на площади пред фронтом храма, переходит за пределы Иерусалима и Палестины чрез море к берегам России.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению; в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман, в особенности тех, которые имеют в Палестине какую-нибудь собственность. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками св. гроба из Европы. Таким образом праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Неудивительно после этого, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о св. огне и его чудесных свойствах, – что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня, его цвете, яркости и проч., народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира, – что ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали св. гроба. Зрелище народного торжества при встрече св. огня имеет много поразительного для непривычного к восточным празднествам пришельца. Ещё до полудня великой субботы обширный храм гроба Господня, все его проходы, галереи, лестницы бывают наполнены и переполнены народом. С верхних частей храма масса человеческих фигур нависла со всех аркад, оков и карнизов; внизу народ стоит двумя ярусами, так что верхние зрители устанавливаются на спинах нижних, сплотившихся в одно твердое целое. Центром всеобщего тяготения в этот день служит, конечно, пещера гроба Господня; быть ближе к ней в час исхождения огня считается поистине великим счастием, за которое многие богомольцы платят большими приношениями. Но подойти к самой пещере гроба решительно невозможно, не рискуя быть смятым и опрокинутым исступленными арабами, которых никакая власть не может удержать от их диких изъявлений радости; они хлопают в ладоши, потрясают в воздухе руками, выкидывают флаги из платков, привязанных к трости, и кричат: «нет веры, кроме веры православной».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Если мы сличим повествования святых Евангелистов о воскресении Христовом с учением православной Церкви, заключающимся в богослужебных песнопениях на Пасху и дни воскресные, то придем к убеждению, что Иисус Христос воскрес из мертвых еще прежде, чем отвален был камень от гроба, т.е. от входа в пещеру, и когда оставался еще запечатанным самый гроб, т.е. каменная пещера, внутри которой Он был положен на высеченном в стене ложе. Из гроба, печатей не рушив, воскресе. 321 Камени запечатану от иудей, и воином стрегущым пречистое тело Твое, воскресл еси, тридневный Спасе. 322 Воины, находившиеся на страже у живоносного гроба Христова, без сомнения, чувствовали, что в такой близости от них происходит нечто необыкновенное, и, когда Христос, силой Божества Своего, воскрес из мертвых, – объятые трепетом, поверглись ниц. Но видеть преславное событие они не могли, – не могли, без особенной на то благодати Божией, созерцать прославленный вид Христа воскресшего. Первые, удостоившиеся увидеть и воспеть преславное воскресение Христово – были небожители. Если бы мироносицы, в глубокое утро, с приготовленными ароматами спешившие на гроб Спасителя, были менее заняты мыслью о том, кто отвалит им камень от дверей гроба, и могли видеть, что происходило в те священные минуты в горних обителях, то, без сомнения, сами воспели бы ту же умилительную песнь, которой мы ныне начинаем наше пасхальное богослужение: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех; и нас на земли сподоби чистим сердцем Тебе славити. Торжество совершилось, победа над смертью прославлена на небесах; и вот один из Архангелов, видом подобный молнии, слетев с небесных кругов, мгновенно отваливает камень от дверей живоносного гроба Христова, и гроб оказывается праздным. Происходит сильное землетрясение. Стрегущие воины трепещут и падают как мертвые ( Мф. 28:1–4 ); потом опомнившись, предаются бегству. Вслед за этими событиями приходят ко гробу Господню святые жены мироносицы, и видят, что камень отвален от гроба, но тела Господа Иисуса в нем не находят. Зато слышат от Ангелов радостную весть, что напрасно ищут они Живого между мертвыми, – что Христос воскрес. После сего явился им сам Воскресший, и они с неописанной радостью поклонились Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Наиболее подробный рассказ о гробнице и мечети до прихода крестоносцев оставил Насир Хосров (1047) (Ibid. P. 310-314). Над гробницей Авраама он описывает сооружение, внутрь к-рого попасть было нельзя, но паломники смотрели на гробницу через 4 окна; проходы между гробницами и сами гробницы внутри украшены бесчисленными светильниками и лампадами. Кратко упоминаются и др. гробницы, в т. ч. и гробница Иосифа. Гробница патриархов Гробница патриархов В 1100 г. Хеврон был захвачен крестоносцами. Город стал юж. столицей гос-ва крестоносцев. В XII в. М. начала привлекать множество паломников. И. Маген предполагал, что именно крестоносцы впервые открыли М., к-рая до этого оставалась герметичной. Д. Прингл на основании свидетельств паломников ислам. периода показал, однако, что впервые М. открыли именно мусульмане. При этом полы постройки не вскрывались и подземные помещения оставались недоступными. Первым зап. паломником, описавшим гробницы после завоевания крестоносцев, стал Зевульф (1102-1103). Он указывал, что внутри большого здания находились 3 двойные гробницы, каждая из к-рых была оформлена как церковь. Побывавший в М. рус. паломник игум. Даниил (1106-1108) сообщал: «А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе, чем полверсты. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые» (Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли//БЛДР. 1997. Т. 4. С. 75). Статус М. изменился в 1119 г., когда был обнаружен коридор и подземная пещера, где, как считали, лежали тела патриархов. Эти события были описаны анонимным монахом из ордена каноников на основании свидетельств монахов того же ордена Одо и Арнульфа (бывш. служители при Храме Гроба Господня, в то время они еще служили в М.).

http://pravenc.ru/text/2562726.html

Повествуя о событиях Воскресения Христова, все четыре евангелиста не описывают, как именно оно произошло, и как воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о событиях, сопровождавших Воскресение – о происшедшем землетрясении, о речи ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений воскресшего Господа мироносицам и ученикам Его. Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению. Им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Учителю. Мария Магдалина, опередив остальных женщин–мироносиц, первая пришла в Гефсиманский сад, где была пещера, принявшая тело Господа. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну, говоря: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали в Гефсиманию. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Они вошли внутрь пещеры и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не менее важную роль для формирования раннехристианской архитектуры играл храм Гроба Господня. Первоначальная его постройка времени Константина Великого (IV в.) просуществовала лишь до 617 г. (нашествие персов). Но уже многие современные ему церкви повторяли структуру известного прототипа (святой Констанции в Риме), не говоря уже о более поздних 6 . Н. П. Кондаков в начале XX века так пишет о храме Гроба Господня: “Храм Гроба Господня — главный, исконный памятник христианства, важный не для одной Палестины, и только потому, что мы доселе не в силах даже мысленно восстановить его облик, этот памятник не поставлен в главу всей истории восточно-христианского и древнехристианского искусства” 7 . Круглая форма ротонды встречается и на архитектурных фонах мозаик, например, — в базиликах святой Пуденцианы в Риме (IV в.), святого Аполлинария в Равенне (VI в.) и т. д. Кувуклия (Эдикула) с характерными и общими для всех её многочисленных изображений признаками (четырёхколонный портик, балдахин, решётчатые двери) прочно вошла в символику христианского искусства, став образом Небесного Иерусалима. Для архитектуры алтарной преграды здесь был сделан решительный и феноменальный шаг вперёд, открывший пути развития на многие столетия, что также доказывается в данной статье. Преимущество палестинских памятников состоит в их конкретности: они отмечают священные события именно на тех местах, где те происходили. Алтарная часть каждого храма располагалась на месте главной его святыни. Например, в Соломоновом храме — это вершина горы Мориа; в храме Гроба Господня — место Воскресения, скала Голгофа, в Вифлеемской базилике — Пещера Рождества и т. д. Архитектору приходилось каждый раз находить тот проект, который объединил бы форму и исходные сакральные и топографические условия. Благодаря этому постройки несли в себе огромное многообразие смыслов и образов. “На святых местах Иерусалима, Елеонской горы, Вифлеема, Иерихона и пр. сложились первоначальные формы алтаря, его преграды, жертвенника” 8 .

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

На протяжении многовековой истории храм Гроба Господня многократно подвергался разрушениям. Первое из них было в 614 году при нашествии на Палестину войск персидского царя Хосроя. В следующем году Патриарх Иерусалимский Модест (614–628) смог восстановить отдельные части этого храма над пещерой Гроба и на Голгофе. Восстановление осуществлялось при помощи Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, но уже не в первоначальном виде. Вместо одного большого великолепного храма Патриархом Модестом было сооружено четыре небольших храма, которые просуществовали почти 400 лет. В 1009 году они были разрушены по повелению египетского султана Хакема, но не прошло и 40 лет, как храм на месте смерти и погребения Христа был снова восстановлен византийским императором Константином Мономахом (1042–1054). Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в самом начале XII века (ок. 1104–1107 гг.), в своем «Хожении» приводит подробные сведения об этом храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. Вот что писал игумен Даниил о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратная, 4 локтя в длину и 4 в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка Святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден Святой камень, и тут поклоняются все христиане» 4 . Свое хождение в Иерусалим игумен Даниил совершил не один, а с паломнической группой, в которую входили 8 человек – жители Киева и Новгорода, в их числе миряне Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, двое Кашкичей. Поклоняясь Гробу Господню, русские паломники увидели, что здесь висят «пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью». Благочестивые богомольцы решили принести этой святыне дар от русских верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом. Из его описания видно, что импе­ратор желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который “был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам стро­ений” 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 . На протяжении многовековой истории храм Гроба Господня много­кратно подвергался разрушениям. Первое из них было в 614 году при нашествии на Палес­тину войск персидского царя Хосроя. В следующем году Патриарх Иеру­салимский Модест (614–628) смог восстановить отдельные части этого храма над пещерой Гроба и на Голгофе. Восстановление осуществлялось при помощи Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, но уже не в первоначаль­ном виде. Вместо одного большого великолепного храма Патриархом Модестом было сооружено четыре небольших храма, которые просуществовали почти 400 лет. В 1009 году они были разрушены по повелению египетского султана Хакема, но не прошло и 40 лет, как храм на месте смерти и погребения Христа был снова восстановлен византийским императором Константином Мономахом (1042–1054). Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в самом начале XII века (ок. 1104–1107 гг.), в своем “Хоже­нии” приводит подроб­ные сведения об этом храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. Вот что писал игумен Даниил о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: “Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратная, 4 локтя в длину и 4 в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой сторо­не будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка Святая покрыта мра­морными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден Святой камень, и тут поклоняются все христиане” 4 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Крестил мокрыми пальцами лоб, чтоб думал получше, глаза, чтоб глядели, уши, чтоб слушали только хорошее и не болели. Помазал и сейчас. Ухо болит – ударили струёй из бранспойта. И снова пошёл ко Гробу. Очередь поменьше. Слава Тебе, Господи, снова вошёл в Святейшее место. По моим ли грехам, Господи, такая милость?     Ещё мне и чудо – вновь открывается дверка, на которой икона Божией Матери.  Приложился к иконе и посунулся к райскому камню, ощутимо стукнулся лбом. Целовал камень, на котором лежало Пречистое Тело Спасителя в плащанице.              ГРУППА  ПРИШЛА       Вот и группа. Боялся, не успеют. Обедали долго, долго шли. Но хоть успели. А привратнику копеечку всё-таки дать пришлось.     Хорошая у нас группа. И деточки хорошие, терпеливые. Так я ещё и с ними прошёл.       Сел на скамью, отдышался. Вспоминал, как бежал от автобуса через Стионские ворота и всё восклицал вопросительно: «Виа Долорозе, виа Долорозе!».       Пещера Иосифа Аримафейского, придел  Бичевания, пещера Обретения Креста. Везде бухался на колени. Какая мне разница, какой конфессии какое место принадлежит? Здесь память о земном пребывании Бога моего, моего Спасителя, Иисуса Христа.     На прощание, дай Бог на недолгое, взбежал (не взошёл) на Голгофу.       Известие: едем в Горнюю. Водитель ёжится, корёжится, не хочет, ведь это сколько ему крутить, нам же ещё возвращаться к кораблю. Прибавку водителю уже дали, требует ещё.     Всё же повёз. Автобус с журналистами давно укатил. Их корабельное чрево ждёт.   ВЕРНУЛИСЬ       Пишу уже в каюте. Тут вчера записал: неужели  завтра в это время запишу: я был у Гроба Господня. Да, записываю: был, грешный, во Гробе Господнем. Слава Тебе, Господи, слава Тебе1 Слава Тебе, показавшему нам Свет!     Дай Бог через сутки, вернувшись, записать, что был в Галилее, Назарете, Капернауме, Кане Галилейской, может, даже и на Фаворе.     Ой, растянись хорошее время, ой, сократись тяжёлые дни. А как хорошо, что я не стал обедать и побежал в храм. Бежал ведь, бежал. Думаю, люди дивились, чего это со стариком, ведь уже шестьдесят. Но  бегу-то не за чем-то, а ко Храму. И силы появились.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/02/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010