Недалеко от Голгофы, глубоко внизу под землей, находится место обретения Святого Креста. Эго, по-видимому, бывшая некогда цистерна для воды, обращенная теперь в храм. Налево от Камня помазания, на некотором расстоянии, находится пещера Гроба Господня, покрытая ныне часовней. Когда входишь в нее, то сначала оказываешься в приделе Ангела. Посредине этого придела находится часть камня, на котором Ангел возвестил женам о воскресении Христовом. Дальше, в глубине, низкий и узкий проход в пещеру погребения. Эта пещера подобна другим погребальным пещерам Палестины. В ней находится погребальное ложе и небольшой около него проход. Здесь был погребен Господь. Теперь погребальное ложе покрыто толстой мраморной доской. На стене над ложем – три иконы Воскресения Христова: православная, армянская и католическая. На этом месте совершают богослужения священнослужители всех этих конфессий. Сверху спускаются многочисленные лампады (более 40). На стене – напротив входа в пещеру – икона Божией Матери. К погребальному ложу припадают с молитвой все приходящие, а во время литургии оно служит и престолом, и жертвенником, причем проскомидия совершается здесь на коленях. На Гробе Господнем я совершал литургию дважды. Один раз сослужа епископу Виссариону, другой – сам в сослужении с иеромонахом и иеродиаконом. Епископ Виссарион служил в ночь под воскресенье. За этой службой, кроме меня, русского архимандрита, старшим диаконом был русский архидиакон Вениамин, и пели русские монахини с Елеона. Богослужение шло на славянском и греческом языках. Русские люди доныне стоят у Гроба Господня и молятся о России. Почти непосредственно к храму Гроба Господня прилегает «Русское место». Оно было приобретено русскими в прошлом столетии, и в нем при раскопках были обнаружены остатки врат древнего Иерусалима, остатки древней стены, каменные плиты, потертые ногами множества проходивших здесь людей, следы ямок для засова и петель бывших здесь ворот. Эти ворота – ближайшие к Голгофе, и именно через них проходил Христос Спаситель на распятие. Подлинность этого места определена и научно – археологическими исследованиями. Недалеко от этого места находится Лифостротон, древнеримское судилище, где Господу был дан Крест (см.: Ин. 19, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Евангелие от Марка 16, 1–7 (Мф 28, 1–7; Лк 24, 1—10; Ин 20, 1-18) По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Стихира, глас 6 Воскресение Твое, Христе Спасе,/Ангели поют на небесех,/и нас на земли сподоби//чистым сердцем Тебе славити. Тропарь, глас 5 Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,//и сущим во гробех, живот даровав. Ипакои, глас 4 Предварившия утро, яже о Марии,/и обретшая камень отвален от гроба,/слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго/с мертвыми что ищете, яко человека?/ Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите,/яко воста Господь, умертвивый смерть,//яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня), главная святыня Иерусалима, воздвигнут на месте Распятия Господа Иисуса Христа, Его погребения и Воскресения. В евангельские времена здесь был холм Голгофа и сад Иосифа Аримафейского. Также поем: Воскресение Христово видевше,/поклонимся святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению:/се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его,/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Воскрес Иисус от Гроба,/якоже прорече,/даде нам живот вечный//и велию милость. В глубине храма Воскресения Христова, посреди большой круглой ротонды, высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклию (с греческого – часовня с погребальным ложем). Отсюда воссияло Христово Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

и написавшие «Itinerarium Symonis Semeonis ab Hybernia ad Terram Sanctam», свидетельствуют о проведении эфиопской Литургии в Иерусалиме. Францисканец Николо де Поджибонси, посетивший Святую Землю в 1347 г., пишет, что эфиопы владеют двумя капеллами в Храме Гроба Господня – св. Марии на Голгофе и св. Михаила. Паломники Леонардо Фрескобальди (1384 г.) и Огиери д " Англуре (1395—1396 гг.) отмечают, что эфиопы владеют при Голгофе четырьмя капеллами: Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, св. Михаила, Иоанна Крестителя и св. Марии Магдалины. Немецкий паломник Себальд Ритер мл., посетивший Иерусалим в 1479 г., пишет, что эфиопы владеют монастырем на Сионской горе, где находится пещера Давида, в которой он сочинил семь покаянных псалмов. С древних времен эфиопов часто принимали за индусов из-за похожего цвета кожи. Путешественник Джон Полонер в 1421 г. рассказывает, что капелла Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, являющаяся первой слева на площади при выходе из Гроба Господня, принадлежит индусам (имея в виду эфиопов). Рав Овадия из Бартиноро, прибывший в Иерусалим в 1488 г, называет их «хабиси» и упоминает их среди «христиан, живущих сегодня в Иерусалиме... и хабиси они Престора Иоанна , и каждый из них отрицает веру другого» стр.8-13). Полное прекращение помощи со стороны императоров Эфиопии общине города во время мусульманского нашествия Ахмеда Граня в первой половине XVI в. и османское завоевание Святой Земли и Египта в 1516 г. привели к утрате контроля над этими капеллами и к увеличению зависимости эфиопов от более богатых армянской и греческой общин Иерусалима. Начиная с XVI века паломники и путешественники, а также ученые и монахи, продолжительно жившие на Святой Земле, постоянно упоминают бедную и преследуемую эфиопскую общину. В 1532 г. французские паломники Дени Поссо и Шарль Филипп де Шампермуа в своей книге «Le voyage de la Terre Sainme»omмemuлu присутствие эфиопов в монастыре Дебре Султан на крыше Храма Гроба Господня, а францисканский викарий Святой Земли о.Верньеро в первой половине XVII века писал: «Есть несколько их (эфиопов) в Иерусалиме, и они находятся в такой крайней степени нужды, что ходят почти голыми… В их собственности находится место перед площадью у входа в Храм Гроба Господнего, где у них несколько узких, низких и темных комнат, и где они спят на голой земле».

http://bogoslov.ru/article/1895521

В Русском доме мы оставались довольно долго, подробно и обстоятельно рассматривая раскопки Антонина, так как они имеют громадное значение для окончательного решения вопроса (спорного до сих пор для ученых) о подлинности тех священных мест, которые заключает в себе храм Воскресения. Дело в том, что как Голгофа, так и пещера погребения Спасителя открыты лишь в 324 году по Р. Хр. Это обстоятельство дает повод заподозревать подлинность этих священных мест некоторым, преимущественно, протестантским ученым, указывающим пещеру погребения Христа на холме Иеремии, за Дамасскими воротами. Но хотя Голгофа и пещера погребения Христа открыты действительно настолько поздно, что в народной памяти могло затеряться историческое предание о местонахождении их, однако св. Елена открыла их, как известно, по верному признаку, – именно, по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой гроба Господня Император Адриан, изгнавший евреев из Иерусалима и желавший уничтожить самую память о священных для христиан местах, сделав их местами для поклонения язычников. Единственной опорой протестантского определения места погребения Спасителя служила ссылка на слова евангелия, свидетельствующие о том, что Спаситель был погребен вне стен города, между тем как теперешнее место храма Воскресения, включающее в себе Гроб Господень и Голгофу, по их мнению, находилось внутри древних городских стен, одна из которых проходила к западу от храма Воскресения. Открытый на востоке от храма Воскресения остаток древнееврейской стены подрывает силу этого доказательства, подтверждая убеждение в том, что Голгофа и Гроб Господень находятся действительно вне стены древнего города, заставляя, таким образом, признать подлинность святынь, заключенных в нынешнем храме Воскресения. По осмотре Русского дома, заведующая им угостила нас чаем что было весьма кстати, в виду почти нестерпимой жары, особенно сильно действовавшей на нас, жителей севера. Жара же побуждала торопиться домой, чтобы укрыться поскорее от палящих лучей знойного палестинского солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Заутра, возлюбленные, соберемся к утренней поранее. Заутра – великая суббота преблагословенная суббота, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен. VII Великая суббота, преблагословенная суббота, уранившие собраться во храм Божий, христолюбивые суложгорцы! В великую субботу православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева. Имейте понятие о гробе Христовом. Он не похож был на наши нынешние гробы. Гроб Христов была пещера, – была высечена в скале, а не была выкопана в мягкой земле или сложена из камней. Она походила на жилую комнату, была довольно просторна и столько высока, что человек стоя едва мог доставать рукою свод ее. Пещера была новая, еще никто не лежал для беспробудного сна. Любовь и уважение к Иисусу Христу положили Иисуса в этой пещере, как почетного Мертвеца. Она иссечена была из цельного камня: вход в нее, по окончании погребения, завален был большим камнем. Этот огромный камень так плотно закрывал отверстие, что печать, наложенная иудеями, соединяла этот камень с остальной скалой. На востоке нет обыкновения погребать мертвых в гробах (ящиках), как у нас, и относят в могилу на доске или на открытом одре. Богослужение великой субботы есть благоговейное бдение над гробом Господним. Воспоминая в в. субботу все события, относящиеся к погребению Иисуса Христа, церковь на утреннем богослужении этого дня совершает образ погребения Христова. Для сего со сладкопением произносит пред гробом Господа, среди храма, при каждении и держании всеми находящимися во храме горящих светильников, непорочны – стихиры, предваряемые стихами из 118 псалма, разделенные на три статьи. Будьте внимательны, постоянно внимательны к теперешней утрени. Не менее высокое благоговение к непостижимым тайнам спасения мира изображается в утреннем каноне в. субботы. А что после канона и великого славословия? Ах, христолюбцы, христолюбцы! При колокольном погребальном звоне бывает крестное шествие кругом храма со св. плащаницей и сопровождаемое пением: «Святый Боже» и освещаемое многочисленными светильниками, согласно с словами церкви, которая называет гроб Христов светлейшим, яко источник нашего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

  Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он — знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся» (канон Воздвижения).   Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых созданы около VI века.   Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное — то, что возникло в Византии. Христос изображен «предавшим дух». Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное — это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью…   Кондак праздника:   Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу .   Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры.   Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, — пишет современник событий Евсевий, — вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом — честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина. Кувуклия Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах. Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

А под Фрязскою службою место есть, где Мироносицы сидели и Ангела Господня видели, где Ангел отвалил камень от дверей гроба, а во Фрязской службе полстолба, у того столба привязаем и биен Господь наш, Иисус Христос в вольной его страсти, и поругашася ему, и четыредесят совершенне прием ран, смертным являюще ответ; а другая половина того столба в Царьграде, во Апостольстей церкви. 9 А подале пошед, ино темница Господа нашего, Иисуса Христа; а за Греческим престолом есть престол где Иаков Брат Господень; 10 а оттуду есть место пойти на подол, как в яму, десять ножных степеней каменных, где носила животворящий крест Елена Царица; а с правую сторону Греческие службы на податех Голгофа, зовомое Лобное место, где распяша окаянные Иудеи Господа нашего, Иисуса Христа: тамо есть Адамля глава, а служба тамо Гурзинская, Гурзи служат; а за нею Венецыйская служба, Венецыи служат, 11 а затем иная Фрязская служба, Фрязи служат; 12 а под Голгофою внизу на земли Иверская служба, Ивери служат. 13 На левой стороне у Фрязския службы доле Близместиры служат 14 , а посреди церкви Святая Святых пуп земли, что размерил Царь Невродос 15 . А под 16 гробом Господним соделана церковь мала. 17 Входя во гробу Господню двои двери, а гроб Господень, мера его в длину девять пядей, а ширина гроба четыре пядей. Над гробом же Господним большая церковь есть, 18 верх у ней пол, над гробом же Господним все покрыто, не малыя скважни несть видети, и сице сия в церкви тамо. А на восток от града Иерусалима вдалее тамо есть седо Гевсимания нарицаемая, и ту есть в том селе гроб Пречистые Богородицы и церковь велия, а в нее полести 8 степеней на подол, а под гробом 19 Пречистыя Богородицы соделана церковь невелика, а гроб Пречистыя пол 9 пяди; а над гробом одинадцать кандил горят. А за гробом одр, на нем же лежала Пречистая Богородица, соделан престол той одр; 20 а в церковь ту влезши, ино на праве Гурзинския службы Гурзи служат. 21 А за тем к востоку поток Кедрский, 22 идеже вниде Иисус со учениками своими, а за потоком вертоград пещера велика, Господа нашего, Иисуса Христа, идеже предан бысть учеником своим, Иудою, Жидовом; 23 тамо есть камень, что Христос руку наложа, стоял; тамо же есть место, где Пречистая Богородица, приходя, молилася на камени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разрешите его и оставите ити, вещал кроткий глас Спасителя, и Лазарь, разрешенный от вериг смертных, еще долго ходил по суше и морю, доколе тот же глас, который вызвал его из гроба на землю, не воззвал его от земли к небеси. Есть другая гробница, которая хранит святые останки Лазаря. На острове Кипр, в городе Ларнаки, под помостом алтаря великолепной церкви во имя святого Лазаря есть вертеп с гробом друга Христова, святого пастыря Церкви Кипрской. Благочестивый поклонник оставляет свой корабль и спешит к недальнему берегу для поклонения сей святыне. И киприоты, свято чтящие память пастыря первенствующей своей Церкви, ежегодно в большом количестве оставляют на время святыню земли своей и усердно спешат ко гробу Господа и ко гробу друга Его – к гробам, в которых столь ясно совершилось окончательное торжество над смертию. В Вифании погребальная пещера Лазаря довольно велика; она более каждой из погребальных пещер царских, взятой порознь. Надобно полагать, что она назначалась для целого семейства. Само ложе смерти Лазаря – направо от входа в пещеру, на восточной ее стороне; но как жаль, что к мраморной плите его не прикасаются уста поклонника! Сыны лжеверия оградили это ложе от пещеры каменной стеной и из своей мечети сделали другой ход к нему. Других гробов нет в пещере; смерть, однажды здесь посрамленная, не смела уже более привлекать сюда своих новых жертв. Благочестивое предание указывает в Вифании и другие священные места. Вблизи от гроба Лазаря показываются небольшие остатки дома его, на которых святою Еленою был построен монастырь, одна часть которого находится в развалинах, а другая занята мечетью. Выше дома Лазаря на скате горы видны значительные развалины римско-католического аббатства, основанного во имя святой Марии Магдалины на месте дома ее. Она оставила родную Магдалу, доселе находящуюся на берегу моря Тивериадского, и поселилась среди добрых жителей Вифании, в обществе сестер Лазаря, для того чтобы чаще утешаться беседою учеников Господа, чаще плакать на Голгофе, лобызать гроб Воскресшего и иметь непосредственное общение с Церковью Сионскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В Благовещении предуставлен был вертеп, в котором Христос имел родиться: того же Христа, имевшего воскреснуть из мертвых, прияли пещера и гроб; вертеп был в рождестве, вертеп и в воскресении. – Целым было соблюдено девство Пречистой Богоматери в Благовещении: целыми были сохранены печати гробные в Воскресении Христовом; (Христос) изшел из запечатанного гроба, как родился от Богородицы, чистотой запечатленной и девством хранимой.– В воплощении Христос был как Агнец непорочный, во чреве Марии упасшийся: в Воскресении же тот Агнец возрос во Льва [се победил есть Лев от колпна Иудова ( Откр. 5:5 )] и торжествуя говорит к Своим: дерзайте, яко Аз победих ( Ин. 16:33 ). По Благовещении Пречистая Дева иде в горняя; по Воскресении Христос иде в Галилею, в гору, куда и ученикам Своим идти повелел: рцыте учеником и Петрови, яко варяет вы в Галилеи ( Мк. 16:7 ). – По Благовещении Пречистая Дева, исполнившись великой радости, воспела: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем ( Лк. 1:46–47 ). В Воскресении же Сына Своего и Бога (о, кто может исповедать это!) какой радости исполнилась (Богоматерь), узрев живым Того, о Ком мертвом Она безутешно рыдала?! Радость Ее помянула сорадующаяся Ей святая Церковь , поя: «Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего»! Как видите, слушатели, Благовещение Пресвятой Девы Богородицы и Воскресение Христово имеют между собой в своих действиях великое сходство, – и прилично ныне праздник Благовещения прилучился в праздник Воскресения Христова. Да празднуем же, исполняясь сугубой радости духовной. Да величит душа наша Господа, и да возрадуется дух наш о Бозе Спасе нашем, тридневно от гроба воскресшем. И снова, да величит душа наша Госпожу Пречистую Деву Марию, и да возрадуется дух наш о Богородице, Которою мы получили спасение: ибо Христос Бог наш спас мир Богородицей. А знает ли любовь ваша, чему эти два пресветлых праздника – вчера начавшееся Воскресение Христово и ныне празднуемое Благовещение Пресвятой Богородицы поучают нас? – Поучают воскреснуть от душевной смерти в добродетельную жизнь и соединиться с Богом в столь крепкий и неразлучный союз, как Бог Слово соединился с плотью естества человеческого в утробе Пречистой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010