И.П. Ювачев XIV. У Гроба Господня Ротонда и кувуклия гроба Господня. – Придел Ангела. – Снимание обуви. – Гроб Господень. – Церковь Воскресения. – Место стояния Божией Матери. – Как слагаются легенды. – Голгофа. – Сокровенность Ковчега Завета. – Служба в русском храме. Из обширного предхрамия, где лежит камень миропомазания, я отправился вслед за своим приятелем-арабом в храм Гроба Господня. Мы вошли в высокое круглое здание, служащее как бы футляром, ротондою для маленькой часовни, или кувуклии, как ее называют греки. В ней имеются два отделения: в первом находится известный камень, отваленный ангелом от гроба; во втором – самая пещера Гроба Господня. В ротонде толпился народ, ожидая очереди войти внутрь кувуклии. Присоединился к нему и я со своим спутником. У входа стоят высокие подсвечники с пятиаршинными свечами. Тут же торчат гигантские палки, которыми тушат и зажигают эти свечи. Мраморные стены кувуклии украшены иконами, свечами и лампадами. Каждое вероисповедание –православные, католики, армяне, копты – имеют свои особенные лампады или свечи. В придел Ангела пробрались мы скоро. Здесь народ еще больше теснился, осаждая низенький вход в пещеру гроба. Посреди придела, как бы на пьедестале, стоит камень от дверей пещеры. Вероятно, часть камня, потому что он не так велик, как об этом известно из Евангелия. В боковых стенах придела прорезаны два круглых отверстия для передачи святого огня в Великую Субботу. Мне приходилось читать, что прежде паломники не осмеливались входить в сапогах в пещеру Гроба Господня, но теперь, сколько я мог заметить, почти все туда лезут, не снимая обуви. Если Господь велел Моисею на Хориве и Иисусу Навину близ Иерихона снять свою обувь, потому что они стояли на святом месте, то, конечно, для нас, христиан, тут и вопроса не может быть, входить ли в пещеру Святого Гроба в сапогах или без сапог. И что удивительно: мы, христиане, чрезвычайно послушны туркам и снимаем свою обувь, входя в их мечети, а место своей величайшей святыни мы топчем своими грязными сапогами!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Патриарх Иерусалима: Верующие не должны искать знамений у Гроба Господня 15 декабря, 2016. Новостная служба Предстоятель Церкви рассказал, как проходит реставрация и когда она будет завершена 15 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, а также профессор Афинского политехнического университета госпожа Антония Моропулу рассказали в интервью пресс-службе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, как проходит реставрация Гроба Господня и когда она будет завершена. Патриарх Феофил III По словам патриарха Феофила III, неверно говорить о том, что работы по спасению Кувуклии от разрушения являются вторжением в некое запретное мистическое пространство и чуть ли не святотатством. «Дело в том, что в Храме Воскресения Христова уже много лет идут реставрационные работы, и единственной частью храма, которой эти работы не коснулись, была Кувуклия, поэтому она нуждалась в реставрации, в частности в реставрации погребальной пещеры Христа, то есть Гроба Господня. Все дело в этом», — сказал он. По словам патриарха, снятие плиты с Гроба Господня – это неотъемлемая часть реставрационных работ в Кувуклии: «Реставрация включает в себя цельный комплекс работ: реставрируя погребальное ложе Христа, мы занимаемся реставрацией и самой скалы, в которой была высечена погребальная пещера.  Реставрируя пещеру, мы обязательно должны реставрировать погребальное ложе, потому что оно является частью пещеры». Предстоятель Церкви напомнил, что в дальнейшем будет восстановлена дренажная система. «Это крайне важно, потому что эта система очень старая, времен Османского владычества. Большая часть труб полностью изъедена коррозией, поэтому мы должны обязательно заняться реставрацией этой системы. В противном случае влага снова вызовет большие проблемы и в Кувуклии, и в самой погребальной пещере Христа», — уточнил он. Патриарх в очередной раз опроверг слухи о якобы бывших над Иерусалимом в момент реставрационных работ в Кувуклии знамениях – трубящих ангелах и сверхъестественных явлениях на небе. «Это глупости, таких явлений не было, — сказал Патриарх Феофил. — К тому же православная вера, да и все христианство, это разумное богопочитание, «логики латриа», как мы говорим по-гречески. Верующие люди не должны задаваться подобными вопросами — это абсолютно неприемлемо».

http://pravmir.ru/patriarh-ierusalima-ve...

И.П. Ювачев XXVII. В Иерусалимском храме Ночное пребывание у Гроба Господня. – Страстная пятница у католиков. – Запущенность храма. – «Мерзость на святом месте». – Литургия на Гробе Спасителя. – В трапезной у греческих монахов. – Иерусалимские геронтиссы. – Шествие в Гефсиманию. – Вымогательство греков. – Пещера Гроба Божией Матери.– Единение христиан под кровом Богоматери. Прибытие галилейского каравана в Иерусалим по времени вполне отвечало древним путешествиям евреев из Галилеи в Иудею на праздник Пасхи. Мы опередили православное воспоминание прихода Самого Христа в Иерусалим 22 всего лишь на два дня. В пятницу, 31-го марта, т. е. накануне Лазарева воскресения, вновь прибывших паломников греки пригласили на ночное бодрствование в храме Гроба Господня, с тем, чтобы на утро проводить их в Гефсиманию, к месту погребения Божией Матери и на Елеонскую гору. Часы дня у Гроба Господня строго распределены между разными христианскими исповеданиями. Ровно в полночь начинают здесь свою литургию греки, затем армяне, после них католики и т. д. А так как храм Воскресения турки держат всю ночь на запоре, то желающие прослушать здесь литургию греков должны приходить в храм накануне с вечера и ночевать в нем до утра. Давно желая провести ночь у Святого Гроба, я с радостью принял предложение греков и вместе с другими паломниками часов в пять пополудни отправился в храм Воскресения. В том году Пасха у католиков праздновалась на неделю раньше, чем у православных, и в эту пятницу у них происходило торжественное воспоминание снятия со креста Спасителя. В присутствии европейских консулов и массы паломников Иерусалимское католическое духовенство в полном составе совершило грандиозный крестный ход в стенах храма. Перенесение изображения снятого с креста Господа, помазание миром на известном камне у входных дверей, положение во гроб – все это было представлено очень наглядно и эффектно. Один из молодых каноников сказал блестящую речь у камня миропомазания. На этот раз, вероятно, за особую плату турки сделали исключение и, по окончании богослужения католиков, выпустили их среди ночи из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погребение Господа нашего Иисуса Христа ( Мф. 27:57–66 и парал.) Архим. Фотий. «Духовная беседа», т. 17 Получив отрадное дозволение от Пилата – снять со креста тело Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский спешит исполнить священное желание своего сердца: снимает драгоценное для него тело благоговейно чтимого Учителя своего (Пророка, как он думал, конечно, о Спасителе) и, купив плащаницу чистую, или чистое полотно, приуготовил ее для сего погребения. В это время приходит и присоединяется к нему друг по служению, и наипаче по духу, Никодим, также ученик Иисуса Христа, дабы вкупе устроить погребение Умершему. У богатого Иосифа, невдалеке от Голгофы, был сад, и в нем иссеченный в камени – в каменистом месте или скале – новый гроб (то есть пещера), в котором еще никто не был погребен и который приготовил было Иосиф для себя самого. Сей-то самый гроб уступает он для погребения тела высокочтимого им Мертвеца Сего. А Никодим приносит для сего драгоценные ароматы или благовонные вещества в весьма значительном количестве – соединение смирны и алоя. Уготовив все это, они приемлют тело Иисусово, обвивают его чистою плащаницею, покрытою ароматами, – как было в обычае у иудеев совершать погребение – и полагают пречистое тело в новом гробе. Потом, возвалив камень велий над двери гроба, отходят. Полагается камень по тому же обычаю: это служило заграждением входа во гроб и памятником гроба. Видно, что и эти приближенные и преданные к Спасителю ученики не думали о скором воскресении Погребаемого, и погребали Его навсегда, до последнего дня мира. Обвивают тело плащаницею, обложенною ароматами, тоже по обычаю погребения у иудеев. Так погребен был и Лазарь, которого воззвал из гроба всесильным, животворящим гласом Своим Господь Спаситель, и мертвый воскрес и пошел из гроба, обязан, сказано, рукама и ногама укроем или платом, – сповитый весь, как младенец. Добрый и знаменательный обычай! Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его. Смерть, действительно, есть переход, как бы рождение души в новую, высшую жизнь; и само тело человека верующего вселяется во гроб, на уповании воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ [Греч. μνμη τν γκαινων τς γας το Χριστο μν Αναστσεως; церковнослав.                  ], один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата. Терминология Термин «обновление» в названии праздника - библейского происхождения и восходит к древнеевр. глаголу   - наставлять, освящать дом (Втор 20. 5) или храм (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5), от которого происходит существительное   - «освящение, посвящение», также использующееся в отношении дома или храма (2 Пар 7. 9) (BDB. P. 335). В греч. переводе LXX для передачи этого термина используется глагол γκαινζω и существительное γκαινισμς или τ γκανια (мн. ч.) (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5, 9). В греч. тексте 1 Макк, описывающем очищение Второго храма и освящение жертвенника в 165 г. до Р. Х., данные действия, в подражание освящению Первого храма, обозначаются термином γκαινισμς (1 Макк 4. 56, 59). Вероятнее всего, именно зимний праздник 25 Кислева (Ханука, т. е. Обновление), установленный в честь очищения храма Маккавеями, и подразумевается под термином (во мн. ч.) τ γκανια в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме (праздник) обновления, и была зима» (Ин 10. 22). Глагол γκαινζω употребляется дважды в Послании к Евреям: в контексте заключения ВЗ, который «был утвержден (νεκεκανισται) не без крови» (Евр 9. 18), и в описании «нового пути» в небесное святилище, к-рое «обновил» (νεκανισεν) Господь Иисус Христос (Евр 10. 20). Происхождение праздника Согласно Евсевию Кесарийскому, строительство храма в Иерусалиме на месте Воскресения Христова было начато по указанию св. имп. Константина I Великого вскоре после завершения I Вселенского Собора в Никее (325) ( Euseb. Vita Const. 3. 25). В процессе строительства «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения», т. е. «священнейшая пещера» Св. Гроба Господня (Ibid. 3. 28). В письме еп. Иерусалимскому Макарию имп. Константин повелевает на «святом месте, очищенном от постыдных принадлежностей капища», создать храм «великолепнее всех храмов» (Ibid. 3. 30-31). Храм-базилика на месте Гроба Господня, называемый Евсевием «новый Иерусалим», был построен напротив «древнего Иерусалима», т. е. руин Второго храма, разрушенного в 70 г. по Р. Х.,- вероятнее всего, чтобы подчеркнуть противопоставление нового христ. храма ветхозаветному (Ibid. 3. 33). Упоминая об обретении пещеры св. Гроба Господня, Евсевий обходит молчанием обретение Честного Креста, что нек-рые ученые (напр., П. У. Л. Уокер, С. Боргехаммар) связывают с оригенистским богословием самого Евсевия ( Walker. 1990. P. 122-130; Borgehammar. 1991. P. 115-119).

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/put/30088.htm

07.04.2017 Вот, мы восходим в Иерусалим      Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва».       Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва».      Вглядываясь в иконы Входа Господня в Иерусалим, можно обратить внимание на многие детали, раскрывающие смысл праздника.      Так, на некоторых из них Елеонская гора изображена с темной расщелиной. Это обозначение могильной пещеры, наподобие той, в которой был погребен Лазарь. И в этом изображении заключен двоякий смысл. Пещера пуста, ибо Лазарь воскрешен Христом. Для нас это свидетельство всеобщего воскресения из мертвых, а значит — ничтожности смерти, ее бессилия перед Господом. И уготованные нам гробы, и те, в которых мы предали земле почивших родных и близких — все они опустеют в день пришествия во славе Сына Божия.      Изображение погребальной пещеры на иконе праздника указывает также и на близость смерти, которая рядом и продолжает представлять опасность, и с ней надо сражаться. Властная смерть дерзнет покуситься даже на Христа, и менее чем через неделю Он также будет погребен в подобном склепе. Но Он воскреснет и вознесется к Богу Отцу с воспринятой, исцеленной и прославленной человеческой природой. На некоторых иконах Входа Господня в Иерусалим Христос словно бы парит над землей, — копыта осляти не касаются бросаемых одежд. Так символически обозначено грядущее Вознесение Господне.      Воскрешая Лазаря, Спаситель явил Свое полновластие над смертью. Это был не первый случай, когда Он возвращал к жизни усопших, но прежде это были еще не погребенные мертвецы. Но здесь Христос воскрешает человека, который умер четыре дня тому назад, и запах тления от гроба, где он был похоронен, свидетельствовал о начале разложения плоти. Однако одного повеления Господа было достаточно, чтобы Лазарь вновь был восстановлен к полноценной жизни. На этот раз воскрешение явно не вписывалось в версии летаргического сна, глубокого обморока и каких бы то ни было иных объяснений секулярного разума. Это было нарушение законов природы по воле ее Создателя.

http://new.izdatsovet.ru/news/vot-my-vos...

Снятие с креста и погребение Спасителя В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения. Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя. Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Тамбов. Вознесенский женский монастырь. Часовня над могилой монахини Миропии. Часовня.  Утрачена.   Год постройки:1998. Год утраты:2009 (разобрана в связи со строительством нового собора) Ссылки:   Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, на территории Вознесенского женского монастыря (ул. Московская, д. 37), на месте собора Вознесения Господня Координаты: 52.730845, 41.462435 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Находилась на территории Вознесенского женского монастыря Первоначальная часовня на могиле монахини Миропии находилась возле исторического собора Вознесения Господня и была разобрана при его расширении в 1906 г. Новая часовня, возведённая в 1996 г. на месте предыдущей и на фундаменте снесённого собора, в 2009 г. также была разобрана в связи с началом строительства нового собора Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты В первой половине XIX века жизнь монастыря ознаменовалась тем, что в нем поселилась монахиня Миропия (Аденкова), с именем которой связано прославление чудотворной Вышенской (Казанской) иконы Богоматери. В благодарную память за великий дар монахини Вышенским архимандритом Аркадием над могилой Миропии воздвигли памятник в виде четырехгранной железной часовни, созданной Санкт-Петербургской фирмой С.-Гали и стоящей около пяти тысяч рублей.  В 1906 году началась перестройка и расширение Вознесенского храма, южная стена захватила могилу монахини Миропии. Часовню пришлось сдвинуть с места и поставить южнее, на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии сделали новый склеп под самим храмом. Однако епископ Иннокентий (скончавшийся в сане Экзарха Грузии) не разрешил сдвигать гроб с места и приказал перекинуть через него в стене арку. Таким образом гроб монахини оказался в самом храме, в нише его южной стены. После отделки и освящения храма в 1907 году около гроба Миропии по словесному благословеию Преосвященнейшего Иннокентия была построена пещера с каменным сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини. Гроб сильно пострадал от времени (со дня погребения прошло уже 85 лет), и его накрыли специальным чехлом в виде гробовой крышки, изготовленным из плотного листового железа с медным распятием. Вход в пещеру внутри храма отгородили решеткой и накрыли деревянной крышкой.

http://sobory.ru/article/?object=51802

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Огромный приток паломников в Вифлеем вынуждает власти и церкви ввести заявочную процедуру Люди стоят многие часы в очередях, чтобы попасть в храм Рождества Христова   ВИФЛЕЕМ. Паломники в Святой Земле стоят многие часы в очередях, чтобы попасть в храм Рождества Христова, и власти совместно с церквями собираются ввести заявочную процедуру, чтобы отрегулировать поток паломников, сообщает fides . За последние годы приток туристов и паломников ко всем святыням этих мест резко возрос и достиг такого масштаба, что власти Палестинской Автономии, действуя совместно с местными церковными общинами, готовят цифровую заявочную процедуру для упрощения и регулирования доступа во избежание долгих очередей. В наиболее напряженные периоды, по данным издания Orient-Le Jour, паломникам приходится стоять многие часы в очередях, чтобы попасть в храм Рождества Христова и преклонить колена перед серебряной звездой, отмечающей место, где, по преданию, Богородица родила Младенца Иисуса. Эта христианская церковь в  Вифлееме является, н аряду с  Храмом Гроба Господня , одним из двух главных христианских храмов  Святой земли и одним из старейших непрерывно действующих храмов мира. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. считается единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода. Под  амвоном базилики находится величайшая христианская святыня – пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около  150 года , а Базилика Рождества была заложена святой императрицей  Еленой во время ее паломничества в Святую землю в середине  330-х годов , по свидетельству Евсевия Кесарийского .

http://sedmitza.ru/text/8602316.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010