Царь же повел отпустити младенци от смерти и, взыскавъ, обрте Селивестра и сказа ему видние. Селивестръ же, разумвъ духомъ, и наполни лоханю воды и сотвори молитву крещениа, погрузи царя въ вод и крести и во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И спадоша ему струпы яко чешюи от тла, и изыде от лохан, очищься от недуга, и бысть плоть его яко отрочяти млада. Тою виною християнъ бысть Костянтинъ. 665 Крести же ся и мати его Елена и множество людии. Блаженая же Елена созда церкви, и святых мощи собра, и шедши во Иерусалимъ, обрте крестъ Христовъ и копие, прободшее святая ребра, и гвоздиа, вобиеная въ пречисти руц Христов. 666 И добр поживше, преставися к Богу от славы въ славу и от жизни в вчную жизнь. Костянтинъ же царствовавъ лтъ 32, и Христови предавъ царство, с миром почи. 663 ...Елена бысть от града, нарицаемого Серпа, от предлъ Персьскых... въ царство Диоклитиана. – Св. Елена родилась ок. 244 г. Источники обнаруживают разные сведения о месте рождения святой, так, согласно английским хроникам, она была дочерью короля Британии, греческие агиографы называют ее дочерью трактирщика из Никомидии. 664 ...Костя Зеленый... – Констанций Хлор (Флавий-Валерий, сер. III в. – июль 306). Летопись сообщает: «Зеленый же наречен бысть бледности ради лица его» (см.: ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 262). Диоклитианом был назначен цезарем Запада, помощником Максимиана. В 293 г. был усыновлен Максимианом, для чего ему пришлось развестись с Еленой, как с женщиной низкого происхождения. 665 Тою виною християнъ бысть Констянтинъ. – Легенда о крещении Константина имеет традиционный сюжет об исцелении погружением в крестильную купель. Хроники же указывают, что Константин Великий принял крещение перед самой смертью в 337 г. в Никомидии. 666 ...Блаженая же Елена созда церкви... пречисти руц Христов. – В 325 г. Елена предприняла путешествие в Палестину, во время которого ей удалось разыскать пещеру Гроба Господня и крест, на котором был распят Иисус Христос. За два столетия до этого события по приказу императора Адриана пещера Гроба Господня была засыпана и над ней даже были воздвигнуты храмы в честь Юпитера и Венеры. Однако раскопки св. Елены оказались удачными, и на месте вновь обретенной святыни была создана церковь , освященная 14 сентября 335 г. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. А вне Иерусалима, к югу, близь стены Иерусалимской есть замок или дом Давидов и там будет сидеть Христос и судить живых и мертвых, как говорит певец: В доме Давидовом страх велик. В самом замке железная дверь и ее никто не может отпереть, потому что из нее выйдут 12 престолов, на которые сядут 12 Апостолов, чтобы судить 12 колен Израилевых. Оттуда выйдет огненный поток в юдоль Плача и потечет до Мертвого моря. Там и ад. В доме Давидовом есть колодезь. Там написал он Псалтирь. Он находится от Св. Гроба на разстоянии 3 стадий. 26. И там к югу Св. Сион, мать церквей. Там сидел Св. Иоанн Богослов. Там происходила Тайная вечеря и омовение ног. Там низшел Дух Святой и просветил Апостолов. Там произошло Успение Пресвятой Богородицы. Там гробница Давида, старца Симеона и Св. первомученика Стефана. На небольшом разстоянии находится место, где плакал Св. Петр после отречения. Там прокаженный дал пощечину Христу. Это происходит в Св. Сионе. Он находится от Св. Гроба на разстоянии 6 стадий. 27. Внизу оттуда поле Скудельничье, купленное за 30 серебренников для погребения странников, находится на разстоянии одной мили. 28. Книзу оттуда на разстоянии 2 стадий колодезь Иова, во всякое время он полон воды и доходит до Мертвого моря. 29. Под Иерусалимом Силоамская купель, куда послал Христос слепого и он исцелился. 30. Кверху оттуда гробница Иакова брата Господня. Туда бросили они его и убили. Там и дом Фараона. Оттуда немного выше место, где удавился Иуда. 31. Там по близости, в долине, Гефсимания, где храм и Св. гроб Пресвятой Богородицы. Внизу под землею. Сходишь вниз по 40 ступеням. В храме каменный кувуклий и в нем гроб Богородицы. Висят и 16 неугасимых лампад. Есть в храме одна запертая дверь. 32. Оттуда на разстоянии одной мили пещера, где Господь молился со своими учениками; и туда пришел Иуда с синедрионом и сказал: Радуйся Равви! и поцеловал его 2440 , взяли Его и повели во двор Пилата, там Петр отрезал ухо Малху. 33. Там на разстоянии одной стадии место, где Христос сказал: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия 2441 . И колени Его отпечатлелись на камне и видны до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ. Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: " Господин! мы вспомнили, что этот обманщик ( так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: " после трех дней воскресну " . Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого " . Пилат сказал им: " у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете " . Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу. Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

http://zavet.ru/ssedm-sl04.htm

Николай П.Т. 2019/04/26, 13:36:34 Александр Сегень — Под куполом что-то зажглось и стало пульсировать. Это истинное чудо Господне впервые упоминается Григорием Нисским в IV веке. Затем о Благодатном Огне писал Иоанн Дамаскин. Впоследствии описания или упоминания Огня встречаются часто. О том, случалось ли сошествие Огня Господня до IV века, приходится только гадать. Если, как считается, до царицы Елены пещера Гроба Господня была завалена мусором, то каждый раз в Великую Субботу этот мусор должен был воспламеняться... Но среди православных принято считать, что Огонь сходит не в качестве доказательства бытия Бога, а в награду тем, кто искренне и беззаветно верит в Христа, не нуждаясь в знамениях и чудесах. Потому можно предположить, что, когда к пещере Гроба не стекались благоговейные христиане, Огонь и не сходил. Но опять-таки это лишь мои досужие и грешные предположения. Почему при короле Бодуэне католики признавали Огонь? Очень просто: в те времена они, как и мы сейчас, пользовались Юлианским календарём и встречали Пасху тогда же, когда и православные. Лишь в 1582 году они перешли на Григорианский календарь, которым мы с 1918 года пользуемся в светской жизни. С 1582 года католики стали праздновать Пасху в другие дни, раньше, чем мы. Но Господь наш Иисус Христос не перешёл на Григорианский календарь вместе с католиками. Он по-прежнему являет нам чудо Благодатного Огня в Великую Субботу перед православной Пасхой, то есть именно тогда, когда это и совпадает с тем днём в году, в который Он воскрес и покинул Гроб. Католики обижаются на Господа и с 1582 года считают Благодатный Огонь неким фокусом. Встреча с Благодатным Огнём – заветная цель нашего паломничества в Иерусалим. Ради этой встречи надо прибыть в Святую Землю заблаговременно, исповедоваться и причаститься в ночь с Великой Среды на Великий Четверг. В Чистый Четверг днём присутствовать на площади перед храмом Воскресения на чине омовения ног, который совершается Патриархом Иерусалимским, и потом вечером отстоять чтение двенадцати Евангелий. В Великую Пятницу совершить крестный ход ко Гробу Господню, а в ночь с Пятницы на Субботу пробыть при Гробе, испытав на себе все гонения со стороны католиков и израильской полиции. Надо с восторгом промучиться всё утро Субботы до появления в храме Патриарха и только после этого встретить пришествие Чуда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1806

Тут же показывают место, где по преданиям скрыт прах Мельхиседека, основателя Иерусалима, священника Бога Вышнего; также места гробниц освободителя Иерусалима, Годофреда и брата его Балдуина. Последний пожар уничтожил эти два памятника. Рядом с приделом Предтечи – ризница и приемная комната греческой церкви. Обошед крыльца Святой Голгофы, поворачивают в галерею, которая идет кругом всей соборной церкви греков, занимающей середину храма, до половины. Другая середина принадлежит ротонде Гроба Господня. Эта галерея заключает разные приделы, посвященные воспоминаниям страстей Господних. В первом приделе греческий престол основан на обломке колонны, взятой из претории Пилата; повествуют, что к этой колонне Иисус был привязан, когда терпел поругания от неистовой толпы. За этим приделом следует живописный спуск по 49 ступеням в лощину, которая была подле скалы Голгофы и куда повергались тела и кресты распинаемых; там был найден Крест Господень, обнаруженный чудным исцелением одной жены. Тут устроена церковь о двух приделах. Первый, под куполом, поддержанным египетскими колоннами, носит имя Св. Елены, а второй, левее, посвящен благому разбойнику. Из придела Св. Елены ведет другой спуск, по 13-ти ступеням, в самое место обретения живоносного Креста. При сходе туда показывают выделанное в камне ложе, где сидела святая Елена, и окно в скале, через которое она смотрела на работающих при отрывании креста. На том месте, где обретен был Крест, стоит греческий престол; а возле, против лестницы, придел католиков. Все эти места, осененные сумраком, очень живописны. Это принадлежность армян. Возвратясь из подземной церкви в большой храм и продолжая начатый путь кругом галереи, поклоняются церковному приделу разделения риз, – также принадлежность армян; он находится на оконечности поперечника храма против алтаря греческого собора, который, будучи окружен не цельною стеною, но столпами и балюстрадами, виден из галереи. Подле этого придела видна дверь, называемая Левантинскою. Далее придел греческий во имя сотника Лонгина, одного из воинов, обратившихся при страшных знамениях, которые сопровождали кончину Спасителя. Обогнув соборный алтарь, есть направо особое отделение; в одном из приделов поклоняются каменным узам стоп Спасителя; эти узы перенесены из претории Пилата; другой придел посвящен Пресвятой Богородице. Сказывают, что здесь находилась пещера, в которую был заключен Спаситель, пока приуготовляли орудия Его казни, и что по введении Иисуса на пропятие здесь проливала слезы Пресвятая Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

25. Оттуда на восток так называемый колодезь Иакова, который постоянно наполняется и течет точно река. 26. Отсюда не много к северу к Иерусалиму Силоамская купель, где Христос исцелил слепого и сказал: пойди умыться к Силоаму, и прозрел. 27. Там ближе к Иерусалиму гроб Иакова, брата Господня. В это место его бросили и убили его. Там дом Фараона. Там место, где удавился Иуда. 28. От Иерусалима на запад гора Елеонская и Гефсимания, где гроб Пресвятой Богородицы. Храм этот частью под землею и ведут вниз 45 ступеней, посреди храма кувуклий и в нем гроб Богородицы. Висят 16 неугасимых лампад. Есть запертая дверь, отсюда должна выйти вторая огненная река, которая соединится с другою в колодце Иакова. Этот храм с куполом, и красивые ворота имеют 6 колонн. 29. Там по близости пещера, куда скрылся Христос с учениками. Туда привел Иуда синедрион Иудейский и предал Господа. Там он облобызал Христа и сказал: радуйся, равви 2408 , и тотчас же Иудеи наложили руки на Христа и отвели его на двор Пилата; там Петр отрезал Еврею ухо. 30. От пещеры в одной стадии место, где молился Христос, преклонив колена, сказал: Отче наш , иже еси на небесех, да святится Имя Твое и т.д 2409 . и колена его отпечатлелись на камне. 31. Здесь и другой большой камень, на котором сидел Христос, смотрел на Иерусалим и сказал: Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камением побивающий посланных, се оставляется дом ваш пусть и не останется камня на камне 2410 . Гефсимания находится от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 32. Оттуда на восток входишь на Елеонскую гору. На горе на верху круглый храм с 10 колоннами, посреди храма красивый кувуклий, в нем место, куда ступил Христос и вознесся на небо. След его отпечатлелся на камне. 33. Направо в этом храме спускаешься вниз по 20 ступеням. Там келлия и гробница Св. Пелагии. Там находится исповедание. Над гробницею Святой камень, принесенный Св. Ангелом по повелению Божию и люди сжимаются, пока не исповедуются, а потом свободно проходят. Висят 3 лампады. 34. Налево от храма на разстоянии двух стадий Кана Галилейская, где Христос на браке претворил воду в вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

32. Вне храма находится пещера, где Иуда предал Господа в саду; она может вместить приблизительно сто человек. 33. К югу на вержение камня место, куда Он пошел и молился, говоря: Отче мой, аще возможно, да мимо идет чаша сия от Меня 2404 . Он преклонил колено на камень и до сих пор виден след Его. Тут был и большой храм, но теперь он совершенно разрушен до самого основания. 34. Гефсимания отстоит от стены Иерусалимской на расстоянии выстрела из лука и посредине этого расстояния место, где побили камнями Св. Стефана. 35. Елеонская гора находится к востоку от Иерусалима и отстоит от Гефсимании, лежащей у ее подножия. До вершины горы, откуда вознесся Господь, расстояние приблизительно одной мили. На этой дороге находится камень, где сидел Иисус и учил учеников о кончине Мира. 36. Гора эта немного выше города Иерусалима. На ней растут маслины, смоковницы, виноградники и другие деревья, которые все склоняют свои верхушки и поклоняются горе. Говорят, что в ночь на Вознесение, до окончания литургии, деревья склоняют верхушки и поклоняются горе, и это великое чудо. Точно также и во всех окрестностях Иерусалима, деревья и виноградники, все склоняют голову к востоку. 37. На вершине горы, Константин Великий построил большой и великолепный храм, круглый, как и храм Св. Гроба. У него также не крытый купол и внизу прекраснейший Кувуклий, сооруженный среди храма. Тут внутри находится последний след владыки Христа, где Он стоял и был взят на небо. Половина этого храма разрушена, часть лежащая к востоку и весь Св. алтарь; храм этот во имя Спасителя Христа. Была и большая колокольня, и она разрушена. В длину храм имеет 25 шагов, в ширину 19. 38. Вне ворот храма на небольшом расстоянии, на правой стороне внизу под сводами, у основания храма, гробница Св. Пелагеи и келия, где она подвизалась; и там, говорят, Св. покаяние. 39. На лево от храма к северу, на расстоянии выстрела из лука, гора Малая Галилея. 40. Под горою Елеонскою к востоку, на расстоянии мили, Вифания, родина Лазаря, маленький городок. Тут есть и храм, Воскресение четырехдневного Лазаря. Тут внутри пещеры гробница Св. Лазаря, и отдельно, в другом месте храма, гробница Марии и Марфы, двух сестер его.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В долине сыновей Енномовых мы подошли к пещерам Акелдамы. Здесь нас встретили греческие монахи, провели в церковь , отслужили молебен и затем стали показывать пещеры, наполненные незакрытыми костями усопших. В Акелдаме лучше всего можно понять, как хоронят покойников на Востоке в твердом грунте. Перед нашими глазами протянулись ряды ниш, выдолбленных по размеру тела в стенах пещеры. Эти ниши и служили собственно гробами для усопших тел. Общая же их могила, или пещера, снаружи заваливалась камнем. Греческие монахи предложили паломникам отдохнуть и выпить какого-то угощения. Но так как было уже поздно, к тому же мне надо было приготовиться к завтрашней дороге, то я, поблагодарив монахов, поспешил один отправиться домой. Местами, в долине сынов Енномовых, я чувствовал жуткое одиночество. Только у юго-западного угла Сиона мне встретились двое арабских мальчиков, разговаривающих по-английски. Я расспросил их, почему они знают английский язык. Оказывается, на Сионе для арабских детей имеется прекрасная английская школа Гобата, в которой и они обучались. Миновав Яффские ворота, я пришел опять к русским постройкам. Таким образом, на первых же порах в Иерусалиме мне пришлось обойти его стены и невольно обратить свое внимание на контраст двух сторонъ его – юго-восточной и северо-западной. Если мы проведем прямую линию через место св. Гроба Господня и Силоамский пруд, то эта магистраль, пройдя посредине между Сионом и священной скалой Соломонова храма, разделит город на две равные части. Но как на южном конце этой магистрали – место суда, «огненной реки», адского огня, место извержения всего нечистого, скверного, негодного, так на северном ее конце вырастает новый город, новый Иерусалим, как бы в прообраз «Новаго Иерусалима», предсказанного в Апокалипсисе. Южная сторона западает в глубину долины, идущей в Мертвое море, а северная – возвышается к горе Скопус, где некогда стоял римский лагерь. Очень приятно было мне, как русскому, видеть, что и наше Палестинское общество заняло большую часть будущего Нового Иерусалима, и в средоточии русских подворий устроен храм во имя Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот год Никита Хрущев сделал ряд воинствующих антирелигиозных заявлений. Но это нисколько не заставило меня пересмотреть свои намерения и не поколебало в избранном пути. Не было этого и когда через несколько лет прокатилась волна отречений среди духовенства Русской Православной Церкви. В этих условиях определяющей для меня была духовная поддержка со стороны отца Никодима. Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений. — Понимаю, что, возможно, это сугубо личный вопрос. Расскажите, что подвигло Вас оставить мир и принять монашество? — Исходя из того, что уже было мною сказано, на этот вопрос можно ответить кратко: горячее желание отдать себя служению Церкви оказалось сильнее привязанности к миру. — В начале Вашего служения Церкви вас направили в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Это Ваш первый опыт служения вне границ нашего государства. Фактически Вы там представляли не только Русскую Православную Церковь, но и страну. Что Вам больше всего запомнилось из этого жизненного этапа? — До назначения в Иерусалим я был редактором журнала «Голос Православия» на немецком языке и служил приходским священником в храме святых Константина и Елены в Западном Берлине. Там я был меньше года. Получив следующее назначение, я спрашивал, почему меня не сразу послали в Святую Землю. И услышал такой своеобразный ответ: «Вас нужно было сделать сначала маленьким начальником, дабы посмотреть, останетесь ли вы таким, каким были, или изменитесь. Опыт оказался удачным, и теперь вас можно сделать главой духовной миссии». Что касается моих впечатлений, то я до сих пор храню самое сильное и неизгладимое воспоминание, которым я уже неоднократно делился в печати. Повторю его. Когда я впервые поклонялся Гробу Господню, я сам себе сказал, находясь в кувуклии (пещера гроба Господня. — «НГР»): «Большего счастья я уже нигде и никогда не смогу ощутить. Теперь можно и умирать». Но Господь после этого дал мне, как видите, долгую и насыщенную жизнь.

http://pravmir.ru/otdat-sebya-sluzheniyu...

Во-вторых, странен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень Помазания, камень, закрывающий вход, - все это для русского человека столь странно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилы и гробы. Когда мы посещали монастырь Святой Троицы на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне (там находится знаменитый Мамврийский дуб), у нас была возможность осмотреть еврейские могилы первого века. Покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего. Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами. После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью - кустодией. Примерно через год после погребения к пещере вновь приходили родственники покойного. За это время под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик - оссуарий. Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников. Таким образом, становится более понятным, как евреи, уходя из Египта, смогли взять с собой кости праотца Иосифа, завещавшего похоронить его в Земле Обетованной. Еще одно место из Ветхого Завета стало мне понятней во время паломничества по Святой Земле. В книге пророка Иеремии повествуется о том, как Господь повелел положить пророку его льняной пояс в расщелине скалы у реки Евфрат. Затем Он повелел вновь взять свой пояс и, указывая на его негодность, сказал: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов... будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин,... чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (Иер. 13, 10-11). Возникает недоумение: как пророк успел так быстро сходить до Месопотамии, где протекает известная река Евфрат, да еще и дважды. Оказывается в Палестине, под горой, на которой располагается родное селение пророка Иеремии - Анату (в древности г. Анафоф), протекает небольшая речушка. Она также носит название Евфрат. И все становится понятным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010