1887. 2. Ч. 1. С. 447.  «Но, несмотря на то, что природа человека искажена и испорчена, она не полностью повреждена. Бог, говорит блаж. Августин, не полностью изъял Свои милости, иначе мы просто перестали бы существовать». –  Армстронг Артур Х.  Истоки христианского богословия: Введение в античную философию. СПб., 2006. С. 236.  Формирование учения о соотношении благодати и свободы вплоть до утверждения теории самовластного действия благодати происходит во взглядах блаж. Августина поэтапно. См.:  Фокин А.Р.  Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.)//  Августин,  блаженный. Трактаты о различных вопросах. М., 2005. С. 8–40.   Августин,  блаженный. Творения: В 4-х т. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.; Киев, 2000. С. 58.   Seraphim (Rose),  hierom. The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. Platina, CA: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1983. P. 18.   Пеликан Я.  Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции. М., 2007. С. 284.   Августин,  блаженный. Творения: В 4-х т. Т. 2: Теологические трактаты. С. 61.   Августин,  блаженный. О Граде Божием: В 4-х т. Т. 3. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 58–59.   Августин,  блаженный. О предопределении святых. С. 19.   Фокин А.Р.  Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении. C. 18–19.   Филарет Черниговский , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 33.   Августин,  блаженный. О предопределении святых. С. 19–20.   Иларион (Троицкий),  архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 515.   Феофан Затворник,  святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1998. С. 190–191.   Феофан Затворник,  святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Пастырские послания. М., 1995. С. 242.   Смирнов П.А.

http://pravoslavie.ru/92031.html

Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора//  Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.273–274.   Библиография работ автора: Ипполит священномученик//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн. 6 – январь дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 61).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007   Апостольское предание/Пер.  с греч.: прот. Петр Бубуруз//Богословские труды. – М., 1970. – Сб. 5.   О Христе и Антихристе. Апостольское предание//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. II.   Сохранившийся фрагмент из " Слова против эллинов " , или " О всеобщей причине. Против Платона "/Пер. с греч.: А. Фокин// Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.   Творения святого Ипполита епископа Римского. – Казань, 1898–1898. – Вып. 1–2. То же: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1997. – Т. 1–2.        Толкование на книгу пророка Даниила. – М.: Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. (Репринт).   Ипполит Римский, сщмч. Фрагмент из «Слова про­ тив эллинов», или «О всеобщей причине. Против Плато­на»/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//Альфа и Омега. – М., 1997. –   Фрагменты сочинений// Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002. Фрагменты сочинений//Об антихристе. – СПб.: Знамение, 1998. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/2929273

В последующих главах мы рассмотрим в хронологическом порядке основных представителей латинской патристики доникейского периода (150–325 гг.) – Минуция Феликса , Тертуллиана , свт. Киприана Карфагенского , Новациана, Коммодиана, свт. Викторина Петавского, Арнобия и Лактанция 88 . 57 Этот важнейший документ, содержащий первый список канонических книг Нового Завета, был написан на греческом языке в Риме в конце II в. и лишь в V в. переведен на латынь. См. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. М.,1998. C. 190–192 66 Римская провинция «Африка» включала в себя три области: проконсульскую Африку (Africa proconsularis с центром в Карфагене), Нумидию и Мавританию. О Карфагене и африканской христианской письменности в целом см. Архимандрит Киприан (Керн) . Патрология, 1. Париж; М., 1996. С. 148–152. 74 В частности, там говорится, что ангелы произносили γιος, γιος, γιος «Свят, Свят, Свят» (т. е. «Трисвятую песнь») на греческом. 76 Quasten. Op. cit. Vol. II. Р. 244. В настоящее время большинство ученых придерживается мнения о том, что Евангелия впервые были переведены на латинский в Северной Африке в последней четверти II века (см. Мецгер. Указ.соч. C. 7o). 87 Quasten. Op. cit. Vol. II. Р. 246. Подробная оценка этих особенностей и расхождений будет дана ниже в связи с учением того или иного автора, а также в Заключении к 1-му Тому. 88 В нашем исследовании мы опускаем, во-первых, западных Отцов Церкви доникейского периода, писавших на греческом – свт. Климента Римского , свт. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского , поскольку они, как правило, рассматриваются в рамках греческой патрологии; во-вторых, некоторых латинских авторов – таких как папы Каллист, Понциан, Фабиан, Корнелий, Луциль, Стефан, Сикст II , Дионисий, Феликс (см. Quasten. Op. cit. Vol. II. Р. 233–242), ввиду незначительности их сочинений и того влияния, которое они оказали на последующую латинскую богословскую традицию. Мы опускаем также еп. Ретиция Отенского, ввиду того, что его сочинения были утрачены и сохранились лишь в цитатах (Ibid. Р. 413–414). Читать далее Источник: Латинская патрология/А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-./Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

138 Ср. Plato. Tim. 39e. В рукописях встречается разночтение: lineas τν ντων («радиусы сущих»), что хорошо согласуется с использованной здесь метафорой круга и радиусов, исходящих из его центра. 139 Акт бытия, жизни и мышления – это Отец, а три потенции, которые Он порождает – существование, жизнь, мышление как формы этого акта – это Сын и Св. Дух. 140 Речь идет об «аппроприации», т.е. присвоении какого-либо одного из элементов «умопостигаемой триады» отдельным ипостасям Троицы, основанном на принципах «импликации и превалирования»: в Отце есть все три элемента, но преобладает бытие, в Сыне тоже есть все три, но преобладает жизнь, и во Св. Духе есть все три, но преобладает мышление. 143 fit idem forma quod substantia. Под сущностью здесь следует понимать Отца, под формой – Сына. 145 Это единственное место, где Викторин как будто утверждает наличие некоего безличного Единого, не тождественного ни Отцу, ни Сыну. Как правило, он отождествляет понятие сверхсущего Единого (или первого Единого) с Отцом, а второго Единого (Единого Суще го) – с Сыном. Как представляется, в данном месте Викторин хочет лишь сказать, что это первое Единое («само по себе Единое») есть Отец, но оно познается как Отец и называется Отцом только логически «после» рождения Сына-Логоса, которое есть Его проявление вовне из потенциального и сокрытого существования в Отце. Данная концепция сходна с концепцией Тертуллиана , Ипполита и Маркелла Анкирского. См. ниже, Adv. Ar. IV 27. 150 В данном случае слово exsistentia можно было бы перевести как «ипостась», поскольку ипостась для Викторина – это конкретное существование, «оформленное бытие» «бытие вместе с формой». Ср., впрочем, сходное определение ниже: exsistens et vivens intellegentia, а также выше, определение Божественного Духа как «существующей, живущей и мыслящей сущно сти» (exsistentem, viventem, intellegentemque substantiam, Adv. Ar. IV 4). Читать далее Источник: Фокин А.Р. Метафизика Божественного мышления у Мария Викторина и ее философские источники//Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. 2. С. 91-128.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

57 De Trinit. IV 20.29: Non possumus dicere quod Spiritus Sanctus et a Filio non procedat: neque enim frustra idem Spiritus et Patris et Filii Spiritus dicitur ‹…› non tantum a Patre, sed et a Filio procedere Spiritum sanctum. Ср. In Ioann. Tract. 99.7. 60 Greg.Naz.Orat.29.2; см. также Orat.31.8–9; 39.12; Basil.Magn.Contr.Eun. 2.34.30; Greg.Nyss. Ad Ablabium quod non sint tres dei; De dif. essen. et hyp.4.20–29 и др. 61 Понятие любви (amor, caritas, dilectio) как связи в Троице имеет определенную параллель в учении Плотина о происхождении Ума от Единого под действием некоего естественного желания, влечения или стремления к нему (См.: Plotin. Enn. V 3.11; V 6.5; VI 7.16). 62 См.: De Trinit. VI 10.11; XV 17.27; XV 20.38; XV 21.41; Ср. Sullivan. The Image of God. P.123. 63 De Trinit. VI 10.11. Последняя фраза указывает на связь с такими «онтологическими триадами» раннего Августина, как единство – форма – порядок, бытие – форма – порядок, мера – число – порядок, причина – форма – сохранность, природа – учение – польза и др., в которых последний элемент связан с воздействием на сотворенный мир Св. Духа как принципа Божественной любви и согласия. 67 Об «умопостигаемой триаде» и ее влиянии на тринитарное учение отцов Церкви, в том числе Августина, см. нашу статью: Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. 37. М., 2011. С.7–22; 38. М., 2011. С.7–29. 69 Prestige G.L. God in Patristic Thought. London, 1969 г. P.235. В связи с этим суждением обращает на себя внимание следующее высказывание Августина, в котором он прямо отождествляе Св.Дух с чистым отношением между двумя другими Лицами Троицы (communitas amborum), которое не входит в Их число: Nec ob aliud existimo ipsum vocari proprie Spiritum: cum etiamsi de singulis interrogemur, non possimus nisi et Patrem et Filium spiritum dicere; quoniam spiritus est Deus, id est, non corpus est Deus, sed spiritus. Quod ergo communiter vocantur et singuli, hoc proprie vocari oportuit eum qui non est unus eorum, sed in quo communitas apparet amborum (In Ioann. Tract. XCIX 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Иероним вместе с тем превозносил Римскую Церковь как «престол св. Петра» и главный оплот Православия. В качестве основных церковных таинств он указывал на крещение и Евхаристию, однозначно свидетельствуя о реальном присутствии Христа в последнем таинстве. Затрагивая вопрос о покаянии и отпущении грехов, Иероним учил, что кафолическая Церковь , в отличие от раскольнических и еретических сообществ, дает возможность ее согрешившим членам покаяться, искупить свою вину и вернуться в ее лоно. Многократно подчеркивая святость христианского брака и его благословение Церковью, Вифлеемский аскет вместе с тем настаивал, что брак есть благо гораздо меньшее, чем девство и воздержание, и ставил его на третье место после девства и вдовства. Хотя блаж. Иероним отверг как древние хилиастические представления о «тысячелетнем царствии» Христа на земле, так и оригеновское учение о мнимом «воскресении тела», утверждая, с одной стороны, духовное понимание книги Откровения, а с другой – абсолютно реальное воскресение человеческой плоти с кровью, жилами, костями и всеми необходимыми органами, ему не удалось достичь ясности и последовательности в своих представлениях о Страшном Суде и будущей участи грешников, поскольку он не смог до конца избавиться от влияния идей Оригена о всеобщем спасении и очистительном характере огненных наказаний. Таковы некоторые наиболее важные достижения блаж. Иеронима Стридонского в различных областях церковной науки, в которую он внес столь весомый вклад, что он может быть сопоставлен разве что со вкладом Оригена . Многочисленные литературные труды Вифлеемского пресвитера оказали самое сильное и глубокое влияние на последующую западно-христианскую церковную письменность, но были известны и на христианском Востоке. Его богословско-литературное наследие всегда привлекало и продолжает привлекать интерес ученых, церковных деятелей и простых верующих. Не меньшее значение имела и сама выдающаяся личность Вифлеемского пресвитера, чье самоотверженное служение Церкви и неустанные труды на ниве церковной науки и аскетического делания всегда были, остаются и будут прекрасным примером для подражания всех последующих поколений христиан. Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Участников конференции также поприветствовал заместитель Главы Заинского муниципального района РТ В.Г. Акатьев. На конференции выступили: председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани А.В. Фокин (доклады на темы: «Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспектива» и «Н.И. Ильминский: новый этап православной миссии в России»)(5), руководитель миссионерского отдела Казанской епархии РПЦ протоиерей С.Б. Титов («Воцерковление национальной культуры: проблемы и перспективы православных кряшенских приходов Татарстанской митрополии»), архитектор миссионерского отдела Казанской епархии РПЦ, член Союза архитекторов России М.М. Искандаров («Опыт применения культурно-региональных особенностей в современном храмостроительстве»), благочинный Алексеевского благочиния Чистопольской епархии РПЦ протоиерей П.М. Чурашов («Перспектива развития церковной жизни кряшен Чистопольской епархии»), эксперт Института национальной стратегии Р.Р. Сулейманов, настоятель храма Воздвижения Креста Господня г. Заинска иерей Н.А. Кондрабаев и др. Особое внимание докладчиками было уделено вопросам изучения опыта миссионерской работы среди кряшен в XIX - начале ХХ вв. и проблемам функционированию кряшенских приходов. При этом был озвучен целый ряд конкретных предложений, направленных на развитие кряшенской миссии и её образовательно-просветительской составляющей. Так, в частности, председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани А.В. Фокин внёс предложение «просить администрацию г. Заинска и управление Альметьевской епархии открыть школу-интернат с этноконфессиональным компонентом по образу и подобию Казанской крещёно-татарской школы».(6) Епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев) благословил создание Центра кряшенской культуры в Альметьевской епархии РПЦ.(7) При этом была выражена надежда на то, что таковые будут созданы и в двух других епархиях Татарстанской митрополии РПЦ - Казанской и Чистопольской. «Возрождение кряшенского народа не мыслится без возрождения приходской жизни, - поделился, в частности, своими впечатлениями о результатах работы региональных Рождественских образовательных чтений протоиерей С.Б. Титов. - Надо сказать, что возрождение народа началось именно сейчас, когда начала возрождаться церковь. В советские времена всё было забыто, и кряшены многие потеряли свои корни. И сейчас воцерковление кряшен - прямой путь к тому, чтобы они стали осознанной нацией, обрели устойчивую самоидентификацию. Поэтому нужно обратиться к опыту первых просветителей кряшен - Василию Тимофееву и Николаю Ильминскому, которые, несмотря на достаточно сложное время синодального периода в истории церкви, смогли начать миссию. Я думаю, что все возможности у нас открыты, надо только соработничать».(8)

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/27/...

Для доникейской эпохи неправомыслие было сплошь и рядом и на Востоке, и на Западе. Например, у Оригена можно найти все, что угодно. Итак, при изучении отцов, в частности западных, необходимо за основу брать догматику Православной Церкви и с этой точки зрения рассматривать их учение. Я это озвучил в предисловии к первому тому «Латинской патрологии», и буду придерживаться этой позиции и дальше. Чтобы было какое-то руководство в виде православного догматического богословия и чтобы не было абсолютизации западных отцов и противопоставления их восточным отцам. Согласен, что к западным отцам и учителям Церкви, особенно поздним, необходимо относиться с определенной долей осторожности. Но это касается все-таки больше догматических вопросов. Что же касается аскетики и мистики, то даже блаженный Августин с его учением о предопределении ничем не отличается от современных ему и позднейших восточных авторов. То есть во внутренней духовной жизни гораздо меньше различий, как мне кажется, чем в догматике.    Иером. Адриан: Когда же на Западе начался отход именно в мистике и в аскетике вплоть до хорошо известных искажений в духовной жизни?  А.Р. Фокин: Когда это возникает? Наверное, на Западе уже в Средние века стали заметны такие искажения в духовной жизни. Но в святоотеческий период ничего подобного я не встречал. Мистика того же блаженного Августина, преподобного Иоанна Кассиана, который вообще большую часть жизни провел на Востоке, папы Григория Великого, который был сильным мистиком, ничем не отличается от восточной. Единственное, что я нашел, это трактовка нетварного света как Божественной сущности, или природы, а не как энергии. Но опять же это именно догматическое осознание опыта видения этого нетварного света. Но все они и другие мистики описывают видение этого света. И никаких чувственных увлечений, чувственных видений, типа распятия Христа и медитаций над ним, конечно же, тогда еще не было. Это начинает появляться в Средние века, но только в Новое время мистика Запада кардинально отличается от мистики восточной, может быть, начиная с Фомы Кемпийского, Игнатия Лойолы, с женских мистиков. Я этой проблематикой всерьез не занимался и мало что могу сказать более подробно. Но, во всяком случае, такие искажения духовной жизни не распространяются на древнюю западную святоотеческую традицию.

http://bogoslov.ru/article/383404

Опубликовано: Наш современник. 2023. 5. С. 272-288. Об Игоре Яковлевиче Фроянове. Ученики, друзья, коллеги, почитатели/сост. Л.И. Фроянова и Ю.В. Кривошеев. – СПб: Скифия-принт, 2021. – 272 с. Примечание. Текст сборника доступен в «сети» – URL: (дата обращения10.01.2023) Там же. С. 218-219 (об этом факте сообщает, в частности, проф. Ю.К. Руденко на указанных страницах). Поддержим преследуемых русских патриотов – учёных Калининградского университета. Обращение участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума//Русский Вестник. 2005. 18 октября. «Протестное мнение учёных-патриотов КГУ оставили без всякого внимания». Мнение редакции//Янтарный Край (газета, Калининград). 27.05. 2005. 44; Шульгин В.Н. 1) Может ли «Иммануил Кант» быть нашим знаменем? Нам нужно руководствоваться своей – русской – правдой//Портал «Русская линия» (27.05.2005) – URL: http://rusk.ru/st.php?idar=103275 (дата обращения 10.02.2023); 2) Новый немецкий флаг нашего университета Переименование Калининградского университета – первый шаг к утрате российского суверенитета (1.06.2005)//Там же. – URL: http://rusk.ru/st.php?idar=103290 (дата обращения 10.02.2023) С.Н. Бабурин, д.юр.н., политик; Т.В. Беликова, к.и.н.; Ю.П. Белов, публицист; Беркович Н.А., д.философ.н.; Василик В.В., д.и.н.; Л.В. Выскочков, д.и.н.; П.И. Гайденко, д.и.н.; А.Б. Головко, д.и.н.; Е.Б. Грузнова, к.и.н.; А.Х. Даудов, д.и.н.; Дегтярев А.Я., д.и.н.; С.В. Козловский, к.и.н.; Д.А. Котлярев, к.и.н.; П.П. Котов, к.и.н.; Д.М. Котышев, к.и.н.; Ю.В. Кривошеев, д.и.н.; А.Б. Мазуров, д.и.н.; А.И. Молчанов, д.и.н.; С.А. Никонов, д.и.н.; С.С. Пашин, д.и.н.; А.В. Петров, д.и.н.; П.П. Петухов, публицист; М.Ф. Полынов, д.и.н.; В.В. Пузанов, д.и.н.; Д.В. Пузанов, к.и.н.; Р.Н. Росенко, к.и.н.; Ю.К. Руденко, д.филолог.н.; И.Ю. Тюменцев, д.и.н.; М.Ф. Флоринский, д.и.н.; В.И. Фокин, д.и.н; В.Г. Халин, д.эконом.н. Ср.: Фроянов И.Я. 1) Крещение Руси (1988); 2) О Ладоге, Новгороде и Киеве (2004); 3) «Врата адовы не одолеют Церковь (2004)// Фроянов И.Я.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Knahtedt H. O. Die Theologie der Jungfraulichkeit bei hl. Gregor von Nyssa. Roma, 1940. Κονσταντνου Ε. Γ. Γρηγοριος τς Νσσης//φναι, 1964. T. 4. Σελ. 754–771. Idem. Die Tugendlehre Gregors von Nyssa im Verhaltnis zu der Antik-philosophischen und Judisch-christlichen Tradition. Wurzburg, 1966. Krampf A. Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hi. Gregor von Nyssa: Eine dogmati sch-patristische Studie. Wurzburg, 1889. Krivocheine B. Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon Grégoire de Nysse//Message de l’Exarchate du Patriarchate Russe, 23. Paris, 1975. P. 133–158. Ladner G. B. The Philosophical Anthropology of Saint Gregory of Nyssa//Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1958. T. 12. P. 59–94. Leboeuf C. L’unite de la nature divine chez Grégoire de Nysse. Lucioni, 1937. Lebourlier J. A propos de 1’état du Christ dans la mort//Revue des Sciences Philosophiques et Theolgiques. Paris, 1963. T. 47. P. 179–180. Lenz J. Jesus Christus nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa. Tier, 1925. Leys R. L’image de Dieu chez saint Gregoire de Nysse. Bruxelles, 1951. Maran P. Vita Basilii//Basilii Opera omnia que extant. Paris, 1839. T. 3. P. XXXVIII-CCLIV. Maraval P. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. Introduction//SC. 178. Paris, 1971. P. 21–132. Idem. La date de la mort de Basile de Césarée//Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1988. T. 34. P. 25–38. Idem. Un correspondant de Grégoire de Nazianze identifié: Pansophios d’Ibora//Vigiliae Christianae, 42 (1988). P. 24–26. Idem. Lettres de Grégoire de Nysse. Introduction//SC. 363. Paris, 1990. P. 15–52. Martia Micol. E. Allegorie und Analogie bei Gregor von Nyssa. Bonn, 1979. Marrou H.-I. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. Paris, 1948. May G. Kirchenpolitik. 1966. Idem. Die Datierung der Rede „In suam ordinationem“ des Gregor von Nyssa und die Verhandlungen mit den Pneumatomachen auf dem Konzil von Konstantinopel 381//Vigiliae Christianae, 23 (1969). P. 38–57. Idem. Die Chronologie des Lebens und der Werke dem Gregor von Nyssa//Écriture et culture philosophique dans la pensee de Grégoire de Nysse. Leiden, 1971. P. 56–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010