Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

28 Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialogi di S. Agostino//Augustinianum 34 (1994). P. 311; Hadot. 1962. P. 425; Ayres. 2010. P. 135. 30 См. Plotin. Enn. IV 3.1; V 1.11; VI 2.6.1–17; VI 2.7.1–4; VI 7.41 и др.; Porph. Sent. 40–44. Несомненно, что Августин испытал прямое влияние неоплатонизма в этом вопросе, так же как и в учении об «умопостигаемой триаде» (см. Hadot. 1962. P. 433). Однако интенцию к самопознанию (nosce te) он мог воспринять также от Цицерона (см. Cicero. Tusc. disp. I 22.52; см. также Schindler. 1965. S. 203). 31 См. Aug. Contra Acad. III 19.42; De ord. II 18.47–48; Soliloq. I 2.7; De ver. rel. 39.72; Contra epist. Manich. XXXVI. 41; De Trinit. X 8.11–12.19 (cognosce te ipsam); De civ. Dei XI 26 и др. См. также: Henry. 1950. P. 53–54. 35 Du Roy. 1966. P. 432. Ср. Ayres. 2010. P. 135; Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007. С. 178. 38 См. Aug. De Trinit. XIV 12.15; XIV 12.16; cp. Ibid. V 1.2; X 10.13–14; XII 15.24; De civ. Dei XI 26; XXII 24.2 и др. 41 Об этой модели см. Schmaus. 1927. S. 195–415; Sullivan. 1963. P. 94–162; Schindler. 1965. S. 196–228; Du Roy. 1966. P. 436–449; Brachtendorf. 2000. S. 118–264; Ayres. 2010. P. 297–318. 43 Хотя в «Исповеди» нет этих терминов, они встречаются в аналогичных рассуждениях Августина в других его книгах. См. De Gen. opus. imperf. 16; De civ. Dei XI 26; De Trinit. VII 6; IX 2; IX 12; XII 6–7; XIV 19; XV 7; De Trinit. XII 6.6. 50 Sullivan. 1963. P. 115. В. Тайлер (Theiler. 1933. S. 48–52) полагал, что «психологическая модель» Троицы у Августина является «отпрыском» учения Порфирия о самопознании души, которое известно из фрагментов его трактата «О словах: “Познай самого себя”» и «Подступы к умопостигаемому» (Sententiae ad intelligibilia ducentes). А. Шиндлер выдвинул тезис о том, что «психологическая триада»: esse – nosse – velle является всего лишь дальнейшим развитием ранней «онтологической триады»: esse – species – ordo (Schindler. 1956. S. 35, 48); однако приводимые им немногочисленные доказательства этого тезиса из текстов Августина не представляются нам убедительными (например, будто из понятия формы как умопостигаемого можно вывести понятие о самом процессе познания и уме; или что из понятия порядка можно вывести понятие воли, которое тождественно понятию любви). После исследований П. Адо и О. Дю Руа несомненно, что триада «бытие – знание – воля» построена по образцу «тринитарного cogito». П. Адо также справедливо указал на влияние мысли Плотина на «психологические триады» Августина (Hadot. 1962. P. 433–434).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Интервью номера: Борис Корчевников , тележурналист, руководитель телеканала «Спас». Все несказанные «прости» мы несем вместе с собой .  Беседовала Дарья Баринова . Фото: Владимира Ештокина; Михаила Фомичева/ТАСС; Из личного архива//Фома. - – июль 2018. – С.8-15. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Бедность и богатство: Бедность – расплата за грехи ? Письмо читателя/ Светлана , Самара. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство »).   Правда жизни без купюр. Как размер доходов характеризует вашу душу . На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл . Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения . Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Христос и грешница. Художник Андрей Миронов. 2016//Фома. - – июль 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-53.   Школа «Фомы». Именины: Павел . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Павел – имя латинского происхождения и переводится как «малый», «небольшой»;   Дни памяти : 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов  Петра и Павла; Апостол Павел (ок. 5- 64/67) ; Другие святые с именем Павел : Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году).  Священномученик Павел Фокин (1883-1918); Известные люди с именем Павел :  Павел Третьяков (1832-1898). Павел Лунгин (род. в 1949 году); Интересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Апостол Павел. Иконописный образ; Казнь первомученика  Стефана, во время которой будущий апостол (носивший тогда имя Савл) стоял неподалеку и держал одежды тех, кто бросал камнями в исповедника. Живопись; Из жития апостола Павла. Иконопись; Преподобный Павел Препростый. Икона; Священномученик  Павел Фокин. Прижизненное фото; Портрет Павла Третьякова. Художник И. Крамской. 1876; Кинорежиссер Павел Лунгин. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Царь Саул, в честь которого апостол Павел получил свое имя. Фрагмент картины «Давид и Саул». Эрнст Юсефсон. 1878; День Петра и Павла. Икона праздника; Базилика святого Павла в Риме, где хранятся мощи апостола Павла. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

4. «Введение в догматы» (Εσαγωγ δογμτων στοιχειδης π φωνς Ιωννου ταπεινο μοναχο πρς Ιωννην τν σιτατον πσκοπον Λαοδικεας; Institutio elementaris; CPG, N 8040; изд.: PG. 95. Col. 99-112; Kotter. 1969-1988. Bd. 1. S. 19-26; рус. пер.: Иоанн Дамаскин, прп. Введение в догматическое богословие/Пер.: Д. Чепель//БСб. 2002. Вып. 9. С. 124-139), трактат, содержащий краткое рассмотрение основных философских понятий (οσα, φσις, μορφ, πστασις, δωμα, συμβεβηκς, γνος, εδος и др.), используемых христ. богословием; состоит из 10 глав, по жанру и композиции сходен с «Введением» Порфирия. Упомянутый в заглавии адресат сочинения - еп. Лаодикийский Иоанн - по др. источникам неизвестен. Он же, вероятно, является и тем человеком, по просьбе к-рого (πεποιθς π ατ), согласно предисловию, был создан этот трактат. Точная дата его написания неизвестна, но есть основания полагать, что возник он до «Философских глав» (см.: Richter. 1964. S. 40-52). В сравнении с «Диалектикой», где те же вопросы излагаются более подробно, «Введение в догматы» не было широко распространено, на что указывает как относительно небольшая греч. рукописная традиция (ок. 50 рукописей), так и отсутствие древних переводов на др. языки, за исключением латинского, на к-рый «Введение в догматы» переводилось дважды: Гроссетестом в период между 1235 и 1239 гг. (Венеция, 1514; Кёльн, 1546) и независимо от него Ж. Перьоном (П., 1544), чей перевод был взят за основу в издании Лекьена ( Kotter. 1969-1988. Bd. 1. S. 3-18). 5. «Книга о правой вере» (Λβελλος περ ρθο φρονματος; De recta sententia liber; CPG, N 8046; изд.: PG. 94. Col. 1421-1432; рус. пер.: Иоанн Дамаскин, прп. Трактат о правомыслии/Пер.: А. Р. Фокин//БТ. 2009. Сб. 42. С. 9-14), пространное исповедание веры, составленное для некоего еп. Илии, о личности к-рого достоверно ничего не известно. Предполагается, что он был маронитским епископом г. Ябруда, к-рый после 726 г. перешел в православие и в заверение искренности своего обращения прочитал это исповедание перед митр. Дамасским Петром II (см.: De rect. sent. 8; Nasrallah. 1950. P. 139). В исповедании кратко излагаются основные догматы правосл. веры на основании Никео-Константинопольского Символа. После небольшого вступления автор излагает сначала триадологию (§ 1), а затем - христологию, к-рая, как и в др. сочинениях И. Д., занимает центральное место в трактате (§ 2-4). Он подробно говорит об одной сложной Ипостаси, двух природах, природных свойствах, волях и действиях Господа Иисуса Христа, полемически высказывается против монофизитов и монофелитов. В конце трактата (§ 5-8) излагается правильное понимание Трисвятой песни, вера в 6 Вселенских Соборов и их постановления, отвергаются различные еретики - оригенисты, иконоборцы, марониты и манихеи. В трактате ясно прослеживается влияние богословских идей свт. Григория Богослова , автора «Ареопагитик», свт. Льва I Великого , Леонтия Иерусалимского и прп. Максима Исповедника ( Фокин. 2009. С. 8-9). Полемические

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

23 сентября 2012г. 09:53 А.Р. Фокин пишет: " Для доникейской эпохи неправомыслие было сплошь и рядом и на Востоке, и на Западе " .  А что, после I Вселенского собора его не было? Между прочим, арианство достигло наибольшего распространения уже в посленикейскую эпоху. Да и доникейские Отцы далеко не все были " уклонистами " от Православия. Взять хотя бы св. Иринея Лионского, учение которого безупречно в догматическом отношении, что и не удивительно, ибо духовный " внук " св. Иоанна Богослова еретиком быть не мог. Александр 24 сентября 2012г. 19:11 Вопросы в статье актуально – взвешенные, ответы скорее отсчетно – презентационные.   Во-первых, хочу отметить, что Церковь существовала много веков неразделенная, и поэтому традиция Древней Церкви неделима, нельзя эту традицию разделить на западную и восточную.   прот  Г. Флоровский: Митрополит Антоний Храповицкий (ум. в 1936) настаивал, что все русское школьное богословие, начиная с семнадцатого века, представляло собой череду опасных заимствований из инославных западных источников. Поэтому, согласно Митрополиту Антонию, мы должны отречься от этого богословия и начать сначала. Путь преодоления западного “соблазна” для Православия не в том, чтобы с презрением и ненавистью отбрасывать западные достижения. Нет, мы должны преодолеть и превзойти их новой творческой активностью. Только творческое возвращение к древним и уникальным глубинам святоотеческого богословия послужит православной мысли “противоядием” от явных, сокрытых - или даже еще неизвестных сторон “западного яда”. Православное богословие призвано решить западные вопросы из глубин неповрежденного православного опыта и противопоставить мятущейся западной мысли неизменность Святоотеческого Православия.   Во-вторых, западные отцы Церкви, будем так говорить, и западное богословие интересны нам тем, что оно менее изучено по сравнению с восточным. А. И. Осипов Путь разума в поисках истины.   Однако своим подходом к богословию схоластика закладывала основы и того глубокого рационализма, который привел западную мысль к многим самым негативным последствиям. В схоластике происходила «практически тотальная десакрализация содержания веры».

http://bogoslov.ru/article/383404

Интервью с лидером кряшен Аркадием Фокиным Недавно исполнилось 190 лет со дня рождения известного ученого-востоковеда, лингвиста, профессора Казанской духовной академии и Казанского императорского университета, педагога и просветителя Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Проведено несколько научных мероприятий, посвященных этому юбилею. В частности, 27 декабря 2011 года прошла конференция «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение», 16 мая 2012 года состоялась конференция «Н.И.Ильминский - просветитель народов Поволжья». Оба научных мероприятия свидетельствуют о том, что вопреки насаждаемой с советских времён негативной оценке личности этого деятеля XIX века, в общественном дискурсе Татарстана начинают звучать отличные от официальных мнения, ставящие под сомнение распространённые представления о его неординарной персоне. О том, какое место занял Николай Ильминский в истории России и какую роль он сыграл в развитии истории и культуры нерусских народов, в том числе кряшен - православного тюркского этноса Урало-Поволжья, нам рассказал председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани, один из активных популяризаторов наследия просветителя Аркадий Фокин. Раис Сулейманов: Аркадий Васильевич, в Татарстане за именем Николая Ивановича Ильминского стараниями как советских, так и постсоветских учёных, политиков, публицистов и общественных деятелей закрепился стереотип христианизатора народов Поволжья, который придумал коварный план крещения нерусских народов. Что же на самом деле представляет собой Ильминский как историческая личность? Аркадий Фокин: Выступая в конце прошлого года на заседании Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований, я высказал сожаление по поводу того, что, пожалуй, одним из самых не почитаемых советской политологией общественных деятелей прошлого был и остается до сих пор Николай Иванович Ильминский. Поскольку его деятельность в значительной своей части носила сугубо христианско-просветительный, миссионерско-педагогический характер, что коммунистической идеологией было объявлено делом реакционным, антинародным и даже аморальным, постольку и сам поборник этого дела безоговорочно зачислялся в клан мракобесов.

http://pravoslavie.ru/55796.html

Игум. Дионисий (Шленов) , Родионов О. А., 2007=Игум. Дионисий (Шленов) , Родионов О. А. Добротолюбие//Православная энциклопедия. – Том XV: «Димитрий – Дополнения к „Актам Историческим“». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 491–512. Дунаев А. Г., Фокин А. Р. , 2007=Дунаев А. Г., Фокин А. Р. Евагрий Понтийский //Православная энциклопедия. – Том XVI: «Дор – Евангелическая церковь союза». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 557–581. Смелова Н. С., 2007 a=Смелова Н. С. Христианский межконфессиональный диалог на Ближнем Востоке в Средние века (по данным сирийской гимнографии IX-XI вв.)//Религиоведение, 2007. – 2. С. 3–10. Смелова Н. С., 2007 b=Смелова Наталия Семеновна. Мелькитская богородичная гимнография IX–XIII вв. как источник по истории христианского Востока (На материале сирийской рукописи РНБ Сир нов сер 11): Автореф. дис. … канд. историч. наук: 07.00.09. – СПб., 2007. – 26 с. Dignas B., Winter E., 2007=Dignas B., Winter E. Rome and Persia in late antiquity: neighbours and rivals. – Cambridge University Press, 2007. – 347 p. Свт. Николай Сербский , 2008 a=Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог – Т. 1. (Январь, февраль, март). – 2008. Свт. Николай Сербский , 2008 b=Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог – Т. 2. (Апрель, май, июнь). – 2008. Свящ. Георгий Максимов , 2008=Максимов Ю. В. Вечны ли адские муки? Часть 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/4204.html Муравьев А. В., 2008=Муравьев А. В. “Солнце Хузистана” или Непонятый святой//Map Исхак с горы Матут (Преподобный Исаак Сирин ). Воспламенение ума в духовной пустыне, пер. с сир. А. В. Муравьева, науч. ред. Д. А. Поспелов. – М., 2008. С. 11–45. – (Smaragdos Philocalias). Griffith S. H., 2008=Griffith S. H. The Church in the shadow of the mosque: Christians and muslims in the world of islam. – Princeton University Press, 2008. – 248 p. Кессель Г. М., 2009=Кессель Г. М. Новые данные о переатрибуции произведений раннесирийской монашеской литературы.//Вестник древней истории. – 4. – 2009. С. 169–183.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Богословие Евхаристии в антиохийской богословской традиции и у прп. Симеона Нового Богослова. [Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 110 Там же. 111 Там же. 112 Илларион (Алфеев), еп. Богословие Евхаристии в антиохийской богословской традиции и у прп. Симеона Нового Богослова. [Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 113 Там же. 114 Там же. 115 Там же. 116 Там же. 117 Илларион (Алфеев), еп. Богословие Евхаристии в антиохийской богословской традиции и у прп. Симеона Нового Богослова. [Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 118 Там же. 119 Там же. 120 Малиновский Николай, прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910. Т. IV. С. 177. 121 Ткаченко А.А. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С 613. 122 Ткаченко А.А. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С 613. 123 Там же. С. 614. 124 Там же. 125 Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. ТСЛ, 1917. С 136. 126 Там же. С 136–137. 127 Там же. С. 153. 128 Там же. С. 154. 129 Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. ТСЛ, 1917. С 161–162. 130 Там же. 131 Там же. 132 Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. ТСЛ, 1917. С 195. 133 Ткаченко А.А. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С 615. 134 Там же. 135 Современное католическое богословие//Хрестоматия. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2007. С 527. 136 Там же. 137 Фокин А.Р. Беренгар Турский//Православная энциклопедия. Т. IX. С 654. 138 Фокин А.Р. Беренгар Турский//Православная энциклопедия. Т. IX. С 654. 139 Там же. 140 Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве Евхаристии. Казань, 1905. С. 543. 141 Там же.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

Maximus the Confessor. It has been demonstrated that the way of spiritual ascent consists of three interrelated stages: “practical philosophy”, “natural contemplation”, and “mystical theology”. The last stage, denoted by Maximus by various names (such as “mystical theology”, “theological wisdom”, “theological mystagogy”, “mystical contemplation” etc.), means the knowledge of God by experience, which has both cataphatic-gnostic and apophatic-mystical aspects. The irst is represented by the knowledge of the Divine Trinity, or illumination of mind, which comes directly from God; the second one is based on the fundamental incomprehensibility of the substance of God. This involves the experience of mystical states of the “union above intellection”, “absorbtion”, and “deiication”. The irst signiies an ecstatic state of mind when all its mental activities cease, it undergoes “simpliication” and reaches its union with God in complete ignorance. Its consequence is the concept of a complete “absorbtion” of the soul by God. Such a state is viewed as the complete “deiication” of human being, when it becomes all that God is by grace, except identity in substance. In this state, saints completely loose their human features and obtain the energy of God alone. 15 См., например: Thunberg, 1965, p. 334–336; Larchet, 1994, p. 71, 77; 1996, p. 451–452, 495–496; 2003, p. 183; Епифанович, 1996, с. 113–114; Каприев, 2011, с. 142; Юлаев, 2016, с. 88–90 и др. 16 См.: Evagr. Ep. idei 4. 24–26; 12. 41–48; Pract. Prol. 50–51; Pract. 1, 84; Gnost. 12–13, 18, 20, 49; Keph. Gnost. II 4; IV 40; IV 43; V 35; V 57; VI 49; De orat. Prooem.; Sent. ad monach. 118–120; Schol. Prov. 2, 247, 373 ; Schol. Eccl. 1 и др. См. также: Viller, 1930; Фокин, 2007, с. 557–581; 2008, с. 72–97; Юлаев, 2016, с. 87 17 См.: Maxim. Confess. Quaest. Thal. 5. 29–44; 27. 71–91; 40. 30–39; 52. 72–75; Quaest. et dub. 29. 22–32; 31. 9–10; 58. 6–7; Amb. Ioan. 10. 31; 10. 40; 20. 4; 20. 7; 21. 6; 32. 7; 37. 5; 37. 7; 37. 9; 50. 4 и др.; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Аркадий Фокин: Относительно сопоставления Николая Ильминского с Шигабутдином Марджани (1818-1889) как просветителей и миссионеров могу сказать, что это две глыбы. Предпочтения ни тому, ни другому я не даю. Различия усматриваю лишь в том, что диапазон деятельности Н.И.Ильминского был несколько шире. В описываемые времена татарское общество было уже весьма продвинутым, но редкая кряшенская деревня имела мало-мальски умеющего сельчанина читать и писать. На Н.И.Ильминского эпоха возложила трудоёмкую задачу ликвидации неграмотности кряшенского населения и формирования кряшенской интеллигенции. И он превосходно с ней справился. К концу его жизни функционировало более 60 кряшенских из общего числа свыше 200 инородческих (частных, находящихся под покровительством Братства св. Гурия) школ, благодаря чему образовалась устойчивая прослойка кряшен, занятых умственным трудом, которая активно проявила себя в революционные и последующие годы. Так что Н.И.Ильминский отец кряшенской интеллигенции в полном смысле этого слова. Раис Сулейманов: Для кряшен личность Николая Ильминского особая. Во время нескольких этнорелигиозных полевых экспедиций в кряшенские деревни мы обнаруживали в некоторых домах его портреты, которые хранились чуть ли не как иконы. Почему такое трепетное отношение у кряшен к Ильминскому? Аркадий Фокин: Если коротко: потому что заслужил. В преддверии его 190-летия совет ветеранов кряшенского движения г. Казани переиздал вышедший в 1896 году сборник «Письма Н.И.Ильминского к крещёным татарам». Там желающие могут найти развёрнутый ответ. Вот, как говорят, навскидку, несколько выдержек из этой книги: «Имя Н[иколая] И[ванови]ча получило среди крещёных татар необычайно высокое значение и сделалось почти синонимом всего доброго, хорошего, святого. Всё, что ни исходило от этого имени, принималось в их среде беспрекословно, с полным доверием, радушием, откровенностью и любовью, - будь то мнение, книга, школа, учитель, простой человек». «Письмо его было лучшею подорожною грамотою для русского путешественника, особенно новичка-наблюдателя, по крещёно-татарским деревням». «...Такой счастливец мог встретить в крещёно-татарских деревнях решительно удивительное, беспредельное радушие. Самые почтенные люди деревни (обыкновенно знакомые Н[иколая] И[ванови]ча) приходили звать вас к себе в гости». «По желанию вашему, возят вас и в другие деревни (вёрст за 5-15). И там, по первому слову: «его прислал Н[иколай] И[ванови]ч», вас встречает такое же чисто родственное радушие и всяческая заботливость...». О том, что это было не казённое почитание высоко поставленной фигуры, свидетельствуют рассказы крестьян, побывавших у своего апостола. «Возьмёт стакан и сам несёт мне, а ведь генерал!.. А я что?», - передавали по возвращению они своё удивление и восхищение односельчанам.

http://pravoslavie.ru/55796.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010