В Институте философии РАН состоялась презентация переводных книжных изданий по философии религии и теологии 30 января 2014 г. 10:11 28 января 2014 года в Институте философии РАН в рамках программы «Традиция. Диалог. Внешние связи» Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар-презентация переводных печатных изданий, подготовленных сектором философии религии Института философии РАН при поддержке англо-американского Общества христианских философов, Фонда Джона Темплтона и Синодальной библейско-богословской комиссии . Мероприятие открыл директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов. С приветственным словом к присутствующим обратился проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий . Зав. сектором философии религии ИФ РАН проф. В.К. Шохин рассказал собравшимся об издательском проекте, руководителем которого он является. На презентации были представлены следующие книги: Дэвид Брэдшоу. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира (пер. А.И. Кырлежев, А.Р. Фокин); Элеонор Стамп. Аквинат (пер. Г.В. Вдовина); Оксфордское руководство по философской теологии (пер. В. Васильев), а также очередной номер альманаха «Философия религии». С сообщениями о вышедших и готовящихся к выпуску изданиях выступили зав. кафедрой богословия ОЦАД А.Р. Фокин, сотрудники ИФ РАН — К.В. Карпов, Т.В. Малевич и другие. В презентации также приняли участие прибывшие в Россию по приглашению Общецерковной аспирантуры и докторантуры представители руководства Фонда Джона Темплтона: проф. Майкл Мюррей (вице-президент Фонда), Эндрю Рик-Миллер (руководитель программы «Религиозное взаимодействие»), Александр Арнольд (руководитель программы «Философия и теология») и Владимир Бузек (глава Исследовательского центра квантовой информации при Институте физики Академии наук Республики Словакия). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3546631.ht...

Wash., 1989; Wickham L. Pelagianism in the East//The Making of Orthodoxy. Camb., 1989. P. 200-213; Solignac A. Semipélagiens//DSAMDH. 1990. T. 14. Col. 556-568; Lamberigts M. Augustine and Julian of Aeclanum on Zosimus//Augustiniana. Leuven, 1992. Vol. 42. N 3/4. P. 311-330; idem. Peccatum originale//AugLex. 2014. Vol. 4. Fasc. 3/4. Col. 599-615; Hauke M. Heilsverlust in Adam: Stationen griechischer Erbsündenlehre: Irenäus - Origenes - Kappadozier: Paderborn, 1993; Dolbeau F. Le sermon 348A de St. Augustin contre Pélage: Édition de texte intégral//RechAug. 1995. Vol. 28. P. 37-63; Delaroche B. Saint Augustin lecteur et interprète de saint Paul. P., 1996; idem., ed. Œuvres de St. Augustin. Ser. 3. P., 2013. T. 20/A: Premières réactions antipélagiennes. (Biblioth. augustinienne); Weaver R. H. Divine Grace and Human Agency: A Study of the Semi-Pelagian Controversy. Macon (Ga), 1996 (рус. пер.: Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: Исслед. полупелагианских споров/Пер.: А. В. Кырлежев, ред.: А. Р. Фокин. М., 2006); Dunphy W. The Acts of the Synod of Diospolis: Text, Translation, and Notes//Akademia. Nagoya, 1998. Vol. 67. P. 185-228; idem. A Lost Year: Pelagianism in Carthage, 411 A. D.//Augustinianum. 2005. Vol. 45. N 2. S. 389-466; idem. Rufinus the Syrian: Myth and Reality//Augustiniana. 2009. Vol. 59. N 1/2. P. 79-158; Rees B. R. Pelagius: Life and Letters. Woodbridge, 1998; Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999; L ö hr W. A. Pelagius " Schrift «De natura»: Rekonstruktion und Analyse//RechAug. 1999. Vol. 31. P. 235-294; idem. Der Streit um die Rechtgläubigkeit des Pelagius 414-418//Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tüb., 2007. S. 183-197; idem. Augustinus und sein Verhältnis zu Pelagius: Eine Relecture der Quellen//Augustiniana. 2010. Vol. 60. N 1/2. P. 63-86; idem. Pélage et le Pélagianisme. P., 2015; idem. Pelagius (Pelagianer)//RAC. 2016. Bd. 27. Sp. 1-26; Ogliari D. The Conciliation of Grace and Free Will: Cassian " s «Conlatio» 13 Revisited//Augustiniana.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Prov. – Scholia in Proverbia Sent. ad monach. – Sententiae ad monachos Максим Исповедник (Maxim. Confess.) Amb. Ioan. – Ambigua ad Ioannem Amb. Thom. – Ambigua ad Thomam Cap. carit. – Capita de caritate Cap. theol. – Capita theologiae et oeconomiae Exp. in Ps. LIX – Expositio in Psalom LIX Mystag. – Mystagogia Opusc. – Opuscula theologica et polemica Orat. dom. – Orationis Dominicae exposition Quaest. et dub. – Quaestiones ed dubia Quaest. Thal. – Quaestiones ad Thalassium Прокл (Procl.) Theol. Platon. – Theologia Platonica Псевдо-Дионисий (Areop.) CH. – De coelesti hierarchia DN. – De Divinis nominibus Ep. – Epistulae MT. – De mystica theologia Список литературы Епифанович, 19962 – Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. М.: Марстис, 19962. 220 с. Каприев, 2011 – Каприев Г. Византийская философия. София: Изток-Запад, 2011. 478 с. Орлов, 2010 – Орлов И.А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Краснодар: Текст, 2010. 208 с. Петров, 2007 – Петров В.В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФ РАН, 2007. 200 с. Фокин, 2007 – Фокин А.Р. Евагрий Понтийский //Православная Энциклопедия. М.: Церковно-науч. Центр «Православ. Энцикл.», 2007. Т. XVI. С. 557–581. Фокин, 2008 – Фокин А.Р. Евагрий Понтийский – основоположник восточно-христианской мистико-аскетической традиции//Мистицизм: теория и история/Отв. ред. Е.Г. Балагушкин и А.Р. Фокин . М.: ИФ РАН, 2008. С. 72–97. Фокин, 2016a – Фокин А.Р. Учение о логосах в метафизике и космологии прп. Максима Исповедника : опыт систематизации//Богослов. вестн. МДА. 2016. 22–23. С. 101–129. Фокин, 2016b – Фокин А.Р. Максим Исповедник . Богословие//Православ. Энцикл. Т. 43. М., 2016. С. 68–76, 92–95. Юлаев, 2016 – Юлаев Феодор (иером.). Максим Исповедник . Аскетика//Православ. Энцикл. Т. 43. М., 2016. С. 87–90. Allen, Neil (eds.), 2015 – The Oxford Handbook of Maximus the Confessor/Ed. P. Allen, B. Neil. Oxford: Oxford University Press, 2015.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

5 Patris et filii copula. Это учение о Св. Духе как «связи Троицы» (conexio, conplexio, communicatio, ср. Hymn. III 44, 48, 51, 9899, 242246) впервые было сформулировано Викторином, у которого оно вытекает из представления о Св. Духе как Божественном Мышлении, которое возвратным движением связывает между собой Бытие (Отца) и Сына (Жизнь). См.: [Фокин. 2007. С. 114118; Фокин. 2014. С. 414419]. Впоследствии это учение станет неотъемлемой частью тринитарного учения Августина и большинства последующих латинских богословов. Подробнее об этом см.: [Фокин. 2014. С. 570577, 598, 602606, 611, 615616, 623, 642, 651655, 669]. 6 Tu cum quiescis, pater es, cum procedis, filius. В основе данного утверждения лежит неоплатоническая доктрина о трех последовательных стадиях существования какой-либо реальности: пребывание исхождение возвращение (μον, προδος, πιστροφ). См., например: Plotin. Enn. III 9.5; V 1.6; V 2.1; V 4.2; V 6.5; VI 7.16; Porphyr. Com. in Parm. 14.1626; Procl. Elem. theol. 35; Theol. Plat. III 9. Vol. III. P.35–36 и др.; см. также: [Фокин. 2011b. С. 7–22; 2011c. С. 7–29; Фокин. 2014. С. 365, 369, 373374, 382]. С помощью этой доктрины Марий Викторин описывает Троицу как единую субстанцию (una substantia), последовательно раскрывающую себя как Отец (пребывание, покой, бытие), Сын (исхождение, движение, жизнь) и Св. Дух (возвращение, премудрость, мышление, см. ниже, Hymn. I 7576; III 7173). Кроме того, Викторин часто характеризует Отца как покой (status, quietus, cessatio), а Сына – как движение (motus, motio); при этом покой соответствует бытию (esse), сокрытости (occultus) и потенции (potentia), а движение – жизни (vita), проявленности (manifestatio) и акту (actus, actio, operatio). См.: De gen. 21:5; Adv. Ar. I 4.15; I 3.912; I 42. 22; III 2.3054; IV 8.2627 и др.; ср. Plotin. Enn. V 3:15:3233 (νργεια δναμις); а также: [Фокин. 2007. С. 106108; Фокин. 2014. С. 402407]. 7 In unum qui cuncta nectis. Под словом «всех» здесь следует понимать, прежде всего, Отца и Сына, поскольку Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. 3-е изд. М.: КомКнига, 2011. 1008 c. Сагарда Н.И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности//Христианское чтение. 1910. Т 4. С. 443–507. Сидоров А.И. Богословские школы древней Церкви//Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 525–530. Фокин А.Р. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)//Филос. журн. 2016. Т. 9. 1. С. 100–119. Фокин А.Р. Максим Исповедник . Богословие//Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 68–76. Фокин А.Р. Учение о логосах в метафизике и космологии прп. Максима Исповедника : опыт систематизации//Богослов. Вестн. МДА. 2016. 22–23. С. 101–129. Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в теологии и космологии Максима Исповедника //Материалы кафедры богословия МДА (2012–2013 гг.)/Сост. П.К. Доброцветов. Сергиев Посад: МДА, 2013. С. 148–178. Фокин А.Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М.: Общецерков. аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. 782 с. Aristotelis categoriae et liber de interpretatione/Ed. L. Minio-Paluello. Oxf.: Clarendon Press, 1949. 96 p. Aristotelis physica/Ed. W.D. Ross. Oxf.: Clarendon Press, 1950. 762 p. Aristotelis qui ferebantur librorum fragmenta/Ed. V. Rose. Leipzig: B.G. Teubner, 1886. 623 p. Aristotelis topica et sophistici elenchi/Ed. W.D. Ross. Oxf.: Clarendon Press, 1958. 260 p. Aristotle. De anima/Ed. W.D. Ross. Oxf.: Clarendon Press, 1961. 338 p. Aristotlés Metaphysics: in 2 Vols./Ed. W.D. Ross. Oxf.: Clarendon Press, 1924. Balthasar H.U., von. Kosmische Liturgie: Hohe und Krise des griechischen Weltbildes bei Maximus Confessor. Freiburg i. B.: Herder, 1941. 373 S. Dalmais I.-H. La theorie des «logoi» des creatures chez S. Maxime le Confesseur//Revue des sciences philosophiques et theologiques. 1952. T 36. P 244–249. Gauthier R.-A. Saint Maxime le Confesseur et la psychologie de l " acte humain//Recherches de theologie ancienne et medievale. 1954. T. 21. P. 51–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Флоровский Г., прот. Приснодева Богородица//Там же. С. 165–180. Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Там же. С. 181–227. Флоровский Г., прот. Воскресение жизни//Там же. С. 228–255. Флоровский Г., прот. Свт. Григорий Палама и традиция отцов//Там же. С. 377 –393. Флоровский Г., прот. О воскресении мертвых//Там же. С. 415–443. Флоровский Г., прот. О последних вещах и последних событиях//Там же. С. 444–465. Флоровский Г., прот. Хитрость разума//Он же. Христианство и цивилизация/Сост. И. И. Евлампиев. СПб.: Изд. РХГА, 2005. С. 49–60. Флоровский Г., прот. В мире исканий и блужданий//Там же. С. 122–164. Флоровский Г., прот. Эволюция и эпигенез//Там же. С. 424–440. Флоровский Г., прот. Евангелие воскресения//Там же. С. 634–640. Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина//Там же. С. 671–707. Флоровский Г., прот. Христос и Его Церковь //Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. Сборник статей. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. С. 600–615. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский . Библеист, экзегет, теолог. М.: Центр Библейско-патрологических исследований, 2010. Фокин А. Р. Латинская патрология. В 2-х т. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. Т. 1. Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях): Тексты и комментарии//Богословский сборник ПСТБИ/Отв. ред. Е. Г. Балагушкин и А. Р. Фокин . М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. 8. С. 197–226. Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М.: Изд-во центр Библейско-патрологических исследований, 2006. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Изд-во Прогресс, 1990. Харт Д. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины/Пер. с англ. А. Лукьянова. М.: Изд-во ББИ, 2010. Ходзинский П., свящ. Против Штайнера: Православие и Вальдорфская педагогика//Журнал Московской Патриархии. 2000. 10. С. 62–76. Холмогоров Е. От составителя//Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998. С. 5–13. Хоружий С. С. Аналитический словарь синергийной антропологии//Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия/Ред. С. С. Хоружий. М.: Изд-во Ди-Дик, 1995. С. 44–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1 Подробнее о Filioque на Западе до Августина, у самого Августина и после него см. ниже вступительную статью А. Р. Фокина «Учение о «двойном исхождении» Св. Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия)», а также книгу того же автора: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. С. 570–588, 624–626. – Прим. ред. 2 См.: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины... С. 663. Долгое время считалось, что в цитированный на этом соборе Никео-Константинопольский Символ веры также было добавлено Filioque (см. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Colleetio. Т. IX. Col. 981D), однако в настоящее время это признается позднейшей интерполяцией (Sie-cienskiA. Е. The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxford, N. Y., 2010. P. 69; Фокин A. P. Формирование тринитарной доктрины... С. 664). – Прим. ред. 14 См.: Amph. 182.27–40, со ссылками на трактаты Дионисия Ареопапгга: De mystica theologia, 5; De divinis nominibus, 14. 32 См.: Myst. 29. Любопытно, что понимание словосочетания «Дух Сына» в том смысле, что Дух посылается через Сына, хотя и находится в заголовке «Мистагогии», не артикулируется Фотием expressis verbis. Саму же древнюю святоотеческую мысль о посредничестве Сына не только во временном посланничестве Св. Духа в мир, но и в Его вечном исхождении Фотий прямо отвергает (см. Myst. 62). – Прим. ред. 34 См.: Myst. 79–84; Ер. 291.67–91. Свт. Фотий, будучи незнаком с латинским богословием непосредственно, не мог знать, что большинство римских пап V-VI вв., в том числе папы Лев и Григорий Великие , восприняли от блж. Августина учение о «двойном исхождении» Св. Духа. См. об этом ниже вступительную статью А. Р. Фокина “Учение о «двойном исхождении”...» и его же книгу: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины... С. 623, 657–658. – Прим. ред. 84 Например, в вышедшем в 20-е годы прошлого века романе «Улисс» ирландского писателя Дж. Джойса мы находим следующие слова: «Орды ересей в скособоченных митрах разбегаются наутек: Фотий, орава зубоскалов Арий, воевавший всю жизнь против единосущия Сына Отцу, Валентин, что гнушался земным естеством Христа, и хитроумный ересиарх из Африки, Савеллий, по чьим утверждениям Отец Сам был собственным Сыном».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Станилоаэ Думитру. Происхождение Святого Духа от Отца и Его отношение к Сыну как основание нашего обожения и усыновления (Богу)//Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]/URL: http://www.portal–slovo.ru/theology/44780.php Талиаферро Чарльз, проф. Троица и естественный разум: уроки кембриджского платонизма//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица». М., 2001. С. 197–209. Троица (приложение)//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 389–394. Фельми К.Х., проф. Единоначалие Отца//Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 50–59. Фельми К.Х., проф. Спор вокруг Filioque//Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 60–67. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Бог, троичный в Лицах//Православное догматическое богословие. Чернигов: типография Ильинского монастыря, 1865. Ч. 1. С. 113–189. Флоровский Г., прот. Ориген , Евсевий и иконоборческий спор//Догмат и история. М., 1998. С. 351–377. Фокин А. Р. «Ипостась» как богословский термин в патристике Церкви//Азбука веры [Электронный ресурс]/URL: Фокин А. Р. Из истории западного богословия: триадология Мария Викторина//Альфа и Омега. 23. М., 2000. Фокин А. Р. Тринитарное учение блаженного Августина в свете православной триадологии IV века//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица». М., 2001. С. 156–181. Фокин А.Р. Учение блаженного Августина о «двойном исхождении» Святого Духа и его философское обоснование//Христианское чтение. 2014. С. 8–29. Фотий, свт. Трактат 27. Почему, говоря, что Бог один, а Ипостасей три, мы называем и Сына Богом, и Отца Богом Самого по Себе, и так же Духа, но, говоря, что Божество одно, а Ипостасей три, уже не можем называть Божеством ни Отца, ни Сына, ни Духа, и даже Их троих, вместе взятых?//Избранные трактаты из «Амфилохий». М., 2002. С. 95–102. Фотий, свт. Трактат 28. Если Сын и Дух исходят из одной и той же Причины, каким образом Они не получают названия братьев и Дух не принимает именование Сына?//Избранные трактаты из «Амфилохий». М., 2002. С. 102–106.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Классическая «юридическая теория искупления» Ансельма Кентерберийского возникает лишь в конце XI - начале XII века. А у ранних западных, так же как и у восточных отцов, в общей сотериологии, наряду с теорией искупления, была и теория «выкупа пленных» и обмана диавола, и учение о примирении с Богом через Посредника, и теория «рекапитуляции», и учение об обожении, которое, кстати сказать, не является собственно восточным «изобретением». Если не вспоминать об учении святителя Иринея Лионского, то часто цитируемые слова святителя Афанасия Великого: «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились» - в том или ином варианте мы находим и у Тертуллиана, и у святителя Киприана Карфагенского, и у Новациана, и у блаженного Августина. С другой стороны, те же юридические образы искупления мы можем найти и на Востоке, например, у святителя Афанасия Великого. Однако хотя эта традиция была общая, но была на Западе и какая-то юридическая тенденция. И она постепенно нарастала, а в Средние века достигла своего апогея. То есть доля справедливости в том, что юридизм присущ западным отцам, есть, но нельзя это возводить в абсолют, что все у них на одном юридизме построено, тем более если мы говорим о ранней традиции. Она была именно общей, ее нельзя разделять на восточную и западную.    Иером. Адриан: В Институте философии, как и в любом академическом институте, учатся аспиранты. Из каких вузов они к вам поступают? А.Р. Фокин: Откуда угодно: и из Москвы, и из самой далекой провинции.    Иером. Адриан: А из православных вузов?  А.Р. Фокин: Я сам и Петр Михайлов поступали в аспирантуру из Российского Православного университета св. Иоанна Богослова. Еще есть аспиранты из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Из Московской духовной академии и семинарии еще не было, потому что для поступления в аспирантуру требуется диплом государственного образца.    Иером. Адриан: Много ли в Институте философии защищается диссертаций по религиозной тематике?  А.Р. Фокин: Очень много. Сейчас фактически каждая вторая диссертация посвящена религиозной тематике. Конечно, не только христианству или святоотеческой тематике, но и иудаизму: недавно защищались по Каббале, по исламу, много по русской религиозной философии, недавно по онтологии Владимира Соловьева, по святым Отцам (как я уже говорил), не так давно прошла защита по преподобному Максиму Исповеднику. Сейчас аспирантка нашего Сектора - Мария Сенчукова - будет защищать диссертацию, посвященную экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева.

http://bogoslov.ru/article/383404

Фокин А. Р. Богословие свт. Афанасия Великого //Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород: Изд-во Христианская библиотека, 2007. С. 352–376. Фокин А. Р. , Литвинова Л. В. и др. Григорий Нисский //Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 480–526. Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях): Тексты и комментарии//Богословский сборник ПСТБИ/Отв. ред. Е. Г. Балагушкин и А. Р. Фокин . М.: Изд-во. ПСТБИ, 2001. 8. С. 197–226. Хофманн М. В. Путешествие в ислам : Дневник немецкого дипломата. Киев: Изд-во Ансар Фаундейшн, 2008. Целлер Э. Очерк истории греческой философии/Пер. С нем. С. Л. Франк . СПб.: Изд-во Алетейя, 1996. Шичалин Ю. А. Заметки о переводах Ареопагитского корпуса в серии «Основания христианской культуры»//Пути российского образования и православие. Сборник статей. М.: Изд-во ГЛК, 1999. С. 64–77. Шичалин Ю. А. Об умопостигаемой материи у Плотина//Космос и душа. Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время/Ред. В. В. Петров. М., 2010. Вып. 2. С. 83–103. Шмалий В., свящ., Тайван Л. Л. Антропология//Православная энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. Т. 2. С. 700–709. Шуфрин А. М. Схолии//Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб.: Изд-во СПбГУ, РХГА, 2007. С. 294–386. Anatolios Kh. Athanasius (The Early Church Fathers). New York: University of Durham, 2004. Anderson Ch. A. Philo of Alexandria’s Views of the Physical World (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2). Reihe, Mohr Siebeck, Tubingen, 2011. Andrew Hamilton S. J. The relationship between God and created reality in the theology of St. Athanasius of Alexandria, Thesis (D. Phil.). Oxford: University of Oxford, 1977. Apostolopoulos Ch. Phaedo Christianus, (European university studies. Series XX, Philosophy). Frankfurt am Main; New York: Peter Lang GmbH, 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010