Господь обещает, что в этом царстве Он воздаст за года, в которые пожирала саранча, и жуки, и порча 233 . В этом царстве все творение будет сохраняться [невредимым] и по повелению Божию будет изливать сокрытые в нем блага. Здесь святые получат вместо меди золото, а вместо железа – серебро и драгоценные камни 234 . В этом царстве Он направит к ним богатства моря и могущество народов 235 . В этом царстве они будут называться священниками Господа и служителями Бога 236 так же, как [сейчас] их называют нечестивцами. В этом царстве они будут пить вино, умащиваться благовониями и предаваться радости 237 . 6 . Об этом царстве упоминал Господь перед Своими страданиями, говоря апостолам так: не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое в будущем царстве 238 . Это и есть [вознаграждение] во сто крат, [то есть], в десятки тысяч раз лучшее и большее. А когда [Писание] говорит, что [город будет украшен] камнями различных родов и цветов, говорит это о людях. Однако это означает и драгоценнейшее многообразие веры, которое есть в [каждом] отдельном человеке. Ворота [в виде цельных] жемчужин – это апостолы. О них сказано, что они не закрываются: через них дана благодать, которая никогда не иссякает. В этом царстве увидят лицем к лицу 239 , и также: один не искал другого 240 . [На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца 241 ]. Итак, и на основаниях, и на воротах написаны имена отцов и апостолов: о двадцати четырех старцах мы уже рассуждали, те же, кто будут править в этом царстве – они сами будут судить мир 242 . Avt Список использованной литературы 1 Фокин А. Р. отмечает: «Хотя мы не нашли точного подтверждения факту канонизации Викторина Петавского, но, исходя из того, что он, бесспорно, был епископ-мученик, мы будем называть его, подобно свт. Киприану, святителем». Здесь мы следуем этому примеру. См.: Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. М., 2005. С. 260, сноска 8. 7 См.: Quasten J. Patrology. Volume II. The Ante-Nicene Literature after Irenaeus. Westminster, 1986. P. 411. 27 Ср. синод. текст: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. 31 В некоторых рукописях дается другое чтение: Перси суть два завета, а пояс – сонм святых и золото испытанное огнем. 51 Откр. 2, 2–3 . Ср. синод. текст: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Лигариде и его отношениях к делу Никона. Ср. Несколько сведений о П. Лигариде до прибытия его в Россию, А. Горского (Прибавл. к Твор. св. отц. 1862, т. XXI). 86 Уже в 1662 г. вполне обозначим бесповоротность дела Никона. Лица, продолжавшие признавать его патриархом, подвергались даже преследованиям. Так, царской грамотой 1663 г. давалось знать властям Кириллова мон., что, по определению собора, послан к ним в монастырь под начало церкви Введения Пр. Богородицы, что в Москве в Барашах, поп Иван Фокин (Сведения о попе Ив. Фокине см. в Матер. для истории раск. (т. I, 479–483; т. V, 159; т. VI, 314).), за то, что он, противясь царскому указу и не повинуясь собору, по отшествии с Москвы Никона патриарха , на ектениях и многолетиях, поминал имя его, между тем как по государеву указу и по совету всего освященного собора велено было на ектениях и многолетиях молить Бога о святейших вселен. патриархах, и предписывается держать его, Фокина, под крепким началом, в цепи и в железах, и из монастыря отнюдь не отпускать никуда до государева указа. Под грамотою приклеена отписка царю властей Кириллова м., что поп Фокин к ним в монастырь прислан и под начало отдан в цепи и железах. Впрочем, вскоре он был освобожден (Извлечения из архива книг и дел Кирил. Белоез. мон. Сообщ. архим. Иаковом, Древн. Моск. археол. общ., т. VIII, с. 145). 87 Стр. 705, 708–709, 713, 714, 722. 731. Заметим кстати, что видение, побудившее Никона явиться в Москву, напоминает факт из его жизни в Новгороде, разсказанный в письме к царю. Любопытно также разъяснение его о соловье, залетевшем в Иверск. собор. церковь и севшем на патр. место (Акты Ивер. мон. от июня 1666 г., стр. 630–33; ср. Рус. Арх. 1878, II, 173–175). Списки приговора над Никоном имеют разные редакции и отличаются в полноте содержания. О взаимном отношении их см. заметку прот. П.Ф. Николаевского: «Жизнь п. Никона в ссылке и заключении» (Христ. Чт. 1886, янв.–февр., стр. 48–49; ср, Макарий, 685). Сочинение Паисия Лигарида о соборе, бывшем в Москве на Никона 1666–67 гг., с предшествовавшими обстоятельствами, разделенное на три части и подразделенное на главы, известно по греческому списку, переписанному в Египте в 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

Библиография работ автора: Ориген. О началах I, 4, 3–5/Пер. с греч. : А.В. Серегин//Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005.– С.821–822. Беседа на первую книгу «Песни песней»//Богомыслие. – Одесса, 1992. – 3.  Гомилии на Песнь песней/  Пер. с лат.:  Н. Холмогорова под ред. Т.Миллер//Альфа и Омега. – М., 1995. – 1 (4), 2 (5). То же:  Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1. Комментарий на Евангелие от Иоанна/Пер. и предисл.: А.Г.Дунаев//Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38. О молитве и Увещание к мученичеству. – Б.м. и б.г. (Репринт 1897 г.). О началах//Мистическое богословие Восточной Церкви. – М.: АСТ. Харьков: Фолио, 2001.     О началах. –  СПб.: Амфора, 1998. То же: СПб.: Амфора, 2000. О началах. – Новосибирск, 1993. О началах: [Фрагменты]//История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002. Проповедь 8 о Книге Бытия: Фрагмент//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. Против Цельса/Пер.  с греч.: Л.Писарев//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1999. – Вып. II, III, IV Против Цельса. Книга 5/Пер.  с греч.: А. Фокин//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2001. – Вып. VII. Против Цельса. Книги 1—4/  Пер.  с греч.: Л. Писарев. – М., 1996. Против Цельса. Кн. 5/Пер и коммент.: А. Фокин//Богословский сборник/Правосл. Свято–Тихон. богосл. ин–т. М., 2001. Вып. VII. Против Цельса: Апология христианства. – Б.м.: Учебно–экуменический центр ап. Павла, 1996. Увещание к мученичеству. О молитве (фрагменты). О началах (фрагменты). Письмо к Св. Григорию Чудотворцу//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. II. Фрагменты сочинений//Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994.. 1405.

http://bogoslov.ru/person/3045922

 О богословской позиции двух других ярких оппонентов свт. Григория — Григория Акиндина и Никифора Григоры — будет сказано ниже.  «… sed ideo simplex dicitur, quoniam quod habet hoc est, excepto quod relative quaeque persona ad alteram dicitur» ( Augustinus Hipponensis. De civitate Dei XI, 10//PL. 41. Col. 325. Дэвид Брэдшоу отмечает: «[…] в качестве объекта этого созерцания [при богопознании] у Августина выступают божественная сущность (substantia) и слава (claritas), которые он не различает: для него это явно одно и то же» ( Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира/отв. ред. А. Р. Фокин/Ин-т философии РАН. М., 2012. С. 301). Подробнее об учении блж. Августина о божественной простоте см.: Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, 2010. P. 208–211.  См. напр.: Фокин А. А. Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. Дисс. …кандидата философских наук. Институт философии РАН, 2013. С. 327–328.   Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 22–25.  По этой теме см., например.: Бирюков Д. С. Отношение причастности: концепты общего и особенного в восточно-христианской философской традиции: античный и византийский периоды. Канд. дис. ... доктора философских наук: 09.00.03. РГГУ, 2016; Бирюков Д. С. Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы. Часть первая//Библия и христианская древность. 2020. 1 (5). С. 113–132; Бирюков Д. С. О теме причастности к божественной сущности и оппозиции по сущности — по причастности Симеона Нового Богослова в контексте предшествующей патристической мысли//EINAI: Проблемы философии и теологии. 2015. Т. 4. 1–2 (7–8). С. 431–445.   Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии. С. 25–26. Об учении свт. Григория Паламы о различии сущности и энергии см. также: Cheng J. The Distinction Between God’s Essence and Energy: Gregory Palamas’ idea of Ultimate Reality and Meaning//Ultimate Reality and Meaning. 1998. Vol. 21 (1). P. 56–75. Γιαγκζογλου Σ. Οσα, ποστσεις, προσωπικς νργειες. διδασκαλα το γου Γρηγορου Παλαμ γι τς κτιστες νργειες//Σναξη. 1991. 37. Σ. 71–78; Ibid. 1991. 38. Σ. 39–47.

http://bogoslov.ru/article/6172777

28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Серафим Мещеряков 11(24).08.1933–1934: Лев Черепанов 1935–1936: Антоний Романовский, в. у. 1936–1943: 14(27).09.1943–05.1945: Антоний Романовский 5 .1945–25.10(07.11).1962: Антоний Романовский, паки Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) 12(25).11.1923–1924: Александр Анисимов 1923–1927: Николай Соболев 1928–1932: Алексий Щербаков 1933–1937: Василий Виноградов Ставропольская (на Кавказе) (обн.) 20 .12(02.01).1923–05(18).04.1924: Алексий Марков 25 .01(07.02).1924–07(20).12.1924: Христофор Сокольский 1924–03(16).01.1925: Назарий Андреев 18 .02(03.03).1925–27.09(10.10).1925: Георгий Крашенинников 23 .10(05.11).1925–06(19).04.1926: Серапион Сперанцев 1926–26.03(08.04).1927: Иоанн Кушнев 1927–13(26).01.1928: Алексий Михайлов 08(21).02.1928–1929: Александр Филиппов 05(18).05.1930–1932: Николай Автономов 12 .1932–03.1935: Филипп Власов 1935–1935: Сергий Баженов 22 .11(05.12).1935–1945: Василий Кожин Сталинградская см. Волгоградская Сталинградская (григ.) 1925–1931: Тихон Русинов, в. у. 1927–: Смарагд Яблоков Серафим Поляков Сталинградская (обн.) 1922–1923: Модест Никитин 12(25).06.1924–27.11(10.12).1924: Димитрий Рождественский 03(16).06.1924–29.04(12.05).1925: Сергий Озерецковский, в. у. 19 .05(01.06).1925–29.09(12.10).1927; Иоанн Звездкин 1926(?)–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов, в. у.(?) 09 .1926–10.1928: Константин Спасский 1928–1928: Илия Фокин 11(24).11.1928–11(24).05.1929: Алексий Марков 1929–1929: Алексий Покровский, в. у. 1930–1931: Алексий Златорунский 1931–1932: Василий Виноградов 22 .02(07.03).1932–01(14).08.1932: Михаил Орлинский 1932–1935: Илия Фокин, паки 03 .1935–16(29).10.1936: Александр Шубин 16(29).10.1936–24.12(01.06).1937: Георгий Константиновский, в. у. Сталинская (обн.) 1926–1928: Макарий Быстров 1929–01(14).12.1937: Иоаким Пухальский Станиславская см. Ивано-Франковская Старицкая 17(30).04.1912–07(20).09.1917: Арсений Смоленец 07(20).09.1917–09(22).04.1918: Иоанн Поммер 09(22).04.1918–1919: Серафим Александров 1920–12.1925; Петр Зверев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

308 . Zilling H. M. Tertullian. Untertan Gottes und des Kaisers. Paderborn, 2004. Новациан 309 . Фокин А. Р. 2005. См. выше, 155. 310 . Amann E. Novatien et Novatianisme//DTC. T. 11. P. 816–849. Paris, 1931. 311 . D ’Ales A. Le corpus de Novatien//RSR 10 (1919). P. 293–323. 312 . Idem. Novatien. Etude sur la theologie romaine au milieu du III e siecle. Paris, 1924. 313 . De Simone R. J. Novatian. The Trinity. General Introduction//The Fathers of The Church, 67. Washington, 1981 2 . P. 1–19. 314 . Idem. The Treatise of Novatian the Roman Presbyter on the Trinity: a Study of the Text and the Doctrine. (Studia Ephemeridis «Augustinianum», 4). Rome, 1970. 315 . Idem. Christ the True God and True Man according to Novatian De Trinitate//Augustinianum 10 (1970) P. 42–117. 316 . Idem. The Holy Spirit according to Novatian De Trinitate//Ibid. P. 360–387. 317 . Dunn G. D. The diversity and unity of God in Novatian’s «De Trinitate»//Ephemerides theologicae Lovanienses 78 (2002). P. 385–409. 318 . Fausset W. Y. Novatiani Romanae urbis presbyteri De Trinitate liber. Cambridge, 1909. 319 . Kelly D. F. The Beneficial Influence of Stoic Logic and Epistemology on Early Christian Theology with Particular Reference to Novatian of Rome//Sprache und Erkenntnis im Mittelalter: Akten des VI. internationalen Kongresses fur mittelalterliche Philosophic der Societe internationale pour l’etude de la philosophie medievale, 29 August – 3 September 1977, Bonn/Hrsg. J. P. Beckmann, L. Honnefelder. Berlin, New York, 1981. Bd. 2. P. 817–825. 320 . Kriebel M. Studien zur alteren Entwicklung der abendlandischen Trinitatslehre bei Tertullian und Novatian. Diss. Marburg, 1932. 321 . Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordinatio in Novatiani libro De Trinitate//Bogoslivska Smotra, 21 (1933). P. 193–224. 322 . Loi V. La latinita cristiana nel «De Trinitate» di Novaziano//Rivista di cultura classica e Medioevale 13 (1971). P. 136–177. 323 . Simonetti M. Alcune ossrvazioni sul «De Trinitate» di Novaziano//Studi in onore di Angelo Monteverdi, 2. Modea, 1959. P. 771–783.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

См., например, Clavis Partum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Turnhout, 19612. P. XIX-XX; Patrologia. Vol. IV. Dal Concilio di Calcedonia a Beda. I. Padri latini/A cura di A. di Berardino. Genova, 1996. P. 8 и др. Некоторые исследователи заканчивают эпоху латинской патристики еще ранее – фигурой Исидора Севильского , т. е. в 30-х годах VII века (см., например, De Labriolle. 1920. P. 688–689; Rusch W. G. The Later Latin Fathers. London, 1977. P. VII), или вовсе фигурой Боэция (см. von Campenhausen H. F. Lateinische Kirchenväter. Stuttgart, 1986. S. 223–251). 2987 Подробнее о жизни Беды См. Гвоздецкая Н. Ю. Беда: монах, ученый, поэт//Интеллектуальная история в лицах. Иваново, 1996. С. 25–40; Ненарокова М. Р. Смиренный монах и учитель//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 238–246; Фокин. 2002. С. 426–432. 2989 Титул Беды «Достопочтенный» (venerabilis), известный с IX в. или с сер. X в. (Browne. 1879. P. 20), по одному средневековому преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Беды, в которой были такие слова: Hac sunt in fossa Bedae venerabilis ossa («В сей могиле лежат кости досточтимого Беды»). Этот титул использовали в VIII-IX вв. Алкуин, Амальрий и Павел Диакон, а на Аахенском соборе 835 г. Беда был провозглашен «досточтимым и удивительным учителем современности». На основании этого 13.11.1899 г. папа Лeb XIII объявил Беду учителем Церкви (doctor Ecclesiae). 2991 Exp. Marci Euang. III 10, PL 92, 231C; Exp. Lucae Euang. V 18, PL 92, 554; Exp. Ep. Iudae, PL 93, 124–125. 2994 Кроме того, вслед за папой Григорием Великим , Беда видит указание на единство сущности и различие Лиц Троицы в явлении трех ангелов Аврааму и в видении Серафимов пророком Исаией: Quod tres viri ei apparuerunt, mysterium est sanctae Trinitatis; denique cum tres vidisset, unum adoravit, et precatus est Dominum, quia etsi in personis est Trinitas, in divinitate est tamen una et coadoranda Dominantis aequalitas, sicut etiam in Isaia cum angelicae virtutes gloriam sanctae Trinitatis canerent dicentes: Sanctus, Sanctus, Sanctus, mox unitatem dominationis ac deitatis subjungunt addentes: Dominus Deus omnipotens, plena est omnis terra gloria ejus (Hexaem.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В тринитарном учении Мария Викторина впервые в зап. богословии был осуществлен синтез христ. и неоплатонических идей. Влияние неоплатонизма, в к-ром отсутствовало представление о Л. как о божественной Ипостаси, привело у Мария Викторина к исчезновению Л. из триадологических схем. Для выражения тринитарного учения Марий Викторин чаще всего использовал триаду Бытие (Отец), Жизнь (Сын), Мышление (Св. Дух). Хотя понятие «логос» нередко встречается в сочинениях Мария Викторина, в особенности в антиарианском контексте, оно вводится для согласования его рассуждений с учением Свящ. Писания и предшествующей церковной традицией и не получает последовательного философского истолкования. В нек-рых рассуждениях Мария Викторина Л. представлен как действующая сила (activa potentia) Отца; Он характеризуется как «действенное движение», «действенное слово», «действующий разум». Марий Викторин обычно оставлял греч. λγος в лат. тексте без перевода, пользуясь им как своего рода обозначением Лица Св. Троицы, не несущим собственной смысловой нагрузки. Библейское употребление именования Л. Марий Викторин под влиянием неоплатонических представлений иногда считал относящимся одновременно к Сыну и Св. Духу (анализ учения Мария Викторина и его источников см.: Фокин. 2014. С. 353-434; ср.: L ö hr. 2009. Sp. 414-417). Окончательное оформление лат. патристической триадологии было осуществлено в сочинениях блж. Августина, еп. Гиппонского, взгляды которого оказали определяющее влияние на всю последующую лат. богословскую традицию. В области учения о Боге, Св. Троице и Л. блж. Августин синтезировал церковное учение, почерпнутое гл. обр. из Свящ. Писания и сочинений свт. Амвросия, с платоническими и неоплатоническими идеями, отчасти заимствованными из трудов философов, отчасти из сочинений Мария Викторина (подробнее об учении блж. Августина см.: Schindler. 1965; L ö hr. 2009. Sp. 417-422; Ayres. 2010; Фокин. 2014. С. 435-595). В разработанных блж. Августином многочисленных триадологических схемах и аналогиях понятие «логос» почти не встречается, однако в догматических и экзегетических сочинениях оно используется довольно часто в обычных богословских значениях.

http://pravenc.ru/text/Логос.html

Незадолго до кончины архимандрит Георгий передал в редакцию большую картонную коробку — черновик «Симфонии по творениям святителя Феофана Затворника» в виде рукописных карточек. Двухтомное издание вышло в свет к пятилетию со дня его кончины. Монахиня Сергия (Бульчик), разбиравшая впоследствии архив, вспоминает: «В ходе систематизации архивного материала мы не переставали удивляться трудолюбию и усердию отца Георгия. Он разобрал по темам и составил картотеку на все собрание трудов святителя Феофана, Вышенского затворника. Все это было переписано им от руки». Архимандрит Георгий оставил после себя богатейшее духовное наследие. Будучи талантливым организатором, он объединил в изучении творений святителя Феофана не только преподавателей и студентов духовных школ, но и светских исследователей. По его инициативе в различных городах России начали проводиться Феофановские чтения, научные конференции и форумы, в которых могут принимать участие и преподаватели светских вузов, и студенты, и школьные учителя, и учащиеся средних общеобразовательных школ. Первые Феофановские чтения прошли под руководством архимандрита Георгия в Рязани 17 января 1994 года. Сегодня они привлекают множество богословов со всего мира, которые в своих докладах и выступлениях анализируют особенности изложения пути ко спасению святителем Феофаном Затворником и делятся результатами своих исследований. 5 октября 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошли уже XVI Феофановские чтения — «Сотериология святителя Феофана», в ходе которых митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о ходе работы по подготовке и изданию «Летописи жизни и трудов святителя Феофана, Затворника Вышенского» и о расширении тематики следующих научных конференций. Можно без преувеличения сказать, что все это явилось плодом многолетних усилий и подвижнических трудов архимандрита Георгия. Иеромонах Пафнутий (Фокин) 1 Также отец Георгий принимал участие в сборе материалов к прославлению святителя Филарета (Дроздова), преподобного Антония (Медведева), преподобномученика Кронида (Любимова).

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Тогда и постановлено было петь гимны и псалмы по обычаю Восточной Церкви, чтобы народ совсем не извелся в тоске и печали; с тех пор и поныне обычай этот соблюдается, и его усвоили многие, да почти все стада Твои и в остальном мире» (confes. 9, 7, 15) (здесь и далее «Исповедь» блж. Августина цит. по изд.: Аврелий Августин . Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского. 1, 13/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко М., 1991). 44 Epist. 51. О казнях в Фессалониках сохранился рассказ Руфина Аквилейского (2. 18): «Когда же священники Италии стали порицать его за зло, Феодосий, признав ошибку и оплакивая слезами вину, публично на Глазах у всей Церкви принес покаяние: в назначенное для него время он выполнил это без знаков императорской власти со всей терпимостью» ( Руфин Аквилейский . Церковная история. С. 273). 52 См.: Афиногенов Д.Е. К происхождению легенды о св. Арсении – воспитателе императоров Аркадия и Гонория//Вестник древней истории 1, 2004. С. 52. 53 Издание теста: Παπαδπουλος – Κεραμες Α . νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1891. Т. 1. С. 27–88. 54 См.: Jones A. H. M., Martindale J, Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971. Vol. 1. Р. 459 (Ioannes 2). 55 Epistolae Imperatorum Pontificum Aliorum inde ab a. CCCLXVII usque DLIII datae Avellana quae dicitur Collectio/Ed. by O. Gtinther. Prague; Vienna; Leipzig, 1895 (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum; 35). P. 108–109. 58 Tantarum virtutum. Данное выражение может означать как многочисленность чудес, совершенных свт. Амвросием при жизни и после смерти, так и совершенство его добродетелей. – Прим. ред. 72 Сын императора Валеитиниана I, император Валентиниан II (род. 371). Стал августом после смерти отца в ноябре 375 г. 78 Комит Востока – чиновник, в чьем ведении находился диоцез Востока (Исаврия, Киликия, обе Палестины, Кипр, Финикия, Сирия, Осроена, Месопотамия, Аравия). 94 В 396 г., когда император Гонорий вместе со своим братом, императором Аркадием, были выбраны консулами (этот институт древнеримской государственной системы номинально сохранялся). Выборы консулов сопровождались играми (гладиаторские бои, соревнования на колесницах и т.д.). 112 Вторжение в Италию варваров под предводительством Радагасия было в 405 г., решительная битва против варваров произошла в 406 г. под Тицином (совр. Павия). 113 В 398 г. Масцезел возглавил римское войско, посланное в Африку для Подавления восстания Гильдона, комита Африки, брата Масцезела. Читать далее Источник: Собрание творений : на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-2017./Т. 1. – 440 с./А.Р.Фокин. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского. 18-25 с. ISBN 978-5-2429-0757-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010