XV - сер. XVII в.//Гимнология. М., 2008. Вып. 5. С. 171-176; она же. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл светильнов воскресных по спискам XII - кон. XV в.//ЕжБК ПСТГУ,19-я. 2009. С. 202-213; она же. О графическом воплощении евангельских стихир большого распева: от тайнозамкненной формы записи - к разводу дробным знаменем//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2015. Вып. 3(19). С. 41-51. И. В. Старикова, О. В. Тюрина На Западе На Западе в григорианском пении были мелизматически распеты мн. тексты мессы и оффиция: «Kyrie», аллилуиарии (напр., стих «Vidimus stellam»), интроиты («Oculi mei»), оффертории («Tu es Petrus»), градуалы («Ex Sion»), большие респонсории (responsoria prolixa, напр. «Stirps Jesse»), тракты («Deus, Deus meus»), малый стих (versiculum) «Benedicamus Domino» и др. В гимнографии мелизматическими по преимуществу являются респонсории Хильдегарды Бингенской , в которых распев 1 слога текста может охватывать от 30 до 50 звуков (напр., в респонсории «Vos flores rosarum» - 45-звучный распев слова «capite»). М. c. характерен для многоголосных хоральных обработок XII-XIII вв.- органумов школы аббатства Сен-Марсьяль (Лимож) и школы Нотр-Дам (Париж). Мелизматика, отмечающаяся в нотных рукописях с кон. IX в. (напр., Laon. Bibl. municip. 239), фиксирует важную историческую тенденцию зап. церковного пения. Притом что форма хоралов остается текстово-музыкальной (муз. структура следует структуре словесного текста), их стиль очевидно непохож на древнейшую антифонную псалмодию. Выразительный мелодический контур, вычленение мотивов и их разработка (в т. ч. секвенцирование, как в респонсории «Una hora», на слове «Judaeis»), обновление тематизма (прообраз буд. «сквозного развития») и т. д.- все это свидетельствует о превалировании чисто муз. соображений. Столкновение противоположных тенденций - с одной стороны, к большей музыкальности, пышности, в отдельных случаях даже к прямой демонстрации исполнительского мастерства, с другой - к строгости «музыкального молитвословия», внятности молитвы - магистральный вектор эволюции зап. монодии и зап. церковной музыки в целом. Лит.: Harr á n D. Word-Tone Relations in Musical Thought: From Antiquity to the 17th Cent. Neuhausen; Stuttg., 1986. (Musicological Studies and Documents; 40); Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993. С. Н. Лебедев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562882.html

С XVII-XVIII вв. в мон-рях Г., где продолжалось служение (лавра, Натлисмцемели и Додос Рка), наметились продиктованные временем изменения: были созданы оборонительные системы с оградами и башнями для защиты от участившихся набегов (в периоды правления Вахтанга VI (1703-1714, 1716-1724) был разработан проект строительства и переделки оборонительных сооружений в лавре), построены новые церкви и трапезные. В строительстве келий проявились различные подходы: часть их сохраняла простоту и аскетизм форм, другая - приобрела черты светского жилого помещения, с просторным ложем, резными и расписными декоративными деталями, отражающими вост. влияние, многочисленными нишами, колоннами, полуколоннами (ряд келий в зап. части Натлисмцемели). Одним из последних образцов такого рода помещений является келья Георгия XII в верхнем дворике лавры. Росписи Древнейшие росписи Г. датируются предположительно VII-VIII вв. (Тетри Удабно). Начиная с этого времени, особенно со 2-й пол. IX до нач. XIV в., многочисленные фресковые ансамбли Г. позволяют проследить этапы формирования и развития местной школы монументальной живописи. Она отличается от совр. ей росписей др. регионов Грузии самобытной иконографической традицией и оригинальными художественными особенностями. Росписи в пещерах Г. выполнены в основном местными красками характерного теплого колорита: золотисто-желтой, темно-красной, зеленой, голубой и белой. Наряду с композициями евангельского цикла здесь встречаются изображения преподобных отцов - аскетов и столпников, прп. Давида с житийным циклом разного времени, сыгравших важную роль в формировании иконографии груз. святых. В росписях трапезных встречаются сюжетные композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески отличаются непосредственностью художественного видения, характерной для монастырского искусства, в частности Каппадокии. Живописная школа Г. представлена росписями в мон-рях: Тетри Удабно; Саберееби (4 церкви с росписями IX-X вв.); Мравалцкаро (сер. IX в.); Додос Рка (купольная церковь, рубеж IX-X вв.); Цамебули (малая церковь, X в.); Удабно (1-й слой росписи с житийным циклом прп. Давида в диаконнике собора (X в.), собор (1-я пол. XI в.), усыпальница Моцамети (XII в.), ц. Благовещения (90-е гг. XIII в.), ц. Вознесения (кон. XIII - нач. XIV в.)); Натлисмцемели, Бертубани, Колагири (везде - соборы, рубеж XII-XIII вв.).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Греция в VII - XV вв. Греция в VII - XV вв. На территории Г. постепенно были сформированы новые фемы: Пелопоннес, Никополь, Диррахий, Фессалоника, Македония, Стримон, Волерон, острова (Эгейского м.). Нотиции К-польского Патриархата VIII-IX вв. отражают возрастающую роль Г. в организации церковных структур в Византии: наряду с внесенными в список 27 митрополитами из М. Азии фигурируют 10 митрополитов из Г., включая юг региона - города Патры, Афины и Лариссу. При этом необходимо отметить, что возрождение церковной иерархии и соответственно городов в Г. показывает существенную трансформацию населения региона. В IX-XIII вв. появилось большое число новых церковных кафедр, неизвестных в позднеантичный период, в то время как древние кафедры оставались заброшенными. Среди новых поселений и церковных кафедр в Македонии - Кавала (Христополь), Великия, Девол, Драма, Водена (Эдесса), Элевферополь, Иерисс, Кесарополь, Китр (Пидна), Мелник, Ника, Полистил, Сервия, Сланица. В Родопе - Ксанфия, Дидимотих, Мосинополь, Перифеорий (Дат). В Фессалии - Доменик, Эзер, Кардикий, Стаги, Фавмак, Зитуний. В Эпире - Иоаннина (Янина), Левкада. В Ахайе - Амиклы, Арта, Авлон, Кеос, Навплий, Олена. В XI-XII вв. в Г. происходило экономическое возрождение, гораздо более мощное, чем в М. Азии. Большие города Фессалоника, Коринф, Фивы успешно конкурировали с К-полем как торговые и производственные центры. Политический кризис Византии сер. XI в. и нашествие турок-сельджуков на М. Азию на рубеже XI и XII вв. непосредственно Г. не коснулись. В XII в. развитию портовых городов Г. способствовало общее оживление морской торговли в Вост. Средиземноморье. Г. экспортировала продукцию местной промышленности: шелк, производившийся в Коринфе и Фивах. Строились роскошные храмы и мон-ри. Нек-рые авторы (напр., митр. Афинский Михаил Хониат , рубеж XII и XIII вв.) сожалели о снижении культурного уровня древних городов, таких как Афины, но, вероятно, это само по себе указывает на повышение самосознания провинциальных интеллектуалов, к-рые обвиняли К-поль в удержании львиной доли богатства и славы. Много образованных людей проживали в то время в греч. городах, активно участвуя в местной адм. и духовной жизни. Талантливым учеником и другом Михаила Хониата был митр. Евстафий Фессалоникийский, знаток античной древности и богослов. Упадок власти Византии на Балканах

http://pravenc.ru/text/597843.html

В научной лит-ре существует 2 т. зр. относительно времени жизни прп. Серапиона Зарзмского: согласно более распространенному мнению К. Кекелидзе, это IX-X вв., П. Ингороква и Г. Н. Чубинашвили относят события Жития и соответственно время бытования в мон-ре иконы к VII-VIII вв. Цилканская икона Божией Матери. IX–X вв., XIII в. (ГМИГ) Цилканская икона Божией Матери. IX–X вв., XIII в. (ГМИГ) В IX-X вв., т. е. в конце периода иконоборчества и времени триумфа иконопочитания, были созданы Цилканская икона Божией Матери (ГМИГ; древние части - лики и руки Богоматери, Младенца и архангелов; фигуры выполнены в XIII в.) и икона «Богоматерь на престоле и вмц. Варвара» (ИЭМС). Эти произведения по художественному строю восходят к восточнохрист. изобразительной традиции, что проявляется в иератичности и экспрессивности образов, в лаконичном, неск. архаичном характере рисунка, в плоскостно-декоративной трактовке форм. С XI в. политическое и религ. возрождение гос-ва обусловило подъем во всех сферах культуры и развитие прогрессивных тенденций в искусстве. Этому способствовало также сближение с Византией, к-рая для христ. мира отождествлялась с высшими достижениями правосл. культуры. Представление о груз. иконописи этого периода дают иконы Божией Матери «Одигитрия» и Спасителя из Ушгули (XI в.). Монументальные фигуры отличаются выразительным силуэтом, пропорциональной соразмерностью. В живописной разработке форм ярко выражены стилистические тенденции эпохи: лики очерчены четким контуром, рельефность форм создается применением пробелов (вокруг глаз, на лбу, над бровями, на переносице) поверх теплого охряного тона. Живописная разделка одежд посредством выразительного рисунка и высветлений намечает пластические объемы фигур. Сорок Севастийских мучеников. Икона. Кон. XI — нач. XII в. (ИЭМС) Сорок Севастийских мучеников. Икона. Кон. XI — нач. XII в. (ИЭМС) Процессионная икона «Собор архангелов» из ц. св. Архангелов в с. Пхотрери (кон. XI - нач. XII в.) - самый ранний сохранившийся пример этой иконографии в христ. искусстве - продолжает художественные традиции предшествующей эпохи. Икона отличается высоким живописным мастерством, структурностью композиционного построения и торжественной монументальностью: фронтально стоящие архангелы Михаил и Гавриил, облаченные в лоратные одеяния, держат медальон с образом Христа Еммануила. Между архангелами изображены небольшие фигурки мужчины и женщины в моленных позах - заказчиков иконы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Александра Никифорова Скачать epub pdf Содержание “Минея до Минеи”: Тропологий Рождение Минеи. IX век. Структура Миней IX-XII вв. Жанровый состав Миней IX-XII вв. Течения в византийской гимнографии в VII-VIII веках Синтез IX века Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Список сокращений     Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая – это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая – метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII-VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII-XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалимские” Минеи – а именно они легли в основу печатных – представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX-XX столетий исследователь Минеи А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Местийский крест. 20-е гг. XI в. (Музей этнографии и истории Сванети) Местийский крест. 20-е гг. XI в. (Музей этнографии и истории Сванети) Образ Г. на коне включен во фресковые росписи церквей: вмч. Георгия, Ипхи, Адиши (X в.), св. Архангелов в Ипрари (1096), св. Кирика и Иулиты (1111) и вмч. Георгия в Накипари (1130); Спасителя в Цвирми (1-я пол. XII в.), Бочорма (рубеж XI-XII вв.), ц. св. Георгия Калоубанского (сер. XII в.) и т. д. Парное изображение всадников - на рельефе в тимпане зап. портала церкви в Вале, в рельефах ц. в Джоисубани (X в.), на рельефах зап. тимпана и вост. фасада храма в Никорцминде, всадник на каменной алтарной преграде из Уртхвы (нач. XI в.) и др. На фрагментах фресковых росписей IX-X вв. в пещерном монастырском комплексе Саберееби, в церквах 5 и 8, просматриваются изображения всадников, попирающих змея и/или человеческую фигуру, одного из них можно идентифицировать как Г. В груз. искусстве представлены древнейшие образцы житийного цикла Г., характеризующиеся большим разнообразием сюжетов. Уже в XI в. искусство Грузии хорошо знало развитый иконографический цикл жития святого. На Местийском серебряном чеканном предалтарном кресте, 20-е гг. XI в. (Музей этнографии и истории Сванети), сохранилось 9 сцен из жития: царапание, колесование, бичевание, мучение в известковой яме, мучение камнем, раздача Г. милостыни-имущества, допрос Г. Диоклетианом, воскрешение быка Гликерия, усекновение главы Гликерия. По предположению Чубинашвили, внизу креста был изображен Г.-триумфатор на коне. Отдельные житийные сцены и обширные циклы украшают ц. вмч. Георгия в Адиши (XI-XII вв.), Накипари, ц. Цвирмского Спасителя, Икви (рубеж XI-XII вв.), Кинцвиси (нач. XIII в.), Ачи (2-я пол. XIII в.), Перевиси (XIII-XIV вв.), Чуле (1381), ц. вмч. Георгия в Гелати (XVI в.) и т. д. В XV в. был создан большой чеканный, позолоченного серебра Садгерский (или Чхарский) крест работы «золотых дел мастера» Мамне. Здесь представлены 12 композиций из жития Г., из них - 4 клейма с его изображением на коне, на одном - Г. поражает копьем небольшую конную фигуру имп. Диоклетиана. Сюжеты сопровождают пояснительные надписи на груз. языке: «Здесь св. Георгий освобождает плененного юношу из Болгарии», «Здесь св. Георгий освободил девушку и город Ласия от дракона» - царевна ведет на поясе дракона, «Здесь св. Георгий убил дракона» и др. Циклы жития размещены также на предалтарном кресте из Горисджвари, XVI в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Первые ординарные глоссы появились к Декрету Грациана (аппарат глосс Иоанна Тевтона; ок. 1217) и к 1-3-му декретальным сводам из «Quinque Compilationes antiquae» (аппарат глосс болонского канониста Танкреда, между 1210 и 1220). Дальнейшее развитие католич. К. п. и канонистики шло по 2 основным направлениям - комментированию Декрета Грациана и ординарной глоссы, составленной Иоанном Тевтоном (см. Декретисты ), и комментированию декреталий Римских пап (см. Декреталисты ). «Декреталии Григория IX» с ординарной глоссой Бернарда Пармского. 2-я пол. XIII в. (Cod. Sang. 742. P. 7) «Декреталии Григория IX» с ординарной глоссой Бернарда Пармского. 2-я пол. XIII в. (Cod. Sang. 742. P. 7) Ок. 1230 г. папа Римский Григорий IX поручил испан. доминиканцу Раймунду Пеньяфортскому составить на основе использовавшихся в ун-тах сводов декретального права сборник, систематизировав их материал. В 1234 г. свод был представлен папе; 5 сент. того же года буллой «Rex pacificus» обнародован как офиц. сборник декретального права католич. Церкви и направлен в Парижский и др. ун-ты. Офиц. названия свод не имел (в булле назван «Compilatio»), впосл. по имени папы Григория IX он стал называться «Gregoriana» (см. Декреталии Григория IX ). Отсылки к этому своду обозначались как «extra[vagantes]», т. е. каноны, не вошедшие в состав Декрета Грациана, откуда впосл. распространилось название «Liber Extra» (т. е. «Liber extravagantium»). В основу «Liber Extra» Раймунд Пеньяфортский положил «Quinque compilationes antiquae», к которым были добавлены папские постановления (constitutiones) и решения папских Соборов XII-XIII вв. «Liber Extra» состоит из 1971 главы, к-рые распределены по 5 книгам и 185 титулам; внутри титулов главы следуют в хронологическом порядке. По тематическому принципу объединены положения об источниках права, вопросы, касающиеся процессуального права (особенно апелляционное судопроизводство), брачного права (заключение брака), избирательного права (церковные выборы), адм. права (замещение и исполнение церковных должностей), договорного (заключение договоров) и имущественного права (распоряжение церковными бенефициями), наследственного права, орденского права, права таинств, уголовного и уголовно-процессуального права (церковные санкции, в первую очередь отлучение).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Царские владения увеличились и в Квемо-Картли. В XII-XIII вв. на вост. и юж. рубежах Квемо-Картли существовали княжества Гаги и Лоре, где господствовали представители рода Мхаргрдзели, к-рые расширили границы своих владений за счет присоединения Сев. Армении. С политическими процессами тесно связано церковное развитие Грузии. В VIII-X вв. границы ГПЦ распространялись на юго-запад (Тао), на северо-восток (Сев. Кавказ) и восток (Шаки). В К. были выстроены или обновлены монументальные кафедральные соборы: Дманисский Сиони (IX-X вв.), Урбниси (X в.), Руиси (X в.), Никози (X в.), Светицховели (1010-1029), Манглиси (20-е гг. XI в.), Самтависи (1030), Самтавро (2-я четв. XI в.). В 1154 г. амирспасалар Сумбат Орбели «вторично обновил» ц. Хуневан. В т. н. золотой век к лику святых были причислены царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Появились новые епархиальные центры. В Квемо-Картли новая кафедра для груз. и армяно-дифизитской паствы Хунани и Ташири была перенесена в Хуневан (арм. «Греческая обитель»; груз. Дзели-Чешмарити; ныне Хневанк). Архиерей именовался архиепископом Хуневанским и имел почетный титул «мампали» ( - отец-господин), к-рый носили как царские особы (напр., Гуарам Мампали, сын царя св. Ашота I), так и католикосы и архиереи. Первый архиеп. Хуневанский Георгий, сын марзпана Деметре, известен по эпиграфическим и письменным памятникам нач. XI в. Также сохранились имена архипастырей Димитрия (30-е гг. XI в.), Феодосия (нач. XIII в.), Георгия (XIII в.?). К сер. XIII в. епархиальный центр был перенесен в Ахталу. По сведениям из сочинения историка царевича Иоанна Батонишвили (Багратиони) (1768-1830) «Описание Картли и Кахети», епископ Ахтальский был пастырем бывш. Цуртавской епархии ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Царевич Вахушти называет Ахтальского архиерея Сомхитским митрополитом (КЦ. 1973. Т. 4. С. 310). В источниках XIII в. появились сведения о Цалкской епархии, основанной в Квемо-Картли в результате упразднения Клдекарского эриставства и перевода его земель в царский домен. Цалкский архиерей являлся пастырем провинции Триалети. В источниках этого периода упоминается также епископ Цинцкаройский. В К. известно неск. населенных пунктов с таким названием, епархия и ее центр исторически пока не локализованы. По сведениям Иоанна Батонишвили, епархия находилась в Сомхити ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83).

http://pravenc.ru/text/Картли.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010