Во многих миссионерских начинаниях велик был вклад Православного миссионерского общества, основанного в 1870 г. в Москве и принявшего на себя экономическую поддержку русских миссионеров, а также Казанской духовной академии, которая сделалась центром миссионерской учености: ее переводческий отряд издавал различные книги на десятках языков регионов Поволжья, Сибири, Кавказа и пр. Русские миссионеры трудились также и за пределами империи: в Китае, в Корее и в Японии. Главными действующими лицами там были такие просвещенные личности, как епископ Иннокентий (Фигуровский) в Китае и архиепископ Николай (Касаткин , 1836–1912) в Японии. Русские миссионеры вдохновлялись принципами византийского Православия и развивали их с оригинальностью и дерзновением: создание алфавитов для бесписьменных языков, переводы библейских и литургических текстов на новые языки, совершение Литургии на различных местных языковых наречиях с постоянной заботой о понятности языка, подготовка местных клириков в как можно более сжатые сроки, соучастие клира и народа, акцент на мобилизации верующих, заботы об образовании, земледельческом и техническом развитии и общем культурно-общественном росте племен и народов, которые они привлекали в Православие. Следуя православному Преданию, они отдавали центральное место литургической жизни, высокоэстетичной архитектуре храмов, красоте богослужения, социальным следствиям жизни во Христе. Это те принципы, которые едва ли не в самое последнее время усвоили западные миссионеры, но которые были бесспорными основаниями православной миссионерской деятельности всю ее историю. В помещаемых ниже исследованиях мы детально рассмотрим православную апостольскую деятельность в трех странах: Китае, Японии и Аляске. 5. Православие в Китае (1962) Первые семена христианской истины на китайскую почву принесли, как мы видели в предыдущем исследовании 258 , византийские купцы. Более систематично проповедовали Евангелие в VII в. так называемые несториане, и в VIII-IX вв. при династии Тан в Китае наблюдается расцвет христианства. Но с гонения, провозглашенного в 854 г. У-цзуном, которого настроили на него даосы, начинается угасание христианства, длившееся три века. В XIII в., в монгольское господство, происходит новый расцвет христианских общин 259 , длившийся до окончательного искоренения христианства после возвышения династии Мин (1368–1644). В последующие века в Срединной империи, как называлась страна по-китайски, с поразительной самоотдачей трудились миссионеры из Западных Церквей 260 . В настоящем исследовании мы ограничимся вкладом православных, который наименее известен. 5.1. Первые ручейки

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Между тем по проблеме существования письменности у восточных славян дохристианского периода накопилась обширная литература, и само существование докирилловского письма – «протокириллицы», а также «протоглаголицы» – изучалось дореволюционными и советскими учеными. 110 Формирование «протокириллицы» (на основе использования греческого буквенно–звукового письма) они относили к VII–VIII векам. Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (конец IX–haчaлo Х в.) сообщает о славянах–язычниках, что они не имели «книг» и букв, а использовали «черты» и «резы»; эта более древняя манера письма, так называемая пиктографическая, или фигурная, начала применяться, согласно новейшим исследованиям (например, о «календарных знаках» на вазах и кувшинах черняховской культуры), уже во II–V веках. Приведенные и многие другие свидетельства источников давно показали, что в дохристианский период восточные славяне использовали какое-то не сохранившееся до нашего времени письмо (или разные его виды) в силу растущих потребностей своего общественного развития, сначала в пору формирования из небольших и разрозненных родовых коллективов более крупных, сложных и прочных объединений – племен и союзов племен, затем в эпоху вызревания в среде последних элементов классовых отношений и государственности. Прокириллическим письмом и были, возможно, написаны те книги и документы дохристианской поры, о которых глухо упоминают древние авторы. «Влесова книга» не может быть отнесена к числу памятников того времени. Дело в том, что подделки под древний текст можно довольно легко выявить, зная закономерности развития языка, путем сравнительно–исторического изучения родственных языков и диалектов. Как известно, языки развиваются во времени, но это развитие не одинаково реализуется в пространстве. В результате в определенное время и на определенной территории язык характеризуется сочетанием только ему присущих особенностей. Благодаря этому можно установить предыдущие и последующие этапы развития языковых черт. Историкам, знакомым с древнерусскими и средневековыми письменными источниками новгородского происхождения, хорошо известно, например, «цоканье» – неразличение на письме (вследствие неразличения в устной речи!) букв Ц и Ч. Так же, если писец не слышал разницы между Ф и фитой, он путал обе буквы. Имея опору в своем произношении, тот же древнерусский писец не спутает М и Ж, Р и П, 3 и К, но может спутать Ч и Ц, Ф и фиту и т. д.; позднее начнется неправильное употребление букв Е–ять, О–А и т. п. На совпадении безударных гласных основаны многие ошибки нашего правописания. Однако в рукописях XII–XIII вв. (если исключить смоленские с их ранним смешением Е и ять) таких ошибок нет, так как в то время все названные звуки произносились различно в соответствии с происхождением (этимологией).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

до Р. Х.), Канишки (ок. 80 г. до Р. Х.) и Харши (606-648 гг. по Р. Х.). В 712 г. мусульмане вторглись в Индию, и Б. начал приходить в упадок. В X в. он еще сохранялся в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, но к XIII в. практически исчез (последний буддийский мон-рь в равнинной части Индии был разрушен в 1203). В наст. время буддисты в Индии составляют ок. 0,7% населения (ок. 7 млн чел.). Это, во-первых, гималайские народы Ладакха и Сиккима, а также сотни тысяч тибет. беженцев, к-рые переселились в Индию с нач. 60-х гг. XX в. во главе с далай-ламой XIV и духовными иерархами др. школ. Особые заслуги в возрождении инд. Б. принадлежат всемирному об-ву Маха Бодхи, основанному шри-ланкийским мон. Дхармапалой (1864-1933). Он с последователями восстановил древние святыни Б., связанные с деятельностью Будды Шакьямуни, где теперь действуют мон-ри и храмы большинства буддийских школ. С 1956 г. число буддистов стало увеличиваться трудами известного политического и религ. деятеля Б. Р. Амбедкара (1891-1956), направленными на проповедь Б. среди касты неприкасаемых, к к-рой принадлежит и он. В год празднования 2500-летия Б. (1956) за 1 день ему удалось обратить более 0,5 млн чел. После смерти Амбедкар был объявлен бодхисаттвой. Процесс обращения продолжался еще неск. лет, и новых буддистов относят к школе тхеравады, хотя монашествующих среди них почти нет. Инд. ученые нашли, изучили и опубликовали мн. древние буддийские тексты. Гос-во субсидирует работу ин-тов по изучению Б. и буддологических фак-тов в ун-тах. В 671 г. кит. путешественник-буддист И цзин (635-713) оказался на территории совр. Индонезии, на о-ве Суматра (в то время царство Шривиджайя), где обнаружил развитую форму монастырского Б. хинаяны и ок. тысячи монахов. Найденные древние надписи подтверждают существование там махаяны и ваджраяны. Именно эти направления Б. при сильном влиянии шиваизма получили развитие на о-ве Ява при династии Шайлендра в VIII-IX вв. Здесь была возведена одна из наиболее величественных ступ мира - Боробудур, ныне полностью восстановленная.

http://pravenc.ru/text/153561.html

В предшествовавшей лекции мы говорили о древнейшей латинской церковной литературе, с III до VII века. Большого значения, сравнительно с греческой литературой, она не имеет для христианского богословия, а тем более для церковной истории, за исключением некоторых писателей карфагенской, итальянской, галликанской и испанской церкви. Ещё менее значение имеет литература средневековая, схоластическая, церковная литература с VII-XV в. Её произведения занимают у Migne до 200 т.; но не многие из этой огромной массы имеют историческое значение. Все эти писания «херувимских», «серафимских», «божественных», «непреодолимых» средневековых докторов имеют весьма скромное значение для общего христианского богословия, ещё меньше для церковной истории, так как в Средние Века ею занимались до крайности слабо. Наиболее исторического значения имеют в Средние Века памятники канонические; папсие распоряжения (буллы), постановления и самые акты средневековых соборов – Лионского, Латеранского, Констанского, Базельского. Собрание их сделано Моисием. – Имеют историческое значение и так наз. Сборники западного канонического права; corpus juris canonici. Начало их положено в VI-VII в. Первое собрание принадлежит уже упомянутым Дионисию Малому и  Исидору Севильскому . Затем известны Лже-Исидоровы Декреталии (IX в.), в которых, на ряду с полинными каноническими актами, много подложных. В XII в. монах Грациан составил Decretum Graciani. В XIII-XIV в. папа Григорий V издал 5 канонических книг (Libri ……), а затем ещё Liber sextus; папа Климент V составил Climentina. В XV-XIV вв. к ним присоединялись позднейшие канонические постановления, так наз. Extravagantia. Эти сборники и составляют corpus juris canonici на Западе. Так как там каноническое развитие было выдающейся стороной церковной жизни, то и изучение средневековых канонических памятников запада имеет большое значение для истории. Также имеют значения переписки пап с государями, разные дипломатические донесения римского двора и т. д. Это ценный, но ещё недостаточно разработанный материал. В Ватиканской библиотеке более 2000 рукописных кодексов подобного рода. Ими недавно воспользовался отчасти Pertz для своей германской истории и набрал подобных актов более, чем на 20 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Liv-Esth und Kurlandisches Urkundenbuch». 4. Bde. Бонель: «Russisch-Liwlandisch. Chronographie». Энгельман: «Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII и XIV вв.». СПб., 1858. Трусман: «Введение христианства в Лифляндии». 1884. См. также: «История Ливонии с древнейших времен». 120 «Tu tantum, remisso exercitu, cum tuis ad Episeopatum tuum cum pace revertaris. eos, qui fidem susceperunt, ad eam servandam compellas, alios ad suscipiendam verbis, non verberibus, allicias». Chronicon Livonicum vetus. p. 64. 121 Руссов: «Scriptores rerum Livonic». 28. Свидетельство о поведении ливонских рыцарей находим даже в папских посланиях. Hist. Russiae. Monument. I, XLVIII, XLIX, LX, XCIX. Как ни возмутительны описанные зверства немцев, тем не менее немецкие историки описывают их с внутренним самоуслаждением. «События первоначальной Лифляндской истории, – говорит один из них, – изображают глубокозаложенное основание, на котором было сооружено здание немецкой государственности. В болотистую почву туземцев, которые, будучи не способны к самостоятельному развитию, не могли жить и не умели умирать, были вогнаны мощные балки немецкой народности, разрушительные почвенные воды были спущены, поверхность почвы укрепилась, ближе примкнула к стволам, и последние стали прямее и плодоноснее... Охранение бассейна Остзейского моря для немецких интересов было национальной задачей, привлечение далекого Востока в область европейской культуры было всемирно-исторической задачей этого побережья и его обитателей». Бинеман. Цитата у Трусмана: «Введение христианства в Лифляндии», 1884. Любопытно сравнить с этим взгляд наших историков на те же немецкие зверства: «Утверждение в Ливонии «божьих дворян» и «честных бискупов» извратило естественный ход событий в Ливонии, задержало на целые столетия то, что должно было совершиться и что ясно намечалось уж до их прихода, а вместе с тем внесло в Ливонию смуту, раздор, войны, кровопролития». История Ливонии с древнейших времен. I. Итак, вот для чего понадобилось, по сознанию Гильдебранда, «великое, часто жестокое разрушение!». 123 Hist. Russiae Monument. Т. 1. IV u squ. См. также: «Le catholisme Romain en Russie», T. I. 7–8. 124 Hist. Russiae Monument. Gregorii. R IX ad Episcopum Semigalliensem – ne pax vel treguae cum Paganis et Ruthenis sine apostolici legati consensu fiant.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Так, действительно, и было, если понимать в этом случае чин миропомазания в тесном и собственном его смысле. Окончательный элемент упорядочения составных элементом его в данном значении, на основании нашего исследования, вполне вероятным будет отнести – самое меньшее – к началу IV века. Такое раннее развитие его в рассматриваемом отношении вполне понятно, как скоро мы припомним, что в составе чина миропомазания, в понимаемом нами значении, с самого начала и всегда входили только существенные, самые необходимые элементы. Но совсем другое нужно сказать, если чин миропомазания понимать в данном случае в его широком смысле, т. е. как чин, слагающиеся из акта миропомазания в собственном смысле и акта омовения частей тела, помазанных миром. В этом смысле рассматриваемый нами чин в совершении его прикладной части, не говорим уже в столь раннее время, как VII – IX вв., но даже далеко после и по крайней мере до самого XVII века постоянно изменялся в порядке своих составных частей. С другой стороны и рано установившийся порядок чина миропомазания в собственном смысле, после этого факта, до самого позднейшего времени не всегда оставался таковым и очень нередко нарушался постановкой молитвы над миром в различных местах по отношению к самому акту помазания миром. – Это долгое отсутствие определенного порядка и его разнообразие в чине омовения частей тела, помазанных, миром, и частью в самом чине миропомазания в области практики греческой церкви, с одной стороны, объясняется, отсутствием однообразной первоначальной редакции чина омовения и чина крещения, а с другой, – не значительною, важностью того самого акта, для которого назначен чин омовения. В практике же русской церкви этот факт обусловливался исключительно подражанием греческой практике, потому что все особенности порядка, замечаемые нами в славяно-русском чине миропомазания находят для себя оригинал в его греческих списках. Почти тоже самое, что мы сказали относительно исторического развития устойчивости порядка составных элементов чина миропомазания, мы должны сказать и относительно развития устойчивых и определенных форм совершения его составных актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Переводы В. из М. как буквально соответствующие оригиналу постепенно вытеснили все ранее употреблявшиеся и обрели в средневек. мире статус образцовых. Они не только способствовали значительно более полному усвоению западноевроп. мыслью философского и естественно-научного наследия Аристотеля (к-рого на протяжении долгого времени знали почти исключительно как логика, автора «Органона»), но и совместно с переводами перипатетических комментариев и неоплатонических работ сыграли решающую роль в формировании более адекватного представления об аристотелизме как таковом в его отличии от платонической традиции, мотивы к-рой в то время (во многом благодаря влиянию араб. философии) ассоциировались с именем Аристотеля настолько тесно, что его авторство даже приписывалось ряду неоплатонических сочинений, таких как «Liber de causis» (Книга о причинах) - араб. компиляция из «Первооснов теологии» Прокла и «Theologia Aristotelis» (Теология Аристотеля) - араб. переложение «Эннеад» Плотина . По прочтении выполненного В. из М. перевода «Первооснов теологии» Фома Аквинский смог установить истинный источник происхождения «Книги о причинах» и, следов., невозможность ее принадлежности Аристотелю (позднее это открытие было сделано заново в эпоху Возрождения). С др. стороны, своими переводами Прокла В. из М. способствовал развитию средневек. неоплатонизма, в частности в трудах т. н. альбертистов ( Дитриха Фрайбергского , Ульриха Страсбургского и др.). В целом деятельность переводчиков XIII в., в первую очередь В. из М., привела к тому, что уже к окончанию столетия схоласты знали античное философское наследие лучше, чем арабоязычные философы IX-XII вв. Лит.: Franceschini E. Ricerche e studi su Aristotele nel Medioevo latino//Aristotele nella critica e negli studi contemporanei. Mil., 1956. P. 144-166; Grabmann M. Guglielmo di Moerbeke, il traduttore d. operedi Aristotele. R., 1946. (I papi del duecento e l " Aristotelismo; T. 2); Guillaume de Moerbeke: Recueil d " études à l " occasion du 700e anniversaire de sa mort (1286)/Éd. J. Brams, W. Vanhamel. Leuven, 1989; Vansteenkiste Ch. Procli «Elementatio theologica» translata a Guilelmo de Moerbeke: Notae de methodo translationis//Tijdschrift voor Philosophie. 1952. T. 14. P. 503-546; Verbeke G. Guillaume de Moerbeke traducteur de Jean Philopon//RPhL. 1951. T. 49. P. 222-235; idem. Het wetenschappelijk profiel van Willem van Moerbeke. Amst.; Oxf., 1975; Vuillemin-Diem G. Wilhelms van Moerbeke Übersetzung der Aristotelischen Metaphysik//Aristoteles Latinus. Leiden; N. Y.; Köln, 1995. Vol. 25 (3)/Rec. et transl. G. de Moerbeka. Pars 1.

http://pravenc.ru/text/158658.html

Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе. Это происходит далеко не сразу. Эволюция ремесла, ремесленного производства, знала свои этапы. Первой формой ремесла было ремесленное производство на заказ. При такой его форме товарное производство носило зачаточный характер, так как изделия ремесленного производства, сделанные на заказ, не выбрасывались на рынок, не становились рыночными. Поэтому простое товарное производство складывалось очень медленно. Вторая стадия развития ремесленного производства — соединение его с рынком. Соединившись с рынком, ремесленник уже становится товаропроизводителем. Отныне судьба ремесленного производства и каждого отдельного ремесленника оказывается прочно связанной с городом и с рынком. В X-XIII вв. (а в Италии уже в IX в.) Западная Европа начинает интенсивно покрываться городами, но городами уже нового типа — феодального. Феномен средневекового города, в первую очередь, следует рассматривать как следствие обособленности и самостоятельности ремесла. Появление средневекового города явилось определяющим этапом в истории всего периода феодализма, жизненным нервом эпохи. Поэтому история средневекового города привлекала к себе пристальное внимание ученых еще в XVIII в., и с развитием исторической науки в последующие века это внимание не ослабевает. Почему сложился город? Почему он сыграл такую роль во всех феодализационных процессах? Это внимание к городу породило многочисленные теории, которые пытались объяснить причину возникновения феодального города. В XIX и в первой половине XX в. большинство историков-исследователей, которые разрабатывали теории города, основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.

http://sedmitza.ru/lib/text/441076/

Попытки упорядочить образ жизни кафедрального и коллегиального духовенства и сблизить его с монашеским стали одним из аспектов церковной реформы, проводившейся во Франкском гос-ве с VIII в. По сообщению Флодоарда Реймсского , еп. Ригоберт (689 или 696-719) ввел общежительство среди соборных каноников, выделив необходимые средства и устроив для них «общую казну» (aerarium commune) ( Flodoardus Remensis. Historia Remensis ecclesiae. II 11//MGH. SS. T. 36. P. 156). В уставе для каноников, составленном, вероятно, в 755-756 гг. Хродегангом , еп. Меттиса (ныне Мец), предписывалось в 1-м часе дня совершать общую службу, затем читать Свящ. Писание и 1 главу устава (кроме воскресенья, среды и пятницы, когда вместо нее читались гомилии или др. душеполезная лит-ра). В воскресные дни собрания в кафедральном соборе должны были посещать клирики др. городских церквей. Эта служба, во многом аналогичная современной ей монашеской практике, в Уставе Хродеганга впервые названа «капитул» (capitulum обозначало, в частности, главу или раздел текста). Устав Хродеганга послужил одним из основных источников «Установления для каноников» (Institutio canonicorum//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 394-421), принятого на Ахенских Соборах (816-817) и получившего широкое распространение в Зап. Европе. В нем нашла развитие идея совместной жизни каноников, были упомянуты нек-рые должности каноников, однако понятие «капитул» отсутствует. Термин «капитул» окончательно утвердился в кон. XII в. Он употреблялся по отношению к сообществам клириков при кафедральных соборах и крупных коллегиальных церквах; с XII-XIII вв. эти сообщества стали оформляться как особые корпорации. С IX в. постепенно входит в практику разделение владений и доходов соборных церквей на части епископа (mensa episcopalis) и каноников (mensa canonicorum). Впосл. отдельные каноники получили право на часть доходов К. (т. н. пребенды ). Число пребенд, как правило, не было заранее ограничено и зависело прежде всего от размера доходов К. В нек-рых случаях пребенды специально создавались епископами или благотворителями.

http://pravenc.ru/text/1470337.html

В нач. IX в. на севере совр. пров. Катанга появились первые политические образования, относящиеся к культуре Кисале. Они состояли из деревень, к-рые объединялись в шефферии. На рубеже XIII и XIV вв. на их основе сложились первые гос. образования (именуются иногда империями и королевствами) - Конго, Матамба, Каконго и Нгойо, Куба, Луба, Лунда, Касонго. В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Вслед за первыми европейцами в К. стали проникать католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы и др.). В 1491 г. правитель государства Конго принял христианство; в столице Сан-Салвадоре (ныне Мбанза-Конго в Сев.-Зап. Анголе) был построен каменный храм. В том же году при поддержке португальцев правитель подавил все движения африканцев, выступавших против насильственной христианизации. В нач. XVI в. сын кор. Конго Афонсу I учился в Португалии, а в 1521 г. стал первым епископом-конголезцем. В XVI в. К. превратилось в основной район португ. работорговли, что значительно замедлило христианизацию местного населения, т. к. миссионеры активно участвовали в торговле невольниками. Возрождение миссионерской активности среди баконго пришлось на XVII в. С 1618 г. на территории страны проповедовали капуцины из Италии и Испании. К кон. XVII в. было крещено ок. 300 тыс. конголезцев. В 1619 г. в К. прибыли иезуиты, открывшие свою коллегию в Сан-Салвадоре в 1624 г. В 1640 г. была учреждена апостольская префектура К. В 1703 г. в гос-ве Конго возникло антиевроп. движение (т. н. антонианская ересь), ставившее своей целью борьбу против засилья португальцев, католич. духовенства и восстановление единого гос-ва под властью сильного правителя. Основательницей движения являлась некая Беатриче, именовавшая себя св. Антонием. В 1706 г. движение приняло форму открытого народного восстания, но в нач. 1709 г. оно было подавлено конголезской знатью. Развитие работорговли, постоянные междоусобные войны привели к упадку конголезских гос-в. В кон. XIX в. территория К. стала объектом внимания европ. исследователей и экспансии европ. гос-в.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010