Стеклоделие, зародившееся в XI в., достигло развития в XII-XIII вв.: изготовлялись бусы, браслеты, перстни, широко распространенные в быту рядовых граждан, возможно оконное стекло и сосуды. Технология была 2-ступенчатой: смесь сырья спекали, затем массу варили в специальном горне при высокой температуре до получения расплава, из к-рого выдували, вытягивали или накручивали изделия. Стекло варили разного состава: для посуды, окон и украшений; калиево-свинцово-кремнеземное, слабо окрашенное или цветное. Различия в экономике Севера и Юга В Др. Руси географически и археологически фиксируются 2 больших района - Ср. Поднепровье на Юге и Приильменье на Севере, различные по природным особенностям, хозяйственным и бытовым традициям и направлениям внешних связей, ориентированных соответственно на Причерноморье и Прибалтику. Ср. Поднепровье отличала плодородная лесостепная почва и благоприятный для земледелия климат, высокая плотность населения, обилие городов, высокий уровень развития ремесел. На мн. поселениях, упомянутых в летописях, проводились раскопки. Часть их быстро выросла в городские центры, прикрывавшие Киев со стороны степи (крепости Белгород, Вышгород, Василёв, Канев), другие процветали недолго (Витичев, Родня в устье р. Рось) или вообще не стали городами (Юрьев, Торческ). На Севере не позднее чем с IX в. возникла сеть поселений (Ладога, Рюриково городище и др.), контролировавших водные пути Приильменья, к-рые вместе с Волгой и Зап. Двиной входили в систему, объединявшую Русь и связывавшую ее со странами Европы. Из нее вырос один из 2 главных центров Др. Руси - Новгород. К сев. зоне относятся и верхневолжские, ростово-суздальские земли. Экономический потенциал Севера, несмотря на менее удобную для сельского хозяйства природную среду, судя по данным археологии, не уступал юж. областям Руси. Отличия сев. и юж. областей заметны в конструкции жилья и отопительных сооружений, в типах пахотных орудий и видах сельскохозяйственных культур, в денежно-весовых системах и монетном обращении, в методах производства изделий из черного металла.

http://pravenc.ru/text/180421.html

развивались как жанр церковного летописания, восходящий, с одной стороны, к рим. традиции, с др. стороны, к кратким записям на полях и между строк пасхалий . Пасхальные А. распространились в континентальной Зап. Европе, вероятно, под влиянием англосакс. миссионеров, для к-рых вопрос об исчислении дня празднования Пасхи в связи с противоборством в Англии в VII в. соответствующих ирл. и рим. традиций сохранял особую остроту. Начиная с Дионисия Малого (VI в.) пасхалии велись по годам от Р. Х., что облегчало их использование для нужд историописания. Летосчисление от Р. Х., т. е. в универсальной временной перспективе, отличает средневек. А. от древних эпонимных записей, организованных по годам правления магистратов. В отличие от др. историографических жанров средневековья (прежде всего историй, деяний (см. Gesta ) и житий ) в А. приоритет отдается простой фиксации исторических событий во времени; при этом факты не являются предметом детального описания и осмысления через выявление причинно-следственных связей. В этом отношении А. близки к хроникам. Уже в VIII в. А. существуют независимо от пасхалий, что, по-видимому, обусловлено как соображениями удобства (недостаток свободного пространства в пасхалиях), так гл. обр. и растущей потребностью об-ва, отдельных его ин-тов (королевская власть, мон-ри, еп-ства) в исторической памяти. Необходимый импульс развитию анналистики придали масштабные изменения в политической и культурной жизни Зап. Европы с созданием в VIII - нач. IX в. империи Каролингов . Наряду с имперскими, или «большими» («Annales regni Francorum», или по месту их обнаружения в аббатстве Лорш - «Annales Laurissenses maiores», а также «Annales Bertiniani» и «Annales Fuldenses», соответственно для зап. и вост. частей империи), возникли также многочисленные монастырские («малые») А., определившие путь развития последующей анналистики, к-рая нередко имела отчетливо выраженный региональный и локально-монастырский характер. Наиболее поздние пасхальные А. известны в XII-XIII вв. Жанр А. отмирает к началу Нового времени. К последним А. относятся: «Церковные анналы» Барония (1588-1607), «Анналы королевства Ирландии, написанные четырьмя мастерами» (1632-1636) и А. Санкт-Георгена в Шварцвальде, Германия (до 1627).

http://pravenc.ru/text/115608.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Кажется единственная русская монография обстоятельно рассматривающая историю христианства в Китае. Особую ценность представляет акцент книги на диалог христианства и китайской духовности, сложные противоречия и взаимоотношения Благой Вести и Поднебесной, способы «перевода Благой Вести на китайский». А. В. Ломанов рассматривает историю китайского христианства от прибытия несториан (VII в.) до конца XIX века. Для большого представлен об этой замечательной книге приведем ее оглавление: Введение Глава 1. Несторианство в Китае во времена династий Тан и Юань (VII–IX, XIII–XTV вв.) Ранние несторианские «писания Алобэня» Глава 2. Деятельность Риччи и политика культурной адаптации иезуитов (XVI — начало XVII в.). Альянс христианства и «изначального конфуцианства» в Тяньчжу гиии «Три столпа» китайского христианства — Ли Чжицзао, Сюй Гуанци и Ян Тинъюнь Миссионерские преемники Риччи Китаизация католицизма как адаптация маргинальной религии Глава 3. «Спор об именах и ритуалах» и католические миссии в Китае (XVII — начало XVIII в.) Истоки внутрицерковного спора о пределах культурной адаптации Пределы «синохристианского» синкретизма Глава 4. Французские иезуиты и христианская герменевтика китайской культуры (конец XVII — начало XVIII в.) Ицзинистский фигурализм Буве Фуке и опровержение исторической реальности Трех династий Премар и лингвистический фигурализм Фигуралисты и диалог культур Глава 5. Развитие христианского миссионерства в Китае в XIX в. Перевод Библии в терминологический спор Взгляды миссионеров и их критика китайской культуры Обращение к высшим классам общества и попытки диалога с китайскими традициями Католики на пути к китаизации Проповедь Российской духовной миссии в Китае Миссионеры и антихристианские выступления Глава 6. Христианство и вероучение тайпинов «Откровение» Хун Сюцюаня Терминология Тексты и интерпретация Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/hristianst...

Самым развитым районом Центрального Н. оставалась долина Катманду. В IX-XII вв. здесь правила династия Тхакуров (исторические свидетельства о ней малочисленны и недостоверны), а в XIII в. утвердилась династия правителей Малла. Они вели городское строительство, покровительствовали искусствам и лит-ре. Широкое распространение получили пагоды (некоторые исследователи считают, что пагоды первоначально появились именно в долине Катманду). Практически вся сухопутная торговля между Индией и Китаем велась через долину Катманду. Местное население занималось гл. обр. мотыжным земледелием. Высокая интенсивность сельского хозяйства и ремесла в долине Катманду обусловила опережающее (по сравнению с др. районами Центр. Гималаев) развитие социальной структуры местного населения. Здесь сложилась развитая кастовая система. В XVII в. долина Катманду превратилась в главный экономический и культурный центр, что во многом определило ее превращение в политическое ядро буд. общенепальского гос-ва. В вост. части Н. социальные отношения развивались значительно медленнее. Местное население (кираты, дхималь, тхами) занималось подсечно-огневым мотыжным земледелием. В XVIII в. сюда проникли переселенцы с запада. На территории Восточного Н. находились княжества Чауданди и Виджаяпур, входившие в сферу влияния соседних инд. гос-в. В период правления Рамы Шаха (1606-1636) началось возвышение княжества Горкха. Раме Шаху приписывается создание свода законов - «Эдиктов Рамы Шаха», в к-рых индуистские традиции были переработаны и приспособлены к условиям жизни полиэтнического населения горного княжества, где утверждение индуизма и кастовой системы только начиналось. На протяжении XVII в. в Горкхе активно развивались гос. аппарат, торговля и ремесло, расширялись и укреплялись политические и династические связи с др. княжествами. В 1742 г. трон Горкхи занял Притхвинараян Шах, начавший активную завоевательную политику. В кон. сент. 1744 г. он овладел Нувакотом близ долины Катманду. В сер. 50-х гг. XVIII в. главные торговые пути, связывавшие долину с Тибетом, Центральным и Западным Н., оказались под контролем Горкхи. В 1767 г. Притхвинараяну удалось захватить Киртипур, расположенный юго-западнее Катманду. Отряд Британской Ост-Индской компании (ОИК), посланный в помощь Джаяпракашу Малле для защиты долины Катманду, был разгромлен войсками Горкхи в том же году. В сент. 1768 г. Притхвинараян занял Катманду и Патан, а в нояб. 1769 г.- Бхадгаон (Бхактапур), последнее независимое княжество долины. В 1769 г. столица была перенесена из Горкхи в Катманду. Этот год считается офиц. датой возникновения Королевства Н. Политическая организация Н. в тот период во многом воспроизводила устройство Горкхи. Особое внимание уделялось сакральной легитимации власти короля. По непальской традиции он не рассматривался как живое божество, однако считался носителем божественной благодати. Среди населения Н. постепенно распространялись представления о кастовости.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

обнаружены также на сев.-вост. выступе горы Крещатицкого парка над Днепром, на Батыевой горе, над Лыбедью. В 60-70-х гг. XIX в. могильник на Батыевой горе насчитывал более 200 курганов. Захоронения киевских некрополей осуществлены по 2 обрядам: трупосожжению и трупоположению. Каждый из них имеет свои отличия в характере могильных ям, могильных сооружений, в инвентаре, в ориентации и т. д. В киевском некрополе обнаружены захоронения в гробах, больших срубных гробницах, погребения с конем, с разнообразным инвентарем: оружием, вещами личного пользования, ожерельями, сережками, подвесками, крестиками, пряжками, накладками на пояс, застежками-фибулами и т. п. Такие различия свидетельствуют не только об этнической, но и о социальной неоднородности населения К. в IX-X вв. Наряду с многочисленными рядовыми погребениями в киевских могильниках есть значительное количество богатых захоронений. Прежде всего это относится к погребениям в срубных гробницах, раскопанных на Старокиевской горе и в районе Кирилловских высот. Здесь найдены утонченные изделия из золота и серебра, остатки дорогой одежды, араб. дирхемы, пышно украшенное оружие. Обнаруженный материал не оставляет сомнения в том, что в срубных гробницах захоронена киевская знать. К. в древнерусский период: история и топография Кон. Х - сер. XIII в.- время наиболее бурного роста территории К., расцвета экономики и культуры. О роли и значении К. этого периода красноречиво свидетельствует Никоновская летопись в статье под 1155 г.: «…и кто убо не возлюбитъ Киевского княжения, понеже вся честь, ï слава, и величество, и глава всмъ seмлeмъ Рускимъ Киевъ и отъ всхъ дальнихъ многихъ царствъ стицахуся всякие человцы, и купцы, и всякихъ благихъ от всхъ странъ бываше в немъ» (ПСРЛ. Т. 9. С. 202). Древний Киев в границах кон. X — нач. XI в. («град Владимира»). Фрагмент макета. Д. П. Мазюкевич. 1968 г. (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») Древний Киев в границах кон. X — нач. XI в. («град Владимира»). Фрагмент макета. Д. П. Мазюкевич. 1968 г. (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») В кон. Х - нач. XI в. сформировалась основная топографическая структура древнего К.: защищенный валами Верхний город на Старокиевском плато и внизу, на берегу Днепра,- Подол, торговый и ремесленный район с гаванью, где была сосредоточена большая часть населения К. Вокруг этих районов развивалась древнекиевская околица (Печерское плато, горы Щекавица и Хоревица, Дорогожичи, Кудрявец, Оболонь) с княжескими и пригородными селами, со сторожевыми заставами, с мон-рями (Берестово, Угорское, Предславино, Китаево, Дорогожичи и др.). Все они были ориентированы на город с его столичными функциями и составляли единую киевскую агломерацию. Эта структура усложнялась: отдельные части добавлялись, иногда меняли свои функции или отмирали, но главные черты древнего города сохранялись вплоть до 30-х гг. XIX в., основная линия градостроительного развития К. продолжается и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Как можно припомнить все они более или менее, различны между собою в изложении того или другого акта. В списках крещального чинопоследования, и греческих и славянских, времени следующего за VIII – IX вв. и до самого XVII века, – мы находим тоже самое, т. е. не видим еще однообразного характера в совершении крещальных актов и в изложении крещальной прочности чина. – Объяснение этого факта в практике греческой церкви очень простое и именно тоже самое, на которое мы указали при общем обозрении первой стороны внутреннего развития крещального чина. Как в том случае, так и теперь мы считаем совершенно справедливым утверждать, что в восточной церкви для крещального чина не было первоначальной однообразной его редакции благодаря обширности территории церкви он сразу явился в нескольких редакциях, более или менее различных между собою в изложении тех или других частностей. Эти различные редакции, как разнящиеся между собою только в частностях, долгое время не теряли в греческой практике своего значении, да и не могли потерять, особенно там, где они впервые, появились. Сверх этого, впрочем разнообразие греческой практики в рассматриваемом нами отношении могло иногда иметь своим началом и тот факт, что переписчиками с течением времени, по требованию обстоятельств, вносилось в крещальный чин кое-что новое, отличное от других его редакций. В русской же церкви рассматриваемый факт главным образом объясняется уже указанным нами выше заимствованием из греческой практики. Но так как и в этом случае – и в области совершения (в собственном смысле) крещения и в изложении его чина – мы иногда встречались с особенностями, не имеющими для себя, аналогичных, фактов в греческой практике, то такие не многие особенности не будет странным признать чисто русскими, самобытными в русской практике. При этом, такие факты отступления русской практики в области совершения крещения, как мы заметили в самом исследовании, главным образом обусловливаются неведением некоторых русских, совершителей этого таинства 2093 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В.Д. Лихачева Очерки истории и теории изобразительных искусств Содержание Вступление I. Искусство IV–V веков II. Искусство VI–VII веков III. Искусство времени иконоборчества (726–843) IV. Искусство «Македонского возрождения (IX–X вв.) V. Искусство XI–XII веков VI. Искусство первой половины XIII века VII. Искусство палеологовского времени (1261–1453) Заключение Основная литература     Вступление Византийская культура – неотъемлемая часть европейской культуры средних веков. Термин «средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI столетия основу понятия «средние века» составляло противопоставление их, с одной стороны, «античному миру», а с другой – «новому времени». Такое значение этого термина сохраняется и до сих пор. Как и те, кто впервые его ввел, мы применяем понятие «средневековье», имея в виду историю стран и народов Европы. Марксистская историография видит в средних веках эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, рубежом между древностью и средневековьем считает крушение рабовладельческой Римской империи. В эпоху феодализма византийская культура жила теми же основами, что и западноевропейская. Общность религии – христианства – объединяла Западную и Восточную Европу. Религия в средние века приобрела всеохватывающий характер, какого у нее не было в древности. Она стала не только философией, но и системой права, политической доктриной, моральным учением. Христианство, сначала разрешенное, а вскоре и признанное императором Константином (ок. 285–337) как официальная религия всей Римской империи, вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство. Его развитию содействовал и перенос столицы из Рима в город Византий. Но с разделением империи на Восточную и Западную ее искусство в каждой из частей стало приобретать самостоятельный характер. В то время как после разделения единой Римской империи восточные ее области процветали, западные приходили в упадок и вскоре надолго были завоеваны варварскими – языческими племенами. Искусство, создававшееся этими кочевниками, было в основном прикладным, орнаментальным по своему характеру. Только в 756 году Пипин Короткий, оградив Рим от лангобардов, приостановил переселения варварских народов. С образованием в Западной Европе новых государств и с распространением в них христианства стала развиваться монументальная архитектура, появились храмовые росписи, расцвело искусство книжной миниатюры. При этом за образцами художники обращались к византийскому искусству. На одно из первых мест в это раннее время выдвинулось творчество отдаленной Ирландии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Идея нотировать высоты на горизонтальных линейках возникла в средневек. церковно-муз. дидактике. Первые реализации этой идеи отмечаются в трактатах кон. IX в. «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» (авторов обоих трудов чаще всего условно именуют одним именем - Псевдо-Хукбальд, в последние десятилетия как возможный автор обоих рассматривается Хогер, аббат мон-ря Верден). В качестве ключей (расположенных слева от линеек) в нотных примерах трактатов выступают особые знаки т. н. дасии (daseia), а на самих линейках или между ними располагаются слоги распеваемого текста. Дасийная нотация, совмещающая в себе разные графические принципы, причисляется к типу смешанной Н. К тому же типу относятся ноты в анонимных рукописях XI в. с 2 (и более) линейками без к.-л. ключей, между линейками строго диастематически выписаны обычные невмы. Невменно-линейную систему Н. впервые описал Гвидо Аретинский («Правила в стихах», прозаический «Пролог к Антифонарию»). Он же предложил использовать в качестве ключей звукоступени F и С (в оригинальной терминологии Гвидо «родственные», или «подобные», ступени; подразумевается родство модальных функций). Полностью принципы линейной Н., в которой стало возможным однозначно указывать межзвуковые интервалы, сложились в системах квадратной нотации (с XII в.) и готической нотации (нем. Hufnagelschrift, XII-XVI вв.). Названные системы предназначались преимущественно для записи традиц. церковной монодии, но также и для новосочиненных монодических распевов Хильдегарды Бингенской , музыки менестрелей (напр., трувера Готье де Куэнси, известного автора паралитургических песен во славу Богородицы), испано-португ. кантиг, итал. лауд и др. паралитургических жанров. В результате интенсивного развития полифонии в парижской школе Нотр-Дам была выработана модальная нотация (2-я пол. XII-XIII в., на основе графики квадратной Н.), в к-рой впервые в истории музыки наряду с высотой звука последовательно фиксировался ритм и метр («перфектный», трактовался с позиций христ.

http://pravenc.ru/text/2577971.html

опустел после прихода аваров (586-587). Археологи показали, однако, что город выжил и до сер. VII в. оставался важным центром Византии (затем его захватили болгары, вскоре изгнанные имп. Константом II Погонатом (641-668)). Но полного запустения опять не произошло - археологи обнаружили следы ремонтов мн. зданий (дом севернее перибола, трибунал) и нового скромного строительства в нач. VII в., хотя это и было временем упадка К. Труднее выявить развитие кладбищ и большие вертикальные планировки. Нек-рые храмы на зап. террасе исчезли, юж. стоя частично разрушена, как и центральная лестница; верхняя агора утратила архитектурную монументальность, а ее зап. части заняли кладбище и каменоломня. В сер. VII в. на месте дорического храма рядом с агорой с использованием сполий была построена небольших размеров 3-нефная базилика с нартексом, граненой апсидой и пастофориями, прежде не встречавшимися в К. Над источником Лерна в VII в. строится парекклисион агиасмы. Не позднее кон. VII в. дом севернее перибола разрушился, и даже руины успели зарасти, однако нижняя агора и базилика Лехейон еще функционировали. Кладбищ этого времени в центральной зоне или рядом с ней отмечено не менее 7: в зап. конце юж. стои и в юж. краю зап. торговых рядов; внутри и северо-восточнее Пирены; в юго-вост. части юж. базилики. В IX в. они появились вокруг бемы, в сев. конце зап. террасы, на месте храма E и вокруг него, в районе полукруглой постройки и в вост. конце сев. рынка. Отдельные могилы известны у базилики Юлия, перед юго-восточным зданием, западнее храма Аполлона и др. Погребения не отличаются от более ранних: имеют черепичные перекрытия и обычно носят семейный характер. Известны 2 сводчатых сооружения, но они более поздние (использовались до XIII-XVI вв.). C сер. VII и в VIII в. жизнь в городе опять наладилась, хотя слои почти не содержат монет 668-802 гг., в то время как до и после этого периода нумизматический материал обилен. Это, вероятно, можно объяснить общим упадком экономики Греции. Амфора.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

В.Г. Карцовник указывает на существование двух тенденций в развитии музыкального оформления богослужения в раннехристианский период. Первая проявила себя в приспособлении канонических текстов к иной языковой среде в целях обращения (привлечения) прежних язычников. Реализация этой задачи связывалась с переводом Ветхого Завета (с еврейского) и использованием специфической речитативной традиции воспроизведения священных текстов – псалмодирования. Ко второму направлению автор относит гимнографию (сочинение гимнов), «результат свободного (в определенной мере) музыкального творчества, опиравшегося как на библейскую традицию, так и на поэтическое наследие античного мира» 213 . Гимнографическая традиция преобладала в практике Восточной Церкви (греческой, сирийской, коптской, грузинской) с первых веков христианства. Целый ряд гимнов возникает во II–V вв. и в древних латинских обрядах (в качестве общеизвестного примера сошлемся, хотя бы, на Te Deum, авторство которого долгое время приписывалось св. Амвросию Медиоланскому ). В дальнейшем, однако, пути музыкального оформления литургии на Западе и Востоке разошлись, чему в немалой степени способствовали упразднение Западной Римской империи Одоакром в 476 году и распад некогда единого организма на примитивные государственные образования, управлявшиеся племенными вождями (герцогами) и военными предводителями – конунгами («королями») пришлых «варваров». В условиях запустения некогда блестящих городов и массового оттока населения в сельскую местность авторская поэзия, лишившаяся большинства своих слушателей (и тем более – читателей, весьма немногочисленных даже в эпоху расцвета Римской империи), попросту перестала существовать как сколько-нибудь востребованная социальная практика. Все это не могло не привести к господству псалмодии: принцип интонационно-синтаксического параллелизма во многом роднил ее с образцами фольклора пришлых варваров, словесно-музыкальное творчество которых еще долгое время после падения Римской империи не ведало ни поэтического метра, ни осознанного авторства. Так, образцы авторской эпической поэзии на народных языках появляются в Западной Европе лишь к концу раннего средневековья («Песнь о Роланде» на старофранцузском, X в.) или даже в пору т.н. «Высокого» средневековья («Песнь о нибелунгах», «Кудруна» на средневерхненемецком, XIII в.). Именно в указанных авторских поэтических произведениях мы можем наблюдать следование жесткой метрической схеме (т.н. «эпическому девятисложнику» в «Песне о Роланде», «нибелунговой строфе» в «Песне о нибелунгах» и т.д.) 214 . Заметим, что даже в образцах словесности более раннего периода, например, в «Песне о Людвиге» (IX в.) присутствует метрически неупорядоченный аллитерационный стих, что делает проблематичным отнесение этого образца ранней литературы на одном из предков современных германских языков (рейнско-франкском диалекте) к явлениям авторской поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010