Основу экономики составляли развитое земледелие и скотоводство. Жители индских поселений были знакомы и со многими ремеслами: гончарным делом, ткачеством, металлургией и т. д. Регион поддерживал постоянные торговые связи с другими областями Др. Востока: Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Причины, по к-рым в нач. II тыс. до Р. Х. хараппская цивилизация прекратила свое существование, в точности неизвестны. В качестве гипотез в науке выдвигались версии о негативных последствиях нерационального ведения хозяйства, череде стихийных бедствий, неких политических событиях, неизвестных нам, и т. д. Ведийская эпоха (2-я пол. II - сер. I тыс. до Р. Х.). Название периоду дали Веды - основной источник по истории этого времени и древнейший памятник культовой лит-ры И. Ведийскую эпоху условно делят на 2 периода. Сведения о ранневедийском периоде (XIII-X вв. до Р. Х.) содержатся лишь в наиболее раннем из текстов - Ригведе. В ранневедийский период происходили проникновение полукочевых племен ариев на территории Индостана и их продвижение, гл. обр. на восток. В поздневедийский период (IX-VI вв. до Р. Х.) эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни, усложнилась их социальная и имущественная дифференциация. К сер. I тыс. до Р. Х. сложились предпосылки для зарождения государственности на севере И. Продвижение племен индоариев в глубь субконтинента сопровождалось усилением их влияния на аборигенов, т. о. создавались предпосылки для формирования в будущем классической инд. культуры. Барельеф из Бхархута. Ок. II в. до Р. Х. (Индийский музей в Калькутте) Барельеф из Бхархута. Ок. II в. до Р. Х. (Индийский музей в Калькутте) Веды и более поздние прозаические сочинения дают представление об обширном пантеоне ариев и их сложной ритуальной практике. Ядро пантеона составляли: Агни , бог огня, главного элемента всех ведийских жертвоприношений, бог-посредник между миром людей и миром богов; Индра - бог-воин, бог-герой и Сома - божество священного напитка (родственное иран. Хаома ). Кроме того, в пантеон входило мн. др. богов, в т. ч. Митра и Варуна , божественные близнецы Ашвины, боги, связанные с природными явлениями. Угощение для богов бросалось в жертвенный костер, с дымом к-рого, как считалось, дар достигал жилища богов на небе. Обращенные к богам призывы в ведийских гимнах содержат просьбы о приумножении стад, о победах в битвах с врагами, о многочисленном потомстве. По ведийским текстам восстанавливаются и нек-рые мифологические сюжеты. Одним из центральных был космогонический миф о победе громовержца Индры над змееподобным демоном Вритрой , в результате которой в мире был установлен порядок (подробнее см. в ст. Ведийская религия ). В поздневедийский период формируется ряд идей, получивших дальнейшее развитие в системе индуизма,- доктрины кармы , сансары и т. д.

http://pravenc.ru/text/389577.html

В результате нашей типологизации можно охарактеризовать динамику архитектурно-литургического развития пещерных церквей Горного Крыма следующим образом. На первом этапе (храмы класса I) пещерные церкви строились отчасти по образцу наземных (например, триконхи). Вероятно, образцом при этом служили храмы Херсонеса, такие как базилика Крузе или мемориальный «четырехапсидный» храм (учтем также большую близость декорации темплонов из Херсонеса и Протесис (точнее, помещение для приготовления Св. Даров) в таких храмах если и существовал, то располагался вне храма. Памятники класса I (с выступающим темплоном или триконхи) могли строить от VI до IX-X вв. когда использование протесиса имело еще достаточно свободный характер. Поздний этап развития этого типа совпадает с появлением типа II.1, чья архитектурная форма уже не архаична и близка к поздним типам. Протесис здесь оформляется в виде ниши или столика в северном плече восточной стены, как это имело место, например, в пещерных храмах Каппадокии (Teteriatnikov, 1996). Очень быстро (что объясняет небольшую распространенность типа II.1), по крайней мере, уже к началу XIII в., протесис переходит, как и повсюду в Византии, в алтарную часть. Дальнейшее подчеркивание значение протесиса порождает необходимость увеличить занимаемую столиком протесиса площадь – возникает зона алтарного протесиса: два углубления перед темплоном и восточной стеной в северной (сам протесис) и в южной (сиденье) стенах алтаря. При этом оба варианта размещения протесиса (типы II.2 и II.3) какое-то время сосуществуют (по меньшей мере – в XIII в.). В дальнейшем в связи с окончательным формированием и обособлением протесиса он создает себе отдельный компартимент, свою собственную, с алтарем лишь сообщающуюся, апсиду с собственной дверью в наос (тип II.4); отсюда уже недалеко до современного «трехдверного» алтаря, имеющего деление на собственно алтарь, протесис и диаконник. Такой тип пещерного храма появляется в XV в., перед самым концом независимой греческой государственности в Горном Крыму. Географическое распределение типов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Но город — это не застывшее явление, а живой организм. Город живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в XII-XIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена — в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств. В Западной Европе центром средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой располагался собор, а в городах с самоуправлением — площадь, на которой находилась ратуша. Средневековый город до XIV в. сохранял тесную связь с деревней, т.е. с теми местами, из которых вышли многие его жители. За стенами города, а затем и за стеной предместья простирались поля, пастбища, огороды, принадлежащие горожанам и являвшимся существенным подспорьем в существовании. С эволюцией города, с ростом производства стены начинали мешать городской жизни. Они определяли всю архитектонику самого города. Улицы средневекового города были настолько узки, что по ним мог проехать только один экипаж. В первом периоде развитого феодализма (IX-XI вв.) существовало правило — улица города не должна быть шире длины копья. В Западной Европе ограниченность территории определяла характер архитектуры средневекового города. От ширины улицы зависела архитектура домов. Дома были двухэтажные (редко трехэтажные), и при постройке второй этаж, как правило, нависал над первым и над улицей. Город рос не в ширину, а вверх, поэтому улицы средневековых городов были не только узкими, но и очень темными. Ночью по ним лучше было не ходить, несмотря на редкое и скудное фонарное освещение. Первоначально дома были деревянные и в городах часто случались пожары. К концу развитого феодализма перешли к каменному строительству. Улицы не только не мостились, но и постепенно покрывались отходами, которые выбрасывались прямо из окон домов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441076/

Со временем в зап. традиции развивается интерес не только к логическим сочинениям А., но и к др. его текстам. Важная роль в этом принадлежит переводам с араб., осуществленным, в частности, толедской школой, возникшей в XII в. при дворе еп. Раймунда. Посредническую роль в передаче античного наследия арабам сыграли сир. несториане. Расцвет переводческой деятельности в араб. мире приходится на VIII в. при династии Аббасидов . Первые переводы на араб. (с сир.) язык были сделаны сир. врачами из Гундешапура, где существовала несторианская школа. После закрытия имп. Юстинианом в 529 г. языческих школ в Месопотамию (в Карры?) переселились афинские неоплатоники, школа к-рых (см. Афинская школа платонизма ) продолжала существовать до X в. Это обстоятельство повлияло на понимание аристотелевского учения первым крупным араб. аристотеликом аль-Кинди (ок. 800 - ок. 873). В IX-X вв. выдающимися переводчиками А. были Хунайн ибн Исхак (IX в.) и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. в 911). Последний перевел «Категории», «Об истолковании», его перевод «Органона» позднее считался образцовым. Аль- Фараби (ок. 870-950/51), «второй учитель» (после самого А.), занимался аристотелевской логикой, развивал политические идеи Стагирита. Ибн Сина (латиниз. Авиценна) (980-1037), «князь философов, третий учитель», оказал огромное влияние на последующее развитие аристотелизма своими неоплатоническими по духу (учение об эманации и провидении) парафразами сочинений А. Книга аль- Газали (1059-1111) «Стремления философов», в к-рой с целью последующего опровержения излагались взгляды А., была переведена в сер. XII в. на лат. и парадоксальным образом стала на Западе популярным учебником аристотелевской философии. Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс) (1126-1198), «Комментатор», оставил свои толкования (комментарии и парафразы) на все сочинения А. (за исключением оставшейся недоступной арабам «Политики»). Важным звеном между араб. аристотелизмом и рецепцией А. на лат. Западе была евр. средневек. философия. В 1161 г. появляется соч. «Возвышенная вера» Авраама бен Давида из Толедо, в к-ром с позиции аристотелизма критикуется неоплатоническое учение Ибн Гебироля . В естественнонаучной («подлунной») части своей системы евр. средневек. философ М. Маймонид (1135-1204) опирается на учение А. и комментарии к нему Авиценны. «Путеводитель блуждающих» Маймонида был переведен на лат. язык по заказу имп. Фридриха II . С евр. рецепцией А. Запад познакомился к XIII в.

http://pravenc.ru/text/АРИСТОТЕЛЬ.html

Притом в торговых городах по Днепру и другим рекам равнины и пришельцы-варяги и сами туземцы-славяне вступали в такие условия и отношения, которые в этих городах возникали впервые и потому не могли найти себе готовых норм ни в варяжском, ни в славянском юридическом обычае. В IX в. варяги в этих городах сделались господствующим классом, по крайней мере наиболее видным его элементом, в начале Х в., при Олеге, клялись богами подвластных им славян как своими, посредством византийской службы и торговли стали проводниками византийских юридических понятий и обычаев в городское население Киевской Руси, внесли в её управление и право несколько своих административных и юридических понятий вместе с терминами ябетник, тиун, гридь, вира, с княжения Игоря явились первыми проводниками христианства на Руси, при язычнике Владимире дали ей первых христианских мучеников из своей среды, а в эпоху составления Русской Правды их недалёкие ославянившиеся потомки смотрели на единоплеменников своих, на новопришлых варягов, молившихся по-католически, как на некрещёных чужаков, «варягов, крещения не имеющих», по выражению одной из редакций Русской Правды. В таком составе дошёл русский закон до кодификаторов Русской Правды. В русском законе отразился быт, сложившийся в русских торговых городах IX – XI вв. Он имел отдалённые корни в народных языческих обычаях варяжских и славянских; но эти корни под разносторонними влияниями получили такое развитие, так обросли новыми бытовыми образованиями в два века совместного жительства и племенного слияния рассеянных по русским городам варягов с туземцами славянами, что представляли уже особую бытовую формацию, отличную от древнего народного обычая, ещё державшегося в сельском славянорусском населении и, может быть, кой-где в Скандинавии. Русская Правда, воспроизводя действующее право Руси своего времени, имела в виду этот новый бытовой склад высших городских классов, отмечая черты народного обычая только по связи его с этим складом в виде сословных особенностей или насколько последний посредством землевладения и торгового общения соприкасался с народной сельской средой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Нек-рые останки могут быть истолкованы как человеческие жертвоприношения. Вместе с телом мужчины (вероятно, он был задушен веревкой) из Галаха, гр. Голуэй, найденным в 1821 г. в болоте, обнаружены 2 заостренных кола. Как жертвоприношение интерпретируют захоронение женщины с младенцем из Дерримакирка, гр. Роскоммон: на ее бедрах лежал тяжелый камень. Возможно, заживо похоронили и женщину в ритуальной ограде в Каррахе, гр. Килдэр. Н. Ю. Живлова Раннесредневековые поселения. В эпоху бронзового века возникают т. н. кранноги ( древнеирл. кранн «дерево») — жилища на искусственных островах посредине озёр (Баллиндерри, гр. Дерри/Тайрон; Нокналаппа, гр. Клэр). Их сооружение на озерах (реже реках или море) было связано с традицией обитания на небольших островах, дающих защиту от врагов и облегчающих добывание рыбы и дичи. Нижняя граница кранногов простирается до каменного века, когда естественные островки у берега, на мелководье и в болотах использовали в основном для промысла. Позднее на тех же местах возникали средневек. кранноги — искусственные сооружения с бревенчатыми жилищами на сваях, обнесенные одним или двумя рядами частокола. Много кранногов обнаружили при дренажных работах в XIX в. в сев. районах И., по рекам Шеннон и Эрн, на изолированных озерах в зоне друмлинов. В центральных районах, особенно на западе страны известны каменные кранноги (датировка не определена). Не смотря на то, что основной период строительства «настоящих» кранногов приходится на VI–VII вв., близкие им структуры строили в И. задолго до этого. Они крайне важны для археологии страны, так как отражают развитие ее населения (часто на одном и том же месте) от эпохи к эпохе, позволяют точно датировать каждую стадию благодаря исключительной сохранности органических материалов. Мойна-Лох (гр. Мит) — один из кранногов, имеющих наиболее длинную и последовательную историю обживания: от мезолита (небольшая площадка из гальки, камня, укрепленная камнем в эпоху бронзы — род рыболовецкой и охотничьей стоянки) до искусственного острова (не ранее 748; длина до 50 м) из уложенных слоями камня, торфа, галечника и хвороста с более поздним частоколом и круглым домом (ширина 11 м). На кранноге жили до IX в., но посещали и позже (находки XIII–XIV вв.,  XIX в.). Кранног на оз. Лох-Эскра (гр. Тирон) уже в бронзовом веке четырежды расширяли, добившись сложной планировки. Кранног на оз. Лох-Гара (гр. Слайго) заселялся трижды: в позднем бронзовом веке (использовали как мастерскую), в переходный период к раннему железному веку и в самом начале раннего средневековья.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

306 Как это объяснить? По нашему мнению, неверным расположением древних иерусалимских песнопений, произошедшим из-за заимствования инородного Херувикона в литургию Святого Града. В начальной структуре иерусалимской литургии находились два последовательных песнопения: одно во время чина умовения рук, а другое, Sanctificatorum (cantus), на Великий вход. В некоторых случаях византийская Херувимская использовалась как последнее песнопение, например, в воскресные дни Великого поста по грузинскому лекционарию. Ко времени написания Stavrou 43, однако, Херувикон (или гимн ντ το χερουβικο) используется в литургии не вместо, а в дополнение к родному иерусалимскому гимну предложения или ες τ για, а Manuum lotionis (cantus) исчезает. 307 Таким образом, вместо изначальной иерусалимской структуры (левая колонка), мы находим следующее: Исконное иерусалимское последование Stavrou 43 – Евангелие – Евангелие – [литания] – [литания] – Manuum lotionis (cantus) – Sanctificatorum (cantus) – отпусты – отпусты – Sanctificatorum (cantus) – Херувикон или кант ντ το χερουβικο То же самое развитие заметно в иерусалимском кодексе Петербург 44 (IX в.) из Синая, изданного под редакцией Тибо. 308 Эта рукопись содержат шестнадцать собственных вариантов состава литургии оглашенных ИАК: восемь для воскресных дней, согласно восьми гласам; другие для различных праздников святых и т. д. Все кроме двух представляют следующую структуру: – Евангелие – [литания] – кант – отпусты – песнопение Великого входа Первое песнопение, называемое στιχηρν ες σναξιν в воскресеном варианте гласов 2 и 4, соответствует ες τ για (Sanctificatorumm) Stavrou 43, к которому также относится последний как στιχηρν ψαλλμενον ες τν λετουργαν 309 термин, синонимичный στιχηρν ες σναξιν по списку Петербург 44. 310 Мы увидим тот же самый процесс в действии, если сравним чин грузинской ИАК в ранних и позднейших кодексах. Например, в списке Graz 4 (X в.) и Тбилиси A 86 (XXI вв.) мы находим перед отпустами диаконское приглашение, сопровождаемое, как ожидается, песнопением обряда умовения рук. Кодекс Тбилиси A 86: Диакон: Воспоем в мире. И они говорят [кант] умовения рук. Диакон: Да никто из неудостоенных... [отпусты] И они говорят Святых [ Sanctificatorum]. 311 Кодекс Graz 4 дает тот же самый чин за исключением того, что рубрика после отпустов, упоминающая перенесение даров, не указывает при этом сопровождающего песнопения. 312 Однако мы можем предположить, что именно имелось ввиду, так как это содержится во всех других источниках. Позднейший список Borgia 7 (XIII–XIV вв.) содержит следующий чин: In pace Christi cantate. В мире Христовом воспойте. Cantor dicit cantum introitus sanctorum. Певец воспевает входной гимн святых Daconus: Nullus catechumenorum ... Диакон: Да никто из оглашенных... Певец: Аллилуйя. Здесь также гимн Великого входа (Sanctificatorum) поется вместо гимна на lavabo, а на перенесении даров исполняется аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Виталия, с которыми она стоит в близкой, ясно ощутимой связи. Напротив того, древнейшие мозаики церквей Равенны V и начала VI столетия мало находят себе взаимное объяснение в миниатюрах кодекса Евангелия Рабулы и Россанского Евангелия. Мы не должны, поэтому, останавливаться на одном голом факте, что парадные Библии каролинговой эпохи ведут свое происхождение от древнехристианской иконографии, равно как вопрос о византийском влиянии на их внешнюю сторону далеко не столь важен, как анализ их собственной оригинальности. Библейские иллюстрации ватиканского Кодекса Христины и лицевых греческих Библий XII и XIII столетия, несомненно, воспроизводят в значительной степени древнейшие образцы, но оригинальные картины первого и многочисленные подражательные миниатюры последних имеют свое собственное историческое бытие, свой особый, отмеченный духовным развитием их века смысл. Не имеет ли своего значения, что книги пророческие и легендарные Библии или вовсе не были избираемы для иллюстрирования их миниатюрами, или же в парадных, подносных экземплярах представляют нам только монументальные фигуры пророков, и притом все подобные кодексы не восходят ранее Х в. (не исключая, между прочим, и туринского списка)? Тогда как Псалтырь, неизвестная ранее VIII–IX столетий в истории миниатюры, приобретает с этого времени также обширное, народное значение и через посредство множества иллюстрованных списков, в которых ясно выделяются две редакции, переходит во все сферы средневекового западного и восточного искусства, вытесняя оригинальные попытки иллюстрации на Западе. В смутную эпоху Византии, в конце XII века и в XIII стол., приобретает особую популярность Книга Иова с толкованиями и многочисленными иллюстрациями, которые развивают чрезмерно древнейшую грубо реалистическую редакцию. В pendant на древние лицевые Библии, в X–XI вв. является подробная иллюстрация Евангелия, в которой каждое событие Нового Завета, иногда каждая строка евангелиста, иллюстрируется шаблонным рисунком. В подобных кодексах, равно как в Евангелиях с изображениями четырех евангелистов, с пестрой орнаментацией канонов Евсевия, поздневизантийская эпоха проявила все свое техническое умение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Разделение Г. я. на древне-, средне- и новогреч. имеет прежде всего историко-политическое, а не историко-лингвистическое значение ( Белецкий А. А. Проблемы греч. языка визант. эпохи//Античная культура и совр. наука. М., 1985. С. 189-193). С позиции собственно языковой истории особым состоянием Г. я., не имевшим аналога в др. языках, является его развитие в визант. эпоху, когда помимо сохранявшихся и вновь создававшихся текстов на древнегреч. языке в нем тесно переплетались и непосредственно соседствовали в одном тексте черты древнегреч. периода (от гомеровских форм и лексики до вариантов Г. я. первых веков по Р. Х.) и новые черты, к-рые начали формироваться еще до Р. Х. и сложились в систему уже в новогреч. языке. Возникновение Г. я. Отделение греч. (эллинских) протодиалектов от остальных индоевроп. относится приблизительно к III тыс. до Р. Х. На рубеже III и II тыс. до Р. Х. протогреч. племена появились на Балканском п-ове, распространяясь, видимо, по 2 направлениям. С юга Балканский п-ов и близлежащие острова, где давно обитали неиндоевроп. и индоевроп. племена, заселяли ахейцы, позже с севера пришли племена, объединяемые под названием «дорийские». Высокоразвитая цивилизация на о-ве Крит была в основе неиндоевроп., она оказала влияние на культуру ахейцев, к-рые заимствовали у критян их слоговую письменность (результатом чего явилось «письмо А», до сих пор не дешифрованное, и более позднее, дешифрованное, «письмо Б»), политическую организацию, зачатки ремесел и искусства. Микенской или крито-микенской называется культура наиболее развитого в XIII-XI вв. до Р. Х. ахейского гос-ва. Крито-микенские тексты на глиняных разлинованных табличках («линейное» письмо) дают основание считать это время началом истории Г. я. Образование греческих диалектов В кон. II тыс. до Р. Х. происходила миграция племен, живших на территории Европы и на севере Балкан. Часть племен, населявших север Балкан, устремилась на юг. Среди них были и дорийцы, стоявшие на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы. В результате дорийского нашествия и, возможно, каких-то стихийных бедствий ахейская культура почти полностью погибла. В XII-IX вв. до Р. Х. на востоке греч. мира развивались ионийские диалекты малоазийского побережья, части островов Эгейского архипелага и Аттики. Диалект Аттики скоро выделился в самостоятельный. Центральные и отчасти вост. племена были носителями эолийских диалектов (о-в Лесбос, прилегающее побережье М. Азии, а также Фессалия, Беотия на Балканах). Отдельную группу составили дорийские диалекты Пелопоннеса и близкие к ним диалекты сев.-зап. части Эллады. Все эти диалекты сыграли большую роль в формировании языка греч. словесности. Архаический и классический периоды

http://pravenc.ru/text/166467.html

Но существует еще огромное разнообразие решений в способе размещения молитв по отношению к началу κολουθα-последования. D)=Эта группа рукописей очень интересна для истории богослужения. Здесь молитвы были размещены внутри κολουθα – последования монастырского, и им предшествовали ектении. Нынешний Евхологий, относящийся в сушности к типу С), как мы сказали, содержит и располагает еще ектении и возгласы молитв, согласно одной рукописи этой группы D). Но трудно найти две рукописи этой группы, дающие одинаковое распределение молитв внутри службы. Это хорошо показывает, насколько велики были трудности при желании приспособить соборный Евхологий к монастырской службе. Ни одна из рукописей группы D), которые нам известны, не была напечатана. Это, дейсвительно, мертвая ветвь в развитии Евхология. Внутри этих главных четырех групп мы введем еще три второстепенные группы. Они характеризуются: a. =отсутствием евангельской молитвы b.=положением молитвы после это предполагает чтение Евангелия после Слава в вышних, как это имело место в соборах; c. =положением на теперешнем месте, т.е, после молитвы Мы придаем столь большое значение евангельской молитве, как критерию классификации, потому что ее введение в Утреню и место, на которое она была введена (указывая, очевидно, на место самого Евангелия), являются более надежными точками отправления, чем рубрики самих молитв, часто к тому же неполных или отсутствующих. А) КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЕВХОЛОГИЙ: « Εyxai Εωθιναι» Рукописи Аа): без евангельской молитвы 1 . Барберини 336 (VIII-IX вв., из Южной Италии) (Веч. А; Полунощн.) 193 : Таблица III Схема молитв зари: =1-ая молитва ωθιν (на заре) =2-ая » « =3-ья » » =4-ая » « =5-ая » » =6-ая » « =7-ая » » =8-ая » " =9-ая « » к Пс.50 =10-ая « » к Хвалите ( Пс.148–149–150 ). Слава в вышних, трисвятое 194 , вход, прокимен, ектения, «ектения» оглашенных 195 . [XII]=молитва оглашенных. [XII]=молитва оглашенных. [XIII]=1-ая молитва верных. [XIV]=2-ая молитва верных. =молитва-аполусис (отпуст). =(главопреклонная) без заглавия, после призыва диакона преклонить главы. 2 . Гроттаферрата Г β VII ( ΙΧ– Χ вв.) (Веч. С): а. отсутствует упоминание трисвятого и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010