«Современный научный взгляд, – писал он, – разрушил старое представление об образовании феодализма на развалинах Римской империи, в качестве немедленного следствия германского нашествия. Теперь твердо установлено, что феодализм выработался гораздо позднее. Он вышел готовым лишь из социального кризиса, последовавшего за распадением монархии Карла Великого... Появление на исторической сцене германцев, само по себе, не могло породить феодализм. Зародыши феодализма в франкской Галлии надо искать в Римской империи, а условия их развития – в той комбинации исторических факторов, которая слагалась в жизни Европейских народов от V-ro до IX-X вв.» (Ив. Гревс. Феодализм. – энциклопедический словарь. Т. 35. Спб., 1902, с. 504). Гревс не эмигрировал из России и скончался на родине в 1941 г. У него было много учеников, и среди них О. А. Добиаш-Рождественская, автор замечательного труда «Церковное общество Франции в 13 веке», за который она, первой из женщин в России, была удостоена степени магистра всеобщей истории, а также историк-медиевист, религиозный философ и патролог Л. П. Карсавин, высланный в 1922 г. за рубеж, присоединившийся в эмиграции к евразийцам и арестованный, после включения Литвы, где он тогда жил, в состав Советского Союза. Карсавин скончался в каторжном лагере в Сибири в 1952 г. В молодости он опубликовал такие работы по медиевистике, как «Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков» и «Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно, в Италии». В эмиграции им написана книга «Философия истории», главная мысль которой заключается во всеединстве, сотворенного Богом, мира, участником которого является и человечество в его истории. Ученик Виноградова Д. М. Петрушевский, как и И. М. Гревс, остался на родине, где и скончался в 1942 г. Его главные труды – «Восстание Уота Тайлера», «Очерки из истории английского государства и общества в средние века», «Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века» – написаны были до революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вахитовский район. Кремль. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Кремль. Не действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 1555. Архитектор:Постник Яковлев, И.Ширяй Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль. Координаты: 55.796713, 49.108008 Проезд:По улице Кремлевской до ворот Спасской башни, на метро - до станции " Кремлевская " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. Благоприятные природно-географические условия данной местности издавна привлекали внимание первобытных обитателей края. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак. Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и др. свидетельствуют об освоении этой местности и в эпоху бронзы. Появление в VIII на Средней Волге болгарских племен неразрывно связано с дальнейшим развитием истории данного региона. В IX-X вв. в районе вдоль русла р.Казанки идет процесс формирования оседлых поселений, в том числе и древней Казани. История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже X-XI вв. и распологавшихся на северной оконечности Кремлевского холма. В домонгольский период, с XI по первую половину XIII века, Казань развивалась как военно-торговое поселение. Уже в XII веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века до первой половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.

http://sobory.ru/article/?object=17090

Др. автор, оказавшийся в центре внимания Л.,- Анна Комнина. Л. исследовал «Алексиаду» не только как исторический источник, но и как лит. памятник. С традиц. вопроса о том, из каких источников Анна черпала исторические данные, Л. перенес внимание на другой - как она эти источники перерабатывала, и убедительно показал, что метод работы Комнины как историографа во многом обусловлен лит. задачами - стремлением писательницы к «риторизации и драматизации» повествования. Анализируя «Алексиаду» как образец художественного повествования, Л. утверждал, что это целостное произведение на уровне стиля, композиции, фигуры главного героя и устойчивого образа автора. Такой подход оказался абсолютно новаторским и позволил прочитать «Алексиаду» по-новому: то, что прежде понималось как недочеты или ошибки автора, стало возможным интерпретировать в контексте ее художественного замысла. Л. осуществил филологический анализ сочинения Продолжателя Феофана (X в.) в широком контексте летописной традиции VI-X вв., к-рый позволил изменить взгляд на жанровую природу визант. историографии. Если со времен К. Крумбахера было принято считать, что историография в Византии включала 2 основные, четко обособленные жанровые формы (всемирную хронику и «высокую» историографию в античной традиции), то исследования Л. показали, что принципиальных различий между этими жанрами не существовало. Более того, «высокая» историография XI-XII вв. путем длительной эволюции выросла из всемирной хроники, и одним из промежуточных звеньев этой эволюции было именно сочинение Продолжателя Феофана (наравне с «Книгой царей» Генесия). Эта концепция была развита и обоснована в ряде работ Л., посвященных Иоанну Малале (VI в.), Феофану Исповеднику, Георгию Монаху (IX в.), Льву Диакону (X в.), Михаилу Атталиату (XI в.), Иоанну Киннаму (XII в.) и Никите Хониату (XII-XIII вв.) (Визант. историки и писатели. СПб., 1999, 20122). Л. показал, как анналистический тип повествования, подразумевающий сугубо хронологическое распределение материала, постепенно уступал место более сложным лит. приемам и разрозненные эпизоды срастались в единый рассказ, где композиционно завершенные эпизоды обретали причинно-следственные или словесно-ассоциативные связи. В целях исследования композиции хроник Л. обратился к арсеналу структурного литературоведения, что было не характерно для консервативной византинистики.

http://pravenc.ru/text/2561026.html

лит-ру XIX-XX вв. и польско-болг. лит. связи. В сравнительных исследованиях средневек. слав. лит-р Д. придавал большое значение особенностям корпуса переводных сочинений и кирилло-мефодиевского наследия в национально-региональных вариантах общей традиции. В связи с этим он критически воспринял идею Д. С. Лихачёва (творчество к-рого высоко ценил и с к-рым его связывала многолетняя дружба) описать историю правосл. слав. литературы до XVI в. (см., напр.: Лихачёв Д. С. Развитие рус. лит-ры X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 23, 28) как единое целое, справедливо усматривая в этом опасность упрощения и нивелирования значимых деталей. Деятельность первоучителей Кирилла (Константина) и Мефодия являлась для Д. отправным моментом, исходя из к-рого он рассматривал предысторию слав. письменности и начало слав. лит-ры в Болгарии, роль Болгарии в деле сохранения и приумножения их наследия, личностные характеристики солунских братьев и их культ в позднейшей болг. лит. традиции, во многом определивший ее самобытный облик, гуманистические аспекты деятельности конкретных носителей и реализаторов кирилло-мефодиевских принципов. Особенно это касается книжников т. н. «золотого века» древнеболг. лит-ры (кон. IX-X в.), и в первую очередь Климента Охридского (КМЕ. Т. 1. С. 585-586). Различным аспектам этой проблематики посвящены мн. работы Д., опубликованные в 60-70-х гг. Значительное место в творчестве Д. занимала лит-ра Второго Болгарского царства XIII-XIV вв., в т. ч. сочинения патриарха Тырновского св. Евфимия и связанная с ним лит. школа, а также деятельность его учеников и последователей в период завоевания страны османами. В многосторонних проявлениях культурной жизни Болгарии сер.- 2-й пол. XIV в. Д. прослеживал в лит-ре и искусстве процесс взаимопроникновения накопленных культурой за века традиций и новых, отвечающих современным реалиям тенденций. Большое место в творчестве Д. занимало изучение болг. лит-ры эпохи тур. владычества - от XVI в. до освобождения. В диссертации «Софийски книжовници през XVI в.

http://pravenc.ru/text/178265.html

Изучали и рядовые сельские поселения, особенно интенсивно на территории Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси. Коллектив сотрудников ГИМ, разрабатывавший историю древнерус. деревни, опубликовал 4 вып. «Очерков по истории русской деревни X-XIII вв.» (М., 1950, 1956, 1959, 1967). Была составлена карта селищ, дана их характеристика, рассмотрены сельское хозяйство, промыслы, быт. В 60-70-х гг. были изданы сводки по истории стрел, луков, колчанов ( Медведев. 1966) и др. видов наступательного и оборонительного оружия; Кирпичников в неск. выпусках «Свода археологических источников» представил по категориям большинство известных находок мечей, сабель, доспехов, шлемов, щитов, стремян, удил и т. д. ( Кирпичников. 1966, 1971, 1973, 1975), дав четкую типологию, хронологию и общую картину развития военного дела на Руси. Д. Р. а. позволила изучить домостроительство на массовом материале, реконструировать отдельные постройки и проследить их эволюцию в Сев.-Зап. Руси ( Спегальский. 1972). Раппопорт (1975) составил общую сводку жилищ на территории Руси, изучив связь их плановой схемы с изменением типа печей. Огромный материал дал Вел. Новгород. В 1980-2000-х гг. новые данные о домостроительстве IX-XI вв. принесли раскопки на Подоле в Киеве (М. А. Сагайдак). Раскопки Новгородской археологической экспедиции в Вел. Новгороде (Арциховский, Янин и др.) открыли деревянные изделия, к-рые плохо сохранились в др. городах, и новый вид письменных источников - берестяные грамоты. Благодаря сохранившимся настилам деревянных мостовых была создана надежная хроно-стратиграфическая шкала новгородских и общих для Др. Руси типов вещей. Достижения археологии в изучении древнерус. зодчества отражены в исследованиях по архитектуре древнего Киева ( Каргер. 1958, 1961), Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. ( Воронин. 1961-1962), Смоленска ( Раппопорт. 1979), в корпусе сведений по памятникам всей Др. Руси, в истории ее строительной техники ( Раппопорт. 1982, 1994). Большой вклад в изучение древнерус. архитектуры и ее белокаменной скульптуры внесли работы Вагнера (1964, 1969), восстановившего архитектурные формы и убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, храмов Владимира и Суздаля. Существенное значение для иконографически-архитектурного и историко-литургического анализа архитектуры имели труды А. И. Комеча и Т. А. Чуковой . В наст. время изучение архитектурной археологии Др. Руси продолжается в С.-Петербурге (В. А. Булкин, группа археологов под рук. О. М. Иоаннисяна в ГЭ), в Киеве (Г. Ю. Ивакин, Е. А. Архипова), в Москве (Л. А. Беляев ) и в др. городах.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Концепция школы И.Я. Фроянова органически связана с отечественной историографической традицией. В период, когда исторические исследования оставались более-менее свободными от жестокого подчинения идеологическим и политическим требованиям, образ Древней Руси в исторической науке был, прежде всего, образом страны городов-земель, вечевого народовластия, общинной самодеятельности. И.Я. Фроянов находил мужество признавать правоту дореволюционных историков тогда, когда принято было разделять историографию на «научную» и «ненаучную». В основе видения И. Я. Фрояновым первых веков русской истории лежит тезис об общинном без первобытности характере древнерусского общества XI – начала XIII в. И.Я. Фрояновым детально и всесторонне изучены общественные категории, социальные конфликты, политические учреждения, культура Руси IX–XIII вв. В предложенной И.Я. Фрояновым реконструкции исторической действительности Древней Руси современная культурная общественность получила долгожданные, непротиворечивые и многозначащие ответы на вопросы о «стартовых условиях» отечественного исторического развития и генезисе его основных черт. Вырастая из комплекса древнерусских исследований, труды И.Я. Фроянова, посвященные XIV–XV вв., закладывают основы для существенных уточнений традиционных научных представлений о социально-экономической и политической эволюции этого времени. Тесно связанный с основными темами научной деятельности и вместе с тем автономный цикл образуют разыскания учёного в области истории русского фольклора. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Действительно, тяжелый год, тяжелые потери. Главное, чтобы его ученики продолжали дело. Царствия ему Небесного! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/06/dl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМИДАИЗМ [от япон. Амида, инд. Амитабха], установившееся в европ. культуре, в т. ч. в России, название самого распространенного религ. направления в дальневост. буддизме махаяны . Название произошло от япон. транслитерации имени главного Будды для всех национальных форм и ответвлений А.- Будды Амиды. Он является центральной фигурой и главным персонажем 3 канонических текстов ( сутр ), созданных в Индии на санскрите (на к-ром его имя читается как Амитабха ) в I-IV вв. Они повествуют о небесной Стране Счастья (Сукхавати - аналог рая монотеистических религий), в к-рой родятся после смерти ревностные поклонники Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания. Согласно мифической космологии инд. буддизма, Амитабха - светоч зап. стороны вселенной. Там располагается его Чистая земля (япон. дзёдо) - место обетованное для высоконравственных почитателей Будды Запада, для получивших помощь от его безмерной силы милосердия и сострадания. Переведенные на кит. язык, эти сутры стали догматической основой школы Чистой земли (кит. Цзинту -цзун), формирование к-рой началось с деятельности Хуэй-юаня (334-416). В трудах последнего инд. идеи и принципы религ. жизни были не только опосредствованы реалиями кит. культуры, но и необычайно возвеличены заслуги и достоинства монахов-адептов культа Амитабхи (кит. Амитафо). Этих монахов предлагалось почитать так же, как императора Китая. Росту своей популярности ранний А. особенно обязан образу бодхисаттвы (просветленного существа) Авалокитешвары - идеала деятельного сострадания, отвечающего самым разнообразным чаяниям верующих, к-рого китайцы стали называть Гуань-инь и отождествлять с местной богиней чадолюбия и родовспоможения. Культ Будды Запада проник в Японию из Китая в VIII в. С IX в. он получил развитие в школе Тэндай . В ней учили постоянно твердить мантру «Слава Будде Амиде», призванную помочь следовать самым легким Путем освобождения, открыть в верующем природу Будды (абсолютное единство сущего). Обещается, что этим Путем уже в следующем рождении можно достичь Страны Счастья при помощи спасительной силы Амиды, в роли к-рой часто выступает Авалокитешвара (япон. Каннон). Японцы считают, что первым учителем А. был основоположник махаяны индиец Нагарджуна (II-III вв.), одна из глав его комментария на сутру «Десяти стадий духовного роста» (Даша-бхумика-вибхаша) называется «Легкая практика» и содержит этические, теоретические, вероисповедные и проч. постулаты этого религ. направления. Простота культа и догматики, отказ от целибата монашества и активная мифологизация образа Амиды сделали А. самым популярным среди сельского населения Японии. В XII-XIII вв. появились 4 уже собственно амидаистские школы (Юдзу нэмбуцу-сю, Дзёдо -сю, Дзёдо-синсю и Дзи-сю), действующие до наст. времени. Ныне в Японии насчитывается ок. 20 млн. приверженцев этих школ и 27 тыс. храмов. Самая многочисленная (9 млн.) - Дзёдо-синсю.

http://pravenc.ru/text/114462.html

Галерея Галерея (гр. περν, κατηχομενον, слав. хоры) — балкон или лоджия, которая устраивалась над западной, а иногда и над северной и южной частью храма. Галереи строили в главных церквях Византипйской Империи начиная с IV и до XIII в. Галереи могли иметь отдельный самостоятельный вход с улицы. Основные функции галерей — помещения для женщин, а также катехуменов. На галереях в церквях находились императоры и князья, поэтому к ним был обеспечен свободный проход от верхних уровней смежных дворцов (Св. София Константинопольская, св. София Киевская). На галереях начиная с X-XI в. устраивали придельные церкви, это т.н. «капеллы», личные храмы князей и императора. Иногда размеры галерей были столь внушительны, что здесь могли проходить даже вселенские соборы, как было, например, в Софии Константинопольской. После VII в. галереи становятся более редкими, но вновь встречаются в XIII-XV вв., наиболее часто в провинциальных городах. В послеиконоборческое время на галереях также могли размещаться церковные хоры. Вопрос, для каких категорий молящихся в храме предназначались галереи, до сих пор продолжает оставаться открытым. На галереях могли находится люди как высокого (князья), так и низкого (женщины) социального статуса. Возможно, специальные галереи для женщин с отдельными входами устраивали в тех регионах, где было не принято молиться вместе мужчинам и женщинам (например в Салониках или в Киеве). Литература: Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 2 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 818. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.239-248. Спрингис Е. Э. Галерея//Православная Энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 310-312. Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVbb.). Л. 1987. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/140979.htm...

Их структура не изменялась (со 2-й пол. IX в. фиксируется регулярная застройка), на площади ок. 10 га могли жить постоянно до 1 тыс. чел., что говорит о большой плотности населения для того времени. Со 2-й пол. Х в. город начинает совмещать функции рынка с функциями защиты торговли и контроля над сельскохозяйственным районом. Такой центр, имевший политическую, церковную и административную власть, мог располагаться на краю раннего торгового поселения или вблизи него. Так, ранее Киева, уже в кон. IX в. (дата древнейшей постройки ок. 887), возникло приречное поселение на Подоле; неоднократно разрушавшееся при оползнях и паводках, оно упорно восстанавливалось до 1100-х гг., причем границы владений-дворов не изменялись; также Смоленску предшествовало Гнёздово, а Чернигову - Шестовицы. Новые княжеские центры могли развиться на торговых путях из укрепленных форпостов (Новгород и Рюриково городище) и племенных центров (Сарское городище уступило место Ростову). Причины и механизм ослабления старых и формирования новых центров до конца не выяснены и составляют важную проблему в Д. Р. а. Торговые функции раннего города Др. Руси подтверждают находки редких привозных вещей, особенно монет и денежных кладов. Т. С. Нунан считает, что 125 триллионов (!) серебряных монет (дирхемов) было перевезено из исламских стран в Сев. Европу через территорию Руси. Церы и писала (сост. А. А. Медыцева) Церы и писала (сост. А. А. Медыцева) Города являлись центрами распространения христианства, в них размещались кафедры епархий, церкви и мон-ри, здесь составлялись летописи, развивались искусства и письменность. Материалы раскопок и летописи позволили составить представление о признаках городского поселения. Сопоставление данных археологии и письменных источников позволяет определить функции города, особенно проявлявшиеся на примерах столиц. Важным признаком сформировавшегося города считается двойственное деление, включающее детинец и «окольный город» (торгово-ремесленный посад). Тексты XII-XIII вв. упоминают о княжеских резиденциях и дворах горожан.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к-рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос-ва вост. славян в IX-XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII в.) развития. Д. Р. а. доказала земледельческий производительный характер экономики ранних славян Вост. Европы, дала материалы для определения уровня развития ремесленных технологий, внутренних и внешних связей Др. Руси. На совр. этапе Д. Р. а. занимается проблемами, связанными с определением природной среды Др. Руси и ее взаимодействия с человеком, рассматривает формы и этапы освоения земель Европейской России от Русского Севера и Северо-Запада до Суздальского ополья и Ср. Поднепровья, возможные варианты сельского расселения, демографию и антропологию Др. Руси, причины возникновения Др. Руси, ее социокультурную среду и развитие исторической топографии, процесс сложения правосл. Церкви на территории Др. Руси. Археология увеличивает фонд источников для исследования развития Др. Руси как за счет совершенствования традиц. методов, так и благодаря использованию разнообразных естественнонаучных подходов, показывает генетическую связь культуры Др. Руси с культурой Северо-Зап. и Московской Руси XIV-XVII вв., проявляющуюся в прямом наследовании, сохранении ее элементов в жизни народа России до наст. времени. Найденные в процессе археологических раскопок материалы дают представление о физическом облике, природной среде и быте человека Др. Руси (артефакты, технологии и обмен ими), знакомят с его духовной жизнью. Опираясь на обширный материал эпиграфики (см. статьи Берестяные грамоты , Граффити , Надгробие , Письменность ), появляется возможность получить разносторонние сведения о жизни Церкви, об искусстве и архитектуре, церковной археологии (см. также статьи Археология , Археология христианская ; Беляев Л. А. Церковная наука//ПЭ. Т. РПЦ. С. 451-463). Историография

http://pravenc.ru/text/180421.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010