25 Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 63//Он же. Творения. Т. 2. С. 108–125, здесь: с. 118 (в издании Sources chrétiennes – Orationes ethicae (далее Eth.) 5). Хотя в русском переводе святителя Феофана здесь находим выражение «более и более очищается он», но в оригинальном тексте стоит именно «μικρν μικρν». См.: S. Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Orationes ethicae 5. 1. 311//Darrouzès J. (ed.). Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques [Sources chrétiennes 122:129. Paris, 1966:1967]: 1: 170–440; 2: 8–458 (TLG). 32 Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 4//Он же. Творения. Т. 1. С. 44–57, здесь: с. 47. Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Capitula Alphabetica 23. 1. 101//γου Συμεν το Νου Θεολγου. “λφαβητικ Κεφλαια”. Mount Athos, 2005: 28–360 (TLG). В Слове 45 (Eth. 1) находим аналогичное учение о причастии христианином «всего воплощеннаго Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы». 34 Зайцев А.А. Евхаристическое преложение. URL: http://www.na-gore.ru/articles/zaitsev_evh.htm (дата обращения 02.02.2021). 36 «οτως κα κ τς μωμτου σαρκς τς παναγας Μητρς ατο ν νλαβε μεταλαμβνομεν παντες», Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Orationes ethicae 1. 10. 139–140 (TLG). Русский перевод: Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 45//Он же. Творения. Т. 1. С. 367–419, здесь: с. 398. 37 «κ δ τς φσεως κα οσας τς κυρως κα ληθς ποτεκοσης ατν, τν σρκα ν νλαβεν ξ ατς», Orationes ethicae 1. 10. 135–136 (TLG); «от существа и естества Матери Своей дает плоть, которую принял от Нее», Слово 45. С. 398. 38 «κενην ατο τν χραντον σρκα, ν προσελβετο ξ γνν λαγνων τς παναχρντου Μαρας κα θεοτκου, μεθ’ ς κα τχθη σωματικς, ξ ατς μεταδδωσιν μν ες βρσιν», «λον τν σαρκωθντα Θεν κα κριον», Orationes ethicae 1. 10. 55–69 (TLG). 42 Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Orationes ethicae 1. 5. 8 (TLG). Слово 45. С. 375:381. 57 «Покаяние, бывающее, как мы сказали, всегда до самой смерти, с болезнованием и скорбением сердечным, делает мало-по-малу то, что мы начинаем проливать горькие слезы, которыми отмывается и очищается сквернота души нашей», Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 75. С. 277.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В 6 ½ часов, по первому удару монастырского колокола, к монастырю потянулись громадные толпы народа. Церковь и ведущая к ней широкая аллея были переполнены богомольцами; почетный конвой, высланный в г. Тихвин из новой Ладоги, состоящий из роты 1-го резервного батальона, во главе с полковником и тремя офицерами в походной форме, занимал назначенное ему место, готовясь сопровождать св. икону на пути ее следования. К началу литургии прибыл из городского собора крестный ход, в составе которого вошли отдельные крестные ходы – из женского монастыря и приходских церквей, затем, предшествуемая городским головою явилась в монастырский собор Тихвинская городская дума, в полном составе гласных, и заняла место на солее, впереди левого клироса. Служение литургии отправлялось торжественно; особенно торжественна была та минута, когда после заамвонной молитвы Тихвинский о. архимандрит Евгений выступил на амвон и опираясь одной рукой на посох, сказал экспромтом краткую, но глубоко-задушевную речь, которую он начал так: «Достойно есть величати Тя Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим! Великое, светлое и радостное ныне торжество!» – сказал о. архимандрит. «Счастлива сия св. обитель, счастливы и вы (обратясь к гласным тихвинской городской думы) граждане богоспасаемого града Тихвина! Сего дня от сего места во всю Новгородскую губернию, обильною струею потечет река благодати Божией. Какой удостоились мы чести! От нас идет благодатная икона Царицы Небесной, целительница болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Своим благодатным шествием она приосенит почти все пределы Новгородской губернии и наконец даже великий и Богоспасаемый Новгород. Как же мы проводим ее? Ее несомненно будут провожать св. Ангели Божии. Проводим ее и мы, грешные, с верою, любовию и молитвою, чтобы во втором пришествии Сына Божия сподобиться нам стать одесную Его со всеми святыми во веки. Аминь». Речь о. архимандрита на столько была трогательна, что присутствовавшие в храме не могли удержаться от слез. Вслед за произнесением речи, о. архимандрит Евгений Тихвинскому городскому голове и гласным Тихвинской думы – каждому дал по освященной просфоре, а после их вручил таковую же просфору и Старорусскому городскому голове.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

21. От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимать (доносов) просто и без исследования, но прежде исследовать общественное о них мнение. 22. Не позволять клирикам, по смерти своего епископа, расхищать вещи, ему принадлежавшие, как запрещено и древними правилами. Те, которые делают это, подвергаются опасности низложения с своих степеней. 23. Дошло до слуха святого собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения (церковного), отправляются в царствующий (город) Константинополь и в нем долго живут, производя смятения и нарушая церковное устройство, и даже дома некоторых расстраивают. Поэтому святой собор определил: сперва посредством экдика святейшей константинопольской церкви напомнить им, чтобы удалились из царствующего города; если же бесстыдно будут продолжать те же дела, то удалять их и неволею посредством того же (экдика) и возвращать к своим местам. 24. Монастырям, однажды освященным, по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам. 25. Поскольку некоторые митрополиты, как нам сделалось гласным, небрегут о вверенных им паствах и отлагают рукоположения епископов: то святой собор рассудил, чтобы рукоположения епископов совершались в продолжение трех месяцев, если только неизбежная нужда не заставит продлить время. Если же кто не будет делать этого, тот подлежит наказанию по правилам. Между тем доходы вдовствующей церкви да сохраняются в целости экономом этой церкви. 26. Поскольку в некоторых церквах, как нам сделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов: то рассуждено, чтобы всякая церковь , имеющая епископа, имела из собственного клира и эконома, который бы распоряжался церковным имуществом под ведением своего епископа. дабы домостроительство церковное было не без свидетелей, дабы не расточалось имущество церкви и не падало нарекания на священство. Если же (кто) не будет делать этого, тот подлежит божественным правилам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

21. От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимать доноса просто и без исследования: но предварительно исследывать общественное о них мнение. 22. Не позволяется клирикам, по смерти своего епископа, расхищать вещи ему принадлежавшие, как сие воспрещено и древнеми правилами. Творящие же сие подвергаются опасности низложенными быть со своей степени. 23. Дошло до слуха святаго Собора, что некоторые из клира и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения церковнаго, приходят в царствующий град Константинополь, и в оном долго жительствуют, творя смятения, и нарушая церковное устройство, и даже домы некоторых разстраивают. Того ради определил святый Собор: во-первых, посредством екдика святейшия Константинопольския церкви, напоминать им, да удалятся из царствующаго града. Если же безстыдно продолжать будут те же дела: то удалять их из онаго и неволею, посредством того же екдика, и возвращать к своим местам. 24. Единожды освященным, по изволению епископа, монастырям пребывать монастырями навсегда: принадлежащие им вещи сохранять, и впредь не быть оным мирскими жилищами. Попускающие же сему быть да подлежат наказаниям по правилам. 25. Поелику некоторые митрополиты, яко же нам соделалось гласным, не брегут о ввереных им паствах, и отлагают поставления епископов: того ради определил святый Собор, чтобы поставления епископов совершаемы были в продолжении трех месяцев; разве неизбежная необходимость заставит продлить время отлагательства. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующия церкви да сохраняются в целости экономом ея. 26. Поелику в некоторых церквах, яко же нам соделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов: того ради рассуждено всякой церкви, имеющей епископа, иметь из собственнаго клира эконома, который бы распоряжался церковным имуществом, по воле своего епископа: дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалось ея имущество, и дабы не падало нарекания на священство. Если же кто сего не учинит: таковый повинен Божественным правилам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Одним из документов, который подтверждал длительное пребывание семьи Ивановых в Никольском-Тимонине в 1828-1831 годы, стали ведомости местной церкви, где были записаны в качестве бывших у исповеди и причастия в Великий пост всех членов семьи владельцев поместья, в том числе и Наталья Фёдоровна. Махлевич также предполагал, что рисунок Лермонтова " Кавалькада " или " Прогулка верхом " могли быть навеяны впечатлением от посещения Никольского-Тимонино. Рисунок находился в тетради поэта, датированной 1832-34 годами. На нём изображены мужчина и женщины, едущие верхом на лошадях и слева от них - домик на пригорке. По мнению литературоведа, этот пригорок легко узнавался в рельефе побережья Клязьмы в Никольском-Тимонино. В 1851 году часть имения, в котором находились обе церкви, которым в недавнее время владели Валуевы, выкупил Николай Михайлович Щепкин - сын знаменитого артиста театра Михаила Семёновича Щепкина. В письме от 1857 года, адресованному Тарасу Шевченко, Щепкин приглашал друга в своё имение Никольское-Тимонино, написаны такие строчки: " Ежели тебе очень хочется увидеть мою старую фигуру, то можно приехать; у сына под Москвой есть дача в 40 верстах, Никольское, не доезжая Москвы за две станции, Богородского уезда, версты три от дороги по Владимирскому тракту, - то ежели не раздумал, все-таки прежде извести аккуратно, когда выедешь, потому, что нужно приготовить комнату для житья " . Сын великого актёра Николай Михайлович Щепкин и сам был личностью незаурядной. В начале 1860-х годов Щепкин стал гласным Московской городской думы, занимал эту должность до самой смерти. Кроме этого Николай Михайлович был гласным Московского губернского земского собрания, мировым судьёй, директором Московского кредитного общества. Не забывал он и про усадебные храмы, делал всевозможные вклады, занимался попечением о церквях и их благолепием, часто бывал на службах. В 1936 году храм-памятник материнского горя о погибшем сыне был закрыт на несколько лет. После Великой Отечественной войны, церковь была вновь открыта по просьбам многочисленных верующих Лосино-Петровского и в ней было даже проведено паровое отпление. До 1962 года в Скорбященской церкви проходили службы, после чего храм вновь был закрыт в богоборческий хрущёвский период. Церковное здание использовалось в качестве хозяйственного склада, а позже оно было перестроено внутри и в нём был обустроен небольшой спортзал. С нач. 1990-х годов начался процесс возрождения святыни.

http://sobory.ru/article/?object=03811

Сергей Иванович Глаголев на 21-м году своей жизни стал настоятелем соборной церкви в г. Крапивне (там был еще другой священник) и в течение полстолетия он оставался настоятелем этого храма во имя св. Николая, только круг его дел и обязанностей все расширялся. Не красна была жизнь священнослужителя в ту пору. Весь доход с прихода, состоявшего из горожан, слободских крестьян и деревни и с земли, достигал лишь 300 руб. в год. А нужно было содержать не только себя и жену, но и сирот. Нужно было помогать и бедным родным. Молодой священник скоро обратил на себя внимание. Он был сделан учителем в сельской школе государственных имуществ и уже в 1863 году был назначен духовником крапивенского духовенства. Вместе с тем был назначен увещателем по присутственным местам. Шестидесятые годы сказались на Крапивне, как и на всей Руси так, как они не сказались потом никогда доселе. Движение последних лет ничего не внесло нового в жизнь. Тогда совершилась отмена крепостного права и возник ряд новых учреждений – новые суды, дума, земство, школы, банки. Сергей Иванович скоро привлек к себе симпатию населения и все увидели в нем человека дела. Он стал членом уездного училищного совета и в период с 1868 г. по 1874-й был его председателем до тех пор, когда должность председателя стала в нем обязательно замещаться предводителем дворянства. Он любил школьное дело, он побывал многократно во всех школах уезда, он взял на себя труд заведывания школьными пособиями, выдачею жалованья учителям и учительницам и в его доме перебывали все работники и работницы школьного дела уезда и в беседах с ними он выяснял школьные нужды по уезду. Молодой священник был привлечен к общественной деятельности. Его выбрали гласным городской думы (с 1868 г.), земским гласным от мелких землевладельцев. Его неоднократно даже выбирали членом ревизионной комиссии по банку. И он принимал деятельное участие и в городских и земских делах, стремясь направлять все к духовному благу. Из земских дел для него конечно было ближе всего дело школьное, город, совместно с другими, он подвинул к открытию женской прогимназии, законоучителем которой стал со дня ее основания (1871 года 10 октября) и остается им и доныне. Он был законоучителем трех поколений (бабушек, дочерей и внучек).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Κανν α», δ η», το Μρτυρος χος πλ. δ " Ερμς «πταπλασως κμινον, τν Χαλδαων Τραννος, τος θεοσεβσιν, μμανς ξκαυσε, δυνμει δ κρεττονι, περισωθντας τοτους δν· Τν Δημιουργν κα Λυτρωτν νεβα, ο Παδες ελογετε, ερες νυμνετε, λας περυψοτε, ες πντας τος ανας». Σημειωθες τ χριτι, το Σωτρος ατκλητος, σ πρς τος γνας νδρικς χρησας, κα νκην ρμενος, κατ» ντιπλων Μρτυς Χριστο, τος νικητικος κατεκοσμθης στεφνοις, νθως ναμλπων· ερες ελογετε, λας περυψοτε, Χριστν ες τος ανας. Μυστικωτρ κλμακι, κεχρημνος τ αματι, πρς τν πρ σο δι Σταυρο κχαντα, τ αμα τ διον, σφαγιασθες νλθες φαιδρς, τς τν δυσμενν διεκφυγν μεθοδεας, κα χαρων νακρζεις· ερες ελογετε, λας περυψοτε, Χριστν ες τος ανας. γιασθες δι» δατος, Νικηφρε κα πνεματος, κα μαρτυρικος πεφοινιγμνος αμασι, μαρτρων μετσχηκας, τν ληθν Χριστο το Θεο, τς φωτοειδος λαμπρτητος παμμκαρ, ν νν νακρζεις· ερες ελογετε, λας περυψοτε, Χριστν ες τος ανας. Τριαδικν Σν σωμτοις Τξεσιν, ν Τρισν ποστσεσι, μαν γαθτητος πηγν ναον, γννητον ναρχον, περτελ Θετητα, δημιουργικν, κα Βασιλδα τν λων· ο Παδες ελογετε, ερες νυμνετε, λας περυψοτε, ες πντας τος ανας. Θεοτοκον ερωτρα πφηνας, Θεοτκε πανμνητε, τς περκοσμου τν γγλων τξεως· τν τοτων γρ ττοκας, Δημιουργν κα Κριον κ παρθενικς, πειρογμου νηδος, ν δο τας οσαις, συγχτως τρπτως, μι δ ποστσει, Θεν σεσαρκωμνον. Κανν α», δ θ», το Μρτυρος χος πλ. δ " Ερμς «ξστη π τοτ ορανς, κα τς γς κατεπλγη τ πρατα, τι Θες, φθη τος νθρποις σωματικς, κα γαστρ σου γγονεν, ερυχωροτρα τν ορανν· δι σ Θεοτκε, γγλων κα νθρπων, ταξιαρχαι μεγαλνουσι». Μετστης ς νυμφος ρασθες, ν στολας φανθεσαις ξ αματος, μαρτυρικο, θεας γλαας πρς μετοχν, το κοσμηθντος σματος, κα καλλωπισθντος τ σταυρ, τ πθει τ Τιμ, το πντων εεργτου, Νικηφρε παμμακριστε. θλχθης το Δεσπτου τας καλλονας, ν οδν ραιτερον νδοξε, κα τς ατο, σπεδων πολαειν διηνεκος, κα επρεπος λαμπρτητος, ξφει κτεμεν σου τν κεφαλν, ρθισας τυρννους, πυρομενος τ πθ, Νικηφρε το Κυρου σου. Λαμπρς κατ τς πλνης Μρτυς Χριστο, ριστεσας κα τατην τρεψμενος, ς νικητς, στφος κομσω τ κορυφ, τ τν χαρτων νδοξε, κα νν συγχορεεις μαρτυρικς, Μαρτρων τας χορεαις, παμμκαρ Νικηφρε, περ τν θρνον το Παντνακτος. Τριαδικν Πατρς ξ γενντου θεοπρεπς, τν Υν γεννηθντα δοξζοντες, κα τ εθς, Πνεμα πρ ανων κπορευθν, τρες ποστσεις σβομεν, τς περουσου κα ρχικς, Τριδος νωμνας, νσει συγχτ, κα εσεβοντες μεγαλνομεν. Θεοτοκον ρθης Παρθνε Μτηρ Θεο, πρ φσιν τεκοσα ν σματι, τν γαθν, Λγον κ καρδας τς αυτο, ν Πατρ ρεξατο, πντων πρ ανων ς γαθς, ν νν κα τν σωμτων, πκεινα νοομεν, ε κα τ σμα περιββληται.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-f...

Ср.: Ер. 244,9: πστις κατ Νκαιαν παρ " εκενου του ανδρς κφωνηθεσα ξ αρχς). Β 325 г. он мог присутствовать на соборе со своим еп. Леонтием только в сане диакона или пресвитера; может быть, он исполнял только обязанности писца на соборе, или же у Василия говорится просто о снятии им копии с соборного постановления по поручению своего епископа. По Евсевию, Никейский символ есть не что иное, как видоизменение предложенного им самим изложения веры. На самом деле дополнений и изменений в нем, в сравнении с Символом Евсевия, так много, что последний мог иметь для составителей значение почти только схемы при выработке ими принятой затем собором формулы. Мотивы всех частных изменений не могут быть выяснены за недостатком данных; трудно в некоторых случаях сделать даже только вероятную догадку. Символ Евсевия читается так: «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца всего (τν απντων) видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворожденного всея твари, прежде всех век от Отца рожденного, через Которого и произошло все; ради нашего спасения воплотившегося и жившего между людьми (ν νθρποις πολιτευσμενον), и пострадавшего, и воскресшего в третий день, и восшедшего к Отцу, и имеющего прийти снова во славе судить живых и мертвых. Веруем и во единого Духа Св. — При этом веруем, что каждый из Них есть и существует (εναι και πρχειν): Отец — истинно Отец, Сын — истинно Сын и Дух Св. — истинно Дух Св., как и Господь наш, посылая на проповедь Своих учеников, сказал: " Шедше научите вся языки — крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа " » (Eus. Ер. ad. Caes. 4–5). Никейский символ с анафематизмом имеет следующий вид: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего (πντων) видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. " из сущности Отца " (γεννηθντα κ του Πατρς, μονογεν, τουτστιν κ της ουσας του Πατρς); Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденна, несотворенна, единосущного Отцу, через Которого произошло все, что на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившегося, вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Св. Говорящих же, что было, когда не было Сына Божия, и что Он не существовал до рождения, и утверждающих, что Он произошел из не–сущего или имеет бытие из другой ипостаси или сущности (ξ ετρας υποστσεως ουσας φσκοντας εναι), или что Он создан, или превращаем, или изменяем, анафематствует кафолическая Церковь» (Socr. Η. Ε. I, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

4. σφαλς τ Σεπτ Οκουμενικ Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως κατ τ Κανονικ Δκαιο τς ρθοδξου Καθολικς κκλησας χει κατ τος θεους κα ερος Καννας Γ τς Β Οκουμενικς Συνδου κα ΚΗ τς Δ Οκουμενικς Συνδου τ πρεσβεα τιμς μεταξ τν Πατριαρχικν Θρνων, μετ τν Θρνο τς πρεσβυτρας Ρμης στν διαρετη κκλησα. Μετ δ τν σχσι κα κπτωσι ξ Ατς το Θρνου τς Πρεσβυτρας Ρμης , πο πβη δυστυχς παναιρετικς Παπισμς, λετρας το Δυτικο Χριστιανισμο (Θρησευτικο πλεμοι, ερ ξτασις, Μεταρρθμισις, θεσμς, μηδενισμς) τυγχνει πρτος Θρνος στν Μα, γα, Καθολικ κα ποστολικ κκλησα κα χει τ κανονικ κα ννομο δικαωμα τς τιμητικς προεδρας, τν ρθοδξων Ατοκεφλων κκλησιν κα Οκουμενικς Πατριρχης τς προεδρας, ς primus inter pares, συγκληθησομνης Οκουμενικς Συνδου κα ξ ατο το συντονισμο τν ρθοδξων κκλησιν, ς συμβανει μ λες τς προεδρες ν τν κσμο διστορικς, χορηγε δ Ατοκεφαλα κα Ατονομα σ κκλησιαστικς Δομς, π τν ρο τς γκρσεως τν σχετικν ποφσεων, π τν ποθενδποτε συγκληθησομνη Οκουμενικ Σνοδο. Τ νωτρω βεβαως σχουν πειδ δν κατορθθηκε μ κρια εθνη τς Ρωσσικς κκλησας, συναπφασι τν ρθοδξων Ατοκεφλων κκλησιν γι τν ποδοχ διαδικασας χορηγσεως τς Ατοκεφαλας κα το Ατονμου πο συζητεται π πενντα τη κα προβλπει ατησι το κκλησιαστικο Σματος, συνανεσι τς Μητρας κκλησας κα γκρισι τν λοιπν Ατοκεφλων ρθοδξων κκλησιν. Κατ τατα τ Σεπτ Οκουμενικ Πατριαρχεο δνατο ν χορηγσει Ατοκεφαλα σ κκλησιαστικ Δομ πο τ ζητε κα πο πληρο τος κανονικος ρους, λλ στν συγκεκριμνη περπτωση τς Οκρανας παρ’τι ατ νεξρτητη κρατικ πλον νττης εχε τ κανονικ δικαωμα κανονικ της κκλησα ν κζητσει τν χοργησι καθεσττος Ατοκεφα-λας κατ τς διατξεις το ΙΖ . Καννος τς γας Δ’ Οκουμενικς Συνδου διαγορευοσης «Ε δ κα τις κ βασιλικς ξουσας καινσθη πλις, αθις καινισθεη, τος πολιτικος κα δημοσοις τποις, κα τν κκλησιαστικν παροικιν τξις κολουθετω», γερεται τ θμα τι μνη κανονικ κκλησιαστικ δομ τς χρας, πο μ πφασι το Οκουμενικο Πατριρχου Διονυσου Δ π τ 1686 διοικεται π τ Πατριαρχεο Μσχας κα σμερα χει καθεστς ατονομας χορηγηθν ντικανονικς π τν Ρωσσικ κκλησα, δν πιθυμε κα δν πιδικει τν νακρυξ της σ Ατοκφαλη κκλησα.

http://gr.pravoslavie.ru/124649.html

Хвалю и сей род скопцов… Третьи не имели наставников, но сами для себя сделались похвальными наставниками. Не учила тебя мать, чему должно, – ни отец, ни священник, ни епископ… но ты сам, приведя в действие разум, свободною волею воспламенил искру добра, оскопил себя, отсек корень, вырвал орудии зла, приобрел такую добродетель, что для тебя стало почти уже невозможным устремление ко злу. Посему хвалю и сей род скопцов, даже еще более, нежели другие роды. Могущий вмещать да вмещает. Избери, что угодно: или последуй учителю, или сам для себя будь учителем. Одно только постыдно, если не будут отсечены страсти, а кем бы ни были отсечены, не полагай в том различия cap. 20–21 col. 305 a-d. Ср. Русс. пер. твор. св. Григория Богослова ч. III стр. 176 дал. изд. 3-е 1889 г. Имп. Моск. Дух. Акад. Христианский брак в довольно ясную связь с идей преображения поставлен в толковании Кирилла Александрийского на евангелие Иоанна, а также выражена его идеальная духовность: «Не соитие по сладострастию, но сочетание по закону и связь по чистой любви составляют непорочный брак к Ин.4:17–19 . Господь присутствовал на браке в Кане для того, чтобы освятить самое начало человеческого бытия по плоти, – кто возглавлял саму природу человека и всю ее преобразовывал к лучшему, Тому надлежало не только уже призванным к существованию раздавать благословение, но и еще только имеющим родиться предуготовлять благодать и соделать святым их переход в бытие, – а также для того, чтобы разрешить проклятие, положенное на рождение детей женою, и чтобы Тот, Кто есть радость и веселие всех, удалил исконную скорбь чадородия к Ин.21:4 . Брак честный освящался, проклятие на жену устранялось, ибо уже не в скорбях будет рождать детей, если Христос благословил самое начало нашего рождения: к Ин.2:11 См. наш указатель к нашему переводу, слово «Брак». Замечательно рассуждение Златоуста в XX беседе на посл, к Еф.5 ed. Montfaucon Paris. 2-a 1839 in 4-о t. XI col. 171 d-e. Изображенный Апостолом в V гл. Ефес. христианский брак есть «брак по Христу, брак духовный и рождение духовное (γμος κατ Χριστν, γμος πνευματικς κα γννησις πνευματικ), не из тел (οκ ξ σωμτων – вследствие чувственно-плотяной похоти др. чт. αμτων из крови), не из страданий (οκ ξ δνων – чувственных страстей). Прообразом и предварением такого брака было рождение Исаака Саррою, когда у неё уже прекратилось обычное женское. Это – брак не от страсти (οκ π πθους) и не от плотяно-чувственной телесности (οδ σωμτων – родителей), но духовный весь (πνευματικς λος), когда душа (мужа и жены) вступает в неизреченно-таинственное соприкосновение с Богом, что ведает только Он Один (ψυχς πρς θεν συναπτομνης συνφειαν ρρητον, κα μνος οδεν ατς). Поэтому говорит: соединяющийся с Господом один дух есть. Смотри, как старается и плоть объединить с плотью и дух с духом» – указание на естественно-человеческую и божественно-благодатную стороны христианского брака. (Ср. ниже учение Златоуста о браке как таинстве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010