Чтó разумеется у св. Павла в данном изречении? – на это с замечательным единодушием отвечают в смысле человеческого предбытия Господа. По мнению Баура, «как νϑρωπος ξ ορανο, Он есть вышемирное, предсуществующее начало» 1142 , почему «Апостол (будто бы) принимал двоякого первочеловека – земного, который искони был κ γς χοκς и обладал психической натурой, и небесного, прототипического, который пребывал на небе, пока в определенное время не явился во плоти в качестве δετερος νϑρωπος ξ ορανο» 1143 . При этом «ξ ορανο, соответствуя κ γς, не означает, конечно, что Он сошел с неба на землю, но лишь то, что это из неба происходящее небесное бытие» 1144 ; «это небесная личность, в урочный момент ниспосланная Богом в мир» 1145 . Следовательно, «Он небесного происхождения и был небесным человеком еще до земной жизни», когда – чрез воскресение – «прототипически проявил в Себе духовное человечество» 1146 . «По отношению к Адаму и его потомкам Он – второй человек, с неба и небесного существа. Потом Он делается полным обладателем божественного Духа и даже прямо может быть назван Духом. Тем не менее Он представляется в рамках человеческого образа с духовным телом и мыслящим в Духе Божием разумом» 1147 . Выражение «ξ ορανο указывает на небесное возникновение» и убеждает, что благовестник «исторического Иисуса Христа переносил в вечность» по «Его проекзистенции» 1148 . Точнее это бытие описывается в таком виде. «Павел разделял связанное с изображением книги Бытия о двояком сотворении человека мнение насчет двойственной формы существования человека, допуская человека первого и второго, первого и последнего Адама, названного так потому, что в исторической действительности выступает в мировом течении сначала душевное, потом духовное. Первый Адам есть прототип человека в психический мировой период, второй Адам – прототип (верующего и воскресшего) человека во второй пневматический период. Оба эти Адама преднамечены уже в истории творения. Первый человек, Адам, прах от земли, стал душой живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сотворение в контрасте с Рождением Сына происходит по воле Бога Отца вместе с сотворением самого времени и из полного небытия. Предвечное существование есть прерогатива только лишь Единого Бога – Святой Троицы. Святитель поясняет соучастие в акте творения Сына, когда Отец «творит единою волею ( θελματι μν), так что вместе с Его хотением осуществляется тварь» (μο τ βουλσει συνυφισταμνης τς κτσεως). При этом «воля (βολημα) Божия, устремляясь, как бы из некоего источника, от первой Причины (τς πρτης ατας), через Свой Образ – Слово Божье исходит в действование (πρεισιν ες νργειαν)» 29. 617. 39–620. 10]. О том, как Святитель описывает воздействие божественных энергий на тварные существа, мы скажем чуть позже, а пока что подчеркнем, что, в отличие от неоплатоников и перипатетиков своего времени, свт. Василий подразумевает приведение всего тварного, а тем более материального мира, из полного небытия. Так в Homiliae in hexaemeron свт. Василий прямо говорит о том, что материя была приведена в бытие Богом одновременно с материальным миром в соответствии с формой задуманного и затем сотворенного космоса. Здесь Святитель использует редкий глагол «συναπογεννω» (производить вместе) p. 1697], чтобы подчеркнуть абсолютное небытие материи прежде сотворения мира: «Бог, прежде, нежели существовало что-нибудь из видимого ныне (πρν τι τν νν ρωμνων γενσθαι), положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее (γαγεν ες γνεσιν τ μ ντα), вместе и помыслил, каким должен быть мир, и (одновременно) произвел материю (λην συναπεγννησε), соответственную форме мира» 2. 49–53; 42, с. 338]. Этот глагол встречается ранее у Плотина, а позднее у Прокла, но у этих неоплатоников контекст его использования совсем иной 6. 6. 2; 36, 6. 8. 14; 37, 70. 16]. Оспаривая положение евномиан о том, что Сын Божий «из небытия пришел в самостоятельность» (ξ οκ ντων τν πστασιν λαβε ) 31. 473. 20], свт. Василий относит таковое ко всему тварному. При этом по аналогии с предыдущими церковными авторами он не делает никакого различия в богословско-философской нагрузке формул «κ μ ντων» и «ξ οκ ντων». Так, например, обличая Евномия и его последователей, свт. Василий безразлично описывает их учение о Сыне как пришедшем в бытие «ξ οκ ντων» 2. 1] и «κ μ ντων» 29. 592. 39]. То же самое можно заметить и в употреблении этих формул в отношении сотворения космоса из небытия («κ το μ ντος ες τ εναι»; «ξ οκ ντων ες τ εναι παραγαγεν τν κτσιν») 4. 16; 26, 7. 13; 9, 29. 613. 5, 6; 9, 29. 701. 32–33; 9, 29. 692. 48; 9, 695. 1, 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Очевидно, что вновь, как и во всех предшествующих сюжетах клейм иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», мы встречаемся с необыкновенно продуманной, многосмысловой структурой семантических мотивов, вплетающихся на этот раз в сложную тему прославления Премудрости, но при этом сохраняющих и самостоятельное значение в каждой отдельно взятой композиции, где они служат иллюстрациями основных догматических положений христианского богословия. 7.2. Актуализация реалий сюжетов в клеймах ξ и υ Двояко могут быть рассмотрены и последние (краевые) сюжеты второго верхнего ряда – иллюстрации строф ξ «Странно рождество видевше устранимся мира, ум на небо преложше...» и υ «Пение всяко побеждается, прострети тщася к множеству многих щедрот твоих, равночисленны бо песка псалмы и песни...». Они представляют столь традиционные для балканских циклов Акафиста сцены поклонения образам Христа и Богоматери, построенные с сохранением обычной схемы композиции, где выделяются две группы предстоящих; однако на иконе Успенского собора мы встречаемся с подобными композиционными типами впервые, если не считать центральную сцену верхнего исторического ряда – Покров. Сходство с балканскими сюжетами в этих клеймах весьма относительное: более близка им композиция строфы ξ, где представлены две группы монахов, обращающихся с молитвой к образу Богоматери с Младенцем, парящему в облачном небесном сегменте. Левая группа молящихся – это, очевидно, древние основатели христианской традиции монашеского жития; по иконографическим признакам можно с большой долей вероятности предположить, что первым среди них представлен преподобный Евфимий Великий (с длинной узкой бородой), за ним, возможно, преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник , далее монахов определить трудно. По отношению к симметричной правой группе древние преподобные выделены: они стоят на светлой песчаной горке. Вторая группа монахов, к сожалению, плохо сохранилась, все лики находятся под записью, и сказать об этих персонажах что-либо определенное невозможно, очевидна лишь их смысловая сопоставленность с первой группой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Как уже говорилось выше, завеса, изображенная за Марией, означает уподобление ее Святая Святых. Поэтому в Охриде Мария с Христом, сидящая на престоле, позади которого за четыре угла натянута завеса, представляют образ символико-догматического плана: Богоматерь с Младенцем в Святая Святых замещают собою изначальную святыню Ковчег Завета, поэтому в контексте строфы «Странно рождество видевше...» такое изображение можно трактовать как образ разделения ветхозаветных и новозаветных времен, как образ явления Искупителя и отмены древнего обычая, замененного новым христианским учением, которому служат «устранившиеся мира», поклоняющиеся Искупителю апостолы и первые мученики (слева – архидиакон Стефан). Такую же интерпретацию можно дать композиции строфы ξ в Марковом монастыре, где поклоняются Марии и Христу ангелы и серафимы, осеняющие в Ветхом Завете Святая Святых. Акцентированием символических элементов, представляющих тему новозаветного учения, отмечены иллюстрации икоса ξ в ц. Николая Орфаноса в Фессалониках и в Дечанах. 311 Здесь на престоле восседает Христос Эммануил, благословляющий одной рукой и держащий свиток в другой. Справа и слева от него поклоняющиеся архиереи (Фессалоники) или монахи и святители (Дечаны). В контексте Акафиста Христос Эммануил является «хотящим привлещи к высоте вопиящих ему» «устранившихся мира», т.е. предстоящих служителей церкви, которые от него, Бога, воплотившегося на Земле, принесшего себя в искупительную жертву и вознесшегося, получают благодать Святого Духа и новое учение. Поэтому и представлен Христос как Эммануил со свитком – учением и благословляющим проповедников своего учения. 312 Изображение вознесшегося Христа в отношении к теме распространения нового учения могло быть основано на словах апостола Павла: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом Завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя» ( Евр.9:15–16 ). Таким образом, балканская традиция в строфе ξ представляет победу новозаветного учения, продолжая тем самым тему предшествующего икоса, прославляющего Христову церковь . 313

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Отсюда вытекает, что речение ξ ορανο толкуется ложно. По этому предмету есть специальные работы детального свойства, в которых вопрос подвергнут тщательному рассмотрению 1206 . Для нас интересны главнейшие итоги. У Мф. 21:25 ξ ορανο применяется к крещению Иоаннову и означает единственно то, что по своему источнику оно выходит из сферы космического, как и ργ ϑεο π’ ορανο Рим. 1:18 , свыше поражающий языческое непотребство. Равно σημεον κ το ορανο Мф. 16:1 свидетельствует о желании фарисеев получить знамение, превышающее все земные потенциальности. Согласно этому успех крещения Господом выводится у Ин. 3:27 κ το ορανο, откуда почерпается его превосходящая сила, а тело воскресения, будучи небесным, называется οκοδομ κ ϑεο ( 2Кор. 5:2. 1 ). Везде с рельефностью выступает тот оттенок, что наименованием «небесный» характеризуется качество вещи. Тоже видим и в Ветхом Завете. Поскольку небо считается местом обитания Божия, все божественное исходит с небес и независимо от земного по своему возникновению. Это – идея отрешенности от мира, превосходства над ним по несродности ему. Она встречается и в тогдашней иудейской литературе. Что Исаак не различил Иакова при благословении, – это было «по соизволении с неба, которое отняло чувство его» 1207 . Талмуд (Mischna,Sanhedrin XI, 1 и Gemara fol. 99 a) лишает будущей жизни того, кто думает, что закон не с неба, и тем самым объявляет его человеческим приобретением, – не от Святого, а из уст Моисея 1208 . Эта терминология совпадает с новозаветною и убеждает окончательно, что библейский язык топографически выражает сверхмирное достоинство известного события. Оно бывает на земле, но по своей энергии переступает космические условия и требует для себя высшей причины. Потому здесь нимало не указывается на раннейшее бытие, как несомненно по перечисленным примерам 1209 . Результат понятен: νϑρωπος ξ ορανο «не говорит ни того, что Христос был прежде человеком на небе и потом пришел на землю, ни того, что самое начало Его жизни произведено Богом; оно гласит только, что вся Его личность – во всем своем течении и во всех частных актах – была божественной по источнику» 1210 и имеет специально божественное происхождение 1211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Подобно тому как в первой части Акафиста балканские художники обновляют древние иконографические схемы символическими элементами, актуализируя их содержание, так и во второй части проявляется сходная тенденция в единственно возможной для риторического текста форме – в разнообразии групп предстоящих. В рассмотренных трех первых строфах второй части богородичного гимна уже видно несколько возможных вариаций: прежде всего это – апостолы; затем – святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (в Охриде v), группа юношей (Дечаны, v), две группы монахов (Дечаны, ξ, Марков монастырь, v) и две группы иереев (Марков монастырь, о, Фессалоники, ξ). Что касается апостолов, то идентифицировать их можно без труда, каждый лик достаточно индивидуален, но в еще большей степени индивидуальны лица монахов и иереев в Марковом монастыре и в Фессалониках. В Марковом монастыре, в иллюстрации строфы о Спасу Эммануилу предстоят с двух сторон по три святителя в крестчатых ризах с кодексами в руках и с нимбами над головами, представленные так, чтобы лики их были полностью и отчетливо видны. Каждый лик и каждая фигура, исполненные в экспрессивной манере, свойственной создателям этого памятника, наделены максимальной конкретностью характерных физиогномических черт в такой степени, что, без сомнения, все шесть персонажей могли бы быть названы по именам. То же можно сказать и о трех монахах, изображенных рядом с Христом в иллюстрации строфы v Маркова монастыря, которые в отличие от первых представлены без нимбов, что заставляет предположить в них конкретных современников росписи. Еще более конкретизирована группа иереев в композиции строфы ξ ц. св. Николая Орфаноса, где не только лица предстоящих весьма выразительны и несхожи, но и их облачения соответствуют облачениям церковных иерархов XIV в. 316 Очевидно, что в подобных реалистических изображениях проявляется некая новая важная черта, отличающая палеологовскую гимнографическую традицию от предшествующих, но ограничимся лишь указанием на нее, для того чтобы рассмотреть более подробно во второй главе книги.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

В этом случае очень замечательны слова Св. Димитрия: «Не дивно человеку грешному не сподобиться царства небеснаго, он говорит, дивно будет тому, иже мнимый есть зде праведен и свят, а тамо вон от царствия небеснаго ижденется 106 . Ст. 20. Хощеши разумети о человече суетне, яко вера без дел мертва есть? (21) Авраам отец наш не от дел ли оправдася ( χ ξ ργων διχαιθη), вознес ( νενγχας) Исаака сына своего на жертвенник? (22) Видиши ли яко вера поспешествоваше ( συνργει) делом его, и от дел совершися вера ( χι χ των ρνων πστις τελειθη). (23) И совершися ( πληρθη) писание глаголющее: верова Авраам Богови, и вменися ему в правду ( ες διχαιωσνην), и друг Божий наречеся. (24) Зрите ли убо, яко от дел оправдается ( ξ ργων διχαιται) человек, а не от веры единыя ( χι χ χ πστεως μνον)? (25) Такожде и Раав блудница не от дел ли оправдася ( χ χ ργων σι xawi&y), приемши сходники ( τς γγλθς), и иным путем изведши ( χβαλσα) их? Человека, полагающаго оправдание или спасение, т. е. достижение царства славы, в одной вере без всяких добрых дел, или осуществления веры, Иаков называет неосновательным, пустым ( χεν – vane), и эту неосновательность разоблачает примерами Авраама для христиан из иудеев и Раавы для христиан из язычников. Человек должен знать основательно ( γνναι), говорит он, что Авраам свою веру, засвидетельствованную Богом, осуществил, доказал, оправдал на деле ( ξ ργων διχαιθη), возложив ( νενγχας) Исаака на жертвенник. И такому самоотвержению в деле Авраама, по которому нужно было отректись от отеческих чувствований, решиться не только лишиться своего сына, самому возложить на жертвенник, но еще и заклать самому; что споспешествовало ( συργει), если не таже вера, которая пришла в совершенство от дела ( χ τν ργων πσιξ τελειθη)? Эта-то вера, открывшаяся в деле, и доставила Аврааму праведность ( σιχαιωσνην – justitiam), по которой он назван другом Божиим, т. е. самым точным исполнителем воли Божией. «Луч света, говорит один из пастырей церкви, который озарял и ободрял Авраама в сей нощи веры, была, как изъясняет сие его состояние Апостол ( Рим. 4, 17 . Евр. 11, 19 ), мысль о воскресении мертвых, которая представляла ему смерть Исаака не совсем невозвратною его потерею, я таким образом еще питала веру и надежду обетования. Впрочем, так как и тот же Апостол примечает, что Авраам сверх упования с упованием веровал ( Рим. 4, 18 ), должно признать, что в сие время вера и надежда сокрыты были в любви его к Богу, как временныя, приготовительныя и частныя добродетели во всеобщей, полной и вечной. Исполненный силою сей божественной любви Авраам творит ея дело: и как она всему верит, всего надеется, и никогда не отпадает ( 1Кор. 13, 7. 8 ), то вера и надежда не могли поколебаться при сем, хотя и теряли видимое средство к достижению своего предмета 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

381 В доказательство можем сослаться на следующие выписанные в цитируемом сочинении Roch’a места из книг св. Дионисия «О природе»: « τν μγαν τοτον ο κον τν ξ ορανο κα γς συνεσττα κα δι τ μγεθος κα πλθος τς πιφερομνης ατ σοφας καλομενον κσμον π τν σν οδεν κσμ φερομνων τμων κεκοσμσθαι κα γεγονναι κσμον κοσμαν, πς δ κινσεις κα δος ετκτους ξ τκτου προτγεσθαι φορ ς; πς δ τν παναρμνιον τν ορανων χορεαν ξ μοσων κα νορμστων συνδειν ργνων» (Евсевий. Praep. evang. XIV, 24; Migne. PG. T. XXI. Col. 1276 ); или: » επτωσαν ο ν μν ο τν τμων τομες κα τν μρων μερσται κα τν συνθτων συναγωγες κα τ πειρα περινοοντες, πθεν κυκλοφορικ τν ορανων συνοδα κα περιοδα» ( Евсевий. Praep. evang. XIV, 25; Migne. PG. T. XXI. Col. 1280 ). 383 Весьма подробное сопоставление сообщаемых св. Дионисием сведений об учении Демокрита и Эпикура со свидетельствами других древних писателей об учении атомистов читатель найдет в не раз уже цитированном сочинении Роха на с. 41–48 в примечаниях к анализу содержания книг «О природе». 385 Некоторым подтверждением нашего предположения может служить небольшой отрывок из книг «О природе», сохранившийся в Sacra parallela преп. Иоанна Дамаскина , где св. Дионисий говорит: «Неточно и несовершенно у людей не только знание самих тел мира и того, что под миром, и числа века, но и знание всего вообще, не исключая и самых малых вещей». Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 19 (С. 54 нового изд.). 386 Евсевий. Praeparatio evangelica. XIV, 25; ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 10 (С. 46 нового изд.). 387 Евсевий. Praeparatio evangelica. XIV, 24; ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 4 (С. 41 нового изд.). 400 Ниже мы увидим, что в книгах «Об обетованиях» св. Дионисий защищал необходимость аллегорического толкования пророчеств Апокалипсиса. 404 Подтверждение сделанных нами замечаний об экзегетических приемах св. Дионисия легко найти и в тех отделах разных сочинений св. Дионисия, где он по тем или другим побуждениям останавливается на объяснении различных мест Священного Писания. См. особенно каноническое послание св. Дионисия к еп. Василиду и толкования на евангельские повествования о молитве Спасителя в саду Гефсиманском, – в Творениях св. Дионисия. С. 39–46 и 103–110 (С. 73–80 и 134–140 нового изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

И этот взгляд на значение пришествия Спасителя может быть истолкован в мессалианском смысле. «Если же ты говоришь, что Господь пришёл ради сего (преступления Адама), то почему Он не уничтожил его в крещении, но ещё и ныне каждый имеет власть преступать или не преступать (р. 1017 С.). 3) Ещё яснее выступают мессалианские заблуждения некоторых монахов в их учении о церковном крещении. Они, по-видимому, не считали, как и Евхиты, крещение обязательным, как показывает обращённое к ним замечание преп. Марка, что некрещённый (βπτιστος) или тщеславный (т. е. принявший крещение, но не признающий его совершенным, не может познать истину; но тому, кто крестится в кафолической Церкви (ν τ καϑολικ κκλησ), через крещение даётся таинственно благодать, и она сокровенно обитает в нём (р. 1001 В.). Их мнение о необязательности церковного крещения может вытекать из их ясно выраженного учения о несовершенстве крещения (р. 988 АВ: οκ στι τλειον τ βπτισμα, τ βπτισμα τελς) или о недостаточности его для уничтожения отеческого греха. «Если, – говорили они, – крещением уничтожается грех (наследственный), то почему он опять (после крещения) действует в сердце»? (р. 992 АВ.). Этот вопрос они разрешали в том смысле, что и после крещения грех оставляется в человеке. В доказательство своего мнения они ссылались на ап. Павла, свидетельствующего, по их мнению, что и сам он находился под властью греха: вижду ин закон, противовоюющ закону ума моего ( Рим. 7:23 ). Этот грех не уничтожается крещением вследствие того, что в нём (крещении) сообщается крещаемому несовершенная (т. е. не в полной силе действующая) благодать Святого Духа, умножающаяся потом по мере наших подвигов (р. 1008 С.) и что даётся первоначально только начаток Духа (р. 1009 D.: παρχ το Πνεματος), а не совершенный Дух (т. е изливающий на человека все свои дары). Уничтожение же ветхого греха (р. 985 А.: τεροι δ (λγουσιν) ξ γνων ναιρεσϑαι τν παλαιν μαρταν) и приобретение совершенства (p. 988 А.: ...ξ γνων λγουσιν χειν τν τελειτητα) достигаются подвигами, делами (ibid.: Ε λγομεν ξ ργον ναιρεσϑαι μαρταν), а не благодатью (p.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Апостол считает эту истину самоочевидною и потому вместо того, чтобы сказать: они не были от нас, потому что в таком случае они не вышли бы от нас, ибо кто от нас, тот, насколько и пока он наш, должен пребывать с нами и не может отпасть от нас, – продолжает доказательство простым условным предложением: ε γρ σαν ξ μν, μεμενεκησαν ν μεϑ’ μν. Если бы они были истинными причастниками нашей жизни (ξ μν), то они никогда и не выделялись бы из нашего общества, но всегда пребывали бы с нами, как члены видимого христианского общества. Μεϑ’ μν выражает здесь идею внешнего общения, основанного на внутреннем единении и связи 668 . Следовательно, Апостол видит доказательство действительного внутреннего единения с христианскою Церковью в внешнем единении и общении, так что отсутствие последнего свидетельствует о недостатке первого, σαν в связи с plusquamperfect, является необычным, но imperfect. в условных предложениях нередко стоит там, где следовало бы ожидать aorist. и plusquampertect. и именно тогда, когда нужно выразить большую продолжительность, как здесь, где имеется в виду все время, когда антихристы были еще членами Церкви. Γρ употребляется в послании очень редко ( 1Ин.4:20, 5:3 ; ср. 2Ин.1:11 ; 3Ин.1:3, 7 ) и отличается от τι тем, что выражает субъективное основание, тогда как τι выражает факт (cp. 1Ин.2:8 ). Выделение антихристов из среды христианского общества не случайное явление, но служит определенной божественной цели, очень важной в интересах соблюдения верующих от тлетворного влияния «глаголющих развращенная, еже отторгати ученики в след себе» ( Деян.20:30 ). Поэтому λλ’ να φανερωϑσιν, τι οκ εσν πντες ξ μν. λλ’ να – эллиптическое выражение, обычное у Апостола Иоанна ( Ин.1:3, 9:3, 13:18, 14:31, 15:25 ), которое должно быть восполнено чрез ξλϑον или чрез более общее: это случилось, произошло (τοτο γγονε), чтобы... να выражает не следствие, но цель. Следствие, какое имеет факт отпадения антихристов, Апостол уже указал и из того, что они не пребыли с нами, заключил, что они на самом деле и не принадлежали к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010