В 1984 г., с началом осуществления по инициативе Н. Чаушеску плана по обширной реконструкции центра города, в районе, где располагался М.-В., было решено построить «Дом народа» (здание парламента Румынии). Церковь и строения Гос. архивов были предназначены под снос, однако вмешательство иерархов РумПЦ и ряда деятелей культуры спасло памятник. Было принято решение о перемещении церкви вместе с колокольней на 289 м к востоку от первоначального расположения. Работы (церковь и колокольня были перевезены по рельсам) были осуществлены под рук. инженера Э. Йордэкеску, спасшего т. о. и др. исторические памятники Бухареста. Церковь М.-В. была возвращена РумПЦ и открыта в 1994 г. Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 1985 г. Древние святыни монастыря, упоминаемые в патриаршей грамоте, не сохранились. Считается, что какую-то часть настоятели М.-В. могли перевезти в монастырь Симонопетра. В инвентарной описи, составленной во времена секуляризации (1865-1867), указаны ценные предметы: напр., перламутровый крест, 2 серебряных сосуда (один с вкладной надписью от Михая II Храброго, другой 1685 г.), потир 1625 г., серебряный позолоченный дискос и др. ( Ti a-Mircea. 2006. P. 21). В М.-В. над надгробной плитой Йоана, сына господаря Валахии Григоре I Гики (1660-1664, 1672-1673) находилось серебряное кадило. Оно было сделано в Брашове или Сибиу, стиль его украшений предвосхитил брынковянский стиль, на нем вычеканен валашский герб, аналогичный высеченному на надгробной плите Иоана. Некоторые надгробные плиты бояр XVII в. из М.-В. хранятся в Историческом музее Бухарестского муниципалитета, надписи на них были опубликованы Н. Йоргой ( Iorga. 1905. Vol. 1. Р. 257-258). В церкви сохранилась икона кон. XVII в. «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия», на к-рой после реставрации была обнаружена вкладная запись с датой: «1666, я, монах Иоанн из монастыря Русикон Святой Горы». 21 янв. (н. с.) совершается храмовый праздник в честь иконы. В церкви также хранится ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи, прп. Иоанна Хозевита, блж. Ксении, св. Феофила, мч. Севастиана, мучеников Киприана и Иустины, сщмч. Климента, папы Римского, мч. Трифона, прп. Авксентия, свт. Дионисия Закинфского, мч. Анастасия, мч. Панагита, свт. Спиридона, свт. Нифонта II, патриарха К-польского, прп. Игнатия Афонского (Старозагорского), прп. Саввы Освященного, вмч. Евстафия Плакиды, вмч. Феодора Стратилата, прп. Паисия Величковского, прп. Стилиана Пафлагонского, вмч. Меркурия, первомч. архидиак. Стефана, ап. Андрея, вмч. Димитрия Солунского, мч. Харалампия ( Ti a-Mircea. 2006. Р. 27). Кафоликон во имя святителя Николая

http://pravenc.ru/text/2563808.html

Д. скончался 2 авг., при архиеп. К-польском свт. Прокле (434-446). Согласно Житию прп. Ипатия Руфинианского,- за неск. лет до кончины этого святого (446), т. е. ок. 440 г. Его отпевание совершил архиепископ в Великой ц., и весь город пришел поклониться святому. Он был погребен 3 авг. в своем монастыре, и вскоре его мощи стали источать миро, которым исцелялось от различных болезней множество народа. Преемником Д. стал его сын Ф. Сведений о нем практически не сохранилось, известно только, что он был участником IV Вселенского Собора (451) ( Mansi. T. 6. Col. 752). Прп. Исаакий. Икона. XVIII в. (ГМЗРК) Исходя из текста Жития И., годом его смерти следует считать 383-й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако др. источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Д., И. жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что И. был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его мон-ре. При этом др. версия Жития Д., изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте ( Γεδεν. 1899. Σ. 144-145). Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти И. В наст. время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. (см.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109). Нек-рые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит кончину И. к 416 г. на основании данных о ц. первомч. Стефана, в которой были положены мощи И. ( Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73-75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. ( Παπαδπουλος Σ. Γ. Ισακιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

http://pravenc.ru/text/674786.html

   Призвав молитвы ныне празднуемых святых и всех преподобных Отцов наших, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Да будет так! Аминь.    Тропарь канона Недели о Фоме, песнь 3.    Св. Иоанн Златоуст, Толкование на первое послание к Тимофею, Беседа 11, 1. PG 62, 555. Рус. пер.: Творения, т. 11, с. 693.    Ср.: св. Иоанн Златоуст, Слово на Рождество Христово. PG 56, 385. Ср. рус. пер.: Творения, т. 6, с. 692.    Стихира на Господи воззвах службы Рождества Христова.    Догматик, глас 8.    Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892001. Рус: Творения, кн. II, с. 76.    Рус: «И кто способен к сему?»    Св. Иоанн Златоуст, Толкование на Послание к Ефесянам, Беседа 1, 2—3. PG 62, 13—14. Рус. пер.: Творения, т. 11, с. 10, 12.    См.: Св. Иоанн Златоуст, Толкование на Послание к Ефесянам, Беседа 4, 5. PG 62, 34. Рус. пер.: Творения, т. 11, с. 37    Св. Иоанн Златоуст, Толкование на Послание к Римлянам, Беседа 10, 2. PG 60, 476—477. Рус. пер.: Творения, т. 9, с. 596.    Соединение двух природ, божественной и человеческой, в единой ипостаси воплощенного Бога Слова ни в коем случае нельзя понимать как их смешение или поглощение одной природой другой. Прп. Иоанн Дамаскин так описывает образ соединения: «Мы говорим, что соединение произошло из двух совершенных природ, божественной и человеческой, не смешением, или слиянием, или срастворением... но через сочетание, то есть ипостасно, непреложно и неслиянно, и неизменно, и нераздельно, и неразлучно, в двух природах, пребывающих совершенными». " Точное изложение православной веры " , 47 (О двух природах), с. 288—239.    Богородичен седален по 2-ой кафизме службы Рождества Христова. В русских Минеях исключен из службы праздника, но есть в службе попразднства за 27 декабря (св. первомч. Стефана).    Ирмос, канона Святой Троице на Воскресной Полунощнице, песнь 7, глас 2.    Под «выдающимся богословом» старец Иосиф имеет в виду прп. Иустина Поповича. О нем см. наст. изд., с. 26—27.    Светилен праздника Крещения Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

После сер. IV в. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum» были существенно дополнены и объединены в календарь Римской Церкви. На основании Иеронимова М. и др. источников делались попытки восстановить римский календарь по состоянию на 1-ю пол. V в. Кроме дней поминовения епископов и мучеников в нем были указаны даты рукоположения Римских пап, освящения церквей и т. д. ( Urbain. 1901; Kirsch. 1924; см. также: Pietri Ch. Roma Christiana. R., 1976. Vol. 1. P. 617-624). Вероятно, календари, подобные рим. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum», использовались во мн. христ. общинах. Они имели практическое богослужебное значение и со временем заменялись более удобными или более полными таблицами, поэтому известны лишь единичные образцы, уцелевшие по случайности. Эти календари являются важными источниками сведений о распространении почитания отдельных святых и о структуре литургического года в различных регионах Римской империи. Среди них - фрагментарный арианский календарь из К-поля на гот. языке (с 23 окт. по 30 нояб.; см.: Loewe R. Der gotische Kalender//Zschr. f. deutsches Altertum und deutsche Literatur. 1922. Bd. 59. S. 245-290; Sch ä ferdiek K. Das gotische liturgische Kalenderfragment: Bruchstück eines Konstantinopeler Martyrologs//ZNW. 1988. Bd. 79. S. 116-137); африкан. Карфагенский календарь (1-я пол. VI в.); фрагментарный эпиграфический календарь из Кармоны (Испания) (VI-VII вв.; см.: Delehaye H. Le Calendrier lapidaire de Carmona//AnBoll. 1912. T. 31. P. 319-321). В каждом из этих календарей указаны только те праздники, к-рые отмечались в конкретной христ. общине. Так, в Карфагенском календаре выделяются праздники рождественского цикла (Рождество Христово, поминовение первомч. Стефана, ап. Иоанна, Вифлеемских младенцев), Богоявление (Эпифания), Вознесение Пресв. Девы Марии, а также дни памяти общехристианских святых (Рождество Иоанна Крестителя, поминовение апостолов Петра и Павла, Андрея). В календаре представлены мученики, почитавшиеся в Риме (Агнеса, Себастиан, папа Римский Сикст II, Лаврентий, Климент и др.), в Италии (Агата, Гервасий и Протасий, Феликс Ноланский и др.) и в Испании (Винцентий, Евлалия), но наибольшее число памятей относится к африкан.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Вслед за праздниками Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления идут праздничные седмицы. Структура церковного года сохраняет его деления на 7-недельные периоды. Календарь памятника краток; он в основном состоит из последований Господских и др. великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года Лекционария. В нем содержится всего неск. памятей святых (первомч. Стефана, св. Або Тбилисского, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора, 40 Севастийских мучеников, св. Феклы); однако краткость календаря Тропология не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с Лекционарием. Последования нек-рых праздников (вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу Великого поста, сщмч. Афиногена в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, Св. отцов (28 янв.), архангелов (14 нояб.) и др.) имеют тенденцию использоваться и в др. дни - в качестве общих песнопений тем или иным ликам святых. Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых указаны уже в Лекционарии; песнопения, обозначенные в Лекционарии в виде инципитов, в Иадгари приведены полностью; этих же праздников в основном коснулось и пополнение песнопениями нового типа - стихирами и канонами. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Иадгари нередко состоят из неск. (2-3) слоев, что является показателем поэтапного пополнения и расширения песненного материала Иадгари. Многослойность песнопений дает возможность проследить развитие их форм вплоть до кон. IX в. Песнопения древнего Иадгари не имеют авторских атрибуций. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для рядовых воскресений только прокимны, в древнем Иадгари впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что является одним из древнейших свидетельств об оформлении системы осмогласия ), переведенные на франц. язык и исследованные Ш. Рену ( Renoux. Les hymnes. 2000). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (а также, не во всех рукописях охитай вечерни, вероятно, сопровождавший особую молитву предстоятеля; см.: Ibid. Р. 69) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения ко Кресту на Голгофе - см.: Ibid. P. 70-71); для утрени: 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канон), антифонный псалом перед Евангелием (о самих воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия («гардамоткумай»), цикл хвалитных стихир; для литургии: прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений древнего Иадгари восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. P. 14-85).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Г. Ч. первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христ. мира. Правая рука и др. частицы мощей Г. Ч. находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском мон-ре. В Греции частицы мощей Г. Ч. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона (Афон), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в ц. св. Анастасии и в ц. вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в мон-ре Агия-Лавра близ Калавриты, в мон-ре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в мон-ре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в мон-ре Кехровунион (о-в Тинос), в мон-ре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Г. Ч. в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранится в наст. время в ц. Сан-Роки. Частицы мощей Г. Ч. есть также в соборе ап. Петра и храме св. Игнатия в Риме. В Москве частицы мощей Г. Ч. находятся в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). Ист.: BHG, N 715-715e; SynCP. Col. 201, 229-230; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Книга Паломник. С. 6, 52, 73; ЖСв. Нояб. С. 444-463. Лит.: Telfer W. The Cultus of St. Gregory Thaumasturgus//The Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. N 4. P. 225-344; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 188-189; Janin R. Gregorio, Taumaturgo, vescovo di Neocesarea//BiblSS. Vol. 7. P. 214-217. О. Н. Афиногенова Почитание в славянской традиции Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, переведено на слав. язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Волок. 592. Л. 330-358 об.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 507); в Минеи Четьи Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 799) 40-х гг. XVII в. входит «житие вкратце» (нач.: «Град есть некий славен, старейшина римский...») и чудеса Г. Ч. (Там же. Примеч. 17). Возможно, к этому тексту восходит перевод на «просту мову» (нач.: «Неокесария ест место над Чорным морем, которое грекове зовут Еуксинопонтом...»), выполненный не позднее 1669 г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

рукописях. С одной стороны, краткая версия выглядит более логичной, поскольку в др. повествованиях (в т. ч. в «Дидахе» и 1-м Послании к Коринфянам, а также в последующей традиции совершения Евхаристии ) фигурирует только одна чаша. С др. стороны, последовательность в Евангелии от Луки иная, чем у др. евангелистов: сначала благословляется чаша, потом - хлеб (что, однако, похоже на последовательность в «Дидахе»). Возможно, 2-я чаша появилась из-за стремления гармонизовать синоптические повествования. То, что длинная версия 3-го Евангелия во многом совпадает с 1 Кор 11. 24-25, может указывать на образец для вставки, но также, наоборот, может подкреплять аутентичность длинного чтения, учитывая то, что, согласно преданию, Л. был учеником ап. Павла. В 75, во мн. ранних унциалах, в сирийских и коптских рукописях, в Вульгате отсутствуют стихи Лк 22. 43-44. В группе f13 они поставлены после Мф 26. 39. В 69 по неясным причинам пропущен также ст. 42. В 75 и в Ватиканском кодексе отсутствует стих Лк 23. 34 (Тертуллиан, обсуждая правку Маркиона, слова «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» также не цитирует - Tertull. Adv. Marcion. IV 42. 4). Однако эти слова есть в Александрийском кодексе; в Кодексе Безы и в Синайском кодексе в этих местах внесены исправления; эти же слова есть в Диатессароне, у Псевдо-Игнатия Богоносца ( Ps.-Ign. Ep ad Eph. 11. 10. 3), у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 16. 9; 18. 5), в «Евангелии евреев» ( Hieron. Ep. 120. 8. 9), в сир. Дидаскалии апостолов, в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (гл. 132), в Климентинах ( Ps.-Clem. Recogn. 6. 5; Hom. 11. 20. 5) и др. Они учитываются в Канонах Евсевия. Эти слова могут рассматриваться как исполнение пророчества Ис 53. 12 («за преступников сделался ходатаем»). Их присутствие в первоначальном тексте Евангелия косвенно доказывает наличие аналогичной фразы в рассказе об убиении первомч. Стефана (Деян 7. 60). Их удаление могло быть вызвано, с одной стороны, стремлением гармонизовать синоптические повествования, с другой, желанием устранить противоречие богословско-исторического характера: многие рассматривали разрушение Иерусалимского храма как следствие казни невинного Праведника, а значит, молитва Христа к Отцу о прощении всех, кто виновны в Его осуждении и казни, в первую очередь об иудеях, не исполнилась.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Царский Деисус. Роспись ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории. 1383/84 г. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на 3 регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресв. Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение сщмч. Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомч. Стефан архидиакон, рядом - прп. Симеон Столпник. В юж. части вост. стены представлен свт. Кирилл Александрийский, на юж. стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе свт. Афанасий Великий. Далее - свт. Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и вмц. Варвара. На северной стене - чтимые в Сев. Греции прмч. Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и сщмч. Александр Пиднский (пам. 13 марта). В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В вост. части сев. стены в тройной рельефной арке представлен 5-фигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Предтеча, вмч. Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25. 34), что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизант. время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение. Изображение Пресв. Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…» (Пс 45. 10). Вмч. Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресв. Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Фотография. 1932 г. Одновременно продолжала существовать и жен. община у монастырских врат с домовым храмом во имя преподобных Геннадия и Никифора. Впосл. сестры переселились в воссоздаваемый Сяндемский монастырь и в Митрофаниевский скит. В Н. м. находится значительное число святынь: частицы древа Креста Господня и Мамврийского дуба, мощей св. Иоанна Предтечи, первомч. и архидиак. Стефана, апостолов Иакова Зеведеева и Фомы, сщмч. Климента, папы Римского, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия (Вениаминова), Нектария Эгинского, сщмч. Кириака Римского, священноисп. еп. Афанасия (Сахарова), великомучеников Пантелеимона и Никиты Готфского, мучеников Валерия, Вонифатия Тарсийского, Феликса Римского, Смарагда Римского, святых вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, мц. Елены Испанской, преподобных старцев Оптинских, Александра Свирского, Антония Дымского, Елисея Сумского, Серафима Саровского, Варсонофия (Юрченко) Херсонского, Гавриила Афонского, Феофана (Медведева) Рыхловского, 7 преподобных жен Дивеевских, св. блгв. кн. Александра Невского и др. Среди чтимых икон - Владимирский образ Божией Матери. В Н. м. проживают 15 чел. Ежедневные богослужения совершаются по Афонскому уставу: в 4.30 - полунощница и утреня, 1-й час; в 8.30 - 3-й и 6-й часы, литургия, в 16.45 - вечерня, в 19.30 - повечерие; в дни двунадесятых праздников в 3.30 - всенощное бдение. Монастырское хозяйство включает огороды, скотный двор, 4 улья и птичник. Построены гостиница за воротами и трапезная. Священноархимандритом крупнейшего в епархии мон-ря является митр. Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Постройки Монастырский комплекс представляет собой редкий ансамбль в рус. стиле, представленном его «тоновским» вариантом и образцами деревянного резного «узорочья». В Карелии и примыкающих к ней районах Ленинградской и Вологодской областей примером такого ансамбля кроме Н. м. является только частично сохранившийся Муромский Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Порядок, в к-ром Послания П. расположены в изданиях НЗ, не соответствует тому, в к-ром они предположительно были написаны (ср. предисловие в: Ioan. Chrysost. In Rom. Praef.). О совр. реконструкции хронологического порядка, в к-ром Послания могли появляться, см. в разд. «Канон Нового Завета» в ст. Канон библейский , а также в соответствующих статьях о Посланиях П. Другие источники Данные о жизни П., к-рые можно почерпнуть из кн. Деяний и Павловых Посланий, дополняются сведениями, сохранившимися в предании раннехрист. Церкви. Эти сведения в основном касаются последнего периода жизни П.- того, который выходит за хронологические рамки кн. Деяний. Они сохранились у авторов II в.- Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и Иринея Лионского, у авторов III в.- Тертуллиана и Лактанция, у писателей IV в.- Иеронима, Евсевия Кесарийского и Иоанна Златоуста. Важными для восстановления исторического контекста жизни П. являются сочинения иудейских, греческих и римским историков, посвященные этому периоду. Биография Детство, юность, образование Вопрос о дате рождения П. не имеет окончательного решения. В рассказе из кн. Деяний о гибели первомч. Стефана во время гонений от иудеев Савл назван «юношей» (νεανος; возможно, в возрасте 20 с небольшим лет). Это является важным указанием на возраст П. Убиение Стефана, вероятно, произошло в 33 г. по Р. Х. (согласно Евсевию Кесарийскому, мученичество Стефана совпало по времени с избранием ап. Иакова епископом Иерусалимской Церкви - Euseb. Hist. eccl. II 1. 1-2; в «Хронике» оно датируется 1-м годом 203-й олимпиады и 19-м годом правления Тиберия - Idem. Die Chronik//GCS. 20. S. 213, что соответствует 33 г. по Р. Х.). Если к этому моменту П. было от 20 до 25 лет, значит, он род. между 9 и 14 гг. по Р. Х. П. род. в киликийском г. Тарсе (ныне Тарсус, Турция), по месту рождения он неск. раз назван Тарсянином (Деян 9. 11; ср.: 21. 39; 22. 3; 23. 34); у блж. Иеронима зафиксирована др. традиция: П. «происходил... из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Тарс» - Hieron. De vir. illustr. 5//PL. 23. Col. 615 (на каком предании Иероним основывает это утверждение, неизв.). Тарс был столицей Киликии , исторической области на юго-востоке М. Азии, входившей в состав Римской империи (с 27 г. в составе пров. Сирия, Киликия и Финикия, с 70-х гг. I в. получила статус провинции, управлялась претором). Будучи крупным ремесленным и торговым центром ( Johnson. 1981. P. 11), Тарс был также центром культуры, науки и образования ( Strabo. Geogr. 14. 5, 12-13). Провинция отличалась этническим разнообразием, в ней компактно проживали также евр. переселенцы ( Philo. Leg. Gai. 36). Греч. язык был основным языком Тарса, поэтому П. должен был с детства свободно владеть им наряду с арамейским (ср.: Деян 21. 37).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010