РАИК. 154. Л. 290 об.; Ath. Cutl. 456. Fol. 165-166; РНБ. Греч. 126. Л. 362 об.; Ath. Iver. 964. Fol. 144v - 146), «Павле, уста Господня» на 2-й глас (апостолам Петру и Павлу; РНБ. Греч. 126. Л. 357) и анаграмматизм этой стихиры «Приидите со мною, и благих не лишимся» (ετε σν μο κα τν ϒαθν μ στερηθμεν) на 1-й плагальный глас (Ath. Cutl. 456. Fol. 163v - 164v; Ath. Iver. 964. Fol. 141v - 142v) и на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 289 об.; 30. Л. 257; РНБ. Греч. 126. Л. 359; Lesb. Leim. 231. Fol. 188v - 189v), «Утвердите стадо» (Στηρξατε πομνην) на 1-й плагальный глас (апостолам Петру и Павлу, анаграмматизм стихиры «Премудрость Божия»; Ath. Cutl. 456. Fol. 166v; РНБ. Греч. 126. Л. 366; Lesb. Leim. 231. Fol. 191-192v), «Окружили раку мощей твоих» (Περικυκλονται ες τν λρνακα τν λειψνον σου) на 2-й глас (прп. Афанасию Афонскому (5 июля); Ath. Iver. 964. Fol. 146v - 147v; Lesb. Leim. 231. Fol. 195v - 196v) и 2-е колено этой стихиры «Не источаем слез» (Ο δκρυα χομεν) на 2-й плагальный глас (Ath. Iver. 964. Fol. 148-148v), «Ейже и молится о нас» ((?)λσθυο;Ηι κα πρεσβεει πρ μν) на 2-й плагальный глас (прп. Афанасию Афонскому, анаграмматизм стихиры «Безсмертия тезоименитаго»; БАН. РАИК. 154. Л. 293 об.; Ath. Cutl. 456. Fol. 167-169), «Престани, о мати моя» (Πασον μτερ μου) на 4-й плагальный глас (святым мученикам Кирику и Иулитте (15 июля), анаграмматизм стихиры «Трилетен Троицу»; Ath. Cutl. 456. Fol. 169v - 170; РНБ. Греч. 126. Л. 374), «Во граде Бога нашего» (Εν πλει το Θεο μν) на 2-й глас (вмц. Марине (17 июля); РНБ. Греч. 126. Л. 375; 130. Л. 650 об.), «Сей бо во плоти ангел» (Οτος γρ ν σματι γγελος) на 1-й глас (прор. Илии (20 июля), анаграмматизм стихиры «Илиа ревнивый»; Lesb. Leim. 231. Fol. 206v - 208v), «Радуйся о Господе, венценосче Стефане» на 4-й плагальный глас (св. первомч. Стефану (2 авг.); РНБ. Греч. 126. Л. 251; Lesb. Leim. 300. Fol. 17-18v, посл. четв. XV в.), «Небеса убояшася, земля вострепета» (Ορανο φριξαν, γ τρμαξεν) на 1-й глас (на Преображение, анаграмматизм стихиры «Прообразуя Воскресение Твое»; БАН.

http://pravenc.ru/text/471332.html

К визант. периоду относятся 3 хранящиеся в К. чудотворные иконы: Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), Божией Матери «Одигитрия» и первомч. Стефана. Однажды, когда запасы в мон-ре иссякли, экклисиарх Агафон (в великой схиме Захария) начал молиться у иконы «Антифонитрия», и сосуд наполнился елеем, а кладовые - продуктами. Согласно легендарной истории К., чудо произошло накануне праздника перенесения мощей первомч. Стефана в 1020 г. в правление Константина IX Мономаха, но этот император царствовал в 1042-1055 гг. Икона первомч. Стефана (VIII в.), поврежденная, по преданию, иконоборцами (она была брошена в огонь, и ее нижняя часть обуглилась), чудесным образом прибыла из Иерусалима к имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и игум. Илариону. Она заключена в серебряный оклад в 1864 г. Икона «Одигитрия», согласно легендарной истории К., происходит из Влахернской ц. в К-поле и подарена К. Анной Филантропиной, получившей ее от византийского императора в 1351/52 г. Предполагают, что на самом деле дарительницей иконы была Елена, супруга Стефана IV Душана (ср.: Д. Св. Гора под српском Београд, 1992. С. 175. (ЗРВИ; 31); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта казиваньа о Св. Гори. Београд, 2005. С. 72-73). Первомч. Стефан. Икона. VIII в. (кафоликон мон-ря Кастамонит) крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, части багряницы Христа, десницы первомч. Стефана (дар имп. Феодосия II) и мч. Трифона, глава сщмч. Власия, лопатка равноап. имп. Константина Великого, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, бессребреников Кира и Иоанна, свт. Модеста, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста, мч. Фалалея, 2 тыс. Никомидийских мучеников, вмч. Иакова Персянина, мч. Христофора, прп. Парфения, еп. Лампсакийского, прор. Захарии, ап. Луки, вмч. Прокопия, часть челюсти вмч. Артемия, челюсть св. Аглаи и др. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 269-273.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

произведениями монументальной живописи периода Македонской династии. Искусство такого типа было распространено в посл. четв. IX - 1-й четв. X в. Его лучшим образцом, стилистически и территориально близким к росписи ц. первомч. Стефана, являются мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 880). Фрески апсиды Ротонды ( Георгия Победоносца великомученика церковь в Фессалонике ), возможно чуть более поздние, также могут быть отнесены к этому направлению. Др. близкие аналогии можно найти среди росписей Каппадокии (Старая церковь Токалы-килисе в Гёреме , 1-я четв. X в.; Айвалы-килисе в Гюлюдере, 913-920, и др.). Фрески Айвалы-килисе представляют ближайшую иконографическую параллель изображению «Страшного Суда» в ц. первомч. Стефана ( Thierry N., Thierry M. Ayvali Kilise ou pigeonnier de Gülli Dere: Église inédite de Cappadoce//Cah. Arch. 1965. Vol. 15. P. 97-154; Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Stud. zur Geschichte des Weltgerichts Bildes. W., 1966. S. 79-103). Подобный стиль встречается в монументальной живописи Наксоса (ц. Панагии Калорицы, 1-я пол. X в.), п-ова Мани (ц. ап. Петра в Палеохоре, 1-я пол. X в., и др.), а также в нек-рых иллюстрированных рукописях IX в., таких как Книга Иова из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 749) или Sacra parallela из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923). Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. 2-й слой. Живопись этого слоя хорошо сохранилась и недавно расчищена. Она выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне, со всеми характерными приемами рубежа XII и XIII вв. К этому слою росписи, несомненно, относится ряд евангельских сцен в клеристории, изображения в медальонах по оси свода Христа Еммануила, Христа Ветхого денми и Христа Вседержителя, а также пророков на склонах свода. Евангельский цикл составляют «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Преображение Господне» на вост.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Это позволяет предположить, что церковь была соборной. Алтарь отделен от наоса низким встроенным темплоном, вероятно изначальным, о чем свидетельствуют фрагменты живописи. Нартекс занимает всю ширину зап. стороны церкви. Три двери с арочными завершениями ведут из нартекса в наос. Отсюда же по узкой лестнице можно подняться на хоры, южная часть которых оформлена как небольшой придел (аскитарий), посвященный прав. Анне. Эта галерея с приделом над нартексом не имеет аналогов в Кастории. Боковые нефы и нартекс перекрыты полуцилиндрическими сводами, а хоры над нартексом - четвертным сводом. Стены боковых нефов внутри обозначены плоскими нишами. Снаружи таких ниш нет, что отличает ц. первомч. Стефана от других касторийских храмов. Кладка стен выполнена в смешанной технике из блоков камня, «обрамленных» кирпичами. Архивольты окон и дверных проемов имеют обрамления из плинфы. По сторонам окна над апсидой из кирпича выложены 2 крупные розетки. В верхней части апсиды и стен главного нефа по всему периметру идет декоративный фриз из керамических плиток, сверху и снизу обрамленных поребриком. Др. карнизы и арочные обрамления окон также выложены поребриком. Страшный Суд. Роспись свода нартекса ц. первомч. Стефана в Кастории. IX в. или нач. Х в. Страшный Суд. Роспись свода нартекса ц. первомч. Стефана в Кастории. IX в. или нач. Х в. В сер. ХХ в. с сев. и зап. сторон церкви был сооружен портик. II. Живопись. 1-й слой. В наосе, в нартексе и в галерее сохранилась значительная часть древней живописи. Только в нескольких местах - особенно в проходах из нартекса в наос - были добавлены отдельные, более поздние фигуры или композиции. Вероятно, ко времени появления этих вотивных композиций основная часть древних фресок уже была в плохом состоянии. Сохранение древнего облика церкви, возможно, было преднамеренным: евангельские сцены, написанные в клеристории поверх старых, отделены от нижних зон ровно по границам старых композиций. Реконструкция иконографической программы 1-го слоя затруднена его фрагментарной сохранностью.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Стефана, св. Бессребреников и св. Таксиархов у Митрополии) отличались небольшой длиной и значительной высотой центрального нефа с окнами клеристория; внутреннее пространство отчасти похоже на пространство купольных или сводчатых храмов. Однонефные храмы визант. и поствизант. времени, как правило, имеют небольшие размеры. Для визант. храмов Кастории характерно применение смешанной кладки с чередованием рядов неотесанного камня или камня со скругленными углами и рядов плинфы с толстым слоем раствора с кирпичной крошкой; иногда вертикально положенные кирпичи создают обрамление вокруг блоков камня. Декоративные элементы из кирпичей, выложенные из плинфы профили дверных и оконных проемов придают зданиям живописный облик. Среди самых распространенных мотивов - поребрик, аркатурные пояски, нередко ниши с образами святых, написанных в тимпанах арок. Часто для украшения стен использовались керамические плитки разнообразной формы. Храмы поствизант. времени мало отличаются от современных им жилых домов и выглядят очень скромно. Большинство храмов построено из неотесанных камней с применением деревянных связей. В них маленькие окна и двери с низкими притолоками, уровень пола часто ниже уровня почвы. Церковь первомч. Стефана находится в северо-восточной части города на небольшом холме. Исторических сведений о времени и об обстоятельствах ее строительства и украшения нет. Исследователи датируют создание церкви, а также 1-го слоя росписи IX или нач. X в., 2-го слоя - рубежом XII и XIII вв., еще несколько изображений в разных частях здания - XIII и XIV вв. Церковь первомч. Стефана в Кастории. IX в. или нач. Х в. Церковь первомч. Стефана в Кастории. IX в. или нач. Х в. I. Архитектура. Церковь представляет собой короткую 3-нефную базилику с довольно правильным и симметричным планом. Главный неф с очень высоким клеристорием отделен от боковых нефов стенами с 2 симметричными проемами. Он заканчивается апсидой, 3-гранной снаружи и полукруглой внутри, в к-рой сохранились остатки синтрона.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Пресв. Геронтий сообщает об уставе мон-ря М. Р. В 3, 6 и 9-й час дня сестры пели псалмы. В полночь вставали на молитву. Ночное правило их состояло из 3 песнопений, 3 чтений и 15 антифонов помимо утренних. После этого они некоторое время спали. В праздники пели дополнительные песнопения (VMgr. 47). В Житии Петра Ивера ( Horn. 2008. P. 62-63) говорится, что для М. Р. и сестер литургия в монастыре служилась ежедневно, «по римскому обычаю»; согласно пресв. Геронтию, литургия совершалась помимо праздников в пятницу и в воскресенье в мартирии, где находились мощи 40 мучеников Севастийских, прор. Захарии и первомч. Стефана (VMgr. 48). Ок. 431 г. Пиниан умер (пресв. Геронтий сообщает, что М. Р. пережила его на 8 лет). Он был похоронен вместе с Альбиной в часовне Апостолов. После этого М. Р. руководила обоими отделениями монастыря при содействии пресв. Геронтия. Ок. 436 г. М. Р. начала строительство муж. мон-ря между Имвомоном и т. н. Гефсиманской пещерой. Средств не хватало, но за год обитель была построена (VMgr. 49). Осенью 437 г. М. Р. получила известие о том, что ее дядя Волузиан, прибывший в свите имп. Валентиниана II на его свадьбу с дочерью имп. Феодосия II, тяжело заболел. Поскольку Волузиан был некрещеным, М. Р. отправилась в К-поль, чтобы способствовать его обращению в христианство. Волузиан умер, крестившись, а М. Р. пробыла в столице ок. 2 месяцев, общаясь с имп. семьей и придворными (VMgr. 50-56). В февр. 438 г. (по мнению Кларк, в 437; согласно датировке имп. бракосочетания у Сократа Схоластика, это был 436) М. Р. отправилась в обратный путь и прибыла в Иерусалим до Пасхи (27 марта 438). После этого она в короткий срок выстроила небольшой мартирий на Елеонской горе, «где стояли ноги Господни», т. е. возле Имвомона, на деньги, пожертвованные препозитом Лавсом (тот ли это Лавс, для которого написан «Лавсаик», неизв.). Этот мартирий впосл. называли ц. первомч. Стефана «у колоннады» ( Wilkinson. 2002. P. 318, 335). В кон. XIX в. на этом месте была обнаружена 3-нефная базилика. Возможно, это тот же мартирий, расширенный впосл. имп. Евдокией (о чем сообщается в Житии Петра Ивера (гл. 49)). Т. о., согласно пресв. Геронтию, в мон-ре М. Р. было 2 мартирия с мощами первомч. Стефана и др. святых: один - при муж. мон-ре (VMgr. 57, 64), другой - при женском (VMgr. 48, 59).

http://pravenc.ru/text/2562804.html

переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Чтение Д. с. а. в этом памятнике и его груз. аналоге (отражающем практику иерусалимского богослужения примерно V-VII вв.) также указывается на памяти: ап. Фомы (24 или 23 авг.) (Деян 1. 12-14; сейчас не читается), ап. Филиппа (15 нояб., сейчас - 14 нояб.) (Деян 8. 26-40), праотца Давида и ап. Иакова, брата Господня (25 или 24 дек.) (Деян 15. 1-29; в груз. переводе иерусалимского Лекционария - 26 дек., чтение сокращено до Деян 15. 13-29), первомч. Стефана (26 дек., сейчас - 27 дек.) (Деян 6. 8 - 8. 2), апостолов Иакова и Иоанна (евангелиста) Зеведеевых (29 дек.) (Деян 12. 1-24; в груз. переводе сокращено до Деян 12. 1-17); Вифлеемских младенцев (9 или 18 мая) (т. к. в Деян 12. 1-24 повествуется о неожиданной смерти Ирода, хотя это не тот Ирод, к-рый погубил младенцев, а гонитель апостолов) и в Великий четверг (Деян 1. 15-26 - рассказ об избрании Матфия на место Иуды-предателя). В совр. Апостоле из этих перикоп указываются только чтение на память первомч. Стефана (27 дек.; Деян 6. 8-15; 7. 1-5, 47-60) и ап. Иакова Зеведеева (30 апр.; Деян 12. 1-11). То же зачало, что и на память ап. Иакова Зеведеева, читается, согласно совр. уставу, на память вмч. Георгия Победоносца (23 апр., а также в дни памяти освящений церквей в его честь); среди памятников древнего иерусалимского богослужения чтение из Д. с. а. на память вмч. Георгия Победоносца указано в груз. переводе иерусалимского Лекционария, но выбор перикопы отличается от совр.- Деян 16. 16-34. В груз. переводе иерусалимского Лекционария есть еще 2 чтения из Д. с. а.- на память свт. Афанасия Великого и всех учителей Церкви (2 мая) (Деян 20. 28-32) и на память сожжения Иерусалима персами (17 мая) (Деян 4. 5-22). Кроме чтений на Усекновение главы Иоанна Предтечи и на памяти ап. Иакова Зеведеева, первомч. Стефана и вмч. Георгия Победоносца в совр. Апостоле указаны еще неск. чтений из Д. с. а. на праздники годового неподвижного круга : на память сщмч.

http://pravenc.ru/text/171799.html

Вскоре в Иерусалим прибыла супруга Феодосия II имп. Евдокия, которую М. Р. встречала в Сидоне. 15 мая 438 (или 439) г. состоялось перенесение мощей первомч. Стефана из Сионской ц. в только что построенную базилику за сев. воротами Иерусалима (видимо, именно к этому празднику и был приурочен визит имп. Евдокии, а также свт. Кирилла, еп. Александрийского, о чем сообщается в гл. 49 Жития Петра Ивера ( Horn. 2008. P. 65-69)). На следующий день, во время освящения новопостроенного мартирия, имп. Евдокия оступилась и получила травму ноги. Согласно лат. версии Жития М. Р., она сразу исцелилась по молитвам преподобной (VMlat. 2. 26-27), в греч. версии отмечено, что, несмотря на молитвы М. Р., исцеление не было мгновенным (VMgr. 59). Отношения М. Р. и имп. Евдокии в лат. и греч. версиях Жития описаны по-разному: по греч. версии, их связывала крепкая духовная дружба, согласно латинской, у них были конфликты. Так, Евдокия хотела забрать из мон-ря одну из сестер, но преподобная не отпустила монахиню и вразумила императрицу (VMlat. 2, 26); в греч. версии Евдокия покинула Иерусалим через неск. дней после освящения мартирия, т. е. в мае 438 г. Сколько времени прошло с этого момента до смерти М. Р.- неск. месяцев или полтора года - неясно, но далее следуют рассказы о чудесах, совершавшихся по ее молитвам. При датировке кончины М. Р. в основном исходят из датировки паломничества имп. Евдокии, приводимой Марцеллином Комитом. Возможно, имеется в виду и 438 г. В Иерусалиме М. Р. тесно общалась со своей родственницей Павлой (внучкой покровительницы блж. Иеронима). Незадолго до смерти М. Р. они вместе присутствовали на празднике Рождества Христова в Вифлееме. Во время богослужения М. Р. было открыто, что она в последний раз отмечает этот праздник. По возвращении в мон-рь она затворилась в пещере и молилась, а на следующий день присутствовала на богослужении в ц. первомч. Стефана за сев. воротами, затем молилась в мартирии первомч. Стефана («у колоннады»), вернувшись в келью, почувствовала себя плохо, стала прощаться с сестрами и попросила положить ее в молельне (вероятно, в мартирии жен. мон-ря). Пресв. Геронтий отслужил литургию, и М. Р., причастившись Св. Таин (в VMgr. 67 зафиксирован обычай причащаться перед смертью неоднократно), отошла ко Господу. Место захоронения М. Р. пресв. Геронтий не указывает, ее могли похоронить вместе с матерью и мужем.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

стене, «Рождество Христово» и «Сретение Господне» на южной «Воскрешение прав. Лазаря» на западной, «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад» на сев. стене. «Крещение Господне» помещено в нартексе (видимо, в связи с функциональным делением пространства храма) и написано на отдельном слое штукатурки, возможно чуть более позднем. В живописи преобладают фигуры с вытянутыми пропорциями, трактованные линеарно и плоскостно, со стилизованными формами драпировок, с характерными комниновскими типами лиц. Сюжетные сцены выделяются крупным размером, уравновешенностью композиций, плавностью движений немногочисленных персонажей, спокойным рисунком драпировок. Лица имеют скорее нейтральное выражение; они мягко моделированы зеленоватыми притенениями, без резких пробелов. Колористическая гамма росписей с предпочтением светлых ярких красок - охры с оттенком оранжевого, желтого, голубого, светло-зеленого - также создает гармоничный строй, в к-ром отсутствуют напряженные контрасты. Все эти черты отличают 2-й слой росписей ц. первомч. Стефана от др. произведений позднекомниновского периода в Кастории и позволяют отнести их к классицизирующему направлению, получавшему все большее распространение ок. 1200 г. Умеренностью в показе движений, неск. маньеристической трактовкой стилизованных позднекомниновских форм в ликах и драпировках, нарядностью колорита эти росписи напоминают кипрские фрески позднего XII в. (Енклистра в Неофита Затворника преподобного монастыре близ Пафоса и Аракос Панагии церковь близ Лагудеры), а также некоторые синайские иконы рубежа XII и XIII вв. (темплон с двунадесятыми праздниками; прор. Моисей, получающий скрижали Завета, и др.). Относительно времени создания отдельных образов святых и вотивных композиций в нижних частях стен и столбов исследователями не было высказано единого мнения. Учитывая, что фрески ц. первомч. Стефана были расчищены недавно, предлагаемые ранее датировки следует принимать с осторожностью. Пелеканидис отнес нек-рые изображения святых ко 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010