Двадцать седьмой день. Святый первомученик Стефан. (Уроки из его жизни: а) терпение в страданиях и б) любовь ко врагам). I. Св. архидиакон Стефан, память коего совершается ныне, был первым из семи диаконов, (почему и называется архидиаконом), назначенных апостолами для попечения о бедных; он был исполнен благодати и духовной силы, и совершал великие чудеса и знамения в народе, обращая к вере в Иисуса Христа. Некоторые из иудеев вознегодовали за это на Стефана, и вступили в спор с ним; но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил. Тогда они возмутили народ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложных свидетелей, которые говорили, будто Стефан произносит хульные слова на св. храм и на закон. Все, сидевшие на судилище, смотря на Стефана, увидели лицо его, как лицо ангела. Стефан защищался в одушевленной речи и смело упрекал иудеев в неверии и грехах. Когда иудеи выслушали эту речь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефан же, исполненный Свят. Духа, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова привели иудеев в такую ярость, что они закричали громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затем вывели его за город и стали бросать в него каменьями. Между тем он молился за врагов и последния слова его были: «Господи, не постави им сего во грех!» Он первый из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика. II. Видите, братия, как жестоко поступили иудеи с невинным первомучен. Стефаном. Он был верный раб Иисусов, муж исполненный веры и духовной силы, друг бедных, и совершал многия чудеса и знамения в народе: и этого было достаточно, чтобы на него вознегодовали, чтобы его преследовали и убили а) И как терпеливо он перенес страдания! Несмотря на несправедливыя обвинения и побиение камнями, он нисколько не теряет душевного спокойствия, мужества и терпения. Почему? Потому что он взирал на Иисуса, Который также невинно претерпел смерть, – он помышлял о награде, ожидавшей его в открытых пред ним небесах, и это укрепляло его мужество и терпение. «Воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сан-Стефано - это пригород Константинополя, от него до центра города всего несколько километров. 19 января 1878 г. в Адрианополе стороны подписали перемирие, а ровно через месяц, 19 февраля, в Сан-Стефано, был подписан прелиминарный мирный договор. Мирный договор турецким меджлисом был одобрен и подписан двумя сторонами 3 марта 1878 г. в Сан-Стефано. С русской стороны договор подписали Н.П. Игнатьев и А.И. Нелидов. Со стороны Османской империи договор был подписан Савфет-паша и Саадуллах-бей. Россия, решив увековечить подвиг славного русского воинства, намеревались соорудить в Стамбуле на месте подписания Сан-Стефанского договора «Памятник Славы». Но, после того как султан согласился с сооружением этого памятника, по вопросу места его размещения, и занимаемой площади возникли существенные разногласия. Русская сторона старалась в своих проектах придать этому сооружению, наибольший размах как по форме, так и по содержанию. По решению кабинета министров из Петербурга в русскую Константинопольскую миссию поступило распоряжение приступить к решению всех вопросов, связанных с возведением памятника. Этим вопросом лично занялся военный атташе в Стамбуле полковник Пешков. В этом же решении было указано, что памятник необходимо установить на том месте, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Были выделены деньги необходимые для покупки земли в Сан-Стефано и возведения мемориального комплекса. Комплекс Мемориал-усыпальница «Сан-Стефано» по внешнему виду имел схему пирамидальной башни в виде симметричного квадрата из трех оснований. На первом уровне находилась массивная дверь, к которой вела широкая лестница. Вход был украшен двумя полукруглыми арками. Над входом и по обе стороны двери находилось изображение святых. Рядом с входом возвышались две лестницы, ведущие ко второму основанию, которое также было украшено полукруглыми арками и резной металлической дверью. Первый уровень этих оснований был выполнен в романско-византийском стиле и походил на крепостное военное сооружение. Поддерживаемая колоннами верхняя часть здания имело ярко выраженный стиль неославянизма Эта часть памятника, выполнявшая функцию колокольни, была выполнена из переливающегося на солнце зеленого камня.

http://sobory.ru/article/?object=35188

62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века Назовем архипастырей, в последние два века имевших наибольшее влияние на дела Церкви и прославившихся своими проповедническими и учено-богословскими трудами. Стефан Яворский . Уроженец Волыни (местечка Явор), воспитанник Киевской академии, через 10 лет по принятии монашества он на 42-м году жизни был предназначен на Переяславскую епископию и прислан в Москву для посвящения; но император Петр I, заметив его высокие дарования, пожелал его иметь поближе в Москве и указал поставить митрополитом в Рязань, что и случилось в 1700 году. К концу того же года митрополит Стефан был назначен местоблюстителем патриаршего престола, а по учреждении Святейшего Синода – президентом его. Поэтому более двадцати лет он принимал самое живое и близкое участие в делах Церкви в трудную эпоху петровской реформы. В то время в высшие слои русского общества стали проникать протестантские идеи и, при скудости религиозного образования, многих совращали к маловерию и вольнодумству. Стефан деятельно боролся против этого наплыва протестантских идей, и памятником этой борьбы осталось знаменитое его сочинение «Камень веры». В начале своего архипастырского служения Стефан усердно содействовал императору Петру в его реформах и восхвалял его в своих проповедях, в последнее же время во многих взглядах он начал расходиться с великим преобразователем России; однако же до самой смерти, последовавшей 22 ноября 1722 года, удержал свой первенствующий пост в церковном управлении. Феофан Прокопович . Одаренный выдающимися способностями, первоначальное образование он получил в Киевской академии. Впоследствии учился за границей в школах иезуитов, но вынес из них нерасположение к католичеству. По возвращении в Киев он преемственно проходил должности учителя, префекта (инспектора) и ректора тамошней академии и прославился своими богословскими лекциями в новом, свободном от схоластики духе. В своих богословских сочинениях Феофан держался направления, противоположного Стефану Яворскому : Стефан противодействовал вторжению в русское общество идей протестантских, Феофан по преимуществу восставал против заблуждений папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Сортировать по Исключить новости Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 Предисловие переводчика В рукописных собраниях греческой аскетической литературы известны три текста, носящие имя монаха Стефана из Фиваиды. Два из них — “Завещание ( св. Стефана всем монахам” и “Стефана из Фиваиды заповеди отрекшимся” ( Qhba…ou ™ntola€ to‹j — были изданы в Греции в 1913 г. по единственной рукописи 1 , третий текст — “Аскетическое слово” — в арабской, греческой и грузинской версии увидал свет на страницах журнала “Le Museon” в 1964, 1969, 1970 гг. 2 . В арабском переводе автором “Слова” назван Стефан из Фиваиды, в двух греческих рукописях — Стефан Савваит, в грузинском варианте — монах Стефан. Авторство Стефана Савваита издателями отвергается 3 . Из трех названных сочинений только “Аскетическое слово” признается оригинальным произведением монаха Стефана, тогда как остальные компилятивны по своему содержанию и возвращают нас к наследию аввы Исайи и преп. Антония Великого 4 . Сведений о жизни Стефана мы не имеем, самый ранний арабский список “Слова” датируется 885 годом и был сделан монахом Исааком в Лавре св. Саввы (Vaticanus 71). Более поздний греческий Codex Parisinus 1066 восходит к XI–XII вв., и с его публикации выполнен настоящий перевод. “Аскетическое слово” Стефана из Фиваиды принадлежит к жанру той нравоучительной монашеской литературы, которая, начиная с IV в., тщательно разрабатывала новозаветное учение о новом человеке, ставя в центр внимания внутреннюю, духовную жизнь личности. Эта жизнь описывалась как динамический процесс борьбы воли человека с действием его эмоций и ума (страстями и помыслами). Человеческая природа рассматривалась при этом как нейтральная, способная воспринимать в себя добро и зло, как унаследовавшая от первого человека, Адама, с одной стороны, свободу воли, с другой — причастность греху и смерти. Из этой схемы вытекала программа аскетической жизни как освобождения от зла и приобретения добра путем внутренней борьбы. Необходимость борьбы обуславливалась неизбежным противодействием падшей человеческой природы, а конечная цель ее определялась как просветление, обожение личности. Для достижения святости предлагался многоступенчатый путь, он начинался с оставления порочных навыков, с умения сопротивляться собственным чувствам и мыслям, включал в себя приобретение добродетелей и увенчивался стяжанием Св. Духа.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

1 . Увенчаем цветами похвал Стефана и осыплем его розами хвалебных песен. Сам он уже увенчал себя победными наградами веры. Несмотря на то, что написано: «не бойтесь убивающих» ( Мф. 10:28 ), привязанность к телу преодолевается с трудом. Но когда этот юноша решил воспринять венец мученичества, всякая трудность исчезла; робость и страх он совершенно уничтожил. Он не боялся ярости первосвященников, не страшился дерзости священников, не ужасался словами старейших и не смущался угрозами книжников; не лишали его бодрости речи лжесвидетелей: с какою-то благородною решимостью спешил он на борьбу за Христа. Кто же из смертных воздаст достойные похвалы подвижнику? Кто из людей сплетет венок соответствующий его подвигу? Какой язык сможет изъяснить славу победителя? Какие уста отверзутся на восхваление подвигов Стефана? Какие – смогут высказать доблесть первомученика? На земле подвизался он, а устремлял свой взор к небесному; обращался в жизни, а прилежал к горнему; беседовал со смертными, а сопричислялся к бессмертным; боролся с людьми, а ликовал с ангелами. Всякий возраст пусть теперь будет тверд. Стефан победил, а начальник злобы пал. Теперь и в седой старости подвизающийся пусть имеет надежду, так как и в старости правильно поступающий получает венцы, и юноша, выдержавший борьбу увенчивается и отрок состязавшийся, приносит с собою дары, и малые дети, подвергшиеся борьбе, приносят с собою венцы, и женщины, принимавшие участие в борьбе, увенчиваются славою, и девицы состязавшиеся приносят с собою победы. Теперь, когда Стефан отверз двери мученичества, всякий возраст пусть спешит на подвиг мученичества. Первый противостал Стефан тирану, первый одержал над ним победу, первый положил начало этому добропобедному подвигу, первый за Христа претерпел страсти Христовы, показал смертным, как поражается смерть, показал смертным, как умерщвление вменяется в посмеяние, указал вращающимся в жизни путь восхождения к небу. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» ( Деян. 6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 36. Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добавление к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) Ортлиб, монах монастыря Цвифальтен в Швабии, работал над хроникой, которая охватывала начальную пору в истории обители (1089–1109 гт.), до 1137/40 г. Приведенный фрагмент не является, однако, частью хроники Ортлиба, а относится к первому из добавлений к ней, которое было сделано в 1141 г. или чуть позже не известным по имени участником посольства к Саломее, вдове польского князя Болеслава III, и представляет собой отдельный сюжет – «Перенесение руки св. Стефана Первомученика» (имеется в виду перенесение из Польши в Цвифальтен). «Хроника» сохранилась в нескольких списках, среди которых и, весьма вероятно, авторский оригинал: Landesbibliothek Stuttgart, cod. hist. quart. 156 (первой половины XII в.), в котором первое прибавление значится на лл. 51r–54r. Издания: Ortl. 1852. Р. 90–92; Ortl. 1978. Р. 124–130. Переводы: На немецкий язык: Ortl. 1978. S. 125–131; на русский язык: Линниченко 1884. С. 67–68; Свердлов 2. С. 251–254. Во времена императора Генриха (Heinricus) IV 904 и славнейшего польского князя Болеслава (Bolezlaus Boloniorum dux) 905 некто из знатнейших вельмож Греции (principes Graecorum) отдал свою дочь замуж за одного короля Руси (rex Rutenorum) 906 и сверх прочего блестящего приданого, а именно дорогих одежд, бесчисленного множества золота и серебра, всевозможных сосудов дивной выделки, а также других разных даров и вожделенных драгоценностей, отдал славный залог дороже золота и топаза 907 – святые мощи. В их числе паче других выделялась сиянием святости рука святейшего диакона Стефана Первомученика 908 и приобрела перед остальными, хотя и подлежащими вечному почитанию, преимущество почитания особого. Итак, упомянутая госпожа родила названному выше королю, своему мужу, исключительной красоты дочь, которую отец ее, когда она подросла, решил сочетать браком с неким знатнейшим польским правителем (tyrannus) 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На знаменитом «Меленском диптихе» XV века идентифицировано изображение первобытного каменного топора Картина Жана Фуке изображает Этьена Шевалье со святым Стефаном и Мадонну с Младенцем в окружении ангелов   КЕМБРИДЖ. Исследователи знаменитого «Меленского диптиха» (около 1455 г.) кисти Жана Фуке: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» и «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов» пришли к выводу, что на картине изображено первобытное орудие, сообщает издание Phys.org. Более 500 000 лет назад предки человека использовали большие каменные инструменты, известные как «ашельские ручные топоры», чтобы рубить мясо и древесину, а также выкапывать клубни. Эти доисторические инструменты овальной и грушевидной формы, часто изготавливавшиеся из кремня, отслаиваются с обеих сторон и имеют заостренный конец. Ручные топоры уже давно являются источником интереса в социальной и культурной истории. До эпохи Просвещения в 17 и 18 веках люди думали, что они имеют естественное происхождение, и называли их «громовыми камнями, выпущенными из облаков», причем самые ранние записи об этом датируются серединой 1500-х годов. Но исследователи из Дартмута и Кембриджского университета установили, что «Меленский диптих», написанный около 1455 г. Жаном Фуке, — вероятно, самое раннее художественное изображение ашельского ручного топора. Оно демонстрирует, что эти предметы привлекали внимание людей в еще более раннее время. Результаты исследования опубликованы в «Кембриджском археологическом журнале». «Меленский диптих» был заказан Этьеном Шевалье, который был родом из Мелена, Франция, и служил казначеем короля Франции Карла VII. Диптих состоит из двух картин маслом на деревянных панелях: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» слева и «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов» справа.

http://sedmitza.ru/text/10317924.html

Голубев Стефан Тимофеевич Голубев Стефан Тимоф. – заслуж. орд. проф. киевской дух. академии по кафедре Истории и обличения раскола, доктор богословия. Сын протоиер. Пензенской губ., Нижнеломовск. у. Родился в 1849 г. Образование получил – первоначальное в духовном училище, среднее – в Пензенской духовн. семинарии и высшее – в Киевской духовной академии, где прослушал курс лекций по церковно-историческ. отделению и в 1874 г. получил степень кандидата богословия. По окончании курса оставлен был при академии в звании приват-доцента и читал лекции по истории юго-зап. русской церкви. В 1883 г. получил степень магистра богословия за сочинение: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Киев, 1883 г., и в следующем – 1884 году утвержден был в звании доцента академии по занимаемой им ныне кафедре, причем церковно-практическое отделение ходатайствовало о предоставлении ему, ввиду его литературных трудов, звания экстраординарного профессора. В 1899 г. получил степень доктора богословия за сочинение на ту же тему (Киев, 1898 г.) и звание ордин. профессора. С 1 февр. 1900 г. состоит заслуж. ордин. профессором академии. Из литературных трудов проф. Г. самый важный и основной – «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Над этой работой автор трудился целых 25 лет. Первоначально она была издана в 1883 г., когда автор удостоен был за нее степени магистра богословия. После этого, в течение 15 л. проф. Г. снова посвятил себя обстоятельному и всестороннему исследованию своего предмета, кропотливо собирал отовсюду материалы, для чего предпринимал разные поездки в архивы и библиотеки, и настойчиво, упорно, несмотря на все препятствия (раз пожаром уничтожены были собранные материалы) шел к своей цели, стремясь освободиться от тех недостатков, которых нечуждо было первое издание, обстоятельнее и полнее развить, что там было недостаточно твердо обосновано и развито, и, вдумываясь в сделанные возражения (напр., проф. Голубинским), рассмотреть подлежащие вопросы со всех возможных сторон и дать им прочно обоснованное и точное решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

П.С.Казанский Жизнь святаго Саввы 1 , перваго Архиепископа сербскаго, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и разсадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в XII и XIII веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 Святый Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великаго Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженнаго императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество СтеФан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольскии капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенною ревностию противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большем числе в Болгарии и Боснии 4 . СтеФан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но после Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимаго сына отлучиться навсегда от ложа супружескаго. Молитва была услышана и благословенным ея плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотою телесною и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание , с котораго начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священнаго Писания, Растко преимущественно упражнялся в чтении божестненных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день ото дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010