помимо библейских свидетельств служит «Сказание об обретение мощей первомученика Стефана», или «Откровение Стефана», сохранившееся под авторством пресв. Лукиана (V в.). Греч. текст этого памятника существует в 2 основных версиях (BHG, N 1648xz), древнейшая из которых представлена в рукописи Sinaiticus gr. 493 (VIII-IX вв.). Критическое издание греч. текста осуществлено в 2007 г. ( Bovon, Bouvier. 2007). Имеются также версии на сир., арм., груз. и копт. и др. вост. языках (подробнее об этих версиях - см.: Bovon. 2003. P. 305-313). По мнению издателя, текст можно уверенно датировать временем описанных в нем событий, т. е. V в. ( Bovon, Bouvier. 2007. P. 81-82). Лат. текст этого памятника (BHL, N 7850-7856) известен также в 2 версиях, к-рые были созданы практически одновременно с греч. вариантом и критически изданы в 1946 г. ( Vanderlinden. 1946). Повествование ведется от лица иудейского учителя Гамалиила I , к-рый явился во сне пресв. Лукиану и указал ему место погребения Н. и первомч. Стефана. Он называет Н. своим племянником, который после ночной беседы со Христом принял крещение от апостолов Петра и Иоанна. Узнав об этом, иудейские архиереи разозлились и задумали убить его, но не смогли это исполнить, опасаясь Гамалиила, однако, избив Н. до полусмерти и прокляв его, они изгнали Н. из города, а все имущество его конфисковали в пользу храма. Гамалиил приютил его в своем селении, где ухаживал за ним до самой смерти, и похоронил его у ног св. Стефана как исповедника Христа ( Bovon, Bouvier. 2007. P. 95). На каменной плите гробницы, в к-рой были обнаружены останки Н., его имя было написано греч. буквами на евр. яз. как Ναζωμ (Ibid. P. 103). Обретение мощей первомч. Стефана и Н. произошло 26 дек. 415 г. в местечке Кафаргамале (греч. Κπερ Γαμαλ; лат. Caphargamala) недалеко от Иерусалима. Скорее всего Κπερ восходит к семит. корню со значениями «изгонять», «прощать», от к-рого, напр., происходит арам. слово  - «деревня», «селение» ( Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerusahlmi, and the Midrashic Literature.

http://pravenc.ru/text/2565550.html

Историческая ценность значительной части сведений, приведенных в Житии, невелика. По мнению болландистов , описанное в Житии гонение на христиан имело место в 486 г., во время конфликта между кор. франков Хлодвигом I и правителем Свессионы (ныне Суасон) Сиагрием. Строительство церкви в Бландинии и рукоположение епископа следует, по их мнению, приписать заступничеству кор. св. Клотильды , супруги Хлодвига (ActaSS. Febr. T. 3. P. 181). Ряд исследователей считают, что кафедра в Турнаке была учреждена св. Ремигием, еп. г. Ремы (ныне Реймс), поскольку Турнак входил в пров. Белгика Вторая с центром в Ремах ( Warichez J. Les origines de l " église de Tournai. Louvain, 1902). Согласно др. версии, Е. перенес в Турнак кафедру из Вироманда (ныне Верман, Франция). Второе Житие Е., к-рое приписывается канонику Генриху, было составлено в 1141 г. Возможно, его автором был Гериман, аббат мон-ря св. Мартина в Турне и составитель хроники «Турнакская история» (ок. 1130). В этом Житии описываются многочисленные чудеса, неизвестные составителю 1-го Жития. В частности, там уточняется, что Е. занимал кафедру на протяжении 40 лет. В это время среди клириков Турнака начала распространяться ересь сомнения в истинности воплощения Христа и Его непорочном рождении. В 10-й год пребывания на кафедре, при папе Римском Анастасии II (496-498), Е. убедил еретиков вернуться в лоно Церкви «и на той же неделе крестил более 11 тысяч человек». Святитель составил особую проповедь против ереси и представил папе Симмаху (498-514), к-рый одобрил сочинение. От папы Гормизда (514-523) Е. получил мощи прп. Марии Египетской и первомч. Стефана , к-рые ко времени составления Жития хранились в Турне. Когда же в городе вновь появились еретики, Е. созвал Собор и произнес исповедание правосл. веры. Посрамленные еретики были вновь изгнаны из города и попытались убить святителя на выходе из церкви. Ряд подробностей добавлен также к описанию кончины Е. Так, согласно 2-му Житию, перед смертью святитель произнес молитву за город и его церкви. Свт. Медард повелел похоронить его в соборе Пресв. Богородицы, однако духовенство и горожане настояли на погребении в ц. св. ап. Петра в Бландинии.

http://pravenc.ru/text/189697.html

земли, включая, напр., первые сведения о почитании свт. Климента Римского в Херсонесе Таврическом (Itinera. 1898. P. 135-150; Itineraria. 1965. Vol. 1). Сверхкраткое анонимное «Описание Иерусалима» (вероятно, ок. 550) сосредоточено на перечне главных иерусалимских святынь (Itinera. 1898. P. 151-155; Itineraria. 1965. Vol. 1. P. 105-112). В этом массиве текстов отсутствуют материалы византийского происхождения, хотя П. из Византии на Св. землю несомненно были: напр., поездка в 438-439 гг. имп. Евдокии (Афинаиды), супруги имп. Феодосия II , привезшей из Св. земли в К-поль мощи первомч. Стефана . От собственно П. в этот период и позже бывает нелегко отличить путешествия на Св. землю с целью остаться на ней, а также переселения монашествующих в обители Св. земли, Синая и т. п. Таковы поездки представительниц высшей рим. знати прп. Мелании Старшей (372) и ее внучки прп. Мелании Римляныни (Младшей) (ок. 417), блж. Иеронима и его спутниц - рим. аристократки св. Павлы с дочерью Евстохией (386), Петра Ивера (ок. 430) и др.; и обе Мелании, и Павла, и Петр стали основателями мон-рей: первые две - в Иерусалиме, последние - в Вифлееме. П. на Св. землю после арабского завоевания и до крестовых походов В 30-х гг. VII в. ближневост. провинции Византии были захвачены арабами, но это не привело к прекращению П., хотя столь знатных паломников, как прежде, уже не было. Первое свидетельство араб. периода выдержано в духе лит-ры предшествующего времени: это рассказ о 9-месячном П. Аркульфа, епископа одного из городов в Галлии (ок. 674/5), тщательно записанный Адамнаном, настоятелем западно-шотл. мон-ря св. Ионы (корабль возвращавшегося Аркульфа был заброшен сюда бурей); важно, что Адамнан сосредоточился на сведениях, полученных от Аркульфа, намеренно вынося за скобки данные лит. традиции. Логически выстроенный и тщательно структурированный конспект Адамнана снабжен даже планами иерусалимских храмов, в т. ч. и храма Гроба Господня. Из 3 книг 1-я посвящена собственно Св. граду, 2-я - святыням от Вифлеема до Фавора, 3-я, самая краткая,- описанию К-поля, в т.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР [Груз. ] (Джорджадзе Нодар (?), 1782, с. Сабуэ, Кахети - 3.12. 1851, Тифлис), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Род. в великокняжеской семье. В послужном списке Н. как год его рождения указан 1782-й, на надгробной плите, сделанной значительно позже кончины и содержащей, очевидно, ошибочные сведения,- 1775-й. Считается, что в миру Н. носил имя Нодар: в приписке к груз. рукописи XVIII в. Деяния святых апостолов указано: «Нодар - это архимандрит Никифор». Кроме того, имя Нодар часто давали мальчикам рода Джорджадзе, из-за чего представителей этой семьи часто называли Нодаришвили (Описание груз. рукописей. 1951. Т. 2. С. 116). Н. получил фундаментальное светское и духовное образование. В 1796 г. мальчика отдали на воспитание в муж. мон-рь Бодбе в Кизики, где он изучал древнегрузинское письмо и лит-ру, Свящ. Писание, церковное пение и устав. В 1800 г. Бодбийско-Сигнахский митр. Иоанн (Макашвили) в том же мон-ре постриг его в монахи и рукоположил во диакона. В скором времени Н. стал личным архидиаконом митр. Иоанна ( Иоселиани. 1978. С. 207). Он участвовал в отпевании последнего царя Картли-Кахети Георгия XII († 28 дек. 1800), к-рое совершили католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони) и архиереи Грузинской Православной Церкви ( И. Сл. 1851. С. 1). В 1806 г. митр. Иоанн рукоположил Н. во иерея, в том же году католикос-патриарх Антоний II возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем муж. мон-ря Хирса во имя первомч. Стефана. После упразднения автокефалии Грузинской Церкви и включения ее в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата (1811) Н. остался настоятелем Хирсы и в 1812 г. был награжден бронзовым крестом. Н. удалось восстановить мон-рь, находившийся в упадке и запущении: он лично принимал участие в работах по обновлению обители, пожертвовал мон-рю ценную церковную утварь, перестроил разрушенные кельи, возобновил права мон-ря на его земли. В 1825 г. в управление Н. отдали также мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Вакири (Сигнахский у., Кахети) (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 37; Кирион II (III) (Садзаглишвили). 1998. С. 34).

http://pravenc.ru/text/2565490.html

С 1511 по 1523 г. в монастырском скриптории работал каллиграф иером. Феодосий, известный как прп. Феофил Мироточивый († 1548). Побуждаемый игум. Дионисием, он оставил в б-ке И. м. ряд переписанных им манускриптов. Во 2-й четв. XVI в. (ранее 1535-1544) в И. м. жил Пахомий Русанос. Ранее 1540 г. в иверскую братию был принят Феофан Элеавулкос, великий ритор К-польской Патриархии, к-рый оставил в мон-ре свои книги. Во 2-й пол. XVI в. в И. м. жил ученый монах и дидаскал Симеон Кавасила (упом. в 1588-1605). XVII в. В 1600 г. в И. м. было 300 насельников (Γεδεν. 1906. Σ. 15), а в кон. XVII в.- 400 (Μαμαλκης. 1971. Σ. 273). В 1604 г., при игум. Гаврииле Афинянине, вернувшемся из Грузии, в мон-ре были построены кельи и ц. Всех святых на средства груз. христиан и Космы, митр. Фессалоникийского (Γεδεν. 1885. Σ. 176; Idem. 1906. Σ. 15; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). Господарь Раду Шербан предоставил обители право на ежегодное получение пожертвования в 15 тыс. аспров и 500 аспров на расходы представителям братии, ездившим ко двору господаря (грамота 1605 г.). В 1610 г. на пожертвования Ангела Какавы (возможно, Ка(н)кавы - представителя рода из Зап. Грузии) построили новую больницу и ц. свт. Модеста (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). В 1617-1619 гг. на работы по водоснабжению И. м. потратил полученные из Грузии 6 тыс. аспров (Γεδεν. 1885. Σ. 177; Idem. 1906. Σ. 16; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 85). В 1619 г. в монастыре был сооружен колодец на средства некоего грузина по имени Сермазан (видимо, Шермазан) и постельника валашских, а затем молдавских господарей Николая, отождествляемого П. Нэстурелом с греком Николаем Катарги (Nsturel. 1986. P. 114). В 1620 г., при игум. Афанасии Афинянине, были построены навесы над винодавильней и воздвигнуты кельи при ц. первомч. Стефана (Γεδεν. 1885. Σ. 177). В 1622-1626 гг. на деньги бывш. митр. Элассонского Галактиона был построен корабль, а также на берегу моря башня, корабельная пристань и амбар для хранения пшеницы. При башне на средства, полученные из Валахии, была воздвигнута ц. во имя Трех отроков Вавилонских и прор. Даниила (Idem. Σ. 177-178).

http://isihazm.ru/?id=748

Горы, в церкви Протата появляется ансамбль новых храмовых икон, предназначенных для иконостаса (поновлены в XVIII в.). Их исполнение приписывают кругу Феофана Критского: «Св. Иоанн Предтеча», «Вмч. Пантелеимон», «Первомч. Стефан, свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов» из иконостаса храма Протата (1542 (?)). В их программе используются новые изводы: так, напр., икона Спасителя представляет собой образ «Христос Царь царей» (Великий Архиерей), со святыми». В ее среднике Христос восседает на троне, Он облачен в фелонь-полиставрий с короткими рукавами поверх епитрахили и расшитой золотом багряницы, омофор и митру ( Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Το Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 19882. Σ. 697-698; Θησαυρο. 1997. Σ. 152-154, N 2. 82). По полям расположены поясные фигуры 26 святых - святителей, апостолов и мучеников, жесты которых призваны напомнить об их страданиях: св. Кирик указывает на свое чело, вмч. Георгий Победоносец протягивает к подножию престола отрубленную голову. Среди святых много воинов: наряду с часто изображаемыми вмч. Георгием Победоносцем и вмч. Димитрием Солунским (на нижнем поле) есть и достаточно редко встречающиеся образы Мины, Иакова Персянина, Феофила (на левом поле), Сергия и Вакха, Николая Нового и Евстафия (на левом поле). «Портреты» св. воинов Феофила, Евстафия и Николая Нового известны в рус. искусстве той же эпохи в цикле росписей свияжского Богородице-Успенского монастыря (кон. XVI - нач. XVII в.), и не исключено, что они создавались под впечатлением от произведений, подобных иконе из Протата ( Саенкова Е. М. Редкие изображения св. воинов в системе росписи Успенского собора Свияжского мон-ря//Свияжские чт.: Сб. докладов конф. Свияжск, 2009. Вып. 1. С. 43-48). Извод иконы «Успение Пресв. Богородицы» получает дополнительные детали (Θησαυρο. 1997. Σ. 155-156, N 2. 83). Помимо полуфигур апостолов, которых несут ангелы на облаках (благодаря чему извод получил особое название - «облачное Успение»), мастер пишет в верхней части средника разверстые небеса со звездами, образующие фон для фигуры Христа, и даже несколько «облачных медальонов» с апостолами.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В приделе Пресв. Богородицы во время ремонтных работ 1957-1963 гг., к-рые проводились после землетрясения 1956 г., под росписями 1745 г. со сценами Акафиста были обнаружены фрески XII в., отреставрированные в 1964-1965 гг. Ф. Захариу. Орландос датировал их 1185-1190 гг., Пападопулос, Хадзидакис и Коллиас - 1176-1180 гг., Д. Мурики - временем после 1185 г., вероятнее ок. 1200 г. Пападопулос первым высказал предположение, что значительное число изображений Иерусалимских патриархов в храмовой декорации связано с тем, что заказчиком фресок был кафигум. Леонтий, занявший в 1174/75 (по др. сведениям, в 1176) г. Иерусалимскую кафедру и, вероятно, продолжавший исполнять обязанности настоятеля И. Б. м. до 1180 г. По мнению Мурики, росписи были выполнены кафигум. Арсением, преемником Леонтия, почитание которого как святого возникло сразу после его смерти, и придел был первоначально посвящен свт. Леонтию Иерусалимскому, а не Пресв. Богородице ( Μουρκη. 1987/1988. Τ. 14. Σ. 206, 237, 261). Из-за того что трапезная имеет общую стену с кафоликоном, совр. алтарная часть придела, прямоугольная в плане, лишена конхи. Иконографическая программа этой части, отгороженной в настоящее время алтарной преградой нач. XVII в., имеет некоторое сходство со святительским чином: фигуры 1-го Иерусалимского патриарха ап. Иакова, брата Господня, и первомч. Стефана помещены в западной части северной стены. На западной стене изображены Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими архангелами, над ней помещена композиция «Гостеприимство Авраама». На сев. стене алтаря расположена сцена «Введение Пресв. Богородицы во храм», на юж. склоне свода над алтарем - «Христос и самарянка» и фрагменты еще одной композиции, на сев. склоне - «Исцеление расслабленного» и «Исцеление слепого». В юж. распалубке крестового свода над центральной частью придела сохранился фрагмент сцены «Исцеление 10 прокаженных» (еще одна композиция в сев. распалубке наполовину утрачена). Фрески придела изобилуют сценами исцелений (особенно связанными с водой), что может указывать на наличие почитаемой реликвии.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Феодору Марсельскому призывал прекратить насильственные крещения евреев и не отнимать у них синагог ( Greg. Magn. Reg. epist. 1. 45//CCSL. 140. P. 59). Меровингские Соборы частично воспроизводят те ограничения в правах, к-рые были введены рим. императорами (Маконский Собор 581/583 г. запретил им занимать должности судьи и таможенного служащего, Парижский Собор 614 г.- занимать гос. должности, Собор в Клиши 626/7 г. предписал креститься всем евреям, находящимся на гос. службе). В 20-х гг. VII в., при кор. Дагоберте, в землях франков были гонения на евреев. В Испании церковные и светские власти изначально демонстрировали резко негативное отношение к евреям. Так, в послании «Об обращении иудеев» Севера, еп. Менорки, рассказывается о том, как в 418 г., после прибытия на остров мощей первомч. Стефана, была насильственно обращена в христианство большая иудейская община (540 чел.). В канонах Эльвирского Собора (ранее памятник датировали нач. IV в., но сейчас считают компиляцией кон. IV-V в.) запрещаются браки между иудеями и христианами, совместные трапезы с иудеями, принятие от них благословения и проч. При вестготах Толедские Соборы подтвердили все антииудейские законы Кодекса Феодосия и Бревиария Алариха II (506). В 614 г., при кор. Сисебуте, был издан указ, предписывавший всем иудеям принять христианство ( Isid. Hisp. Hist. 60; Idem. Chron. 614). В связи с этим в канонических памятниках появилась особая категория - крещеные евреи (baptizati Iudaei). IV Толедский Собор (633) постановил, чтобы, несмотря на насильственное обращение, эти евреи оставались в христианстве, а тех, кто вернулись в иудейство, предписал возвращать силой (каноны 57, 59, 60). Дети крещеных евреев, отрекшихся от христианства, отнимались у родителей и отдавались на воспитание в мон-ри, а рабы этих евреев освобождались. Отступникам запрещалось выступать свидетелями в суде (канон 64). Согласно Вестготским законам, изданным при кор. Рекесвинте (654), иудеям запрещалось праздновать Песах (Leg. Visigoth. 12.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В зап. половине обители возвышается 5-главый Благовещенский собор (1702-1716), возведенный мастером Григорием Устимовым в стиле барокко. После пожара 1797 г. храм был капитально отремонтирован в 1811-1816 гг. Тогда же собор был заново расписан, в числе новых композиций появились портреты митр. Стефана (Яворского), императоров Петра I, Александра I Павловича (с подписью: «Се виновник всеобщего мира в Европе в 1814 году»). В ходе ремонта отреставрировали 7-ярусный иконостас (в XX в. утрачен). Кроме главного престола храм имел боковые: правый - в честь Сретения Господня, левый - во имя первомч. архидиак. Стефана, в память о митр. Стефане (Яворском). В плане собор представляет собой квадрат с закругленными углами, 4 внутренние опоры делают его 9-частным, выделяя равноконечный «вписанный крест» на осях сооружения. Севернее собора находится каменный одноэтажный корпус келий, построенный в 1750 г. архим. Митрофаном (Горленко). В сев.-вост. углу Н. Б. м. сохранился каменный одноэтажный келейный корпус (1858), с 1877 г. служивший в качестве трапезной. 20-е гг. XX в.- 2017 г. В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. был закрыт как «центр черносотенной контрреволюционной пропаганды». Среди репрессированной братии известен иером. Амвросий (Компанец) (поступил в обитель в 1917 г., с 1925 г. проживал в с. Вересочь (ныне Куликовского р-на Черниговской обл.) и др. местах; арестован в 1931 г. в дер. Нов. Тухинь (ныне Дубровенского р-на Витебской обл.) и 11 мая 1932 г. постановлением тройки ОГПУ по БССР приговоренный к заключению в концлагерь сроком на 5 лет). Здания Н. Б. м. использовали светские учреждения, собор пришел в аварийное состояние, др. строения сильно обветшали. В 1967 г. произведена консервация Благовещенского храма, в ходе к-рой укрепили кирпичные своды барабанов глав, установили деревянные конструкции куполов, выполнили их кровельное покрытие. В приписной Рождественской обители разместили колонию для беспризорных, а в 1929 г. здания разобрали на стройматериалы. В 1996 г. по благословению митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на присыпанных грунтом фундаментах древней обители был установлен и освящен дубовый крест.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

Симеона Мироточивого. Ближе к алтарю помещены образы мучеников Сергия и Вакха и сцена «Введение во храм Богородицы». В алтаре традиционно в нижней зоне находятся сцена «Служение Агнцу», фигуры свт. Кирилла Александрийского, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в др. зоне - Деисус. Над ними - поясной образ Пресв. Богородицы с 2 преклоняющимися ангелами, а на своде - Христос Пантократор в медальоне, по кругу к-рого написана часть 102-го псалма. Железный иконостас 1913 г. с чеканными иконами. В 1994 г. храм отреставрировали. В 1774 г. мон. Михаил (Васоевич) пристроил к храму притвор, который расписал даскал Симеон (росписи сохр. фрагментарно). Храм Животворящего Креста Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Находится над Введенской ц., он украшен фресками (1667-1668) известных мастеров того периода Йована и Радула. На своде представлен лик Христа Пантократора: в пандан ему написан образ Пресв. Богородицы со Христом на юж. стене в окружении первомч. Стефана, архидиак. Прохора, прор. Исаии и вмч. Феодора Тирона. Над ними - «Сошествие Св. Духа на апостолов». В нижней зоне - сцена «Христос во гробе», а слева - список-помянник архиепископов Сербских, епископов Захумских, 6 монахов и 4 священников. Близ входа на сев. стене в нижней зоне помещены фигуры в рост свт. Николая, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского, над ними - сцены «Распятие» и «Схождение во ад», выше «Крещение Господне», по сторонам - поясные фигуры царей Давида и Соломона. В юж. алтарной части над окнами представлены поясные фигуры св. воинов Георгия, Димитрия и Нестора, между окнами - лик св. Симеона Столпника. На зап. стене алтаря помещены ростовые фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в следующей зоне - фигура прор. Осии со свитком в руке и сцены «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», в верхней зоне - «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение».

http://pravenc.ru/text/2581665.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010