Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Гомилии и нек-рые экзегетические сочинения И. И. содержат упоминания мн. мест Св. земли, связанных с евангельскими событиями, а также базилик, построенных в этих местах. Так, в комментарии на Пс 42. 3 И. И. пишет: «Вспомни о Голгофе, о горе поистине святой, так как Святой святых Своим Крестом освятил на ней вселенную; вспомни о сокровищнице даров, о Вифлееме, о Сионе, Воскресении и Вознесении, ибо в каждом из этих мест Он поставил Свои кущи» ( Hesych. Hieros. In Ps. magn. 42. 3// Aubineau. 1972. P. 129-130). В похвальном слове первомч. Стефану И. И. упоминает названия тех мест Иерусалима, с к-рыми связана жизнь святого; по словам И. И., он «гражданин Креста, родной для Вифлеема, уроженец Воскресения, служитель трапезы для Сиона, вестник Вознесения» (Hom. fest. 9. 2. 1-6// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 328). Иногда слова «крест» и «воскресение» указывают на тайну смерти и воскресения Господа. Однако в большинстве случаев имеются в виду Голгофа и Анастасис, части ц. Воскресения Христова в Иерусалиме. Среди св. мест Иерусалима наиболее часто упоминается ц. Св. Сиона. Скорее всего имеется в виду базилика Св. Сиона, построенная в юго-зап. части города. Согласно древнему преданию, к-рое подтверждает И. И., на этом месте находилась когда-то Сионская горница, в ней Господь совершил Тайную Вечерю со Своими учениками и явился им по Воскресении; здесь же произошло сошествие Св. Духа на апостолов. (In Ps. magn. 50, 54, 109//PG. 93. Col. 1205B, 1217B, 1324BC). Фрагмент проповеди, посвященной св. Иакову, брату Господню, проводит параллель между Вифлеемом и Сионом: «В тебе, держащем светильник, была зажжена одна звезда, в том же - многие. Та указала путь волхвам, сей же осветил светом своего сияния парфян, мидян, еламитов и людей из всех народов. Ты сосешь молоко из девственных сосцов, сей же извлекает Дух из Отеческих недр. Ты заквасил Хлеб, а Сион устроил пир. Ты откормил вола при яслях, а Сион вознес Его на жертвенник. Ты сокрыл Иисуса в пеленах, а Сион обнажил ребро Фоме, восхотевшему пощупать» (Hom. fest. 10. 1. 3-15// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 367). Во 2-й пасхальной проповеди И. И. объединяет события рождения, смерти и воскресения Христа с соответствующими этим событиям церквами Иерусалима в метафорическом описании изготовления горна: «Священная и царственная Труба объединила нас на этом собрании, Труба, которую наполнил Вифлеем (сравнение с заливкой металла в форму.- Е. Т.) и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение» (Hom. fest. 4. 1. 1-6// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 112). Гомилии И. И. в литургическом календаре Иерусалима

http://pravenc.ru/text/674956.html

Если все это распределить по месяцам, то получим такую таблицу: январь – 44; февраль – 28; март – 43; апрель – 53; май – 25; июнь – 33; июль – 46; август – 22; сентябрь – 34; октябрь – 46; ноябрь – 44; декабрь – 46. Всего: 464. Не должно смущаться некоторыми крупными месячными цифрами, так как на эти месяцы падают составленные прп. Песнописцем целые октоихи тому или другому святому, например: в январе – свв. Василию Великому и Иоанну Златоусту ; в апреле – вмч. Георгию Победоносцу; в июле – вмч. Пантелеимону; в сентябре – св. Иоанну Богослову; в октябре – вмч. Димитрию; в декабре – первомч. Стефану и др. Если же минейные каноны расположить по чинам святых и праздников, то составим такие группы: а)     архангелам и ангелам – 3; б)     пророкам – 5; в)     праведникам – 4; г)     апостолам – 39; д)     святителям – 30; е)     священномученикам – 37; ж)    мученикам и мученицам – 243; з)     преподобным – 69; и)     предпразднествам, попразднествам, отданиям, неделям – 19; к)     Происхождению Честного Креста, Положению ризы Богоматери и Положению Ея пояса, Воспоминанию Великого Труса, Памяти трех отроков и др. – 16. Как видим, более всего канонов прп. Иосиф написал мученикам и мученицам и мало – ангелам и пророкам, поэтому справедливо может быть назван певцом первых. Полную противоположность ему в этом отношении представляет другой церковный песнописец, Феофан Начертанный, который написал каноны почти всем пророкам, хотя немало писал канонов и мученикам. Но преподобный Иосиф писал не только каноны; он составлял для минейных памятей стихиры, седальны, кондаки и икосы. Разобраться во всем рукописном и печатном материале в этом отношении представляет очень большие затруднения. Если в канонах можно было определять принадлежность известного произведения св. Иосифу и по надписанию, и по акростиху, то здесь таким признаком остается только надписание. Правда, на некоторые праздники в целом ряде стихир или икосов можно видеть намек на имя Иосифа в акростихе. Так, мы можем указать прежде всего на кондак и икосы предпразднества Рождества Христова 24 декабря. Кондак и один икос помещены у нас в Печатной Славянской Минее под 20 декабря; всех же икосов по Греческим рукописям три и они дают начальную часть имени преподобного Песнописца, Ιωσ, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начало слав. гимнографического творчества связано с деятельностью св. первоучителей Кирилла (Константина) и Мефодия в Вел. Моравии (863-885). Гимнографическое творчество первоучителей и их ближайших учеников в Вел. Моравии из-за отношения Папского престола к слав. богослужению могло носить лишь окказиональный характер и было ограничено как объемам, так и тематикой. Принято считать, что оно включало лишь избранные службы покровителям миссии и церковного диоцеза архиеп. Мефодия: вмч. Димитрию Солунскому и на перенесение мощей сщмч. Климента Римского; зап. святым и (или) святым, особо почитавшимся в Риме (св. Аполлинарию Равеннскому, на перенесение мощей первомч. Стефана и папе Стефану I, св. Алексию, человеку Божию (все с именным акростихом Климента Охридского), а также, возможно, св. Виту; С. Кожухаров предположительно связывал ( Кожухаров. (II) 1988) создание службы ап. Андрею Первозванному Наумом Охридским с пребыванием Кирилла и Мефодия с учениками в Риме в 868); самим первоучителям, составленные после их смерти: службу Кириллу (Константину) с 2 анонимными канонами, 1-й из к-рых (4-го гласа) имеет широчайшее распространение в рукописной традиции, а 2-й (8-го гласа) представлен южнослав. списками XIV и XV вв. (КМЕ. Т. 3. С. 657-659); канон равноап. Мефодию, открытый сравнительно недавно ( Мошкова, Турилов. (II) 1998) и атрибутированный Поповым архиеп. Клименту Охридскому; 2-й канон Мефодию, с именным акростихом Константина, мог быть создан позднее. Этапное значение для развития оригинальной слав. Г. (как и слав. лит-ры в целом) имело вынужденное перемещение учеников Кирилла и Мефодия в кон. 885 г. на территорию I Болгарского царства. Здесь при постоянной поддержке верховной власти (сначала кн. Бориса, а затем царя Симеона) они получили возможность в полной мере реализовать замысел и программу учителей по созданию развитой духовной письменности на слав. языке как аналога греческого и латинского ( Турилов, Флоря. (II) 2002. С. 401-418). В Г. это породило уникальную ситуацию, не возникавшую в средневек. правосл. слав. мире позднее. Учениками слав. апостолов - прежде всего Климентом, Константином и Наумом (имена к-рых засвидетельствованы акростихами) - были написаны песнопения и их циклы, снабженные акростихами, для основных типов богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Николаю, архиеп. Мирликийскому (Homiliae. 2008. P. 278-297; BHG, N 1363); гомилия 22 - речь в связи с поставлением патриархом К-польским младшего брата Л. М. 19-летнего Стефана I в дек. 886 г., в к-рой Л. М. убеждает сомневающихся епископов, что Стефан, несмотря на столь юный возраст, достоин кафедры (Homiliae. 2008. P. 298-303); гомилия 23 на Рождество Христово (ibid. P. 304-320; BHG, N 1898k); гомилия 24 - энкомий первомч. Стефану (Homiliae. 2008. P. 322-336; BHG, N 1663); гомилия 25 на Богоявление (Homiliae. 2008. P. 338-343; BHG, N 1943k); гомилия 26 - ямбы в честь сщмч. Климента, еп. Анкирского (Homiliae. 2008. P. 344-369; BHG, N 354); гомилия 27 - похвала мч. Трифону (Homiliae. 2008. P. 370-382; BHG, N 1858); гомилия 28 на Сретение (Homiliae. 2008. P. 384-401; BHG, N 1974); гомилия 29 на начало поста (Homiliae. 2008. P. 402-409) произнесена во дворце Магнавра, ее произнесение сопровождалось допросом исполнителя неудавшегося покушения на Л. М. в храме св. Мокия 11 мая 903 г.; гомилия 30 на начало поста (ibid. P. 410-420); гомилия 31 на освящение церкви в Кавлейском мон-ре в К-поле (ibid. P. 422-429) с подробным описанием мозаичной декорации ( Frolow. 1945; Janin. Eglises et monasteres. P. 39-41); гомилия 32 в честь освящения сгоревшего и восстановленного храма ап. Фомы (Homiliae. 2008. P. 430-436; BHG, N 1843); гомилия 33 в честь ап. Фомы, произнесенная в той же церкви в день памяти святого 6 окт. (Homiliae. 2008. P. 438-445; BHG, N 1844); гомилия 34 на праздник прор. Илии и годовщину освобождения Л. М. из тюрьмы (Homiliae. 2008. P. 446-450; BHG, N 577); гомилия 35 на Богоявление, рассказывающая также об имп. даре храму Св. Софии (Homiliae. 2008. P. 452-457; BHG, N 1930r); гомилия 36 в форме соборного послания, стилистически и содержательно связанного с Посланиями НЗ (Homiliae. 2008. P. 458-469); гомилия 37 на освящение ц. Стилиана Зауцы (ibid. P. 470-478) с подробным описанием ее архитектуры и декоративной программы ( Frolow. 1945; Janin. Eglises et monasteres.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Основную часть лит. наследия Г. составляют похвальные и торжественные слова на церковные праздники триодного и минейного циклов и поучения на тему христ. (в частности, иноческой) жизни. В наст. время известно не менее 25 проповедей Г. 18 из них входит в состав разных списков «Книги Григорий Цамблак»: «Слово о Божественных тайнах» (приурочено к 20 дек.), «О усопших и о еже яко странни жити на земли», «О иноческом житии, яко ангелом подобитися», Похвальное слово прп. отцам в Сырную субботу, Слово похвальное 40 мученикам Севастийским, Слово в Неделю вербную (нач.: «Паки Спас в Иерусалим входит»), «Слово в Великий четверг о предании Господа Бога и Спаса нашего и о Иуде», «Слово в Великий пяток, о еже узрите Живот ваш висящ пред очима вашими и на еретики», Слово на Вознесение Господне, Слово на Рождество прор. Иоанна Предтечи, Похвальное слово апостолам Петру и Павлу, Похвальное слово прор. Илии, Слово на Преображение Господне, Слово на Успение Пресв. Богородицы, Слово на Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Слово на Рождество Пресв. Богородицы, Слово на Воздвижение Креста Господня, Похвальное слово вмч. Димитрию Солунскому. Кроме того, сюда относятся не входящие обычно в состав авторских сборников Похвальное слово первомч. Стефану, написанное Г., по всей очевидности, в серб. период его жизни, созданное в молдав. период Слово в Неделю цветоносную (нач.: «Вчера убо, любимицы, в Вифанию слышахом пришедша Господа»), относящиеся к тому же времени беседы «О посте и слезах» и «О милостыне и нищих», написанные в разное время Похвальные слова вмч. Георгию: анонимное, атрибутированное Яцимирским Г. (нач.: «Вчера, любимици, светлый Воскресения праздновахом праздник»), с именем в заглавии «Григория, мниха и презвитера, игумена обители Пантократоровы» (нач.: «Великое некое и чюда полно мужьство») и обнаруженное Ю. К. Бегуновым с именем «Григория, архиепископа Российского» (нач.: «И вси убо мученическаго лика и иже по Христе подвизи и страдания»),- а также краткое поучение о прощении грехов ( Бегунов Ю. К. Малоизвестные и неизвестные сочинения Григория Цамблака//Bbl. 1978. Т. 5. С. 318-319; Дончева-Панайотова. 2004. С. 304-306, 573).

http://pravenc.ru/text/166685.html

Особо бережное отношение к реликвии в этой обители объясняется тем, что в синодике мон-ря «схимон(ах) Игнатий» был записан среди «князей черниговских, ктиторов святыя обители Киево-Печерские» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 28 об. [Копия со списка 1718 г.]). После 1917 г. местонахождение иконы неизвестно. Под 19 сент. память князя-инока помещена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 303, сер. 50-х гг. XVII в.), под 9 сент.- в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Память И. О. внесена в «Любопытный месяцеслов полный» (М., 1794, 1795), что говорит о том, что к кон. XVIII в. уже состоялась общерус. канонизация святого. В службе святому он называется князем-страстотерпцем, уподобляется архидиак. первомч. Стефану . В 3-м тропаре 8-й песни канона И. О. прославляется как «победитель жестокосердых убийц», благодаря мученической кончине взошедший на небо (Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 543). Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Собор Тульских святых (празд. установлено 3 июня 1987) и в Собор Брянских святых (празд. установлено 5 дек. 2003). Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1-156; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 310, 312-314, 317-318; Т. 2. Стб. 292, 295-300, 304-355, 408; Т. 9. С. 159, 166, 168-171, 175-176, 179, 188; Т. 22. Ч. 1. С. 387-388; Т. 25. С. 34, 36-38, 41-42, 44, 51, 389; Т. 40. С. 79-82, 84; Т. 43. С. 67; НПЛ. С. 27, 28, 213, 214; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 218-223; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. С. 429-433. Лит.: СИСПРЦ. С. 101-103; Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 189-200; Т. 2. С. 684-685; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 5.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Рус. церковное возрождение последнего десятилетия XX в. привело к резкому росту гимнографического творчества. Большинство созданных гимнографических произведений - это А. Божией Матери ради Ее новоявленных чудотворных икон, а также вновь прославленным рус. и греч. святым. Для их публикации необходимо одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Литургического употребления вновь написанные А. с т. зр. устава не имеют. Обычно они используются только в составе келейного правила; в РПЦ распространена практика совершения молебна с А., в нек-рых храмах - даже «вечерни с акафистом» и «утрени с акафистом». Свящ. Максим Козлов, А. Н. Стрижев Изд. греч. А.: Τριδιον Κατανυκτικν. Αθναι. Σ. 321-333; Ωρολγιον τ Μγα. Αθναι, 1992. Σ. 657-675; Christ W., Paranikas M. Anthologia Carminum Christianorum. Lipsiae, 1871. P. 140-147; Pitra. Analecta Sacra. 1876. Vol. 1. P. 250-262; Cantarella R. Poeti bizantini. Mil., 19922. Vol. 1. P. 440-465; St. Romani Melodi Cantica genuina/Ed. by P. Maas and C. A. Trypanis. Oxf., 1963 (рец.: Аверинцев С. С.//ВВ. 1968. Т. 28. С. 304-306); Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. W., 1968. P. 17-39. Изд. ранних слав. А.: Триодь Постная. Л. 323об.- 335; Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Кн. 3. С. 211-240, 435-481 [акафисты св. Савве Сербскому и св. первомч. Стефану]; Filonov Gove A. The Slavic Akathistos Hymn: Poetic Elements of the Byzantine Text and its Old Slavonic Translation. Münch., 1988 [критич. изд. древнейш. слав. версии]; Франциск Скарына. Творы: Прадмовы, ckaзahhi, акафисты, nacxaлiя. Mihck, 1990. С. 79-94 [«Радости» Иоанну Предтече и акафист Сладчайшему имени Иисуса Христа]; Б. Служба акатисту Стефана Дечанског Лонгина Зографа//Археографски прилози. Београд, 1990. 12. С. 93-128. Изд. рус. А.: Собрание акафистов и канонов: В 3 т. М., 1897(8) - 1901. Т. 1 - акафисты Господу Иисусу и Пресв. Троице; т. 2 - Пресв. Богородице; Т. 3, кн. 2 - преподобным отцам и благоверным князьям [всего 38 А. отдельно и в составе служб]; Акафистник/Общ. ред. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима, ред.-сост. Н. Лукин, предисл. М. Козлова. Ч. 1. М., 1989; Т. 2. М., 1993; Акафисты русским святым/Под ред. Н. Н. Шумских. СПб., 1995. 3 т.; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996; Акафистник. Н. Новг., 1995-1997. Кн. 1-5 [собр. поздних русских А. с указанием изд.-источников].

http://pravenc.ru/text/63814.html

Ок. 806 г. Эту стенопись трудно точно датировать из-за отсутствия сравнительного материала, можно говорить лишь в целом о ее принадлежности к каролингскому периоду. На территории Франции сохранился фрагмент цикла, посвященного первомч. Стефану, в крипте ц. Сен-Жермен в Осере; стиль этих росписей можно сравнить с книжной миниатюрой эпохи кор. Карла Лысого (840-877). Украшались и светские постройки. В жизнеописании имп. Карла Великого, составленном Эйнгардом, содержатся сведения об украшении стен имп. дворца изображениями 7 «свободных искусств» ( Schlosser. 1892. N 1023). Эрмольд Нигелл приводит также описание дворца и церкви в Ингельхайме (Ibid. N 1007) с аналогичной церковной программой и фресками на светские сюжеты - там в приемном зале представлены знаменитые римляне и христ. правители. Видимо, существовали и донаторские изображения, подобные фигурам клирика и воина, фланкирующим апсиды ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста (обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Единственная сохранившаяся мозаика времени Карла Великого - композиция в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре (806), сделанная по заказу еп. Теодульфа Орлеанского. Ее сюжет - «Поклонение ковчегу завета» - близок к содержанию «Libri Carolini», написанных, видимо, им самим. На мозаике представлены антропоморфные, но не человеческие изображения - 2 золотых херувима, украшающие крышку ковчега, и 2 поклоняющихся ковчегу завета ангела. После эпохи К. в. искусство мозаики к северу от Альп возобновилось лишь в сер. XII в. Декоративно-прикладное искусство Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи К. в. можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й - конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия рим.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) На Западе во имя И. П. первоначально освящались в основном алтари, расположенные в баптистериях. В самых ранних баптистериях (напр., Латеранский баптистерий в Риме, IV - 1-я пол. V в.) алтари, вероятно, отсутствовали, однако мн. подобные сооружения украшались фресками или мозаиками на тему Крещения Господня, где фигурировал И. П. (напр., Православных (сер. V в.) и Арианский (ок. 520) баптистерии в Равенне). Алтарь во имя И. П. (вместе с алтарем св. Иоанна Богослова) находился в баптистерии при базилике св. Петра в Ватикане, построенном во 2-й пол. IV в. Из ранних баптистериев, посвященных И. П., известен также баптистерий в Пуатье (Франция; IV в., перестроен в нач. VI в.). В ряде случаев посвящение И. П. переходило с баптистерия на близлежащую церковь (кафедральный собор св. Иоанна в Лионе, к-рый ранее был посвящен первомч. Стефану). С V в. известно об освящении церквей во имя И. П. (Равенна, сер. V в.; Монца, кон. VI в.). В 1-й пол. VI в. св. Бенедикт посвятил И. П. храм основанного им мон-ря Сублак (ныне Субиако), что было связано с особым почитанием святого среди монахов. В средние века и новое время было основано множество монашеских орденов и конгрегаций, названных в честь И. П.; самый известный из них - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден св. Иоанна (1048, см. Мальтийский орден ). К VII в. относятся сведения о наименовании Латеранской базилики, кафедрального собора Рима, в честь И. П. и ап. Иоанна Богослова. В Зальцбургском перечне рим. церквей (ок. 640) упомянута «базилика Константина, она же Спасителя, она же называется и св. Иоанна» ( H ü lsen Ch. Le Chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 3). Сведения о наименовании базилики в честь св. Иоанна содержатся в ряде источников VII-VIII вв. (повесть о низложении и ссылке папы Мартина I (649-655) (BHL, N 5594); Айнзидельнский итинерарий (VIII в.) - Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 75), однако в текстах официального характера (напр., Liber Pontificalis) базилика называется храмом Спасителя (см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1977. T. 5. P. 10-11). Полное наименование церкви засвидетельствовано в документе 1152 г.: «...Святейшей патриархии, базилики Господа Спасителя, что зовется Константиновой, а равно блаженного Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста» ( Blaauw S., de. Cultus et Decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Vat., 1994. P. 204). Среди святынь, хранившихся в главном алтаре базилики, были прах и кровь И. П., а также принадлежавшая ему туника из верблюжьей шерсти (Ibid. P. 235). Вероятно, наименование в честь святых перешло на Латеранскую базилику с расположенного при ней баптистерия, где папа Иларий (461-468) воздвиг капеллы во имя святых И. П. и ап. Иоанна Богослова (LP. Vol. 1. P. 242; Jounel. 1977. P. 371-372).

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010