В этом смысле их дары и служение были единственны и непередаваемы. Апостолы соединили в себе, с совокупностью иерархических полномочий, дар и пророчества, и чудотворения, и проповедания. Они в себе воплощают всю силу Церкви, власть и совесть ее, почему они и являются в день Судный сидящими на престолах судить 12 колен Израилевых ( Мф.19:28 ). И, конечно, не может быть передано то их исключительное личное преимущество, что все они “видели Господа”. Однако же вся полнота даров Духа Святого в лице их вверена Церкви, хранится в ней и сообщается членам Церкви, хотя и никакой отдельный человек не может иметь ее так, как ее имели святые апостолы (и лишь римский первосвященник ныне мнит иметь эти дары даже в большей полноте, нежели все отдельные апостолы, именно как апостол Петр, с лицем которого он себя отождествляет). Прежде всего передается иерархическое преемство через апостольское рукоположение с властью тайнодействия. В этом и состоит так называемое апостольское преемство иерархии. Передается далее и власть сообщения даров Святого Духа, совершавшегося апостолами над всяким крещеным христианином через рукоположение, и ныне через таинственное миропомазание. Церковь имеет и дары исцелений, и власть над демонами, и силу пророческого служения, но эти дары уже не передаются преемственно и непрерывно, но подаются во времена, угодные Богу, лицам, для того предызбранным. И, наконец, Церковь содержит и апостольское служение, состоящее в проповедании и исповедании веры. Это и есть, прежде всего, апостольство: “шедше убо научите вся языки” ( Мф.28:19 ); Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.26:15). К кому же прямо относится это заповедание Господа: к апостолам ли только, непосредственно предстоявшим Ему, или же – в лице их – ко всем членам Церкви без всякого ограничения? Можно, конечно, уразумевать эти слова и в первом, суженном смысле, относя их только к богоустановленной иерархии и изъясняя проповедание слова как ее исключительное преимущество. Несомненно, в этом толковании есть своя доля истины, состоящая в том, что иерархия получает через рукоположение нарочитый долг и сугубый дар церковного проповедания, в частности, в связи с богослужением, с высоты церковного амвона.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

Встреча человека с Богом всегда незабываемая, она всегда яркая, она не тускнеет. Какие-то события забываются, а она никогда не забудется. Она – движущая сила, и этой силой встречи с Господом я живу. Всегда помню о том, что есть другая жизнь, без Бога, и знаю, какая темная сила за этим стоит, что это зло в чистом виде. Под покровом Серафима Вырицкого – Приходилось ли вам ощущать впоследствии заступничество светлых небесных сил, святых, которым вы молитесь? – Первая книга, которую я прочитала, когда воцерковилась, было Святое Евангелие. Я бежала домой, чтобы почитать Евангелие. А первая духовная книга была про Серафима Вырицкого, и на протяжении всей своей жизни я ощущала его помощь. Существует предание о том, что святой, про которого ты читаешь, за тебя молится. У меня всегда было понимание, что у Бога нужно просить духовного – спасения души, милости, прощения грехов. Материальные вещи просить крайне неуместно. Когда я читала книгу Серафима Вырицкого, узнала, что в советское время люди к нему шли с квартирными проблемами, рассказывали святому, что им негде жить, и он их утешал, помогал разрешить какие-то материальные вопросы. И так получилось, что мне тоже тяжело было купить квартиру, это казалось невозможным, цены постоянно стремительно росли, за ними было не угнаться. В 2006 году стала внедряться ипотека, и появился подходящий вариант по квартире. Я поняла, что это мой шанс приобрести жилье. Посмотрела в календарь – какой сегодня день? 3 апреля – память Серафима Вырицкого. Думаю: «У меня точно это получится». И все получилось: ровно через две недели у меня уже был оформлен договор ипотеки и приобретена квартира. И на водительские права я сдала также 3 апреля – в день памяти Серафима Вырицкого. – При каких обстоятельствах начался ваш путь как бухгалтера приходов? – Первое послушание в храме я начала нести в 2003 году. Тогда у меня появились духовные друзья, одного из них рукоположили во священники и назначили настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Шаркан Удмуртской Республики. Я ему помогала сдавать отчетность в налоговые органы. Потом сменился настоятель, другой священник также меня попросил помочь, и с 2003 по 2007 год я помогала этому приходу.

http://pravoslavie.ru/158859.html

И дай Бог, чтобы было так, чтобы никакие внешние обстоятельства не лишали нас любви Божией и не отторгали нас от общения с нашим Господом и Спасителем. Проповедь после литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа в Валаамском монастыре 11 июля 2023 г. Необходимо духовное бодрствование Там, где вера Христова процветает, там, где люди с благоговением и страхом Божиим приходят в храм, — там всегда будет цель, на которую направлена сила диавольская, сила безбожная, как бы она сегодня ни называлась и в какие бы одежды ни рядилась. Поэтому так необходимо духовное бодрствование, способность и духовно, и интеллектуально защищать свою веру, нести проповедь своему народу, всем, кто готов слушать эту проповедь, слова мудрости и духовной силы. Проповедь в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла после литургии в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 12 июля 2023 г. Через уважение к святыне лежит дорога к миру Украинские власти приступили к силовым акциям, направленным на окончательное изгнание верующих Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры. Русская Православная Церковь обращалась в международные организации, выступала с заявлениями, призывая остановить гонения на верующих Украинской Православной Церкви. Через уважение к святыне лежит дорога к миру, какими тяжелыми бы ни были раны, нанесенные войной. На наших глазах безнаказанно осуществляется террор против верующих На наших глазах безнаказанно осуществляется террор против верующих. Врагом государства объявлена Церковь, объединяющая несколько десятков миллионов верующих. Ответственность за страдание невинных верующих, ставших чужими в своем собственном государстве, навсегда ляжет на плечи тех, кто организовывал этот террор или попустительствовал гонениям. Заявление в связи с попытками изгнания верующих из Киево-Печерской лавры 14 июля 2023 г. Самое главное — милость и любовь Служение монашествующих — это бескомпромиссное служение. Если раскрыть несколькими словами смысл монашеских обетов, то это полное посвящение себя Господу.

http://pravoslavie.ru/155139.html

Может быть, самая большая беда, которая со временем возгнездилась в жизни Церкви и в сознании мирян, — это мысль, что за Церковь несут ответственность архиереи, священники, в общем, священнослужители, а мое дело — прийти, в лучшем случае, раз в неделю, свечку купить, помолиться, причаститься, если есть возможность, Святых Христовых Таин и уйти до следующего раза. Но не для того Церковь Божия создавалась, чтобы время от времени люди приходили в храм для совершения богослужений. Церковь создавалась, чтобы мы все жили в этой крепости, а для того чтобы жить в крепости, нужно защищать ее стены. А когда происходят нападки на Церковь, — а мы живем сейчас именно в такое время, когда нападки становятся особенно изощренными, — защита Церкви становится делом не отдельно взятых людей, в том числе церковных чиновников, но делом каждого верующего. Мы все несем ответственность за стены, которые ограждают нас от сил зла и через защиту которых мы обретаем спасение, — в этом и заключается апостольство Церкви. То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живет в Церкви. Церковное устроение, идущее от апостолов, существует и в нашем многомятежном XXI веке непоколебимо, без всякого извращения и отклонения от истины. Пусть память о святых апостолах поможет нам актуализировать в нашем сознании тот великий подвиг, который они совершили, а сделать это можно через осознание нашей ответственности за Церковь и наше участие в великом апостольском служении, к которому каждый призывается через купель Крещения. Мы освятили сегодня храм, который построен по программе строительства новых храмов. Мне сообщали о том, что его возведение, одно из первых в рамках этой программы, сопровождалось очень большими трудностями. Все эти трудности были преодолены — прежде всего усилиями тех, кто несет ответственность как за строительство храма, так и за существование прихода; но ведь в преодолении всех этих трудностей участвовали и те, кто потом стал нашими прихожанами. И дай Бог, чтобы на этом единичном примере защиты Церкви, оказания помощи в строительстве храма мы могли бы выработать в себе навык постоянного активного участия в церковной жизни, каждый в меру своих сил. К этому мы призываемся подвигом святых апостолов и памятью об их подвиге, который особо торжественно чествуется сегодня, в день, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5470476.ht...

Освящение и поднятие на колокольню сего нового колокола 87 при громадном стечении народа, совершено было 29 июня, в день св. Первоверховных апостолов Петра и Павла, – коим мы молимся: ,,Вострубите окрест моей умерщвленной души, благогласнии трубы Христовы, апостоли славнии, и от гроба отчаяния и уныние лютого сию воздвигните, Вид западной стороны храма (с Брестской улицы). Поднятие (29 июня 1901 года) тысячепудового колокола пожертв. П.В. Аристовым. В еже пети: вся дела Господа пойте и превозносите Его во вся веки“ 88 . Литургия в сей день совершена была соборным служением, и одним из местных священников было сказано слово, в коем он изъяснял важное значение для христиан церковного благовеста, возбуждающего нас к молитве, покаянию и доброделанию, звуками своими как бы говорящего нам: „Возстани спящий сном греховным, и осветит тебя Христос! Проникнись радостью спасенья, благословляй Царя Небес! Не забывай благодарить и славить Бога за Его милости к тебе! Твори добро, беги неправды и будешь близок ко Святым! Служи усердно Царю Славы, будь верен здесь перед Царем“! и т. п. После совершенного за сим молебствия, П. В. Аристову была поднесена св. икона, и прот. А. Ф. Орлов 89 выразил благодарность причта и прихожан за столь щедрый дар храму нашему. Последними двумя сооружениями (паперти и колокола) закончилось внешнее благоустройство храма нашего. В истории его нельзя не усматривать дивной помощи Божией, соответственно открывающимся нуждам прихода, подающей все нужные средства к устроению и совершению св. храма. Слава Тебе Господи, дивно промышляющему о нас и о храме Своего Великого Святителя! Пробави милость Твою ведущим Тя и любящим благолепие храма Твоего! Переходим теперь к описанию внутреннего украшения храма нашего. Но как внешнее благоустройство храма, так и его внутреннее украшение совершалось постепенно. Можно сказать, что церковь наша стала обогащаться ценными украшениями и священною утварью лишь с 30-х годов прошедшего столетия. До этого же времени она не имела подобных настоящим богатых окладов на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Отрадно отметить, что среди пострадавшего населения, а мне довелось много общаться с местными людьми, нет ни паники, ни тени какого-то упаднического настроения. Сейчас не слышно и каких-то безапелляционных требований, что могли иметь место вначале. Например, в самые первые дни от сотрудника МЧС довелось слышать, как сосед через три дома от того места, где пожарная машина откачивала воду, упорно требовал во что бы то ни стало откачивать именно у его дома, хотя это была одна и та же большая лужа. И все же тревога о будущей жизни присутствует в людях — нелегко остаться без вещей, без крова, порой без родных и близких. Местное городское духовенство во главе с протоиереем Сергием Карпецом (на его плечи легла основная тяжесть) с первого дня, исполняя свое пастырское служение, духовно заботились о пострадавших людях. Затем мы организовали в городе ежедневное дежурство 12-15 священников из разных благочиний епархии по графику. Они дежурили в морге, отпевали в храме, на кладбище (в дни похорон погибших здесь дежурили по нескольку священников), при необходимости отпевали и на дому. Беседовали и причащали в больнице. Посещали пункты временного проживания пострадавших, один из батюшек дежурил при штабе МЧС. Священники участвовали в развозе горячей пищи, продуктов, вещей, предметов личной гигиены и пр. При этом раздавались крестики, иконки, с людьми беседовали, стараясь найти слова утешения, ободрения и надежды. Добрым словом следует особо помянуть священников протоиерея Олега Верещагина из Лоо (г. Сочи), иереев Антония Игнатьева и Артемия Цеха из Москвы, Александра Карпеца, Константина Мальцева из Уманского благочиния, Сергия Вандера из пос. Ахтырского, диакона Сергия Табашникова. 12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы с отцом Артемием Цехом из Москвы и двумя штатными диаконами Александром Долговым и Сергием Табашниковым служили Божественную литургию в храме Михаила Архангела. Светлый, солнечный день, праздничный. Хотя и будний — для большинства людей. Но на службе храм почти полный. Очень спокойная, мирная душевно и духовно обстановка. Слово проповеди о Промысле Божием, о том, что верить в Бога невозможно, не доверяя Ему, и о том, доверяем ли мы Его любому о нас Промыслу, слушали очень внимательно и даже участливо, порой пытаясь вслух ответить на поставленные проповедником вопросы. А потом молились за панихидой о безвременно в пучине водной погребенных.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2287284...

Русская литература, русская классика 19 века не прописала портрет христианина – в ней очень мало образов священников, благочестивых мирян, монахов. Почему русские писатели обходили стороной церковную жизнь, почему мы имеем гораздо меньше художественных свидетельств об этой стороне русского мира, чем этот мир заслуживает, мне представляется загадкой. Лесков же был исключением, он шел к этому миру, написал восхитительных " Соборян " , но будучи человеком страстным и мятежным, не смог все-таки войти в него – в " Мелочах архиерейской жизни " чувствуется и его раздражение, и те проблемы, которые в реальной жизни тогда существовали. Для меня книги Олеси очень важны, потому что это всегда было свидетельство о церковной жизни, пропущенное через сознание художника, поэта, через литературное сознание. И мне кажется через Олесю русская литература восполняет то, что она не додала в открытии читателю мира Русской Церкви " . Писатель отметил, что рассказы Олеси Николаевой – легкие для чтения, но при всей легкости этой книги, " она очень глубока, очень серьезна и внутренне драматична, в ней есть глубокий психологизм " . Счастье и хорошее настроение Настоятель Храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной Пустыни) игумен Мелхиседек (Артюхин) начал свое выступление с анекдота: " Однажды на уроке в семинарии почтенный архимандрит – инспектор семинарии – спрашивает у студентов во время уроков пастырского богословия: " Как вы думаете, что такое счастье? Вот ты скажи " . " Счастье это день и ночь стоять у престола, вымаливать людей " , – отвечает первый. " Счастье – это стоять у аналоя, день и ночь исповедовать людей, прощать их грехи, вытаскивать их из ада " , – говорит второй. " Счастье – учить детей вере, надежде, благочестию " , – произносит третий. И так далее. Они отвечают и понимают, что отец архимандрит их ответами не совсем удовлетворен. И тогда староста храма, осмелившись, в конце концов, спрашивает: " Отец архимандрит, а вы-то как думаете, что такое счастье? " " Братцы, знаете, счастье (а ему было тогда 72 года) – когда хорошее настроение " .

http://religare.ru/2_90020.html

Та пора, начало 90-ых годов, была удивительным временем. Мы, семинаристы, с пристальным вниманием слушали Владыку, все его речи были для нас определённым откровением. Владыка был удивительно простым, доступным и добрым. В дальнейшем я постоянно в этом убеждался, когда был рукоположен сначала во диакона, а потом во пресвитера. 6 февраля 1993 года, в день памяти святой блаженной матушки Ксении, на Смоленском кладбище меня рукоположили во пресвитера. Владыка настоял на том, чтобы рукоположение произошло именно в этот день. Для меня, как коренного жителя Санкт-Петербурга, это было особенно дорого. Вся наша семья еженедельно посещала Смоленское кладбище и молилась у часовенки матушки Ксении. И мое рукоположение в этом месте стало для меня большой милостью Божией. Для меня было удивительным, что Владыка на этом настаивал. После моего рукоположения митрополит Иоанн не оставил меня на практику, как было принято, а сразу направил на приход со словами: ты и так уже всё знаешь, иди служить Богу и людям. С той поры началось мое регулярное общение с Владыкой. Я продолжал обучение в семинарии и по возможности попадал на приём к Владыке со своими духовными вопросами. Он всегда внимательно слушал мой вопрос, а затем обстоятельно на него отвечал. В нём было удивительное сочетание доброго расположения, мягкости речи и одновременно твёрдости. Его взгляды и убеждения были непоколебимы. Каждый раз у Владыки на приёме было множество людей со своими духовными вопросами. Приходили и маститые протоиереи, настоятели и архимандриты. Были и простые миряне. Меня удивляло всегда, что к Владыке на приём приходили убелённые сединами бабушки. Но были и молодые люди, как я. У митрополита Иоанна всегда было время для бесед. Никогда я не уходил от него без обстоятельной беседы и ясного ответа на мой вопрос. У него находилась возможность принять меня и наставить на путь истинный. В дальнейшем, когда Владыка назначил меня настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке им. Морозова, он давал мне необходимые советы для осуществления грамотной деятельности и в административной части настоятельского служения. Я был молодым человеком, у меня не было житейского и духовного опыта.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/04/vl...

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

Батюшка был назначен настоятелем во храм Флора и Лавра у Павелецкого вокзала на Зацепе в 1990 году. Он был  переведен из храма святителя. Николая, в котором к тому моменту прослужил тринадцать лет. В храме «в Кузнецах» находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали. Батюшка особенно почитал эту икону, и последнюю в своей жизни литургию он отслужил именно в этот праздник: Утоли Моя Печали, 7 февраля. Не бывает случайных совпадений, у Бога все концы всегда сходятся. Батюшка мечтал о монашеской жизни, но мечте этой не дано было сбыться так, как он предполагал. В возрасте 30 лет батюшка по благословению старца о. Платона (Климова) вступил в брак, после чего был рукоположен во диакона, и в том же году, на праздник святых апостолов Петра и Павла, во пресвитера. К слову сказать, это было последнее рукоположение, которое совершил в своей жизни приснопамятный  митрополит Николай (Ярушевич). Память святых первоверховных апостолов была очень дорога для батюшки. И так сложилось, что один из приделов храма на Зацепе освящен в честь святых апостолов. Все двадцать с лишком лет, в течение которых отец Алексий был настоятелем храма на Зацепе, он практически из него не выходил, и никогда не брал отпуска. Первые лет десять- двенадцать, , в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», — говорил, шутя, благочинный. И это было правдой: для батюшки богослужение и молитва были важнее, дороже любого иного занятия. По сути, он уже давно жил по монашескому уставу, и воплощал свою мечту настолько, насколько это было возможно, совершая по благословению ежедневное монашеское правило, которое начиналось для него с четырех утра, до выезда на службу. Бог принял этот подвиг: батюшка скончался в Неделю о блудном сыне , в тот самый единственный день в году, когда за богослужением поется седален «Объятия отча». Он же поется при монашеском постриге. Объятия Отча отверсти ми потщися,

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-al...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010