Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см. Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как можно было украсть тело группе испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа измученных и испуганных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы — тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Невозможно было украсть тело на глазах стражи, отвалив тяжелейший камень. И те, кто говорил, что тело украли, конечно, сознавали свою слабость, да и видели, что людей не убеждают эти лживые слова. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — на святых апостолов. И послание Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (см. 2 Кор. 11:24-25). И побивание камнями, и опасные путешествия, и клевета, и кораблекрушения, и пребывание в море почти сутки без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и гонения от властей, и гонения от лжебратии — в этой жизни как бы не было ничего светлого, не было ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной: пот и кровь, и страдания, и муки, и крыши над головой нет, и средства к существованию — лишь то, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. И, несмотря на эту жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же, как и первоверховный Петр. Их жизни заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

Известны были всему Пскову и окрестностям крестные ходы, которые устраивались по воде в летнее время. К престольному празднику Верхнего острова – дню первоверховных апостолов Петра и Павла в Талабск приплывали иконы из Спасо-Елеазаровского монастыря, находящегося на берегу в семи верстах от Талабска. Вот как описал это торжество бытописатель прежних времен: «Крестный ход на лодках представляет живописную картину. Каждая лодка старается пристать к берегу; по нескольку человек садятся на одно весло, которые нередко от большого усилия ломаются. В это время перегнать лодку на ходу считается делом приятным. Празднество продолжается не менее трех дней». 16 И во время поселения на острове старца Николая обычай водных крестных ходов сохранился, только совершались они не от Спасо-Елеазаровского монастыря, который в годы советской власти был закрыт, 17 а от Пскова. Вот как описал эти крестные ходы давний сомолитвенник старца Николая – протоиерей Иоанн Миронов: «На Петров день здесь по обыкновению шел крестный ход из Пскова с Спасо-Елеазаровской иконой. На этой иконе Спаситель изображен в митре с крестом. Икону несли до берега Псковского озера, к переправе на остров, чтобы сесть на катера. А местные жители встречали икону на своих лодках, двигаясь по озеру с хоругвями. Это было незабываемое торжество Православия!» 18 Храм святителя Николая Чудотворца на Талабском острове впервые упоминается в писцовых книгах в 1585 – 1587 годах, где говорится, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 года в честь первоверховных апостолов Петра и Павла преподобным Досифеем Верхнеостровским, память которого совершается 8/21 октября. Вероятно, тогда же пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 году построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. Престола в церкви два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Когда они начали созидать и распространять Церковь Христову: Павел еще был ея гонителем и разрушителем. Как же случилось, что столь далеко, по видимому, отставший от сонма верховных Апостолов, приемлет ныне от Церкви честь, не только равную с верховными, но и преимущественную, вместе с первоверховным из них? Посмотрим, нет ли способа сблизить сих двух мужей, и уразуметь помышление Церкви, которая соединяет их в настоящем праздновании. Нет нужды пространно изъяснять, или доказывать, что Апостольство Павла столь же величественно и Божественно по своему началу, как Апостольство Петра и прочих Апостолов. Довольно для сего сказать, что Призвавший Петра и прочих к Апостольству во время пребывания Своего на земли, – Сам призвал к тому же Павла, преклонясь к нему из отверстых небес. «Павел Апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем», или как еще он изъясняется, «явлением Иисус Христовым» ( Гaл. I, 1, 12 ). Если велик тот, кто из глубокаго неведения в краткое время восходит к высокой и Божественной мудрости: менее ли велик и тот, кто из смертельной вражды против Божественной истины вдруг прелагается в любовь к ней, также, яко смерть, крепку? Вчера рыбарь; а ныне первый и единственный Богослов: «Ты еси», говорит, «Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ) 272 : вот величие Петра! Вчера гонитель Христов, а ныне Апостол Христов; – «гоняй нас иногда, – говорят верные, – ныне проповедует веру, юже иногда разрушаше» ( Гал. 1:23 ): – вот величие Павла! Если верховность духа Петрова над прочими Апостолами видна в том, что он некогда утвердил братию свою, поколебавшуюся в вере: не также ли видна верховность духа Павлова над самим Петром, когда Павел приметил непримеченный Петром соблазн, предстоящий Церкви, по причине его устранения от верующих из язычников, в угождение верующим из Иудеев, и исправил в сем случае действия Петровы? «Егда», говорит, «прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе» ( Гaл. II, 11 ). Если Апостольское действование 273 Петра является преимущественно великим в том, что как между Иудеями, так и между язычниками, он полагает первыя основания Церкви Христовы; чрез него наипаче, как чрез сильнейшее орудие благодати, собор Апостольский действует из Иерусалима не только на все Церкви Палестинския, но и на многия другия: не обширнее ли еще область Апостольства Павлова, простирающаяся от Иерусалима и Сирии до Македонии, до Греции, до Иллирика, от Антиохии до Рима, и, может быть, до Испании, при том так, что и он большею частию «не на чужем основании созидал» ( Puм. XV, 20 ), но проповедывал там, где до него не было произносимо имя Христово? Посмотрите, как сии, без войска и без оружия всемирные завоеватели, делят между собою народы, не уступая друг другу, не в том, кому более владеть вселенною, но кому более страдать за спасение вселенныя: «уверено ми бысть», сказует Павел, «благовестие необрезания», то есть язычников, «якоже Петру обрезания» ( Гaл. II, 7 ), то есть Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А вот о своей любви ко Христу ап. Павел свидетельствует в своем Послании к римлянам: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения... Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет насразлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8,35–36. 38–39 ). За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апп. Петра и Павла всю Свою любовь и обогатил их всеми дарами Св. Духа. Деяния апостольские свидетельствуют, что даже тень ап. Петра, платки и опоясания ап. Павла производили всякие исцеления в людях ( Деян. 5,15; 19:12 ). Конечно, св. Церковь , указывая на совершенную любовь ко Христу апп. Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Она знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить Его посредством исполнения Его спасительных заповедей. Если эта решимость будет в нас, то благодать Св. Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас Своею Божественною славою. Какие же подвиги мог иметь прп. Серафим Саровский , когда он был семилетним отроком Прохором, когда, взятый своею матерью на высокую колокольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его от смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне): «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…» Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений. Есть и попразднство у этого праздника: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов. Мария Красовицкая «Литургическое богословие»   Шиманский «Литургика» «Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:2-3.), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях». Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель; при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.). По определению Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в Уставе никаким праздником (до службы «на 6» включительно), — поется «Аллилуиа» с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

Ради Христа, говорит тот же Апостол, «я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3, 8). «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). Он окончил свою жизнь мученической кончиной: он был обезглавлен мечом в Риме. Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «Первоверховные». Какой же урок и какое назидание извлечем мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой? Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие — ту ниву, возделывать которую он призван. Нива — душа наша; жизнь земная — срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни — Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность — заботиться о своей ниве, о душе, о ее спасении. У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов дает нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения. Святые апостолы в своих сердцах имели твердую веру и любовь к Тому, Кто послал их на это великое дело. Подражая их житию, христианин также должен иметь крепкую веру и любовь к Тому, Чье имя проповедовали святые апостолы. Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы ее не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (1 Тим. 6, 20). Имея такую веру, сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» — на троекратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя ?» (Ин. 21, 15— 17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и преда-де Себя за ны» (Еф. 5, 2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол. 3, 8—9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф. 5, 3) и особенно всепрощение. Снисходите друг другу, говорит Апостол, и прощайте взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас, так и вы (Кол. 3, 13).

http://pravmir.ru/prognat-tmu-i-ozarit-z...

С 2006 года при храме стало действовать отделение Православного братства всех китайских святых (США), вице-президентом которого является протоиерей Дионисий Поздняев. В 2007 году в храме св. ап. Петра и Павла уже проходили регулярные богослужения по воскресеньям и в дни церковных праздников, а в сентябре состоялся молебен по случаю начала нового учебного года в Центре изучения русского языка открытом при гонконгском приходе. В январе 2008 года священник Игорь Филяновский — настоятель Свято-Троицкого прихода города Мельбурна, в знак преемственной связи между Свято-Петропавловским приходом Гонконга закрытым в 1972 году и вновь возобновлённым в начале 2000-х годов возвратил главную храмовую икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 6 октября 2008 года решением Священного Синода приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге был возрождён официально, протоиерей Дионисий Поздняев назначен его настроятелем. В октябре 2008 года епископ Сиэтлийский Феодосий (Иващенко) передал приходам Русской Православной Церкви в Пекине, Гонконге и Шанхае частицы мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. В ноябре 2008 года митрополит Киевский Владимир (Сабодан) передал приходу образ с частицей мощей святителя Гурия Таврического, начальника Пекинской миссии — одного из небесных покровителей Китая. Современное состояние [ править править код ] Храм находится в помещении на двенадцатом этаже одного из зданий в районе Сёнвань в центре Гонконга; службы совершаются ежедневно. Про деятельность прихода её настоятель протоиерей Дионисий Поздняев рассказал в 2017 году: «мы служим каждый день. Если не служим литургию, стараемся служить вечерню или утреню. Не всегда кто-то бывает на службах, но это возможность для людей прийти. И они приходят. А за пределами служб мы беседуем. Так что работа священника здесь связана прежде всего, с богослужениями, как и должно быть. Ну и, поскольку у нас отсутствует секретарь, бухгалтер, администратор — вся работа по переписке, приходским финансам тоже на мне. Мы ходим в тюрьму, навещаем наших заключенных. Это не только занимает время, но и достаточно хлопотно. Общаемся с другими христианами: протестантами, католиками. С учебными заведениями. Отчасти на мне работа по администрированию Центра русского языка, который мы создали при храме. Работы много».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Где же коренится причина этого разделения? Причина подобных самочинных разделений – всегда одна и та же. Разделение возникает тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначение и данное ему свыше положение, начинает возноситься и надмеваться своим званием – оставляет заповеданное Христом-Богом, смиренномудрие и увлекается душепагубной гордыней, которая возводит человека в его мыслях на безмерную высоту, а затем с позором и стыдом извергает его в бездну нравственного падения. «Не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати» ( Рим.12,3 )  – учит святой Апостол. И что характерно: с этим предостерегающим наставлением он обращается… к Римлянам. Это глубокомысленное и весьма важное предостережение, которое многими и по сие время забывается, было забыто на христианском Западе, где силен был дух гордыни и властолюбия древнего языческого Рима. Оставили его без должного внимания и некоторые епископы этого «вечного города», орошенного мученической кровью прославляемых ныне нами свв. первоверховных Апостолов. Не довольствуясь и без того великой честью и славой епископского звания, они стали о себемудрствовать более, нежели подобает мудрствовать, и, подкрепляемые человеческой лестью, дошли, наконец, до того, что провозгласили себя «непогрешимыми наместниками Сына Божия» на земле, как бы заместителями Самого Бога, заявив притязание на абсолютную власть над всем христианским миром, власть не только духовную, но и светскую, Забыв об истинном характере пастырского служения, которое есть именно «служение», а не «начальствование», не «властвование» и должно быть проходимо в духе смирения и кротости и в сознании своего несовершенства, своей греховности и непотребства пред Богом, Единым Владыкой всех земнородных, как пастырей, так и пасомых, они восхитили себе честь, принадлежащую Единому Богу, и стали требовать, чтобы весь христианский мир воздавал им Божеские почести и повиновался им во всем, не только, как пастырям Христова стада, но и как «заместителям Бога на земле», как «земным богам».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Потери для него – приобретение, страдание из любви – потребность души, жизнь – непрестанная жертва. Откуда же проистекало в избранном сосуде силы Божией такое самоотвержение, как не из подражания высочайшему Подвигоположнику? Он говорит: я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись ( 1Кор. 10:33 .), и тотчас после этого присовокупляет: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11:1 ). И, как сам разделяет с ближними их немощи и скорби, подражая Господу Иисусу: так и всех верующих увещевает носить, то есть облегчать состраданием и участием немощи немощных и не себе угождать, но ближнему в созидание, указывая им на образец Божественного Искупителя; ибо и Христос не Себе угождал ( Рим. 15:1–3 ). Таким образом, пример сострадания Господа Иисуса и сила любви Его, изливающаяся в сердца чад Его, есть чистый источник сострадания к немощным и падающим для истинных учеников Христовых. Но для этого небесного источника в самой душе подражателей Христовых есть глубокая юдоль, много способствующая к сохранению оного; есть чувство, служащее к подкреплению христианского сострадания к согрешающим. На это чувство указывает мудрый сын Сирахов, говоря: помни, что все мы находимся под епитимиями ( Сир. 8:6 ). Все земнородные, даже и избранные Божии, покуда находятся в этом мире, обложены немощами, и имеют причину воздыхать о прежде бывших грехах своих и страшиться новых искушений в будущем. Чем яснее воссиявает в них свет лица Христова, тем подробнее они видят и живее чувствуют, что без этого света в них одна тьма, немощь и склонность к злу. И это то смиренное ощущение своей немощи и склонности ко греху еще более усиливает и охраняет в них чувствования снисхождения и сострадания к грешным собратьям. Сам Господь лучших строителей храма Его вводит в это смиренное чувство и погружает в него глубже, нежели других рабов Своих, непризванных к высшему служению. Так вел Он прославляемых ныне Церковью первоверховных Апостолов. Святой Апостол Петр, твердыня веры, доколе был при Господе, восклицал: если и все соблазнятся, но не я! ( Мк. 14:29 ). Но, когда сокрылась от него благодать, тогда вполне открылась его немощь, и он пал горьким падением. Любвеобильный взор Человеколюбца проникнул в его сердце, и – Петр, выйдя вон, плакал горько. Конечно, нужно было, чтобы тот, кому назначено быть высоким столпом Церкви Божией, глубоко водружен был в смирении, которое есть основание духовного здания; конечно, нужно было, чтобы он опытно узнал свою немощь и научился из того кротко и с нежностью сносить и врачевать душевные недуги ближних. Милосердый Спаситель, предвидя его падение, и смиренное раскаяние, сказал ему: и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих ( Лук. 22:32 ); и это слово Господа так объясняет св. Златоуст: «Заплати Мне за оказанную тебе помощь. Помня то, что было с тобою, будь к другим снисходителен. Утверди братию, то есть, утверди колеблющихся, подавая им руку и являя им великое человеколюбие».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010