(Νν ωρτζωμεν) Итак ныне с любовно, верные, да празднуем, и со умилением дапоем, почитая в сей день святых апостолов Христовых, Петра и Павла. Ибо настоящее торжество есть (не что иное), как прославление (подвигов) их. Посему, заменив молчание словом, все мы да возвеличим Бога, прославившаго сих мужей, во веки веков взывая: «Спаси нас, Боже, от (вечнаго) огня и будущаго гнева, да покланяйся (Тебе) с верою, воспоем Тебя, Явившагося и просветившаго все. (ΚαταυΧται) Прославляется Тарс, оглашаемый твоими, преблажение Павле, учениями. (Радостно) восклицает теперь Киликия, Дамаск, а вместе (с ними) и весь Восток, Понт и Фригия, Рим и Сицилия, (и населяющие) весь Запад. Ибо, обошед кругом (всю) землю, подобно как другое солнце, и посеяв на ней Христову любовь, ты соделал ее плодоносящею. Ибо, действительно, она из рода в род препровождаете к Богу святых избранников Его, да непрестанно прославляют Явившагося и просветившаго все. А...) 12) (δ) Вонми сему, всякий, где либо поющий с верою в день памяти сих мудрых учеников (Христовых), и поревнуй, со умилением, и страданиям Петра, и тем мучениям, какия претерпел Павел, как например, обнажению (γμνωσιν) среди хлада, дабы и ты был искренним учеником Господа своего: и если когда необходимость заставить тебя пострадать (ради имени Христова) хотя бы и от кораблекрушения ( Деян.28:41 ), приими (сие благодушно); допусти над собою (подобно св. Павлу) трижды биение жезлами (ραυδσθητι) и однажды побиение камнями (λιθσθητι) (Кор.2:25); (по примеру сих святых мужей) охотно приими и пребывание в темнице; убегай от всех плотских страстей; (наконец, подобно св. Павлу), во время сильной ярости (Христоненавистнаго мучителя) подклони выю свою к отсечению главы (ποτμθητι κραν), дабы поспешить, чрез все сие, к Явившемуся и просветившему все. (Πτρος) Петр, основание всех верных, покров (ροφος) церкви (Христовой); прежде рыбарь, а ныне первый апостол, раздрав (ρηξμενος) промысловую сеть свою, бросив весла, и сокрушив рыбарския тростниковыя корзины (χλαμον), с верою приемля распинание на кресте, не довольсвуется быть пригвожденным к оному прямо, (с поднятою к верху главою)·, но он сильно вопиял к дерзнувшим тогда осудить его на казнь злодеям: «Я человек смертный, (и) от земли поспешаю на небеса; посему обратите главу мою к низу, да скоро прииду к Явившемуся и просветияшему все.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владыка Евфимий провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря и показал его достопримечательности. Представители Коптской Церкви поклонились главным святыням обители — кресту с частицей Животворящего Креста Господня, Влахернской иконе Божией Матери, мощевикам с частицами честных останков первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Петра, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и сонма святых Успенской Киево-Печерской лавры. В Сергиевском храме паломники присутствовали на молебне с акафистом Толгской иконе Божией Матери и приложились к чтимому Высоко-Петровскому списку этого Богородичного образа, который по сложившемуся обычаю в этот день был доставлен в обитель из Государственного исторического музея. В тот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместник обители игумен Иоанн (Лудищев) показал паломникам из Египта монастырские храмы — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и собор Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, где почивают мощи небесного покровителя обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Благочинный Сретенской обители иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказал об истории и современной жизни монастыря и ответил на ряд вопросов гостей, интересовавшихся различными аспектами организации общежительной жизни в русских монастырях. Братское общение продолжилось за совместной трапезой. В честь прибытия высоких представителей Коптской Церкви был дан концерт с участием хоров учащихся Сретенской духовной академии и воспитанников воскресной школы монастыря. В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой). Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов.

http://radonezh.ru/2023/08/23/delegaciya...

Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь. Апостол Павел Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан. Савл родился в Малой Азии, в городе, многие жители которого, будучи иудеями, тем не менее, имели права римских граждан (которое давало реальные привилегии, право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском, римском суде. Для еврейского народа с его монотеизмом это было явлением, сравнительно редким. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске. Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего. Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь возмущение иудеев, угрозы убийством, от которого как раз и спасло римское гражданство. Но Иерусалим пришлось оставить. Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Владыка Антоний также выразил митрополиту Илариону сердечную благодарность за его богословские труды. «Ваши книги, Ваши мудрые слова переведены на многие языки мира. Они, в частности, переводятся и на сербский язык, и православные сербы черпают в них премудрость, которая хранится в источнике православной веры», — подчеркнул представитель Сербской Православной Церкви. На память о служении на Сербском подворье владыка Антоний подарил председателю ОВЦС вышитую в Сербии митрополичью мантию. Передавая дар, епископ Антоний попросил митрополита Илариона молиться о клириках и прихожанах подворья, о православной Сербии, о многострадальном Косове и всей Сербской Церкви. В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость уже во второй раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посещать этот святой храм — подворье Сербской Православной Церкви и совершать здесь Божественную литургию в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые являются небесными покровителями этого святого храма. Почему Церковь установила празднование памяти этих святых апостолов вместе, а не по отдельности? Есть разные толкования: одни говорят, это потому, чтобы не выделять особую роль апостола Петра, но подчеркнуть, что апостол Павел не менее его потрудился в благовестии Христовом, другие приводят иные толкования, но есть неоспоримый факт: Церковь установила особое празднование и пост, предшествующий этому празднованию, для того, чтобы почтить память этих двух столпов христианской Церкви. Когда мы думаем о жизни и проповеди Господа, мы невольно спрашиваем себя: почему Господь Иисус Христос решил передать Свое учение через людей? Почему Он не захотел написать что-нибудь Сам? Ведь, казалось бы, такая была уникальная возможность — Сам Бог стал человеком, неужели у Него не нашлось бы времени изложить письменно то, что Он хотел сказать людям, и тогда мы все точно знали бы, что это именно слова Господа, которые Господь Сам написал, а не то, что пересказали другие люди. Господу было угодно доверить Свое учение людям для того, чтобы оно до нас дошло через людей. И евангелисты, и авторы апостольских посланий — это были апостолы, те, которые слышали слова Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1219026.ht...

Главным храмом монастыря, по имени которого он и наименован, стала каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1688 году, с приделом во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, пристроенным в 1700 году. Для отправления служб мирянам в 1693 году была построена также каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а сверх того и каменная часовня. Вокруг монастыря была устроена каменная ограда с двумя башнями. За свои труды игумен Евфимий был возведен в сан архимандрита. В день заложения храма Успения «в дар и благословение новоустрояемой обители» от старцев Богоявленского монастыря Феодосия и прозорливого Антония, схимника с братией, при крестном ходе была принесена икона Успения Пресвятой Богородицы древнего византийского письма. Икона эта, почитавшаяся как чудотворная, была главной святыней монастыря. В Успенский пост перед иконой этой совершалось акафистное служение, а по средам — и с участием самого архиерея. При построении монастыря многие благочестивые граждане города делали пожертвования деньгами и имуществом. Особое усердие здесь проявил думный дворянин Никита Иванович Акинфов, стольники Юшков и Апухтин, а также генерал-майор Ф. М. Каменский. Первоначально монастырь «кормился по миру», но затем пожалованы были ему и вотчины — села Архангельское и Монастырское, деревня Орлица и Подмонастырская слободка. Поступали также вклады «на помин души». С 1725 года монастырь был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, и в нем была создана школа для обучения детей духовенства, в которой в 1727 году числилось 25 человек. Согласно указу государя Петра I монастырь принимал на свое попечение бывших военных и увечных. В 1741 году их было шестеро, 21 монах и 14 послушников. К монастырю в это время были приписаны 482 крестьянские души. Согласно указу императрицы Екатерины II в 1766 году монастырь был определен по штату третьеклассным. Все его вотчины были «отписаны в казну», и определено ему было ежегодное содержание — 806 рублей, а число монашеской братии было определено в 12 человек. В дополнение к содержанию в монастырь по-прежнему поступали вклады.

http://sobory.ru/article/?object=02336

«Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Мы тоже, плывя в нашей лодке каждодневных трудов, должны бы уступить место Христу. И быть готовыми забросить сети там, где сами мы никогда бы не решились. Нам открывается глубокий смысл всех наших поражений и неудач — это скорбное и смиряющее нас время, которое избавляет нас от самих себя, освобождает от иллюзий нашей собственной значимости. Так в определенные моменты нашей жизни Господь дает нам принять прекрасный риск веры — чтобы мы могли исполнить наши земные обязанности, чтобы любить, невзирая ни на что, данного нам Богом супруга, чтобы принять посланное нам дитя, чтобы перенести все испытания, или даже просто терпеливо перенести один бесплодный день нашей жизни, когда мы трудимся изо всех сил, ничего не достигая. Мы должны заплыть на глубину, подвергнуть себя тому риску, который Господь требует от нас. Церковь никогда не должна сомневаться. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Евангелие предваряет здесь имя Симона — Петр, которое Господь даст ему позднее, когда в Кесарии Филипповой тот исповедует веру в Него как в Сына Божия. И Христос уже именуется Господом — Тем, Кем Он явится в славе Воскресения. Перед присутствием Божиим человек всегда испытывает странный ужас. «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами», — говорит Исаия (Ис. 6, 1—8), когда слышит пламенеющих серафимов, восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Мы помним, как жители Назарета требовали от Бога чудес. Истинного ученика Христова охватывает страх и трепет, когда он становится свидетелем чуда, и он молит Бога удалиться от него. «Выйди от меня, Господи! — умоляет Петр, — потому что я человек грешный». Позднее, при пении петуха, он еще глубже узнает, насколько он грешник. Снова вспомним о притязаниях католиков быть наследниками Петра, об их догмате примата и непогрешимости папы. Тот, кого они любят называть «первым папой», — человек грешный. Раньше Петр был исполнен уверенности в себе, но встреча со Христом открыла ему, как он мал. Этого человека, сознающего свою незначительность, и еще такого же — Павла, который сказал, о себе: «От них же грешников я первый» — Господь уготовал стать первоверховными апостолами Своей Церкви. Чудесный лов рыбы после Воскресения Христова завершится воспоминанием тройного отречения Петра и тем же доверием Спасителя, дающего высокое служение этому грешнику.

http://moral.ru/twelve/

Но подобно Христу, Пастыреначальнику, Петр должен будет жизнь свою положить за овец Господа. Когда-то Петр исполнился отважной решимости сразу же следовать за Христом, даже если надо будет заплатить собой. Теперь Господь зовет его следовать за Ним до самого Своего Креста («Следуй за Мной»). Он возвещает будущее Петра в виде притчи, взятой из жизни. В молодости человек полон уверенности в себе, сам определяет, что ему делать. Но приходит старость, когда надо зависеть от других. Об этой зависимости Господь говорит в словах, которые предполагают распятие: «Прострешь руки твои». Какой разительный контраст по сравнению с самонадеянным героизмом того, кто был убежден, что может умереть за Христа. «Другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Страдания будут мучительны, но в них — слава Божия. «Ученик не больше своего Учителя». Следуя за Ним, он призван явить славу Его — своим свидетельством и крестом. Как велико милосердие Божие! Господь продолжает доверять тому, кто отрекся от Него в трудный час Его Крестных Страданий. Теперь Он ждет от него только подтверждение любви, понимающей свою хрупкость. Ученик не должен превозноситься ни полученной благодатью, ни служением, доверенным ему. Снова мы видим, что речь не идет ни о воздаянии за заслуги, ни о провозглашении его неуязвимости (и, тем более, непогрешимости тех, кто будет называть себя преемниками его престола и даже наместниками Христа). Служение Церкви доверено тому, кто может возвещать чудеса Божией благодати, потому что он сам узнал, что такое прощение. Пастырь должен свидетельствовать о своей благодарной любви ко Христу, а не о своем горделивом бесстрашии. Эта любовь поведет его вслед Христу на Крест, когда придет его час. Мы возвращаемся здесь к одной из величайших истин христианства, о которой другой Апостол, будучи ее проповедником и примером, говорит: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Аминь. протоиерей Александр Шаргунов

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-свят...

После 5-ти лет службы в Московской Семинарии, Архимандрит Анастасий был назначен Епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, каковым до него был Епископ Никон, перемещенный на Вологодскую кафедру и впоследствии бывший членом Государственного Совета. Хиротония Архимандрита Анастасия во Епископа Серпуховского состоялась в день праздника св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе, а местопребывание определено в Даниловом монастыре, где жил и его предшественник. При наречении он произнес, согласно традиции, замечательную речь, в которой он удивительно сильно начертал «путь истинного Христова пастырства» и в порыве вдохновенного прозрения предрек кровавые бедствия, действительно постигшие Русскую Церковь в годы революции. В круг обязанностей новорукоположенного Епископа Анастасия, как викария Московской епархии, входило совершение очередных праздничных богослужений в большом Успенском соборе, храме Христа-Спасителя и многих других московских храмах и монастырях, а также посещение приходов епархии, по поручению Митрополита, заведывание духовно-учебными мужскими и женскими заведениями, наблюдение над преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве Митрополита Петра, руководство работами комиссий по устройству церковных торжеств прославления Святителя Гермогена, празднования 100-летия Бородинской битвы, ЗОО-летия царствования Дома Романовых, участие в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций, заведывание комиссией чтений для рабочих и ее издательством и т.п. В должности Московского викарного епископа Преосвященный Анастасий трудился около 8 лет, а в общей сложности, считая годы учения, прожил в Москве свыше 20-ти лет. Естественно, что духовный облик его сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского Митрополита Филарета, являвшего собою образ подлинного подвижника благочестия – истинного аскета, не знавшего никакой личной жизни и жившего только для Бога и для Церкви, окруженного ореолом высшей нравственной чистоты, духовной силы и непререкаемого авторитета, – гениального деятеля, исполина мысли и слова, представлявшего собою великую общественную и нравственную силу. Многие из этих черт стали типичными и для первоирерарха нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейшего Митрополита Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

На следующий день должен был производиться у нас в училище экзамен, и потому к нам приехали: брат преосвященного Леонида Александр Васильевич Краснопевков, инспектор уездных училищ князь Туркестанов и князь Трубецкой; они все присутствовали на экзамене и меня посетили. На третий день приехал ко мне известный в Москве доктор – хирург Иван Николаевич Новацкий, тот самый, который мне осенью делал операцию; он снова подверг меня осмотру и делал новую перевязку. В продолжение 8 дней я должен был лежать, и на 9 день, по милости Божией и при помощи других, я мог встать; мало-помалу с каждым днем я стал менее чувствовать боли в груди, а боль от перелома в особенности отзывалась, когда меня подымали с постели; но когда я был поставлен на ноги, то я мог ходить, не чувствуя особенной боли, и в таком положении я находился 20 дней. Из келии я не выходил, а на 21 день после падения мне разрешено было все повязки снять, и я стал выходить на воздух. Июня 16 я мог, благодаря Господа, отслужить литургию и после того даже ходил крестным ходом на закладку новой гостиницы, где совершил молебствие. Второе мое служение было на праздник святых апостолов Петра и Павла в скиту, но в Москву я долго не мог еще ездить. В это время я получил письмо от преосвященного Леонида следующего содержания: « Высокой преподобнейший отец архимандрит! Могу ли быть на Вашем, столь любимом мною, празднике, не знаю. Обстоятельства показывают, что, без крайней необходимости, не можно мне отдаляться от Москвы. 12 числа совершенно внезапно отправлен был я в Дмитров на погребение преосвященнаго Никодима; 23 еще более внезапно (если так выразиться можно) назначена была мне поездка в Ярославль, для погребения преосвященнаго Нила, и когда все было готово к отъезду, неожиданно отменена. Если первоверховные апостолы устроят, то с утешением прибуду в пятницу, вероятно, незадолго до начала бдения. Облегчению от болезни, Вас вновь постигшей, радуюсь; но дружески гневаюсь на Вас серьезно, и письмо Ваше нисколько ни меня не успокоило, ни Вас не оправдало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

«Ничто из этого не подтверждается историческими источниками», – пишет наш «ученый» игумен. А какими источниками подтверждаются множество преданий о мученичестве святых, о которых мы читаем в их житиях?! В том-то и дело, что наши православные борцы с преданиями о помощи Свыше нашей армии в годы Великой Отечественной выступают как примитивные модернисты, которые пытаются поставить под сомнение церковное предание. Зато едва ли не с умилением пишет игумен Виталий о «Сталинградской Мадонне», которую «немецкий протестантский пастор и военный врач Курт Ройбер нарисовал для утешения своих камерадов на оборотной стороне географической карты». Ну, конечно, протестанты ближе к сердцу наших антидержавников. В завершение статьи игумен Виталий пишет: «На экраны выходит фильм «Мария», обыгрывающий часть этих мифов. Что же – к нему следует относиться как к сказке, фэнтези. Очень важно, чтобы перед началом фильма шли титры, указывающие, что сюжетная линия в нем основана на фантазии». Думаем, что лучше не титрами снабжать фильм-притчу о войне, а при упоминании имени игумена Виталия писать – церковный модернист и либерал. Как сейчас обозначают знаком «иноагент», всех, кто работает против интересов России. Так и всех, кто работает на подрыв отношений Церкви и Государства, против идей державности, надо изображать каким-то значком, чтобы каждый читающий понимал, что сталкивается с примером опасной и вредной пропаганды. Выступления протодиакона Константина Марковича и игумена Виталия (Уткина) – так, пока «проба пера». Скоро нужно ожидать, что подтянутся главные борцы с «победобесием», и глядишь на каком-нибудь «Правмире» мы увидим интервью с «учёным-профессором» протоиереем Георгием Митрофановым, где он «разоблачит все совковые мифы». Ну никак не даёт покоя нашим либерал-православным факт помощи Божией Красной Армии, возглавляемой Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным. Ну не тем помогал Бог! Не тех слушала Пресвятая Богородица! Непорядок, надо исправить… Только как бы они ни старались исказить историю, факты говорят сами за себя! Например, факт завершения войны на Пасху – никак не отменить. И Парада Победы на день Святой Троицы не исправить! И победу на Прохоровском поле в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла на другой день не перенести. И «парад» пленных немцев по Москве в день мученической кончины Царя Николая не вымарать из нашей истории. И это факты! Это даже не церковные предания или, как любят писать наши оппоненты, «легенды».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/23/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010