Среди сел, разбросанных по Сыктывдинскому району, есть поселок Часово, где сохранилось строение одной из первых церквей, построенных в этом крае. Вообще первое церковное строительство на этих землях началось 6 веков назад. Множество церквей сгорело, за годы советской власти было уничтожено, разобрано. Но кое-какие все-таки сохранились, из них 15 – памятники архитектуры. Самая первая церковь в Часово была построена по благославению епископа Устюжского Преосвященного Иосифа в 1713 году. Называлась она Спасской. Простояла более 90 лет. Век спустя, в 1824 году, строится новое кирпичное здание Спасской церкви - на пожертвования прихожан. Проектировал его архитектор Фохт, а благословил епископ Онисифора. В церкви Спаса Всемилостивого находилось 2 престола – Всемилостливого Спаса и Василия Великого. Окружали церковь 30 десятин угодий, в ее ведении имелось 2 мельницы. Церковь «держалась» довольно долго. Деятельность священнослужителей запретили только в 1937 году. Здание церкви Спаса Всемилостивого сохранилось и по сегодняшний день, но, к сожалению, планов на ее восстановление у местной администрации нет. Здание ветшает и даже не обнесено защитным забором, как некоторые другие памятники архитектуры. kaliningradgid.ru История часовской церкви В архивном фонде Вологодской духовной консистории в клировых ведомостях церквей Яренского уезда имеются следующие сведения о Часовских церквях и часовнях Яренского уезда. Спасский Часовский приход Яренского уезда располагался в 113 верстах от уездного города Яренска на берегу реки Вычегды. В приходе было две церкви: каменная с колокольней и деревянная. Обе церкви одноэтажные. Деревянная церковь построена в 1786 году, каменная — в 1824 году и освящена в 1837 году. В деревянной церкви был один престол — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в каменной два — во имя Всемилостивого Спаса и Василия Великого, Архиепископа Каппадокийского. Приписных церквей в приходе не имелось. Со временем деревянная церковь обветшала и Указом Великоустюжского духовного правления от 19 апреля 1889 года 777 было предписано сломать ветхую деревянную церковь и вместо нее построить новую каменную с тремя престолами: 1-й во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, 2-й — в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 3-й — во имя Святых Бессеребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана. Строительство новой церкви было начато в 1893 году. 13 июня 1894 года во время пожара деревянная церковь сгорела, в каменной церкви уцелели своды и стены, вновь строящаяся церковь не пострадала. Старая каменная Спаская церковь была освидетельствована после пожара губернском архитектором. На основании составленного акта был возобновлен придел храма во имя Василия Великого, который по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Вологодского и Тотемского был освящен в июле 1895 года, холодный, во имя Всемилостивого Спаса- в 1898 году.

http://sobory.ru/article/?object=12168

12 июня 1903 г. архимандрит Аркадий соборно с братией обители совершил крестный ход к «…новостроющемуся алтарю Петропавловской церкви, где отслужен молебен и по чиноположению церковному совершена закладка нового алтаря, на месте престола вставлен железный крест, под коим устроен белый камень с углублением и в нем вложена часть св. мощей… и медная луженная дщица (то есть доска - прим. Авт.) с надписью на ней: “Во славу Святыя Живоначальная Троицы Отца и Сына и святого Духа, при державе благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича всея России, по благословению Пресвященнейшего Назария епископа Нижегородского и Арзамасского, заложен СВЯТЫЙ АЛТАРЬ сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память святых и первоверховных Апостолов Петра и Павла в Оранском Богородицком монастыре наместником оного игуменом Аркадием (Антуфьевым) с братией сей обители, в лето от создания мира… от Рождества христова 1903, месяца июня в 12-ый день». При возведении нового алтаря была вновь выстроена восточная стена самого корпуса, которая одновременно служила перегородкой между алтарем и храмом, в стене было устроено три дверных колоды (для царских и дьяконских и пономарских врат). В корпусе и храме были смонтированы новые голландские печи, с керамическими дымоходами, вмонтированными в стены, а в алтаре сложена изразцовая печь, на кухне установлены большие современные чугунные варочные котлы. Братскую трапезную перенесли в западную часть корпуса, соединив ее с церковью большой аркой с закрытыми стеклянными дверьми, которые раскрывали на время богослужений в случае тесноты в храме. Помещение храма освящалось через два уровня окон, как на первом этаже, так и на втором. Весной следующего 1904 г., на главный купол Петропавловской церкви был установлен большой медный с позолотой крест. Мастером изготовителем нового креста являлся арзамасец Александр Петрович Ключев, который очень много трудился по заказам Оранского монастыря. Стоимость работы исчислялась в 250 рублей, а «...расход этот для оплаты принял на себя иеромонах Исаакий, коим также на свой счет сделаны таковые кресты на холодный собор и ризницу».

http://sobory.ru/article/?object=24439

Апостольский подвиг есть подвиг полной самоотдачи, самоистощания для того, чтобы другие жили, и жили не просто обычной человеческой жизнью, но в общении с Духом Божиим, получая небесный дар благодати. Все это нужно помнить, когда мы размышляем о деяниях святых апостолов, но особенно сегодня, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостолы действительно передали всему миру весть о Христе. Весть о Младенце Иисусе, родившемся в Вифлееме; весть об Иисусе Христе, вошедшем в возраст и возвестившем слово, которое изменило всю человеческую историю; весть об Иисусе Христе, Который был схвачен, допрошен, подвергнут пыткам, казнен, но силой Божией воскрес. Именно святые апостолы донесли до нас всю историю Спасителя, ведь Сам Спаситель ничего не записывал, — это апостолы хранили в своей памяти и научили первое поколение христиан всему, что нужно для спасения, и, наконец, они действительно основали Церковь. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о таком видении. Апостол увидел крепость, у которой двенадцать башен, а в основании каждой — камень с именем святого апостола. Этот образ, явленный апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, может помочь каждому из нас понять, что такое Церковь. Это действительно крепость, крепость несокрушимая, и ни одно орудие не может проломить ее стены или, тем более, ее уничтожить, потому что в основании двенадцати башен — святые апостолы, которые получили от Самого Господа и Спасителя силу для создания Церкви и утверждения веры. Прославляя святых апостолов, мы в первую очередь благодарим их, великих свидетелей о Христе, за все то, что мы узнали о нашем Господе и Спасителе. Но мы благодарим их и за героическую жизнь, и за мученическую кровь, которая запечатлела искренность и истинность их слов. Если бы такой подвиг принадлежал только первому поколению апостолов, то и в этом случае память о нем сохранилась. Но ведь святые апостолы, заложив основы церковного бытия, предопределили, действием Святого Духа, то, что в Церкви Божией подвиг мученичества, исповедничества, свидетельства, провозглашения истины никогда не исчезает. Церковь потому и называется Апостольской, потому что в полной мере несет в себе апостольское служение. И это не только служение епископов, священников — это служение всего народа Божия, дорогие мои братья и сестры, это ваше служение.

http://patriarchia.ru/db/text/5470476.ht...

В дни, предшествовавшие празднику Рождества Христова 1917 года, и в самый день праздника Василий Федорович много читал и пел с певчими в усадебной церкви и сказал маленькую проповедь за Божественной литургией. Он говорил о том, что, несмотря на переживаемые Россией потери (шла война), православные русские люди должны иметь радость во Христе, ибо защитники Отечества приняли на себя иго Христа и исполняют Его заповедь: любить до смерти. В конце февраля 1917 года Василий Федорович для продолжения учебы возвратился в Московскую Духовную академию. Это были дни начала революции. Известие об отречении Государя Императора Николая II от престола и образовании республики многими студентами академии было встречено с ликованием. Василий Федорович, разделявший общее оживление из-за наступивших в России государственных и социальных перемен, имел более трезвый настрой. «Бог даст, республики и не будет. Она нам мало к лицу», – писал он в эти дни. После окончания весеннего семестра и сдачи экзаменов он вновь уехал в Саратовскую губернию в имение графа Медем и возобновил занятия с Федей и Софьей. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла Василий Федорович произнес за обедней в сельской церкви проповедь о том, что «многие… не в состоянии оценить подвигов апостолов Петра и Павла, узнать внутреннюю историю их подвижничества… Все происходящее: неповиновение властям, грабежи, захваты, самосуды-убийства (в Сызрани толпа… разорвала на куски двух братьев купцов, совершенно не повинных ни в чем) и успехи проповеди социалистов и анархистов, явно антихристианской, – свидетельствует о том, что большая часть русского народа совершенно не просвещена христианством», и о приближении «к последним временам, как их описывает апостол Павел». К началу нового учебного года Василий Федорович возвратился в Сергиев Посад. В академии было «холодно, голодно и неуютно», условия содержания студентов еще более ухудшились, сократилось число лекций и зачетов, но была введена новая программа – лекции по Новому Завету читал архимандрит Иларион (Троицкий) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1:8), — и они пошли. Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями от разбойников, от властей и даже от лжебратьев (см. 2 Кор. 11:21-12:9). Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь. Но если не только с внешней стороны посмотреть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то понять это невозможно без сегодняшнего Евангельского чтения (Мф. 16:13-19). Господь обращается к апостолам и спрашивает: за кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало придти в мир, третьи за пророка Иеремию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: а вы за кого Меня почитаете? И тогда Петр отвечает: Ты — Христос, то есть Спаситель, обетованный Мессия, Сын Бога Живаго. Эти слова явились исповеданием веры. Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Исповедание — это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя. Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего. Но если бы апостолы говорили только словами о Христе, о Евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы не только словом — всей жизнью своею они свидетельствовали истину слов о Спасителе. И вся жизнь апостолов, в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была этим исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.

http://patriarchia.ru/db/text/3687786.ht...

Эти два апостола — Петр, которого Господь нарек камнем и которому сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), и Павел, который был призван позже других апостолов, но который, как сам он говорит, потрудился больше других в благовестии Христовом (см. 1 Кор. 15:10), — прославляются Церковью как первоверховные. Причем мы знаем, что, хотя при жизни апостолы Петр и Павел встречались нечасто и похоронены они были после своей мученической кончины в разных местах, тем не менее, и в Восточной Церкви, и в Западной Церкви их память всегда совершалась вместе. И хоть впоследствии в Западной Церкви апостола Петра возвеличили для того, чтобы создать учение о первенстве Римского епископа, которое якобы перешло от апостола Петра, но литургический праздник апостолов даже там все равно остается одним и тем же. То есть эти два апостола в памяти Церкви связаны неразрывно. Неслучайно на Святой Руси строилось множество храмов, посвященных апостолам Петру и Павлу, но у нас не было храмов, которые были бы посвящены только апостолу Петру или только апостолу Павлу. А почему? Да потому что память их совершается в один день, и престольный праздник Петропавловского храма всегда выпадает на день памяти двух апостолов, а не одного из них. Мы сегодня прославляем этих двух великих апостолов, двух проповедников христианства и восхищаемся их трудами, их апостольским подвигом. Мы прославляем их как тех, кто донес до нас весть о Христе Распятом и Воскресшем, а апостола Павла особым образом прославляем как того, кто первым богословски осмыслил то, что видели своими глазами другие апостолы. Читая Евангелие, мы видим, что апостолы мало понимали из того, что происходило вокруг них. Господь Иисус Христос произносил притчи, а ученики просили Его: " Изъясни нам притчу сию " (Мф. 15:15), Христос совершал чудеса, а их духовные очи оставались закрытыми, так что очень часто Господь обличал их в непонимании. И только после того как на апостолов сошел Святой Дух в день Пятидесятницы, они начали, вспоминая то, что видели, осознавать, что же такое произошло и Кто Такой был в действительности Господь Иисус Христос: не просто человек, не просто великий пророк, а Бог, ставший человеком, Бог Воплотившийся, Который пришел для того, чтобы спасти каждого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5828034.ht...

Но определяющими это необычное выставочное повествование стали три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина (1930–2017), «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова. У каждого из названных авторов – свой голос, однако у этих произведений много общих образов и мотивов. И главный из них – поле брани, на котором воины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, «за други своя». Неслучайно белгородские литмузейцы решили в нынешнем, тоже юбилейном, году уже по предложению областной филармонии литературную часть экспозиции повторить, сей раз придав ей мобильный вид и подкрепив исторической фотохроникой (дизайн Ольги Рымар). Эффект от первой выставки оказался удивительным: получился, в известном смысле, иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве». Выставка 11 июля 2023 г. С. Минаков уже делился воспоминаниями о написании своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки со Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 г., в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, день знаменитого танкового сражения, где снимался первый фильм для Белгородской диорамы «Курская дуга» и где сохранился трогательный обычай: в этот день жители села Прелестное выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. «В известном смысле эта выставка – космическое эхо; ведь Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму “Петров день”, выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, – в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство “Современник”, для которого в разные годы ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Евгения Носова “Красное вино Победы”, а также большую книгу избранных стихотворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Косенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен Белгородскому литературному музею, столь зримо вынесшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна».

http://ruskline.ru/opp/2023/08/07/petrov...

Православный: Праздники учреждались Самим Богом, чему есть много подтверждений из Священного Писания – Я понимаю вашу озабоченность по поводу безнравственного поведения во время праздников. Такая проблема действительно существует. Но и о самом Причастии сказано: Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 29). Но подобная опасность не перечеркивает значение и значимость таинства Евхаристии, напротив, научает бережному отношению к нему. Как и сказано: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1, 15). С другой стороны, праздники учреждались Самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждений из Священного Писания. Праздничный день – есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 1–3). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное (Лев. 16, 31). «Вечное» – означает неизменяемое. Свидетель Иеговы: – Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели? Православный: – Вы перепутали православных с католиками. Мы именно богослужебно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно, отдавая преимущество воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла) сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота – начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е).

http://pravoslavie.ru/107051.html

Апостол Павел преодолевал многие километры пути для того, чтобы донести до разных уголков земли весть о Христе Распятом и Воскресшем. Также для того, чтобы объяснить первым христианам, что означала эта весть, он направлял свои послания в Церкви, которые создавались. Читая эти послания сейчас, мы зачастую не сознаем, что в тот момент, когда они были написаны, не имелось четырех Евангелий: они были еще только в стадии написания, еще не стали Священным Писанием Церкви. И когда апостол Павел говорит о Священном Писании, он говорит о Ветхом Завете. Он не цитирует Евангелия, потому что тех еще не было. То есть самые ранние христианские писания, которые появились, принадлежат святому апостолу Павлу. Эти два апостолаПетр, которого Господь нарек камнем и которому сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), и Павел, который был призван позже других апостолов, но который, как сам он говорит, потрудился больше других в благовестии Христовом (см. 1 Кор. 15:10) – прославляются Церковью как первоверховные. Причем мы знаем, что, хотя при жизни апостолы Петр и Павел встречались нечасто и похоронены они были после своей мученической кончины в разных местах, тем не менее, и в Восточной Церкви, и в Западной Церкви их память всегда совершалась вместе. И хоть впоследствии в Западной Церкви апостола Петра возвеличили для того, чтобы создать учение о первенстве Римского епископа, которое якобы перешло от апостола Петра, но литургический праздник апостолов даже там все равно остается одним и тем же. То есть эти два апостола в памяти Церкви связаны неразрывно. Неслучайно на Святой Руси строилось множество храмов, посвященных апостолам Петру и Павлу, но у нас не было храмов, которые были бы посвящены только апостолу Петру или только апостолу Павлу. А почему? Да потому что память их совершается в один день, и престольный праздник Петропавловского храма всегда выпадает на день памяти двух апостолов, а не одного из них. Мы сегодня прославляем этих двух великих апостолов, двух проповедников христианства и восхищаемся их трудами, их апостольским подвигом. Мы прославляем их как тех, кто донес до нас весть о Христе Распятом и Воскресшем, а апостола Павла особым образом прославляем как того, кто первым богословски осмыслил то, что видели своими глазами другие апостолы.

http://mospat.ru/ru/news/87724/

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010