Об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых Слово в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира О следовании за Господом Три праздника О преображении нашего естества Слово на Успение Божией Матери Из первых проповедей епископа Феодора по возвращении его в Россию Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы О святителе Григории Паламе Слово в Неделю Пятидесятницы Под сенью дома Пресвятой богородицы проповеди епископа Феодора – печерского инока О плотском и духовном обрезании Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Богоявление (Крещение Господне) О христианских добродетелях О даровании благодати Слово на Сретение Господне Слово на день преподобномученика Корнилия, Псково-Печерского чудотворца Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия Слово в Неделю 2-ю Великого поста, на память святителя Григория Паламы Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную Краткое слово в Великий Пяток перед святой Плащаницей Слово о Воскресении Христовом Слово на день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Слово на день памяти святой равноапостольной Великой княгини Ольги Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Духовный дневник Об издании «Духовного дневника» (келейных записок 1934/35–1968 годов) епископа Феодора Часть первая Предисловие Пасхальная Светлая седмица [Вторая половина 1937 – февраль 1938 года] Часть вторая Прощеное воскресенье Пост Великий Святая Четыредесятница Пост есть наслаждение. Светлая седмица Молитва ко Пресвятей Богородице, светлой обители странников бездомных Часть третья Записи, сделанные в России (1956–1968) О пастырстве Духовно-просветительные статьи и заметки разных лет Рождество Христово Великий пост После Воскресения Христова О монашестве I II III О значении Таинства святого крещения Заметки об иконах Против идолопоклонства. Икона – не идол Заметки о Сошествии Святаго Духа и о Вознесении Господнем Приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как только кортеж въехал на Всехсвятский (Большой Каменный) мост, раздалась и долго не смолкала пушечная пальба, а во всех московских церквах зазвонили в колокола... 29 июня, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в Успенском соборе архиепископ Платон совершал литургию в присутствии императрицы. Служивший вместе с ним духовник Екатерины II отец Иоанн Панфилов, по тайному ее повелению, при словах: «Приносящего святые дары Господу и Богу нашему» – провозгласил преосвященного Платона митрополитом. Владыка, предполагая умысел в этой ошибке («сие услышав, почел, что он в насмеяние ему сие говорит»), заметил отцу Иоанну, что «сего не должно делать при совершении Святейших Таин», но тот отвечал ему: «Так велено» и повторил то же. И тотчас придворный протодиакон, сказав архиепископу, что так от императрицы повелено, во всю церковь по чину провозгласил велегласно: «Митрополита Московского и Калужского Платона...». Тогда, поняв, в чем дело, владыка из Царских дверей поклонился государыне («а паче возблагодарил Господа чудодеющего») и продолжал служение. По окончании богослужения митрополит Платон произнес красноречивое Слово. Вот как об этом событии вспоминал сам владыка: «Таковым образом императрица хотела было поступить с ним и в Твери, – писал он в „Автобиографии“, – чтоб нечаянно провозгласить Московским архиепископом; но отменила, сказав, что боится, дабы от внезапности таковой чего ему не приключилось, как сказывал ему князь Потемкин. Удивился и всегда потом продолжал удивляться Платон таковому судеб Божиих непостижимых устроению. Когда нимало о том не помышлял, среди служения, внезапно, по пропетии „Достойно есть“, в присутствии императрицы, и всего Синклита, и всего духовенства, в первенствующей в России церкви, в самый тот день, когда он родился и совершилось 50 лет, провозглашен был митрополитом; да еще чрез самого того, который о сем слышать не хотел». Вышел из Успенского собора владыка Платон уже в белом клобуке. На другой день митрополит Платон получил бриллиантовый крест на клобук.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Кроме камня в основание же храма положена была медная доска длиною 6, шириною 3 четверти, весом 4 пуда 15 фунтов, с изображением на ней имен царствующих фамилий и преосвященного Амвросия, Архиепископа Казанского, с объявлением года, когда заложен храм. Сверх этой доски положена каменная плита, в которую Преосвященный Архиепископ погрузил деревянный крест по правилу православной церкви. По окончании торжества Государь Император соизволил удостоить духовенство к руке и оно с иконою Богородичною возвратилось в церковь . А Его Императорское Величество и Их Императорские Высочества удостоить Высочайшего посещения игумению княжну Софию Болхонокую, того же числа из онаго монастыря благоволили отправиться в обратный путь в С.-Петербург 12 . Храм этот в 1807 году строением, иконостасом, иконным и стенным росписанием совершенно окончен и как ризницею весьма богатою, напрестольную одеждою, лампадами, подсвечниками, так и всею утварью церковною тогда же снабжены, и местные образа дорогими каменьями, жемчугом и окладом золотым украшены попечением упомянутой игумении Софии. Но сей неусыпной строительнице смерть не позволила видеть освящения сего храма 13 . Главная соборная церковь в нем во имя Казанской Божией Матери освящена в 1808 году мая 30 дня, в день Исаакия Далматского, преосвященным Павлом в каковой день было и самое заложение храма. В этой же церкви придел на левой стороне во имя св. благоверного кназя Александра Невского освящен тем же преосвященным в 1810 году июня 29 дня в день Первоверховных апостолов Петра и Павла. Но в 1851 г. по случаю переделки пола, престол в этом приделе был снят и вновь освящен преосвященейшним Григорием 30 августа тогоже 1851 г. В 1863 г. иконостас этого придела перезолочен вновь. Другой придел по левую сторону также окончен постройкою, но не освящен доселе 14 . Построение церкви с отделкою стоило 57142 р. 85 к. серебром, не включая в то число употребленных из старой церкви материалов. Строение производилось архитектором Михаилом Емельяновым под главным распоряжением Преосвященных Епархиальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

— Сколько причастников в вашем храме в воскресный день? — В Израиле главный выходной день суббота (шабат), поэтому часто бывает, что на субботней службе и молящихся и причастников больше, чем на воскресной. Отличительная черта Израиля, что общественный транспорт в субботу не работает, поэтому до храма народ добирается на велосипедах или на личных автомобилях. Многие прихожане подвозят своих знакомых, это тут распространено. На субботних и воскресных службах причастников может быть от 30 до 100 человек, может быть до 50 детей, а в большие праздники мы на Литургии причащаем до 300 человек. В частности, на Пасху и на Рождество собираются верующие со всей центральной и южной части Израиля. Причем не только на саму службу. В течение всех праздничных дней люди просто приезжают на Подворье, чтобы помолиться у частиц мощей святой Тавифы, и святых первоверховных  апостолов Петра и Павла или посетить экскурсию по нашему Подворью. Это жители Тель-Авива и окрестностей или туристы. Очень многих удивляет и притягивает то, что практически в центре города есть такой зеленый, ухоженный уголок и красивый храм. Мимо нашего Подворья трудно проехать — колокольня , построенная 150 лет назад архимандритом Антонином (Капустиным) видна практически в из любой точки города, если только ее не заслоняют возведенные в последние годы небоскребы. Иногда я тоже провожу экскурсии для студентов — будущих гидов, обучающихся на курсах при Тель-Авивском университете. И меня очень радует, что у местных жителей большой и неподдельный интерес к «неизвестному христианству» —  Русской   Православной Церкви, её истории и культуре.  Кроме туристов, конечно, приезжают и паломники. Они едут в течение всего года, в жаркие месяцы их меньше, на большие праздники — к Пасхе, к Троице, к Успению и Рождеству Христову — больше. Мы не считаем приходящих. И иногда неделями не бывает ни одной группы, а иногда в день по несколько групп. Тех, кто едет в паломничество по линии Русской Духовной Миссии мы всегда угощаем чаем и легкой закуской.

http://e-vestnik.ru/church/pusskoe_podvo...

А недавно, на великой вечерне праздника Пятидесятницы, мы слышали ободряющие нас слова другого вселенского учителя и святителя св. Василия Великого : «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, – то это не смерть, но лишь переход, преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость». Но вот ныне, в первый воскресный день по Пятидесятнице, в день памяти Всех Святых, просиявших верой в грядущего или уже пришедшего Искупителя, а также подвигами благочестия, мы стоим на пороге нового периода церковного года, на пороге нового богослужебного круга, когда Церковь снова напоминает нам о том, что жизнь на земле – это не только пасхальная радость, но и непрестанный целожизненный подвиг ради очищения от греха, ради достойного приготовления себя к будущей жизни в вечном Царстве Божием. С завтрашнего дня начнется новый пост, так называемый Петров пост, который в этом году будет продолжаться три с половиной недели н закончится пред праздником святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. И каждому из нас уместно, пусть не так напряженно, как это было в Великом Посту, но все же с достаточной внутренней собранностью вспомнить о своей греховной испорченности и вновь возбудить в себе дух покаяния, сердечного сокрушения и усердной молитвы о прощении и об исцелении наших греховных язв и недугов. Совершая сегодня благодатную молитвенную память Всех Святых, от века Богу угодивших, задумаемся над самым понятием святости и над тем, в каком смысле употребляет это слово Священное Писание и св. Церковь , говоря о жизни христианина. Св. апостол Павел во многих своих посланиях называет свех верующих, уже принявших святое крещение, «призванными святыми» ( Рим. 1:7 ; 1Кор. 1:2 ) или «святыми и верными братиями во Христе Иисусе» ( Кол. 1:2 ). А св. апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: «вы – род избранный ... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Итак, выбор пал на Ивана Касаткина. Вскоре (24 июня 1860 года) Иван Дмитриевич принял монашеский постриг с наречением имени Николая, в честь святителя и чудотворца, покровителя путешествующих на море, а моряки с русских кораблей составляли большую часть прихода консульской церкви. Так сбылась мечта далекого детства о службе, связанной с моряцким делом. Священноначалие торопилось. Если будущий настоятель консульской церкви не отправится в ближайшее время на Дальний Восток, то он не попадет в Японию в текущем году из-за закрытия навигации осенью. Через 5 дней, 29 июня в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Николай был рукоположен в иеродиаконы, а через сутки в день Собора двенадцати апостолов – в иеромонаха. 1 августа 24-летний иеромонах Николай отправился в Японию. Это было долгое путешествие на восток через Сибирь, во время которого приходилось покупать повозки и нанимать возничих, а порой и править самому. В конце августа он прибыл в Иркутск, а оттуда около 2-х месяцев спускался по Амуру на лодках до Николаевска-на-Амуре, расположенного в месте впадения реки в Охотское море. Но Николай все-таки опоздал на последний пароход, уходивший в Хакодатэ, и ему пришлось остаться зимовать. На счастье, в этом еле различимом на карте городке повстречались два будущих святителя. Молодой иеромонах встретился здесь с престарелым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием, имевшим богатый опыт миссионерства на Аляске. Иннокентий посоветовал ему «перевести Священное Писание и молитвослов на язык новообращенных туземцев с тем, чтобы православие укоренилось в их культуре». Это стало для Николая настоящей программой действий. По рекомендации владыки иеромонах был устроен на жительство в семью флотского поручика Осипа Макарова, младший сын которого Степан обучался в местном морском училище. Впоследствии отец Николай напишет в своем дневнике о знаменитом адмирале: «Макарова я знал еще 12-летним мальчиком, когда в 1861 году зимовал в Николаевске на пути в Японию…».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Прихожанами московского храма Вознесения Господня на Никитинской было установлено, что на месте этого села теперь находится дер. Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской области. В 1836 году село Береза являлось центром Березовской волости Бельского района и насчитывало 5 дворов (7 мужчин и 6 женщин). От села в деревне не осталось ни одного дома. Сельская церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны. Святитель заботился об отце до самой его смерти, ежемесячно отдавая ему часть жалованья. Молодой человек выказывал выдающиеся способности; предполагалось, что он останется при академии для подготовки к профессорской деятельности, однако решение отправиться в Японию совершенно изменило его судьбу. Оно было принято совершенно неожиданно. По свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Однажды же, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич заметил в одной из «занятных» объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на роль настоятеля посольской церкви в Хакодате. Несколько товарищей Касаткина уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Приглашение это не произвело на юношу особого впечатления, пусть в свое время его сильно впечатлили воспоминания Головнина о Японии. Он спокойно пошел ко всенощной. И вот, во время богослужения, он вдруг решил, что должен ехать в Японию. Вернувшись от всенощной, он в глубоком волнении направился к ректору академии, преосвященному Нектарию, и заявил ему о своем желании ехать в Японию, но не женатым священником, а монахом. Ректор академии очень сочувственно отнесся к порыву юноши и доложил о его желании митрополиту. В самый непродолжительный срок судьба Ивана Дмитриевича Касаткина была решена. 21 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая. 29 июня, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов (престольный праздник академической церкви), — в иеромонаха. Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские.»

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-yapo...

Решение было принято. Начальство сочувственно отнеслось к намерению студента Иоанна Касаткина. Вскоре (24 июня 1860 г.) Иван Дмитриевич был пострижен в монашество с именем Николая. В «объятия Отча» звала его Церковь и радостно пошел он навстречу им, отдал на служение Церкви молодость, все свои дарования и всю свою жизнь. 29 июня, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он был рукоположен в иеродиакона, а 30 июня, в день Собора Двенадцати Апостолов, то есть в престольный праздник академической церкви — в иеромонаха. Быстрое и бесповоротное избрание отцом Николаем своего жизненного пути говорит о многом. За все предшествующие годы он приучил себя быть внимательным к внутреннему голосу, и когда в душе прозвучал призыв на служение Церкви, он с глубокой верой в промысл Божий, подобно пророку Исаии, ответил: «… вот я, пошли меня» (Ис 6:8). Благословляя молодого иеромонаха на предстоящее ему служение, ректор академии, преосвященный Нектарий, сказал, что с крестом подвижника он должен взять посох странника, что вместе с подвигом монашества ему предлежат и труды апостольства . Душа отца Николая жаждала этих подвигов. Впоследствии святитель Николай рассказывал: «Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе и все обновится… Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия, раз это последнее раздается в японской стране» Утомительное путешествие в Японию продолжалось почти год, через всю Сибирь в трясучей кибитке. 2 июля 1861 г. молодой миссионер прибыл к месту своего служения в город Хакодате. Скоро он убедился, что сразу невозможно было приступить к проповеди Евангелия, ибо «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи» Чем было вызвано такое отношение к христианству? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. Во-первых, христианство проникло в Японию в XVI в. Первыми проповедниками были католические миссионеры. Их проповедь имела большой успех. В начале XVII в. в Японии было более миллиона христиан-католиков и сотни храмов. Но быстрое распространение христианства было насильственно приостановлено.

http://pravmir.ru/ne-bylo-stol-uvazhaemo...

Было подписано Соглашение о сотрудничестве Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в области духовного окормления и воцерковления казачества. Атаман Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии М.А. Дзюба вручил митрополиту Кириллу, а также членам делегации медали в честь 95-летия приема русской эмиграции в Чехословакии. Нина Ингриш, дочь терского казака Виктора Карпушкина, который эмигрировал из России в 1917 году, преподнесла владыке митрополиту башлык своего отца, который проделал вместе с казаком долгий и сложный путь через разные страны и континенты, и, пожелала передать памятный знак в дар Терскому казачьему войску. После конференции состоялся концерт фольклорного казачьего коллектива «Казаки Влтавы» Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл посетил храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. В храме митрополит Кирилл возглавил праздничную Божественную литургию. За богослужением владыке сослужили настоятель храма протоиерей Николай Лещенюк, протоиерей Александр Михеев, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин. Митрополит Кирилл вручил настоятелю храма протоиерею Николаю Лещенюку икону святителя Николая Чудотворца. После богослужения делегация во главе с митрополитом Кириллом отправилась на место захоронения солдат, погибших в сражении под Хлумцем (Кульмом). На этом месте погребено 10000 человек, из них более 7500 российские воины, казаки. Сражение состоялось 29-30 августа 1813 года. Его итогом стал разгром русско-прусско-австрийскими войсками французского корпуса генерала Вандама под Кульмом в Богемии (ныне Чехия). В первый день, 29 августа, русская гвардия под командованием графа Остермана-Толстого ценой больших потерь сдержала натиск втрое превосходящих сил французского корпуса Вандама. На второй день, 30 августа, французский корпус сам оказался в окружении союзных войск и был принужден к сдаче.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4624969...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010