Когда Савл подрос, он подрос в своей злобе против Христа и учеников Христа. И Савл выпросил письма от еврейских первосвященников в Иерусалиме, чтобы идти в Дамаск и там гнать последователей Христа. И когда Савл, будущий Павел приближался к Дамаску, дыша угрозами и убийством, как написано в Деяниях Святых Апостолов, внезапно осиял его свет с неба и он услышал слова: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Удивившись этому видению, Савл спрашивает: “Кто ты, Господи?” И слышит в ответ слова с небес: “Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл, потрясенный тем, что Иисус есть Господь, падает ниц и говорит: “Что повелишь мне, Господи?” И с этого момента он становится служителем Иисуса Христа. По преданию, имя Павел он взял в честь первого язычника, которого он крестил в христианстве. Настолько для него это было удивительно — обращение первого человека, которого он сам обратил, он взял его имя. Взаимоотношение между Петром и Павлом были тяжелые. Во Втором Послании апостола Петра третья глава, пятнадцатый, шестнадцатый стих апостол Петр критикует послание апостола Павла. Он пишет, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то есть трудно понимаемое. Так, что невежды неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, то есть искажают, как и прочие писания. В послании к Галатам Павел, в свою очередь, осуждает апостола Петра за то, что он поступает (дословно): “не по истине Евангельской, лицемерил в присутствии пришедших от Иакова, находясь среди язычников”. Но, в смерти они оказались вместе. У них была разная стратегия миссионерского служения. Павел выразил это словами: “как Петру принадлежит благовествование среди обрезанных, так мне принадлежит благовествование среди необрезанных”. И апостол Петр, когда обличает неудобовразумительное у Павла, сначала пишет: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам”. Это были тяжелые времена, сложные времена. Пуповина между синагогой и церковью рвалась долго, но в это время началась славная проповедь Евангелия. Апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, но именно Господь посылает его в дом Корнилия сотника, язычника. Ему даётся видение, что никого и ничто нельзя почитать нечистым, ибо Господь всё освятил. И он прибывает в Рим, где Петр становится основанием Римской Церкви, её камнем, как Господь сказал: “ты — Петр, камень, и на сем камне воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма. Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма. Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка. Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой. Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна (построившего также храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги во Франтишковых Лазнях и храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Марианских Лазнях). Архитектор Г. Видерманн решал трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота колокольни - 40 метров, высота храма под куполом - 21 метр. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер - орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма - золотыми медалями. Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=10146

В клировых ведомостях за 1816 год церковь в селе еще деревянная: «В селе Сосновском Яранской округи церковь деревянная, во именование св. апостолов Петра и Павла и придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Построена по указу ВДК 1794 года. Освящена в 1799 году. Придел — 15 января 1795 года г.Яранска иереем Зотином.». Но в этом же 1816 году Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским дана храмозданная грамота от 31 марта на построение вместо первой деревянной церкви вновь каменной: «Божией Милостию. Слушав мы поданное нам, епархии нашея, Яранской округи, села Сосновского Петропавловской церкви от выборного из приходских людей крестьянина Ивана Дербенева прошение о позволении вместо оной деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную по удобности в деревне Сердеже, отстоящей от того села Сосновского в двух верстах, в то ж применование с приделом Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. Благословили оную каменную церковь с приделом, на удобном месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденному нами. Лета, мироздания 7324-го, воплощения же Бога Слова 1816 марта в 31 день Оную грамоту принял выборной Иван Дербенев. Вместо него расписался Сосновский иерей Иоанн Решетов». (Отпуск в деле ВДК 1822 года Каменный храм с приделом был построен в 1820 году. В клировых ведомостях церквей Яранской округи за 1825 год о селе говорится: «В селе Сосновском 256 приходских дворов, в которых 1347 душ мужского пола и 1584 женска (2931 чел. — прим. авт. ). В оном селе две церкви — первая каменная, построенная в 1820 году. По освящении храма имеет быть во имя Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. В ней придел Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, освящен 28 июля 1825 года благочинным Троицкой церкви г. Яранска Св. Поликарпом Кувшинским. Оная церковь в таком виде: покрыта деревянною крышею, пол опоченый, стены внутри оштукатурены и раскрашены, извне отбелены и раскрашены. Вторая церковь деревянная Петропавловская. Оная церковь довольно прочна. Иконостас может быть перенесен в каменную. При ней покоятся умершие. От села отстоит в 1,5 версты и никем не охраняется. Прихожане удельные, ясашные крестьяне и новокрещане — черемисы, которые российский язык отчасти понимают. В 1829 году холодный храм еще не отделали. Требовалось оштукатурить до конца стены, настлать пол, сделать окончины и перенести из деревянной церкви иконостас с некоторой поправкой.

http://sobory.ru/article/?object=26763

На полпути между морем и монастырем стоит высокая и величественная башня, построенная в XVI веке на деньги упомянутого молдовского господаря Рареша. Вся жизнь монастыря, всякое движение в нем, совершается под надзором и покровительством первоверховных апостолов Петра и Павла. Им посвящен центральный храм, кафоликон, где в день их празднества, 29 июня, совершается великое торжество. А на устах монахов-каракалитов то и дело непроизвольно возникают слова песнопений, обращенные к двум святым покровителям: «Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, благоразумия криле...». Весь храм покрыт изнутри великолепными фресками XVIII века. Большой ценностью считается икона кисти Константина Палеокапаса, изображающая в строгой византийской манере апостолов Петра и Павла, обнимающих друг друга. Выдающимся произведением является и икона Двенадцати апостолов, созданная знаменитым иконописцем иеромонахом Дионисием. В тяжелых обстоятельствах, при особой нужде приходят монахи и к иконе Богородицы «Скоропослушница», обладающей благодатью чудотворения. «Всяк бо, притекший к Тебе с верою, не отыде от лика Твоего тощ и не услышан...». Царские врата кафоликона, которые изготовлены мастером Феофаном в 1562 году, также считаются произведением, обладающим особой художественной ценностью. В библиотеке монастыря помимо новейших изданий можно найти и древние кодексы, написанные как на бумаге, так и на пергамене, причем достойны внимания и их количество, и их ценность. Здесь хранятся и мощи святых, «честнейшие многоценных камней и славнейшие превыше злата», из числа которых, например, стоит упомянуть главу апостола Варфоломея, главу святого Иоанна Златоуста , часть мощей великомученика Меркурия. Особо почитаются мощи преподобного новомученика Гедеона, духовного воспитанника монастыря. Кроме того, здесь хранится в серебряном футляре частица Честного Креста Господня, а также шлем и меч великомученика Меркурия. В этой атмосфере, где так сильно ощущается присутствие стольких святых, в окружении их икон, реликвий, воспоминаний, не может не получить развития жизнь в своем стремлении к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостол Павел пытался проповедовать среди евреев. У него не получилось ничего. Его били палками, кидались в него камнями и, устав от попытки обратить ко Христу единоплеменных, он отряс свои одежды и сказал: “теперь иду проповедовать язычников”. И он становится настоящим апостолом народов, он становится апостолом язычников, и он пишет: “я прославляю своё служение”. Он обратил огромное количество людей, было несколько миссионерских путешествий апостола Павла. Иудеи ненавидели Павла, как перебежчика из их лагеря в лагерь христиан. И, даже, была группа иудейских фанатиков, которые дали обет не есть, не пить, пока не убьют Павла. Бог хранил его. Однажды, христиане, спасая Павла, спустили его с городской стены на корзине, куда посадили его. Но, в конце концов, он был схвачен и иудеи хотели его погубить, и сам Павел потребовал суда кесаря, то есть императора. Его отправили в Рим, где уже служил, подвизался во Христе апостол Петр. В это время императором Рима был Нерон, который стал императором в пятьдесят четвертом году от Рождества Христова. Император Нерон был жестокий и коварный человек. Он погубил многих своих родственников, он погубил свою родную мать. Нерон — это символ зла. В христианском понимании, в Апокалипсисе — это зверь, который выходит из бездны. Это великий и страшный предтеча антихриста. Нерон считал себя прекрасным танцором, имея кривые ноги. Он считал себя великим артистом, музыкантом и певцом, не имея слуха. Иногда он выступал прямо на арене римского цирка: плясал, пел песни, играл на арфе и некоторые люди теряли сознание; сидя на жаре им было тяжело слушать назойливого императора-актёра. Нерон не имел вдохновения и он пытался всегда вызвать вдохновение каким-то искусственным образом. И именно тогда, когда Петр и Павел оказались в Риме (они протянули друг другу руки общения и стали трудится вместе) — это был шестьдесят четвертый год от Рождества Христова — в это время Нерон решил поджечь город Рим. Он писал поэму о гибели древней Трои, но у него не было вдохновения. И он сказал своим рабам и слугам: “Я никогда не видел горящий город, как я могу описать гибель несчастных троянцев?” И он приказал поджечь город Рим. Сам он наблюдал с холма за горящим городом в одежде актёра с арфой в руках и сочинял песнопение — гимн о гибели Трои. Он рыдал о древних троянцев, взирая на гибель своей столицы, слыша вопли римлян, которые горели в этом огне.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Это таинство установил Христос. Таинство Крещения возрождает нас и возводит к Богу, и делает нас не сынами противления, а сынами Божиими, — только бы мы сохранили эту благодатную истину, преподанную нам во святом Крещении. В знак крещения мы должны на себе носить святой Крест. Как же ты можешь называться крещенным, если не носишь креста? Но мало того. Крест — это знак того, как должно жить. Мы должны вспоминать обеты, данные во святом Крещении. Над Христом Спасителем совершено Крещение, в подражание которому и над нами совершалось крещение. И как тогда освящалась вода, и ныне освящается вода и молятся об очищении ее от злой силы. Мало того; человек дает обещание знать свою веру, поэтому он читает Символ веры — исповедание нашей веры в Господа. И затем преподается нам благодать Духа Святаго. Эта благодать Духа Святаго должна остаться в каждом из нас и быть действенной в нас. Если утеряет кто ее из-за великих грехов или из-за отречения — молись Господу, чтобы Он вновь дал тебе эту благодать и укрепил тебя. Для того сегодня мы празднуем Крещение Господне, чтобы вновь получить и оживить в себе благодать Духа Святаго. И каждый из нас должен употребить все духовные силы, чтобы очистить свою душу и жить благодатию Божиею. Аминь. В день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1958 г., Божественная литургия в о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ныне чтим мы, братие, святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Слово Первоверховные говорит о их высоком положении среди других Апостолов, которые были учениками Спасителя, именно их послал Иисус Христос проповедовать всему миру слово истины. В Евангельском чтении, которое сейчас вы слышали, говорится о словах Христовых, обращенных к апостолу Петру. Но только ли к нему были обращены эти слова? Ты Петр — это значит “камень”, — è íà ñåì êàìíå ß ñîçäàì Öåðêîâü Ìîþ, è âðàòà àäà íå îäîëåþò åå — то есть Церковь всегда была твердыней, стоящей на основе учения Апостолов, и не только апостола Петра, но и других. Что это верно, мы видим из того, что в дальнейшем Господь говорит: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе . Эти слова говорил Христос Спаситель и по отношению к другим Апостолам, так что тут апостол Петр выразил свою веру не только от себя, а и от других Апостолов, но говорил апостол Петр, и потому Господь обратился к нему как к говорившему.

http://pravmir.ru/propovedi-skazannyie-v...

Особенно наглядно это видно на праздновании годовщин исторических событий. К примеру, ежегодно годовщину, а в нынешнем году и 200-летний юбилей Бородинской битвы государство и общество празднуют не 8 сентября, а 7 сентября, поскольку к дате сражения, которое произошло 26 августа 1812 года, прибавляют не 13 дней, а 12, поскольку разница между календарями в XIX веке составляла именно 12 дней. На первый взгляд, все логично. Если только не принимать во внимание то обстоятельство, что таким образом искажается историческая достоверность события. Ведь 26 августа по юлианскому календарю Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Перед Бородинским сражением служился молебен именно перед Владимирской иконой Богородицы, а воины сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. Это важные признаки исторического события. А вот 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) - это другой день календаря. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. В угоду астрономической достоверности (может быть, и мнимой) приносится историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь в хронологических расчетах. Эта хронологическая несуразица приводит порой к рождению новой «благочестивой» мифологии. Один профессор написал в статье, посвященной Павлу Степановичу Нахимову, что кончина его была весьма символической, ибо умер он в день своего небесного покровителя Апостола Павла 12 июля 1854 года. На самом деле П.С.Нахимов был жив в день праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он был смертельно ранен в канун праздника 28 июня, а скончался на следующий день после праздника 30 июня (по юлианскому календарю), но если прибавить не 13, а 12 дней, то историческая достоверность искажается. Такая же история и с датой кончины нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина . Прибавляя к дате кончины по юлианскому календарю 12 дней, иные мифотворцы попадают в день памяти преподобного Ефрема Сирина, чью чудную великопостную молитву Пушкин переложил в стихах. И вот рождается еще одна «благочестивая» легенда: Пушкин умер в день Ефрема Сирина, как, мол, символично. Закавыка только в том, что когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема 28 января 1837 года, Пушкин был жив. Он скончался на следующий день.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Вот почему в «Постановлениях Апостольских» сказано: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». И по свидетельству св. Льва Римского: «После продолжительного праздника Пятидесятницы… после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа,… обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела». Он же указывает и причину данного установления: «Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога… Из апостольских правил первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста…. Итак, возлюбленные, мы должны упражняться в посте преимущественно в настоящее время, по окончании 50-ти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались». Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) уже не уговаривает и прямо говорит, что «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Почему этот пост назван апостольским? Раньше этот летний пост называли постом Пятидесятницы, а как апостольский он утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных ап. Петра и Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор (как на Востоке, так и на Западе) этот день стал особенно торжественным, к которому готовились постом и молитвой, беря пример с апостолов, принявших в посте и молитве Духа Святого в день Пятидесятницы. Блаж. Семеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста… и воздержания». По утверждению св. Иоанна Златоуста «апостолы почти всегда постились».

http://azbyka.ru/video/66-apostolskij-po...

9. В неделю третью великого поста из темы: иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . о том, как отвергшись самих себя, преселяться нам в божественный Дух Божий? Сказывано в Москве в придворной церкви Марта 11 дня 1767 года. 10. Во святый и великий пяток из темы: Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася, и преклонь главу предаде дух, Ин. 19:30 . о том, что такое в совершенство и в окончание приведено. Сказывано в придворной церкви 1767 года Апреля 6 дня. 11. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Кого мя глаголют человецы быти сына человеческаго? Мф.16:13 . О различности людских мнений, и какое из них подлинно справедливо, и которое прямую делает нам честь? Сказывано в Москве в придворной церкви Июня 29 дня, 1767 года. 12. Во время высочайшего присутствия Ее императорского Величества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое. Рим. 8:28 . О любви к Богу. Сказывано в Лавре 1767. 13. Во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 о том, для каких причин святые другами Божиими именуются? Сказывано Июля 17 дня, 1767 года. 14. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: тако тецыте, да постигнете. 1Кор. 9:24 . О том, до чего достигать нам надобно? Сказывано В Москве в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. 15. В день Святых Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Отвещав Симоне Петре рече: ты еси Христос Сыне Бога живаго. Мф. 16:16 . О свойствах или о силе Евангельской веры. Сказывано в Петергофе 1768 года, Июня 29 дня. 16. На основание знаменитого храма Исакиевской соборной церкви в Санктпетербурге, из темы: Господи! возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Пс. 25:8 . о том, какими причинами побуждена Ее Величество к сооружению храма сего? Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества, Святейшего Синода, и всего Сигклита 1768 года, Августа 8 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010