По заамвонной молитве перед иконой Собора Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто пришел в этот день в возрождаемый кафедральный храм на соборную молитву. Митрополит Амвросий также наградил принимавших участие в праздничных мероприятиях в честь 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. После богослужения в епархиальном управлении Тверской епархии состоялось заседание архиерейского совета Тверской митрополии. Затем митрополит Амвросий посетил восстанавливающийся Жëлтиков Успенский монастырь и освятил часовню-реликварий в честь святителя Арсения. В обитель для постоянного пребывания был принесен ковчег с частью мощей ее основателя. Также митрополит Амвросий побывал в строящемся храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в котором в этот день была совершена первая Литургия. Собор всех Тверских святых — праздник, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование Собора приурочено к первому воскресенью после 12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла. С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) начался сбор сведений о Тверских святых. По его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание всех Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва). Он составил службу всем Тверским святым и ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести празднование Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

Автобиография Платона напечатана М.П. Погодиным в «Москвитянин» 1849 года, но не вся, а только до 1799 года; в конце Погодин делает замечание: «в рукописи, мне доставшейся, слишком ветхой и нечистой так, что многие места должен был я исключить не разобрав, помещено следующее примечание: «жизнеописание митрополита Платона до сих пор писано с тетради, правленой по местам его рукой. Замечание о характере Платона и мысли его писаны с такой же правленой им тетради. А следующая часть жизнеописания до 1810 в подлиннике писана рукой митрополита Платона и сохранилась в черновом виде. Остальная часть написана неизвестно кем. Настоящий список сделан с черновых листов, приложенных к жизнеописанию, составленному самим Платоном». Эти части будут напечатаны уже в следующем 1850 г. Но этого обещания Погодин не исполнил. В полном виде автобиография Платона явилась в печати уже 1856 году во втором издании Снегиревского жизнеописания Платона, но и тут в описании с 1799 года, которое продолжается во второй рукописи, встречается довольное количество ошибок, частью от писца списка, частью типографических. Так как Погодинское издание не полно и так как Снегиревское издание сделалось библиографической редкостью, то пересмотрев внимательно лаврский экземпляр автобиографии Платона, предлагаю её в исправленном списке читателям, как сочинение весьма занимательное и назидательное. Протоиерей Сергий Смирнов Автобиография Родился 1737 года июня 29 дня, посвящённого празднованию первоверховных апостолов Петра и Павла, при самом восходе солнечном, и в самый тот час, когда отец его, по должности своей причетнической, ударил к утренней службе и, услышав в ту же минуту, что родился ему сей сын, оставив звон, потек от радости узреть родившегося. Сие другие услышав, то есть что начался звон и вдруг перестал, удивились, и узнав тому причину, сорадовались обрадованному отцу; а может быть, что-либо из того и заключили. Но по крайней мере Пётр (ибо он, яко родившийся в день празднуемых Петра и Павла, Петром, по желанию отцовскому, наименован), а после Платон, что он родился в день великих Церкви учителей и проповедников, что при самом восходе воссиявшего солнца, что при звоне, созывающем всех христиан на службу Божию и что после он удостоился быть и учителем Церкви, и проповедником Евангелия, и пастырем Христова стада, с некоторыми против других отличными обстоятельствами, через всю жизнь свою почитал сие особенно счастливым и благодатным судеб Божиих предзнаменованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Митрополит напомнил, что в торжествах, посвященных 300-летию начала духовного образования в северной столице и 75-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, которые проходили 19-21 мая, принял участие Святейший Патриарх Кирилл . В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова он возглавил Божественную литургию в храме СПбДА , посвященном святому. Следующее посещение епархии Святейшим Патриархом планируется на 12 июля, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла , когда Предстоятель совершит Божественную литургию в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости . Владыка отметил, что в последние три месяца в каждой из епархий проводились памятные мероприятия, конференции, велась благотворительная и социальная деятельность - в том числе по оказанию помощи беженцем с Донбасса и Украины. Глава митрополии обратил внимание правящих архиереев областных епархий на новое направление церковной деятельности, которое разрабатывается возглавляемой митрополитом Варсонофием комиссией Межсоборного присутствия. Оно касается работы с пожилыми прихожанами. Принят проект рекомендаций, которые в течение года предстоит апробировать в епархиях архиереев - членов комиссии. В Санкт-Петербургской епархии апробация будет проходить на трех приходах, настоятелям которых показалась интересной такая работа. Митрополит рассказал также о решениях Священного Синода, принятых на заседаниях 27, 29 мая и 7 июня. На заседании 27 мая, в частности, речь шла об утверждении к общецерковному богослужебному употреблению ряда гимнографических текстов, о введении в епархиях Русской Православной Церкви единой формы бланков свидетельств о совершении таинств Крещения и Венчания. Заседание 29 мая было внеочередным, оно было посвящено принятым на состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви дополнениям и изменениям в ее устав. Была выражена поддержка архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам УПЦ, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны раскольнических структур, местных властей, СМИ, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

http://pravoslavie.ru/1441.html

Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Петр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел еще до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта ученость его и ослепила… Пример этих апостолов показывает нам, что Спаситель никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника. Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Петр «страха ради иудейска» отрекся от Христа, а апостол Павел, правда, еще до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели свое падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днем, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом». Если же говорить о благовествовании, то главное, как мне кажется, – это жить Христом и во Христе так же полно, как жили и заповедали нам жить святые апостолы. Именно от этого избытка глаголали их уста, от этого избытка совершалась их проповедь и неисчислимые чудеса. Они благовествовали, потому что Христос был главным чудом и радостью, светом и смыслом их жизни. Апостолы спешили поделиться этим смыслом, светом и радостью с людьми, так же как мы спешим поделиться с близкими какой-то радостной и важной новостью. А Христос для святых апостолов, конечно, и был самой великой и радостной новостью их жизни. Новостью не тускнеющей и не оскудевающей, а вечной! Вот и нам, следуя путем исполнения заповедей Христовых, надо стремиться облечься во Христа, жить Им и ради Него. Тогда и благовествование наше будет действенным, полным и радостным, каким ему только и подобает быть.

http://pravoslavie.ru/72180.html

14 июня. День памяти святого Иоанна Кронтадтского . [«Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ — духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский с внучатым племянником Игорем Шемякиным. 1900-1901. - С.4-5; 1 июня. Отдание праздника Пасхи. [У главных церковных праздников (Пасха и двунадесятые праздники, кроме Входа Господня в Иерусалим), помимо самого дня праздника, есть время подготовки к нему — предпразднство и время празднования после того, как он уже состоялся, - попразднство. Отдание Пасхи - это последний день попразднства. В отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так, богослужение отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели]. Фото храма Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожска Выборгской епархии. - С.5; 20 июня. Начало Петрова поста. [Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому и начало Петрова поста каждый год приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. А вот заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля — последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским]. Фото. - С.5. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Чему тут радоваться ? [«Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою “трезвую аналитику” и со ссылкой на “информированные источники” порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма». Размышляя на эту тему, автор колонки напоминает читателю, что речь идет не об обычной радости, а о том, что мы называем радостью о Боге. «В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, - пишет он, - очень легко ощутить потерянность. Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5). А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет...»]. Фото диакона Дмитрия Аликина/tatmitropolia.ru///Фома. - – июнь 2022. – С.6-7 . – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Богослужебные песнопения исполнил хор Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга под управлением Л.А. Дунаева. На богослужении присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, депутат Государственной Думы ФС РФ В.С. Макаров, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга В.В. Кириллов. Среди молившихся были настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии, православные добровольцы, жители и гости Северной столицы. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Часть верующих молилась за Литургией,наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном перед собором.  Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу. Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий от лица архиереев, духовенства и верующих Санкт-Петербургской митрополии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, а также две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал покровцы, митрополиту Варсонофию были вручены памятные крест и панагия. Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву у могилы Петра I в Петропавловском соборе. «В связи с 350-летием государя-императора Петра, тело которого покоится в этом святом храме, давайте вспомним его словами, которыми мы сопровождаем погребение всех наших родных и близких. Тем более речь идет о государственном деятеле, основавшем город, в котором мы сейчас находимся, и определившем это место, кстати, как место исторического кафедрального собора города Петербурга. Помолимся об усопшем государе-императоре Петре Великом», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Была возглашена «Вечная память» и исполнен тропарь «Общее воскресение». Святейший Патриарх Кирилл возложил к могиле императора букет белых роз.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Во время празднования престольного праздника, святых Первоверховных апостолов Петра и Павла , 12 Июля ( 29 июнь ст.ст. ) в строющемся храме под открытым небом служились водосвятные молебны . Настоятелем о. Сергием освещались кирпичи и всё строительство . Помощь и Благодать Божия непристанно прибывала в ходе строительства . Со многими трудностями как то , перебои со стройматериалом , нехваткой рабочей силы , нехваткой финансов приходилось сталкиваться в строительстве . Но по молитвам отца Сергия и прихожан , Господь посылал нужных людей , которые оказывали благотворительную помощь в возведении храма. Чудом (по воспоминаниям отца Сергия) за продолжительное и низходящее с места время, проблемы отсутствия кирпича, на середине строительства, во время освящения воды на престольный праздник в строющемся храме , неожиданно для всех, приехали большие многотонные грузовые машины самосвалы с прицепами груженные кирпичём . И стоящие на молебне люди услышали сильный грохот . Это были кирпичи, высыпавшиеся из кузовов грузовых машин вокруг храма. Кирпичей хватило до окончания строительства.В 2006 году съемный домик который служил храмом был продан хозяевами и был дан срок в одну неделю на выселение. После воскресного Богослужения , по окончанию Божественной литургии, шёл сильный дождь. Каждый кто присутствовал , взял кто что мог и понесли в недостроенный храм.Вскоре домик который служил всем храмом был снесён . А в строющемся храме по воскресным и праздничным дням совершались Богослужения в будние же дни ; штукатурили, шпатлевали,заливали полы , красили , белили и т.д.Трудами благотворителя Алябьева Виктора и директора артели „Уфимский Иконостас” Молева Д.Д, к празднованию Рождества Христова в 2007 году в храме был установлен иконостас. По сей день в нашем храме остаются те первые немногочисленные верные прихожане, во славу Божию разделявшие тяготное бремя строительства и созидания прихода, под чутким отеческим окормлением и наставлением настоятеля отца Сергия ( Гречушкина ). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Казалось бы, что это за жизнь? Жизнь неудачников, несчастных: ничего не имели — ни богатства, ни славы, ни денег, ни власти. Даже братья, которых апостол называет лжебратьями, — и те не понимали их свидетельства. И наконец, как сказал бы сегодня испытующий, критический разум современника: «Где же Бог? В ответ на такое страдание — не лавры, не почет, а мученическая смерть». Мы не знаем тех, кто распинал Петра. Мы не знаем имен тех, кто побивал палками и камнями и обезглавил апостола Павла. Но мы знаем имена учеников Христа и постимся перед днем их памяти, готовя себя к встрече со святыми первоверховными апостолами, потому что они совершили великое чудо — они победили страдания, они победили саму смерть, они до нас, людей XXI века, донесли весть о Христе Воскресшем. И мы собираемся в храмы, потому что мы верим в Воскресение — оно было, и никакие попытки сказать, что это не так, не убеждают человека, который через апостольскую проповедь и разумом, и сердцем воспринимает весть о Христе Воскресшем. А если Христос воскрес, значит, все то, чему Он учил нас, — это не человеческая мудрость, это не результат человеческого рассуждения или жизненного опыта, но это слово Божие, это прямой канал связи с вечностью, это то, что возвышает человека над его физическим бытием и превращает в небожителя. Этот Божественный закон, слова Христовы, Его нравственная проповедь укоренились силой святых апостолов, их преемников и всей Церкви. Ибо Церковь продолжает служение апостолов, Церковь продолжает свидетельство о Воскресении, утверждаясь в человеческой истории и человеческой культуре. И мы знаем из той же истории, что когда люди не отказывались от Бога и от Его нравственного закона, когда они устрояли свою жизнь по заповедям Христа Воскресшего, эта жизнь наполнялась глубочайшим смыслом и внутренней силой, которая делала человека действительно могущественным, способным побеждать все внешние обстоятельства, как побеждали их святые апостолы, как побеждал апостол Павел, оставивший нам свидетельство о муках своей жизни. Божественная сила, входя в разум и сердце человека, преобразует этот разум и это сердце, возвышает человеческую личность и наполняет человеческую жизнь — временную, земную, ограниченную — вневременным и бесконечным смыслом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010