Ярославль. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирского прихода) на Божедомке. Карта и ближайшие объекты Ярославль. Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке. Кладбищенская. Бесстолпная церковь трапезного типа с трехшатровой колокольней построена в 1670-78 годах на восточной окраине Ярославля, служившей местом захоронения бродяг и утопленников. Отсюда - подчеркнутая скромность декоративного решения. Постройка крайне нетипична для ярославского зодчества тех лет и в другом отношении. Вопреки запрету патриарха Никона на строительство подобных сооружений, храм получил трехшатровое завершение. Это последний трехшатровый храм в истории русского зодчества. Фресковая роспись интерьеров датируется 1691 годом. Поодаль от храма в начале 19 в. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Над трапезной храма возвышалась ярусная колокольня со шпилем. Данный памятник был разобран в советское время. Храм во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) по-своему уникален как в архитектурном отношении, так и в историческом аспекте. Уникальность его архитектурного замысла заключается в «шатровом» принципе «венчания» главного куба. Дело в том, что указом величайшего опального русского патриарха - реформатора Никона шатровый принцип перекрытия в храмовом зодчестве повсеместно был признан отступлением от канона и утвержден крестовокупольный. Однако, вопреки этому указу, шатровый принцип перекрытий кое-где использовался - преимущественно на севере, в деревянном зодчестве. До наших дней сохранились единичные памятники подобного типа. Каменные же шатровые храмы, да, к тому же в центральных районах России, - это, вообще, редкость. Самый известный – храм Вознесения Господня (символ русского шатрового зодчества) - находится в московском Коломенском. Уникальность же ярославского «шатрового» храма во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) в том, что принцип перекрытия его основного куба не противоречит историческому указу патриарха Никона (оно выполнено по образу и подобию крестовокупольного), а три главки в виде шатров, венчающие четверик вместо привычных куполов, являются лишь декоративным элементом, своеобразным «культурным эхом», данью «шатровой» моде, «муляжом», но не более того. Не меньший интерес представляет история храма, вернее сказать, история того места, на котором сооружен храм на Божедомке.

http://sobory.ru/article/?object=00981

109. 1676 г., июнь (после 8). Челобитная патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией, с исчислением утрат, понесённых тем монастырём от содержания как бывшего патриарха Никона, так приставов и стрельцов, при нём находившихся, и от постройки ему келий и амбаров, с испрошением дозволения оставшийся от него в житницах и на корне хлеб и огородные овощи обратить в монастырскую собственность Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всея Русии, бьют челом богомольцы твои, Белозерского уезда Рождества Пречистой Богородицы Ферапонтова монастыря игумен Афанасий, строитель чернец Исаия с братией. В прошлом, государь, в 175 году, по указу блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и всего освященного собора, прислан в Ферапонтов монастырь Никон монах; а для бережения прислан с ним Нижнего Печерского монастыря архимандрит Иосиф, да полковник Агей Шепелев со стрельцами и солдатами. А на Агеево место Шепелева и стрельцам и солдатам на перемену, дворянин Степан Наумов, с сотником стрелецким, да двадцать человек стрельцов. А Печерскому архимандриту на перемену прислан Спаса Нового монастыря отставленный архимандрит Иосиф же. И в прошлом же, государь, в 179 году, на перемену Степану Наумову и сотнику и стрельцам стольник князь Самойло Шайсупов прислан с сотником же и со стрельцами. И Января, государь, по 22 число 181 года Никону монаху и келейным его старцам и работникам, с приезда его, имали в келью к ним всякие хлебные и съестные запасы повседневно и из казны, что ему понадобится, имали же. И архимандриты, государь, и полковник, и дворянин, и стольник, и сотники с людьми своими хлеб и всякий харч из монастыря имали; и лошадей своих овсом и сеном кормили монастырским же нашим. И стрельцы, государь, пили и ели хлеб и всякий харч, пищу братскую, повседневно. А сколько, государь, про обиход монаха Никона и архимандритом и полковнику и дворянину и стольнику и сотникам и стрельцам каких хлебных запасов и из казны всякой рухляди взято, и тому, государь, под сей челобитной роспись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Вступление К числу весьма многих заблуждений, которые отделяют раскольников от Церкви православной, относится учение их об антихристе. Оно состоит в том, будто сын погибели уже явился в мир и царствует везде, преимущественно же в нашей православной Церкви. По началу это ложное мнение раскольническое современно появлению самого раскола. Еще протопоп Аввакум, первый и главный расколоучитель, говорил в свое время, что «теперь настало и идет время антихриста: нынешняя Церковь несть церковь, Тайны божественные не Тайны, крещение не крещение, Архиереи не Архиереи, писания лестна, учение неправедно, и вся скверна и неблагочестива» 1 . Правда, Аввакум долго не решался прямо и открыто сказать, что уже наступило в Русской Церкви царство «человека беззакония». В первых своих сочинениях он только указывал на близость явления в мир сына погибели, говорил только, что «антихрист прииде ко вратом двора» 2 , что «антихрист не пришел еще: но скоро уже будет: все уготовали предотечи его, и печатью людей бедных, слепых перепечатали, тремя персты» 3 . Но потом, более и более негодуя на православную Церковь за ее мнимые отступления от древней, правой веры, и особенно – на Патриарха Никона , виновника этих мнимых отступлений, Аввакум, в пылу ревности за «древнее содержание», позволил себе к разным нареканиям на Русскую Церковь и Патриарха Никона присоединить новую, но самую ужасную и гибельную по своим последствиям, хулу, прямо назвав Никона антихристом 4 , а Церковь православную – царством антихриста. Если бы Аввакум понимал, какое зло принесут в будущем эти немногие его слова!.. Но семя зла было брошено, нашло свойственную себе почву, пустило корень, дало отпрыск и мало по малу разрослось в зловредное дерево, которое и прежде приносило, и доселе приносит горькие плоды по роду своему. Мысль Аввакума об антихристе нашла себе сочувствие в слепых ревнителях мнимо древнего благочестия, ее приняли за истину ученики Аввакума 5 и, в свою очередь, передали своим ученикам, которые повсюду, и в отдаленной Сибири 6 , и на Белом море 7 , и в пустынных пределах Каргополя 8 , и в Новгороде 9 , и, наконец, в самом царствующем граде Москве 10 , стали проповедовать, что настало царство антихриста и «всяк входяй в нынешние церкви осквернится и антихристу будет раб» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Глава 8. Протопоп Аввакум как противник церковной реформы патриарха Никона Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым дониконовским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига. Аввакум принадлежал к кружку ревнителей благочестия и сначала не был особенно видным и заметным его членом. Он находился под водительством и руководством главных вождей кружка – Стефана Вонифатьевича и Иоанна Неронова, к которым, несмотря на изменившиеся потом обстоятельства, до самой своей смерти, сохранил самую искреннюю любовь и уважение. Сделавшись священником села Лопатищи (Макарьевского уезда, Нижегородской губернии) еще очень молодым человеком – всего двадцати одного года, Аввакум сразу заявил себя ревнителем благочестия: строго – истово, с соблюдением всех требований устава, совершал церковные службы, читал народу положенные поучения, восставал против безнравственности, пороков, непристойных развлечений своих пасомых, обличал неправды и злоупотребления начальствующих лиц, и в то же время, в своей частной личной жизни, проявлял строгость и суровость к самому себе, свойственную аскету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (В миру Петр) († 9.09. 1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674). Происхождение П. неизвестно. В 1654-1656 гг. он был протоиереем в ц. Сретения Господня «на сенях» в Московском Кремле. После смерти жены принял постриг в Новоспасском московском в честь Преображения Господня ставропигиальном мужском монастыре , где стал «подражатель и… наследник» добродетелям архим. Никона ( Белокуров. 1886. С. 608). В 1659 г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря . 22 авг. 1664 г. совершилась хиротония П. во митрополита Сарского и Подонского. На поставлении присутствовал царь Алексей Михайлович (Выходы государей царей. С. 424). В качестве митрополита П. осуществлял полномочия местоблюстителя Патриаршего престола, также временно управлял Казанской, Рязанской и Вятской епархиями. П. постоянно присутствовал на придворных мероприятиях, в т. ч. царских столах, участвовал в походах (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 593, 607, 761 и др.; ДАИ. Т. 5. С. 115-117,120,122-124, 130, 131, 133-137, 139, 145, 149, 152 и др.; обзор см.: Соловьев. 1894. С. 86-88). П. провожал тела умерших представителей царской семьи - сестры царицы, вдовы боярина Б. И. Морозова Анны Ильиничны, царевны Евдокии Алексеевны, отца царицы боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. С. 115, 126-127, 139). События, связанные с «делом» патриарха Никона (Минова), способствовали укреплению позиций П. в Церкви и при дворе. В ночь на 18 дек. 1664 г. Никон появился в Успенском соборе Московского Кремля. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич) принял его благословение. Царь направил к Никону П. с боярами. Переговоры затянулись - царю были переданы письма Никона, а затем П. вместе с митрополитами Газским Паисием и Сербским Феодосием передали Никону ответ государя о немедленном отъезде в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578473.html

Мера жизни По крайней мере самодержец так думал. Никон же был уверен, что Алексей Михайлович не сможет забыть своего «собинного друга» и рано или поздно устрашится небесной расплаты за свои деяния. Это сознание поддерживало опального патриарха многие трудные годы. Никон помнил все знаки внимания, полученные им от царя в заточении. Еще по приезде в Ферапонтов монастырь суровый пристав Аггей Алексеевич Шепелев весьма просил и умолял Никона принять пищу себе от милости царского величества, патриарх же отвечал: «Лучше умру, но не приму!» Потом другой пристав, Степан Лаврентьевич Наумов, сильно томил Никона тяжелым заточением, добиваясь, чтобы тот дал прощение и благословение царскому величеству и всему царскому дому. «В нынешнем 1667 году сентября в 7 день, — написал Никон в Москву, — приходил ко мне, богомольцу вашему, Стефан Наумов и говорил мне вашим государским словом, что повелено ему... с великим прошением молить и просить о умирении, чтобы я, богомолец ваш, тебе... самодержцу, подал благословение и прощение, а ты, государь, богомольца своего милостью своей по своему государскому рассмотрению пожалуешь. И я, смиренный, тебя, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, и благочестивую государыню царицу и великую княгиню Марию Ильиничну, и благородных царевичей, и благородных царевен благословляю и прощаю. А когда я, богомолец ваш, ваши государские очи увижу — тогда я вам, государем, со святым молитвословием наипаче прощу и разрешу, яко же божественное святое Евангелие показует о Господе нашем Иисусе Христе, и Деяние святых апостолов: всюду с возложением рук прощение и цельбы творили. Смиренный Никон, милостью Божиею патриарх, засвидетельствую страхом Божиим и подписал своею рукою». Никон ясно высказал, что дает только предварительное прощение, но царь, к негодованию патриарха, этим как будто удовлетворился и не спешил возвращать Никона из ссылки. Святейший, правда, принял присланную от царя тысячу рублей на милостыню, белуг, осетров, бочки римского, рейнского и церковного вина, отдав в общую трапезную братии, сам же к присланному не прикасался. Лишь спустя долгое время Никон согласился употреблять то, что присылалось ему из Москвы. После этого он соблаговолял принимать и другие подарки: Евангелие, церковные серебряные сосуды, деньги, меха и материи. Однако окончательно царя не прощал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439727/

Н.И. Гиббенет Глава II Отправление дьякона Мелетия к патриархам с царскими грамотами и жалованьем. – Инструкция Мелетию. – Грамоты царя А. М. к патриархам. – Письмо Вятского епископа Александра к царю с обличениями п. Никона . 30-го Декабря Мелетию дана инструкция: ехать в Киев, оттуда в Молдавию и в Царьград. По приезде в Молдавию, велено ему, проведать всяких вестей, писать великому государю и письмо послать в Киев к воеводе Чаадаеву. В Царьграде великого государя грамоты, которые посланы с Мелетием, за створчатыми печатями подать патриархам константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, если последний будет в Царьграде, и им говорить о приезде их в Москву; а если из них кому самому ехать нельзя, то послали бы от себя кого они изберут; а что патриархи будут говорить и на чем мысль свою будут полагать, обо всем том и о вестях отписать к великому государю с ведомыми ездоки и те письма послать в Киев или Москву, куда ездоки поедут. К патриархам александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому, если его в Царьграде не будет, и к бывшему цареградскому Паисию ехать ему, дьякону Мелетию, и делать все то же, как и в Царьграде и как можно скорее туда возвратиться. Когда патриархи между собою согласятся, кому из них в Москву ехать, или кого от себя послать захотят, и его, Мелетия, наперед ли себя отпустят или с собою ехать велят, о том ему писать прежде своего отпуска или поезда с ними, чтобы обо всем было ведомо подлинно; а чтобы то одноконечно учинить, чтобы александрийский, антиохийский, иерусалимский и бывший цареградский Паисий, а по нужде бы приехали двое, антиохийский и иерусалимский. Патриархам, которые захотят вместо себя послать, Мелетию говорить, чтобы они наместников своих послали архиереев добрых и ученых, благоразумных, едино словных, крепких и правдивых, могущих рассудить дело Божие в правду, не желая мзды и ласкания, и страха никакого, боясь разве суда Божия. Мелетию, будучи у вселенских патриархов, памятуя страх Божий, про патриарха Никона никаких лишних слов не говорить, кроме правды, и усердно стараться, чтобы они ехали в Москву или вместо себя кого отпустили вскоре 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Патриарх Никон ранее собора 1654 года, на котором определено исправить книги, именно – в 1653 году, распорядился о том, чтобы для крестного знамения употребляли троеперстие, а не двуперстие, и чтобы при чтении в великом посту молитвы: «Господи и Владыко живота моего», полагать только четыре великие поклона, а прочие в пояс. По поводу сего распоряжения патриарха Никона , Павел, епископ Коломенский, и протопоп Аввакум, и попы: Даниил, Логин и Иоанн Неронов, по сказанию Денисова, «в лето 7162 (1654 г.) собрашеся написаша общее прошение на многомятежного Никона и самому всежалостно Царю подаша». Мало этого. В том же году Аввакум, протопоп, не стал и в церковь ходить, стал народ уже от церкви отделять и в сушиле у Неронова открыл свое богослужение, как сам о том к Неронову пишет: «я, грешник, помянул изгнание великого светила Златоустого и собрался с братиею о Господе в дому твоем в сушиле после тебя в первое воскресение побдети». О том же и к тому же писал еще священник казанского собора Иоанн Данилов: «Мы к Аввакуму Елеазара послали, чтобы в церковь шел, и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя во дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня де иныя церкви лучше; да и Лазарь поп уже тогда не стал в церковь ходить» (Брат. Слово, 1885 г., стр. 209–210). Понятно после этого, что протопоп Аввакум, попы Лазарь, Даниил, Логин и другие обнаружили неповиновение церковной власти, подав жалобу царю на патриарха Никона за распоряжение его о крестном знамении и о поклонах в великом посту, произвели раскол в церкви, отделились с некоторыми из своих пасомых от церкви не только до большого Московского собора 1667 года, не только во время или даже до исправления книг при патриархе Никоне, но годом раньше собора 1654 года, на котором собственно определено приступить к исправлению богослужебных книг. Знаменитое стояние за веру Соловецкого монастыря началось тоже ранее собора 1667, именно в 1657 году.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sostojan...

Патриарший, ныне синодальный дом 1. Церковь двунадесяти апостолов Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью двунадесяти апостолов, Мироварною Палатою и комнатами конторы Святейшего Синода было некогда жилищем Всероссийских Патриархов. Оно построено было в 1656 году Патриархом Никоном . Предшественники Никона, прежние Патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых и теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре, подле Патриаршей палаты, написаны на стенах Патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили Патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. В церкви 12-ти Апостолов находятся замечательные иконы: а) Образ спаса Нерукотворенного, который был написан на стене над бывшими Патриаршими воротами. Во время перестройки кирпичи, на коих написан этот образ, упали с высоты, но лик Спасителя, написанный на них, чудесным образом сохранился и доселе существует. б) Другой образ Черниговской Божией Матери, список с подлинной чудотворной иконы, написанной в XVIIcmoлehmuu при Патриархе Никоне . в) Храмовая икона св. 12-ти Апостолов, современная построению самого храма. Она написана была с иконы, находящейся в Патриаршей церкви в Константинополе. г) Икона апп. Петра и Павла, весьма замечательная, как по живописи, так и по древности. Она написана была, как видно, в XII или XIII в., по всей вероятности, в Греции. Эта икона представляет собою двухстворчатый складень, на одной половине коего написан ап. Пётр, а на другой – Павел, с частицею мощей его. Эта икона прислана была, по преданию, из Рима от папы в дар императору Петру I-мy, который пожертвовал её в Патриаршую церковь . На северо-западной стороне церкви 12-ти Апостолов находится дом Всероссийских Патриархов; вверху сохранились их келии. Они представляют собой самое скромное помещение: три малые комнаты – передняя, зал и кабинет – составляли жилище Московских Первосвятителей. В зале сохранился портрет Патриарха Адриана, современный ему, и другой – Патриарха Никона , писанный впоследствии. В кабинете, или молельной комнате Патриархов, было некогда окно, которое выходило на церковь апостола Филиппа, оно теперь заложено. Пред ним Патриарх в обыкновенные дни слушал Божественную службу. Эти келии в настоящее время служат помещением для синодального ризничего. Прочие же келии, находящиеся в нижнем этаже Патриаршего здании, заняты служащею при Синодальной 12-ти Апостолов церкви братией и чиновниками Московской Святейшего Синода Конторы. 9 2. Патриаршая Ризница

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Представление о Русской земле как образе " обетованной земли " Царства Небесного, " Иерусалима Нового " (Откр.21:1-2), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест - самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси X-XVII веков. Последний более чем двухсотлетний период свободного проникновения западных влияний в русскую культуру и даже в русскую церковную жизнь вытеснил это представление из школьного, академического богословия, как бы загромоздил и затушевал его другими построениями, проблемами, направлениями мысли. Этим и объясняется в основном то обстоятельство, что одна из самых ярких и самобытных идей древнерусского церковного сознания не получила должной разработки в современном богословии нашей Церкви; эту идею теперь приходится открывать заново, реконструировать ее, проводя работы, в сущности, подобные реставрации древних икон... Как нечто неожиданное и странное воспринимается нами теперь " подмосковная Палестина " святейшего патриарха Никона - грандиозный замысел создания святых мест во образ мест Палестины, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа, с центром в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, главный собор которого построен по плану, размерам и по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. А между тем детище патриарха Никона - это лишь как бы кристаллизация и вершина развития очень древних традиций Русской церкви, берущих свое начало в X веке, со времен крещения Руси. Правда, эта кристаллизация была настолько смелой, решительной и откровенной, что даже тогда, в середине - второй половине XVII столетия, замысел святейшего Никона не всеми в русском обществе был понят и принят (хотя многие тогда же с радостью и поняли и приняли его). Все началось вполне естественно и органично. Приняв веру Христову от православной Византии, Русь тут же постаралась устроить свою столицу - г. Киев во образ столицы Византии - Константинополя. Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной: 11 мая 330 года равноапостольный император Константин Великий посвятил свою новую столицу Богоматери, что было отмечено в греческом месяцеслове как праздник " обновления Царьграда " , и на этот же день, 11 мая (или по другим источникам - 12 мая), равноапостольный князь Владимир назначил освящение Десятинной церкви, повелев внести это событие как праздник в месяцеслов русский В XI веке Ярослав Мудрый, сын Владимира, строит в Киеве величественный Софийский собор во образ Софии Константинопольской и сооружает новую крепостную стену города, где главные и парадные ворота получают название Золотых, как в Константинополе

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010