Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Первые церковно-реформаторские действия патриарха Никона Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Вступление Никона на патриаршую кафедру. Он разрывает свои прежние близкие отношения к провинциальным ревнителям. Причины и ближайшие последствия этого поступка Никона. Первое реформаторское действие Никона: распоряжение его о поклонах и перстосложении. Протест против этого распоряжения со стороны провинциальных ревнителей благочестие. Расправа с ними Никона. Действительные отношения между Никоном патриархом и царским духовником протопопом Степаном Вонифатьевичем. Собор 1654 года, уполномочивавший Никона произвести книжные исправления. Впечатление, произведенное собором 1654 года на русское общество. Слабые стороны собора 1654 года. 15 апреля 1652 года умер патриарх Иосифе. Преемник ему уже ранее был предопределен царем и его духовником, протопопом Стефаном Вонифатьевичем. Это был новгородский митрополит Никоне, который в то время возвращался из Соловецкого монастыря в Москву с мощами св. митрополита Филиппа. Царь, извещая Никона о смерти п. Иосифа, писал ему: «возвращайся, Господа ради, поскорее к нам, обирать на патриаршество именем Феогноста, а без тебя отнюд ни за что не примемся... ты, владыко святый, помолись... чтоб Господь Бог наш дал нам пастыря и отца, кто ему Свету годен, имя вышеписанное, а ожидаем тебя, великого святителя, к выбору, а сего мужа три человека ведают: я, да казанский митрополите, да отец мой С другой стороны и члены кружка ревнителей благочестия сильно были заинтересованы вопросом, кого избрать патриархом на место умершего Иосифа, так как они, благодаря Стефану Вонифатьевичу, уже привыкли вмешиваться и дела по замещению разных иерарших кафедр. Того обстоятельства, что вопрос о новом патриархе уже давно и окончательно был решен царем и Стефаном Вонифатьевичем, они совсем не знали, а потому считали себя призванными позаботиться о выборе преемника Иосифу. Естественно, что они пожелали иметь патриархом одного из членов своего кружка. Самым лучшим, казалось им, избрать патриархом главу и патрона кружка — Стефана Вонифатьевича. Но, как и следовало ожидать, Стефан решительно уклонился от сделанного ему предложения, и указал своим друзьям на Никона, как на самого подходящего кандидата в патриархи. Они согласились с Стефаном и подали царю челобитную о Никоне, так как по их тогдашнему мненью, после отказа Стефана, Никон был Самым подходящим и желанным лицом для занятия патриаршей

http://sedmitza.ru/lib/text/439642/

С.К. Севастьянова Приложение 5. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1667–1675 гг. (Ферапонтовский период) Тексты Ниже публикуются 38 посланий патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и членам царской семьи. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде приказа Тайных дел (ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3; д. 140а, ч. 1 – 4). С XIX в. послания патриарха Никона царю из заключения в Ферапонтовой монастыре издавались фрагментарно и отрывочно, в основном в качестве документов «дела» Никона. Характер таких изданий отразился на качестве публикаций: тексты не имели реального комментария, а порой их воспроизведение не соответствовало подлинникам. В виде единого комплекса переписки из Ферапонтова монастыря патриарха Никона с царем эти тексты издаются впервые. Публикация текстов подчиняется хронологическому принципу. Перед каждым документом указывается место его современного хранения и источник его предыдущей публикации. Письма Никона издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности, при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «сен.» – сентябрь, «де» – день, «архим.» – архимандрит и т.п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: выцвели чернила, текст затерт писцом, утрачен из-за механических повреждений бумаги или скрыт под остатками печати; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях 1667 г. 1.Челобитная патриарха Никона всем членам царского семейства (7 сентября)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава V. Церковно-обрядовые реформы Никона Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Посылка Никоном грамоты Константинопольскому патриарху с просьбою решить предложенные в вей вопросы. Приезд в Москву антиохийского патриарха Макарие и его участие в церковно-реформаторской деятельности Никона. Расправа Никона, при поддержке и ободрении антиохийского патриарха Макарие, с иконами франкского письма. Публичное одобрение Макарием распоряжение Никона о замене двоеперстного перстосложение троеперстным. Собор 1655 года по рассказу служебника и по рассказу Павла Алепского. Соборная ответная грамота константинопольского патриарха Паисие на вопросы Никона, не одобряющая его реформационного увлечение, направленного на исправление и переделку безразличных для веры и благочестие старых русских чинов и обрядов. Провозглашение антиохиским патриархом Макарием русского двоеперстие армянским перстосложением. Торжественное проклятие в Успенском собор антиохийским патриархом Макарием, сербским патриархом Гавриилом и никейским митрополитом Григорием всех крестящихся двоеперстно. Древние свидетельства, доказывающие, что двоеперстие есть старое православное перстосложете и что оно древнее троеперстия. Отлучение от церкви и проклятие двоеперстников собором русских иерархов 1656 года. Другие церковно-обрядовые реформы Никона, совершенные им по указаниям антиохийского патриарха Макария. Общие замечания о характере и ценности церковно-обрядовых реформ Никона. Немедленно после собора 1654 года Никон обращается с особою грамотою к Константинопольскому патриарху Паисию, в которой пишет: «ныне же мы, рассмотривше прилежно в книгах наших, разньство в них обртохом, от преписующих ли, или от преводников, неведущих языка греческого, не вемы. Сего ради пишем ко пресвятости твоей, прежелаемый брате, да ту пресвятость твоя, с прочими святейшими патриархи и браты нашими, и прочими архиереями, соборне, известно и со всяким прилежным взысканием о всяком чине церковном, пишите». Затем, указав на самые замеченные им разности, какие уже были указаны на соборе 1654 года, Никон заключаешь грамоту словами: «нас же церкве Божие любовь возжизаше, да без порока ю пасем, сего ради к святости твоей восписуем, да даси нам о всех сих вышереченных, о коеждо особь, потонку твоего святительства, чрез писание твое скоро, совет благ: како вышереченная нами восточная церковь у вас содержаше и содержит, и како ныне лет есть тоя блюсти, и что сотворити соблажняющимся о сих и непокорно прящимся». К этой черновой сохранившейся грамоте, Никон в беловом ея списке, отосланном Паисию, прибавил еще нисколько новых вопросов (так что всех их оказалось 27), и обвинения против епископа Павла Коломенского и против Неронова.

http://sedmitza.ru/lib/text/439645/

С.К. Севастьянова Глава 5. Методы работы патриарха Никона с библейскими источниками Ссылки на Священное Писание пронизывают все сочинения патриарха Никона ; библейскими цитатами пестрят послания и челобитные московского патриарха к современникам. Частотность обращения Никона к Библии усиливается в наиболее тяжелые периоды его жизни – после оставления патриаршей кафедры, удаления в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и в ссылке, в Ферапонтовом монастыре. В посланиях и челобитных царю, обращаясь к библейским текстам, патриарх Никон описывает свой быт и душевные переживания, призывает Алексея Михайловича хранить православные традиции и жить по христианским заповедям; при помощи ссылок на Священное Писание Никон утешает находящихся под стражей в России греков – своих сторонников и единомышленников. Библия является практически единственным источником эпистолярных сочинения патриарха Никона. Священное Писание – главный первоисточник средневековой культуры 1018 . Для средневековых авторов тексты Священного Писания – тексты традиционные, а не «чужие», являются «заданными в традиции», при помощи них автор создает свое сочинение «в соответствии с традицией» и «продолжая традицию» 1019 . Главная функция традиционного библейского текста дидактическая, учительная; книжная византийская традиция опоры на Священное Писание обязывала древнерусского автора следовать литературной этикетности с выработанными ею канонами, когда, по словам Д.С.Лихачева, «авторы стремятся все ввести в известные нормы, все классифицировать, сопоставить с известными случаями из священной истории, снабдить соответствующими цитатами из священного писания и т. д. Средневековый писатель ищет прецедента в прошлом, озабочен образцами, формулами, аналогиями, подбирает цитаты, подчиняет события, поступки, думы, чувства и речи действующих лиц и свой собственный язык установленному " » 1020 . Поэтому вводить в ткань собственного повествования библейские тексты средневековые книжники могли и из разных источников, и по памяти. Главное – встроить свой, авторский, текст в многовековую традицию опоры на авторитет Священного Писания. Но, демонстрируя известную свободу в обращении со Священным текстом, средневековые писатели и книжники стремились к сохранению аутентичности источника. Эта традиция и определила способы работы патриарха Никона с библейскими источниками, использование библейских текстов в собственных сочинениях и приемы организации разных форм повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

114 а) Краткая 341 опись грамотам, указам, приёмной расписки казначея Кириллова монастыря, расписки игумена Ферапонтова монастыря и отписки Никона Михайле и дим. подал письмо Никон патриарх и отпуск. грамоты и отписки о Федьке Арцыбашеве 342 . Грамоты в Крестный монастырь и в Иверский и в Воскресенский о Никоне патриархе . Грамоты Нижегородского Печерского монастыря архимандриту повелено ему в Ферапонтов монастырь из Ферапонтова монастыря (отписки?) его архимандричьи к Государю и святейшему патриарху. 184 года указы вселенских патриархов и Московского. Велено Никона патриарха перевести в Кириллов монастырь, а для того послан Чудова монастыря архимандрит Павел, и дан ему наказ, и допросные речи о Никоне патриархе и сыск о нём же. 184 г. роспись приёмная Кириллова монастыря казначея Павла, что он принял всяких вещей и борошню Никона патриарха ; под той же росписью и расход. Расписки Ферапонтова монастыря игумена что он принял после Никона патриарха статей. Отписка Никона патриарха из Кириллова монастыря и челобитье Кирилловских властей и Ферапонтова монастыря от игумена. б) Опись делам о патриархе Никоне (Столбец IX ) Столп, а в нём дел 343 : Записка приезду к Москве Никона патриарха . Письмо, какое подал в соборной церкви Никон патриарх о видении. Челобитная великому государю, какую подал Никон патриарх в соборной же церкви. Записка о посылке в соборную церковь от великого государя к Никону патриарху Павла митрополита Крутицкого, да бояр: князя Никиты Ивановича Одоевского, да князя Юрия Алексеевича Долгорукова, и сказка, чтоб он, Никон патриарх , ехал в монастырь. Извет окольничего князя Дмитрия Алексеевича Долгорукова, как он посылал провожать Никона патриарха за город и что он ему говорил. Сказка Ионы, митрополита Ростовского, о Никонове приезде. Сказка соборного протопопа Михаила да ключаря Иова и попов и дьяконов о его же приезде. Сказка Ростовского митрополита чёрного его дьякона да соборной церкви сторожей. Сказка поддьякона Фёдора Никитина да певчего дьяка Фёдора Константинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Карта и ближайшие объекты «На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; в первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; во второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница в третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо - приемная, а рядом с ней собственная келья святейшего патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. В том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. В четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах. В настоящее время это здание стоит совершенно пустым». Цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX» - в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56. «Кажущаяся симметрия применена и в архитектуре скита патриарха Никона. Скит находится в 300 метрах к северо-западу от монастыря. Построен скит был в 1658 году. Первый этаж здания был хозяйственным, на втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха. На третьем этаже находились: церковь Богоявления с трапезной, келья Патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской крыше находятся – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сидением, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись.

http://sobory.ru/article/?object=02015

В то время, когда Соборная Дума только что открыла свои заседания и приступила, на основании указа 21 Декабря 1662 г., к собранию сведений о винах патриарха Никона , как заявили против него свои жалобы знакомые уже нам соседние с Воскресенским монастырем, землевладельцы Сытин и Бобарыкин. Крутицкий митрополит Питирим к числу улик, собиравшихся против Никона, принес на него челобитную и жаловался, что он наложил на него клятву, за то, что он, Питирим, на соборе 1660 г. свидетельствовал об отречении Никона от патриаршего престола; Питирим просил соборного суда над Никоном, чтобы развеять соблазн в народе, так как многие стали говорить об нем, что он славолюбив и чести великого архиерейства похититель. Конечно, Никон без собора не мог налагать клятвы на Питирима по 34 правилу Св. апостолов 21 ; но и созвать собор против Питирима едва ли бы Никону удалось, так как в это время архиереи были уже на стороне бояр и действовали вместе против Никона, который все это знал, поэтому и решился провозгласить Питириму за его самовольство отлучение от Церкви по своим личным соображениям 22 . Затем явились новые лица с новыми жалобами и посыпались на опального патриарха челобитные со всех сторон: новгородцы, дворяне и дети боярские, всем городом, били челом государю на обиды от властей и от крестьян Иверского монастыря, и в это дело вмешали Никона, что он в обидных делах сыску и челобитчикам расправы не дает; помещики жаловались на тягость, что с вотчин Иверского монастыря даточных крестьян не берут, а Никон просил об освобождении от этой повинности означенных крестьян, так как в царские походы с этих вотчин поставлено было для солдатской службы в один раз пятьсот, а в другой раз, триста человек 23 . Новгородец Прокофий Хмелев бил челом царю на увечье, что его побили и высекли Иверского монастыря крестьяне 24 , а патриарх потакает, сыску не делает; между тем как Никон отдавал приказание того монастыря властям: по челобитью Хмелева сыскать и виновным перед ним учинить наказание 25 . Здесь во всем и у всех Никон представляется человеком неспокойным, обидчиком, готовым отнять чужую собственность и завладеть чужим имуществом; но это было время, когда отовсюду и от всех, из всех монастырей и из всех церквей Русского царства собирались вины и обличения против патриарха Никона ; принималось от всех все, кто бы что ни сказал на патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

иподиакон Иоанн Шушерин Содержание Вместо предисловия Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России     Патриарх Никон .Труды Научное исследование, общая редакция В.В. Шмидта Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России написанное клириком его Иоанном Шушериным (с печатного издания 1817 года, сличеннаго с тремя древнейшими списками) Вместо предисловия (о печатаемой рукописи) Известие о житии и деяниях Святейшаго Патриарха Никона , написанное в 1681–1686 годах бывшим сперва клириком Патриарха, а по его кончине крестовым дьяком у Царевен, И.К. Шушериным, долго служило единственным источником сведений о великом Святителе и потому вскоре по написании распространилось по России в довольном числе списков, и наконец было напечатано во всеобщее известие (О.П. Козодавлевым), с одного из таковых списков (Иверскаго монастыря), двукратно (СПб., 1784, 8. и перепеч. там же 1817, 8), под заглавием: «Житие Святейшаго Патриарха Никона , писанное неким бывшим при нем клириком». Издание это, как удостоверились мы тщательным сличением его с несколькими древнейшими списками, хотя и полно по содержанию (без значительных пропусков), но испорчено так называемым подновлением слога, состоявшим в обрусении (местами, особенно в начале) церковно-славянской речи подлинника, местами чрез перестановку (и часто неудачную) слов, а местами через одно изменение их окончаний. Введено не существующее в подлиннике разделение на главы, часто неудачное; а в одном месте главы эти перемешаны между собою в ущерб хронологическому порядку событий. Оба первых издания сделаны на плохой бумаге, неразборчивым шрифтом и испещрены немалым числом опечаток, и при всем том давно уже составляют библиографическую редкость. Настоящее издание приготовлено нами по сличении между собою трех печатных списков с вышеупомянутым сочинением Шушерина, принадлежащих библиотеке Ставропигиальнаго Воскресенскаго монастыря Нового Иерусалима, из коих основной, который будем называть «собственно Воскресенским», судя по характеру письма, написан в конце XVII столетия, современно появлению самаго сочинения и, может быть, с первоначальнаго списка; он писан крупною, похожею на полуустав скорописью; кроме «известия о жизни Святейшаго Патриарха Никона» (ныне перепечатываемаго третьим изданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Н.И. Гиббенет Глава XI Челобитная п. Никона к царю о соляных варницах и рыбных ловлях Иверского монастыря и о большем колоколе для Воскресенского монастыря. – Песнь соловья в соборной церкви Иверского монастыря. – Никон посылает племянника своего Федота Марисова с письмами к патриархам. – Поимка Марисова в Малороссии и возвращение его с письмами в Москву. – Допросы Марисова и перехваченные грамоты Никона. Слава патриарха Никона распространялась далеко за пределы Московского государства; великолепию построенных им монастырей удивлялись иностранцы, которые приезжали в Воскресенский и Иверский монастыри и осматривали все постройки до мельчайших подробностей 225 . Но враги Никона смотрели на это с завистью и старались вредить не только ему, но и благосостоянию его монастырей они не оставляли Никона в покое; их целая вереница; одни сменялись другими; одни лишь утомятся вражескими действиями, их сменяют другие со свежими силами и это все против одного злосчастного патриарха, которому ни смены, ни отдыха не было; вражеское нашествие на Никона началось давно, но оно не скоро еще кончится. Иверский монастырь имел в Старой Русе шесть соляных варниц, которые царскою жалованною грамотою освобождены были от платежа пошлин. Затем по челобитью архимандрита Иверского монастыря с братией дозволено было вновь поставить в Старой Русе на пустых соляных местах пять соляных варниц про монастырский обиход из оброка. Из Старорусской съезжей избы на эти пять варниц и данная дана и оброк платился исправно. Но с этих варниц соль, которая оставалась от монастырского обихода, продавалась на покрытие монастырских нужд и соляного завода; старорусские таможенные головы, по влиянию на них старорусского воеводы, написали царю челобитную с просьбою, чтобы ново прибылые пять варниц обложить пошлиной, какая взимается со всех соляных варцов, так как эти новые варницы не написаны в жалованной царской грамоте, и взыскать с них пошлину за два года, за 172-й и за текущий 173 (1664 и 1665) годы; о чем к исполнению и прислана из Новгородской чети 23 Декабря 1664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

М.В. Зызыкин Часть III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. Глава I. Положение Патриарха в Московском государственном строе. Положение Боярской Думы в строе Московского Государства. – Соединенные заседания Боярской Думы и Собора Духовенства. – Положение Патриарха в Боярской Думе. Положение Патриарха в безгосударное время. – Взгляд иерархии на свое участие в государственных делах. – Государственное значение Патриарха. – Рост царской власти влек за собой рост и Патриаршей Власти. – Титул Патриарха Московского «всея Великие, Малыя и Белыя России». – Состав различных государственных прав Патриарха Никона; его права в Государстве, как Патриарха, в силу этого сана и права, как государственного регента. – Бытовое положение Патриарха. – Скромность Никона в домашней обстановке и пышность в официальной. – Прием Никоном Патриарха Макария. Обеды Никона с нищими в описании Павла Алеппского. – Павел Алеппский о строгости Никона к духовенству. – С. М. Соловьев о нравах XVII века и о существовавших тогда наказаниях. Соответствие Никоновских архипастырских наказаний духу века и обычаям. – Заботливость Никона в отношении людей низшего социального положения. – Враждебные Никону течения общественной мысли и его враги. Староцерковная партия, враждебная Никону в церковно – обрядовых реформах. i) Положение Боярской Думы в строе Московского Государства Необходимо предварительно вникнуть в общий строй Московского Государства. Прежде всего необходимо обратить внимание на учреждение, существовавшее издревле при царе, – Боярскую Думу, неотделимую от царской власти. Права её не были определены законом, а держались, как факт бытовой на обычном праве. Общая законодательная формула была: «Царь указал и бояре приговорили». Закон представлялся, как результат неразрывной деятельности царя и Боярской Думы. В сфере административной вместе с царем она назначала центральных и местных правителей. Ведение текущих дел находилось под постоянным контролем Думы. Самые приказы первоначально были нередко (Разрядный, Поместный др.) лишь комиссиями Боярской Думы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010