Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Н.И. Гиббенет Глава XIII Жалоба патр. Никона на клинского и волоколамского воевод в притеснении монастырских слуг и крестьян. – Никон посылает в благословение икону новорожденному царевичу Иоанну. – Просьба Никона к царю о жалованье за соляные варницы, взятые от Воскресенского монастыря. – Следствие по доносу патриаршего служителя, из евреев, объявившего на Никона государево дело. Каменная церковь в Воскресенском монастыре еще строилась; к строению употреблялись стрельцы и монастырские крестьяне, которые требовались из вотчин Иверского монастыря 292 . По требованиям Никона этого монастыря стрельцы, каменщики и кирпичные обжигальщики следовали через Клин в Воскресенский монастырь на работу. В то время в Клину был торг и тут были нарочно собравшись, Клинского уезда, села Селинского, вдовы Анны Леонтьевны Мартемьяновой приказчик Макарко Сорокин и стряпчий её Мосейко Зверев, с крестьянами, которые напали на проходивших стрельцов и каменщиков, били их дубьем и кольем, и чеканом секли, и грабили, без всякой причины, и от того бою один крестьянин Клинского Успенского монастыря тут же и помер, другой помер на четвертый день. А иные избиты до полусмерти, о чем и был составлен акт в клинской съезжей избе. На другой день, для расследования этого преступления, клинский воевода Иван Свиньин посылал с наказною памятью двух рассыльщиков в поместье означенной вдовы, но крестьяне ее оказали сопротивление и в Клин в съезжую избу не поехали. 10-го Июля 1666 г. Никон жаловался царю о всем вышеизложенном и что те же крестьяне с монастырских пустошей хлеб свозили, сено косили и скотом травили, монастырской пустошью Зверково завладели и от их «озорничества, насильства и смертного убийства» монастырские пустоши запустели, старцы и монастырские крестьяне для полевых работ на пустоши и для покупки про свою нужду в Клин выехать не смеют, – «а что, государь – писал Никон – с тех наших богомольца твоего иверских стрельцов и с крестьян грабежом в ту пору отняли и что в прошлых годах 293 с пустошей своим насильством хлеба пожали, сена покосили, и свозили и потравили, тому, государь, будет роспись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

протоиерей Лев Лебедев Скачать epub pdf Предисловие Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси, – одно из самых великих явлений Русской и Вселенской Церкви, отечественной и мировой истории и культуры. Значение его до сих пор не вполне осознано по ряду определенных объективных причин. В XVIII–XIX вв., в период становления и развития нашей исторической науки, имя Никона слишком тесно связывалось с его борьбой против абсолютистских притязаний царского самодержавия на господство в церковных делах. Эта борьба привела в 1666 году к возникновению знаменитого судебного «дела» Патриарха; его лишили сана, сослали в заточение в монастырь. И хотя в конце жизни он был возвращен из ссылки, а затем разрешен и восстановлен в патриаршем достоинстве, русская монархия, начиная с Петра I, сохраняла к нему отрицательное отношение. Предвзятый судебный процесс создал определенную официозную версию о личности Никона, умышленно искажавшую его духовный облик. Эта версия без особых изменений перекочевала затем в труды таких видных историков, как С. М. Соловьев , митрополит Макарий (Булгаков) и др., которые жили и писали в условиях той же монархии и насильственно лишенной Патриаршества «синодальной» Церкви. Были еще две причины, побуждавшие многих отечественных историков не очень заботиться о пересмотре «дела» и о перемене отношения к личности Никона. В образованном обществе прошлого столетия довольно прочно укоренился взгляд на историю России, согласно которому только после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», к нам оттуда хлынул «свет» истинного просвещения и культуры, а всё, что было до этого, представлялось в основном некоей тьмой невежества… При таком взгляде на вещи, личность и деятельность Никона не могли быть объективно рассмотрены и поняты. К этому присоединялось также и переживание в русском обществе явления церковного раскола старообрядчеством, в возникновении которого привыкли винить Патриарха Пикона (что не совсем верно, как мы потом увидим). Так создался хрестоматийный штамп, представлявший жизнь и личность Никона в отрицательных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 В 2001 году исполнилось 320 лет со дня кончины патриарха Никона и 435 лет со времени восшествия на митрополичий престол святителя Филиппа Митрополит Никон, давний любимец и ближайший советник царя Алексея Михайловича, со времени назначения своего на новгородскую кафедру хотя и принужден был жить вдали от государя, но состоял с ним в постоянной переписке и ежегодно вызывался им в Москву для личных совещаний, соборных заседаний и священнослужения. В декабре 1651 г. он получил царский наказ прибыть в столицу, быстро приготовился в дорогу и, взяв из софийской казны 100 рублей на расход, 14 числа выехал из Новгорода на 30 подводах с многочисленною свитою из домовых софийских старцев, певчих, бояр и людей служилых. Путь из Новгорода до Москвы тогда лежал чрез ям Бронницы, Зайцево, Крестцы, Валдай, Березай, Вышний Волочок; 19 числа Никон прибыл в Торжок, здесь посетил Воскресенский девичий монастырь и раздал милостыню игуменье и сестрам этого монастыря, нищим в богадельню, особо трем убогим старцам, старице Екатерине на вклад ее в монастырь и в тюрьму на заключенных. По выезде митрополита из Торжка в селе Медне встретил его царский гонец с грамотою, в которой заключался новый наказ митрополиту: ехать наспех и прибыть в Москву к воскресенью 21 числа. Оставя в дороге большую часть свиты и домашнего обихода, Никон на 13 подводах, к которым в дороге нанял еще 5 подвод, через Тверь, Клин, село Черкизово прибыл в Москву в назначенный день за три часа до света. Зачем государь вызывал к себе новгородского митрополита и торопил его приездом, мы видим из дальнейшего пребывания Никона в Москве, как оно описывается в наших памятниках, часто в мельчайших подробностях, день за днем 1 . Первой причиной вызова митрополита Никона в Москву было сильное желание государя видеть своего друга и беседовать с ним лично.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

2. Разговоры о Церкви Грекороссийской между старообрядцем и православным Разговор первый Старообрядец. До патриарха Никона Церковь Российская в православии состояла, или не в православии? Православный. Без всякого сомнения, Церковь Российская, как теперь, так и до патриарха Никона пребывала в православии. Старообрядец. Если Церковь Российская и до патриарха Никона пребывала в несомненном и непозыблемом православии, то для чего было сделано исправление книг и церковных преданий? Какая была в нем надобность? Православный. Исправление не касалось веры православной, которую Российская и Греческая Церковь соблюдали тогда непорочно, как соблюдают и теперь; исправлению подверглись только описи в книгах и некоторые обычаи и обряды, не составляющие догматов веры. Такие исправления были и законны, и нужны. Стоглавый Собор даже частным лицам, старейшим священникам, а не епископам, предписывал делать такие исправления: «Да протопопом же и старейшим священником, и избранным священникам, со всеми священниками в коемждо граде, во всех святых церквах дозирати священных книг, святых Евангелий и Апостол, и прочих святых книг... а которые будут святые книги, Евангелие и Апостол и Псалтырь, и протия книги в коейждо церкви обретены неправлены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправливали соборне, занеже священные правила о том запрещают, и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» (глава 27). Итак, Стоглавый Собор в коемждо граде даже священникам не только дозволяет, но и повелевает, ставит в обязанность – с добрых переводов книги соборне исправлять. Тем паче Вселенская Церковь соборне имеет право на исправление книжное. Также и на исправление некоторых обрядов, или обычаев св. Церковь имела и имеет полное право, согласно 11-му и 19-му правилам Лаодикийского Собора 5 и 12-му правилу Шестого Вселенского Собора 6 . Старообрядец. По старопечатным книгам, с изложенными в них обрядами, до патриарха Никона христиане спасались ли? Или оные неисправности препятствовали их спасению ?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

73. 1666 г., декабрь (после 12). Список послания восточных патриархов Паисия и Макария и всего освященного собора к вселенскому, т. е. к константинопольскому, патриарху с извещением о низложении патриарха Никона, и о том, что того патриарха в Москву ожидали, но за неприездом принуждены были и без него приступить к осуждению Никона Пресвятейший, премудрейший и богоизбраннейший 120 господине вселенский патриарх. Твою пресвятость мы, во Святом Дусе братия и сослужителие твои, единодушно лобзаем, всех душеспасителных желающе твоей пресвятости, купно со всем прочиим освященным собором премудрейших архиереев, тамо обретающихся во царствующем граде. Вестно убо да будет вашему о Господе братолюбию (ибо ничтоже есть тайно, еже не в явление приидет, и никтоже делаяй нечто втайне, ищет сам да яве то будет, по глаголу Господню в главе 7-й святого Иоанна евангелиста), яко пресветлейший и Богом венчанный государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, писа не единой, но и дважды, якоже уведехом, яко писа и до прочих святейших восточных престолов. Паче же яко и человека посыла тоя ради вины верного, призывая нас, да рассудим некое церковное его предложение, деемое в православном его царстве, утверждая нас к тому, яко имел быти прислан от вашея пресвятости муж вместо лица вашего патриаршего. И яко болшия ради верности безбедства и души утешения имело быти некое чаственное 121 снисхождение и устроение, воеже бы двум царствующим странам приити во едино, тако воеже бы смятениам сущим между има престати, яже тщету творят, никоея же ползы приносят, яже нецыи злыи людие творят, возмущающе царствия своего ради прибытка. Преуведехом же, яко и блаженнейший Иерусалимский патриарх от многа времене бяше на половине пути, воеже бы и самому присутствовати лично на освященном соборе московском, того деля мы, два патриарси, да не явимся быти разгласни толикому единству патриаршескому, и дабы не явитися нам непослушливым быти толикому праведнейшему царскому повелению, изыдохом и преидохом стропотные пути, проходяще места студеная, и верхи гор непроходимых, единого точно насмотряюще конца, дабы нам праотческое благоговейнство и истинную правду сохранити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРЫНИН Никита Константинович († 11.07.1682), один из апологетов старообрядчества , лишенный сана свящ. суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. «Никита Пустосвят». Панно. Худож. И. И. Смугровский. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) «Никита Пустосвят». Панно. Худож. И. И. Смугровский. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. Стефана , сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). В авг. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Александр провел расследование. Архиеп. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». В ответ поступила жалоба на Д. от Д. Петровых, приказного архиепископа, в к-рой сообщалось, что Д. 17 сент. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. Стефана гос. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Т. 1. Ч. 1. С. 377). Вятский еп. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Стефана. Собор 1660 г. приговорил Суздальского архиерея к извержению из сана, но царь Алексей Михайлович , рассмотрев дело, простил Стефана и велел ему состоять при Архангельском соборе в Кремле. Д. был лишен права священнодействовать и передан городскому суду, решения которого неизвестны. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656).

http://pravenc.ru/text/178691.html

100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы Лета 7184, июня в день. По указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея Русии, приехав в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь, Чудова монастыря архимандрит Павел посылал к Никону монаху пристава Ивана Ододурова, да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева говорить, чтоб он, Никон монах, шёл в соборную церковь и выслушал великого государя и святейшего патриарха указ. И монах Никон, с Иваном Ододуровым, приказал: по указу де великого государя и святейшего патриарха в соборную церковь идти и государева указа слушать он готов; а о какову де пору в церковь ему идти, и о том бы ему Никону учинить ведомость. И после литургии Божии посылал я, архимандрит Павел, к Никону монаху Кирилова монастыря архимандрита Никиту да келаря старца Гедеона, да Ферапонтова монастыря игумена Афанасия да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева. И по той посылке Никон монах пришёл в соборную церковь вскоре и великого государя и святейшего патриарха указ слушал со смирением, безо всякого прекословия. А выслушав великого государя и святейшего патриарха указ, он, Никон, говорил: Которые де казаки у него были и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем именно, того он не упомнит. А говорили де ему те воровские казаки: есть де у них в сборе человек с 200 и больше в Белозерском уезде; а какие люди и где стояли, того ему не сказали, а изымать де ему было тех людей некем. А к Разину де к Симбирску старца никакого он не посылал, и про 5.000 человек людей не приказывал и вверх, Волгой, Разина звать не веливал. Козме де Лопухину таких слов он не говаривал, что у него в Царьграде есть стряпчие, и деньги к ним посланы. И про цареградских патриархов, которые его, Никона, судили, про проклятие не сказывал; и вселенских патриархов не бранивал, а говорил де он, Никон, что у него в Царьграде есть знакомые гречане, и он де тем гречанам прежде сего писывал. И посылал де он к ним племянника своего с письмами из Воскресенского монастыря, и тот де его племянник изыман в Черкасских городах, а про то де известно блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. А опричь де того он в Царьград не писывал и с Кузмой Лопухиным про царьградскую посылку больше того ничего не говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Патриарх Никон до оставления им кафедры: время управления его Церковию К оглавлению Когда скончался патриарх Иосиф (15 апреля 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон , который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом. Сохранилось сказание, что когда он, прибыв в Новгород, поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови» — и после долгого препирательства между ними об этом сказал наконец: «Благослови меня, патриарше». Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» «Будешь патриархом и благослови меня»,— пояснил свою мысль Аффоний и действительно первый принял благословение от Никона, а затем благословил его . Для подобного предсказания о патриаршестве Никона было уже тогда достаточно оснований. Но случилось так, что после кончины патриарха Иосифа довольно долго Никона не было в Москве: он путешествовал в Соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в столицу мощи святителя Филиппа . И нашлись люди, которые хотели воспользоваться отсутствием Никона и не допустить его до патриаршего престола. Известный протопоп Юрьевца Повольского Аввакум рассказывает в своей автобиографии, что духовник государев, тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился «с братиею» и молился Богу о даровании России нового патриарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436167/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010