Н.И. Гиббенет Глава VIII Созвание в Москве великого собора и предложение патриархам назначить своим наместником Паисия Лигарида. – Иерусал. патр. Нектарий советует снисходительно отнестись к отречению патр. Никона и снова призвать его на патр. престол. – Показания Савелия Дмитриева, доставившего письма патр. Нектария к царю. – Нектарий сообщает царю, что никто из патриархов не посылал наместников в Москву. – Переписка Паисия Лигарида с иерусал. архидиак. Досифеем. – Письмо Паисия к царю о избрании его экзархом. Чтобы связать наш рассказ и последовательно изложить все обстоятельства исследуемого нами дела, нужно несколько вернуться назад. Во второй половине, как надо полагать, 1663 года были написаны от царя Алексея Михайловича вторичные грамоты к патриархам о необходимости созвать в Москве великий собор для обсуждения «Никоновой вины». Грамоты эти были составлены Паисием Лигаридом; в них о вине Никона показано кратко; сказано только, что, после отречения его, патриарший престол вдовствует целые пять лет, «разлучение терпя неблагополучное»; о прочем же подробнее объяснит податель грамоты дьякон Мелетий. С кем эти грамоты были отосланы к Мелетию, для представления патриархам, – неизвестно. Вся цель их заключалась собственно в том, чтобы патриархи прислали от себя на собор своих наместников или экзархов; но так как в Москве пребывает газский митрополит Паисий, которого хорошо знает антиохийский патриарх Макарий, друг его, то весьма желательно было, чтобы патриархи уполномочили от себя Паисия быть на соборе их наместником, так как он благорассудно может покончить возникший в русской церкви спор, и чтобы патриархи прислали о том грамоты с обозначением того лица, кого они уполномочат быть их представителем на созываемом в Москве соборе 185 . Замечательно, что Никон в этих грамотах не назван ни патриархом, ни архиереем, и сами патриархи в Москву не приглашались. Особенное внимание обращает на себя грамота к иерусалимскому патриарху Нектарию, в которой имени Никона не упоминается. «Не утаено от вашего блаженства – так говорится в грамоте – пастыря нашего отречение, которое ему все возбраняли, так как он без нужды это сделал; пятый уже год проходит как он скитается в пустынях, горах и пещерах, не объявляя причины своего отшествия; но так как в Москве пребывает газский владыка, нам приятный, то если ему изволишь дать известное письмо, как наместнику твоего блаженства, вещь нам сотвориши прелюбезную, когда он воистину иерусалимского стола бремя честнее может держати. Все сие дело устне изъяснит верный наш певчий Мелетий, который до тонкости все особенные вины сообщит твоему блаженству 186 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Н.И. Гиббенет Глава XIV Приезд патриархов алекс. и антиох. в Москву и встреча их. – Прием патриархов у царя и беседа их наедине. – Соборное засед. 7 Ноября. – Новая сказка о подписи патр. грамот, привезенных Мелетием и греком Стефаном. – Соб. зас. 28 Ноября и призвание патр. Никона на собор. – Соб. зас. 30 Ноября, вторая и третья посылка от собора за Никоном. – Два последние дня патр. Никона в Воскресенском м., отправление его на собор и обстоятельства пути. – Приезд патр. Никона в Москву и явление его на собор 1 Декабря. 31 Октября объявлен был церемониал встречи в Москве патриархов: александрийского Паисия и антиохийского Макария. Торжественный вход их в столицу был 2 Ноября 1666 г 303 . Для встречи их назначены были три места: 1) за земляным городом, у покровских ворота, находился Павел митрополит сарский и подонский с митрополитами, Григорием никейским и Космою амасийским, тремя архиепископами, двумя епископами, с архимандритами, игуменом и протопопами; 2) на лобном месте был митрополит казанский Лаврентий с митрополитом Феодосием сербским, одним архиепископом и одним епископом, с архимандритами, двумя игуменами и протопопом архангельским, и 3) у соборной церкви Успения встречали митрополиты, Питирим новгородский, Иона ростовский, Паисий газский, архиепископ рязанский Иларион, епископ черниговский Лазарь Баранович, с архимандритами, игуменами, соборным протопопом, 20 священниками избранными и восемью дьяконами, и на всех трех местах с крестами и образами 304 . Придя к успенскому собору, патриархи вошли в церковь и слушали здесь молебное пение, а потом пошли на Кирилловское подворье. По городу выстроены были стрельцы, а встречали патриархов за городом стрелецкие головы с их приказами. 4 Ноября патриархи были приняты на аудиенции у великого государя в грановитой палате, и государь говорил речь, в которой, коснувшись подвигов мучеников и страстотерпцев, пострадавших за Веру и церковь Христову, применял их к подвигам трудного путешествия патриархов через земли агарян. «И сице вас благочестне – говорил Алексей Михайлович – яко самих святых верховных апостол Петра и Павла приемлем, тако вас любезне, яко ангелов Божьих объемлем, веруя, что всемощный промысл вашим сюда пришествием всякое в верных сомнение искоренить, всякое, желаемое благочестивыми, благое исправление насадить и святую российскую церковь и всех верных возвеселить и утешить. Воздавая благодарение Богу, укрепившему ваше преблаженство толикий труд подьяти, ради общего спасения, о святой и прелестной двоице, что вас наречем, толик душеспасительный труд подъемших, толикия святые подвиги сотворших, архипастыри пречестнейшие! Херувимы ли? ибо на вас почил есть Христос. Серафимы ли? ибо непрестанно прославляете Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Н.И. Гиббенет Глава XV Пребывание п. Никона на Архангельском подворье. – Соборные заседания 3 и 5 Декабря и патриаршее постановление о низложении п. Никона . – Арест грека Димитрия, находившегося у п. Никона и писавшего от него грамоты к восточным патриархам, и грека Венета, привезшего п. Никону грамоту, писанную от газского м. Паисия к кардиналу. – Заточение иконийского м. Афанасия в макарьевский монастырь. – Собрание собора в Чудовом монастыре, объявление п. Никону о его низложении и ссылка, и отправление его на заточение в Ферапонтов монастырь. При отправлении из Воскресенского монастыря Никон отдал приказание, чтобы взять с собою потребное для пищи, но как съестные припасы положены были в особые сани, то их по чему-то на Архангельское подворье, где помещен был Никон, ночью не пропустили, а отправили на Воскресенское подворье. 2-го Декабря было воскресенье. Монахов и мирских людей, приехавших с Никоном из Воскресенского монастыря, было до тридцати человек. Никон послал одного из стражей к сотнику, чтобы доставить с Воскресенского подворья съестные припасы. Лишь только дали знать о том государю, тотчас же с кормового и сытного дворов посланы были яства и питья, с которыми явились к Никону два подьячих и подали ему росписи привезенным припасам. – «Откуда и с чем вы пришли?» спросил их Никон. «Мы посланы от начальников, отвечали подьячие.» – «Возвратитесь с присланным к пославших вас и скажите, что Никон этого не требовал, а просил дать свободу, чтобы можно было отсюда выходить и сюда приходить, и приносить нужное в пищу. Немедленно дано было разрешение, чтобы выпускать со двора и во двор впускать людей Никона; прочих же никого не пускать. В то же время послали на Воскресенское подворье и оттуда доставлены были яства и питья 331 . 3-го Декабря, в понедельник, в той же столовой палате у великого государя собрались патриархи и весь освященный собор, бояре, окольничие и думные люди. Государь, сойдя со своего царского места, обратился к патриархам с жалобою: 332 бывший патриарх Никон в письме своем к цареградскому патриарху назвал меня, весь освященный собор и всего моего царства людей еретиками, будто мы от святой восточной католической церкви отложились и обратились к римскому костелу; а святая церковь наша имеет в себе Спасителя нашего и Бога много целебную ризу и святые мощи святителей московских, чудотворцев, и мы веруем истинно по преданию святых апостол и святых отец, а потому должны за православную христианскую веру и за святые Божие церкви умирать. И вы бы, святейшие патриархи, на эту жалобу учинили суд как прежние патриархи рассуждали и суд творили прежним благочестивым греческим царям, и меня, и освященный собор, синклит и всех православных христиан нашего Российского царства от того Никонова названия очистили». Сказав речь царь патриархам поклонился, а освященный собор, синклит и все присутствовавшие поклонились до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

24. Разрыв между Никоном и царем Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Уход Никона от власти произошел при драматических обстоятельствах, очень напоминавших театральные эффекты, столь любимые Иоанном Грозным, когда, отказываясь от власти, он производил психологическое давление на народ и бояр. Совершенно неожиданно для молящихся 10 июля 1658 года после своего служения в Успенском соборе патриарх заявил пораженной толпе прихожан, что он “оставляет град сей и отходит оттуда, давая место После этого патриарх надел простое монашеское платье и уехал в Вознесенский монастырь, находившийся в 50 верстах от столицы. Когда посланцы царя приехали туда, чтобы выяснить намерения патриарха, Никон заявил им, что отказывается от престола и добавил: “Кому государь укажет быть патриархом, [того] благословлю... а церковь и дом пресвятыя Богородицы благословляю ведать, покамест патриарх будет, митрополиту Так как Никон отказался от власти, но не захотел отказаться от титула патриарха, а потом временами даже заявлял о готовности вернуться на патриарший престол, в русской церкви на восемь лет создалось довольно странное положение, при котором было неясно, каково каноническое положение Никона. Только в 1667 году по официальном низложении Никона собором этот церковный кризис был наконец разрешен и новый патриарх выбран. Но уже с 1658 года, после своего драматического ухода, Никон не принимал никакого участия в управлении церковью и не влиял на развитие отношений между противниками и сторонниками своих же собственных нововведений. Неожиданный для масс народа уход патриарха от власти был на самом деле только резкой развязкой натянутых отношений между ним и царем, которые осложнились уже к 1656 году и особенно обострились в 1657—58 годах. За три года войны царь значительно возмужал, стал значительно более самостоятельным и самоуверенным в своих действиях и, находясь на фронте, вдали от патриарха и бояр, привык самостоятельно решать главные проблемы государства. Облик Алексея Михайловича, созданный историками, как мягкого и не очень волевого государя далеко не соответствует действительности.

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

28. Собор патриархов 1666—1667 годов Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Александрийский патриарх Паисий и старый знакомец и консультант Никона патриарх Макарий Антиохийский приехали в Москву 2 ноября того же 1666 года. По дороге в русскую столицу они успели показать свою неприязнь к русскому обряду и арестовали в Симбирске престарелого местного священника Никифора, который предпочитал старые, дониконовские книги новым. Уже через три дня после их прибытия они начали свои совещания с царем. Конечно, не вопрос обряда, судьба которого уже была им предрешена, тревожил Алексея Михайловича, а окончательное решение его тяжбы с патриархом Никоном. Многие греческие иерархи, зная о грекофильстве Никона, несомненно, сочувствовали ему. Отказ патриарха Парфения Константинопольского и патриарха Нектария Иерусалимского от участия в суде над бывшим главой русской церкви прежде всего обуславливался их отвращением к этому малопочтенному предприятию. Двух других приехавших в Москву патриархов привели туда тоже не заботы о русской церкви, а просто желание получить от русского правительства соответствующую мзду за осуждение своего же собрата по сану. В этом отношении они не ошиблись и за свою услугу государю каждый из них лично получил из русской казны мехов, золота и подарков на 200 000 рублей по курсу 1900 года. Когда у них появлялись какие-либо сомнения или угрызения совести, то таковые легко устранялись соответствующим финансовым давлением. Каноническое право этих двух восточных патриархов на участие в русском соборе было крайне сомнительным. Возмущенный их поездкой на суд Никона, патриарх Парфений и созванный им собор добились у турецкого правительства смещения этих обоих неколлегиальных владык под предлогом оставления ими паствы и церкви без разрешения Вообще оба патриарха были постоянно в долгах и денежных перипетиях, а патриарх Паисий по возвращении из России на Восток попал в тюрьму по обвинению в присвоении колоссальной по тому времени суммы в 70 000 золотых. Уже упомянутый главный посредник между патриархами и русским правительством митрополит Паисий Лигарид в свою очередь был проклят и отлучен от церкви своим же владыкой, патриархом Нектарием Иерусалимским, а за свои нехристианские поступки и измену православию скорее заслуживал находиться на скамье подсудимых, чем среди По окончании собора Лигарид неоднократно собирался вернуться к себе на родину, но, боясь суда, остался в России и умер в Киеве. Другой греческий иерарх, митрополит Афанасий Иконийский, в свою очередь был под следствием за подделку полномочий, и после собора был прямо отправлен в монастырь в заключение. Таковы были воротилы греческой части собора, которые вызвались судить русского патриарха и русские

http://sedmitza.ru/lib/text/439544/

Н.И. Гиббенет Глава IV Донос Бобарыкина на патр. Никона, что он износит клятву на царя. – Следствие, произведенное по этому доносу над патр. Никоном. – Письмо Паисия Лигарида к Никону при отъезде его из Воскресенского м. Бобарыкину не удалось оклеветать патриарха во взводимых на него винах и преступлениях, но спорная земля осталась за ним. Эта клевета на Никона была не первая и она прошла безнаказанно. Ложные доносы, бывшие в ту эпоху обычными, для сытиных и бобарыкиных сделались как бы потребностью. Думный дворянин Баклановский с дьяком Бреховым, по сделанному им из Москвы приказанию, принялись отводить спорный участок земли к вотчинам Бобарыкина. Было это 25 июня. Перед вечернею стали звонить в колокол; Никон проговорил: «Роман, отнимает землю, а мы за него Бога молить станем». В церковь собрались монастырские власти и монахи, пришел и патриарх. Облачась в омофор и в митру, Никон соборне служил молебен, на котором читали канон Богородице, какой положено читать в напастях. В то же время Никон приказал принести царскую грамоту на пожалованные монастырские земли и положить ее перед образом Богородицы. За молебном поминались имена: Романа Бобарыкина, Ивана Баклановского и Василия Брехова; патриарх читал псалмы: Суди Господи обидящия мя; да будет двор его пуст и дети его сиры и жена его вдова; была читана и грамота 57 . На другой день, 26 июня, в пятницу, после литургии, патриарх опять служил молебен Богородице и Кресту; на молебне поминались опять те же имена и грамоту перед образом Богородицы клали и читали, были читаны те же псалмы, какие читались накануне. На этот раз случился в церкви Бобарыкин; после молебна он был в келье у патриарха и потом был приглашен к архимандриту. В разговоре Бобарикин сказал монастырским, властям: «за такой молебен, какой вы служите, следовало бы вас сжечь 58 . По возвращении в Москву Бобарыкин представился царю и лично ему донес на патриарха, извратив и перетолковав слышанное им на молебне, что Никон износил проклятие на царя и его семейство, читал на молебнах псалмы, относящееся к подобному случаю и говорил: если будет собор и его призовут к ответу, то он государя, соперника своего, отлучит от христианства, и что новгородское дело еще у него не забыто. Патриарх говорил это 26 июня, после молебна, у себя в келье и в то время у него были вместе с ним, Бобарыкиным, наместник и строители Воскресенского и Крестного монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом. Начинались реформы со ставшего уже традиционным для Москвы дела книжной справы. До своего Патриаршества Никон отнюдь не был грекофилом, а наоборот, придерживался убеждений, типичных для московских консерваторов. Никон был начитан, но не имел систематического богословского образования, не знал греческого и не понимал сути книжной справы, хотя бы даже на уровне справщиков начала XVII в. Тем не менее, сблизившись с Алексеем Михайловичем, будущий Патриарх очень скоро переориентировался и стал приверженцем реформ по греческому образцу. В Патриаршество Никона книжная справа стала осуществляться по греческому образцу, причем, не по старым, а по современным изданиям. Патриарха мало волновала проблема поиска первичного, исторически неискаженного варианта чинопоследований и текстов. Гораздо важнее ему казался вопрос унификации православного богослужения в видах централизации православного мира под главенством России, царя Алексея и, конечно же, его самого. При Никоне стали трудиться новые справщики. Наиболее видным из них был знаменитый киевский иеромонах Епифаний Славинецкий. Крупнейшим учеником Епифания стал инок Чудова монастыря иеродиакон Евфимий. Среди новых справщиков также выделялись иеромонах Савватий и Иван Озеров, ученик Киево-Могилянской коллегии и ртищевской школы в Андреевском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436332/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Протопоп Аввакум как противник церковной реформы патриарха Никона Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым до никоновским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига. Аввакум принадлежал к кружку ревнителей благочестие и сначала ее был особенно видным и заметным его членом. Он находился под водительством и руководством главных вождей кружка — Стефана Вонифатьевича и Иоанна Неронова, к которым, не смотря на изменившиеся потом обстоятельства, до самой своей смерти, сохранил самую искреннюю любовь и уважение. Сделавшись священником села Лопатицы (макарьевского уезда, Нижегородской губернии) еще очень молодым человеком — всего двадцати одного года, Аввакум сразу заявил себя ревнителем благочестие: строго-истово, с соблюдением всех требований устава, совершал церковные службы, читал народу положенные поучение, восставал против безнравственности, пороков, непристойных развлечений своих пасомых, обличал неправды и злоупотребление начальствующих лиц, и в то же время, в своей частной личной жизни, проявлял строгость и суровость к самому себе, свойственную аскету.

http://sedmitza.ru/lib/text/439654/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94408.html 15 мая 2012 Михаил Тюренков Трагедия Раскола Источник:  http://www.taday.ru/text/1610106.html Татьянин день 345 лет назад, в 1667 году, по итогам Большого московского собора Русская Церковь разделилась на две части: сторонников богослужебных реформ патриарха Никона, проведенных десятилетием ранее, и старообрядцев, не принявших этих изменений. 15 лет спустя, в апреле 1682 года, самый известный из старообрядческих лидеров и духовных писателей протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске. Сегодня история гонений на староверов уже давно позади, а Русская Православная Церковь признала необоснованность реформы середины XVII века. Мне нравится Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 Отец Иоанн, каковы основные причины церковной трагедии второй половины XVII века? Как Вы оцениваете эту веху русской истории в плане ее последствий для нашей цивилизации? Важно отметить, что события церковной истории того периода напрямую связаны и с историей светской, политической. В XVII веке Россия еще только стояла на пороге секуляризации, а потому все, что происходило в Церкви неизбежно затрагивало и процессы, происходившие в государстве. Более того, церковная реформа, которая была проведена три с половиной столетия назад зачастую не вполне справедливо связывается только с именем патриарха Никона, в то время как ответственность за нее и ее последствия всецело лежит и на царе Алексее Михайловиче, который в сущности и был основным инициатором реформ, а после ухода Никона с патриаршего престола, стал главным их продолжателем. Вообще одной из основных причин этих трагических событий стало постепенное обмирщение церковного сознания того времени. Именно в этой связи сугубо богословский, эсхатологический аспект выдвинутого веком ранее постулата " Москва – Третий Рим " был подменен его политическим прочтением. Русский царь возомнил себя прямым наследником римских и византийских императоров, причем не столько в сакральном, сколько именно в политическом понимании их роли. Отсюда – геополитические авантюры Алексея Михайловича, решившего, что вслед за успехами с делом воссоединения России и Украины, а также по колонизации Сибири последуют и другие удачи во внешней политике. Не последовали. Ряд кровопролитных военных кампаний царя завершились неудачами. То же самое и с патриархом Никоном. Этот человек, в свою очередь, решил, что может претендовать на титул Вселенского патриарха, для чего и организовал церковную реформу в целях унификации богослужебной практики с греками и украинцами, иерархи которых осуществили подобные изменения несколько раньше, еще в годы пребывания Украины под властью Речи Посполитой.

http://religare.ru/2_94408_1_21.html

А. Жуков Скачать epub pdf Глава четвертая. Отношение между светской и церковной властью при патриархе Никоне. a) 1. Возстановление общественно-государственного значения церковной власти при патриархе Никоне и вместе исторически сложившейся самостоятельности её в церковных делах. Опала патриарха и неблагоприятные последствия ея. Упавшее при п. Иосифе значение церковной власти в жизни общественной и государственной, а также во внутренней церковной снова было возстановлено при святейшем патриархе Никоне . Еще в сане Новоспасского архимандрита Никон оказывал уже влияние на общественную жизнь. Он выступил в высокой роли печальника за обиженных в суде (в судах, по свидетельству истории, тогда царствовало взяточничество, несправедливость, притеснения). На пути к царю он принимал просьбы от народа и ходатайствовал по ним. В сане митрополита Новгородского он был для Новгорода полномочным наместником государя. Он имел право наблюдать за производством всех судебных дел и своею властью или утверждать или изменять решения суда. Он имел право освобождать из темничного заключения. Святейший Никон оправдал любовь к нему царя при усмирении народного мятежа, вспыхнувшего в Новгороде в 1650 году. Неустрашимый архипастырь, всегда готовый положить душу свою за люди своя, сам, вверив себя Богу, вышел к крамольникам. Разъяренная толпа, подстрекаемая зачинщиками, не пощадила Архипастыря и стала бить его, а он же молился за них: «Отче! не постави им греха сего». Полумертвый Никон был отбит от расходившейся толпы некоторыми благоразумными людьми; когда оправился святейший Никон, то тотчас же поехал в собор для служения литургии. Тут же он для усмирения бунта употребил и духовную власть свою, предав главных зачинщиков анаеме, потому что другими средствами невозможно было подействовать на них. Когда бунт утих, страсти народные успокоились, все стали каяться в своем неразумии. Митрополит Никон с своей стороны простил виновных и даже явился ходатаем за народ пред государем. Алексей Михайлович глубоко благодарил митрополита Никона в письме; указав на его самоотвержение царь писал: «Пишу тебе светло сияющему во архиереях, аки солнцу сияющу по всей вселенней, так и тебе сияющему по всему нашему государству благими нравы и делы добрыми… собинному нашему другу душевному и телесному» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010