прот. Лев Лебедев Патриарх Никон Предисловие Вечно, Святителю, с Богом пребывай, И нас, чтущих имя свое святое, поминай, Предстоящи пред престолом Господа Бога, Да и нам преподастся милость Его многа. Надпись на стене в приделе, где похоронен Никон Святейший Никон, патриарх Московский и Всея Руси – одно из самых великих явлений русской и Вселенской церкви, отечественной и мировой истории и культуры. Значение его до сих пор не вполне осознано, и на это есть определенные объективные причины. В XVIII-XIX веках, в период становления и развития нашей исторической науки имя Никона слишком тесно связывалось с его борьбой против абсолютистских притязаний царской власти на господство в церковных делах. Эта борьба привела в 1666 году к возникновению знаменитого судебного «дела» патриарха; его лишили сана, сослали в заточение в монастырь. И хотя в конце жизни он был возвращен из ссылки, а затем разрешен и восстановлен в патриаршем достоинстве, русская монархия, начиная с Петра I, сохраняла к нему очень отрицательное отношение. Предвзятый судебный процесс создал определенную официозную версию о личности Никона, умышленно искажавшую его духовный облик. Эта версия без особых изменений перекочевала затем в труды таких видных историков, как С. М. Соловьев , митрополит Макарий (Булгаков) и другие, которые жили и писали в условиях той же монархии и насильственно лишенной патриаршества «синодальной» церкви. Были еще две причины, побуждавшие многих отечественных историков не очень заботиться о пересмотре «дела» и личности Никона. В образованном обществе прошлого столетия довольно прочно укоренился взгляд на историю России, согласно которому только после того как Петр I «прорубил окно в Европу», к нам оттуда хлынул «свет» истинного просвещения и культуры, а все, что было до этого, представлялось в основном некоей тьмой невежества... При таком взгляде на вещи личность и деятельность Никона не могли быть правильно рассмотрены и поняты. К этому присоединялось также и переживание в русском обществе явления церковного раскола старообрядчества, в возникновении которого привыкли винить патриарха Никона (что не совсем верно, как мы потом увидим). Так создался хрестоматийный штамп, представляемый жизнь и личность Никона в основном в отрицательных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.К. Жизневский Поход великого государя святейшего Никона, патриарха Московского, всея Великой, Малой и Белой России, в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь Источник 1. Общий взгляд на расходную книгу. Указание пути Патриарха Никона При обязательном содействии В.И. Холмогорова, по моей просьбе, сделана выпись из книги Патриаршего казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве Министерства Юстиции, расходу деньгам, во время путешествия Патриарха Никона в 1656 г. из Москвы в Тверь, отсюда в Вязьму, из Вязьмы в Иверский монастырь 1 и обратно в Вязьму и затем из Вязьмы в Москву. Путешествие Патриарха Пикона продолжалось 4 месяца, с 1 сентября по 4 января. Хотя главное содержание этой книги составляет расход денег, коих изведено иудеям руб. 19 коп. 1 деньга, тем не менее, предметы расхода заключают в себе крайне интересные указания на государственную и церковную деятельность Патриарха, на домашний его быт и обстановку. Первоначально путь Патриарха был направлен в Иверский монастырь для освящения там соборного храма, но, по случаю болезни Патриарха, задержавшей его в Твери, он отправился в Вязьму для встречи царя Алексея Михайловича. Одним из главных предметов расхода была широкая, щедрая раздача денег на милостыни монастырям (монашествующей братии), бедным, раненым, вдовам, нищим, больным, убогим, тюремным сидельцам и другим нуждающимся. Раздавались также деньги на церковное и монастырское строение. В расходной книге встречаются также частые выдачи служилым людям, в том числе раненым и больным, возвращавшимся со Шведской войны, кончившейся, как известно, не совсем удачно. В подобных расходах выразился благочестивый обычай русских государей, который усвоил и широко применял и Великий Государь, Святейший Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России. В записанных расходах можно видеть нередкие присылки к Патриарху от Царя гонцов с грамотами, а также от разных сановников. Несомненный интерес представляют цены, показанные на разные предметы, а также некоторые бытовые особенности расходов. Так как значительная часть расходов происходила в городе Твери, где Святейший Патриарх «немоществовал» в течении шести недель, и откуда путь совершаем был им сначала в Вязьму, для встречи Царя, а оттуда в Иверский монастырь и обратно в Вязьму, чрез Тверскую губернию, то подробные выписки из расходной книги патриаршего приказа могут представить немалый интерес для Тверской Ученой Архивной Комиссии. 2. Царевич Алексей Алексеевич сопутствует Патриарху

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/po...

Комментари к 12 тому К оглавлению Комментарии 1—8, 56—146, 151—180 написаны Д. Ф. Полозневым. Комментарии 9—56, 147—150 написаны С. Г. Яковенко. Никон поставлен на Новгородскую митрополию 11 марта 1649 г. Константинопольским патр. Паисием (Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 360 наст. изд.). Известие о благословении митр. Никоном митр. Аффония, назвавшего его патриархом, а также пророчество некоего татарина, предсказавшего малолетнему Никите быть великим государем, содержатся в житии патр. Никона, написанном И. Шушериным (Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871. С. 4, 11). Источником сведений, сообщаемых И. Шушериным, по-видимому, был сам патр. Никон. Позднее подобные известия ставились в вину патриарху, как будто бы верившему пророчествам сомнительных лиц и питавшему ими свою гордыню. И. Шушериным была заложена апологетическая традиция отечественной историографии в освещении жизни и деятельности патр. Никона. Между тем еще при жизни патриарха Александр, еп. Вятский, в «Обличении на патриарха Никона» (1662) так писал о начальном периоде служения будущего патриарха: «Еще бо в царствующем граде Москве белцем быв, священноиноческую благословенную грамоту взял, оболгав преосвященнаго Аффония, митрополита Новгородскаго, и Никона себе нарек преже пострижения своею волею. И едучи во Анзерскую пустынь, на Вологде, в паперти церковней ильинъским игуменом Павлом пострижен, а не в церкви. И приедучи в пустыню, абие священноиноческая действовал, а под началом не бывал. Аще всю жизнь ево кто известно ведал и преже проклятия чести и власти вправду бы рек, яко и на праг церковный несть достоин взыти» (РГАДА. Ф. 27. 140. Ч. 3. Л. 365). Подобные прижизненные свидетельства положили начало обширной старообрядческой литературе о патр. Никоне, где легендарные известия переплелись с историческими фактами (Перетц В. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв. СПб., 1900; Гунн Г. П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский//Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С. 230–242).

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

С половины XVII века установленный в русской церкви праздник положения ризы Господней, в память принесения ее в 1625 г. из Персии в царствующий град Москву, перенесен был па 10 число июля месяца 1 . В московском успенском соборе этот праздник отправлялся с особенною торжественностью; богослужение совершал сам патриарх в присутствии государя, когда последний был в столице. Накануне праздника за вечернею патриарх с сослужащим духовенством выносил ковчег со святою ризою из-под медного шатра, стоящего и доныне на юго-западной стороне успенского собора, и открывал его для поклонения; после вечерни пел пред ним молебен, на всенощном бдении выходил на литию и величание и после литургии относил ковчег на прежнее место под шатер на поставец, который в то время назывался «гробом Господним» 2 . В 1658 году патриарх Никон думал отправить праздник положения ризы Господней с такою же торжественностью; царь Алексей Михайлович тогда был в Москве. Но, к величавшему сожалению, праздник 10 июля в этом году ознаменовался тогда горестным событием, повлекшим за собою печальные последствия лично для патриарха Никона и для всей русской церкви. В этот день патриарх Никон неожиданно для всех отрекся от престола и удалился от управления делами русской церкви. Удаление его от патриаршего престола произвело смущение в русском обществе и большие замешательства в делах церковных. По поводу его возникло обширное следственное дело над патриархом Никоном. Для разбора этого дела и суждении о нем сознана была необходимость обратиться к мнению и суду восточных патриархов. Дело Никона, перенесенное на суд вселенской церкви, в разные времена под влиянием различных обстоятельств принимало то или другое направление, ту или другую окраску и через это становилось вопросом общеисторическим, характеризовавшим собою взаимные отношения русской и греческой церкви. В этом заключается важность удаления патриарха Никона от престола и интерес в раскрытии обстоятельств этого события для историка. Описать подробно и со всей фотографической точностью обстоятельства удаления патриарха Никона с престола невозможно вследствие недостатка и односторонности относящегося сюда исторического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

архимандрит Аполлос Предисловие Первым побуждением к первому изданию в свет сей книжки были желание любопытных посетителей Воскресенского монастыря знать судьбы знаменитого его основателя и недостаток в подобном сочинении; потому что напечатанное в 1784 году Господином Козодавлевым жизнеописание Никона Патриарха , было, по редкости своей, недоступно, а по слогу, казалось темным, и по направлению, не всегда верным но нередко односторонним. Сочинитель оного, Клирик Никона, Иван Шушерин был его сострадальцем, в некоторых случаях наводит на себя подозрение в пристрастии. Сверх того, ему неизвестны были многия обстоятельства, утаившияся от его современников и открытые потомкам в грамотах и других письменных памятниках XVII века. Когда вышло первое издание моей книжки, я напечатал второе, дополненное и исправленное теми сведениями, какие попадались мне в книгах и рукописях. Теперь, когда сохраненные Правительством от забвения и истребления письменные памятники Русской древности, представляют нам новые источники к исследованию истории, и вместе материалы для жизни Никона, я воспользовался сими пособиями при новом издании своей книжки, посвященной сооруженному сим Иерархом монастырю Нового Иерусалима. В 16 лет своего там Настоятельства, имея всегда пред глазами его гробницу, знаки высокого сана и знаки смирения, я находил для себя услаждение обновлять в памяти своей события из его жизни и невольно увлекался сердечным участием в судьбах Никона пустынника, Патриарха, друга Царева и заточника. История Церкви и Государства не забудет подвигов его ревности о благочестии и православии, ни заслуг отечеству и просвещению народному; а гробница возвещает превратность всего земного; его вериги проявляют смирение и самоотвержение, коими он себя более возвеличил в падении, чем силой воли своей и деятельности в возвышении своем. Такими подвигами сооруженный им земный Иерусалим, как напоминание житии Спасителя, послужил ему переходом и лествицею к Горнему Иерусалиму, к коему стремилась душа его и в пустыни и в заточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/na...

Скачать epub pdf Предисловие Согласно определению большого Московского Собора от 21 декабря 1666 года патриарх Никон был привезен в Ферапонтов монастырь. Заключение в монастыре, в котором узнику были отведены больничные братские кельи, «смрадные и закоптелые», было до того тяжко, что лица, добровольно поехавшие в патриархом Никоном в ссылку, вернулись обратно в Москву. Суровое и жестокое обращение с патриархом Никоном продолжалось почти до лета 1672 года, когда ему был дозволен свободный выход из келий и даже разрешено совершать прогулки по окрестностям Ферапонтова монастыря. С этого же времени расширяется круг деятельности бывшего патриарха, которая теперь обращается, в основном, на лечение приходивших к нему больных. Никон читает над ними молитвы, помазывает их освященным маслом, дает им разные лекарства, и больные получают выздоровление. Его помощь больным становится известно в народе, закрепляет за ним славу доброго целителя и привлекает к нему массу больных из окрестных мест, мужчин и женщин, человек по сорок и более. Это большое стечение больных привело даже патриарха Никона к столкновению с монастырскими властями. 4 февраля 1673 года Никон прислал приставу Шайсупову жалобу на игумена Афанасия, в которой, между прочим, писал: «Приезжают и приходят к нему (Никону) болящие, всякими болезнями одержимые, для исцеления; и от его молитв и от помазывания освященным маслом и от лекарств исцеления получают. И тем болящим доводится быть в келье до исцеления безотходно дня по два, и по три, и по четыре и по неделе. Никон просил игумена, чтобы для тех болящих, которые у него пребывают, и к которым он, Никон, должен приходить, игумен освободил особую келью, потому что у него, Никона, свои кельи тесны и сами, де, с нуждою пребывают, но игумен Афанасий в том ему отказал». Один из келейных старцев Никона, диакон Мардарий, в бытность в Москве покупал Никону «для лекарства деревянное масло, росной ладан, скипидар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфару и камень безуй. А как Никон, – говорил он впоследствии, – соединял эти травы и составлял из них лекарства, как он помазывал болящих, того он (Мардарий) не видал. А больные мужчины и женщины с детьми приходили часто, и он (Мардарий), по приказу Никона, приводил их к нему в крестовую келью и много раз видал, как Никон над больными читал молитвы по Требнику; он приносил ему в это время кадило и свечи, а ничего худого никогда не замечал и кроме больничных никто из зазорных лиц к нему не приходил». Приставам и царским послам, а впоследствии и судьям, Никон так говорил о своем лечении: «Являлся, де, ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал, де, ему благодать чаши лекарственной; и он, де, по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарственной исцелял и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял, а больше того его никто лекарству не учивал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха а) Настоящего лета сего по седми тысящах от создания мира 174, от рождества же по плоти Господа Бога нашего Иисуса Христа 1666. По повелению великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собравшись архиереи Росийского государства, преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы имеющие волю и не присутствующих архиепископов Сибирского и Астраханского, Святого Духа призвав, да даст благодать свою, еже рассудить праведно писание, присланное к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, от святейшего Никона патриарха , за рукой его, в лето 7173, Января в 14 день, в нём же написано, яко от того дня жить святейшему Никону патриарху строения своего в монастырях Нового Иерусалима святого живоносного Воскресения Христова, или в монастыре пресвятой Богородицы Иверской, или в монастыре святого и животворящего Креста Господня, или в иных его строениях и приписных монастырях повольно. И священный собор присудил монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовать и не писать, а именовать и писать его так: монастырь Воскресения Христова, по образу церкви иерусалимской, или монастырь Новый Воскресения Христова. Зане пишет мудрый монах Максим Грек , яко един есть Иерусалим на земле и едина земля Иудейская, в ней же Христос родился и крестился во Иордане, на Фаворе преобразился, и на Голгофе распялся, и там негде близ погребеся, и по воскресению, пожив с учениками своими четыредесять дней, от Елеонской горы на небеса вознёсся. Второе. Яко люди народа Росийского зело блазнятся, суще невежди, о имени монастыря Нового Иерусалима, паче же в последние дни сия, вняже концы век достигоша. И в той их блазни великой есть хульное слово на святейшего Никона патриарха, той же хулы не можно написать. И того ради обоего не подобает писать ниже именовать монастырь он святого Христова Воскресения Новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на московском соборе 1666 года Источник Историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела патриарха Никона По приговору московского собора 1666 года всероссийский патриарх Никон за разные вины присужден был к низвержению из патриаршего сана и к ссылке в заточение в один из дальних монастырей России, чтобы здесь до самой своей кончины он беспрепятственно и безмолвно оплакивал свои грехи 1 . Но еще при самом объявлении этого приговора встретились большие затруднения к точному его выполнению. Патриарх Никон продолжал пользоваться любовью народа, не смотря на восьмилетнее удаление от дел церковного управления. Величие его имени поддерживалось не только величием его сана, но и величием дел, совершенных им в церкви и государстве, памятью о прежней близости его к государю, особенно же благодарною памятью об обширной благотворительности его бедным людям. Потому 12 декабря, когда Никон вызывался выслушать соборный приговор, толпы народа еще с утра наполняли кремлевскую площадь, желая может быть в последний раз видеть своего великого патриарха. Власти опасались при этом какой-либо демонстрации со стороны народа и против нее приняли строгие меры. Патриарх Никон ехал с архангельского подворья, где он жил во все время суда над ним, на санях под прикрытием усиленной стражи стрельцов; перед ним шли мстиславский епископ Мефодий и архимандрит печорского нижегородского монастыря Иосиф, посланные звать его на собор для выслушания приговора; сзади его шли приближенные к нему келейные его иноки Феодосий и Марк. Соборное заседание открыто не в столовой государевой палате, где прежде происходил суд над Никоном, но в маленькой Благовещенской церкви на задних воротах Чудова монастыря, где временно проживали восточные патриархи. Впечатлительный государь не мог присутствовать при низложении патриаршего достоинства с бывшего своего „собиннаго друга“ и вместо себя назначил быть при этом своим боярам; во главе их стоял князь Никита Иванович Одоевский, давний враг патриарха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Оппозиция монашества против мероприятий Никона Оппозиция против реформ, сформировавшаяся в Москве, распространялась все дальше и больше. Она проявлялась многообразно: 1) в составлении полемических сочинений, 2) в упрямом неприятии «никонианских книг» и, наконец, 3) в открытой борьбе против церковной и светской власти, что особенно явно выразилось в известном бунте братии Соловецкого монастыря. В борьбе за «старую веру» против книг новой печати приняли участие епископат и монашество — первый менее, второй более активно. Епископ Павел был первым архиереем Русской Церкви, который уже в самом начале реформ Никона открыто выразил свое несогласие с ними. Открыто протестовал и Вятский епископ Александр (1657–1674), который подписал постановление Собора 1656 г., но несколько лет спустя (1663), в пору особенно напряженных отношений между царем и оставившим кафедру Никоном, направил царю пространное послание, в котором обличал Никона и затеянное им исправление книг; среди прочего он возражал и против изъятия из Символа веры слова «истинного». На Соборе 1667 г. Александр отказался от своих обвинений, признал ошибочность своих мнений и принял постановления Собора. И все-таки надо отметить, что своим сочинением он лишний раз продемонстрировал консерватизм и оппозиционные настроения епископата . У Александра оказалось больше мужества, чем у других архиереев, которые в душе тоже были против реформ Никона,— как, например, Макарий, митрополит Новгородский († 1663), или Маркелл, архиепископ Вологодский († 1663),— но вместо того, чтобы заявить открытый протест, они предпочитали затягивать проведение реформ или, если прибегнуть к современному выражению, саботировать их . К этой группе архиереев можно причислить и того епископа, который анонимно распространял свое «Обличение на Никона патриарха» . При таком отношении епархиальных архиереев к реформам новоисправленные книги, конечно, попадали в дальние города и монастыри, но это вовсе не означало, что духовенство и братия будут по ним совершать богослужение.

http://sedmitza.ru/lib/text/436645/

Из тактикона Никона Черногорца Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Герд Никон Черногорец – византийский канонист XI в., известный как автор трех произведений: «Пандекта», или «Большая книга толкований заповедей Господних» (конец 50-х – начало 60-х гг. XI в.), «Малая книга» (1089 г.) и «Тактикон» (80–90-е гг. XI в.). Об авторе мы имеем сведения исключительно из его произведений. Известно, что он, родом грек, принял монашество еще в молодости, подвизался на Черной Горе близ сирийского города Антиохии сначала под духовным руководством старца Луки, митрополита Анаварзы, а затем в знаменитом монастыре Св. Симеона Столпника и наконец снова вернулся в основанный его духовным отцом монастырь Богородицы Роидиевой. Никон был весьма начитан в трудах отцов Церкви, канонической и аскетической литературе: это позволило антиохийским патриархам Петру III (1053–1054), Феодосию III (1057–1059) и Иоанну IV Окситу (1089–1100) дать ему почетное звание «учителя монахов». От священства, впрочем, Никон отказался, не желая брать на себя тяжесть сана. Никон жил и писал во время второго византийского владычества в Северной Сирии (969–1084 гг.). После трехвекового арабского господства в Антиохии в XI в. наступает своеобразный краткий ренессанс греческой культуры, плодом которого помимо творчества Никона явились антилатинские сочинения патриарха Петра III Антиохийского, которые Никон использовал в «Тактиконе». Никон явился свидетелем и другого важного события того времени – Первого крестового похода. Его творчество представляет особый интерес как продукт столкновения и противоборства по крайней мере трех различных культур – мусульманской, латинской и православной. Этим объясняется полемический дух, пронизывающий все его творчество, а также непримиримость автора по ряду спорных вопросов: для Никона как греческого монаха было особенно важно сохранить чистоту православия своих духовных чад – не только монахов, но и мирян. Монументальный труд Никона «Пандекты» состоит из 63 «слов» (глав) и представляет собой компиляцию из отцов Церкви, патериков, устных преданий и канонов Св. Апостолов и соборов Православной Церкви, а также законодательства Юстиниана на различные темы (монашеские добродетели и пороки, церковное управление и др.). По свидетельству самого автора, эта книга была написана им в молодости, затем прошла проверку в Антиохийской патриархии и хранилась в ней, а также в монастыре Св. Симеона для духовной пользы монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010