Архив Православная библиотека Патриарх Никон. Портрет из книги «Титулярник». 1672 В дни Рождества Христова православные христиане, прославляя Виновника этого великого события, стараются доставлять друг другу духовные радости, напоминающие людям о Божественных благодеяниях, которые ниспосланы им из Вифлеемской пещеры. В этот день церковные пастыри не только совершали службы в храмах, но и с крестом в руках и со славословием Христу Спасителю на устах объезжали дома прихожан за несколько дней до праздника, заранее вводя всех в радость Рождества Христова. Желал бы и я оторваться от своей убогой жизни и хотя бы мысленно посетить мою возлюбленную паству, моих многочисленных друзей и вместе с ними прославлять грядущего в мир Спасителя. Жаждет также мое сердце обнять наше священное Отечество вместе со всеми скорбно в нем страдающими моими дорогими соотечественниками и поклониться нашим великим, ныне поверженным святыням. Особенно рвется мое сердце к гениальным созданиям величайшего человека русской истории патриарха Никона — Воскресенскому монастырю (Новому Иерусалиму), как бы сходящему с неба, Крестному монастырю на Белом море и валдайскому Иверскому монастырю в Новгородской губернии. Иверский монастырь белеет среди озера с синими куполами и величественным иконостасом, который едва ли не превосходит все иконостасы на Руси. Великолепная прозелень иконостасного тела и фонов придает особенную духовность многоярусному сочетанию священных изображений: не только сами святые кажутся поднимающимися к небу, но будто поднимают за собой и богомольца. В этом иконостасе замечателен образ Спасителя: лик его кроткий, благостный, выражающий чувства умиления и мягкости, которые так свойственны русской душе. К кроткому Спасителю припадают и лобызают Его пречистые ноги с одной стороны, справа, в сиянии, святитель Московский Филипп, а с другой стороны, слева, патриарх Никон, над головой которого написаны приведенные мною слова кондака Великой Среды. По моему глубокому убеждению, этот вдохновенный образ следовало бы нам воспроизводить с некоторой переделкой — в том смысле, что изображение патриарха Никона окружить таким же сиянием, каким окружен святитель Филипп, а надписанные им слова отнести ко всем нам — сынам России, ибо в личностях святителя Филиппа и патриарха Никона и заключается разгадка всех постигших нас несчастий.

http://pravoslavie.ru/put/061017130031.h...

архим. Михаил (Козлов) VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос В Куйтунском селении приветствовавши собравшихся грамотеев старообрядцев обычным словом: мир и спасение вам, я предложил им мой следующий вопрос: ну что, братие, – после неоднократных моих предбывших собеседований с вами о необходимости на земле для спасения нашего единой Христовой церкви, надумал ли кто из вас обратиться к оной? Молчание. Что же вы молчите? Если еще никто из вас не решился оставить свое природное неведение, то почему именно? опять вопросил я. „Все что-то мы боимся присоединиться к вашей церкви; уж больно много в ней перемен, которые понаделал патриарх Никон ; ведь кроме многих церковных обрядов он переменил и самый честный и животворящий крест Господень; вместо истинного восьмиконечного креста внес в церковь четвероконечный крыж латинский“, – отвечал грамотей куйтунский. Мне помнится, я уже не один раз говорил с вами о кресте. Но если вы еще не усвоили себе доказываемой мною истины, то, пожалуй, в этот раз побеседуем подробнее об этом предмете, только предварительно прошу вас, друзья, слушать внимательно, и пока неокончена будет речь о кресте Христовом, не забегать с другими вопросами о прочих предметах, как эта привычка у вас имеется, проговорил я. „Хорошо, мы согласны послушать, что ты нам говорить будешь“, сказал грамотей. Подозревать и обвинять патриарха Никона за то, что будто бы он переменил старые церковные обряды на новые и переменил и самый крест Христов, у вас есть давний обычай, который обратился в столь сильную привычку, что весьма трудно разубедить вас в этом. Крест четвероконечный существовал ранее патриарха Никона несколько столетий, и никто оного из верных сынов церкви не признавал неправильным, не истинным крестом Христовым, и никто не называл крыжем латинским. Одни лишь ваши предки, отделившиеся от святой церкви, начали по сильной злобе неправильно нарицать, как и вы теперь их потомки нарицаете таковым именем. „Мы этому верим, что четвероконечный крест был раньше патриарха Никона , да только никто его не признавал истинным крестом, на котором распялся Господь наш Иисус

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим в подмосковной Истре 27.08.2020 576 Время на чтение 3 минуты Когда добраться до Святой земли стало непростой проблемой, особый смысл приобрела для нас святыня, расположенная совсем рядом с Москво й. Чуть больше 40 километров по Волоколамскому или Новорижскому шоссе — и оказываешься в Новом Иерусалиме, где воссоздан образ Святой земли с Голгофой, Гробом Господним, Иорданью, храмами и другими сооружениями. Сейчас территория монастыря и музея снова доступна паломникам, но некоторые ограничения остаются, поэтому перед поездкой стоит заглянуть на сайт njerusalem.ru для получения более подробной информации. О своём недавнем посещении Нового Иерусалима рассказал нам священник Роман Колесников, настоятель московского храма Кирилла и Мефодия в Ростокине. Тайна останков патриарха Никона У меня это была не первая поездка в святую обитель, и каждый раз я получал там новые впечатления. Есть тут и личный мотив, ведь для меня Новоиерусалимский монастырь — особое место, связанное с именем святейшего патриарха Никона. Вырос-то я в старообрядческой семье и с детства слышал о нём только негативную информацию. Впоследствии благодаря исторической и богословской литературе я переосмыслил своё отношение к патриарху Никону, которому довелось жить в очень непростую эпоху. Скажу лишь, что изначально он ратовал за благочестие и поэтому хотел упорядочить обрядовую жизнь Русской Церкви. Для него было важно вводить новшества с благословения Вселенской Церкви, однако в 1666 году те же вселенские патриархи и низложили его в угоду царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон был вынужден отправиться в ссылку в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. И только в 1681 году сын царя Алексея Михайловича Фёдор пожаловал патриарху Никону отпускную грамоту, подкреплённую печатями и вселенских патриархов, в которой говорилось о восстановлении в священническом служении и о разрешении вернуться в Москву. Но ему не суждено было исполнить свою мечту: по дороге домой он преставился, и тело усопшего привезли в его любимое детище — Новоиерусалимский монастырь, где и похоронили согласно завещанию. Мощи патриарха Никона находились под спудом до 30-х годов ХХ века, потом гроб вскрыли, и с тех пор их местонахождение неизвестно. Тем не менее верующие люди и сейчас приходят к месту, где был погребён патриарх, и не только возносят молитвы о его упокоении, но и просят его о своих нуждах. Мечта о 365 праздниках в году

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/novyi_...

Когда мы проходим крестным ходом по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против? НА ВОПРОСЫ РАДИОСЛУШАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ. 30.09.2013 07:50:10 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. И у нас уже есть телефонные звонки и вопросы, которые мы получили по почте. И вот первый вопрос. -В чем главная причина церковного раскола 17-го века. И как его преодолеть? -Первый вопрос. Что можно ответить на него? Ну прежде всего нужно понять, что раскол, который произошел в 17-ом веке, он ужасно сказался на всей последующей истории русского государства. Потому что возникла целая группа людей, который смотрели на представителей высшей государственной и церковной власти как на отступников от старого обряда и даже как на еретиков. Не случайно, что когда большевики выпускали газету Искра, о они выпускали отдельные номера, которые были прямо обращены к раскольникам и сектантам разных направлений. И в свое время Солженицын сказал, что если бы не было раскола в 17-ом веке, то не было бы революции 17-го года.  Но если говорить о самом расколе, то надо понять, что раскол был осуществлен поспешными реформами патриарха Никона и обеспечен поддержкой царя Алексея Михайловича. Поэтому можно сказать прямо так, что главные зачинщики этого раскола были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Но в расколе оказалась та часть русского населения, общества, которые усвоили за собой наименование старообрядца. Потому что именно эта часть населения осталась без епископов. А как известно церковь не бывает без епископов. Конечно кто-то может спросить, а зачем патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу нужны были эти поспешные реформы. Кстати, нет пожалуй ни одного русского историка, который положительно оценил бы деятельность царя Алексея Михайловича и патриарха Никона накануне раскола. И митрополит Макарий, в своем фундаментальном многотомном труде по истории русской церкви, он называет период правления патриарха Никона самым бедственным периодом. Каптерев написал мощнейшее исследование о расколе и доказал, что эти реформы не были ничем оправданы. Доброклонский тоже очень маститый русский историк отрицательно отзывался об этих реформах. Голубинский придерживался позиций Каптерева по этому вопросу.

http://radonezh.ru/text/kogda-my-prokhod...

Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным Источник Предисловие сочинителя В сем малом сочинении содержится краткое изложение предметов, необходимо нужных к познанию истинности православной церкви и незаконности отделения от оной именуемого старообрядчества, более или менее подробно раскрытых уже мною прежде, в моих беседах и в замечаниях на Поморские Ответы, на Вопросы Никодима, на книгу Пешехонова. К составлению такового сочинения я побужден был желанием сообщить сии важнейшие сведения читателям, занятым житейскими необходимыми делами и не имеющим свободы читать пространные книги. Молю Бога, да поможет вам сей малый, и, может быть, последний труд мой уразуметь истину православной церкви и погибельность раскола, – чад церкви да утвердит в преданности и повиновении оной, а отторгшимся от церкви да поможет возвратиться под спасительный кров её. Разговор первый Старообрядец. До патриарха Никона церковь российская в православии состояла или не в православии? Православный. Без всякого сомнения, церковь российская, как теперь, так и до патриарха Никона пребывала в православии. Старообрядец. Если церковь российская и до патриарха Никона пребывала в несомненном и непозыблемом православии, то для чего было сделано исправление книг и церковных преданий? Какая была в нём надобность? Православный. Исправление не касалось веры православной, которую российская и греческая церковь соблюдали тогда непорочно, как соблюдают и теперь; исправлению подверглись только описи в книгах и некоторые обычаи, и обряды, не составляющие догматов веры. Такие исправления были и законны и нужны. Стоглавый собор даже частным лицам, старейшим священникам, а не епископам, предписывал делать такие исправления: «Да протопопом же и старейшим священником, и избранным священником, со всеми священники в коемждо граде, во всех святых церквах дозирати священных книг, святых Евангелий и Апостол, и прочих святых книг... а которыя будут святыя книги, Евангелие и Апостол и Псалтырь, и прочия книги в коейждо церкви обретены неправлены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправливали соборне, занеже священныя правила о том запрещают, и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» (глава 27). Итак, Стоглавый собор в коемждо граде даже священникам не только дозволяет, но и повелевает, ставить в обязанность с добрых переводов книги соборне исправлять. Тем паче вселенская церковь соборне имеет право на исправление книжное. Также и на исправление некоторых обрядов, или обычаев св. церковь имела и имеет полное право, согласно 11-му и 19-му правилам Лаодикийского собора 1 и 12 правилу шестого вселенского собора 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЙСКИЙ КРЕСТ Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря . Крест-реликварий был сделан из кипариса (310×192×8 см), «высотою, и широтою во всем подобен кресту Христову» ( [Шушерин И. К.] Житие святейшего патр. Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784. С. 52), имеет 7-конечную форму: над верхней горизонтальной перекладиной отсутствует вертикальный выступ. Во 2-й пол. XVII в. такая форма креста стала образцом для повторения, в т. ч. для закладных крестов сев. храмов. Уникальный по составу крест-реликварий стал символом преемственности многовековых христ. традиций исторической Палестины. В Москве на обеих сторонах его было помещено ок. 300 святынь: часть древа Животворящего Креста Господня, камни с мест библейских событий, частицы св. мощей восточнохрист. и рус. святых (Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 105). Мн. реликвии совпадают с перечисленными в Описях Образной палаты (1669) и Благовещенского собора (1680-1681) Московского Кремля, с хранившимися в Новоиерусалимском монастыре частицами мощей (1679). В Слове патриарха Никона о Животворящем Кресте сказано: «И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни» ( Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805. С. 14-22). В Москве крест был «обложен» слюдой, серебром, украшен изображениями праздников. В вертикальное древо К. к. врезано 6 четырехконечных афонских крестов размером 10,5×7,5×0,7 см (один утрачен), украшенных миниатюрной резьбой с клеймами праздников и евангелистов.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Н.И. Гиббенет Глава I Первое заседание Соборной Думы. – Участие в ней Паисия Лигарида и некоторые об нем сведения. – Письмо Паисия к царю с советом сообщить обо всем касающемся Никона цареградскому патриарху. На основании указа от 21-го декабря 1662 г., лица, назначенные для приготовления к собору Никонова дела, приступили к действиям и 29-го декабря собрались в патриаршую крестовую палату на первое заседание, в котором Паисий Лигарид занимал первенствующее место. Так как он не участвовал на московском соборе 1660 г. (его тогда еще не было в Москве), то заседание это было посвящено исключительно ознакомлению Паисия с действиями того собора. В официальном документе об этом заседании говорится следующее: «171-го декабря в 29-й день, по указу великого государя, газский митрополит Паисий, при рязанском архиепископе Иларионе, боярине Петре Михайловиче Салтыкове, думном дворянине Прокофье Кузмиче Елизарове и дьяке Лукьяне Голосове, слушал в патриаршей крестовой палате соборного деяния, что было в прошлом во 168-м (1660) году, о отшествии патриарха Никона ». Слушая о действиях того собора, Паисий рассуждал: что начато то деяние от слов Григория Богослова , это хорошо; а приличнее было бы начать от слов апостола Павла, потому что он первый писал в своих посланиях о членах святой восточной Церкви, т. е. о христианских начальниках и начальствуемых, а также и потому, что Церковь восточная основана на проповеди апостольской. Что в деянии соборном написано: царь благочестивый должен иметь о святых церквах попечение – это также хорошо, потому что царь благочестивый и боговенчанный должен не только царством своим законно управлять и о подданных своих стараться, но должен и о Церкви Божией пещись и быть ее защитником, как первородный сын ее. Хорошо также сказано, что Христолюбивые греческие монархи созывали вселенские соборы, – и это есть первое основание имеющего быть, благоизволением великого государя, в Москве собора. Но прежде нужно знать: может ли царь, без патриарха, созвать собор – спрашивает Паисий и отвечает – может, потому что он первородный сын святой Церкви и защитник благочестивой веры. Св. Григорий Двоеслов написал о четырех вселенских соборах, которые созваны были повелением благочестивых царей восточных, что он деяние тех соборов приемлет, как деяние четырех евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Трагедия Раскола Источник:  Татьянин день 345 лет назад, в 1667 году, по итогам Большого московского собора Русская Церковь разделилась на две части: сторонников богослужебных реформ патриарха Никона, проведенных десятилетием ранее, и старообрядцев, не принявших этих изменений. 15 лет спустя, в апреле 1682 года, самый известный из старообрядческих лидеров и духовных писателей протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске. Сегодня история гонений на староверов уже давно позади, а Русская Православная Церковь признала необоснованность реформы середины XVII века. Мне нравится Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 Отец Иоанн, каковы основные причины церковной трагедии второй половины XVII века? Как Вы оцениваете эту веху русской истории в плане ее последствий для нашей цивилизации? Важно отметить, что события церковной истории того периода напрямую связаны и с историей светской, политической. В XVII веке Россия еще только стояла на пороге секуляризации, а потому все, что происходило в Церкви неизбежно затрагивало и процессы, происходившие в государстве. Более того, церковная реформа, которая была проведена три с половиной столетия назад зачастую не вполне справедливо связывается только с именем патриарха Никона, в то время как ответственность за нее и ее последствия всецело лежит и на царе Алексее Михайловиче, который в сущности и был основным инициатором реформ, а после ухода Никона с патриаршего престола, стал главным их продолжателем. Вообще одной из основных причин этих трагических событий стало постепенное обмирщение церковного сознания того времени. Именно в этой связи сугубо богословский, эсхатологический аспект выдвинутого веком ранее постулата " Москва – Третий Рим " был подменен его политическим прочтением. Русский царь возомнил себя прямым наследником римских и византийских императоров, причем не столько в сакральном, сколько именно в политическом понимании их роли. Отсюда – геополитические авантюры Алексея Михайловича, решившего, что вслед за успехами с делом воссоединения России и Украины, а также по колонизации Сибири последуют и другие удачи во внешней политике. Не последовали. Ряд кровопролитных военных кампаний царя завершились неудачами. То же самое и с патриархом Никоном. Этот человек, в свою очередь, решил, что может претендовать на титул Вселенского патриарха, для чего и организовал церковную реформу в целях унификации богослужебной практики с греками и украинцами, иерархи которых осуществили подобные изменения несколько раньше, еще в годы пребывания Украины под властью Речи Посполитой.

http://religare.ru/2_94408.html

Т. Сидаш Деяние собора 1654 года 443 О имени Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Благочестиваго и Богом венчаннаго Великаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича всея Русии. Советом Отца его и богомолца святеишаго никона Патриарха Московскаго и всея русии. Спреосвященными Митрополиты, Архиепископы и епископы. И счестными Архимандриты Иигумены, и совсем освященным Собором. По правилом святых апостол, по 37, и святых отец, Вселенскаго Седьмаго Собора пошестому правилу иже повелеша, о всяких вещех церковных Собором бывати; Возглашения, смиреннаго никона Патриарха, Благочестивеишему Великому Государю царю и великому князю, Алексию михаиловичю Всеа Руси, и Всему священному Собору Ничтож ино Богоугоднее есть, еже во святых присно и Божественных его заповедях обучатися, и натех крепко утвержатися. Сего ради и Спас ко учеником своим Глаголаше, Аз есмь свет миру. Ходяи по мне неимать ходити во тме, но имать свет животныи. И аще в словеси моем пребудете во истинну ученицы мои будете. И паки имеяи заповеди моя, и соблюдаяи их, то есть, любяи мя, а любяи мя возлюблен будет и Отцем моим. И паки аще пребудете вомне и глаголи мои пребудут в вас, и паки аще кто слово мое соблюдет неимать смерти во веки. И емуже аще просите будет вам. Сего ради великии во царех иустиниан кроткий, присно пребывали взаповедех Господних, искусом познав написа. Великая паче инех иже в человецех еста дара Божия, от вышняго дарована человеколюбия Божия, священничествож и царство, ово убо божественным служа, сеже человечеми владея и пекися от единагоже, и тогожде начала обоя происходят человеческое украшающе житие. Якоже ничтож тако бывает поспешнее царству сего ради. Якож святительская честь. О обоих самех тех присно вси Богови молятся. Аще бо они непорочнии будут во всем, и к Богу имут дерзновение, и праведно и подобно украшати начнут преданныя им грады сущая под ними, будет согласие некое благо все же добро человечестеи даруя жизни. Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится. Их же праведно похваляемии, и покланяемыи самовидцы Божию Слову предаша апостли, и святии отцы, сохраниша же и заповедаша;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010