патриарха Никона



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

НИКОН МОСКОВСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... служение. Реформы. Царя и патриарха связывала настоящая дружба. Еще новоспасским архимандритом Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко навещал архимандрита. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в его загородных монастырях. Впечатлительные и порывистые, с преобладающими практическими наклонностями, и с очень развитыми эстетическими вкусами, они тем больше могли давать друг другу, что за одним чувствовалось преимущество житейского опыта и решительного характера, за другим - душевной мягкости и чуткости. Выдвинутый царем, Никон и в глазах общества являлся желательным кандидатом на патриарший престол, ввиду важных задач, стоявших тогда перед церковной властью. Большую тревогу среди преданных церкви людей вызывали тогда общая распущенность нравов, отражавшаяся и на духовенстве, и разнообразные погрешности в богослужебном чине. Еще при патриархе Иосифе, в видах упорядочения церковной жизни, образовался в Москве кружок ревнителей, с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе, получивший большое влияние на церковные дела. Воззрения ревнителей разделял и Никон, ... текст полностью ...
Преподобный Савватий и пятисотлетняя традиция ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... степени реакцией на рост пустыннических настроений части соловецкой братии. Не исключено, что идея создать на Анзере скит для ревнителей «высокого жития» появилась у монастырских властей даже еще раньше — при игумене Иакове) 1581–1597 () Морозов С. В. Указ. соч. С. 44 (. [36] [Севастьянова С. К. ] Преподобный Елеазар… С. 170–172. [37] Петренко Н. А. Соловецкий патерик и Повести… С. 503–505. [38] Там же. С. 505–506. [39] Вкладная книга Анзерского скита начала XVIII в. свидетельствует, что во время осады Соловецкого монастыря, сопротивлявшегося церковной реформе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, «бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение, и конечное ему сотворися запустение. Живущие же ту пустынники [т. е. скитяне. — А. Л. ], до единаго со отока разгнанны, бежаша…») [Севастьянова С. К. ] Преподобный Елеазар… С. 226 (. [40] Соловецкий патерик. - М., 1991. С. 120–121, 134. [41] Прибавление к Духовному регламенту Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период. 1700–1917. М., 2003. [Документы и материалы. ] С. 344. Авторы документа, ища аргументы в пользу принятого решения, среди прочего авторитетно утверждали, что ... текст полностью ...
Соборы 1666–1667 годов и их последствия для ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Дзюбенко, который стал инициатором этого важного события. На конференции присутствовали преподаватели и студенты Свято-Филаретовского института, представители старообрядческих согласий, священники РПЦ, специалисты по истории Русской Церкви и древнерусской культуры. Ведущий конференции, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института Константин Петрович Обозный, поприветствовал ее участников и отметил, что последствия антихристианских по своему духу Соборов 1666–1667 годов не преодолены до сих пор и продолжают влиять на наше общество. Дело бывшего патриарха Никона до сих пор спрятано Елена Владимировна Белякова Первое сообщение сделала Елена Владимировна Белякова, кандидат исторических наук, специалист в области истории Церкви и церковного права. Она обратила внимание на то, что « при всей своей важности для российской истории Собора 1666–1667 годов он до сих пор не изучен по-настоящему. Нет и устойчивого отношения к нему. Решения Собора РПЦ 1971 года о признании его решений «яко не бывшими» не являются выходом и когда-то до сих пор нерешенные вопросы, связанные с Собором 1666–1667 годов, все равно будут подняты ». Доклад был ... текст полностью ...
[Рец. на:] Вальденберг В. Е. Древнерусские учения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... царской власти. Вывод неутешителен для современных любителей порассуждать о «единстве царя и земщины»: «У Ивана Грозного нельзя подметить никаких демократических стремлений, никаких намёков на народный характер царской власти... Имея своё основание за пределами народной жизни, царская власть как бы не нуждается ни в какой общественной поддержке» (С. 288) . Наконец, «бунташный» XVII век видится Вальденбергу вместилищем целого калейдоскопа политических идей - от западноевропейского влияния Смутного времени до «подчинения государства Церкви», усматриваемого в начальной деятельности патриарха Никона. Тезисы патриарха, формулируемые в этой части работы, действительно впечатляют: будучи лишь одним из членов Церкви, царь не должен участвовать в поставлении клириков, судить их, созывать церковные соборы (что нарушило бы Ап. пр. 37) , а также распоряжаться церковным имуществом. Закономерен вывод: «Никон настаивал на том, чтобы государство в лице царя не имело решительно никакого отношения к церкви» (С. 308) . А вот очерк славянофильства эпохи Тишайшего вызывает немало вопросов. С Вальденбернгом трудно спорить, тем более, что он является автором специальной монографии о ... текст полностью ...
Из новейших открытий археологов ИА РАН: Л.А. ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... оформления сохранившегося «Трехсвятительского» колокола (вес ок. 100 пудов) . Судя по месту находки (засыпка Больничных палат с Трехсвятительской церковью, не так уж далеко от «колоколенной ямы») и допуская, что две стороны фрагмента специально срублены под прямым углом, можно думать, что кусок спрятали сознательно, предварительно отрезав от более крупного фрагмента. До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII – первой половины XVIII вв., известно не было. Эта находка – весомый вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, подтверждающий его безусловно европейскую иконографию. Горны для обжига изразцов Не менее интересны находки, связанные с системой из трех горнов для обжига изразцов, врезанных в склон монастырского холма. В этом центре новационного для Московии производства рельефных изразцов с многоцветной эмалевой поливой керамические печи открывались неоднократно, в том числе и нашей экспедицией. Но в первый раз мы видим не одну печь, а целый производственный комплекс: два больших горна одного размера, имеющие общую стенку (общий размер 385 х 347 см) , и пристроенный к ним позже еще ... текст полностью ...
Статья: Старообрядчество Москвы и Московской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Москвы и Московской области. Е. В. Воронцова Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05. 04. 2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом. История. Старообрядчество – общее наименование для религиозного движения, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона в середине XVII в. Сторонники старообрядчества выступали против исправления книг по новым греческим образцам, против четырехконечного креста, троеперстия и троекратной аллилуйи. С «ревнителями древнего благочестия» после решений собора 1666-67 гг., окончательно закрепившего нововведения патриарха Никона, была начата борьба духовных и светских властей. Фактически сторонники двоеперстия объявлялись вне закона. Среди наказаний за уклонение в раскол наиболее распространенными были ссылки (казни, в том числе огнепальные, вводились для зачинщиков раскола) . Клятвы на старые обряды были сняты Русской православной ... текст полностью ...
Святые кресты Руси : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... годы Великой Отечественной войны службы в храме не прекращались. В наше время возрождается старинная традиция, связанная с Кошарским крестом. Прежде на престольный праздник чудотворный крест выносился из храма и после совершения крестного хода устанавливался на специальных подмостках для поклонения многочисленных паломников из разных городов и весей. В 1999 году для креста был изготовлен специальный киот, и теперь ежегодно в день праздника по окончании Божественной литургии почитаемая святыня обносится вокруг храма. Кийский крест Особенность Кийского креста, изготовленного по заказу Патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря, в том, что он является одним из крупнейших в мире мощевиков. В него помещено более трехсот частиц мощей святых и шестнадцать камней со Святой Земли, с мест, где происходили описанные в Священном Писании события. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезенными с Афона в середине XVII века. «И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во ... текст полностью ...
Вопросы и ответы, составленные по образу ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... следующее: патриаршество святого Мефодия - с 834 по 837 год, а уже в 866-м году в окружном послании Восточным патриархам Патриарх Фотий сообщает им об обращении руссов и о том, что бывшие враги теперь попросили его поставить им епископа. В Номоканоне Патриарха Фотия это Правило приведено (гл. 56) и, соответственно, оно было в употреблении. Русь приняла Православие со " всем греческим " , включая и практику приема в Церковь отступников. Отсюда это Правило во всех Требниках, куда оно попало с греческих оригиналов, и потому на него ссылается митр. Петр Могила. Его не коснулись и исправления Патриарха Никона, которые он внес в Кормчую уже в 1659 году, хотя тема приема еретиков несколько корректировалась. Для церковного сознания России Синодального периода 17-18-го веков было немыслимо повторение Таинства над отступниками от Православия, так это являлось не только церковным, но и тягчайшим государственным преступлением и в некоторых случаях заканчивалось смертной казнью. [5] В Указе Св. Синода «Како приимати еретики или отступники…», который можно найти в Требниках от начала XVIII-го века (к примеру, «Чинопоследование соединяемых…», Москва, Синод. т. 1849) , этот Чин совершенно ... текст полностью ...
РПЦ готова участвовать в подготовке 400-летнего ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Русской православной и старообрядческой церквей, собеседник агентства отметил, что " если будет общая, совместная работа, сотрудничество, то, конечно, да " . При этом он выразил сожаление, что к настоящему времени " в оргкомитет не включили ни одного представителя РПЦ " . По данным организаторов торжеств, к настоящему времени в программу празднования 400-летия протопопа Аввакума, которое пройдет в 2020 году, включено порядка 50 различных мероприятий, однако их список еще будет расширен. Протопоп Аввакум Петров ( 1620-1682 ) был одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Написал собственную автобиографию — " Житие протопопа Аввакума " . Почитаемый старобрядцами как священномученик и исповедник, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, продолжающегося по сей день. Источник Поделиться… Другие новости раздела История Русской Православной Церкви 28. 10. 17 14: 44 Книжная суббота: О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении патриаршества 26. 10. 17 12: 34 Служение священномученика Евгения (Зёрнова) епископом Приамурским и Благовещенским в 1914-1923 гг. ( к ... текст полностью ...
Воскресение Христово или Сошествие во ад: к ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Л. М. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Спб., 1994. – С. 65 – 80. [11] Закон Божий. М., «Мысль», 1991. С. 421. [12] Как источники, Чиновники важны также тем, что фиксируют более ранний чин, уже сложившийся к моменту их составления. [13] Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1899. – Кн. 2. – М., 1899 – С. I – XX. 1 – 272. – С. 209, 216. [14] Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. – М., 1908. – С. 123. Ср. с чином пасхального крестного хода по Уставу Московского Успенского собора (ок. 1634) : «Диакон как на выход пойдут из церкви северными дверми к западным дверем, идут по единой стране церкви, а ключари по чину тогда звонити велят, а церковние двери затворят и людей всех вон вышлют. А Государь Царь и боляре не ходят с патриархом, но токмо к западным дверем выйдут. А со кресты идет патриарх со всем собором. А преж понесут хоругвь меньшую, да 4 рипиды, да крест хрусталной, да крест писмяной, да пречистые Богородицы образ запрестолной меншой, а за ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: патриарха Никона
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"