архим. Варлаам О пребывании в заточении в Ферапонтове и Кириллове Белозерских монастырях патриарха Никона по актам последнего, и описание сих актов Источник Патриарх Никон лицо столь замечательное в истории отечественной Церкви, что всякое новое достоверное сведение о нем в глазах просвещенного соотечественника заслуживает более или менее внимания. Известна судьба сего святителя. Он находился в заточении на Белеозере почти 15 лет, и из них 12 провел в Ферапонтове монастыре, а остальные 3 года в большом Кириллове. В последнем монастыре сохранилось несколько актов, относящихся до пребывания его в сем заключении. Хотя акты эти, к сожалению, не полны, однако они доставляют нам еще очень много интересных известий:1) о его помещении в Ферапонтове и Кириллове монастырях, 2) о надзоре за ним в первом, 3) о продовольствии, какое он там получал, и 4) о занятиях и духе его в то время. Представляем здесь сведения эти по сим актам и описание самих актов. I. О помещении патриарха Никона в Ферапонтове и Кириллове монастырях Где и какое помещение имел патриарх Никон в Ферапонтове монастыре в первый, по заключении его в оном, год (1666 и 1667), в актах Кирилловских прямо ничего не говорится. Впрочем, нельзя не видеть и из них, что заключение его в то время было весьма стеснительное, потому что в начале 1668 г. в росписи своей, что нужно для его содержания, он называл себя «седящим во тьме и сени смертной и окованным нищетою и железом 1 . Что касается до помещения его в последующее время, акты сии ясно говорят, что чрез год даны были ему «новые кельи» 2 , что кельи сии строились собственно для него и, вероятно, были не каменные, а деревянные, потому что требованы были из Кириллова монастыря «к келейному делу его добрые плотники, сколько «человек пригоже», а не каменщики, 3 и что кельи эти отделывались отчасти и на собственную казну патр. Никона, так. как находившийся при нем приставь, в отписке своей от 20 Мая, 1668 года, требуя от Кирилловских волостей присылки в Ферапонтов монастырь оконченного мастера, присовокуплял: «а делать ему «окончины в келью бывшему патриарху Никону , а слюда у нас «готова, куплена на его казенные деньги.» 4 . В Белозерских монастырях

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

С.К. Севастьянова Приложение 8. Библейские источники эпистолярных текстов патриарха Никона В данном Приложении в форме таблиц представлены сведения о библейских источниках эпистолярных сочинений патриарха Никона и способах их введения в повествование. В качестве основных библейских источников мной привлечены следующие тексты: Евангелия от Матфея и Иоанна в славянской рукописной традиции (соответственно: Алексеев и др. 2005; Алексеев и др. 1998); острожская Библия (Библия 1581); Евангелие и Апостол, изданные на московском Печатном дворе во время патриаршества Никона (Евангелие 1657; Апостол 1655); «Нравственные правила» Василия Великого ( Василий Великий . Книга о постничестве. Острог, 1594. Л. 40 – 160 об.) и составленное патриархом Никоном на основе этого сочинения каппадокийского святителя «Наставление царю» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а – 393 об. (соответственно: Василий Великий 1594; Наставление). При показе характера межтекстовой связи мной приняты следующие обозначения: А – аллюзия; И – краткое изложение источника; К – контаминация, соединение разных по объему текстовых фрагментов, находящихся в разных библейских книгах (главах); П – пересказ с использованием библейской фразеологии (без цитации источника); Прф – парафраза (свободное, «своими словами» переложение небольшого фрагмента библейского текста размером не больше стиха); Р реминисценция; С – составная цитата, состоящая из нескольких точных цитат из одного источника (библейский сюжет, псалом), полученная в результате «реферирования» нескольких расположенных подряд стихов в пределах одной главы или псалма; Сб – сборный текст, состоящий из разных видов интертекста, полученный в результате «реферирования» нескольких расположенных подряд стихов в пределах одной главы библейской книги или псалма; У – указание на сюжет при помощи называния имени библейского персонажа; Ф – библейский фразеологизм – речевой штамп; Фркт – фрактата – лексический вариант цитаты; Ц – цитата. Полужирным шрифтом обозначены лексические совпадения в цитатах. Таблицы с библейскими источниками расположены в порядке следования книг в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Московского Собора при участити патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний К оглавлению По низложении Никона естественно было подумать об избрании нового патриарха на Московский патриарший престол, который столько уже времени оставался незанятым. Но обстоятельства заставили несколько замедлить этим делом. Наступали великие церковные праздники, в которых должны были участвовать и патриархи и прочее духовенство. Первый из таких праздников, особенно уважавшийся в Москве, был 21 декабря, на память великого святителя Московского Петра. Оба патриарха служили всенощную и литургию в Успенском соборе вместе со многими русскими архиереями, и во время литургии Евангелие читано было на двух языках, греческом и славянском. Пред началом священнослужения патриархи приказали было, чтобы никто из русских епископов не носил на своей митре креста, но некоторые не послушались, и епископы Лазарь Баранович и Мефодий, прибывшие из Киевской митрополии, объявили, что они имеют эту привилегию от Константинопольского патриарха. На праздник Рождества Христова также служили в Успенском соборе оба патриарха, и Евангелие за литургией читалось на трех языках, греческом, арабском и славянском. В день обрезания Господня, 1 генваря 1667 г., патриархи служили с двумя митрополитами в дворцовой церкви Нерукотворенного Образа, и Евангелие читалось по-гречески и по-славянски. На Крещение Господне патриархи дважды совершали водосвятие: под праздник после вечерни в Успенском соборе и на самый праздник пред литургией на реке Москве — и потом совершили в соборе и самую литургию. Все эти патриаршие служения чрезвычайно занимали жителей Москвы и увеличивали для них радость праздников . Когда праздники миновали, патриархи снова принялись за дело, для которого были призваны. Генваря 14-го числа по их назначению все архиереи собрались в патриаршем дворце для подписания акта о низложении Никона. Но едва был прочитан доклад, как, к общему изумлению, два архиерея, Крутицкий митрополит Павел, блюститель патриаршества, и Рязанский митрополит Иларион, те самые, которые во время суда более всех действовали против Никона, объявили, что не подпишут приговора об его низложении, а их примеру последовали и некоторые другие русские архиереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/436197/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богданов А.П. Патриархи Иоасаф II и Питирим Приводится по изданию : Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700) : В 2 т.  М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1.   Никониане Низвержение великого Никона с патриаршего престола и заточение этой харизматической личности в дальнем монастыре имело странный эффект. По логике вещей самодержец продемонстрировал реальное соотношение царства и священства в России XVII в. Вся история возвышения и падения Никона наглядно показала зависимость архипастыря Русской православной церкви от воли и каприза светской власти. Но огромные усилия, потребовавшиеся для борьбы с вроде бы бессильным патриархом, чрезвычайное беспокойство царя Алексея Михайловича относительно умонастроения опального и ссыльного Никона, наконец, возвращение умирающего старца царем Федором Алексеевичем, торжественное погребение тела его в Новом Иерусалиме и поминание в молитвах патриархом выходят за рамки грубо материалистического понимания истории. Мощное воздействие Никона на умонастроения россиян нельзя отнести целиком к его месту в церковно-государственной иерархии: ведь после ухода с престола, осуждения церковным собором и в особенности заточения оно не ослабло, а в некотором роде даже усилилось. Не можем мы приписать эту незримую власть над душами и влиянию, как выразились бы в XIX в., «магнетической личности» экс-патриарха, которого царь Федор Алексеевич (1676—1682) первоначально притеснял, чтобы затем, без всякого намека на личный контакт, возвратить и возвысить — мертвого — до прежнего величия. Очевидно, незримым фактором, нематериальной, но весьма действенной силой, проявившейся именно в остром, выходящем за обыденные рамки столкновении духовной и светской властей, была вера. Это утверждение находится лишь в видимом противоречии с цинизмом царской администрации, разыгравшей большой, чуть не вселенский церковный собор с помощью нанятых и к тому же ложных восточных архиереев, не гнушавшейся помощью турок, чтобы придать своим прислужникам легитимность и т. п. Хитроумие и энергия, с которыми юный российский абсолютизм стремился обмануть Бога, ясно свидетельствуют о месте, занимаемом верой в душах самых закоснелых в придворных интригах государственных дельцов.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

Когда скончался патриарх Иосиф (15 – го апр. 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон, который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми, сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом. Сохранилось сказание, что когда он, прибыв в Новгород, поехал в хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Афеонию, мужу святой жизни, но, по старости и безпамятству, добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Афеоний отвечал: «ты меня благослови» и после долгого препирательства между ними об этом, сказал наконец: «благослови меня, патриарше». Никон заметил: «нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх»... «Будешь патриархом, и благослови меня», пояснил свою мысль Афеоний, и действительно первый принял благословение от Никона, а за тем благословил его. Для подобного предсказания о патриаршестве Никона было уже тогда достаточно оснований. Но случилось так, что после кончины патриарха Иосифа, довольно долго Никона не было в Москве: он путешествовал в соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в столицу мощи святителя Филиппа. И нашлись люди, которые хотели воспользоваться отсутствием Никона и не допустить его до патриаршего престола. Известный протопоп Юрьевца – Повольского Аввакум разсказывает в своей автобиографии, что духовник государев, – тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, – протопоп благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился «с братиею» и молился Богу о даровании России нового патриарха. И, по окончании седмицы, братия, вместе с казанским митрополитом Корнилием, подали, за собственноручными подписями, царю и царице челобитную «о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон. Интронизация патриарха Тихона 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. И уже после окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все запели «Тебе Бога хвалим». «Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 3. Москва От переводчика Настоящий, третий выпуск обнимает первые 2½ месяца пребывания патриарха Макария в Москве, со 2 февраля по 15 апреля 1655 г., и содержит, по обыкновению, массу разнообразнейших и интересных рассказов и описаний, собранных любознательным и неутомимым Павлом Алеппским. При сличении арабского текста с английским переводом оказалось (как это было и в предыдущих выпусках), что английский переводчик сделал местами значительные пропуски, а именно, опустил служение в неделю мясопустную (стр. 41–43), рассказы о приеме грузинской царицы Елены и ее сына (стр. 86–87), о крещении касимовского царевича и польского пана (стр. 87–93), описании Успенского и других кремлевских соборов, Ивановской колокольни и приготовлений к отливке огромного колокола (стр. 97–114) и наконец служение в Великую субботу (стр. 194–196). Обстоятельное описание Успенского собора, доселе остававшееся неизвестным, имеет, бесспорно, весьма немаловажное значение для отечественной археологии. Оно относится к 1655 г., следовательно, ко времени вскоре после того, как Успенский собор был роскошно поновлен стараниями патриарха Никона 372 и является прекрасным дополнением к дошедшим до нас четырем описям Успенского собора 373 , из коих первая относится к началу царствования Михаила Феодоровича, вторая – к 1627 г., третья – к 1638 г. и четвертая – к 1710 г. Описание Павла Алеппского есть единственное в своем роде; тщетно было бы искать подобного в записках других иностранцев, посещавших Россию в XVI и XVII вв.: как иноверцы, они не допускались в наши храмы. Мы не нашли его и в путешествии православного и, подобно Павлу Алеппскому, духовного лица, Арсения, архиепископа Элассонского, который приезжал в Москву в 1588 г. вместе с Константинопольским патриархом Иеремией. Английский переводчик, против своего обыкновения, не делает указания на пропуск этого описания там, где оно вставлено в нашей рукописи, а именно, при Рассказе о служении в воскресенье сыропуста; по ранее, среди описания служения в четверг на масленице, он делает в сноске заметку о том, что опускает подробное описание служения на тринадцати страницах in folio, как не представляющее, по его мнению, интереса для читателей. Мы полагаем, что английский переводчик ошибся, недостаточно внимательно просмотрев опущенный им отдел: наверно, в нем содержалось описание соборов, Ивановской колокольни и отливки колокола, только листы эти, очевидно, перепутаны в Лондонской рукописи и попали не на надлежащее место, ибо конец опущенного Бельфуром описания у него имеется в переводе (т. II, стр. 29), и именно там же, где и в нашей рукописи, но, странным образом, начинается такими словами: „Возвращаемся. Число ступеней этой колокольни“ и пр., хотя раньше ни одним словом о колокольне не упоминается. Переводчик как будто и не заметил этой несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

105. 1676 г., июня 9. Расписка в приёме от архимандрита Чудова монастыря Павла в монастырскую казну Кириллова монастыря разного имущества монаха Никона 184 году, Июня в 9 день, по указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, Чудова монастыря у архимандрита Павла Кирилова монастыря казначей старец Павел Кикин принял в монастырскую казну, по описке, после монаха Никона: Божия милосердия образов: Образ Спасов, оклад канфарен, венец не золочён. Да образ Корнилия Комельского, оклад канфарен. Образ Павла Обнорского, оклад канфарен. Образ Димитрия да Игнатия Прилуцких, оклад канфарен. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Распятия Господня. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Рождества Пречистой Богородицы, на краске. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Деисус, на листах. Образ Спасов на престоле, на затворах писаны святые; ветх. Книга Григория Анзианзина, печатная, в десть, печать мелкая московская. Книга триодь постная да триодь цветная, печатная, в десть. Два октоиха на восемь гласов, печатные, в десть. Книга требник, печатный, в десть. Книга пролог во весь год, расплетён надвое, печатный, в десть. Книга псалтырь со воследованием, печатная, в десть. Книга апостол печатный, в десть. Два служебника, печатные, в полдесть. Книга псалтырь, печатная, в полдесть. Коврик маленький. Два аналоя кожаных. Книга каноник печатный, в четверть. Две книги Жезл Правления, печатные, в десть. Книга письменная, в десть; в ней слова избранные разных святых; вторая половина Никона. Книга минея, месяц Февраль, печатная, в десть. Книга торжественник и соборник, печатный, в десть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга кормчая, письменная, в десть. Книга Григория Чудотворца , письменная, в полдесть. Книга многосложные послания, письменная, в полдесть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга Деяние толковое, письменное, в полдесть. Книга Исака Сирина, письменная, в четверть. Книга гранограф, письменная, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

А.П. Богданов Скачать epub pdf Том 2. Патриархи Иоасаф II и Питирим Никониане Низвержение великого Никона с патриаршего престола и заточение этой харизматической личности в дальнем монастыре имело странный эффект. По логике вещей самодержец продемонстрировал реальное соотношение царства и священства в России XVII в. Вся история возвышения и падения Никона наглядно показала зависимость архипастыря Русской православной церкви от воли и каприза светской власти. Но огромные усилия, потребовавшиеся для борьбы с вроде бы бессильным патриархом, чрезвычайное беспокойство царя Алексея Михайловича относительно умонастроения опального и ссыльного Никона, наконец, возвращение умирающего старца царем Федором Алексеевичем, торжественное погребение тела его в Новом Иерусалиме и поминание в молитвах патриархом выходят за рамки грубо материалистического понимания истории. Мощное воздействие Никона на умонастроения россиян нельзя отнести целиком к его месту в церковно–государственной иерархии: ведь после ухода с престола, осуждения церковным собором и в особенности заточения оно не ослабло, а в некотором роде даже усилилось. Не можем мы приписать эту незримую власть над душами и влиянию, как выразились бы в XIX в., «магнетической личности» экс–патриарха, которого царь Федор Алексеевич (1676–1682) первоначально притеснял, чтобы затем, без всякого намека на личный контакт, возвратить и возвысить – мертвого – до прежнего величия. Очевидно, незримым фактором, нематериальной, но весьма действенной силой, проявившейся именно в остром, выходящем за обыденные рамки столкновении духовной и светской властей, была вера. Это утверждение находится лишь в видимом противоречии с цинизмом царской администрации, разыгравшей большой, чуть не вселенский церковный собор с помощью нанятых и к тому же ложных восточных архиереев, не гнушавшейся помощью турок, чтобы придать своим прислужникам легитимность и т. п. Хитроумие и энергия, с которыми юный российский абсолютизм стремился обмануть Бога, ясно свидетельствуют о месте, занимаемом верой в душах самых закоснелых в придворных интригах государственных дельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010