Определенные свидетельства трех евангелистов – святого Матфея, святого Марка и святого Луки – поставляют вне всякого сомнения то, что Иисус Христос накануне Своей крестной смерти совершил с своими учениками Пасху, предписанную в Законе Моисеевом, узаконенным образом и в положенное время, то есть в 14 день месяца Нисана, в четверток. Но, несмотря на то, многие писатели высказывали свои сомнения как относительно того, в какой именно день совершил Иисус Христос Свою последнюю на земле Пасху, так и относительно того, законную ли, иудейскую ли Пасху тогда Он совершил. Повод к сомнениям находили в тех местах Евангелия от Иоанна, в которых говорится, что в эту Пасху иудеи ели агнца пасхального в пятницу, в день смерти Иисуса Христа. Возникавшие вследствие таких недоумений мнения о последней Пасхе Иисуса Христа весьма разнообразны. Так, во-первых, одни утверждали, что Иисус Христос на последней Своей вечери с учениками совершил Пасху законную, иудейскую, и именно: Ориген , Епифаний Кипрский , Протерий, патриарх Александрийский, Иоанн Златоуст , Тит, епископ города Боцры (IV века), Кирилл Александрийский , Софроний, патриарх Иерусалимский, Иоанн Дамаскин , Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский, Феофилакт Болгарский , Евфимий Зигабен , и т. д.; напротив, другие полагали, что Иисус Христос на последней вечери не совершал Пасхи законной, то есть не вкушал пасхального агнца, а именно: Аполлинарий, епископ Иерапольский (II века), Климент Александрийский , Ипполит Римский , Виктор Антиохийский, составитель «хроники пасхальной» (VII века), Никита Стифат , Петр, патриарх Антиохийский, киевские митрополиты Леонтий и Иоанн (XI века); во-вторых: одни думали, что Иисус Христос совершил пасху 14 числа месяца Нисана, как, например Евсевий Кесарийский , Протерий и пр., другие доказывали, что 13 числа, например, Климент Александрийский , Ипполит Римский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Евфимий Зигабен и др., а другие замечали только, что Христос совершил Пасху ранее всех одним днем, не говоря, какого числа, например, Епифаний Кипрский . Такое разнообразие мнений уже указывает на затруднения в соглашении различных сказаний евангелистов об одном и том же событии. Каким же образом согласить выражения евангелиста Иоанна о последней Пасхе Иисуса Христа со свидетельствами трех прочих евангелистов, нимало не изменяя смысла ни тех ни других?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ЦВ 9 (334) май 2006 /  11 мая 2006 г. Трапеза Исполнена, насладитеся вси Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник — самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день — это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.   Одна благочестивая женщина, узнав о теме этой статьи, попросила меня: " Когда опубликуют, сообщите мне, пожалуйста. Я хочу показать батюшке в нашем храме. У нас в Пасху никто не причащается, а храм - один на весь город. Поэтому я стараюсь Пасху встречать в другом городе, в монастыре " . Другая знакомая рассказала о том, что недавно произошло с ее родственницей. Родственница - человек очень пожилой, к тому же больна раком, поэтому в храм ходит редко. Чтобы исповедать и причастить ее, священник, как правило, приезжает к ней домой. Но в последнюю Пасху она решила все-таки выбраться в храм, помолиться на богослужении, причаститься. Заранее исповедовалась, говела, мужественно отстояла всю службу, конечно, не без помощи родственников. Подошла к св. Чаше - и услышала: " Мы на Пасху причащаем только младенцев " ...   Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху - это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу. В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: " От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся " .

http://e-vestnik.ru/analytics/trapeza_is...

Завершая сказанное выше о деятельности Никейского Собора в связи с проблемами празднования Пасхи, приведем следующее замечание свящ. Д.А. Лебедева: «Собор не обсуждал вопроса о дне Пасхи в подробностях... (а) приписываемое ему обычно постановление совершать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии: Пасха в первое воскресенье после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта (следовательно, в 15-21 дни луны)» (см. примеч. 1-е к с. 446 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова). §4 Посленикейский период развития восточной пасхалии Выполнение рекомендаций Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи на практике оказалось непростой задачей. Неизвестно, как обстояло дело в 326 году (через год после Никейского Собора), когда, согласно александрийскому расписанию, пасхальное полнолуние пришлось на 2 апреля, в субботу. По правилам александрийской пасхалии, Пасху надлежало праздновать в воскресенье, 3 апреля. Но истинное полнолуние наступило в этом году, не 2, а только 4 апреля, так что 3 апреля было еще только 14 нисана. Если справедливо предположение Ван-дерХагена — Круша, что римляне между 312 и 342 годами назначали Пасху не на 16-22 дни луны (как это было позже), а на 14-20, то это означает, что в 326 году Рим и Александрия праздновали Пасху вместе 3 апреля. Если же действовало обычное правило римской пасхалии, то Рим совершал Пасху отдельно от Александрии, а именно — в следующее воскресенье, 10 апреля, или, что более вероятно, александрийцы пошли на уступку и праздновали Воскресение Христово вместе с римлянами 10 апреля. «Предположение, — говорит свящ. Д.А. Лебедев, — что уже в 326 г. нарушено было постановление Собора — совершать Пасху всем христианам в один день, потому невероятно, что в 333 г. сам св. Афанасий Великий назначил Пасху на 15 апреля, хотя, по правилам александрийской пасхалии, ее следовало бы назначить на 22 апреля» (см. примеч. 2-е свящ. Д.А. Лебедева к с. 444 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит. Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник. Более того, если священник выходит с Чашей – логично, что надо к ней подходить. Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы. Если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить. Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/ya-zhe-uzhe-prichashha...

«Где хощеши уготоваем Ти ясти пасху?» Это была иудейская пасха, та, которая получила начало в Египте. Для чего же Христос вкушал ее? Для того, чтобы исполнить все требуемое законом. Он, когда и крестился, говорил: «Тако бо подобает нам исполнить всякую правду» [ Мф. 3:15 ]… Дабы кто-нибудь не сказал, что Он потому уничтожил закон, что не мог исполнить его, как тяжелый, трудный и неудобоисполнимый. Он сначала исполнил его весь, а потом и отменил. Поэтому Он совершал и пасху, что пасха была предписана законом» 18 . Позднее преп. Иоанн Дамаскин по этому же вопросу писал: «В горнице святого и славного Сиона, со Своими учениками, съев ветхую пасху и исполнив Ветхий Завет , Он умывает ноги учеников, показывая знамение святого крещения. Потом, преломив хлеб, Он передал им, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Подобным же образом, взяв также и чашу с вином и водой, Он передал им, говоря: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» 19 . Святоотеческий взгляд на Тайную вечерю получил отражение в церковной гимнографии. В трипеснце Великой Среды преп. Андрей Критский говорит: «Горница постланая прият Тя, Создателя, и стаинники, и тамо пасху окончал еси, и тамо соделал еси таинства; тамо бо двема посланома ныне ученикома Твоима, пасха уготовася Тебе» (песнь 4, тропарь 1); «Законное скончав повеление, скрижали законныя написав в Синаи, снеде убо пасху древнюю и сеновную; бысть же пасха тайная и живожертвенная» (песнь 8, тропарь 1). «Украсися вечеря и уготовася Тебе пасха, якоже рекл еси, Христе», – говорит также Андрей Критский в трипеснце Великого Четверга (песнь 1, тропарь 1). В стихах к синаксарю Великого Четверга читаем: «Сугубая вечеря, пасху бо закона носит; И пасху новую, Кровь, Тело Владычнее». Чтобы представить себе ритуал Тайной вечери как иудейской пасхальной трапезы, нужно отказаться от наших привычных представлений о пасхальном столе с его красочно оформленными и вкусно приготовленными традиционными для великого праздника блюдами, с праздничными пожеланиями и приподнято-радостным житейским настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

(Как должно праздновать Пасху?) I. Kak лучше праздновать нам Пасху? – Праздновать Пасху должно так, чтобы сим празднованием угодить воскресшему Господу. Празднуйте ее не в квасе ветсе, как учит апостол Павел, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7–8). II. Давая совет, как праздновать христианам свою Пасху, апостол имел в виду пасху иудейскую. Иудеям, во время празднования их пасхи, Господь повелел беречься всего квасного (Исх. 12, 15); и апостол советует христианам наблюдать безквасие. Иудей берегся кваса вещественного, а христианин должен беречься кваса духовного – злобы и лукавства. Иудей вкушал в продолжение пасхи опресноки, бывшие только символом чистоты, а христианин должен иметь самую чистоту духовную. а)  Апостол требует, чтобы у празднующих Пасху не было злобы. И зачем ей быть тут? Не за всех ли умер Христос, и не для всех ли воскрес? Он умер и воскрес для вех, а мы не в состоянии будем, ради Его, перенести какой-нибудь обиды? Что же мы за последователи Его? Если бы кто обидел нас и самой жестокой обидой, то мы должны простить ему ныне, ради Воскресшего. При такой радости не время считаться обидами. Воскресший Христос всем нам исходатайствовал прощение; нам ли, помилованным, продолжать злобу? Прощенным ли считать долги? Приди ко врагу твоему и скажи ему: Христос воскресе, и требуй от него мира и любви: друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся воскресением. б)  Требование св. Павла состоит далее в том, чтобы у празднующих Пасху не было лукавства. Оно никогда не прилично христианам, ибо для чего лукавить тем, которые все должны быть братьями, все созданы во Христе для истины; для которых истина столь же необходима, как воздух? Тем более в настоящие дни не прилично христианину иметь и малейший вид лукавства. Ибо что говорит он ныне другим, и что слышит от других, встречаясь с ними? Говорит: Христос воскресе! Слышит: Воистину воскресе! Т. е. мы все, христиане, делаемся ныне свидетелями и благовестниками истины воскресения Христова. Особенно теперь надобно возлюбить нам всякую истину и удалить от себя всякий вид двоедушия, неискренности, хитрости и лукавства, дабы соделаться достойными свидетелями истины воскресения Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Господь передает Таинство, когда «должно прекратиться законное. Главный праздник заканчивается, и Он готовит их (двенадцать Апостолов) к другой Трапезе, самой таинственной» (там же, ср. 1, t. 57, col. 206). Так заканчивается целый период, в котором все прообразовало имеющую прийти Истину. Согласно трем первым Евангелистам, Таинство учреждено во время пасхальной вечери ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:8 ). Однако Евангелист Иоанн сообщает нам ( Ин. 18:28; 19, 14 и 31), что иудейская пасха была на следующий день после Тайной Вечери. Много было сказано в объяснение этого «разногласия». Мы полагаем более вероятным, что Христос, зная, что Ему предстоит быть распятым в пятницу, празднует на день раньше, чтобы открыть новую, истинную Пасху. Златоуст часто подчеркивает, что в пасхальный вечер Господом совершено Таинство. «Спрашивают ученики: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе вкусить пасху? Какую пасху? Не эту, не нашу, но бывшую ранее иудейской, ибо ту ученики уготовили, а эту, нашу, Он уготовил. И не только Сам уготовил, но и Сам Пасхой стал... На этой самой Трапезе Христос завершил преобразовательную пасху и предложил (Пасху) истинную» (1, t. 49, col. 378–379). Искупитель, празднуя пасху вместе со «Своей семьей», то есть двенадцатью Апостолами, которые в тот момент представляли всю Церковь , устанавливает новую Пасху, которую должны они совершать впредь. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:26–29 . Ср.: Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Согласно святым Евангелистам, различаются четыре главных момента в акте учреждения Таинства: принятие хлеба и благословение его; преломление хлеба и раздаяние ученикам; принятие, благословение и причащение от чаши; сообщение цели учреждения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изъясняя Матф. 26:56 : тогда приступивше возложиша руце на Иисуса, и яша Его, – св. Иоанн Златоуст , по видимому, высказывает мысль, что и другие иудеи в тот же день совершали пасху. Он говорит: яша (взяли), в ту самую ночь, когда ели пасху» (т. е., – некоторые израильтяне, да и сами взявшие Иисуса Христа должны были есть). Так они были раздражены, так неистовствовали». 99 Но в следующей затем беседе, говоря о неусыпных стараниях иудеев погубить Иисуса Христа, – при словах: емше Иисуса ведома к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася, – делает следующее замечание: для чего привели Его туда, где все были собраны? Между прочим и для того, чтобы все исполнить по желанию архиереев. А Каиафа тогда был первосвященником, и все у него дожидались. Так они бодрствовали, не спали ночь для этого. Не ели тогда и пасхи... Ибо Иоанн, сказав: 6е же утро, прибавил: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин. 18:28 ). Что же на это? Они ели ее на другой день и нарушили закон, чтобы только достигнуть своего желания – умертвить Его. Не Христос преступил время Пасхи; а они, на все дерзавшие и поправшие многие законы: потому что весьма кипели гневом, и многократно покушались взять Его, но не могли. Теперь же, захватив Его неожиданно, они предпочли оставить пасху» ( – не перенося ее на предыдущий день, как бы следовало, при ее совпадении с субботою), „чтобы только исполнить свое убийственное желание.» 100 Так восполняет Златоуст недосказанное в предыдущей беседе. „Что значит», – спрашивает тот же вселенский учитель в беседах на евангелиста Иоанна, – „что значит: да не осквернятся, но да ядят пасху? Сам Христос совершил ее», пасху, в первый день опресночный ( Мф. 26:17 ), – „в один из дней опресноков.» Отвечая на предложенное недоумение, Златоуст говорит: „или под именем Пасхи Евангелист разумеет весь праздник, или иудеи, действительно, тогда совершали пасху, а Христос совершил ее одним днем прежде, имея в виду свое заклание в пяток, когда и совершалась (иудеями) ветхозаветная древняя пасха». 101

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

  Давайте отойдем немного от темы Пасхи, поговорим о тех вопросах, что задают люди чаще всего: Нужно ли идти в Пасху на кладбище? Нет, это чисто советские безграмотные традиции. На кладбище нужно идти в Радоницу – это всегда вторник 2-й недели Пасхи (10-й день после Пасхи). День этот называется Радоницей, потому, что для покойных это день радости, ликования. После революции, когда православные традиции забывались, возник обычай ходить на кладбища в Пасху. А вот из верных традиций: в Пасху нужно обязательно посетить храм! Сегодня подошла женщина: «Батюшка, благословите в Пасху на дачу поехать, мы всегда так делаем». Спрашиваю: «А в храме на Пасху бываете?» «Нет, обычно в субботу куличики посвятим – и на дачу. «Не благословляю, – говорю. – Сначала обязательно сходить на службу в храм, а потом можно и на дачу». А какие-то суеверия, связанные с Пасхой, встречаются?.. Самое грустное – даже не суеверие, а явление, – что освятить куличи и яйца приходит огромное количество людей, а в храм, к Богу, эти люди не ходят, не исповедуются, не причащаются… Зачем же освящать? Какая польза от всего этого будет? Никакой.   Церковь должна осуждать лицемерие, а на деле что? Все политики, от президента страны до Зюганова, будут на Пасхальной службе. И будут они стоять перед телекамерами со свечками в руках и постными лицами, рейтинги себе зарабатывать… А почему бы не сказать иначе: что рейтинги будут себе зарабатывать телекомпании и газеты, которые куда угодно пролезут, чтобы снять президента со свечкой? Это личное дело человека – верить или не верить. Я в душу человеку, которого вижу в храме, не лезу – верит он или нет. Раз пришел, значит, что-то в душе горит. Многие высокие чиновники мне говорили: «Вот мы, отец Константин, не можем себя назвать прилежными христианами, но душа просит… Хочется прийти, постоять, помолчать, о чем-то Бога попросить». Все – дети Божии, и для всех открыты храмы.   А правда, что, если на Пасху умереть, то тебе все грехи простятся? Это один из предрассудков.   Многие в Бога верят, но боятся ходить на службу из-за инфекций. Там ведь нужно крест целовать,

http://azbyka.ru/parkhomenko/vstupaya-v-...

1379 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 206. 1380 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 644-645. 1381 Штейнер Р. Тайноведение. – М., 1916, с. 240. 1382 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 311. 1383 Понятно, что здесь же берут начало не только опыты частного самопознания, но и разные системы философской антропологии. Вслед за соловьевским «Опраданием добра» Николай Бердяев, например, говорит, что «понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его» (Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993, с. 55). Примеры противоположных самоощущений и порожденных ими философских систем перед нами налицо уже даже не первое столетие… 1384 Тертуллиан. О душе.//Творения. Ч. 1. – Киев, 1910, с. 130. 1385 Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. 1. Книга Бытия. – М., 1994, с. 42. 1386 преп. Максим Исповедник. О любви.//Творения. – М., 1993, с. 126. 1387 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 126. 1388 преп. Максим Исповедник. О любви. сс. 126-127. 1389 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 118. 1390 преп. Максим Исповедник. Мистагогия//Творения. – М., 1993, сс. 161-162. 1391 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 645. 1392 Подробнее см. мою статью «Заповеди Эдема» (Альфа и омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. (5), 1995). 1393 преп. Макарий Египетский. Беседа 26//Духовные беседы. – М., 1880, с. 249. 1394 преп. Максим Исповедник. Мистагогия, с. 166. 1395 св. Григорий Богослов. Слово 45. На святую пасху//Творения. Т. 1, – Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 666. 1396 Толстой А. К. Иоанн Дамаскин.//Собрание сочинений т. 1, – М. 1963, с. 515. 1397 св. Григорий Богослов Творения. Т. 4, с. 238 1398 св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово//Творения. – М., 1855, с. 121 1399 св. Ириней Лионский. Цит. по: Danielou J. Les anges et leur mission – Paris, 1990, p. 72. 1400 Св. Григорий Нисский. Цит. по: Danielou J. Op. cit. p. 73. 1401 преп. Ефрем Сирин. Адам и Ева.//Творения. ч.5. – Сергиев Посад, 1912, с. 197

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010