Чюдо 39 Троицкой волости с Чюрьюги человкъ нкий именемъ Вавила прииде помолитися в Хергозерскую пустыню, во л. 52 об. обитель чюдотворца Макария, и молебное пение соверши. И привезе с собою ржы на пропитание братии, и молебное пние соверши. И привезе с собою ржы на препитание братии, и молебное пние соверши. И повда онъ, яко боленъ бысть зло, и в болзни лежал многое время, и со многими слезами молился чудотворцу Макарию. «И абие подаде ми Богъ молитвами чюдотворцовыми облегчение скорби моея, и бысть здрав». И тако спвъ молебен чюдотворцу, в дом свой поиде, радуяся. Чюдо 40 Пудожского погоста ис Кривецъ человкъ нкий именем Михаилъ Афанасиев сынъ прииде помолитися в Хергозерскую пустыню, во обитель чюдотворца Макария, и молебное пние пред образом его соверши. И повда, яко нога у него бол многое время и не моглъ из дому своего никамо исходити. И, слышав о преславных чудесхъ л. 53 чюдотворца Макария, нача молитися Господу Богу и со многими слезами призывати на помощь чюдотворца Макариа, дабы престала болзнь в ног его. И общася приити во обитель на своих ногахъ, и молебное пние соверши. И абие бысть нога его здрава. И поиде во обитель чюдотворцову, и исполни общание свое. И возвратися в дом свой, благодаря Бога и чюдотворца 450 Макария. Чудо 41 Андомскаго погоста человкъ нкий именем Кондратъ прииде помолитися в Хергозерскую 451 обитель преподобнаго отца Макариа и молебное пние пред образом его соверши. И повда настоятелю обители тоя и всей братии, яко бысть ему зло лютая болзнь трясавичная, и б ему та скорбь многое время. И приводиша л. 53 об. к нему многия врачи и обавники, и ни от кого же пользы себ не возможе изобрсти. Слышав же о премногих чюдесх чюдотворца Макария и со многими слезами моли его, да святыми своими мольбами умолит Господа Бога и «избавит мя от лютыя таковыя трясавичныя скорби». И общася прийти в Хергозерскую пустыню, во обитель его, чудотворцову, и пред образом его молебное пние совершити. И абие молитвами чюдотворца Макария преста лютая та трясавичная скорбь, и бысть здравъ. И 452 пришед во обитель и молебствовав, поиде восвояси, славя Бога и благодаря чюдотворца Макария 453 . (48)Его же святыми молитвами да избавитъ и насъ от всяких болзней Господь Богъ нашъ, Ему же слава(48) 454 нын и присно и во вки вков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конечно, немало сему содействовало и сказанное в книге заповедей, или постановлений, апостольских от лица св. апостолов 9 : «В четверток, когда мы ели у Него пасху, а Иуда, вложив руку в солило и взяв кусок, вышел ночью, Господь сказал нам: прииде час, да расточитеся и Мене единаго оставите ( Ин.16:32 , Мф.26:31 ). Евсевий, епископ Кесарийский, писавший о Пасхе вскоре после того, как на соборе Никейском Вселенском отменено было несогласное с прочими празднование Пасхи в некоторых Церквах на Востоке (в Сирии) как утверждавшееся на обычаях иудейских, еще с некоторою осторожностью выражается о совершении Спасителем Пасхи законной. «Пример Спасителя, в первый день опресноков совершившего Пасху, имеет для нас, – говорит он, – значение историческое, а не есть заповедь». «Но и Спаситель, – продолжает Евсевий, – в год Своего страдания совершил Пасху не вместе с иудеями. Не тогда, когда заколали они овча, совершил Он Свою пасху с Своими учениками. Они это сделали в пятницу, когда Спаситель пострадал, почему и не вошли в преторию, но Пилат к ним вышел; сам же Господь, целым днем ранее, в четверг, возлегши с учениками, и, ядя вместе с ними, сказал: желанием возжелах сию пасху ясти с вами. Видишь ли, что Он не с иудеями ел пасху? поскольку эта Пасха была новая и отличная от обыкновенной у иудеев, то не без причины, с некоторым усилением Он сказал:желанием возжелах сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук ( Лк.22:15 ). Древние обветшавшие обычаи иудейские – то, что вкушал Он вместе с иудеями, – не было вожделенно, а новое таинство Его Нового Завета, которое преподал Он Своим ученикам, конечно, было для Него вожделенно» 10 . Объясняя, каким образом произошло то, что иудеи праздновали Пасху после Спасителя, Евсевий приписывает это их неправильному распоряжению. «Иудеи погрешили против истины, – говорит он, – с тех пор, как восстали на самую Истину, изгнав от себя Слово истины. Это ясно из священных Евангелий. Писание свидетельствует, что Господь вкусил пасху в первый день опресноков ( Мф.26:17 , Мк.14:12 ), а они в день, в оньже подобаше жрети пасху, не ели обыкновенной своей пасхи, но в следующий, второй день опресноков, а луны 15-й, когда, при суждении Спасителя нашего Пилатом, не вошли в претор. Итак, они ели пасху не в первый день Пасхи, в оньже подобаше жрети пасху. Иначе и они совершили бы ее вместе с Ним, но в своих кознях против Спасителя нашего, ослепленные злобою, они отступили от Него и от истины» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мф.26:17 .   В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Мф.26:18 .   Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Мф.26:19 .   Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Так я думаю, что первым опресночным днем евангелист называет день предопресночный. Есть пасху им надлежало собственно в пятницу вечером: она-то и называлась днем опресночным; но Господь посылает учеников Своих в четверток, который называется у евангелиста первым днем опресночным потому, что предшествовал пятнице, – в вечер каковой и ели обыкновенно опресноки. Ученики подходят и спрашивают Иисуса: «где Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе пасху?», ибо ни они сами, ни Он не имели собственного дома. А Он посылает их к человеку, не знаемому ими и не знающему их (то же Он сделал и относительно ослицы), показывая им, что человек тот может послушаться и простых слов незнакомых ему лиц и примет Его. Пасху же восхотел совершить для того, чтобы не показаться врагом закона. «Временем Своим» называет Свое заклание, чтобы ведали мы, что Он закалается не без ведома о том и добровольно. К словам: «у тебя, – то есть в доме твоем, – сотворю пасху» Господь прибавил «с учениками Моими»; прибавил это для того, чтобы было сделано соответствующее заготовление, ибо вкушать пасху намеревались многие. Мф.26:20 .   Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; Мф.26:21 .   и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Мф.26:22 .   Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Из сего некоторые заключают, что в тот год Господь не вкушал пасхи. Агнца, говорят, ели стоя, а Христос возлежал; следовательно, не ел пасхи. Но мы утверждаем, что Он сначала стоя ел пасху ветхозаветную, а потом, возлегши, преподал Свое таинство: совершил сначала прообразовательную пасху, а потом и пасху истинную. О поступке Иуды предсказывает для того, чтобы исправить его, пристыдить его, если не чем другим, то хоть общением трапезы, и дав ему знать, что он, Иуда, хочет предать Бога, ведающего помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Мф.26:19 .  И сотвориша ученицы, якоже повеле им Иисус, и уготоваша пасху. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. То, что было необходимо для праздника Пасхи, как уже сказано. Итак, очевидно, что Иисус Христос вкушал тогда законную пасху; иначе напрасно было приготовление всего необходимого. Мф.26:20 .  Вечеру же бывшу, возлежаше со обеманадесяте ученикама... Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками... Лука ( Лк.22:14 ) сказал: «и егда бысть час, именно вечерний». Отсюда некоторые утверждают, что Иисус Христос тогда не вкушал законной пасхи и приводят следующие основания для этого: что тогда был тринадцатый день месяца, а пасху должно было вкушать в четырнадцатый день; что закон повелевал вкушать пасху стоя, а Он возлег; что всякий квасной хлеб прежде принесения жертв устранялся и сожигался в огне, а тут он лежит и разделяется; что можно было вкушать только печеное, а тут предлагается и жидкое. Нужно поэтому ответить на каждое из этих недоумений. Согласно с планом Божественного Домостроительства, Иисус Христос предупредил время законной пасхи одним днем. Он знал, что в четырнадцатый день Он умрет, так как следовало в день заклания прообразовательного агнца быть заклану и истинному Агнцу, чтобы истина вполне соответствовала прообразу. Итак, Иисус Христос вкушает пасху в тринадцатый день потому, что иначе сделать не позволяли Ему обстоятельства; а таким образом Он и исполнил законную пасху, и преподал духовную, и затем в ту же самую ночь был взят иудеями. Поэтому Лука рассказывает, что Он сказал ученикам: «желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук» ( Лк. 22:15 ), т.е. Я поспешил есть с вами пасху в этом году, не дождавшись законом установленного времени, чтобы крестные страдания не воспрепятствовали совершению и законной пасхи, и Тайной Вечери. Это – относительно времени. Что касается образа вкушения, то, вероятно, сначала они по закону вкушали пасху стоя, а потом возлегли и продолжали вечерю. Хлеб и жидкое блюдо были поданы после того, как они вкусили пасху и возлегли для вечери, потому что еще не наступил четырнадцатый день, в который устранялось все квасное; ничто поэтому не препятствовало есть и жидкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В книге заповедей или постановлений Апостольских, от лица св. Апостолов сказано: „в четверг, когда мы ели у Него пасху, а Иуда, вложив руку в солило и взяв кусок, вышел ночью, Господь сказал нам: прииде час, да расточитеся, и Мене единого оставите ( Ин. 16:32 ; Мф. 26:31 )» 91 Евсевий епископ кесарийский, писавший о Пасхе вскоре после того, как на соборе никейском, вселенском первом, отменено было несогласное с прочими празднование Пасхи в некоторых Церквах на Востоке (в Сирии), как утверждавшееся на обычаях иудейских, – говорит, что „пример Спасителя, в первый день опресноков» (в известном значении этого выражения), „совершившего пасху, имеет для нас значение историческое, а не есть заповедь». „Но и Спаситель», продолжает Евсевий, – „в год своего страдания совершил пасху не вместе с иудеями. – Не тогда, когда закаляли они овча, совершил Он свою пасху с своими учениками. Они это сделали в пяток, когда Спаситель пострадал, почему и не вошли в преторию, но Пилат к ним вышел; сам же Господь целым днем ранее, в четверток, возлегши с учениками, и, ядя вместе с ними, сказал: желанием возжелех сию пасху ясти с вами. Видишь ли, что Он не вместе с иудеями ел пасху? поскольку эта Пасха была новая и отличная от обыкновенной у иудеев, то не без причины, с некоторым усилением Он сказал: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук ( Лк. 22:15 ). Древние обветшавшие обычаи иудейские – то, что вкушал Он вместе с иудеями, не было вожделенно, а новое таинство Его нового завета, которое преподал Он своим ученикам, конечно, было для Него вожделенно». 92 Изъясняя, каким образом произошло то, что иудеи праздновали Пасху после Спасителя, Евсевий приписывает это их неправильному распоряжению. „Иудеи погрешили против истины», – говорит он, – „с тех пор, как восстали на самую Истину, изгнав от себя Слово истины. Это ясно из священных Евангелий. Писание свидетельствует, что Господь вкусил пасху в первый день опресноков ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ). А они в день, в который надлежало закалать пасхального агнца, не ели обыкновенной своей пасхи, но в следующий второй день опресноков, а луны пятнадцатый, когда при осуждении Спасителя нашего Пилатом, не вошли во претор. Итак, они ели пасху не в первый день пасхи, в который надлежало закалат пасхального агнца. Иначе и они совершили бы ее вместе с Ним: но в своих кознях против Спасителя нашего, ослепленные злобою, они отступили от Него и от истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ст. 19. «Уготоваша пасху», т.е. потребное к празднику Пасхи. Отсюда ясно, что Христос ел тогда законную Пасху, ибо не напрасно приготовляли потребное 59 . Ст. 20.Вечеру же бывшу, возлежаше со беманадесяте ученикома. «Некоторые утверждают, что Христос не ел тогда законной Пасхи и приводят в доказательство то, что день тогда был 13-й месяца, а пасху надлежало есть в 14-й, что Закон повелевал есть пасху стоя, а Христос возлежал, что прежде заклания агнца всякий хлеб квасный был выносим и сжигаем огнем, а теперь предлежит и хлеб, и разделяется, что дозволено было есть только печеное, а здесь предлагается и вареное». Надобно дать ответ на каждое доказательство. Предварил Господь определенное время по предусмотрению, потому что Он знал, что в 14-й день у6иен будет, да и прилично было в день заклания прообразовательного агнца быть принесенным в жертву и Агнцу истинному, чтобы образ и истина взаимно на себя указывали. Посему Господь вкусил пасху в 13-й день и таким образом исполнил законную Пасху и предал духовную. И в ту же ночь Он взят был иудеями. Что же касается до того, как ели, то, вероятно, сначала стоя ели пасху по закону, потом возлегли и вечеряли. Хлеб и вареное предложены были после ядения пасхи, когда они возлегли на Вечери. День 14-й, когда истреблялось все квасное, еще не пришел. Ничто также не препятствовало есть и вареное. Почему же евангелисты умолчали о перенесении Пасхи? Потому что об этом не было надобности говорить. Какую бы принесло пользу христианам такое повествование? Везде наблюдают они то правило, чтобы о ненужном не говорить или упоминать мимоходом, а всю точность и тщательность употребляют на полезное. Поскольку Христос совершил Свою Пасху ранее других, то почему иудеи, оставив столь ясный повод к обличениию, искали лжесвидетельства на Иисуса? Они знали, что нет закона, который бы осуждал предваряющего праздник Пасхи. Бог , провидя будущее, не постановил о том никакого закона. И не удивительно ли, о празднующих Пасху позднее, если они представят уважительную причину, сказано в законе: «а на предваряющих праздник не положено никакого наказания» 60 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Весь народ православный ужасом и скорбью объят бе, егда распространися весть о убиении твоем, Иоанне пресвитере. Сие бысть началом междоусобия страшнаго и кровопролития небывалаго. Сие же бысть и началом великия славы Церкве нашея, кровьми новомученик украсившейся, еяже и ты, иерею царскосельский, причастником явился еси. Сего ради вопием ти таковая: Радуйся, на родину возвративыйся, во еже приобщитися чаше страданий Господних; Радуйся, ризы своя убеливый белилами мук телесных; Радуйся, агнче незлобивый, волками свирепыми на заклание уведенный; Радуйся, от грех своих кровию совершенне омовенный; Радуйся, ранами твоими вшедый во Святая Святых Иерусалима горняго; Радуйся, священное начало Голгофы русския; Радуйся, звездо путеводная, светом спасительным сияющая; Радуйся, заре благодати новомученик российских; Радуйся, священномучениче Иоанне, пастырю Села Царскаго и первомучениче Церкве Российския. Кондак 9 Всем благонравным житием твоим привлекл еси к себе велию благодать мученичества, Иоанне пресвитере. Навыкл бо еси измлада прилеплятися Богови сердцем твоим, страстотерпче чудный. Научи убо и ны, недостойныя, искати паче всего Царствия Божия, презирати же преходящая и тленная, воспевая во умилении Господеви; Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию славу святых изобразити. Смиренный же ум наш тщится проникнути в тайну убиения твоего. Житие твое нескверное, священномучениче Иоанне, аще и потаено бысть, не возможе от Бога утаитися. Сего ради приведе тя Господь к венцу страстотерпца новаго и содела тя входом новомученик российских. Приими убо от нас похвалы сицевыя: Радуйся, в житии твоем тепле и умиленне Богу моливыйся; Радуйся, дух сокрушен и сердце незлобивое имевый; Радуйся, во днех твоих покаянию навыкнувый; Радуйся, сребролюбия и гордыни избежавый; Радуйся, чистоту, воздержание и целомудрие хранивый; Радуйся, душу имый прямую и побуждения добрая; Радуйся, к ближнему твоему соучастливость и сострадание приобретый; Радуйся, служение у престола Божия совершавый истово и благоговейно;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Особое значение подарки имеют для детей, у которых благодаря ним складывается общее представление о празднике как о чем-то ярком, радостном. Но даже для ребятни они на Пасху не обязательны, в отличие, например, от Рождества, которое сложно представить без сюрпризов под елкой. Все пасхальное и так очень запоминающееся: и необычайные службы, и крестные ходы (ночью в саму Пасху и после Литургий на Светлой седмице), и звон колоколов, и всякие вкусности на праздничном столе, да и просто весна. Поэтому для кого-то подарки на Пасху — это ежегодная традиция, а кто-то считает, что и без них достаточно впечатлений. А вообще, подарки можно дарить всегда, если вы любите это делать. Но только одаривать людей надо искренне, от души, тактично, без расчёта получить что-то в ответ и не ожидая благодарностей. Зачем освящать еду на Пасху? Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, — это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение. На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись — благоговейно вкушали освященную праздничную еду. Я думаю, это очень хорошая традиция — на все испрашивать у Бога благословение . Как поститься перед Пасхой? В Страстную пятницу — самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу. Если же вопрос об евхаристическом посте перед Причастием на ночной службе, то принято не есть и не пить минимум 6 часов до Причастия. Когда можно разговляться на Пасху? Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же — после причастия — можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

http://foma.ru/chto-mozhno-i-chto-nelzya...

Нужно полагать, что самое предсказание Иисуса Христа о том, что Он будет распят в день Пасхи, – именно в пятницу, – привело учеников Христовых в недоумение, при мысли: не следует ли пасху совершить днем раньше? Такая мысль возникла у них, без сомнения, оттого-что, по их народному убеждению, заклание агнца в пятницу вечером, при наступлении субботы, представлялось нарушением строго заповеданного в законе Моисеевом, субботнего покоя. Хотя синедрион, под влиянием большинства членов своих, фарисеев, и объявлял в подобных случаях решение, что „Пасха вытесняет субботу,» и что по этому можно и должно совершать пасху и в пятницу вечером, при наступлении субботы, но другая, господствовавшая в синедрионе, партия саддукеев должна была настоять, по крайней мере, на том, чтобы не препятствовать согласному с более древним пониманием закона о субботе, народному убеждению, так что, одновременно с первым решением, наверное давалось дозволение священникам – для желающих, особенно же для израильтян, пришедших в Иерусалим из разных стран, закалать пасхального агнца не в пятницу вечером, при наступлении субботы, а в четверг – при наступлении пятницы. Посему-то ученики Христовы, без сомнения, зная это, но вместе услышав от Иисуса Христа в среду, что Пасха будет в пятницу, не могли не придти в недоумение на счет того, когда именно угодно Ему самому вкусить пасху. Оттого они и приступили к Иисусу Христу утром в четверг, с вопросом: где велишь нам приготовит Тебе пасху? – В ответ на этот вопрос, Господь Иисус Христос, посылая двух избранных учеников приготовить в тот же день пасху, повелевает сказать известному домохозяину: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими ( Мф. 26:18 ). Такое предупреждение со стороны Господа: время Мое близко, – означавшее то, что личные Его обстоятельства побуждают совершить пасху в ближайшее время, то есть, за день до ее совершения иерусалимлянами, вполне соответствовало Его предсказанию, что в пяток, когда иудеи будут совершать пасху, – Он будет уже распят, и следовательно, если бы должен был совершать ее вместе с ними, то совсем не мог бы вкушать ее. А это было совершенно противно намерению Иисуса Христа, которое очень ясно выразил Он своим ученикам во время самой пасхальной вечери: очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания ( Лк. 22:15 ), которого она служила прообразованием. Осуществление этого преобразования было тем разительнее, что оно совершилось в тот самый день, когда иудеи вкушали пасхального агнца, то есть, в пятницу, после того, как Иисус Христос, с своими учениками, вкусил его днем раньше, то есть, совершавшимся иудеями в тот год праздником Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И сотвориша ученицы, яко же повеле им Иисус, и уготоваша пасху. Мне кажется, что первым опресночным днем Евангелист называет день предопресночный (предыдущий дню опресноков). Есть пасху им надлежало по настоящему вечером в пятницу: этот день и назывался днем опресноков: но Господь посылает учеников Своих в четверток, который Евангелист называет первым днем опресноков, как предшествующий пятнице, в которую вечером обыкновенно ели опресноки. Или иначе: Христу с учениками надлежало есть пасху в четверток вечером. По этому вечеру, как навечерию пятка, четверток назывался по закону первым опресночным днем, так как праздник начинался обыкновенно с вечера, в который ели опресноки. Христос и послал учеников в четверток, который Евангелист называет первым опресночным днем как предшествующий вечеру, в который ели опресноки. Ученики подходят и спрашивают Иисуса: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? - потому что ни они сами, ни Он не имели собственного дома. А Он посылает их к человеку, незнаемому ими и незнающему их (подобно как распорядился и касательно ослицы) - показывая им, что (человек тот) может послушаться и простых слов незнакомых ему лиц и примет Его. Пасху же восхотел совершить для того, чтоб не показаться противником закона. Своим временем называет Свое заклание, дабы мы знали, что Он закалается не без ведома о том и не против воли Своей. К словам - у тебе, или в твоем доме сотворю пасху, Господь присовокупил: со ученики Моими, дабы тот человек знал, что вечерю будут вкушать многие, и что ему надобно приготовить в достаточном для всех количестве. Вечеру же бывшу возлежаше со обеманадесяте ученикома. И ядущым им рече: аминь глаголю вам, яко един от вас предаст мя. И скорбяще зело начаша глаголати Ему един кийждо их, еда аз есмь Господи? Из сего некоторые заключают, что в тот год Господь не вкушал пасхи. Агнца, говорят, ели стоя: а Христос возлежал, следовательно не ел пасхи. Но мы утверждаем, что Он сначала стоя ел пасху Ветхозаконную, а потом уже возлег и преподал свое таинство: наперед совершил Он прообразовательную пасху, а потом совершил и пасху истинную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010