Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам, но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любит как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдал за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями, но если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам (прп. Максим Исповедник , 91, 172). Кто не вменяет ни во что честолюбия и сластолюбия, и их возращающего, и ради их порождающегося сребролюбия, тот не может отсечь причин гневного раздражения: а не отсекающий их не может достигнуть совершенной любви (прп. Максим Исповедник , 91, 173). Если одних ненавидишь, а других – не любишь, не ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно, то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека (прп. Максим Исповедник , 91, 178–179). Не неради о заповеди любви, ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны (прп. Максим Исповедник , 91, 216). От того бывает, что любовь созидает, что она не завидует, и не огорчается на завидующих, и не разглашает о себе всенародно того, что достойно завидования; (она) не почитает себя уже достигшею совершения (см.: Флп. 3, 12 ), и чего не знает, о том не стыдится признавать свое неведение. Таким образом она предохраняет ум от кичения и всегда располагает его преуспевать в познании (прп. Максим Исповедник , 91, 222). Обыкновенно за познанием следует самомнение и зависть, особенно вначале... Имеющему ведение нужно приобрести и любовь, дабы она сохраняла ум во всем невредимым (прп. Максим Исповедник , 91, 222). Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых... (прп. Максим Исповедник , 91, 228). ...Верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущению искушаемых... (прп. Максим Исповедник , 91, 228).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile/Ed. and trans. by P. Allen and B. Neil. Oxford, 2002. Meyendorff J. F. Imperial Unity and Christian Divisions. New-York, 1989. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents Edited by Pauline Allen. Oxford, 2009. Прп. Максим Исповедник . Полемика с моноэнергизмом и монофелитством Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. Дионисий Ареопагит . Письмо 4// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования. СПб., 2002. Сс. 777–778. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и хрис-тологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. Житие преподобного Максима и службы ему/Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова //Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Сергиев Посад, 1915. Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. I-III. СПб., 2004. Ларше Ж. – К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. Лурье В. М. (при участии Баранова В. А.) История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Максим Исповедник . Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич; предисл. Ж. – К. Ларше. СПб., 2007. Прп. Максим Исповедник и его соратники. Документы из ссылки//Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermo III) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus et synodis. 18–26)//Византийский Временник. 50, 1989. Сс. 93–105. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwartz. Strasbourg, 1914. [Переизд.: Berlin, Leipzig, 1924]. Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Lateranense a. 649 celebratum. Series 2, vol. I/Ed. R. Riedinger. Berlin, 1984. Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Universale Con-stantinopolitarum tertium. Series 2, vol. II./Ed. R. Riedinger. Berlin, 1990/1992.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Н. А. Олисовой, О. А. Родионова, А. Б. Ваньковой, комм. Н. А. Олисовой; отв. ред. Д. С. Бирюков. М., 2010. С. 424. 49 Тит.1:15 . 50 1Кор.2:9 . 51 Вероятно, этот факт предрекается в вышеприведенных словах епископа Нонна: «Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас и епископство наше». 52 О том, что танцовщица, о которой идет речь, была блудницей, видно из дальнейшего повествования, которое мы здесь не приводим. 53 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 24 к «О Божественных именах» 7, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 461. 54 Преподобный Максим Исповедник. Амбигвы 54, цит. по изд.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)/Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария. М., 2006. С. 154. 55 Августин. О Граде Божием 12 4. 56 Ср. Августин. О Граде Божием 3.14. 57 Августин. О Граде Божием 12.4. 58 Ср. Августин. На Книгу Бытия буквально 5.25. 59 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 125 к «О Божественных именах» 4. 60 Августин. Исповедь 13.28.43, цит. по изд.: Аврелий Августин . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А. А. Столярова. М., 1997. С. 284–285. 61 Августин. На Книгу Бытия буквально 3.24.27. 62 См.: Августин. На Книгу Бытия против манихеев 1.21.32. 63 О Божественных именах 4.7 64 Эта тема позднее была поднималась философами и богословами, развивавшими так называемое персоналистическое учение. 65 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 44 к «О Божественных именах» 4, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 315. 66 Григорий Богослов. Слово 6, О мире, цит. по изд: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 1. 67 Там же. 68 Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 26, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Как простой помысл о вещах человеческих заставляет ум презирать Божественное, так и простое знание Божественного не убеждает его совершенно презирать человеческое, потому что здесь истина пребывает еще в тенях и гаданиях, и потому имеет нужду в блаженной приверженности святой любви, связующей ум с духовными созерцаниями и убеждающей предпочитать вещественному невещественное, чувственному мысленное и Божественное (прп. Максим Исповедник , 91, 207). Божество и Божественное в некотором отношении познаваемо, а в некотором – не познаваемо. Познаваемо созерцаниями о том, что есть окрест Его; не познаваемо – в том, что Оно есть Само в Себе (прп. Максим Исповедник , 91, 215). Душа никогда не может простереться к познанию Бога, если Сам Бог, по благоснисхождению к ней, не коснется ее и не возведет ее к Себе (прп. Максим Исповедник , 91, 233). Источник. Не вне самих ищущих должен быть иском Господь, но в себе самих ищущие должны искать Его верою, в делах свидетельствуемою (прп. Максим Исповедник , 91, 239). ...Только тех, кои соделались слепыми для всего, что после Бога, Господь умудряет, показывая им Божественнейшее (прп. Максим Исповедник , 91, 255). ...Ища Его , мы не можем дойти до предела глубины Божией, но, может быть, и малость некую глубины Его достигнув, узрим святых святейшее и духовных духовнейшее (прп. Максим Исповедник , 91, 256). ...Возможно, чтобы один и тот же Господь неодинаково являлся приступающим к Нему, но одним так, а другим иначе, сообразно с верою каждого... (прп. Максим Исповедник , 91, 256). Поскольку многое потребно, чего верующие должны искать для богопознания и добродетели, каковы: освобождение от страстей, терпение искушений, разумение добродетелей и видов соответственных им деяний, изгнание пристрастия души к плоти, отчуждение расположения чувства к чувственному, совершенное отстранение ума от всего тварного, и – обще сказать – бесчисленное есть множество вещей, кои потребны для удаления от греха: и неведение, и стяжания ведения и добродетели, то Господь и сказал: вся, слила аще воспросите в молитве верующе, приемлете ( Мф. 21, 22 ), выражая тем, что вообще всего, что способствует к богопознанию и добродетели, и притом этого одного, благочестивые с разумом и верою должны искать и испрашивать: ибо это все душеспасительно для нас, и Господь всегда подает сие просящим у Него (прп. Максим Исповедник , 91, 264).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 18. Кирилл (Зинковский), иером. Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем теле Христа//Церковь и время: 2014. – С. 40. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1341С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 310. См. также: Ibid. 1276A=Там же. С. 250. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1276B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 251. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1049АВ=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 28. МаксимИсповедник, прп. Expositio orationis dominicae. 154-157 .=Толкование на молитву Господню//Творения. Кн. 1. – С. 188. Максим Исповедник, прп Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1276B-D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 250-251. МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 142-148.=Вопросоответы к Фалассию//Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 79. Этот закон заключается в том, что в своем падении Адам образовал «иное начало рождения, [происходящее] от наслаждения», которое не следует за тягостью (πνος), а предшествует ей. Из-за этого «неправедного начала [рождения, возникающего] от наслаждения», все люди обречены «через тягость» на смерть. То есть рождение каждого является страстным, так как ему предшествует плотское наслаждение, а тягость жизни и смерть являются неизбежной платой за это наслаждение (Ibid. 111-120.=Там же). Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1312A=О недоумениях к Иоанну. С. 283. Ср. Гал. 3:8. Ibid. 1309С-1312В=Там же. C. 282-283. О Христе-Всечеловеке см. Пеликан, Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Том 2. С. 73-87. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1281CD=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 257. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1097D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 82.

http://bogoslov.ru/article/4574482

МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 61-63.=Вопросоответы к Фалассию//Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 77. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280В=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 18 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1044С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 23. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1053В=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 31 Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 133; Tollefsen, T. T.The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor.P. 103. «Христос не обусловлен человеческой историей. Воплощение Слова Божия – не результат победы диавола над человеком, и Христос – не следствие действий сатаны. Соединение Божественной природы с человеческой произошло потому, что таким образом исполнилась превечная Божия воля» ( Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. С. 40). См. также Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 64. МаксимИсповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1320B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 290-291. Ibid. 1084CD=Там же. С. 70. См. также Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 75. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1048С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 27 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1333С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 303 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1348D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 316. Система богословской мысли прп. Максима во многом пересекается с богословием сщмч. Иринея Лионского, и поэтому их взгляды на спасение и искупление близки друг к другу. См.: Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 101.

http://bogoslov.ru/article/4574482

Георгий попросил священника, чтобы он постарался выкупить его, если это возможно, добавив при этом: – Я хотел бы еще потрудиться для Господа на земле. Священник обещал сделать все возможное, чтобы его отпустили. На следующее утро ученые турки угрозами и руганью принуждали Георгия отречься от Христа, но исповедник остался непоколебим. Тогда его бросили закованного в темницу. Священник тайно пришел к судье и обещал ему большие деньги, если он освободит Георгия. Спустя неделю исповедник снова предстал пред судом. Судья, показывая на своего сына, сказал, что он будет любить Георгия так же, как любит сына, и что он вместе с сыном сделает его своим наследником, если он примет ислам. Исповедник ответил: – Если ты меня так любишь, тогда позволь мне остаться христианином, иначе мне не нужны ни богатство, ни слава. – Я не требую от тебя,– сказал на это судья, – чтобы ты отрекся от Христа. И я уважаю Христа, как пророка, который будет судить людей, но еще мы почитаем Магомета, потому что Бог дал ему ключи от рая. – Слава Богу, – ответил Георгий, – что ты признаешь, что Христос Божий посланник, который будет судить вселенную, но Магомет ничем не доказал, что он послан от Бога. Пророки не предвозвещали о нем. Его так называемый рай, рай ли на самом деле? Это позор человеческого разума. Коран упал Магомету с неба? Где доказательства этому? Басни, которых исполнен Коран, показывают, что доверяться ему неразумно. Магометане скрежетали зубами, и судья едва удерживал их от расправы над Георгием. – Сжечь его,– кричали они, ибо он срамит Магомета, султана и всех правоверных. Судья, обратившись к Георгию, сказал: – Оправдай себя! Слышишь, в чем они тебя обвиняют. Исповедник ответил, что он не хулил творения Божьего, но лишь сказал правду о том, чего должны ожидать люди, подобные язычникам, и что он готов умереть за истину. – Является ли это хулой? – спросил судья присутствующих. Они ответили: – Мы раньше слышали его хулу. Если ты его отпустишь, мы пожалуемся султану. Судья, обратившись к народу, сказал:

http://pravoslavie.ru/40769.html

Толерантность " для белых " ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ТОЛЕРАНТНОСТЬ " ДЛЯ БЕЛЫХ " Обзор материалов СМИ по религиозной тематике: 24 - 30 июня. Совет религий России. - Патриарх Никон и его время. - Единство и борьба противоположностей. - Ностальгия по воинствующему атеизму. - Погромы православных храмов. - Расколы в действии. - Суздальская секта. На прошедшей неделе внимание СМИ, интересующихся жизнью Православия в России, привлекло несколько событий. Одно из них - заседания межрелигиозного совета России. Информацию " Межрелигиозный совет России планирует создать Совет глав религиозных конфессий СНГ " размещает " РИА-Новости " : " Выступая на заседании Совета, Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подчеркнул, что " на протяжении столетий последователи православия, ислама, иудаизма и буддизма сосуществовали в мире на территории России, гармонично взаимодействуя на благо Отчизны и взаимного обогащения культур. В настоящее время, по словам патриарха, область межрелигиозных контактов перестала ограничиваться миротворчеством и включила построение новой модели взаимодействия Церкви и государства и решение общих практических проблем, таких как экспансия новых религиозных движений, ухудшение нравственного климата в обществе, воинственное богоборчество " . Более подробная информация под названием " Межрелигиозный совет России планирует выпускать свою телепередачу " появилась на сайте " Страна.ру " . В ней сообщается о том, что на " на 10-м юбилейном заседании Межрелигиозного совета России во вторник обсуждались перспективы и задача межконфессиональных отношений, а также уточнения структуры Попечительского комитета совета " . Приводятся цитаты из выступления Патриарха Алексия II, который " дал высокую оценку работе самого Межрелигиозного совета, отметив, что тот " безусловно способствует налаживанию межконфессиональных контактов " . Глава Русской Церкви считает, что " важным направлением общих трудов стало построение новой, истинно российской модели взаимоотношений Церкви и государства " , отметив, что по большинству вопросов между ними сохраняется единая позиция " . Также перечисляются приоритетные направления деятельности Межрелигиозного совета в 2002-2003 гг.: " проведение международного саммита духовных лидеров традиционных религий, подготовка литературы в рамках образовательного стандарта " Теология " и разработка концепции межконфессиональной телевизионной программы на одном из центральных каналов телевидения " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor04.htm

«Недавно созданный благотворительный фонд «Возрождение» планирует завершить начатое на космодроме Байконур шесть лет назад строительство православного храма во имя великомученика Георгия Победоносца», - сообщает со ссылкой на «Благовест-Инфо» сайт « Newsru.com » . В настоящее время православные богослужения на Байконуре совершаются в бывшем магазине спорттоваров. Об использовании современных технологий на благо Церкви рассказывает сайт «Вести»: «Русская православная церковь начала транслировать по спутниковым каналам лекции для региональных семинарий. Система дистанционного обучения введена сегодня в действие в московской Сретенской духовной семинарии», - говорится в информации . «Лекции, которые читают здесь ведущие ученые Московской духовной академии и Российской академии государственной службы, будут транслироваться в режиме реального времени два раза в неделю в 18 семинарий, расположенных от Смоленска до Владивостока. Предполагается, что к системе подключатся и другие Духовные школы Русской церкви, которых сейчас насчитывается более 30». Другим примером благого использования технических достижений стало создание новой киностудии детских и юношеских фильмов «Русский богатырь», на которой в 2004 году будет снят музыкальный художественный фильм «Верное сердце» о православных святых - князе Петре и княгине Февронии Муромских. Об этом сообщает РИА «Новости» . «В ближайшее время киностудия «Русский богатырь» планирует выпустить целую серию из 12 художественных фильмов, рассказывающих о тысячелетней истории «Святой Руси». На сайте «Благовест-инфо» отмечено , что студия создана по благословению Патриарха: «Поздравляя учредителей новой киностудии, Патриарх отметил, что «во времена распада киноиндустрии вы создаете новую киностудию для детей и юношества, что свидетельствует о вашей отеческой и гражданской заботе о новых поколениях, которые призваны наследовать Россию. От всей души желаю вам, чтобы фильмы вашей киностудии воспитывали в сердцах детей веру в Бога, любовь к Отечеству, служили утверждению высоких нравственных, христианских идеалов, без которых у России нет будущего. Божие благословение да сопутствует всем вашим благим начинаниям».

http://pravoslavie.ru/4857.html

Также Н.Н. Лисовым в соавторстве с И.Ю. Смирновой готовится к выпуску другой сборник документов, который будет носить название «Отношения Русской Православной Церкви с Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами в первой половине XIX в.». Первый том будет включать исследования, а второй — документальные материалы. Здесь впервые на архивно-документальной основе воссоздается история, исследуются особенности российского дипломатического, духовного и культурно-гуманитарного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке в первой половине XIX в. Этот период, предшествовавший и во многом подготовивший создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершенно не исследован в отечественной и зарубежной историографии. Исследование строится на впервые вводимых в научный оборот документальных материалах личного архива А.Н. Муравьева, являвшегося ключевой фигурой в формировании русско-иерусалимских церковных отношений 1830-1840-х гг. (ОР РГБ. Ф.188). В 2008 г. ИППО также планирует выпустить 106 и 107 выпуски Православного Палестинского Сборника, главного печатного органа ИППО. Здесь планируется опубликовать труды научных конференций, организованных ИППО в 2005-2008 гг., а также новые архивные материалы по истории Общества и развитию русско-палестинских отношений XIX-XX вв. Будет также опубликован указатель трудов ИППО за 1881-2007 гг. Это уже второе, исправленное и дополненное издание, подготовленное Н.Н. Лисовым и Г.З. Пумпян. ИППО запланировало отметить ряд памятных дат наступившего года, которые связаны с Обществом. Это 160-летие со дня рождения графини Ольги Евфимьевны Путятиной (08.03.1848-21.09.1890), дочери адмирала Е.В. Путятина, построившей на свои средства амбулатории в Назарете и Бет-Джале, члена-учредителя ИППО. Планируется торжественный акт и установка мемориальной доски на амбулатории в Бет-Джале, которые сочтено целесообразным приурочить к Дням ИППО в Палестине. Общество отметит 150 лет со дня рождения историка, палестиноведа протоиерея Александра Петровича Попова (1858-19.05.1912), автора исследования «Иерусалимская латинская Патриархия» и издателя двухтомника документов «Вопрос о святых местах» (СПб., 1910-1911), который, как отметил Н.Н. Лисовой, вообще не использовался исследователями.

http://patriarchia.ru/db/text/349338.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010