Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: " Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют " . Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха - это и есть Христос, как говорит Апостол: " Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1 Кор. 5, 7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе - Христу, Его Телу и Крови. " Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай... " О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом - Отец наш Небесный, говорится: " И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. - Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови " (Синаксарий в Неделю блуднаго сына). Великий Григорий Палама законополагает в " Десятословии " , чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в " Томосе единения " о епитимиях, определяемых лицам, вступающим в третий брак: " Если кто, достигнув сорока лет и при этом ни возраста не стыдясь, ни о должной христианской благопристойной жизни не заботясь, только лишь по действию страстного вожделения впадает в третий брак, тот да будет в течение пяти лет не причащающимся Святыни Причастия, и этот срок никак не может быть сокращен. Но и после того как он удостоится Пречистого Причастия, да не будет ему позволено причащаться в иное время, кроме как на спасительное Христа Бога нашего Воскресение, ради очищения, насколько возможно, бываемого от предшествующего воздержания Великого поста " . Итак, даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: " ...снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения " (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет " Тело Христово приимите " (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

http://e-vestnik.ru/analytics/trapeza_is...

Страстная седмица, Пасха, Радоница: как встретить и прожить — советует епископ Климент (Вечеря) В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. 7 апреля, 2015 В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря). — Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник. —  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью. Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху. Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит. Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления. Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин. Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-pa...

Этот день и называли первым опресночным, как начинающий собою ряд определенных семи дней, в течение которых не вкушали ничего квасного: «семь дней» , сказано «, опресноки да ясте» (Лев. 23:6). семь дней ешьте опресноки. Но не об этом празднике Опресноков, и не об этом первом опресночном дне сказали евангелисты, как выше показано. Он совершался в пятнадцатый день месяца, а они писали о тринадцатом. Говоря: «где хощеши уготоваем Ти ясти пасху» , ученики показали, что Иисус Христос не имел собственного жилища. Думаю, что не имели и они сами после того, как оставили все; иначе они пригласили бы Его прийти туда. Совершает Пасху, чтобы показать, что до самой кончины Своей Он соблюдал Закон. Лука (22, 8, 9) говорит, что сначала Иисус Христос сказал ученикам: «шедша уготовайта нам пасху, да ямы» , а потом ученики спросили Его: «где хощеши уготоваем?» Мф.26:18.   Он же рече: идите во град ко онсице и рцыте Ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть: у тебе сотворю пасху со ученики Моими . Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими». Марк (14, 13) сказал и о числе посланных, именно что их было двое, а Лука (22, 8) присоединил имена их, говоря, что послал Петра и Иоанна. Под городом нужно разуметь Иерусалим. Заметь, что говоря: «к онсице» (к такому-то) Иисус Христос умолчал об имени мужа, чтобы Иуда, зная дом, не пошел к злоумышленникам и не привел их прежде, чем Он совершит с учениками тайную вечерю. Относительно дома Он дал другой признак, который записал Марк (14, 13—15), говоря: «и срящет вас человек в скудельнице воду нося: по нем идита, и идеже аще внидет, рцыта господину дому, яко Учитель глаголет: где есть виталница, идеже пасху со ученики Моими снем; и той вама покажет горницу велию, постлану, готову: ту уготовайта нам» . Почти то же написал и Лука (22, 10—11). Под «временем Его мы» разумеем приближение смерти. Сказал: «со ученики Моими» , чтобы и для них было достаточно приготовленного. «Виталницей» называется приют, комната. Видно, что этот хозяин дома, будучи верующим, или по Божественному Откровению, или вследствие знакомства со Спасителем знал, что Он совершит у него Пасху, и потому имел даже приготовленную для этого комнату. Объявляет и здесь со властью, как Господь всех. Можно понимать это и в таинственном смысле: к кому войдет Божественное крещение (это означает вода в глиняном сосуде), у того почиет и Иисус Христос; особенно если он имеет устланную, готовую горницу, т.е. ум чистый и украшенный светом высшего созерцания. «Ту» , — говорит, — «уготовайта нам» необходимое для праздника Пасхи, т.е. агнца, опресноки, горькие травы, посохи…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Молитвы на Пасху 13 апреля, 2012 Содержание статьи Пасха — Праздников Праздник. День, отражающий суть христианства, веры в Бога Воскресшего, страдавшего за наши грехи. Пасха — главный день в году для христиан. Праздник встречают в храме, а после поздравляют друг друга, в этот день стараются делать добрые дела и посвящать время, в том числе, домашней молитве. Как правильно читать молитвы на Пасху? Молитвы на Пасху по молитвослову Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову, стоит учесть, что после Пасхи порядок молитв меняется. Молитвы на Пасху читаются в особом порядке. На Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы, а после некоторые молитвы, привычные до Пасхи, заменяются на другие. Молитва Ефрема Сирина Молитва Ефрема Сирина читается перед Пасхой и в Великий пост. Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь. Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон. Христос Воскресе из мертвых Молитва Христос Воскресе из мертвых читается на Пасху. Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия принято начинать с Тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды) «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

http://pravmir.ru/molitvy-na-paskhu/

Как встретить Святую Пасху Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? 1 мая, 2016 Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье. Как встретить Святую Пасху? Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха , — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово « Пасха » пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Как происходит Богослужение в Пасху О приветствиях и Лобзании в День Пасхи При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — « Христос воскресе «. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе» . Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением « Христос воскресе !» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

http://pravmir.ru/kak-vstretit-svyatuyu-...

13 . Когда на конец следующей седмицы переходит это священное трехдневие, на протяжении которого Христос пострадал, упокоился и воскрес, трехдневие, о котором сказано: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19), — что может обременить нас сомнением? Если беспокоит мысль, что мы не отмечаем в четырнадцатый день от новолуния день Страстей или же Воскресения, то Сам Господь пострадал не в четырнадцатый день οт новолуния, а в пятнадцатый, в семнадцатый же воскрес. Если же смущает то, что, пропустив четырнадцатый день, который приходится на день Господень, а это четырнадцатый день до майских календ 3594 , мы советуем совершать празднование в следующий день Господень 3595 , то основания для этого следующие. 14 . В недавние времена, когда четырнадцатый день от новолуния попадал на день Господень, принято было праздновать Пасху в следующий день Господень. В восемьдесят девятом и девяносто третьем году 3596 от начала правления Диоклетиана, когда четырнадцатый день от новолуния приходился на девятый день до апрельских календ, мы совершали Пасху накануне апрельских календ 3597 . Александрийцы и египтяне, как они сами написали, когда четырнадцатый день от новолуния приходился на двадцать восьмой день месяца фаменот, праздновали Пасху в пятый день месяца фармути, что соответствует кануну апрельских календ, и в этом они едины с нами. И в девяносто третий год от начала правления Диоклетиана, когда четырнадцатый день от новолуния пришелся на четырнадцатый день месяца фармути, который соответствует пятому дню до апрельских ид, и это был день Господень, Пасха Господня праздновалась в двадцать первый день фармути, что у нас соответствовало шестнадцатому дню до майских календ 3598 . Поэтому, поскольку в этом есть и исчисление, и традиция, нам не стоит ничего изменять. 15 . Теперь надо объяснить еще следующее. Многие думают, что мы будем праздновать Пасху во второй месяц, в то время как написано Соблюдай первый месяц новых плодов (Втор. 16:1), — потому что нельзя праздновать Пасху не в месяц новых плодов, если только не соблюдать четырнадцатый день по букве закона и праздновать только в этот самый день. В этом году иудеи собираются праздновать пасху в двенадцатый, а не первый месяц, потому что Пасха приходится на тринадцатый день до апрельских календ 3599 у нас, а у египтян на двадцать четвертый день месяца фаменот, который является не первым месяцем, а двенадцатым, ибо он начинается в пятый день до мартовских календ и заканчивается в седьмой день до апрельских календ 3600 ; а первый месяц начинается в шестой день до апрельских календ и заканчивается в седьмой день до майских календ 3601 . Следовательно, согласно египтянам, мы собираемся праздновать Пасху Господню в первый месяц, то есть в седьмой день до майских календ 3602 , который соответствует тридцатому дню месяца фармути.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В этом случае оказалось ошибочным ожидание Константина, что после собора все будут праздновать пасху в один день. Но, в сущности, были ошибочны и самые толкования того разногласия, с которым приходилось иметь дело отцам собора. В 1880 г. французским ученым Дюшеном 36 было представлено [новое] толкование пререканий о пасхе на Никейском соборе. Но это толкование не было достаточно ясно. Ошибка [предшествующих ученых] заключалась в том, что пререкания Никейского собора ставились в связь с теми, которые были во время Поликрата, епископа ефесского, и Виктора, епископа римского. Там дело шло о том, что церкви малоазийские праздновали пасху вместе с иудеями – в ночь с 14-го на 15-е нисана, в какой бы день недели это число ни приходилось. Этих лиц называли четыренадесятниками, и [ученые] обычно предполагали, что с ними-то и имел дело Никейский собор Между тем, [как указал Дюшен], в дошедших до нас документах нет ни одного слова о том, что те лица, которые составляли меньшинство на соборе, действительно праздновали пасху 14-го нисана, в какой бы день оно ни приходилось. Все были согласны в том, что праздновать пасху нужно в воскресный день. История, отделяющая Никейский собор от истории Поликрата, очень длинная. Находились такие лица, которые хотели праздник пасхи превратить в неподвижный праздник. Но не об этих лицах шла речь на соборе. Епископы асийские стоят теперь на стороне большинства, и только в Сирии сохранились [иные] традиции. [В основе этого недоразумения лежит тот факт, что как четыренадесятники праздновали пасху] в тот день, в который народ (иудейский) отлагал квасный хлеб, [следовательно, в один день с иудеями] так и лица, осуждаемые Никейским и Антиохийским соборами «праздновали пасху вместе с иудеями» [т. е. в один месяц с ними]. Находили, что в [Сирии] празднуют пасху ουδακτερον (Сократ I, 8. Созомен , I, 16). Антиюдаистическая черта сказалась и в окончательном решении вопроса о дне пасхи на Никейском соборе: «Да не будет у нас ничего общего с ненавистным ( το χθστου) иудейским народом: мы приняли от Спасителя другой путь» – вот аргумент Константина Великого против [сирийской] церковной практики. На Никейском соборе, по выражению Евсевия, «восточные отступились от богоубийц ( κυριοκτνων) и соединились с единоверными христианами» (Schurer, 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Завершая сказанное выше о деятельности Никейского Собора в связи с проблемами празднования Пасхи, приведем следующее замечание свящ. Д. А. Лебедева : «Собор не обсуждал вопроса о дне Пасхи в подробностях... (а) приписываемое ему обычно постановление совершать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии: Пасха в первое воскресенье после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта (следовательно, в 15–21 дни луны)» (см. примеч. 1-е к с. 446 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова ). § 4. Посленикейский период развития восточной пасхалии Выполнение рекомендаций Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи на практике оказалось непростой задачей. Неизвестно, как обстояло дело в 326 году (через год после Никейского Собора), когда, согласно александрийскому расписанию, пасхальное полнолуние пришлось на 2 апреля, в субботу. По правилам александрийской пасхалии, Пасху надлежало праздновать в воскресенье, 3 апреля. Но истинное полнолуние наступило в этом году, не 2, а только 4 апреля, так что 3 апреля было еще только 14 нисана. Если справедливо предположение Ван-дер-Хагена – Круша, что римляне между 312 и 342 годами назначали Пасху не на 16–22 дни луны (как это было позже), а на 14–20, то это означает, что в 326 году Рим и Александрия праздновали Пасху вместе 3 апреля. Если же действовало обычное правило римской пасхалии, то Рим совершал Пасху отдельно от Александрии, а именно – в следующее воскресенье, 10 апреля, или, что более вероятно, александрийцы пошли на уступку и праздновали Воскресение Христово вместе с римлянами 10 апреля. «Предположение, – говорит свящ. Д. А. Лебедев , – что уже в 326 г. нарушено было постановление Собора – совершать Пасху всем христианам в один день, потому невероятно, что в 333 г. сам св. Афанасий Великий назначил Пасху на 15 апреля, хотя, по правилам александрийской пасхалии, ее следовало бы назначить на 22 апреля» (см. примеч. 2-е свящ. Д. А. Лебедева к с. 444 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Свящ. Нет, не думайте так, потому что Иисус Христос и вчера в днесь, той же и во веки 168 Чтоб не поселить в чьей-либо душе мысли, будто причащение в другие дни менее действительно и утешительно, чем в Пасху, – в этом опасении я только ободрял приступить достойных, не отвергал искренно-желающих, а не побуждал всех. Прих. Если так, батюшка, то и мне грешному желательно было бы удостоиться святого причащения в нынешнюю Пасху, тем более что я ныне намерен отговеть на последней неделе поста. Объясните же мне все до-конца: ели я причащусь в Великую Субботу, то должен ли буду снова исповедаться пред пасхальным причащением? Свящ. В новой исповеди не будет для вас нужды, потому что расстояние времени тут не велико. Можно приходить к исповеди (как и приходят в больших приходах) не накануне только причащения, но за два и даже за три дня. Разве вы, к несчастью, допустите какой-либо тяжкий грех или вообще глубоко расстроите чем-либо свой дух после своего приобщения? В таком случае нужно будет вам излечиться новою исповедью; потому что состояние душевное важно. Но безусловно уже требуется новая исповедь для всех тех, которые, желая приступить в святую пасху, исповедовались и приобщались еще среди Великого поста. Прих. А обыкновенное «правило» должен я буду на пасху выслушать или прочитать? Свящ. Да, тогда вы должны приготовляться вполне по уставу, т. е. выслушать все каноны, положенные для причастников, потому что будете готовиться не в то время, как наступить праздник пасхи, и когда не читается никаких канонов, а еще в Великую Субботу, только в поздние часы ее. Если вы пожелаете, и, если разрешено будет вам приступить еще и на другой день Пасхи, – вот тогда-то вы не будете слушать вечернего «правила», а только после утренних молитв выслушаете или сами прочитаете «последование ко причащению». Прих. Но вечерние и утренние молитвы ужели также будут для меня нужны, если я на Пасху совсем не буду спать? Свящ. Если не будете готовиться ко сну и намерены бодрствовать всю ночь на светлое Христово воскресенье, в таком случае, без сомнения, можно будет вам оставить вечерние и утренние молитвы. Вы знаете, что усердные из христиан всегда собираются на пасхальную ночь в церковь по звону, и там проводят все часы до самой заутрени в слушании «Деяний». Такое ночное собрание на Пасху производят даже от апостольского предания 169 . Следовательно, в сказанном случае вы поступите по примеру первых христиан, которые если приобщались в Пасху, то приобщались, без сомнения, после бодрствования в продолжение целой ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Прот. Максим Козлов: Я помню, нас всех в алтарь собирали на Пасху, благословляли стихарь. Этого дня ждали, а еще позовут – не позовут – неизвестно, и волновались, как тут будет. Как-то под своим крылом оберегали. Мы стояли заутреню и уже литургию все вместе, я даже помню входной стих, который отец Николай произносил, как сейчас его вижу. Это совершенно неизреченное торжество. Как-то в Обыденском всегда было удивительно, хотя очень много народу. Алексей Светозарский: До этого я бывал в других храмах на Пасху, мне очень нравился всегда храм в Сокольниках, он и сам весь какой-то такой пасхальный, светлый, радостный. Я там был раза два на пасхальном ночном богослужении. В Елоховский было не попасть, потому что там было по билетам. Прот. М.К.: Было два храма, в которые на Пасху попадали по билетам. Это очень едко подмечено в фильме «Блондинка за углом». В Елоховский Богоявленский и в Новодевичий на Пасху попадали по билетам. Билеты распространялись частью по церковной линии, а часть какими-то таинственными путями расходилась – это были какие-то крутые люди, советская интеллигенция, советская торговля и обслуга Кремля: врачи, обслуживавшие кремлевское управление и т.п. Верхи советской торговли – это была скрытая элита. Тогда в публичном сознании было немножко стыдно работать в торговле, но правильные люди знали, где деньги делают. А.С.: В том числе это играло роль некоего товара: эти билеты могли менять на что-то. Где-то мне недавно попался такой – когда будет музей Русской Церкви ХХ века, надо туда обязательно отдать. Прот. М.К.: Дружинники, конечно, не дожидались, пока литургия кончится. К этому моменту окрестность была пуста. Уже даже к часу ночи можно было попасть в храм. После крестного хода уходила совсем внешняя часть людей, а за время заутрени и к ее концу уходили многие. Это было отчасти связано с тем, что добраться до дома было непросто. А во-вторых, не все понимали, когда служба кончается. Тогда на Пасху не причащали почти нигде. Причащались люди до того – в Великий Четверг, в Субботу. В четверг была тьма причастников. На Пасху только духовенство причащалось. Я, кстати, не причащался на Пасху: я знал, что это не принято, и не причащался. Тех, кто ходил на крестном ходе в стихарях, – этих молодых людей особым порядком в алтаре, в минимальном количестве причащали. Но народ – никогда. Поэтому многие расходились раньше. В конце пасхального богослужения храмы были уже не переполнены.

http://pravoslavie.ru/38201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010