Aziz, Philippe. Les sectes secretes de l " Islam. Paris, 1983. Aziza, Mahomed. Le retour de l " Islam. Paris, 1978. Barber, Noel. Lords of the Golden Horn. London, 1973. Barker, Thomas M. Double Eagle and Crescent. New York, 1967. Barraclough, Geoffrey, ed. The Times Atlas of World History. London, 1984. Barreau, Jean-Claude. De l " Islam en general et du monde moderne en particulier. Paris, 1991. Bat Yeor. The Decline of Eastern Christianity under Islam, from Jihad to Dhimmitude: Seventh- Twentieth Century. London, 1996. The Dhimmi: Jews and Christians under Islam. London, 1985. Juifs et Chretiens sous L " Islam. Paris, 1994. Bazancourt, Baron de. Histoire de la Sicile sous la domination des Normans. Paris, 1846. Beeching, Jack. The Galleys at Lepanto. London, 1982. Bendiner, Elmer. The Rise and Fall of Paradise. New York, 1983. Bennassar, Bartolome. Histoire des Espagnols. Paris, 1985. Benoist-Mechin, Jacques. Le loup et le leopard: Mustapha Kemal. Paris, 1954. Beraud-Villars, J. Les Touaregs au pays du Cid. Paris, 1946. Bertrand, Louis. The History of Spain. London, 1952. Bertuel, Joseph. L " Islam-ses veritables origines. Paris, 1981. Biancamaria, J. T. La Corse dans sa gloire et ses souffrances. Paris, 1963. Blachere, Regis. Le Coran. Paris, 1988. Bodolai, Zoltan. The Timeless Nation. Sydney, 1977. Boorstin, Daniel J. The Discoverers. New York, 1988. Bradford, Ernle. The Great Siege-Malta 1565. London, 1961 Braudel, Fernand. A History of Civilization. London, 1993. The Mediterranean and the Mediterranean World in the Age of Phillip II. London, 1973. Bridge, Antony. Suleiman the Magnificent. London, 1983. Briere, Claire, and Olivier Carre. Islam, Guerre a l " Occident. Paris, 1983. Bruce, George. Collins Dictionary of War. London, 1995. Bucaille, Maurice. La Bible, le Coran et la science. Paris, 1976. Buchan, John. Greenmantle. London, 1949. Burlot, Joseph. La civilisation islamique. Paris, 1990. Buckhardt, Titus. Moorish Culture in Spain. London, 1972. Cambridge History of Islam. Cambridge, 1950.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В катенах, составленных в IX в. яковитским мон. Севиром Эдесским, сохранились большие комментарии на И. п. к. прп. Ефрема Сирина . Вопрос о принадлежности этих текстов Ефрему окончательно не решен ( Burkitt F. C. S. Ephraim " s Quotations from the Gospel. Camb., 1901, 1967r. P. 87; Beck E. Ephraem Syrus//RAC. 1962. Bd. 5. S. 521). Толкования составлены на отдельные стихи из Иер 1-25; 30-32; 34-35; 43; 45-51 ( Kannengiesser. 1974), в ряде случаев в тексте усматривается христологический смысл (Иер 23. 4-5; 31. 2-6). В комментарии на И. п. к. блж. Феодорита , еп. Кирского (самом большом в ранней Церкви - Theodoret. In Jerem.//PG. 81. Col. 495-807), преобладает исторический подход, что, однако, не мешает автору интерпретировать ряд образов аллегорически. Так, по его мысли, в Иер 5. 6 («...поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан...») Иеремия предрекает завоевание и разорение Иудеи Навуходоносором, Навузардамом и Антиохом IV Епифаном, а «пастухи со своими стадами», к-рые придут на разоренную землю Иудеи (Иер 6. 3),- это военачальники Навуходоносора и его воины (ср.: Ashby G. W. Theodoret of Cyrrhus as Exeget of the OT. Grahamstown, 1972. P. 92). Довольно часто встречаются христологические толкования: «путь добрый», которым Иеремия призывает идти иудеев (Иер 6. 16),- это Христос ( Theodoret. In Jerem. 2//PG. 81. Col. 544-545); эпитет «кроткий агнец» является эпитетом Христа (Ibid. 3. Col. 576 (Иер 11. 19)). Как и Ефрем Сирин, Феодорит истолковывает мессианское предсказание о восстановлении Отрасли Давидовой (Иер 23. 5) прежде всего как указание на Зоровавеля и в конечном счете - на Христа. Феодорит видит в книге множество пророчеств, нашедших исполнение во времена НЗ в жизни Церкви. Предреченное в И. п. к. отпущение грехов - это прощение, даруемое в таинстве Крещения ( Ashby. 1972. P. 93). Диак. Олимпиодор Александрийский (VI в.) составил обширный комментарий, охватывающий И. п. к., Плач и Послание Иеремии (неопубл. ркп. Vat. Barber. gr. 549; IX-X вв.; CPG, N 7455-7458; Olympiod. Alex. Kommentar zu Hiob/Hrsg. U. und D. Hagedorn. B.; N. Y., 1984). Несмотря на несомненное оригеновское влияние, для комментария Олимпиодора характерно стремление понять пророчества буквально. Так, хотя в Иер 11. 19 непорочный агнец в согласии с традицией и со ссылкой на песни Раба Господня Ис 42. 2 и Ис 53. 7 - это образ Христа, «древо в хлебе» в LXX, понимаемое большинством авторов как прообраз креста распятия, Олимпиодор считает ядовитой травой, которая принесет пророку страдания. Далее следует примечание о христологическом содержании данного пророчества: на кресте был пригвожден Хлеб жизни ( Olympiod. Alex. In Jerem. 11//PG. 93. Col. 650-652).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Christianity Among the Religions. L., 19b0. Attwater R. Adam Schall: a Jesuit at the Court of China 1592–1666 Milwaukee, 19b3. Austin A. Saving China: Canadian Missionaries in the Middle Kingdom, 1888–1959. Toionto, 1986. Barber, W.TA., rev The Rebel Bible. – CR. July 1891. Barnett S., Fairbank J. (eds.). Christianity in China: Eaily Protestant Missionary Writings. Cambridge, Mass., 1985. Barr P. To China with Love. The Lives and Times of Protestant Missionaries in China 1860–1900. L., 1972. Bates M.S. The Theology of American Missionaries in China, 1900–1950. – FairbankJ. (ed ). The Missionary Enterprise in China and America. Cambridge, Mass., 1974. BaysD. Christian Tracts: The Two Friends. – Chiistianity in China. Early Piotes–tant Missionary Writings. Ed. by S Barnett and J.Fail bank Cambridge, Mass., 1985. Bays D (ed ). Chi istianity in China: Fiom the Eighteenth Century to the Present Stanfoid, Cal., 1996. Beaton К West of the Goiges. Toronto, 1948. Bennet A Missionary Journalist in China: YoungJ. Allen and his Magazine, 1860–1884. Athens, Georgia, 1983. Betgeron M. Le Christianisme et Chine: Approches et stratégies. L> on, 1977. Bernard H Le Pere Mattheu Ricchi et la Société Chinoise de son temps. 2 vols. Tientsin, 1937. Bernard H La découverte de Nestonens Mongols aux Ordos et l’histoire ancienne du Christianisme en Extrême–Orient. Tientsin, 1935. BerthrongJ All Under Heaven. Transforming Paradigms in Confucian–Christian Dialogue, N. Y., 1994. Bilton N. Our Heritage in China. L., 1913. Bitton À The Regeneration of New China. L., 1914. Boardman EP Christian Influence upon the Ideology of the Taiping Rebellion 1851–1864 Madison, 1952; reprint., N Y., 1972. Bohr PR. Liang Fa’s Quest for Moral Power. – Christianity in China. Early Protestant Missionary Writings. Ed. by S.Barnett and J.Fairbank. Cambndge, Mass., 1985. Bond G Our Share in China and What We Are Doing with It. Toronto, 1911. Brandauer F. The Encounter between Christianity and Chinese Buddhism from the Fourteenth Century through the Seventeenth Century.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, прп. Феодор Студит пишет о венчании вступающих в брак как о само собой разумеющемся и при этом цитирует «священную молитву венчания», текст к-рой совпадает с текстом используемых и в наст. время молитв визант. чина В. б. (совр. 3-я и 4-я); кроме того, прп. Феодор упоминает о том, что чин В. б. содержит призывание Божественной благодати и поэтому не должен совершаться в случае второбрачия ( Theod. Stud. Ep. 22, 25, 28, 31, 50). Неск. позднее церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан Византийской империи (89-я новелла имп. Льва VI Мудрого (886-912)). К XI в. чинопоследование В. б.- это основная форма церковного благословения брака в правосл. Церкви, что следует из 24-й новеллы имп. Алексея I Комнина (1084) и подтверждается памятниками церковного искусства, где в это время получила распространение такая иконография христ. брака, где изображается Христос, венчающий супругов. 31-й новеллой имп. Алексея I Комнина (1092) была установлена обязательность В. б. не только для свободных людей, но и для рабов. Чинопоследование В. б. известно уже по древнейшей из сохранившихся рукописей визант. Евхология (Vat. Barber. 336, кон. VIII в. Fol. 186-191). В этой рукописи оно следует сразу за чином обручения - др. важнейшей частью церковного благословения брака - и состоит из следующих элементов: 1) мирной ектении с особыми прошениями; 2) молитвы «Ο Θες γιος, πλσας τν νθρωπον» (        ) и главопреклонной молитвы «Κριε Θες μν, ν τ σωτηριδει σου οκονομ καταξισας ν Καν» (                    ), между к-рыми священник совершает обряды венчания и соединения правых рук молодых (еще один важнейший брачный обряд античного происхождения, вошедший в церковный чин); 3) молитвы над общей чашей «Ο Θες, τ πντα ποισας τ σχ σου» (          ); 4) Причащения Св. Таин. Причащение Св. Таин помещено в чин В. б., потому что именно оно делает брак двух христиан таинством Церкви. Совместное Причащение супругов рассматривается как главный знак церковного брака уже у христ.

http://pravenc.ru/text/150353.html

Что касается метода заимствования, то Феоктист работает вполне свободно в отношении материала и мастерски в плане литературном. Он никогда не копирует вслепую, но, напротив, демонстрирует незаурядную изобретательность в выборе мест, подходящих к ситуациям, которые он хотел выразить, и притом вполне свободен в их копировании. Там, где это нужно, он опускает или заменяет целые слова или фразы, свободно переходит от 2-го к 3-му лицу и наоборот и так далее 35 . При необходимости он не копирует целиком один отрывок, но выбирает подходящие предложения и фразы из довольно объёмного текста, соединяя бессвязный материал достаточно органично. При этом выбор источников цитирования с трудом поддаётся объяснению 36 и обуславливается, по всей видимости, составом бывших в распоряжении Феоктиста рукописей. Феоктист рисует образ святого, мастерски пользуясь различными литературными приёмами, такими как сравнение с библейскими персонажами, параллели и намёки на известных святых, фигуры умолчания, панегирические речи, обращение к классическим авторам и другие, создавая уникальный литературный памятник своего времени, который вместе с тем находится вполне в русле православной агиографической традиции и является одним из характерных агиографических произведений поздневизантийского периода. Главная заслуга Феоктиста Студита в том, что ему удалось создать очень живой и психологичный образ святителя Афанасия, навсегда вошедший в сокровищницу церковного Предания. Настоящее издание включает в себя авторский перевод на русский язык, выполненный с древнегреческого текста жития по изданию Афанасия Ивановича Пападопуло-Керамевса : Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1905. (Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета; ч. 76). С. 1–51, которое выполнено с рукописного списка жития свт. Афанасия 1-й половины XIV в., хранящейся в Иверском монастыре на Афоне (Athon. Iberon gr. 50), при обращении к более поздней рукописи Vat. Barber. gr. 583. А.И. Пападопуло-Керамевс полагал, что автором издаваемого им жития является патриарх свт. Филофей Коккин 37 . Однако указания в более ранней рукописи Chalk. S. Trin. 64 (ок. 1313–1330) не оставляют никаких сомнений, что автором сочинения является Феоктист Студит 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконописный подлинник. С. 238. 42). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) отметил следующее: «…типа греческого. О подобии его не сказано, но лучше его писать средних лет и со средней величины бородой, с проседью, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136). Один из самых ранних образов Л. был представлен в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (440-461, утрачена во время пожара в 1823); погрудное изображение было помещено в медальоне на сев. стене центрального нефа, известно по рисунку в рукописи из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1). В росписи кон. XI в. Нижней церкви рим. базилики Сан-Клементе в центральном нефе на зап. стороне вост. опоры сохранилась нижняя часть сцены с изображением сщмч. Климента и его предшественников на Римской кафедре («Поставление сщмч. Климента в папы»). Слева от центральной фигуры сщмч. Климента, за ап. Петром, изображен в 3/4-ном развороте вправо Л. (идентификация возможна благодаря именам на полосе разгранки сцен), справа - папа Анаклет I. На Л.- белая туника, насыщенного синего цвета казула с узкой красной оторочкой, палий. В составе минейного цикла наиболее ранний дошедший до наст. времени пример изображения Л.- миниатюра в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160; 1-я четв. XI в.). Святой представлен в рост, в одеждах, типичных для изображений апостолов,- в хитоне, гиматии, с омофором на плечах, в руке держит свиток (с ним - апостолы от 70 Филолог, Ерма, Патров и Гаий). Стоящим первым вместе с апостолами Филологом и Ермой Л. изображен в греко-груз. рукописи кон. XV в. (в т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 86 об., под 5 нояб.; фигуры празднуемых в том же Соборе апостолов Патрова и Гаия перенесены на следующий лист). Л.- молодой муж с округлой, сужающейся книзу бородой; его фигура развернута вправо к 2 др. апостолам, обеими руками он держит закрытый свиток. Изображения Л. в минейных циклах в росписях храмов и на иконах не встречаются. В XIV в.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

п. наблюдается, т. о., неясность в отношении понимания смысла крещальных помазаний, а также указания времени дарования крещаемым Духа Св. ( Metzger. T. 2. P. 92-95) (см. в статьях « Крещение », « Миропомазание »). В А. п. неоднократно встречаются термины χειροτονα ( хиротония - рукоположение) и χειροθεσα ( хиротесия - руковозложение), причем они употребляются уже почти так же, как в позднейшей литургической терминологии: 1-й обозначает возложения рук при совершении таинства Священства (точнее, при поставлении епископов, пресвитеров, диаконов и иподиаконов), 2-й - все проч. возложения рук (Ibid. P. 77-79). В А. п. перечисляются следующие церковные степени: епископ, пресвитер, диакон, диакониса (R. Gryson), иподиакон, чтец, певец, привратник , исповедник , вдовица , экзорцист , причем указывается, что возложение рук бывает только при поставлении в первые 6 степеней (VIII 3-5, 16-28). Чинопоследования поставления включают возложение рук и одну епископскую молитву. Молитвы рукоположений в отличие от мн. др. приводимых в А. п. (в частности, анафор) имели в древности широкое распространение - их редакцией являются нек-рые молитвы рукоположений согласно древнейшему сохранившемуся груз. Архиерейскому Чиновнику ( Кекелидзе. С. 24-30) (богослужение Грузинской Церкви до перехода на визант. обряд восходило к иерусалимскому и антиохийскому богослужениям ); к ним восходят копт. молитвы хиротоний (E. Lanne), эти молитвы приводятся в древнейшем из сохранившихся визант. Евхологиев (Vat. Barber. gr. 336) кон. VIII в. (P. 542-562; см. Барберини Евхологий ) в качестве дополнения. Кроме описаний таинств Евхаристии, Крещения, Миропомазания, Священства в А. п. также приводятся молитвы на освящение елея и воды (VIII 29) - вероятно, для совершения таинства Елеосвящения ; на благословение начатков различных плодов (VIII 40); на поминовение усопших (VIII 41-44; ср.: VI 30); упоминается институт монашества (точнее, существование «аскетов» (σκητα) и «дев» (παρθνοι), «[живущих] в воздержании и благочестии» (ο ν γκρατε κα ελαβε) и «в девстве и чистоте» (ο ν παρθεν κα γνε): Metzger. T. 2. P. 60-64). Ист., исслед. и публ.: PG. 1. Col. 509-1156; Апост. постановл. Каз., 1864; СДЛ. Вып. 1. С. 77-96, 115-130; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum: In 2 t. Paderborn, 1905; H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 82-95; Metzger M. Les Constitutions Apostoliques/Introd., texte critique, trad. et notes. Р., 1985-1986. 3 t. (SC; 320, 329, 336) [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/ Апостольских ...

Иеремии (Плач 5) и песнью Богородицы (De utilit. Hymn. 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Верекунд, еп. североафриканского г. Юнка († 552), в «Толковании на церковные песни» сообщает, что «принято петь по обычаю» песнь Азарии, к-рой нет в евр. тексте (Comment. super cantica ecclesiastica. 1. 1//CCSL. Vol. 93. P. 3 ff.), причем в последующем построчном комментарии песнь трех отроков (ст. 52-90) им не рассматривается. К-польский Патриарх Прокл (434-446) пишет о том, что песнь В. о. поют ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716), а 4-й Толедский Собор (633 г.) отмечает, что пение на воскресных службах и на праздники мучеников песни В. о. является «древним обычаем», принятым во всем мире (Concil. Tolet. IV. can. 14//PL. 85. Col. 297). Песнь трех отроков на пасхальной службе по-видимому, является одним из древнейших церковных установлений (см. праздничные послания свт. Афанасия Александрийского († 373) (Ep. 4. 1, 6. 11, 10. 3//PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398), проповеди свт. Кирилла Александрийского (Hom. pasch. 18. 2, 21. 4), свт. Зенона Веронского (IV в.) (De Dan. in Pasch. 1//PL. 11. Col. 523)). В Иерусалиме и К-поле вечером в Великую субботу с пением песни трех отроков в храм входили епископ и новокрещеные ( Bertonière. G. The Hist. Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. P. 59-65, 127-132. (OCA; 193); PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307). В богослужебной практике Иерусалима и К-поля песнь трех отроков использовалась в разных редакциях: в Иерусалиме в более краткой версии Феодотиона (в рукописях Псалтири иногда обозначавшейся пометой «κατ τν γιοπολτην», т. е. по святоградскому [чину] - напр., Vat. gr. 752, Barber. gr. 285, XI в., и др.); в К-поле в версии LXX, называемой «κατ τν κκλησιστην», т. е. по чину Великой церкви ( Schneider. S. 433-451). Гимны В. о. в составе утрени Поскольку спасение отроков из печи рассматривалось как прообраз Воскресения Христа, песнь В.

http://pravenc.ru/text/153809.html

JacBarb A.Jacob, Les prières de l’ambon du Barber.gr.336 et du Vat.gr. 1833. Bull. Inst. Hist. Beige de Rome 37 (1966) 17–51. JacBulg S.G.Mercati, Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula, in: MercColl I 66–98.[s.XIII] JacFrag A.Jacob, Fragments liturgiques byzantins de Terre d " Otrante. Bull. Inst. Hist. Beige de Rome 43 (1973) 346–376. [s.XIII ?j JacobMon Jacobus Monachus, PG 127, 544–700. [s.XI/XII?] JagiéPsalm V.Jagié, Ein unedierter griechischer Psalmenkommentar. Wien 1904. JahnAn A.Jahn, Anecdota Graeca Theologica. Leipzig 1893, 87–133. IambAnon G.N.Sola, Giambografi sconosciuti del secolo XI. Roma e l " Orienme 6 (1916) 18–27, 149–153. [s.XI] IatrLesb A.Papadopulos – Kerameus, πμνημα δλου ατρο Λεσβου. ZMNP Mai 1910, 223–226. [s.XIV] Ideler J.L. Ideler, Physici et medici graeci minores. 1.2. Berlin 1841–1842. IgnDiac siehe auch NicephOp und VTaras , VTarasE IgnDiacAd Ignatii Diaconi tetrasticha iambica 53, versus in Adamum 143, rec. C.P.Müller. Kiel 1886 (28–32: Adam). [s.IX] IgnDiacCor The Correspondence of Ignatios the Deacon, ed. C.Mango – St.Efthymiadis. Washington, D.C. 1997. [s.IX] IgnDiacEp M.Gedeon Να βιβλιοθκη κκλησιαοτικν συγγραφων. Konstantinopel 1903, 1–64: δλου (Θεοφνους Νικαας) πιστολα [=Ignatius Diakonos]. [s.IX] IgnDiacGr G.Makris, Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart und Leipzig 1997. [s.IX] IgnDiacSternb L.Sternbach, Methodii patriarchae et Ignatii patriarchae carmina inedita, Eos 4 (1897) 150–163. [s.IX] IgnDiacTetr Ignatii et aliorum memrasmicha iambica recensita a G.F.Mueller, in: Babrii fabulae Aesopeae, rec. O.Crusius. Leipzig 1897, 264–296. [s.IX] InMon M.Wawryk, Initiatio monastica in liturgia byzantina. Rom 1968 . InnCost Innologia greca in onore dei SS. Costantino ed Elena. Roma e l " Oriente 6(1913) 56–85. InnPasq Cinque inni bizantini inediti per le solennità della Pasqua, a cura di A.Labate. Messina 1980 (Index 201–215). [s.IX] InserApam Die Inschriften von Apameia (Bithynien) und Pylai, hrsg. v. Th.Corsten. Bonn 1987 (Index 173–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

22, fig. 17, andn. 13 forfurther bibliography on the object. 495 The Chludov Psalter is cod. 129 of the State Historical Museum in Moscow, published in facsimile edition by Scepkina M. V. Miniatjury Khludovskoi Psaltiri. Moscow, 1977. The Pantokrator Psalter is cod. 61 ofthe Pantokrator Monastery on Mount Athos, published by Dufrenne S. L’lllustration des Psautiers Grecs du Moyen Age, I, Pantokrator 61, Paris grec. 20, British Museum 40731 (Bibliothèque des Cahiers archéologiques, I). Paris, 1966. Colour reproductions of some miniatures are published in: Ο Θησαυρο το γου ρους, εκονογραφημνα χειργραφα//Ed. G. A. Christopoulos, I. K. Bastias. Athens, 1979, plates 180–237. The third of the ninth-century marginal psalters that has survived in extremely fragmentary state, cod. Paris, gr. 20, does not preserve any representations of Christ’s Rise from the Tomb (see Dufrenne, 1966, p. 41 ff.). 496 The most recent and detailed study on the iconophile implications ofthe miniatures in the ninth-century marginal psalters is: Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge University Press, 1992. 497 On Christ rising from the Tomb in the marginal psalters, see: Kartsonis A. Anastasis, The making of an image. Princeton University Press, 1986, p. 131–34. The Theodore Psalter (British Library Add. 19.352) and the Barberini Psalter (cod. Vat. Barber, gr. 372) are considered indirect copies of the Chludov Psalter. See Der Nersessian S. L’lllustration des psautiers grecs du moyen age, II, Londres, Add. 19.352 (Bibliothèque des Cahiers archéologiques, V). Paris, 1970, p. 63–70; Anderson J., Canart P., Walter Ch. The Barberini Psalter, codex Vaticanus Barberinianus Graecus 372. Zurich, 1989, p. 40–53. 498 Folios 9v, 26v, 78v of the Chludov Psalter; folios 24v, 26v, 30v, 109r of the Pantokrator Psalter. 499 Chludov Psalter, folios 9v, 26v, 78v; Pantokrator Psalter, folios 24v, 26v. That in these miniatures David does not appear simply as the author of the Psalms, but as the advocate for their Christian (and at times overtly iconophile) interpretation is discussed by Corrigan, 1992, 62 ff., where other examples of Christological scenes including the figure of David are also mentioned.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010