Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2727 От редакции. Давая у себя место стойкому и убежденному голосу такого признанного авторитета по старокатол. вопросу и искреннего, просвещенного друга церкви, как наш давний сотрудник, почтенный ген. Киреев, ред. Б. В. нисколько себя этим не связывает и охотно откроет страницы своего журнала для всякой, столь же искренней и честной полемики с ним, лишь бы она преследовала интересы чистой истины и подлинное благо церкви. 2728 Говорю о единственно, пока, возможном соединении церквей старокатолической и православной. Замечу, еще, что ведь дело идет пока лишь о том: православно ли догматическое учение старокатоликов или нет? Согласно ли оно с учением древней вселенской церкви или нет? До вопроса о самом воссоединении мы еще не дошли! Церкви Болгарская и Сербская, стали, по-видимому, к ст. католикам ближе нашей. 2731 Об этом отличии многие у нас забывают, что так неблагоприятно и влияет на ход нашего богословского развития, так нежелательно отзывается на нашей богословской печати. (место сноски на стр. не указано – эл. р.) 2732 См. греческий текст послания Вселенских патриархов к Епископам Великобритании 1723 год (член 17). 2733 По определению нашего пространного Катехизиса (времени Екатер. II). «Церковью называется собрание истинных христиан, которой единая глава Христос». 2734 Мысль человеческая и не может идти иначе; как несовершенная, она ни когда не идет по «равнодействующей», она идет зигзагами. 2735 Эта свобода не имеет ничего общего с её карикатурой, порожденной переживаемою нами политическою смутой. 2737 Укажу для примера на западную легенду о взятии Пресвятой Богородицы живою на небо… Разве в этом религия? Спешу добавить, что и этих верований должно касаться осторожно; согласен, но нельзя же считать это, и тому подобное областью науки! 2738 То есть массивный, твердый, компактно весь сколоченный и должно, по-видимому, указывать на вечность Божества. 2742 Любопытно, что еще в век Плитона хорошо помнили о взаимных отношениях Платона и Аристотеля в древнюю эпоху догматических движений. Плитон в защиту Платона писал, что отцы церкви, сочувствовавшие эллинской мудрости, становились, как например. Кирилл алекс. на сторону Платона, тогда как ариане утверждались на основании принципов Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я думаю, что из двух зол выбирают меньшее... религия входит в социализм, и даже не входит, а въезжает, как по рельсам. И так как власть полностью принадлежит нам, то, я думаю, в наших силах направить эти рельсы в ту или иную сторону, в зависимости от наших интересов...» . Им принадлежала не только власть – за 70 лет безбожия изменилось сознание людей, сбылось пророчество м. Марии (Скобцовой). См. Приложение 2 Настоящее и будущее Церкви Итак, неожиданно для местных чиновников из Москвы пришло разрешение на открытие храма – с условием, если соберут «двадцатку», – и она собралась в том же сельсовете, а из Астрахани приехал уполномоченный по делам религии вместе со священником Василием Цынько. Это собрание бабушек от 1912 до 1933 года рождения во главе с молодым батюшкой не остановил отказ предсельсовета выдать ключи: они сбили замок и начали расчищать храм, отдавая свои скромные доходы на его реставрацию, растянувшуюся почти на три десятилетия. Есть в Енотаевке улица Москаленко, но это память первого военкома – именами героев веры улиц пока не называют Можно считать, что заявление о. Иоанна о пересмотре дела удовлетворено... спустя 50 лет – 16 января 1989 года страна начинает реабилитацию репрессированных тем же конвейерным методом, сменив направление конвейера на противоположное . Со временем процесс остановился на полпути, но о. Иоанну повезло: 26 сентября1989 г. зам. прокурора Астраханской области утвердил заключение по делу , и появилась справка О-2738 о реабилитации Москаленко Ивана Андреевича. Затем целый год, почему-то в режиме секретности, КГБ искал по всей стране и нашел в Минске сына о. Иоанна, чтобы 16 октября 1990 г. вручить Москаленко В.И. бумажку о том, что его отец – не преступник. 7 лет спустя внук П.Ф. Гуськова проявил интерес и получил разрешение познакомиться с делом деда. На этом негромкое покаяние государства завершилось. Есть в Енотаевке улица Москаленко, но это память первого военкома – именами героев веры улиц пока не называют. 12 июля 1990 г., на праздник Петра и Павла, состоялось освящение Енотаевского Свято-Троицкого собора и отслужена первая литургия.

http://pravoslavie.ru/127329.html

Но, кроме такого, так сказать, прямого способа оправдания, западная традиция знает ещё и косвенный, состоящий во вменении нуждающимся чужих заслуг. Основанием для этого представления служили те возможные случаи, когда праведник приобретал такое количество заслуг, что их не только было достаточно для получения самой высокой степени награды, но от них оставался даже и некоторый излишек, который прямо уже не мог быть награждён за отсутствием соответствующей награды. Этот излишек и мог быть награждаем, так сказать, посредственно, путём вменения его другим нуждающимся в нём как для избавления от грехов, так и для получения награды 2736 . Западная христианская древность приписывала особенно важное значение в этом случае мученикам, которые и считались главными ходатаями за грешников: они, если не умирали (исповедники), могли ходатайствовать уже на земле и на основании их ходатайств Церковь принимала обратно в своё лоно отпадших 2737 ; но ещё больше они ходатайствуют по отшествии на небо и будут ходатайствовать в день Суда 2738 . Однако их ходатайства не имеют по отношению к Богу принудительной силы и удовлетворяются только по согласию Его собственной воли (in dantis arbitrio est); Бог может исполнить просьбу, но может и не исполнить её 2739 . Это представление о вменении чужих заслуг разделяет и св. Амвросий; основанием такого вменения он считает ходатайства святых. Путём вменения чужих заслуг грешник может избавиться от наказания за грехи, причём это может совершаться как на земле, так и на небе после смерти грешника. Право ходатайствовать за грешников на земле св. Амвросий приписывает иногда некоторым отдельным святым личностям, подобно тому, как пророк Моисей ходатайствовал за вверенный ему народ 2740 . Но чаще он говорит о молитве всей Церкви, как массы верующих, заслуги и страдания которых во всей совокупности могут быть достаточными для покрытия чужих грехов. «Вся Церковь (tota Ecclesia) должна брать на себя бремя (onus) грешника и сострадать ему плачем, молитвой и скорбями; и так сказать, его закваской приводить в брожение всю себя (fermento ejus se totam conspergat), дабы таким путём через всех (per universos) излишнее в ком-либо, совершающем покаяние (еа quae superflua sunt in aliquo poenitentiam agente), очищалось, так сказать, плотной примесью поголовного милосердия или сострадания (virilis misericordiae aut compassionis velut collativa quadam admixtione purgentur)» 2741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Повальная болезнь действительно настала 2736 , и масса людей стала раскупать заклинания 2737 . И еще раз выступил он в качестве пророка, решающего теперь уже важные государственные вопросы. Марк Аврелий, вставший в конце своего царствования во главе продолжительной борьбы с германскими варварами (квадами и маркоманнами), часто терпел серьезные поражения. В один из таких критических моментов он призвал к себе Александра, чтобы узнать предсказание оракула. Гликон повелел бросить двух живых львов в реку Дунай и совершить торжественные церемонии 2738 . Приказание оракула было исполнено, и этот факт подтвержден одним барельефом. На барабане, находящемся на колонне Антонина, изображен Марк Аврелий в облачении понтифекса, окруженный многими лицами, облеченными в длинные одежды; правая рука полуголая, как бы совершающая либацию на переносном алтаре, поставленном —394— на треножник, над которым возносится фимиам; ниже корабль в волнующейся реке; впереди два связанные льва, бросающиеся в воду 2739 . Характерно то, с какой легкостью само государство в затруднительных случаях прибегало к помощи наиболее популярного культа своего времени. Маг и пророк достиг теперь высшего торжества. В Абонотеях, месте постоянного пребывания оракула, не хватало уже ни пространства, ни галерей, ни портиков, чтобы прокормить и поместить множество людей, посещавших оракул 2740 . Молва о чудотворце вышла за пределы Римской империи – ассирийцы, кельты и другие чужестранные племена посещали город и предлагали вопросы на своих языках. Дневного оракула уже не хватало; заговорил ночной оракул; появились экзегеты и переводчики 2741 . Вся организация получила прочное устройство. Александр присвоил себе имя Юпитера и Юноны, добился того, чтобы его городу дали имя Ионополис, и стал печатать монеты, на одной стороне которых изображался сам Александр с украшенной венками головой Эскулапа и с серпом Персея, а на другой стороне – Гликон 2742 . Он умер в Париуме в полной славе, не достигнув 70 лет от роду. Уже около 178 г. изображения его были предметом почитания в Париуме, где находилась его гробница и статуя: скоро культ его проник и в другие города, где на общественный счет устраивали жертвоприношения и праздники ему как будто внемлющему богу 2743 . Латинские надписи, найденные в Дакии и верхней Мидии, показывают, что Гликон имел многочисленных поклонников и по окраинам Империи и что Александр здесь ставился с ним рядом, как бог. На этой почве возникла новая теология. Гликон поставлен был в связь с гением плодородия Анубисом и мистическим божеством Иао. Никомидия еще в 340 г. сохраняла изображение змеи с человеческой головой на своих монетах,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2735. САВВА, архим. Посещение Свято-Данилова монастыря. – 1990, 7, 16. 2736. ЕГО ЖЕ. Посещение Свято-Данилова монастыря. – 1990, 11, 12. -------- 2737. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1993 года: Благословить открытие в г. Переславле-Залесском Троице-Данилова мужского монастыря. – 1994, 2, 41. 2738. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 февраля 1997 года: Освободить иером. Даниила (Николаева) от должности наместника обители по состоянию здоровья. – 1997, 3, 7–8. 2739. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 9апреля 1998 года: 1. Освободить еп. Переславль-Залесского Анатолия, викария Ярославской епархии, от должности наместника обители. 2. Утвердить на эту должность иером. Иоанна (Коваленко). – 1998, 5, 8. 2740. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 апреля 1999 года: Утвердить наместником обители иером.Иоанна (Коваленко) с возведением в сан игумена. – 1999, 5, 14. -------- 2741. ШЕВКУНОВ Г. Возрождение Дивеева. – 1990, 8, 32. 2742. МУМРИКОВ А., диак. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в Дивееве. – 1990, 8, 34. 2743. ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) , архиеп. Записки о преподобном Серафиме и Дивеевском монастыре. – 1990, 8, 64. 2744. КЕСЛЕР М. Архитектура храмов Серафимо-Дивеевского монастыря. – 1990, 8, 71. 2745. APXINOB Г. У порога дивеевской тайны. – 1991, 7, 14. 2746. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 июля 1991 года: Благословить открытие Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Нижегородской епархии. – 1991, 11, 11. 2747. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: Утвердить настоятельницей обители монахиню Сергию (Конкову) с возведением в сан игумении. – 1992, 3, IX. 2748. ИВАНОВ Е. Преподобный отче наш Серафиме, моли Бога о нас. – 1992, 10, 14. 2749. ЖИЛКИНА М. Пятилетие перенесения мощей преподобного Серафима Саровского . – 1996, 9, 19. 2750. ЕЕ ЖЕ Паломничество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. –2000, 9, 73. -------- 2751. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 декабря 1997 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский 211, 775, 985–990, 1652, 1830, 1955, 1969, 2280, 2848 Никодим Румынский, прп. 1249 Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский 991, 1091, 2272, 2312 Никодим Святогорец , прп. 1248 Николаев Г. А. 747 Николай II, импер., страстотерпец 739, 820, 1234, 1238, 3114 Николай (Еремин), митр. Корсунский 1148, 1151, 1152, 1174, 1207, 1208, 1209, 2112, 2313–2315, 2332, 2366, 2367, 2368, 2370 Николай Кавасила , (св.) 338, 385, 2180 Николай Мефонский , еп. 385, 565 Николай Мирликийский, архиеп., свт. 1270, 2536 Николай (Муравьев-Уральский), еп. Муромский 992 Николай (Парамонов), иером. 1666 Николай (Сахаров), иеродиак. 325 Стеллецкий Н., прот. 1015 Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский 2150 Николай Японский (Касаткин) , равноап., архиеп., свт. 635, 636, 1246, 1309 Николай (Ярушевич) , митр. Крутицкий и Коломенский 464, 594, 993, 1181 Николайнен А. Т. 1920 Никон Оптинский (Беляев) , иером., прп., исп. 1251, 1330 Никон (Лысенко), архим. 668 Никон (Минин) , патр. Московский и всея Руси 730–732, 2389, 2395 Никон (Смирнов), игум. (Смирнов В., прот.) 907, 908 Нил Сорский , прп. 1287–1289 Нина, равноап., св. 605, 1249 Ниниан Уайтхорнский, (Сур., свт.) 1253 Ничипоров Б. В., свящ. 2738, 3153 Новаковская-Бухман С. М. 2461 Новгородов В. Е. 1362 Новиков Д. В. 1554 Новикова Т. В. 2856 Новиченко И. 2859 Новочадов В. С. 2752 Ньюмен Д. Г. 3059 Оболенский Д. 2808 Овсянников С. А. 1680 Огицкий Д. П. 557, 572, 691, 1243, 1681, 2211–2213 Одинцов М. И. 753, 2417 Одоевский В. Ф. 1731 Озолин Н., прот. 1168, 1485, 1486, 2436, 2507 Оксиюк И. Ф. 684 Оксиюк М. Ф. см. Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши Октавий, персонаж диалога Минуция Феликса 335 Олав Норвежский, 1271 Олекса М., прот. 785, 1665 Ольга, равноап. кн., св. 1290 Онисифор, архиеп. Екатеринославский 754 Онуфрий (Гагалюк) , еп. Курский и Обоянский, сщмч. 1331 Ореханов Г., свящ. (Ореханов Ю. Л.) 739, 740, 741, 816, 868, 2649, 2877, 2921 Ориген 126, 128, 339, 340, 453, 1427

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И ангелы, и солнце, и луна (сир. Евангелие) служат Ему. Без сомнения, Спаситель не нуждался в помощи ангелов и вознесся на небо собственной силой: ангелы в изображениях вознесения служат лишь выражением Его славы, как и тетраморф в миниатюре сирийского Евангелия. Сидение Иисуса Христа на крыльях херувимов и серафимов, согласно выражению Полярная, дом 10, стр. 1Пс. 17:11, есть одна из форм выражения Его величия. О нем говорит Иоанн Златоуст в проповеди на праздник Вознесения 2735 , Кирилл Туровский 2736 , Золотая легенда 2737  и церковные песнопения. «На рамех херувимских вознесшуся со славою Христу (троп. 1-й песни кан. на Вознес.). На херувимску раму носимь, вознеслся еси (троп. 1-й песни трипеснца в пяток по Вознес.). Взыде на херувимех и взлете яве на крилу умных чинов (троп. песни 8-й канона в среду 6-й нед. по Пасхе)». Это представление, явившееся под влиянием псалтирного текста, имеет точки соприкосновения с видением прор. Иезекииля о четырех животных ( Иез. 1:5  и след. Откр. 4:6–8 ), нашедшим себе место в изображении вознесения на некоторых памятниках. Из того же видения Иезекииля объясняется и рука, находящаяся под тетраморфом в кодексе Раввулы: «и рука человеча под крылами их» ( Иез. 1:8 ; ср. 10:8), т. е. под крыльями виденных им четырех животных. Ту же самую руку, как остаток опущенного художником тетраморфа, мы видим и на одной из ампул Монцы. Хоры ангелов на небе, сретающие Иисуса Христа, находят полное оправдание в памятниках письменности, например, в слове Льва Великого на Вознесение 2738 , Кирилла Туровского  и др.; многократно являются они и в нашей богослужебной письменности; тем не менее они введены в композицию вознесения впервые на Западе в ΧΙΙ– ΧΙΙΙ вв. Перуджино дополнил картину изображением ангелов с музыкальными инструментами. Этот мотив в XVII в. перешел и в греко-русскую иконографию. Слова псалма «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» ( Пс. 46:6 ) изъяснялись в смысле указания на вознесение не только в западной литературе 2739 , но и в восточной, например, у того же Кирилла Туровского и в каноне среды 6-й недели по Пасхе (троп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Кушалино. Храмовый комплекс. Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Сошествия Святого Духа. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1597 и 1847. Адрес: Тверская обл., Рамешковский р-н, с. Кушалино Координаты: 57.12163, 36.077786 Проезд:от Твери по старому Бежецкому шоссе Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В приходе были еще церковные здания: деревянный дом для училища, сторожка и сарай. Церковь владела землей усадебной - 1 дес. 847 сажен, полевой - 106 дес. 857 сажен и в пустошах Подкидышево - 51 дес. 1800 сажен. Имелась пасека в 30 ульев. В начале века здесь служили священник А.С. Кустов, 58 лет, Н.И. Флеров, 27 лет, дьякон А.А. Образцов, 34 лет, псаломщик В.М. Смирнов, 36 лет, и И.М. Голиков, 31 год. Содержание причта: жалование - 221 руб. 75 коп., процент с капитала - 73 руб. 85 коп. и годовой доход - 1250 руб. Прихожане священника А. С. Кустова были в Кушалине и дд. Вельшино, Андреевское, Чернево, Бухлово, Дуловское, в т.ч. военных - 22 двора (91 мужчина и 98 женщин). Кроме этого, из Бежецкого уезда 3астолбской волости верующие дд.Тихарево, Стояново, Юрьево, Дьяково; военных 9 дворов (43 мужчины, 44 женщины). Всего 295 дворов (1163 мужчины и 1342 женщины). У священника Н.И. Флерова прихожане также из Кушалина, д. Найденово, военных - 15 дворов (52 мужчины и 51 женщина); Корчевского уезда дд. Перелоги и Ведново, военных - 17 дворов (65 мужчин, 71 женщина); из Бежецкого уезда Застолбской волости д. Михалево, военных - 2 мужчины и женщина. Всего - 336 дворов, 1241 мужчина, 1396 женщин. Всего в приходах: 631 двор, 2404 мужчины и 2738 женщин. Престольный праздник - Пророка Илии, в народе - Ильин день (2 августа). Обе церкви (Смоленская и Духовская) являются памятниками архитектуры и истории. Паспорта 1118, 1528 хранятся в комитете по сохранению исторического и культурного наследия администрации Тверской области. В храме был хор певчих, руководило им в течение многих лет поколение регентов Строгановых. Последний - Н.Е. Строганов возглавлял песенный хор в Доме культуры с. Кушалино.

http://sobory.ru/article/?object=07646

Мы уже знаем, что через Евхаристию верующие приобщаются к универсальному телу Христа для того, чтобы в воскресении получить прославленное и обновленное тело по образу прославленного тела Господа. Поэтому Евхаристия есть залог блаженного воскресения и будущего единения с Отцом и Сыном в Божественной славе 2738 . Эту же мысль о действии Евхаристии Иларий выражает в словах: «Троица Господня, от Которой принимаем пищу, т.е. Хлеб живой, сила которого такова, что Сам, будучи живым, животворит и тех, которые Его принимают» 2739 . Почитание святых В двух местах Иларий говорит о почитании мощей мучеников и апостолов и о чудесах, совершающихся у их гробниц 2740 . Эсхатология В эсхатологии Илария нужно отметить несколько тезисов, характерных не столько для его личных убеждений, сколько для западных церковных писателей доникейской эпохи, ставших ко времени Илария традиционными в той церковной среде, в которой он получил свое христианское воспитание. Прежде всего остановимся на выяснении Иларием некоторых терминов, не безразличных для эсхатологии. Это термины αν, saeculum, aeternum [век, вечное (вечность)]. Греческому αν на латинском языке соответствует saeculum. То и другое обозначает определенный период времени. Aeternum, напротив, обозначает бесконечность, не замыкающуюся никакой границей. Saeculum saeculi [во век века] или saeculum saeculorum [во век веков] имеет значение, равносильное aeternum 2741 . Вместе со смертью человека для него наступает время воздаяния за все, совершенное им в жизни, и определяется его загробная судьба, которая по смерти не может быть изменена покаянием, так как вместе с жизнью человек утрачивает свободу воли и возможность нравственного возрождения. Тогда начинает действовать закон воздаяния по заслуге прежней воли. Души всех умерших нисходят в преисподнюю. «Закон человеческой необходимости состоит в том, чтобы после погребения тел души нисходили в преисподнюю» 2742 . Даже Давид, о святости которого так много говорит Иларий, должен был разделить этот общий удел человека 2743 . Даже Господь, чтобы совершить все, свойственное истинному человеку, не уклонился от нисхождения в преисподнюю. Ориген полагал, что только до сошествия Христа в ад все души умерших сходили в преисподнюю 2744 и были там заключены, а после воскресения Христа души праведных восходят уже непосредственно на небо, в рай. Тертуллиан признавал это только привилегией мучеников. Как Иларий представлял себе это – допускал ли он возможность для душ праведников, умерших после нисхождения Христа в ад, непосредственно восходить на небо, – мы не имеем к тому данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010