на год да ево архиерейского указу». (Пошл. кн. 200 г.). – Указы о «порядах»на церковную землю повторяются записях пошл. Книг (194–206 гг.) постоянно и каждый год (отд. грам. и пам. по челоб. дел. -Рукоп. Арханг. сем. 233 и Холмог. Соб. 1463). 138 7 июня 1695 года была «отпущена память Богоявленскаго Ухтострова к священнику Евпсихию да к церковному приказчику по челобитью Архангельского монастыря крестьянина Луготинской деревни Матюшки Яковлева Уских»; в ней приказано было «священнику с приказщиком о церковной Луготинской Кутовской деревни дать… торг, а с торгу буде хто больше учнет празги давать в церковную казну, а вышеписанный челобитчик против той наддачи празги скажет, что даст, и ту деревню отдать ему челобитчику в подяд, впредь на 10 лет, в том взять на него порядная запись з доброю порукою». Пошл. кн. 203 г., отд. грам. и пам. по челоб. дел. Ср. пошл. кн. 196 г. (марта 21), 200 г. (2 записи – мая 21). 194 г. (июля 15). 139 Из докум. Заостровской церкви – память из архиер. Суднаго приказа на имя местнаго священника Дионисия и церковнаго старосты Моськи Карпова, от 2 апреля 7193 г. (Архив Арханг. Епарх. Древнехр.). 140 См., напр., пошл. кн. (отд. грам. и пам. по челоб. дел.) 199 г. – записи 22 июня и 7 июля; 195 г. – 2 записи 23 марта; 203 г. – запись 20 апр.; 202 г. – 3 ноября («а празги платить, что написано в мирском излюбе»). 141 Пошл. кн. 203 г., (отд. грам. и пам. по челоб. дел. – запись 19 декабря): «оброку имать (на церковных подрядчиках) до ево архиерейского указу по 10-ти рублев на год, а по 5-ти рублев… велено збавить». Ср. пошл. кн. 202 г., 2 записи – одна 21 марта, другая неизвестно, какого числа (стопка 16-я). 143 Пошл. кн. 194 г. ( отд. грам. и пам. по челоб. дел.), запись под 15 окт.; 196 г. – 19 янв. – Дела о взыскании празговых денег (равно и денег по кабалам) иногда переносились в архиерейский судный приказ.(Акты Холмог. И Устюж. еп., кн. I, XXVII, стр. 97–105. за неимением средств для уплаты долгов, у должников удерживалось иногда их имущество. Так, напр., в янв. 1688 г. была «опущена память в Неноксу по челобитью Ивашка Еремьева и порутчиков ево… (3 чел.), велено ево Ивашковы солоняные промыслы и поля взять за долги в церковную казну, и то зачитать, а на сторону никому не продавать» Пошл. кн. 196 г., стопка 27, л. 8 об. Ср. пошл. кн. 200 г., стопка 70, л.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР свт. (пам. - 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Переяславский. В Коряжемских святцах 1621 г. именуется «новым чудотворцем» и память его полагается 14 мая (РГБ. Унд. 237), в кон. XVII в.(?) память А. была внесена также в Кайдаловские святцы (не сохранились, но были известны архиеп. Сергию (Спасскому) в обширных выписках). В др. источниках А. не упоминается. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 346. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/64058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР I Сщмч. Александр I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) Сщмч. Александр I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) [Александрион I Римский] († 115 или 118, Рим), сщмч. (пам. 16 марта, пам. зап. 3 мая), епископ Рима (105 или 108 - 115 или 118). В Liber Pontificalis ему приписывается введение в канон мессы молитвы анамнесиса «Qui pridie» (лат.- Накануне Своих страданий), по др. предположениям - молитвы «Unde et memores» (Итак, Господи, вспоминая). Ко времени А. возводят также появление обычая освящения дома святой водой. Декреты и послания, приписываемые А., относятся с канонической, литургической и догматической т. зр. к более позднему периоду. Сообщения Liber Pontificalis и Acta Alexandri о мученичестве А. (отсечение головы) вместе с Евентием и Феодулом при рим. имп. Траяне или Адриане не подтверждаются св. Иринеем и Евсевием , еп. Кесарийским и основываются, возможно, на идентификации его с мч. Александром Римским (пам. 3 мая), пострадавшим вместе с Евентием и Феодулом при имп. Марке Аврелии и погребенным в Риме на Via Nomentana. По преданию, появившемуся ок. VI в., тюремщик А. (буд. св. Квирин) и его дочь (буд. св. Бальбина ) были обращены А. в христианство. Ист.: Евсевий. Церк. ист. IV 1.4; Ireneus. Adv. haer. III 3; LP. 1. P. XCI, 127; ActaSS. Maii I. 367 sq. Лит.: Allard P. Histoire des persécutions du I-IVe siècle: En 5 vol. P., 1911. Vol. 1. Р. 213 sq.; Dufourcq A. Alexandre Ier//DHGE. 1914. Vol. 2. P. 204-206; Успенский Н. Д. Анафора//БТ. 1975. Сб. 13. С. 118-124; Testini P. Archeologia cristiana. Bari, 19802. P. 249-250, 806; Задворный В. История Римских пап. М., 1995. T. 1. С. 80. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/64300.html

А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Говорю это для вашей же пользы, не с тем чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор. 7:32–35 ), и поэтому «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор. 7:38 ). Вот наиболее совершенный путь нового Израиля, христианина, освобожденного от рабства плоти и суеты мира, призванного быть «народом святым», «царственным священством» ( 1Пет. 2:9 ). Здесь, однако, следует оговориться, что этот призыв апостола относится лишь к тем, кто загорелся горячей любовью ко Христу, хочет полностью отдать себя служению Ему и «может вместить» ( Матф. 19:12 ) безбрачную жизнь. Что же касается тех, кто не отвечает этим условиям, то брак необходим им, и несчастны те девушки, которые не смогли найти в жизни для себя достойных мужей. Душа христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа. В истории Вселенской Церкви имеются указания на многочисленные случаи такого перехода христианских супругов к воздержанию от брачной жизни. В некоторых случаях отказ от брачных отношений наступал сразу же после венчания. Это случалось обычно тогда, когда брак совершался лишь из послушания воле родителей, причем души брачующихся единодушно стремились к девственной жизни. В других, более частных, случаях брачные отношения прекращались по взаимному соглашению после известного периода брачной жизни. Так, например, было со св. Ксенофонтом и Мариею (пам. 26 янв.), которые оставили брачные сношения после рождения 2 сыновей. На склоне лет они также приняли иночество (как и их сыновья). Так же поступили и св. Андроник и Афанасия (пам. 9 окт.). А вот пример высокого понимания целей христианского брака из его современной жизни, засвидетельствованный одним духовником (о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Такая добродетель предлагается Евангелием не как должность всем, но как совет ревнующим о подвигах благочестия. Аще хощеши совершен быти, говорил Господь Иисус Христос богатому юноше, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Так поступали, братие, древние христиане, о которых в книге Деяний Апостольских повествуется, что «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян. 4:32 ), и что многие продавали имения свои и полагали к ногам Апостолов цену проданного ( Деян. 4:34–35 ). И делалось это совершенно свободно по силе христианской любви, при полном уважении к чужой собственности, а не по принуждению и насилию, или отрицанию права собственности, как некоторые хотят понимать Св. ап. Петр ясно говорил Анании, утаившему часть из цены, вырученной им от продажи имения «владеемое не твоим ли оставалось и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Деян.5:4 ), т. е. показал этим, что и бывшее его имущество и вырученные от продажи деньги составляли его собственность, и что он мог и совсем не продавать своего имущества, и посему наказал его за ложь и лицемерие. И в последующее время жизни Церкви Христовой многие, братие, исполняли указанную Господом для совершенных в вере добродетель нестяжания, так напр. св. Антоний Великий , услышав вышеуказанные слова Спасителя богатому юноше, роздал все свое имение бедным. Так же поступил св. Николай чудотворец, получив наследство от родителей, и св. Павлин, епископ Ноланский (пам. 24 янв.). О последнем при этом рассказывается, что, когда другие удивлялись его поступку, он смиренно говорил «я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть чрез реку, они оба ничего еще не сделали чрез то, что скинули с себя одежду». Итак, братие, помните заповедь Божию, избегайте грехов, ею запрещаемых, и исполняйте обязанности, ею предписываемые. Научайте тому же и детей своих с ранних дет, внушайте им, что похищение чужой вещи есть великий грех пред Богом, даже на оставляйте без внимания и малых проступков их, потому что от малого легко перейти и к великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Мир для Церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана императорах Таците (275-276), Пробе (276-282) и Каре (282-283), а затем и на протяжении первых 18 лет правления имп. Диоклетиана (284-305) и его соправителей - августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора . Как сообщает Евсевий Кесарийский, очевидец событий, «императоры были очень расположены к нашей вере» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 2). Лактанций, суровый обличитель императоров-гонителей, называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан (De mort. persec. 10). В этот период христиане занимали важные гос. должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впосл. пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана, были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором ( Euseb. Hist. eccl. VIII 9. 7; пам. зап. 4 февр.), приближенные императора Горгоний и Дорофей (Ibid. VII 1. 4; пам. 3 сент., 28 дек.), знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей (Ibid. VIII 11. 2; пам. 4 окт.). Христианство проникло и в семью императора: его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия ( Lact. De mort. persecut. 15). Много христиан было и среди образованных людей этого времени: достаточно упомянуть Арнобия и его ученика Лактанция . Последний был придворным учителем лат. языка в Никомидии. Христиане составляли значительную часть армии. В этот же период происходили массовые обращения язычников в христианство. Евсевий восклицал: «Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекавшиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; но по всем городам возводили новые, обширные церкви» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 5). «Великое гонение» имп. Диоклетиана и его наследников (303-313) Период мира между Церковью и гос-вом рано или поздно должен был закончиться. Перемены наметились в кон. 90-х гг. III в.; обычно их связывают с успешной персид. кампанией цезаря Галерия в 298 г. ( Zeiller. 1037. Vol. 2. P. 457). Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, к-рый предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3). Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Нек-рые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, напр. Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий (пам. 29 янв.), мч. Аза и 150 воинов (пам. 19 нояб.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Lucca, 1738. Vol. 2. P. 479-481). Л. С. Тиймон считал, что писатель И. Р. был епископом небольшого города возле Антиохии, но кроме него существовало еще 3 мученика с именем Ипполит: епископ Антиохийский (пам. 29 янв.), рим. пресвитер, погребенный в Остии (пам. 13 авг.), и епископ Римского Порта (пам. 22 авг.) ( Tillemont. Mémoires. P., 1701. Vol. 3. P. 241-242). И. А. Фабрициус (1716), опираясь на визант. источники, доказывал, что И. Р. был епископом Римского Порта и принял мученическую кончину в 260 г. К. А. Хейманн (1738) предположил, что титул епископа (episcopus) Римского Порта, к-рый И. Р. носил, согласно источникам, следует понимать не в церковном, а в гражданском смысле: И. Р. был инспектором в гавани, что и объясняет появление статуи в его честь (PG. 10. Col. 277-278). Тем не менее «восточное» происхождение сочинений под именем И. Р. продолжал отстаивать Р. Селье ( Ceillier R. Histoire générale des autheurs sacrés et ecclésiastiques. P., 1730. Vol. 2. P. 317). Ситуация изменилась после публикации в сер. XIX в. антиеретического трактата «Опровержение всех ересей» («Философумены»). К. фон Бунзен доказывал, что антиеретический трактат был написан в Римском Порте епископом и мучеником И. Р. ( Bunsen. 1854). И. Й. И. фон Дёллингер считал, что И. Р. был схизматическим епископом Рима, боровшимся против нововведений Каллиста в сфере церковной дисциплины ( D ö llinger. 1853). Он категорически отверг теорию «восточного» происхождения корпуса творений И. Р. и пытался найти историческое зерно в житийной традиции. По его мнению, весь корпус был создан одним автором. Работа Дёллингера оставалась одной из самых влиятельных вплоть до сер. XX в., несмотря на то что его выводы были во многом обусловлены стремлением найти весомые аргументы против учения о папской непогрешимости. Определенную роль в этом сыграла и активная поддержка гипотезы А. фон Гарнаком ( Harnack. Geschichte. Bd. 1(2)). Г. Фолькмар ( Volkmar. 1855) и Р. А. Липсиус ( Lipsius. 1875) провели детальное сравнение фрагмента соч.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

8. С. 55), но отсутствует в распространившейся на Руси редакции стишного Пролога и в ВМЧ. Тем не менее она появляется в нек-рых рус. календарях XVII в., напр.: под 10 сент.- в Белозерских святцах 493 (после 1606), под 22 апр.- в Киевском печатном месяцеслове 1672 г. Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях упоминает К. только под 4 янв. и 10 сент., где апостол отождествляется с упомянутым у ап. Павла К. и называется епископом Сардики (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 166; Сент. С. 235). Под 22 апр. и 10 сент. память К. закрепилась в совр. календаре РПЦ, а под 4 янв. отражена в богослужебной минее, где он именуется Клим (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 111, 131); в кратком примечании ошибочно сказано, что его память отмечается 25 нояб. (Там же. С. 148). Архиеп. Сергий (Спасский) указывает память К. под 10 сент.- в Соборе апостолов от 70 вместе с Апеллием, Лукой ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277), хотя и сообщает в заметках, что «у нас под 4 янв. вместо него Климент Римский» (Там же. С. 366), тем не менее 4 янв.- в Соборе 70 апостолов он отмечает память К., еп. Сардинии (Там же. Т. 3. С. 9). Под 4 янв. он дает его память как К. или Клима (Там же. Т. 2. С. 4) и под 22 апр.- память К. вместе с ап. Нафанаилом и Лукой (Там же. С. 118). В зап. традиции почитание К. отсутствует, тем не менее в Римском Мартирологе под 22 апр. отмечается память Апеллия и Луки (MartRom. Comment. P. 150). По мнению болландистов, составитель Мартиролога кард. Цезарь Бароний исключил память К. в этот день, чтобы не путать его со св. Климентом Римским (ActaSS. Apr. T. 3. P. 4). В исследованиях сведения о К. в визант. источниках признаются недостоверными (см., напр.: Orbiso. 1964. Col. 27); в то же время можно четко проследить расхождение и противоречие 2 направлений в церковной традиции: ранней экзегетической и агиографической. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 146-153; Doren R., van. Clément//DHGE. T. 12. Col. 1086; Norris J. M. Clement//IDB. 1962. Vol. 1. P. 648; Orbiso T. G., de. Clemente di Filippi//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 26-28; O " Gillman J. Clement//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1055; Lightfoot J. B. St. Paul " s Epistle to the Philippians. Peabody (Mass.), 1999r; Osiek C. Philippians, Philemon. Nashville, 2000; Hawthorne G. F. Philippians/Rev. and expanded R. P. Martin. [Nashville], 2004. (WBC; 43). А. Е. Петров Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/1841327.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010