Другой ученик преподобного Александра, преподобный Макарий, основал Макариевскую – Оредежскую пустынь в 110 км от Новгорода; преподобный Никифор (†1516; пам. 8 янв.), происходивший из крестьян Важинского погоста, основал Важеозерскую пустынь в 62 км от Олонца на Важе озере 33 , а преподобный Афанасий – Сяндомскую пустынь в 22 км от Олонца. Сын новгородского посадника Иван Климентьев занимался торговлей солью. В 1490 году пережил с опасностью для жизни сильную бурю на Онежском озере. Позднее, исполняя данный обет, он в 1520 г. на одном из островов Онежского озера основал Климецкий монастырь во имя Живоначальной Троицы 34 , где принял монашеский постриг с именем Ионы (†1534; пам. 6 июня). В связи с колонизацией Севера и миссионерской деятельностью Новгородского архиепископа Макария строятся храм и монастыри на Кольском полуострове, где проживали лопари. Так, преподобный Трифон (†1583; пам. 15 дек.), новгородец по происхождению, в 1533 году основал Печенгскую Троицкую обитель на реке Печенге на Мурманском берегу Кольского полуострова 35 . Основав монастырь, он приходил в Великий Новгород за антиминсом к святителю Макарию. В эти же годы в городе Коле старец Феодорит основал Усть-Кольский Троицкий монастырь. Преподобный Антоний Сийский (†1556; пам. 7 дек.) происходил из простых новгородцев. В миру его звали Андрей, родом он был из деревни Кехта Двинского края. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, приняв постриг в Пахомиевской пустыни Каргопольского уезда на реке Кене от преподобного Пахомия Кенского (XVI в.; пам. 14 мая). В 1513 г. он заложил на Шелони, в 194 км к юго-востоку от Онеги, Николаевский монастырь, а затем в 1519 или 1520 г. – знаменитый Антониев Сийский монастырь в 78 км от Холмогор на реке Сии 36 . Скончался он в 1556 году в возрасте 79 лет. Он был особо почитаем в царской семье, царевич Иоанн Иоаннович (†1581) написал житие 37 и службу Преподобному 38 . Значительное число монашеских обителей было создано в Вологодском крае, получившем именование “Русская Фиваида”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ († Нач. IV в.), сщмч. Солунский (пам. 13 или 14 марта). Происходил из г. Пидна в Македонии, по сообщению нек-рых источников, был священником. Сохранилось житийное повествование о мученичестве А. П. на лат. языке, хотя, возможно, и не принадлежащее к числу подлинных мученических актов. В нем рассказывается, что А. П. не только отказался принести жертву перед имп. Максимианом , но и растоптал языческого идола и опрокинул жертвенник. Бросившийся на него с мечом имп. протектор был чудесным образом обездвижен. А. П. умыл руки, воздал хвалу Богу, преклонил голову и был усечен мечом одним из воинов. Вскоре императору было видение 4 мужей в белых одеждах, принявших душу мученика и вознесших ее на небеса. Устрашенный император приказал жителям Фессалоники похоронить тело А. П. В Минологии Василия II , а из него и в греч. прологах память А. П.- 13 или 14 марта, житийных подробностей о нем не сообщается. Сведения об А. П. в Минологии находится под 9 нояб., когда отмечается память мч. Александра Солунского, пострадавшего примерно в то же самое время в городе, где А. П. был похоронен. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было трижды переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие и память святому включены под 13 и 14 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-25). Проложное сказание под 14 марта об А. П., пострадавшем при Максимиане, говорит, по всей вероятности, об Александре Римском , мч. Дризипарском (пам. 13 мая, зап. 27 марта), так же как и в ВМЧ под 14 марта. Иконография В настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудное изображение А. П. В ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг., представлено мученичество святого - усекновение мечом. В последнем и в Печской Патриархии А. П. изображен с недлинной курчавой бородой, в гиматии. Ист.: BHL, N 280; ActaSS. Mart. T. 2. P. 344-345; MartHier. P. 32. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 105-106; Kirsch J. -P. Alexandre (7)//DHGE. T. 2. Col. 174. Иконогр.: Менолог. С. 277, 311, 371. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/64388.html

В раннем возрасте Михаил ушёл в обитель преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь египетского подвижника – преподобного Макария Великого (†391; пам. 19 янв.) “Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе” – говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина ещё более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский : «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. “По имени и житие” – стереотипная формула Житий; по имени – житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью , а за нею – и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой – как наилучший её выразитель, своё эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени» Имя Макарий означает ‘блаженный’. Протоиерей Григорий Дьяченко , объясняя смысл слова блаженный, указывает на ряд текстов из Священного Писания : Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его ( Иак 1:12 ); Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси ( Рим 4:7 ). Далее он пишет: “Блаженными, кроме юродивых, святая Церковь ещё называет: 1) сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреде, как говорит предание, народа и молв житейских-мирских… 2) наконец – тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не только славою собственных дел, которая осталась сокровенною, сколько доказана свидетельством других”. В качестве примера при этом указывается на святителя Григория, Патриарха Антиохийского (†593, пам. 20 апр.) 11 . Последний был монахом-подвижником и “про­тив воли” был поставлен на Патриаршество 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

21 авг.), Ризкалла ибн Наба Триполийский († 1477, пам. 1 февр.), мч. Антоний-Равах Дамаскин († 799 или 805, пам. 19 янв.), Антиохийский патриарх Христофор († 967, пам. 21 мая) и др. 9 окт. 1993 г. Свящ. Синод Антиохийской Церкви принял решение о К. сщмч. Иосифа Дамаскина († 1860, пам. 10 июля). В 2002 г. в одной из рукописей Баламандского ун-та в Ливане (Balamand. 149) были обнаружены свидетельства церковного почитания (13 окт.) сщмч. Иакова, свящ. мон-ря Хаматура (кон. XIII в.). Очень скоро по благословению Синода Антиохийской Церкви ему была составлена служба, написана икона, его имя восстановлено в месяцеслове Антиохийской Церкви. В 2008 г. были обретены останки, предположительно принадлежавшие сщмч. Иакову. В новейший период Антиохийской Церковью были прославлены сщмч. Николай Хашех († 2 авг. 1917) и его сын сщмч. Авив (Хабиб) Хашех († 16 июля 1948). Свт. Савва и прп. Симеон Мироточивый. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны мон-ря Студеница, Сербия. 1313–1314 гг. Свт. Савва I Сербский стал почитаться святым практически сразу по преставлении. Поскольку первоначально он был похоронен в Болгарии, кор. Сербии св. Стефан Владислав I (1234-1242) и архиеп. свт. Арсений Сремац приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию. Перенесение мощей в 1237 г. из Тырнова в мон-рь Милешева сопровождалось многочисленными исцелениями; в честь этого события тогда же было установлено празднество 6 мая. Вначале мощи положили во гроб, но вскоре св. Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где они находились до 1594 г. Большинство источников утверждают, что 27 апр. 1594 г. великий везир Османской империи Синан-паша увез святыню в Белград и там сжег на холме Врачар. Др. источники называют более поздние даты сожжения мощей свт. Саввы: 1667, 1687, 1688, 1689, 1692 и 1697 гг. Офиц. К. святителя, точнее, ее каноническое оформление в СПЦ, состоялась только в 1774 г. ( Л. культова првих моштиу Светог Саве. Београд, 1997. С. 197; Ж. Свети Сава: мит у истории, историа у миту. Рача, 2004. С. 160). Прославление свт. Арсения Сремаца относится к 1285 г., когда в Сербию вторглось татар. войско и подошло к Печской обители, где был похоронен свт. Арсений. Чудесное явление огненного столпа над мон-рем и видение ангелов устрашили татар, и серб. войско, воодушевленное видением, одержало победу. Серб. короли Драгутин и Милутин и весь народ приписали чудо предстательству свт. Арсения и установили ежегодно совершать его память. Центром почитания свт. Саввы II первоначально был Печский мон-рь, где почивали его мощи. Житие свт. Саввы II было составлено до 1330 г. В Житии сообщается, что память преставления святителя совершается ежегодно 8 февр. Иконописные изображения свт. Саввы, сохранившиеся на фресках в мон-рях Студеница, Арилье, Сопочани и Ораховица, а также в Печском мон-ре над его гробницей (успение свт. Саввы), относятся к XIV в.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАВРА [Греч. Μαρα] (кон. IV - сер. V в.), прп. К-польская (пам. 31 окт.; пам. зап. 30 нояб. (?)), диаконисса, игумения мон-ря мц. Мавры (К-поль). Сподвижница прп. Домники (пам. 8 янв.), в Житии к-рой (BHG, N 562, 562c, d, f) и содержатся основные сведения о преподобной. М. была язычницей, уроженкой г. Карфагена (Сев. Африка), происходила из знатного рода. Вместе с Домникой и еще 3 девами-язычницами (в источниках приводится разное число спутниц М. и Домники) она приехала в К-поль, желая принять христианство. Их наставил в вере и крестил архиеп. К-польский Нектарий (381-397), к-рому было некое откровение о Домнике и М.; их он после крещения посвятил в диаконисы. Имп. Феодосий (вероятно, Феодосий I Великий (379-395), а не Феодосий II (408-450), как полагают некоторые совр. исследователи (ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162)) выделил им участки земли за чертой города, на к-рых преподобные основали обители; М.- во имя мц. Мавры. Она была мудрой наставницей девам, стекавшимся под ее покровительство, и усердной молитвенницей. М. удостоилась блаженной кончины раньше прп. Домники († ок. 474), более точных указаний о времени кончины и возрасте М. нет. Основанная преподобной обитель скорее всего была посвящена мц. Мавре, пострадавшей с мужем Тимофеем в Фиваиде (см. в ст. Тимофей и Мавра , мученики (пам. 3 мая)). Точное место нахождения обители неизвестно. Церковь была реставрирована при имп. Юстиниане I (527-565). Мон-рь оказался в числе наиболее сильно пострадавших во время гонений при императоре-иконоборце Константине V (741-775). Согласно сведениям византийского историка Псевдо-Кодина (XIV в.), приводимым у Ш. дю Френа Дюканжа в «Истории Византии», инокини подверглись насилию и истязаниям, храм был разрушен. Впосл. обитель была восстановлена ( Du Cange Ch. Historia Byzantina: duplici commentario illustrata. P., 1680. Vol. 2. D. P. 155, 186). В зап. Мартирологах под 30 нояб. есть память Мавры К-польской, которая названа девой и мученицей. Трудно сказать, та ли эта святая, что и спутница прп. Домники. Поскольку другие одноименные святые в К-поле неизвестны, можно предположить, что мученицей М. названа по ошибке.

http://pravenc.ru/text/2561132.html

Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария – это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т.д. Его вхождению в Церковь , как и всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя 215 , а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать. «...в Церкви Божией имя есть печать союза или завета с Богом, «Работающим Мне», говорит Господь, «наречется имя новое» ( Ис.15:15 ) 216 . При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил – Архангела Михаила (пам. 8 ноября) 217 . Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имен духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог». Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия» 218 . Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на Богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе 219 . В раннем возрасте Михаил ушел в обитель преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением 220 . В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское 221 . При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь Египетского подвижника – преподобного Макария Великого (†391; пам. 19 янв.) 222 . «Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям, и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе» 223 – говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина еще более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский : «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. «По имени и житие» – стереотипная формула Житий; по имени – житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью, а за нею – и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой – как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени» 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАВ [греч. ρδβλθυοτεΑγαβος], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 8 апр.), обладавший даром пророчества. Находясь в Антиохии, А. «предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян 11. 27-28) в 44 г. по Р. Х. Об этом голоде сообщают рим. историки (Тацит. Анналы. 12. 43; Dio Cassius. Hist. 60. 11; ср.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. ХХ 5. 2 - о голоде в Иерусалиме в правление прокуратора Тиберия Александра (46-48 по Р. Х. )). В это время отмечен первый опыт христ. благотворительности (Деян 11. 29-30). Через неск. лет А. в Кесарии Палестинской в доме архидиак. Филиппа , встретив ап. Павла , предсказал ему предстоящие страдания в Иерусалиме (Деян 21. 10-14). По преданию, А. проповедовал в разных странах и мученически пострадал в Антиохии. Существует похвальное слово апостолам Иродиону , А. и Руфу (Patm. 254. Fol. 309. X-XI вв.). Лит.: Lake K. The Famine in the Time of Claudius//The Beginnings of Christianity. L., 1933. Vol. 5. P. 452-455; Patsch H. Die Prophetie des Agabus//TZ. 1972. Bd. 28. S. 228-232. Е. С. Полищук Рубрики: Ключевые слова: АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/63060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙДАН [лат. Aidan, Aedhan] ( 651, Бамборо, Нортумбрия), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.). Учился у св. Сенана в Инискати, затем монах мон-ря Айона (на одноименном острове у юго-зап. побережья Шотландии); приглашен кор. Освальдом в Нортумбрию (Сев. Англия) для обращения в христианство англосаксов. С 635 г. епископ Нортумбрии. Основал мон-рь Линдисфарн на о-ве Холи-Айленд (у побережья Нортумбрии), где был погребен, но после Собора в Уитби (664) часть мощей А. была перенесена в Айону. Ист.: Beda. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. III 3, 14-17, 25, 45 sqq. Лит.: Zimmermann A. Kalendarium Benedictinum. Metten, 1933. Bd. 2. S. 644; BiblSS. T. 1. P. 625-627; Delius W. Geschichte der irischen Kirche. Münch.; Basel, 1954. А. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР († III в.), сщмч. (пам. 12 или 11 авг.), еп. Команский. Единственным источником сведений о нем является житие свт. Григория Неокесарийского , написанное свт. Григорием Нисским . А. жил в г. Комана (в обл. Понт); изучив как греч. философию, так и Свящ. Писание, он принял на себя подвиг юродства и жил тем, что продавал на городской площади уголь. Однажды для устройства епископской кафедры в город был призван еп. Григорий Неокесарийский. На должность предстоятеля выдвигалось много знатных и видных горожан, однако свт. Григорий не нашел среди них достойного кандидата. Тогда один из них со смехом указал на угольщика А., к-рый тут же предстал перед святителем в лохмотьях и угольной пыли. Свт. Григорий духовидчески прозрел достоинства А., к-рый был вынужден открыть свои познания. Избранный епископом, он мудро управлял паствой. В гонение Аврелиана (или Диоклетиана ) за отказ поклониться языческим богам А. был брошен в огонь и принял мученическую смерть. Ист.: PG. 46. Col. 934-936; ЖСв. Август. С. 194-198. Лит.: DHGE. T. 2. Col. 179; НКС. Т. 3. С. 703-704. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/64068.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010