Правосл. Церковь признает 3 двоицы св. мучеников Космы и Дамиана : 1) римские, безмездные врачи, † 284 г., пам. 1 июля; 2) киликийские (по месту страдания) или аравийские (по месту происхождения), † 287 или 303 г., пам. 17 окт.; 3) асийские, бессребреники и чудотворцы, † III в., пам. 1 нояб. Церковные историки разделились во мнениях о числе двоиц мучеников Космы и Дамиана. Одни признают все 3 двоицы, др.- 2 двоицы, нек-рые - одну двоицу. Архиеп. Сергий (Спасский) , упоминая различные т. зр., приводит доводы относительно признания 3 двоиц (Месяцеслов. Т. 3. С. 238-243). Св. чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн , александрийские, † 311 г., пам. 31 янв., 28 июня (перенесение мощей). Св. вмч. и целитель (целебник) Пантелеимон , † 303 или 305 г., пам. 27 июля, и сщмч. Ермолай , † ок. 305 г., пам. 26 июля. Прп. Сампсон Странноприимец, † ок. 530, пам. 27 июня, и св. мч. Диомид , врач, никейский, † ок. 298 г., пам. 16 авг. Св. мученики Фотий и Аникита, никомидийские, † 305/06 г., пам. 12 авг. Сщмч. Мокий , пресв. амфипольский, † 295 г., пам. 11 мая. Св. мч. Фалалей , киликийский, † ок. 284 г., пам. 20 мая. Св. мч. Трифон , никейский, † 250 г., пам. 1 февр. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Эти святые объединены в единый чин, т. к. все они связаны с безмездным даром исцелений, к-рый Бог подавал через них. Большая часть перечисленных святых до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением св. водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы Б. или безмездниками. Телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. Мч. Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Фалалей, Фотий и Аникита и Мокий включены в чин безмездников-целителей не потому, что прославились врачебными дарами при жизни, а, вероятно, по причине многочисленных посмертных чудес. Известно, что мощи мч. Фалалея подавали многочисленные исцеления, а на месте его усечения Бог произрастил растение для исцеления болезней ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 190). Церковь особо призывает Б. и целителей в тех таинствах и священнодействиях, к-рые направлены к исцелению души и тела.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Читинский Богородицкий жен. мон-рь//Правосл. Забайкалье. Чита, 2004. С. 222-224. Мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Почитание христ. царей (цариц) сложилось в правосл. Церкви в эпоху Вселенских Соборов, гл. обр. в К-польском Патриархате, историческая судьба к-рого была тесно связана с Византийской империей. В церковном почитании визант. государей «находит выражение теократический идеал царского служения» ( Федотов Г. П. С. 90). Сам статус правосл. императора, «поставленного от Бога епископа внешних дел Церкви» (выражение св. Константина I Великого - Euseb. Vita Const. IV 24), при условии нееретичества и праведности лица, занимавшего этот пост, свидетельствовал о «благоверии» государя. В этом была причина народного почтения к императору, оформившегося в особый вид церковного почитания с усвоением императору именования Б. Однако особое положение вовсе не означало непременной святости государя. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина) Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин , кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил , креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр , царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила , кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав) , кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.). Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

http://pravenc.ru/text/149259.html

Первый Казанский архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 окт.) в конце своей жизни не мог сам передвигаться, в святительской службе так говорится о его последних днях: «Иова праведнаго терпению подражал еси, в болезни слежа, и на одре, телом дручим, изнемогал еси, поя Творцу твоему пение непрестанно» 291 . Путём древнего праведника шёл блаженный Симон Юрьевецкий (XIV; пам. 4 нояб.): «...живот препроводил еси твой во множестве... искушений, искусився же, и победи, якоже Иов, и наречеся светло при конце страдальчеств» 292 . Святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) нёс свой подвиг, благоугождая «Богу, по непорочному Иову» 293 . Преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; пам. 7 авг.) в службе уподобляется праведному Иову. Господь «смотрением Своим подал есть образ спасения, Иовлю попусти на тя болезнь, да тою искусишися, яко злато в горниле, тело твое уязвив многоболезнене» 294 . Эта же мысль встречается и в службе Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших, в которой говорится о Киево-Печерском подвижнике: «Иовлю терпению подобяся, многовременную болезнь претерпел еси усердно и, ныне в неболезненном сый покои, болезней мя всяких избави, равноангельне Пимене» 295 . Ветхозаветному праведнику уподобляются также и древнерусские святые князья северо-западной Руси. Благоверный князь Всеволод-Гавриил (†1138; пам. 11 февр.) Псковский: «Иову праведному поревновав, во искушении изгнания непоколебим пребыл еси, яко столп неподвижим» 296 . В службе благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая) говорится: «Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен» 297 . В службе праведного Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая), петровского солдата, взятого в плен турками, говорится: «...был еси в конском стоялищи, якоже Иов на гнощи, утесняемь и оскорбляемь» 298 . Одинаковым образом прославляются вологодские святые: блаженный Прокопий Устюжский (†1303; пам. 8 июля), Христа ради юродивый, – «Радуйся, древнему Иову уподобивыйся терпением» 299 ; блаженный Максим Тотемский (†1650; пам. 16 янв.) – «Радуйся праведному Иову уподобивыйся терпением» 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 308 г. Максимин Даза, недовольный своим титулом цезаря, проявил независимость от августа Галерия и намеренно объявил о смягчении антихрист. мер (Ibid. 9. 1). Постепенно Г. затихло и во владениях «старшего» августа Галерия. В 311 г. этот император, пораженный неизлечимой болезнью, издал эдикт, к-рый впервые в истории Римской империи предоставлял Церкви легальный статус, признавая христианство дозволенной религией ( Euseb. Hist. eccl. VIII 17; Lact. De mort. persecut. 34). Имп. Максимин Даза (305-313) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) принял в управление весь Восток империи после смерти Галерия (5 мая 311) и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил Г. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, к-рое 10 лет назад, при Трдате III, приняло христианство как офиц. религию ( Euseb. Hist. eccl. IX 8. 2, 4). Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее Церковь ( Lact. De mort. persecut. 36-37; Greg. Nazianz. Or. 4). По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа ( Euseb. Hist. eccl. IX 5. 1). Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый еп. Сильван Эмесский вместе с диак. Лукой и чтецом Мокием (пам. 29 янв.), казнены еп. Мефодий Патарский (пам. 20 июня), архиеп. Петр Александрийский (пам. 25 нояб.), погибли др. епископы Египта; в Никомидии был убит ученый пресв. Антиохийской Церкви сщмч. Лукиан (пам. 15 окт.), пострадали также еп. Климент Анкирский (пам. 23 янв.), Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии (пам. 24 нояб.), Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские (пам. 20 нояб.), Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, 7 отроков и 20 воинов Антинойских (Египет; 8 янв.), Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (пам. 10 дек.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Можно указать на аналогичный случай из первых времен христианства, относящийся к периоду гонения на христиан. Преподобномученик Лукиан Антиохийский († 312; пам. 15 окт., здесь и далее по ст. ст.) после гибели-кончины был брошен мучителями в море, но Промыслом Божиим дельфины вынесли его тело на берег 2 . В новозаветное время такое явление приняло совершенно иной характер. Завещание – бросить тело на съедение псам – уже исходит от самого человека и характеризует осознание им собственного недостоинства и греховности. В славнике 6-й песни канона из «Чина на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» читаем: «Кая бо мне польза, души моей в страшныя муки ввержене бытии, телу же пету быти от вас, оставите непогребенно, яко да снедят пси сердце мое» 3 . Преподобный Антоний Великий († 356; пам. 17 янв.) заповедал ученикам погрести свое тело, чтобы никто не знал его могилы. Преподобный Пахомий Великий († ок. 348; пам. 15 мая), чтобы избежать посмертного почитания, специально завещал перезахоронить затем его тело в безвестном месте 4 . «Идея анонимного погребения из «самоуничижения» со временем, когда отчасти слились идеалы мученичества и монашества, могла трансформироваться в предсмертную просьбу-оставить тело без погребения вообще и бросить его на растерзание диким зверям» 5 . Преподобный Иоанн Лествичник († 649; пам. 30 марта) говорит о виденных им особых подвижниках, спасавшихся в обители «кающихся» 6 . Перед своей кончиной каждый подвижник просил не сподоблять «его человеческого погребения, но, как скота…предать тело его речным струям или выбросить в поле на съедение зверям…чтобы…выносили без чести и лишали всякого псалмопения» 7 . С подобной же просьбой обратился к своим ученикам перед своей кончиной преподобный Лука Елладский († ок.946; пам. 7 февр.) 8 . Так же заповедал «похоронить» себя афонский подвижник преподобный Феофил Мироточивый († 1548; пам. 8 июля) 9 . Примеры такого отношения к своему погребению известны из истории Русской Церкви. Преподобный Нил Сорский († 1508; пам. 7 мая) в своем завещании заповедал своим ученикам: «Завещаваю яже о себе моим присным господиам и братиам, яже суть моего нрава: молю вас, повергнете тело мое в пустыни, да изъядете е зверие и птица» 10 . Далее он ссылается на аналогичный пример из византийской истории: «Бойте же ся слова, иже Великий Арсений завеща своим учеником, глаголя: «На Суде стану с вами, аще кому дадите тело мое» 11 . В житии преподобного Арсения Великого († 449–450; пам. 8 мая) читаем, как он повелел перед кончиной своим ученикам: «Привяжите к ногам моим веревки и выбросите меня за гору» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Бывают случаи, когда частое и непосредственное обращение с Божиим храмом и священными предметами делает для человека святыни настолько обыденными и будничными, что у него охлаждается и притупляется самая настроенность религиозная. Ссылаясь на подобные примеры, некоторые воспитатели настаивают на всяческом сокращении домашней молитвы и храмового богослужения для учащихся отроков и юношей, даже в духовной школе. Они утверждают, что, при сколько-нибудь продолжительных службах, со вниманием детей происходит тоже, что с языком клиросных чтецов, когда они перебивают язык. Поэтому они признают, что чем короче молитва , тем она обильнее вниманием и доброкачественнее, – чем длиннее, тем рассеяннее. Неужели – так на самом деле, как они утверждают? И неужели сокращение детской школьной молитвы диктует ревность о славе Божией? Если мы обратимся к описанию детства прославленных Господом деятелей веры и благочестия, то нигде не найдем у них стремления к сокращению молитвенного дела, а напротив везде усмотрим у них полноту этого дела. Ибо чем же может быть воспитываемо и развиваемо благоговейное внимание в молитве, как не самым делом молитвы? Вот для примера некоторые образцы из истории отечественной церкви. Свв. братья Борис и Глеб (пам. 24 июля) и св. князь Александр Невский (пам. 23 нояб.) в детстве своем много занимались молитвенным чтением Псалтири. Преп. Феодосий Печерский (пам. 3 мая) в раннем детстве много проявил стремления к молитве и благочестию, и жестокая мать его пыталась суровыми средствами отклонить его от этого. Святитель Петр Московский (пам. 21 декаб.), преп. Сергий Радонежский (пам. 25 сент.) и преп. Александр Свирский (пам. 30 авг.) в отроческом возрасте одинаково слабо успевали в книжном учении, и все трое сами усердною молитвой испросили тебе от Господа способность к учению. В детском возрасте также слабо сначала успевал и также многою детскою молитвой испросил себе у Господа успехи в книжном учении и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский († 1908 г.). Преп. Макарий Желтоводский (пам. 25 июля), будучи младенцем, успокаивался только в церкви, будучи отроком и юношей, весьма часто посещал богослужение и совершал продолжительную дома молитву. Преп. Иулиания Осорьина Лазаревская (пам. 2 янв.) в детском возрасте своею многою молитвой и постом вызывала насмешки у своих сверстниц. Таковы досточтимые образцы. Где же христианин должен искать себе образцов для подражания и руководства: не в жизни ли святых Божиих?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в Богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: «Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога» 646 . О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как «кипарис высоковерхий, возрасл еси... в пустныни неплодней» 647 . Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: «...яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви» 648 . В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: «Яко шипок, яко крин священный сладковонен, святителю, яко кипарис, яко миро Божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне» 649 . Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвел, «яко кипарис, посреде земли Российския» 650 . В акафисте благоверным Петру и Февронии Муромским (†1228; пам. 25 июня) говорится: «Радуйтеся, кипариси чудоточнии рая Иисусова» 651 . В сочетании с другими цветами и растениями говорится о других подвижниках. Преподобный Даниил Столпник († ок. 489–490; пам. 11 дек.): «Яко крин, отче, сельный в раи воздержания процвел еси и, яко кипарис, на высоту возвысился еси совершенства, яко маслина, псаломски явился еси, лица и сердца наша, умащая елеем болезней твоих» 652 . Подобным образом говорится и о преподобном Герасиме на Иордане (†475; пам. 4 марта): «Процвел еси, отче, во дворех Бога нашего, яко финикс высокорасленный, яко кипарис, возвеличился еси Божественными возношении» 653 . Говоря о деревьях и растениях, гимнографы прославляют святых подвижников, «насадив» ими райский сад. Названные святые явили нам образец веры и исполнения заповедей Христовых, это «кипарисы» духа и ныне они пребывают в райских селениях. Мы же, осознаём своё недостоинство, и каждый может сказать о себе словами Богородичной стихиры из службы священномученику Ферапонту (III в.; пам. 27 мая): «Аз есмь древо неплодное, Всенепорочная, неплодящее плода спасеннаго, темже и трепещу посечения, да не како ввержен буду в огнь негасимый окаянный» 654 . Царственное животное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксёнов (1886, с. Рычково, Никольского у., Вологодской губ. - 26.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Окончил Вологодскую ДС. В 1917 г. назначен вторым священником в храм в честь свт. Николая в с. Черновско-Николаевское Вологодской губ. (с янв. 1929 г. - Нижегородская обл.). В 1929 г. арестован, 5 апр. того же года тройкой при ОГПУ по Нижегородскому краю осужден за «антисоветскую агитацию» и выслан на 3 года в Нарымский край. 7 мая 1936 г. вновь арестован и 4 авг. Спецколлегией Кировского краевого нарсуда приговорен к 10 годам тюремного заключения за «антиколхозную агитацию» и «хранение проповедей контрреволюционного содержания». 5 марта 1937 г. переведен в Карагандинский ИТЛ. 5 сент. арестован в лагере за систематическую «религиозную агитацию среди заключенных». 20 сент. тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе со свящ. Стефаном Григорьевичем Костогрызом, расстрелян. Реабилитирован 31 янв. 1990 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра правовой информации при обл. прокуратуре Караганды. Д. 2076. Ист.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 43. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64076.html

11 февр.) говорится: «Житию ангельскому ревнитель бысть, святе, подражая тех ангелоподобное житие» 592 . Ниже Церковь обращается к нему: «О преблаженный отче Димитрие, гражданин явился еси мысленнаго рая, лоза пресветла винограда Христова, плод имущи вечныя жизни» 593 . В службе Собору Радонежских святых читаем: «Яко многоплодный вертоград явися на земли Радонежстей обитель Троицы Живоначальныя» 594 . В службе преподобного Михея Радонежского (†1385; пам. 6 мая) говорится: «Радуйся, пустыне Радонежская, прорастившая крины духовныя в вертограде преподобнаго Сергия» 595 . Великие подвижники Церкви – это подражатели Христу и исполнители Его заповедей. Священномученик Поликарп Смирнский (†167; пам. 23 фев.) свою верность и преданность Богу запечатлел своими страданиями и теперь в службе он называется «Многоплодный добродетелей доброплодный сад Владыце явился» 596 . В службе святителю Никите Новгородскому (†1108; пам. 31 янв.) образно говорится о плодах его архипастырской заботы о врученной ему паствы: «Яко сад присноцветущ, люди твоя сотворил еси, сия во благочестии возрастив, умножил еси, и от сего верен раб и делатель винограда Христова показался еси» 597 . В службе священномученика Климента Анкирского (†312; пам. 23 янв.) образ сада использован для описания и прославления страданий святого иерарха: «Верт зряще твоего страдания, ран цветы, блаженне, твоих, радующеся, пожинаем и различными чудесы чувства обвеселяем» 598 . Образ сада со множеством ценных деревьев показан в службе отцов Киево-Печерских, их же нетленные мощи почивают в Дальней пещере (Пам. 28 авг.): «Вертоград заключен ты еси, пещеро святая, в тебе бо Садитель Вышний насади множество древес, богоносных отец, аки кедров ливанских, иже досягоша Небес высотою, имже удивляяся, пою песнь Богу моему» 599 . Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках: «...достойны были...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010